Аудит по кадрам проверяют работника что проверяют
Кадровый аудит: цель аудита по кадрам и кадрового делопроизводства, пошаговая инструкция, виды, цели и задачи
В широком смысле аудит — независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. В отличие от ревизии, которую проводят с целью финансового контроля, аудирование помогает улучшить финансовые показатели. Кадровый аудит — это одно из направлений аудита, цель которого — снизить риски нарушения трудового законодательства в компании, улучшить работу с кадрами. По итогам проверки руководитель узнает о реальном положении дел и компетентности своих кадровиков, получает шанс укрепить трудовую дисциплину, позаботиться о соблюдении прав своих сотрудников.
Виды аудита
Обязательный — для проверки финотчетности или в случаях, установленных федеральными законами. Распространяется на торговцев ценными бумагами, фонды, имеющие статус международных, и другие предприятия, установленные статьей 5 Закона №307-ФЗ 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности». Срок проведения — один раз в 1-5 лет. Аудирование проводит специализированная компания, выигравшая открытый конкурс.
Внешний — с привлечением сторонних специалистов. Основание — решение собственников, инвесторов, предстоящая проверка инспекции по труду. Преимущество — независимая экспертиза, качественный аудит кадрового делопроизводства, профессиональные консультации в сфере налогообложения, управления персоналом.
Внутренний — самостоятельная проверка силами отдельно взятого предприятия по решению руководства, собственников. Цель аудирования — контроль работы персонала, оценка реального состояния дел, защита интересов компании и ее владельцев.
Высокая частота проверок способствует оптимизации рабочего процесса, сведению к минимуму ошибок и рисков. Руководитель лучше понимает, как работает его кадровая служба, может оценить уровень компетентности сотрудников, реальное состояние делопроизводства.
Проверка кадровой службы
Кадровый учет ошибочно считают менее важным, чем бухгалтерский, поэтому кадровому делопроизводству не уделяют должного внимания. С такой проблемой часто сталкивается малый бизнес, когда на пороге стоит инспекция по труду или возникает конфликт с работником фирмы. Обычно к этому моменту ситуация настолько запущена, что самостоятельно навести порядок в документах почти невозможно. Желательно пригласить компанию, которая занимается кадровым консалтингом. Аудит не выполняет управленческие функции. Его задача — консультирование (консалтинг). Консалтинговые услуги сводятся к поиску проблем в области управления персоналом, путей их разрешения, формированию эффективных методов руководства.
Грамотный консалтинг помогает:
● оптимизировать работу с кадрами, ведение делопроизводства;
● избежать финансовых рисков (в части штрафных санкций за нарушение законодательства о труде, переплат заработной платы);
● минимизировать юридические риски (в части трудовых споров, проверок контролирующих и надзорных органов);
● снизить репутационные риски.
Это — одно из направлений аудита для оценки управления персоналом и анализа потенциала предприятия. Консультации консалтинговых специалистов помогут решить трудовой конфликт. Аудиторы составят рекомендации и инструкции по предотвращению таких проблем в будущем. Результаты проверки дают возможность понять, при каких условиях кадровая служба станет работать более эффективно, от каких сотрудников можно отказаться, повысить или понизить в должности.
Когда нужен аудит
Необязательные аудиторские проверки обычно планируют или проводят, когда в этом возникает необходимость. Их можно сделать полными — проверить всю документацию и получить рекомендации по устранению нарушений, или выборочными — для общего представления о состоянии кадрового учета, определения типичных ошибок и зон риска. Консалтинг актуален:
● при слиянии, разделении компаний;
● для оптимизации работы обособленных структурных подразделений предприятия, системы управления персоналом;
● при сокращении штата или увеличении численности работников;
● при смене руководства фирмы/руководителя кадровой службы;
● когда ожидается проверка трудовой инспекции или других контролирующих органов.
Кому доверить аудит по кадрам
Проверку можно проводить своими силами. Тогда деятельность аудиторов регламентируют внутренние инструкции, приказы, распоряжения. В состав аудиторских групп обычно включают юристов, кадровиков, бухгалтеров, психологов, работающих на предприятии.
