Аттестат налогового консультанта что дает
Аттестат налогового консультанта
Программы Центра имеют образовательную профессиональную аккредитацию Ассоциации налоговых консультантов. Это значит, что программы прошли самую тщательную экспертизу специалистов профессионального сообщества в сфере налогообложения и налогового менеджмента.
Программы профессиональной переподготовки «Налоговый юрист», «Налоговый и финансовый менеджмент, анализ и аудит» – позволяют получить Аттестат налогового консультанта слушателям, успешно прошедшим обучение по одной из данных программ и сдавшим квалификационный экзамен в Ассоциации налоговых консультантов.
Программа «Налоговый аудит» – позволяет пройти переаттестацию на звание налогового консультанта, успешно закончившим обучение по данной программе и сдав квалификационный экзамен в Ассоциации налоговых консультантов*.
*Только для имеющих Аттестат налогового консультанта, который был получен ранее и у которого истекает/истек срок действия.
Ассоциация налоговых консультантов – это профессиональное объединение людей, которые сталкиваются с решением вопросов в сфере налогов и налогообложения. Главной задачей Ассоциации является развитие налогового консалтинга.
Аттестат поможет, как открыть новый вектор в профессиональном развитии, так и достичь новых ступеней в карьере.
Образец Аттестата
С квалификационными требованиями Вы можете ознакомиться в программах.
Подробнее об Ассоциации налоговых консультантов вы можете прочитать здесь
Аттестат профессионального налогового консультанта
Аттестат профессионального налогового консультанта подтверждает, что его обладатель:
Программа подготовки к экзамену основана на лучшей мировой практике бизнес-образования и направлена на выработку практических навыков.
Аттестат поможет, как открыть новый вектор в развитии карьеры бухгалтера, так и подойдет для специалистов, нацеленных на работу в налоговых службах компаний.
Квалификационные требования
Образование и доп. обучение | Опыт практической работы |
---|---|
Среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) | не менее 5 лет |
Образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления | |
Высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) | не менее 3 лет |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления |
Специалистам, не являющимся членами ИПБ России и имеющим квалификационный аттестат налогового консультанта
Одновременное выполнение двух условий освобождает специалиста от сдачи экзамена ИПБ России:
Для получения аттестата необходимо вступить в действительные члены ИПБ России.
Краткое содержание программы экзамена для получения аттестата
Полная версия программы (с темами и рекомендуемой литературой) предоставляется претендентам на аттестацию ИПБ России.
Особые условия для членов ИПБ России
Члены ИПБ России могут получить аттестат профессионального налогового консультанта, сдав экзамен, который состоит из 2 блоков:
Для прохождения тестирования обязательная подготовка не требуется. Но ИПБ России рекомендует пройти соответствующую подготовку в рамках повышения профессионального уровня с получением сертификата ИПБ России в объеме 40 часов.
Образец аттестата
Бланк аттестата исполнен на листе формата А4, имеет высокую степень защиты и твердую обложку бирюзового цвета.
Аттестат профессионального налогового консультанта
Аттестат профессионального налогового консультанта подтверждает, что его обладатель:
Программа подготовки к экзамену основана на лучшей мировой практике бизнес-образования и направлена на выработку практических навыков.
Аттестат поможет, как открыть новый вектор в развитии карьеры бухгалтера, так и подойдет для специалистов, нацеленных на работу в налоговых службах компаний.
Квалификационные требования
Образование и доп. обучение | Опыт практической работы |
---|---|
Среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) | не менее 5 лет |
Образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления | |
Высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) | не менее 3 лет |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления |
Краткое содержание программы экзамена для получения аттестата
Полная версия программы (с темами и рекомендуемой литературой) предоставляется претендентам на аттестацию ИПБ России.
Образец аттестата
Бланк аттестата исполнен на листе формата А4, имеет высокую степень защиты и твердую обложку бирюзового цвета.