Количество аудиторов во многом зависит от размера компании, например, на предприятии с численностью штата до 500 человек аудит поручают одному человеку, до 3000 — 2-3, в фирмах с разветвленной сетью филиалов — группам до 10 человек. Специалисты подчиняются напрямую руководителю компании или директору по персоналу. Во втором случае независимость аудита не обеспечена, поскольку на объективность не должны влиять коллеги, собственные предубеждения, давление со стороны руководства.
Внешним аудированием занимаются консалтинговые компании, такие, как Лаборатория Гуманитарные Технологии. Аудиторы обладают нужными теоретическими знаниями, практическими навыками, помогут организовать работу кадровиков, оптимизировать учет и управление персоналом. Специалисты по консалтингу оказывают услуги на основании договора лизинга или аутсорсинга, в котором определен объем работ.
Какой аудит лучше — своими силами или внешний? Минусы внутреннего аудирования — занимает много времени (особенно, когда проверку проводит один или два специалиста), часто дает необъективные результаты экспертизы, поскольку на аудиторов могут оказывать воздействие другие сотрудники. Фактически, внутренние аудиторы — персонал, который будет проверять собственную работу. От результатов проверки зависит оплата их труда. Обнаруженные недостатки придется исправлять самостоятельно, разрабатывать и внедрять предложения по улучшению собственной деятельности.
Внешние аудиторы оценивают кадровое администрирование, правильность работы с документами с точки зрения требований законодательства, что полностью соответствует целям аудирования кадров. При необходимости консалтинга в части налоговых рисков, корректности расчета среднего заработка сотрудников привлекают специалистов по бухгалтерскому учету, налогового консультанта.
Внешний независимый аудит обеспечивает:
1. Сокращение трудовых и материальных затрат HR службы и предприятия в целом за счет минимизации документооборота.
2. Обоснованность кадровых решений.
3. Полноту, достоверность учета кадров на предприятии.
4. Защиту руководителя от возможных претензий контролирующих органов.
5. Защиту компании на случай трудовых споров.
Внешние аудиторы не являются сотрудниками проверяемой компании, не имеют личной заинтересованности в результатах проверки, поэтому сделают объективные выводы.
Кадровый аудит своими силами: пошаговая инструкция
Поскольку порядок проведения независимого аудирования не регламентирован законом, консалтинговые фирмы действуют по самостоятельно разработанным инструкциям, предлагают заказчикам различные пакеты услуг (в зависимости от целей проверки). Например, экспресс аудит предполагает проверку документов и составление отчета, в котором фиксируют нарушения, указывают последствия и размеры штрафных санкций. На цену консалтинговых услуг влияет объем работ, срочность проведения проверки. В среднем, начинается от 120-150 тыс. руб. Если такие расходы не запланированы, можно привлечь к проверке работников предприятия и сделать аудит собственными силами.
Что нужно сделать — пошаговая инструкция для внутреннего (самостоятельного) аудирования
Издать приказ о проведении проверки с указанием целей, определением сроков, создании группы аудирования. Обычно в состав группы включают начальника и работника отдела кадров, юриста, главного бухгалтера (или ответственного за оплату труда). Приказ подписывает руководитель предприятия.
Комиссия самостоятельно составляет план действий. Например, при аудите кадрового делопроизводства он выглядит так:
1. Определение перечня документации, подлежащей проверке.
2. Проверка наличия и юридическая экспертиза документов.
3. Соблюдение правил архивирования и условий хранения документации по кадрам.
Для оценки аспектов рабочего процесса обычно проверяют:
1. Правильность оформления заявлений сотрудников, заполнения трудовых книжек, заключения договоров.
2. Правильность составления приказов по кадрам.
3. Ведение личных карточек работников.
4. Наличие и содержание должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, колдоговора, документов по ОТ.
Если документооборот большой, а сроки поджимают, можно проверить выборочно, например, только документы, отсутствие которых влечет штрафные санкции и работодатель несет ответственность, согласно действующему трудовому и административному законодательству.
Основные моменты, на которые нужно обратить внимание
1. Работников предприятия знакомят со всеми внутренними приказами под роспись.
2. Каждая компания обязана принять меры по обеспечению правомерности и конфиденциальности обработки персональных сотрудников (Федеральный закон № 152-ФЗ от 26.07.06г.).
3. В графике отпусков отмечают очередные отпуска, переносы времени отдыха, фактическое пребывание персонала в отпуске. Если отдых по графику, работника уведомляют об этом минимум за 2 недели до его начала письменно, с подписью об ознакомлении (ч.3, ст. 123 ТК РФ).
4. Действующее штатное расписание и изменения к нему утверждают приказом, который подписывает руководитель компании.
5. Работодатель обязан вести табель учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ), в котором фиксируют отработанное (или неотработанное ) время для расчета зарплаты персонала или статотчетности. Формат бланка табеля разработан Госкомстатом, но организации и ИП имеют право применять другие способы контроля.
6. Приказы по личному составу и основной деятельности хранят отдельно.
7. Трудовые книжки регистрируют в книге учета движения. Сотрудник, ответственный за их ведение, обязан своевременно вносить записи о внутреннем движении и поощрении работников.
8. В личных карточках персонала записывают актуальные данные (прием, перевод на другую работу, смена фамилии).
9. Кадровые журналы прошивают, нумеруют, скрепляют печатью предприятия и подписью руководителя.
Заключительный этап — составление отчета. В документе отражают порядок проверки, сроки, когда она проведена. Описывают проверенную документацию, указывают нарушения и дают рекомендации по исправлению. Руководитель компании назначает ответственных за устранение недочетов на каждом участке, принимает решение по нерадивым сотрудникам (наказание, обучение, увольнение).
1. Определение проблем в работе персонала.
2. Оптимизация затрат на содержание работников.
3. Экспертиза кадровой системы и рисков ее деятельности.
Если рекомендации по оптимизации работы сотрудников будут учтены руководством предприятия, фирма будет готова к любым кризисным ситуациям.
Исправление ошибок в учете
Защита при налоговых проверках
Договоры для бухгалтера
Выдаем удостоверение о повышении квалификации ( заносится в госсреестр). Программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер».
Проверяем кадровую документацию своими силами
Кадровая документация в организации должна вестись в установленном порядке. Однако на практике зачастую допускаются ошибки. Для того, чтобы проверить порядок ведения кадрового делопроизводства в организации, можно:
— привлечь внешних специалистов (внешний аудит);
— провести проверку самостоятельно (внутренний аудит).
Внутренний аудит потребует для организации наименьших денежных затрат. Рассмотрим, какие основные действия следует предпринять, чтобы его провести.
Шаг 1: ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА
Аудит кадровых документов проводится с целью проверки их соответствия требованиям законодательства. Как правило, наниматель решает провести аудит, когда в нем возникает необходимость. Обычно его проводят:
перед государственной проверкой;
при смене руководителя организации или кадровой службы;
в случае изменения законодательства и т.д.
Шаг 2: ОФОРМЛЯЕМ ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ
— задачи и цели проведения аудита;
— сроки проведения аудита.
Наниматель сам устанавливает период, за который проводится аудит кадровой документации. Зачастую такой срок зависит от причины проведения аудита. Это может быть и несколько дней, и несколько недель, и даже несколько месяцев.
Справочная информация. Узнать, придет ли государственный инспектор в вашу организацию, можно на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь: http://kgk.gov.by/ru/koord_plan_minsk-ru/. План проверок составляется на полугодие, т.е. 2 раза в год. |
— состав комиссии, которая будет проводить аудит, и ее полномочия.
Наниматель определяет круг лиц, которые будут проводить аудит кадровых документов. Для этого обычно создается специальная комиссия. Как правило, в комиссию входит не менее 3 человек, включая председателя. В ее состав могут включаться: инспектор по кадрам, юрисконсульт, бухгалтер по заработной плате, специалист по охране труда и т.п.;
— срок подготовки отчета (заключения) об итогах проведения аудита.
Шаг 3: ОПРЕДЕЛЯЕМ ОБЪЕМ ПРОВЕРЯЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
На этой стадии, как правило, составляется план проведения аудита. Если ранее в организации проводились проверки кадровых документов, то комиссия может проанализировать их материалы. Комиссия определяет объем документации, которая будет проверяться. Заранее составляется список документов, подлежащих проверке. К ним, как правило, относятся документы, которые должны быть в организации в обязательном порядке:
Шаг 4: ПРОВОДИМ АУДИТ
Рассмотрим основные моменты, на которые следует обратить внимание при проверке отдельных кадровых документов.