Комплект документов для претендента
Опыт получения аттестата налогового консультанта
С 1 января 2019 г. деятельность по налоговому консультированию можно осуществлять только при наличии квалификационного аттестата налогового консультанта. Для получения последнего необходимо сдать экзамен. Как успешно его пройти? Опытом поделятся Горошко Елена Анатольевна, Павлюкович Вадим Иванович и Тубольцев Евгений Геннадьевич, уже получившие данный аттестат.
1. Несколько слов о себе (должность и место работы).
Елена Горошко: я налоговый консультант — индивидуальный предприниматель, сертифицированный аудитор, автор публикаций в журналах «Главная книга», «Промышленно-торговое ПРАВО», «Заработная плата», «Планово-экономический отдел» и др.
В настоящее время работаю аудитором, консультантом по налогообложению в ООО «Аудиторский центр «Эрудит».
Значительный опыт в консультировании субъектов хозяйствования я получила, работая в качестве специалиста центра бухгалтерской аналитики ООО «ЮрСпектр» и бухгалтера-консультанта в ООО «Онлайн-бухгалтерия». В ноябре 2013 г. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и по настоящее время консультирую субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Опыт работы в бухгалтерской сфере, сфере консультирования — 21 год.
Вадим Павлюкович: в 1998 г. окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «Экономика и управление производством». Имею степень бакалавра экономических наук. С 1998 по 2005 г. работал в налоговых органах; с 2005 по 2014 г. — главным бухгалтером. В 2006 г. получил квалификационный аттестат аудитора, в 2011 г. — диплом DipIFR ACCA. В 2015 г. успешно прошел обучение по стандартам программы Executive MBA. Получил диплом EMBA Kozminski University. Являюсь экспертом в области бухгалтерского учета и налогообложения. Опыт аудиторских проверок организаций различных форм собственности и направлений деятельности с 2009 г.
С 2014 г. я директор ООО «ФинЭкспертиза-Бел» — компании, специализирующейся на оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг. Клиентская база на сегодня порядка 320 организаций.
Евгений Тубольцев: место работы — ООО «ФинЭкспертиза-Бел», должность — руководитель отдела аудита. Аудитор, налоговый консультант, DipIFR.
У меня высшее экономическое образование. Являюсь экспертом в области бухгалтерского учета, налогообложения, бизнес-планирования и экономического анализа. Практик. Работал в налоговых органах. Есть опыт работы начальником планово-экономического отдела группы предприятий (отрасль — промышленность и машиностроение). Знаю 1С 7 и 1С 8. Опыт работы в аудите 9 лет.
2. Почему решили стать налоговым консультантом?
Елена Горошко: Я решила стать профессиональным налоговым консультантом, потому что считала, что это одно из перспективных направлений. До настоящего времени оно отсутствовало в Республике Беларусь, тогда как в других странах подобная практика существует не одно десятилетие.
Налоговый консультант — это компетентный посредник между налогоплательщиками и налоговыми органами. Его профессиональная миссия — защита интересов налогоплательщиков, помощь в решении вопросов налоговой сферы. Налоговые консультанты общаются с представителями налоговых органов на одном языке, от них часто зависит конструктивное сотрудничество всех участников налоговых правоотношений. Налогоплательщик, как правило, с трудом понимает сформулированные должностным лицом ответы на его вопросы и запросы. Участие налогового консультанта в качестве посредника между налогоплательщиком и налоговым органом существенно меняет ситуацию. Благодаря этому разногласия и проблемы между налоговым органом и налогоплательщиками, еще не дошедшие до налогового спора, могут решаться на деловом уровне, отодвигая эмоциональные аспекты конфликта на задний план.
Субъекты хозяйствования в основном заинтересованы в правильном и своевременном исчислении налогов, что вызывает необходимость привлечения налоговых консультантов. Кроме того, это отличный шанс минимизировать предпринимательские риски, снизить возможность возникновения ошибок, влекущих штрафные санкции.
Вадим Павлюкович: Работая с 2009 г. на рынке аудиторских, юридических услуг и услуг в сфере аутсорсинга бухгалтерского учета, наша компания делает ставку на комплексное удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования.
С появлением института налоговых консультантов мы поставили перед собой цель — предоставить возможность клиентам получить услуги в рамках Указа от 19.09.2017 N 338 «О налоговом консультировании». В связи с этим уже несколько сотрудников компании успешно сдали экзамены на налогового консультанта.
Евгений Тубольцев: Стараюсь идти в ногу со временем. Считаю, что профессиональные услуги должны оказывать квалифицированные специалисты, подтвердившие уровень своей квалификации.
3. По каким направлениям сдавали квалификационный экзамен:
— налоговое консультирование организаций, ИП и физлиц;
— налоговое консультирование организаций;
— налоговое консультирование ИП и физлиц?
Елена Горошко: Я сдавала квалификационный экзамен по направлению «налоговое консультирование организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц», т.к. моими клиентами могут быть и юридические, и физические лица (в том числе ИП).
Вадим Павлюкович: Я выбрал это же направление.
Евгений Тубольцев: Аналогично.
4. Как готовились к экзамену: самостоятельно или посещали курсы? Подробнее остановитесь на процессе подготовки. Сколько времени Вам понадобилось?
Елена Горошко: В конце 2015 г. я прошла обучение в пилотной группе подготовки налоговых консультантов, организованной в рамках проекта ПРООН и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов» (PROJECT OF UNDP AND Ministry of Taxes and Duties OF BELARUS «Assistance in Establishing Tax Advisory Services in Belarus»).
После вступления в силу Указа от 19.09.2017 N 338 «О налоговом консультировании» и объявления первых дат проведения квалификационного экзамена мне надо было просто освежить, осовременить полученные во время данного обучения знания.
Для этого я изучала нормативные правовые акты (НПА), связанные с налогообложением (в частности, НК). Систематизировала полученную информацию с помощью лайфхака, которому научили на курсах подготовки аудиторов. Преподаватель раздал нам незаполненную таблицу, в шапке которой были указаны элементы налогообложения (объект налога, налоговые база, период и ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, сроки представления налоговой отчетности, особенности), а в первой колонке были перечислены все налоги и сборы, установленные в Республике Беларусь. На занятии нам предлагали кратко ее заполнить, используя имеющиеся НПА. Потом можно было повторить данную процедуру дома. На зачете таблицу необходимо было заполнить, но уже по памяти. После успешной сдачи экзамена я могу порекомендовать этот метод.
Совет!
Для подготовки к экзамену можно использовать памятки по налогам, которые разработаны специалистами ООО «ЮрСпектр».
На подготовку к экзамену я выделила две недели. При этом основную работу никто не отменял.
Вадим Павлюкович: Изначально был участником пилотной группы подготовки налоговых консультантов. Но учитывая тот факт, что принятие Указа от 19.09.2017 N 338 «О налоговом консультировании» слегка затянулось, не могу сказать, что это дало мне преимущество на экзамене.
Готовился к экзамену самостоятельно. Подготовку начал за два дня до даты сдачи. С 1998 г. я постоянно работаю с налогами, поэтому при подготовке сделал акценты на изучении НК и законодательных актов в части налогов и сборов, с которыми меньше встречаюсь на практике (ремесленная деятельность, агроэкотуризм, акцизы и т.п.).
На тестировании можно пользоваться нормативкой. Я повторил содержание глав и статей НК (что и где написано). Это очень помогло: на поиск нужных положений в нормативке ушло значительно меньше времени.
Евгений Тубольцев: Готовился самостоятельно. Время оценить тяжело. Направление экзамена сопряжено с моей профессиональной деятельностью, поэтому основную часть материала усвоил еще до того, как решил сдавать экзамен. Если говорить о целенаправленной подготовке к экзамену, то на протяжении двух недель старался ежедневно после работы уделять этому несколько часов. Часть времени пришлась на выходные дни. Я структурировал имеющиеся знания, изучил аспекты налогообложения, которые редко встречал на практике.
При подготовке больше времени рекомендую затратить на изучение (или повторение) принципов определения налоговой базы по налогам, вопросов применения налоговых льгот, административной ответственности.
5. Как проходили первый и второй этапы экзамена, были ли вопросы с подвохом, чему уделить больше внимания при подготовке?
Елена Горошко: Экзамен проходил в два этапа:
— первый — это компьютерное тестирование (надо было ответить на 20 вопросов и решить 3 задачи),
— второй — в устной форме по билетам (в каждом по 3 вопроса).
Во время компьютерного тестирования можно было пользоваться текстами нормативных документов, на основе которых составлялись задания. Поиск в данных документах помогает, если знаешь, где и что искать. Если есть опыт работы с нормативными актами — найти правильные ответы на вопросы не проблема.
Совет!
Искать необходимый текст в документах можно с помощью сочетания клавиш Ctrl + F.
Задачи на тестах — это практические ситуации, с которыми бухгалтер сталкивается в работе. При решении задач нужно быть очень внимательным. Важно убедиться, что ты правильно понимаешь суть вопроса.
Мне попалась такая задача, при решении которой можно было допустить ошибку.
Надо было решить, применить или нет стандартный налоговый вычет в размере 102 бел. руб. при расчете подоходного налога, если общая сумма дохода работника за месяц превысила установленный порог 620 руб. Я увидела, что одной из выплат была материальная помощь, которая льготируется согласно подп. 1.19 ст. 163 НК и при изъятии которой сумма дохода не превышает 620 руб., и решила предоставить данный вычет. И не ошиблась.
Времени в компьютерном классе было достаточно. За 3 часа можно решить тест и не один раз проверить ответы с помощью нормативной базы.
Второй этап — устный экзамен. На подготовку ответов дается 10 — 15 минут. Комиссия может задавать дополнительные вопросы, в основном связанные с вопросами билета.
Для подготовки надо ознакомиться не только с НК, но и с НПА, регулирующими административную ответственность в области налогообложения (КоАП), а также теми НПА, которыми устанавливаются некоторые налоговые льготы, например, Декретом от 07.05.2012 N 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и Указом от 22.09.2017 N 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Учить наизусть НПА не нужно, при ответе никто не требует излагать по пунктам дословно главу про тот или иной налог.
Этапы экзамена проводятся в разные дни. При компьютерном тестировании результат появляется на мониторе, после того как вы подтвердите, что прохождение теста окончено. Итоги устного тестирования оглашают, когда все претенденты ответят на вопросы своих билетов.
Вадим Павлюкович: Первый этап не вызвал затруднений. Времени предостаточно, особенно если знаешь, где в нормативке искать ответ. Главное — внимательно читать вопросы теста и условия задач. Я отвечал на вопросы, пропуская те, в ответах на которые не был уверен. При этом важно следить за временем. Я отвел на каждый вопрос по 3 минуты, на задачу не более 30 минут, 30 минут — как резерв. На весь тест я потратил всего 40 минут.
Второй этап также не был сложным. Понравился лояльный подход членов комиссии.
Евгений Тубольцев: Времени первого этапа экзамена вполне достаточно, чтобы внимательно изучить вопросы и сориентироваться с ответом, решить задачи. В основном заложенные в тестах и задачах нюансы прямо регулируются законодательством. Надо быть предельно внимательным: ответ, который, кажется, лежит на поверхности, может оказаться неверным.
На втором этапе пришлось полагаться только на собственные знания. Следует отметить, что на устном экзамене комиссия в целом была настроена лояльно, вопросы задавались по существу. Тем не менее, чувствовалось, что оцениваются знания и умение ориентироваться в вопросах налогового, бухгалтерского и административного законодательства.
6. Как справиться с эмоциями на устном экзамене?
Елена Горошко: Сам экзамен, конечно, отнимает много нервов, но нужно собраться, сосредоточиться и внимательно читать задания.
Не следует зацикливаться на одном вопросе и тратить на него все время, лучше пропустить его и продолжить проходить тест или отвечать билет дальше.
Вадим Павлюкович: Я не волновался. Может, возраст. Для меня — это просто очередной раз, когда надо продемонстрировать свои знания. В принципе, любой контакт с клиентом, консультация, аудит — то же самое. Надо продемонстрировать свои знания.
Евгений Тубольцев: Меня успокаивало то, что уже достаточно большое количество людей успешно сдали экзамен, значит, все реально и достижимо. К экзамену психологически готовился заранее, хорошо выспался. Я не воспринимал экзамен как конец жизни. Для меня это было интересное тестирование, проверка моих знаний.
7. Если экзамен не сдал, когда можно идти на пересдачу? Она платная? На Ваш взгляд, что является причиной: не хватает времени, не смогли воспользоваться нормативкой, стресс, каверзные вопросы и пр.?
Елена Горошко: Если с первой попытки не получилось сдать экзамен, то можно повторить ее, но не ранее чем через три месяца. При этом, конечно, необходимо заплатить за сдачу экзамена повторно (5 базовых величин).
Причиной несдачи может быть банальное волнение. Времени на сдачу экзамена дается достаточно, а вопросы, действительно, встречаются каверзные. Иногда очень хороший специалист на экзамене просто может растеряться. Надо внимательно читать вопросы, сосредоточиться, не поддаваться эмоциям.
Из опыта коллег могу сказать, что затруднение во время экзамена вызывают вопросы, связанные с редко встречающимися на практике налогами.
Совет!
При подготовке к экзамену уделите особое внимание тем налогам и сборам, с которыми в своей деятельности сталкиваетесь не так часто.
8. Что изменится в Вашей работе с получением аттестата налогового консультанта?
Елена Горошко: С получением квалификационного аттестата налогового консультанта моя деятельность по ведению учета и консультированию в области налогообложения с 2019 г. станет законной.
Кроме того, приятно, когда твои знания подтверждены не только хорошими отзывами клиентов, но и документами.
Вадим Павлюкович: Наверное, значительно ничего не поменяется. Может быть, будет еще одно доказательство для наших клиентов, что они сделали правильный выбор, работая с компанией и со мной лично.
Евгений Тубольцев: Думаю, что данный факт послужит дополнительным фактором доверия со стороны наших клиентов.
9. Что посоветуете тем, кто еще раздумывает, быть или не быть налоговым консультантом? Может, есть смысл сдать на аттестат аудитора?
Елена Горошко: Для тех, кто ежедневно занимается деятельностью, связанной с налогами, и уверен в своих знаниях, бояться экзамена не стоит. Нужна внимательность, вера в себя и время для усвоения и систематизации новой информации (если ранее не работали с каким-то налогом или сбором).
Да, аудиторы в большинстве случаев также справляются с консультированием в области налогообложения, но их профессиональная деятельность заключается в другом. Кроме того, при подготовке аудиторов вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты налогов, уделяется немного внимания, примерно 20% от общего времени подготовки. Экзамен очень сложный и также проводится в два этапа; при компьютерном тестировании, например, необходимо ответить на 100 вопросов и набрать не менее 75 баллов.
Билеты для тестирования содержат вопросы по таким разделам программы, как бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность, МСФО, налоги, сборы (пошлины) и налогообложение, право, управленческий учет, финансовый менеджмент, аудит, профессиональная этика бухгалтеров.
Кроме того, надо сдать устный экзамен по двум направлениям: непосредственно порядку проведения аудита и анализу финансово-хозяйственной деятельности.
Вадим Павлюкович: Аттестат аудитора, налогового консультанта, профессионального бухгалтера — их так много. И каждый из них говорит о высоком профессионализме его обладателя. А какой из них получить — личное дело каждого. По моему мнению, главное заниматься в жизни любимым делом.
Евгений Тубольцев: Выбор всегда остается за самим человеком, ведь каждая работа имеет особенности. По сложности экзамены приблизительно находятся на одном уровне, в чем-то различаются сферы знаний. В любом случае, деятельность налогового консультанта или аудитора предполагает повышенную степень ответственности и уровня знаний. Наличие аттестата — дополнительное подтверждение профессионализма специалиста.
Налоговый консультант: кто это и чем занимается?
Сфера финансов изобилует нюансами и «подводными камнями». Начиная бизнес, нужно учитывать, как можно больше факторов. И главный из них – налоговая нагрузка. Сколько и в каких формах предстоит отдавать государству – важный пункт любого бизнес-плана. Учитывая, что налоговое законодательство в России меняется чуть ли не каждые полгода, бизнес-планирование превращается в весьма нетривиальную задачу.
Ну а решать её призваны специфические специалисты – консультанты по налогам и сборам, или просто налоговые консультанты.
Налоговые консультанты и аудиторы: в чем разница?
Финансовая сфера изобилует различными специальностями: здесь и бухгалтеры, и адвокаты по арбитражным делам, и аудиторы. Примерно с начала 2000-х годов в России к ним добавились ещё и консультанты по налогам.
Несмотря на то, что это самостоятельный вид деятельности, налоговых консультантов часто путают с аудиторами. В чем же между ними разница?
Если упрощать, то аудитора вызывают в двух случаях: когда уже «всё плохо» и пора ставить диагноз, или когда есть нужда проверить финансовые дела перед очередной налоговой отчетностью. Грубо говоря, аудитор беспристрастно анализирует все бреши в финансах и выдает заключение. Что с ним делать – уже решает собственник бизнеса.
Более того, аудитор, если он работает на независимую организацию, не имеет права оказывать консалтинговые услуги – это может вылиться в конфликт интересов между заказчиком и исполнителями.
В отличие от аудитора или адвоката по финансовым вопросам, налоговый консультант имеет право не просто консультировать и давать советы. Его прямая задача – выстраивать стратегию взаимоотношений с налоговыми органами для своего клиента.
Основные обязанности налоговых консультантов
Источник фото katemangostar/freepik
Итак, работа налогового консультанта, таким образом, заключается в планировании. Если конкретнее, то в его обязанности входит:
разъяснение собственнику нюансов налогового законодательства и их влияния на прибыль;
составление отчетов и аналитических документов по текущей ситуации в налоговом законодательстве;
налоговое планирование на определенные периоды;
оптимизация налоговых расходов для повышения эффективности бизнеса;
правовая экспертиза налоговых документов;
представление интересов компании в налоговых органах, а также в суде и правоохранительных органах.
Чем-то работа налогового консультанта похожа на деятельность адвоката по финансовым делам, но в отличие от любого юриста консультант гораздо глубже разбирается в финансах, планировании и бухучете.
Не случайно, подобные специалисты владеют двумя образованиями – юридическим и экономическим.
Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может исполнять бухгалтер? Всё просто. У бухгалтера, как правило, не хватает компетенций, чтобы вносить коррективы в финансовую политику. Более того, весьма часто бухгалтеры, будучи материально ответственным лицом, предпочитают перестраховаться и переплатить государству. В итоге компания упускает прибыль, а государство получает лишнюю головную боль в виде возврата налогов.
Где выучиться на налогового консультанта
В силу специфики профессии, чтобы успешно работать налоговым консультантом, потребуется как минимум юридическое образование со специализацией в финансово-правовой сфере. Однако при этом дополнительно потребуется пройти бухгалтерскую подготовку и иметь стаж работы по основному профилю не менее 3-х лет.
Как таковой системной подготовки налоговых консультантов не существует. Главным образом соискатели на такую работу проходят курсы переподготовки по направлению «Налоговое консультирование». Сроки обучения составляют порядка 380 академических часов.
Вакансии для налоговых консультантов на рынке труда, средняя зарплата
Оплата труда налоговых консультантов сильно зависят от опыта и сферы деятельности. Однако при этом наиболее высокие зарплаты можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство консалтинговых фирм. Там специалист с опытом работы до 3 лет может рассчитывать в среднем на 90 тысяч рублей. Попадаются вакансии с предложением 120 – 130 тысяч рублей в месяц, но это скорее зарплата для начальников отделов.
Тем не менее, вакансии налоговых консультантов попадаются весьма часто.
Плюсы и минусы профессии налогового консультанта
возможности для карьерного роста;
интересная аналитическая работа.