— не противоречить друг другу (например, устанавливать одинаковую систему оплаты труда, режим рабочего времени и пр.);
— оформляться в соответствии с законодательством. Для инструкций по охране труда установлены требования к структуре и содержанию: определены главы, которые должны быть включены, а также установлено, что в них следует отразить ;
— не ухудшать положение работников организации по сравнению с законодательством о труде и др.
Проверка трудовых договоров (контрактов).
Один из экземпляров заключенного с работником трудового договора (контракта) остается и хранится у нанимателя. Проверяя трудовые договоры (контракты), следует обратить внимание на наличие в них:
всех обязательных сведений и условий ;
Проверка личных дел.
Анализируя личные дела, следует обратить внимание:
— на последовательность включения в них документов;
— наличие в них обязательных документов.
Отметим, что личное дело должно формироваться в следующей последовательности.
Проверка приказов по личному составу.
Типичными нарушениями, встречающимися в таких документах, являются:
— отсутствие или неверное оформление реквизитов. Например, зачастую приказам присваивается неверный регистрационный индекс (литера «к» вместо «л» и наоборот). Нередко в приказах отсутствует основание, допускаются ошибки в расстановке пунктов, оформлении текста (шрифт, табуляция и пр.) и т.д.;
— ошибки в содержании приказа. На практике часто допускаются такие ошибки, как объединение вопросов по личному составу и по основной деятельности в одном приказе, неверное употребление оснований для увольнения (например, в приказе об увольнении вместо «по собственному желанию» пишут «по инициативе работника» и наоборот) и др.
Проверка трудовых книжек.
Распространенными ошибками в трудовых книжках, в частности, являются:
несоответствие наименования должности (профессии) работника выпуску ЕКСД (ЕКТС), трудовому договору и штатному расписанию;
несоответствие даты записи приказу или иному документу, на основании которого она внесена;
неверное внесение исправлений;
отсутствие необходимых записей (о переводе и т.д.) и др.
Шаг 5: ПОДВОДИМ РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА
По окончании аудита комиссией составляется отчет (заключение). В нем целесообразно отразить:
Если в ходе аудита выявляются нарушения, наниматель, как правило, назначает лицо, ответственное за их устранение. Виновных лиц наниматель может привлечь к ответственности,, направить на обучение и др. В то же время лица, не допустившие ошибки, могут быть поощрены за хорошую работу, например, премированы.
Как провести внутренний аудит кадровых документов
Внутренний аудит кадровой документации (далее — аудит) проводится с целью проверки соответствия такой документации требованиям законодательства. Аудит проводится непосредственно в самой организации собственными силами, то есть без привлечения сторонней организации. Как реализовать такую проверку — рассмотрим в материале.
Алгоритм проведения аудита
Комментарий к алгоритму
Шаг 1
Уполномоченное должностное лицо (как правило, руководитель организации) оценивает необходимость проведения аудита. Причина при этом может быть разной: предстоит проверка госорганами, сменяется руководитель организации или работник кадровой службы и т.д.
В приказе указываются цели и задачи аудита, а также определяются лица, которые будут заниматься его проведением. Обычно это комиссия из 3 и более человек, в том числе председатель комиссии. В состав комиссии могут включаться работники кадровых и юридических служб, бухгалтерии и иные должностные лица.
Также в приказе, на наш взгляд, необходимо обозначить срок проведения аудита. Наниматель сам устанавливает период (в днях, неделях, месяцах), за который проводится аудит. Как правило, продолжительность аудита зависит от причин его проведения, а также от объема самой проверки (например, при сплошном аудите проверяется вся документация за определенный период, а при выборочном — изучаются только отдельные вопросы).
Пример формулировки приказа:
«С целью проверки ведения и составления кадровой документации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести аудит кадровых документов в отделе кадров ООО «Полоса» в срок с 03.02.2020 по 20.02.2020.
2. Создать комиссию по проведению аудита в составе:
Председатель — начальник отдела кадров О.Ю.Миронов.
Члены комиссии: начальник юридического отдела А.А.Иванова;
инспектор по охране труда Е.Г.Краснова;
инспектор по кадрам А.В.Лебедева.
3. Начальнику отдела кадров О.Ю.Миронову подготовить отчет о проведенном аудите кадровой документации до 24.02.2020″.
Шаг 2
При проведении аудита проверяется следующее:
1. Наличие документов.
Отметим, что некоторые документы должны быть в организации в обязательном порядке. Основные из них приведены в схеме 2.
Условно кадровые документы можно разделить:
— на действующие в отношении всей организации или структурного подразделения (например, штатное расписание, график отпусков);
— оформляемые в отношении конкретного работника (трудовая книжка, контракт и пр.). Отметим, что одни такие документы оформляются на всех работников, другие — только в отношении определенных категорий. Подробнее см. таблицу 1.
Должностная инструкция может разрабатываться отдельно для конкретного работника или для всех должностных лиц, работающих по определенной должности.
Рабочая инструкция может разрабатываться отдельно для конкретного работника или для всех рабочих, работающих по определенной профессии
Обратите внимание!
В отношении лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, кадровые документы не оформляются. В частности, должность не предусматривается в штатном расписании, трудовая книжка не заполняется, должностная (рабочая) инструкция не разрабатывается.
2. Оформление документов.
Большинство кадровых документов (как на бумажном носителе, так и в электронном виде) оформляются с учетом требований Инструкции по делопроизводству и СТБ 6.38-2016.
Иными словами, кадровые документы должны:
— оформляться на соответствующих бланках (для отдельных видов документов);
— содержать обязательные и верно оформленные реквизиты (дата, текст, утверждение, согласование, подпись и пр.).
Пример
Работник направляется в командировку на полтора месяца. Для этого нанимателем издан приказ от 03.02.2020 N 14-л.
В приказе допущена ошибка. Так как срок командировки превышает 1 месяц, срок хранения приказа составит 75 лет. В регистрационном индексе таких приказов необходимо проставлять литеру «к» .
Порядок формирования и ведения личных дел установлен Инструкцией о личных делах. Она предусматривает последовательность включения документов в личное дело, правила оформления описи, личного листка по учету кадров и пр.
3. Содержание документов.
При проведении аудита следует проверить содержание документов на предмет соответствия законодательству. Примеры основных моментов, на которые стоит обратить внимание при проверке некоторых документов, рассмотрены в таблице 2.
Вид документа | Что учесть при проверке содержания документа |
Штатное расписание | Наименование должности служащего (профессии рабочего) в штатном расписании должно полностью соответствовать квалификационным справочникам (ЕКСД, ЕТКС). Наименования должностей служащих включены в ОКРБ 014-2017 |
Трудовые договоры | Должны содержать обязательные условия, предусмотренные ч. 2 ст. 19 ТК. Контракты помимо вышеуказанных должны содержать условия, установленные ст. 261-2 ТК |
Трудовые книжки | В них вносятся записи, указанные в п. 9, 10 Инструкции о трудовых книжках. В п. 9 Инструкции о личных делах указаны документы, которые не включаются в личное дело |
Личные карточки | Должны содержать сведения, предусмотренные в форме, установленной законодательством. При этом все изменения данных (образование, семейное положение, состояние здоровья и пр.) должны своевременно в них вноситься |
Содержание документов по определенным вопросам следует проверять параллельно. При этом следует обращать внимание на даты, наименования должностей служащих (профессий рабочих) и прочие сведения, которые должны совпадать у взаимосвязанных документов. Например, проверяя правильность оформления приема на работу, следует сопоставить приказ о приеме на работу, трудовой договор, запись о приеме на работу в трудовой книжке. Помимо этого, проверить, был ли ознакомлен сотрудник с документами, связанными с его трудовой деятельностью: ПВТР, коллективным договором (при его наличии), должностной (рабочей) инструкцией, инструкцией по охране труда.
Шаг 3
Результаты проведенного аудита следует предоставить лицу, назначившему аудит (или иному уполномоченному должностному лицу). Для этого комиссия фиксирует итоги в отдельном документе. Как правило, в отчете (заключении).
Утвержденной формы отчета нет, поэтому наниматель вправе самостоятельно ее определить. Содержание отчета должно быть лаконичным и полным. В нем отражается информация о проверенных кадровых документах и выявленных нарушениях. Также могут даваться рекомендации по устранению допущенных нарушений и указываться другие сведения.
По итогам проведенного аудита наниматель принимает соответствующие решения. Например:
— об устранении выявленных нарушений. При этом определяются должностные лица, которые обязаны их устранить, и сроки для проведения данной работы;
— о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях;
— о поощрении работников, не допустивших ошибок в своей работе.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex