Аутотелическая личность что это

Аутотелическая личность что это

Аутотелическая личность что это. 2018 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 750%D1%85150 02. Аутотелическая личность что это фото. Аутотелическая личность что это-2018 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 750%D1%85150 02. картинка Аутотелическая личность что это. картинка 2018 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 750%D1%85150 02.

Известный американский психолог Михай Чиксентмихайи стал знаменит благодаря введенному им термину «потокового состояния», которое способствует повышению удовлетворенности жизнью, другими словами, приближает людей к счастью. Термин немедленно завоевал симпатии по всему миру, сделав книгу Чиксентмихайи бестселлером.

Жителям России повезло, психолог выступит 21 апреля 2017 года на психологической конференции «Психология. Вызовы современности» и расскажет о том, к чему ему удалось прийти за годы глубокого погружения в тему. О потоке и потоковом состоянии написано много, но хочется вспомнить еще об одном понятии, которое активно использовал Михай Чиксентмихайи в своих исследованиях.

«Аутотелическая личность», в первую очередь, способна непринужденно и легко трансформировать потенциальные трудности в гармоничный баланс и новые возможности. Такие люди редко испытывают скуку, мало беспокоятся, все время включены в текущий момент и находятся в потоке большую часть своей осознанной жизни.

Дословный перевод термина означает “личность, чьи цели находятся внутри нее”. А, значит, цели такого человека возникают под влиянием внутреннего мира, а не обусловлены генетическими и социальными факторами. Личность самостоятельно оценивает собственные переживания, и именно в этом процессе происходит формирование цели, а не под воздействием социальных стереотипов, как у большинства людей.

Конечно, существуют объективные внешние и внутренние причины, по которым обретение состояния потока становится затруднительным или невозможным. В частности, к внутренним причинам относятся исключительный эгоцентризм и невозможность отделения главного от второстепенного, а к внешним – следование социальным ожиданиям и географическая или социальная изолированность.

Нетрудно догадаться, что жителям племен оленеводов на Крайнем Севере доступно гораздо меньше развлечений, чем нам, тем не менее и среди них есть люди, обретшие поток и сделавшие свою рутину интересной и творческой.

Аутотелическая личность: как развить в себе такие черты?

Аутотелическая личность трансформирует чувства, приводящие к разладу внутри человека, в состояние потока. Существует несколько правил, которые помогут развить в себе характеристики аутотелической личности:

1. Ставить четкие цели и задачи
2. Без остатка погружаться в деятельность
3. Быть внимательным к происходящему вокруг
4. Учиться получать радость от текущих эмоций и переживаний.

Основные черты аутотелических личностей ярче всего проявляются в ситуациях, которые «обычным» людям кажутся невыносимыми. Описываемые Михаем личности напротив получают удовольствие даже в тяжелой и экстремальной ситуации. Неважно, окажется аутотелическая личность в камере-одиночке или затеряется в антарктических льдах, результатом ситуации станет превращение грустной реальности в плацдарм для решительных действий и в возможность борьбы, приносящей радость.

Аутотелическая личность в экстремальных ситуациях

Ричард Логан, изучавший поведение людей в трудных жизненных ситуациях, пришел к выводу, что они выжили потому, что смогли превратить объективно опасные и угнетающие обстоятельства в контролируемый субъективный опыт. Эти люди вели себя так, как будто находились в состоянии потока.

Во первых, они с пристальным вниманием изучали мельчайшие детали окружающей их обстановки, пытаясь обнаружить скрытые возможности для действия. Важно и то, что они ставили перед собой цели, достижимые в данной экстремальной ситуации, а также тщательно отслеживали свое продвижение вперед, ориентируясь на получаемую ими обратную связь. Достигнув цели, они повышали ставки, усложняя себе задачи.

Ева Цейзел, дизайнер по керамике, более года просидевшая в тюрьме на Лубянке в период сталинских репрессий, удерживала себя от подступавшего отчаяния фантазиями о настенных светильниках, которые могли бы получиться из подручных материалов. Она также играла в шахматы с воображаемым противником, вела мысленные диалоги на французском, делала гимнастику и сочиняла поэмы.

Александр Солженицын, вспоминая время своего заключения в Лефортовской тюрьме, рассказывал, как один из его сокамерников, нарисовав на тюремном полу карту мира, совершал воображаемое путешествие через Азию и Европу в Америку, в день проходя по несколько километров.

Подобные «игры» изобретались узниками во все времена. Так, любимый архитектор Гитлера, Альберт Шпеер, во время заключения в тюрьме Шпандау поддерживал в себе рассудок, воображая паломничество из Берлина в Иерусалим и рисуя в уме все события и встречи во время этого пути.

Когда нам угрожают враждебные обстоятельства, необходимо восстановить чувство контроля над ситуаций, отыскав новое направление для нашей психической энергии – направление, не подвластное внешним силам. Даже если все наши обычные желания подавлены, нужно стремиться к осмысленной цели, чтобы упорядочить свое сознание. Таким образом, и в рабстве можно чувствовать себя свободным.

Вот что писал по этому поводу Александр Солженицын: «Иногда во время переклички, стоя в рядах подавленных узников, среди криков вооруженной охраны, меня вдруг охватывала какая то странная легкость. Я чувствовал себя унесенным прочь… Я становился свободным и счастливым. Некоторые из нас пытались спастись, бросаясь на колючую проволоку. Но для меня колючей проволоки не существовало. Мое «освобождение» оставалось внешне незамеченным, хотя в эти моменты я был где то далеко, несясь навстречу ветру и солнцу».

О подобных способах обретения контроля над сознанием рассказывают не только заключенные. Аналогичные приемы использовал, например, адмирал Бёрд, который однажды зимовал в полном одиночестве четыре темных и холодных месяца в крошечном домике на Южном полюсе, или Чарльз Линдберг, в одиночку боровшийся с враждебной стихией во время своего трансатлантического полета. Что же позволяет одним достигать состояния внутреннего контроля, в то время как другие отступают перед лицом внешних трудностей?

Источник внутренней силы

Ричард Логан проанализировал записи многих людей, переживших невыносимые ситуации, в том числе работы Виктора Франкла и Бруно Беттельгейма, размышлявших об источниках внутренней силы людей в экстремально тяжелых обстоятельствах.

Оказалось, что всех «выживших» объединяла одна общая черта: «неэгоцентричный индивидуализм», т. е. наличие важной цели, стоящей выше личных интересов. Такие люди не оставляют усилий, даже оказавшись в практически безнадежных обстоятельствах.

Внутренняя мотивация делает их стойкими перед лицом внешних опасностей. Обладая достаточным количеством свободной психической энергии, чтобы объективно анализировать ситуацию, они имеют больше шансов обнаружить новые возможности для действий. Вероятно, именно эта черта является ключевой в структуре аутотелической личности.

Индивид с нарциссическим характером, озабоченный в первую очередь тем, как защитить свое Я, теряется при первых признаках опасности. Подступающая паника не дает ему делать то, что следует; внимание устремляется вовнутрь в попытке восстановить порядок в сознании, а для взаимодействия с внешней реальностью психической энергии не остается.

Без проявления деятельного интереса к миру, без желания быть его активной частью человек замыкается на себе. Отчасти этот дар может быть обусловлен генетическими свойствами нервной системы, кому то посчастливилось иметь родителей, ориентированных на воспитание не сосредоточенной на себе личности. Однако эти качества можно развивать в себе тренировкой и дисциплиной.

Михай Чиксентмихайи – эксперт по темам потока, счастья и аутотелической личности. Узнать больше можно на конференции «Психология. Вызовы современности», где автор труда о потоке проведёт телемост и более детально осветит озвученные темы. Приобретайте билет на конференцию и воспользуйтесь шансом лично послушать легендарного спикера.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Аутотелическая личность что это

При прочих равных условиях, жизнь, заполненная сложной потоковой деятельностью, является более стоящей, чем жизнь, проведенная в пассивных развлечениях. Вот как одна женщина описывает, что значит для нее ее карьера: «Быть полностью поглощенной своей работой и получать от этого такое удовольствие, что Вам не хочется заниматься чем-то иным. Я не понимаю, как люди живут, если не испытывают этого…». Или как историк К. Ванн Вудворд говорит о своей работе, заключающейся в изучении динамики американского Юга:

Это меня интересует. Стремление к тому, что для человека является важным, приносит удовлетворение. Я думаю, что без сознания этого и этой мотивации моя жизнь была бы довольно скучной и бесцельной. И я не хотел бы вести такую жизнь. Жизнь, полную безделья, когда человеку совершенно нечего делать из того, что приносит удовлетворение в жизни. Для меня бы это была отчаянная ситуация.

Когда мы относимся к жизни с таким энтузиазмом и самоотдачей, значит, мы обладаем аутотелической личностью.

Слово «аутотелический» состоит из двух греческих корней: «ауто» (сам, самостоятельный) и «телос» (цель). Аутотелическая деятельность – это деятельность, которой мы занимаемся ради нее самой, поскольку нашей основной целью является опыт данной деятельности. Например, если бы я играл в шахматы, только для того чтобы получить удовольствие от игры, то игра была бы для меня аутотелическим опытом. В то время как, если бы я играл на деньги или чтобы завоевать высокое место в шахматном мире, то та же самая игра была бы экзотелическим опытом, то есть мотивированным внешними целями. Что касается аутотелической личности, то она означает человека, который в основном занимается чем-то ради самого этого занятия, а не для того чтобы достичь какой-то внешней цели.

Конечно, никто не может быть полностью аутотелической личностью, потому что мы все должны заниматься чем-то, что нам не нравится, либо из чувства долга, либо по необходимости. Однако существует градация от людей, которые почти никогда не чувствуют, что то, что они делают, стоит делать ради самого этого занятия, до людей, которые чувствуют, что почти все, что они делают, является важным и ценным само по себе. Именно к этим последним применяется термин «аутотелическая личность».

Аутотелической личности не нужно много материальных благ, развлечений, комфорта, власти или славы, так как то, что такие люди делают, уже приносит им достаточно удовлетворения. Поскольку такие люди испытывают поток на работе, в семейной жизни, при общении с людьми, во время еды и даже когда они одни и им нечего делать, то они менее зависимы от внешних благ, которые заставляют других людей вести скучную жизнь, заполненную бессмысленной рутиной. Они более самостоятельны и независимы, поскольку ими нельзя так легко манипулировать с помощью угроз или вознаграждений извне. В то же самое время они более вовлечены в то, что происходит вокруг, потому что они полностью погружены в жизненный поток.

Но как мы можем определить, кто является аутотелической личностью, а кто нет? Лучшим методом является наблюдение за человеком в течение долгого периода времени, в различных ситуациях. Короткое «тестирование», которое проводят некоторые психологи, не очень подходит, отчасти потому что поток является таким субъективным переживанием, что человеку достаточно легко подделать свои ответы. Длинное интервью или анкетирование могут принести пользу, однако я предпочитаю использовать менее прямой метод. Согласно теории, люди испытывают поток, когда они чувствуют, что в данной ситуации перед ними стоят сложные задачи, и они обладают высоким мастерством для их выполнения. Поэтому одним из способов определения, является ли человек аутотелической личностью, является измерение частоты, с которой люди оказываются в подобной ситуации в течение недели, с помощью метода Выборочного Изучения Опыта. В результате мы обнаружили, что есть люди, которые свидетельствуют, что пребывают в такой ситуации 70 процентов своего времени, а есть люди, которые пребывают в данной ситуации менее 10 процентов своего времени. Мы предполагаем, что первые являются в большей степени аутотелическими личностями, чем последние.

Аутотелическая личность что это. gr7. Аутотелическая личность что это фото. Аутотелическая личность что это-gr7. картинка Аутотелическая личность что это. картинка gr7.

Аутотелическая личность что это. gr8. Аутотелическая личность что это фото. Аутотелическая личность что это-gr8. картинка Аутотелическая личность что это. картинка gr8.

Источник: Адаптировано из Адлай-Гэйл 1994г.

Используя этот метод, мы можем определить, чем отличаются люди, которые часто занимаются аутотелической деятельностью, от тех, кто редко пребывает в таком состоянии. Например, в одном исследовании мы взяли группу из ста очень талантливых подростков и разделили ее на две части. Пятьдесят подростков, которые часто пребывали в ситуации со сложными задачами и высоким уровнем мастерства в течение недели, оказались в верхнем квартиле[11] («аутотелическая» группа), и пятьдесят подростков, которые реже пребывали в такой ситуации, оказались в нижнем квартиле («не аутотелическая» группа). Затем мы поставили вопрос: по-разному ли используют свое время эти две группы подростков? Наиболее значительные различия между двумя группами показаны на графиках 4.1 и 4.2. Каждый аутотелический подросток тратит в среднем 11 процентов своего времени, в которое он активен, на учебу, что на 5 процентов больше, чем тратят подростки в другой группе. Так как каждый процент приблизительно равен одному часу, то мы можем сказать, что аутотелические подростки тратят на учебу 11 часов в неделю, а подростки из другой группы – 6 часов.

Другие различия касаются хобби, на которое первая группа тратит почти вдвое больше времени (6% против 3,5%), и спорта (2,5% против 1%). Единственное занятие, на которое не аутотелические подростки тратят больше времени, это просмотр телевизора: на это они тратят почти в два раза больше времени, чем аутотелические подростки (15,2% против 8,5%). Аналогичные результаты были получены в более позднем исследовании среднестатистической выборки американских подростков, в котором было проведено сравнение 202 аутотелических подростков с 202 не аутотелическими подростками. Несомненно, важным показателем того, является ли человек аутотелической личностью, является то, как он тратит свое время. Пассивный досуг и развлечения не предоставляют нам больших возможностей для применения наших способностей. Мы испытываем поток, когда вовлечены в те виды деятельности, которые дают нам возможность применить наши навыки, а именно, занимаясь умственным трудом и активным отдыхом.

Однако возникает вопрос: является ли качество опыта аутотелических подростков лучшим, чем у остальных их сверстников? Прежде всего, тот факт, что они выполняют более сложные задачи, отчасти свидетельствует об этом по определению, поскольку мы считаем, что аутотелическая личность чаще оказывается в ситуациях, когда перед ней стоят сложные задачи. Истинный вопрос состоит в том, улучшает ли частое пребывание в ситуациях, вызывающих поток, субъективный опыт? Ответ является утвердительным. На графике 5.1 показаны результаты исследований двух групп из 202 аутотелических подростков и 202 не аутотелических подростков, представляющих собой выборку из американских школьников, которые дали ответы о том, что они испытывают, когда занимаются учебой или работают на оплачиваемой работе. Как показывают результаты, во время занятий производственными видами деятельности подростки из первой группы концентрируются больше, у них значительно выше самооценка и они оценивают свои занятия как более важные для их будущих целей. Тем не менее, обе группы мало отличаются по показателям удовольствия и счастья.

Как различается качество опыта во время занятия активным отдыхом? Различия показаны на графике 5.2. Во-первых, как мы и могли предполагать, все подростки во время отдыха свидетельствуют, что испытывают более высокий уровень удовольствия и счастья, чем во время занятий производственной деятельностью. Тем не менее, они меньше концентрируются и чувствуют, что то, чем они занимаются, является менее важным для их будущих целей. Различия между двумя группами по всем показателям, кроме счастья, являются статистически значительными. Аутотелические подростки больше концентрируются, получают большее удовольствие, у них выше самооценка и они чувствуют, что их занятия имеют большее отношение к их будущим целям. Все это соответствует тому, что мы могли ожидать, кроме одной вещи. Почему они не чувствуют себя счастливее?

Проводя исследования в течение десятка лет с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, я понял, что заявления человека о счастье не являются точным показателем качества его жизни. Некоторые люди заявляют, что они «счастливы», даже когда они не любят свою работу, когда у них нет собственной семьи, и когда они проводят все время, занимаясь бессмысленными вещами.

Аутотелическая личность что это. gr9. Аутотелическая личность что это фото. Аутотелическая личность что это-gr9. картинка Аутотелическая личность что это. картинка gr9.

Аутотелическая личность что это. gr10. Аутотелическая личность что это фото. Аутотелическая личность что это-gr10. картинка Аутотелическая личность что это. картинка gr10.

Autotelic – Аутотелические подростки

Non-autotelic – Не аутотелические подростки

Importance to future – Важность для будущего

Люди так созданы, что стараются не унывать и, по-видимому, мы способны избегать чувства грусти даже тогда, когда все условия нас к этому принуждают. Когда мы не можем сказать, что хоть чуть-чуть счастливы, какой смысл продолжать жить дальше? Аутотелические личности не обязательно счастливее, однако они занимаются более сложной деятельностью и в результате чувствуют себя лучше. Чтобы иметь замечательную жизнь, недостаточно быть счастливым. Важно быть счастливым, когда занимаешься вещами, которые развивают наши способности, способствуют нашему росту и реализуют наш потенциал. Это особенно важно в начале жизни: подросток, который ощущает себя счастливым, когда ничего не делает, вряд ли, вырастет в счастливого взрослого человека.

Другой интересный факт заключается в том, что аутотелические подростки проводят значительно больше времени, общаясь со своей семьей – порядка четырех часов в неделю – по сравнению с другими подростками. Это объясняет, почему они получают большее удовольствие от того, что они делают. По-видимому, семья является защитной средой, в которой ребенок может исследовать мир в относительной безопасности. В ней у него нет необходимости стесняться, и тревожится о том, чтобы обороняться от кого-либо или соперничать с кем-либо. Одной из основных целей в воспитании американского ребенка является его ранняя независимость: предполагается, что чем раньше подростки оставят своих родителей, как в эмоциональном, так и в физическом плане, тем быстрее они повзрослеют. Однако раннее взросление это не такая уж хорошая вещь. Подростки, которым слишком рано приходится заботиться о себе, могут легко стать неуверенными в себе и занять оборонительную позицию в жизни. Это может быть оспорено, но на самом деле, чем сложнее мир взрослых, в который придется вступить подростку, тем более долгий период зависимости ему необходим, чтобы подготовиться к этому. Конечно, такая «социальная незрелость» эффективна, только если семья является относительно сложной единицей, которая как стимулирует, так и поддерживает ребенка; ребенку не принесет пользы зависимость от неправильно функционирующей семьи.

Если и существует одно качество, которое отличает аутотелических личностей, так это то, что их физическая энергия кажется неисчерпаемой. Даже притом, что они обладают теми же самыми способностями обращать внимание на вещи, как и другие люди, они обращают больше внимания на то, что происходит вокруг них, они больше замечают, и они охотно уделяют больше внимания вещам ради них самих, не ожидая немедленной отдачи. Большинство из нас накапливают внимание очень осторожно. Мы скупо тратим его только на серьезные вещи, которые имеют для нас значение; мы заинтересованы только в тех вещах, которые способствуют нашему благополучию. Объектами, которые наиболее всего достойны нашей психической энергии, являемся мы сами, а также те люди и вещи, которые дают нам какое-то материальное или эмоциональное преимущество. В результате у нас практически не остается внимания, чтобы участвовать в жизни мироздания на его собственных условиях, удивляться, узнавать что-то новое, сочувствовать, преодолевать границы, очерченные нашим эгоцентризмом.

Аутотелические люди меньше озабочены самими собой, и поэтому у них больше свободной психической энергии, чтобы познавать жизнь. Келли, одна из девушек из нашего исследования, которая часто свидетельствует в своих анкетах о том, что находится в ситуации сложных задач и высокого мастерства, отличается от своих одноклассников тем, что не думает все время о мальчиках, покупках и хороших отметках. Вместо этого она увлечена мифологией и называет себя «кельтской ученицей». Три дня в неделю после обеда она работает в музее, где помогает хранить и классифицировать экспонаты. Ей нравятся даже самые рутинные аспекты ее работы, например, «раскладывать все на места и тому подобное», а также обращать внимание на все, что происходит вокруг и приобретать опыт из этого. В то же самое время ей нравится проводить время с друзьями, с которыми она ведет долгие споры о религии и жизни после занятий в школе. Это не означает, что она альтруист или скромный человек. Ее интересы являются выражением ее уникальной индивидуальности, но, по-видимому, она искренне интересуется тем, что делает, в какой-то степени ради самого этого дела.

Творческие люди также обычно бывают аутотелическими личностями, и часто делают свои открытия благодаря тому, что у них есть дополнительная физическая энергия, которую они вкладывают, на первый взгляд, в обычные вещи. Нейропсихолог Бренда Милнер описывает свое отношение к работе, которое разделяют многие другие ученые и художники в своих областях: «Я бы сказала, что я беспристрастна к тому, что является важным или великим, потому что каждый новый маленький факт, даже самый незначительный, вызывает радость в момент его открытия». Историк Натали Дэвис объясняет, как она выбирает проблемы, над которыми работает: «Ну, какая-нибудь проблема начинает вызывать у меня настоящее любопытство. Она меня глубоко задевает… В это время она кажется мне ужасно интересной… Не знаю, вкладываю ли я в выбор темы что-то, помимо моего любопытства и удовольствия».

Изобретатель Франк Оффнер, который после усовершенствования реактивных двигателей и аппаратов ЭЭГ (электроэнцефалограммы), в возрасте 81 года заинтересовался изучением физиологии клеток волос, представляет собой прекрасный пример скромности аутотелических личностей, которые исследуют тайны жизни, даже, на первый взгляд, самые незначительные из них:

О, я люблю решать проблемы. Будь это проблема, почему не работает наша посудомоечная машина, или почему не работает автомобиль, или как устроены нервы, или что-то еще – не важно. Сейчас мы с Питером работаем над тем, как устроены клетки волос, и … это так интересно… Мне не важно, какая проблема стоит передо мной. Если я могу решить ее, это доставляет мне удовольствие. Это так здорово решать проблемы, не так ли? Не это ли самое интересное в жизни?

Последняя цитата также дает нам предположение, что интерес аутотелической личности не является полностью пассивным и созерцательным. Он также включает в себя попытку понять или, в случае с изобретателем, решить проблему. Важным является то, что этот интерес бескорыстен ; другими словами, он не служит полностью личным интересам человека. Только тогда, когда наше внимание до определенной степени свободно от личных целей и амбиций, у нас есть возможность понять реальность в ее собственной сути.

Некоторые люди, похоже, обладают этой дополнительной свободной энергией с самого детства и используют ее, чтобы узнать все, что попадает в их поле зрения. Изобретатель Яков Рабинов увидел первый в своей жизни автомобиль, когда ему было семь лет, и он жил в маленьком китайском городке. Он помнит, что сразу же залез под машину, чтобы посмотреть, как мотор вращает колеса, а когда он пришел домой, то вырезал из дерева коробку передач и центральную шестерню. Лайнус Полинг описывает свое детство типично для большинства творческих людей:

Важно отметить, что Полинг не был вундеркиндом, который поражал старших своим блестящими интеллектуальными способностями. Он самостоятельно следовал своим интересам без какого-либо признания или большой поддержки со стороны других людей. Толчком к длинной и продуктивной жизни послужила его решимость принимать как можно более полное участие во всем, что его окружало. Хейзел Хендерсон, посвятившая свою жизнь созданию организаций по защите окружающей среды, как, например, «Горожане За Чистый Воздух», живо описывает, с какой радостью и интересом подобные люди относятся к окружающему миру:

Когда мне было пять лет – вы знаете, это как открыть глаза, оглянуться и сказать: «Здорово! Что за удивительное путешествие! Что, скажите, здесь происходит? Зачем я здесь и что я должна делать?» Этот вопрос сидит во мне всю мою жизнь. И я люблю его! Благодаря ему каждый день кажется таким новым… Каждое утро ты просыпаешься и чувствуешь, будто это первый день от сотворения мира.

Однако не всем так повезло, как Полингу и Хендерсон, обладающим таким большим запасом свободной психической энергии. Большинство из нас научилось экономить свое внимание, чтобы направлять его на сиюминутные нужды существования, и у нас остается мало энергии для того, чтобы интересоваться природой Вселенной, нашим местом в космосе или чем-то еще, что не принесет нам выгоды в достижении наших сиюминутных целей. Но без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками. Если вы не развили в себе любопытство и заинтересованность в раннем детстве, вам стоит приобрести их сейчас до того, как станет слишком поздно улучшать качество вашей жизни.

Теоретически это сделать очень легко, практически – труднее. Тем не менее, это стоит того, чтобы попробовать. Первый шаг состоит в том, чтобы делать все, что вам необходимо делать, концентрируя на этом внимание, делая это с мастерством, а не по инерции. Даже такая рутинная работа, как та, которую вы делаете, когда моете посуду, одеваетесь или косите лужайку, может приносить вам больше удовлетворения, если вы будете делать ее с тем же вниманием, как если бы вы создавали произведение искусства. Следующий шаг заключается в том, чтобы каждый день переносить часть психической энергии, которую вы тратите на то, что вам не нравится делать, или на пассивный отдых, на те дела, которыми вы не занимались раньше или на то, что вам нравится, но что вы редко делаете, поскольку это требует определенных усилий. Мир буквально заполнен миллионами потенциально интересных вещей, которые можно увидеть, узнать и которыми можно заняться. Однако они не станут действительно интересными, пока мы не посвятим им свое внимание.

Многие люди скажут, что этот совет для них бесполезен, поскольку они уже так заняты, что абсолютно не могут себе позволить заниматься чем-то новым и интересным. Нехватка времени стала одной из наиболее популярных жалоб сегодняшнего дня. Однако чаще всего это оправдание, которое люди используют, чтобы не контролировать свою жизнь. Как много из того, что мы делаем, действительно необходимо? Как много дел мы могли бы сократить, если бы затратили немного энергии на то, чтобы организовать и рационализировать наши дела, выделить приоритеты среди тех рутинных дел, которые рассредоточивают наше внимание по мелочам? Действительно, если мы позволим, чтобы наше время уходило сквозь пальцы, то вскоре у нас его не останется. Мы должны научиться управлять им очень аккуратно, не для того чтобы достичь богатства и безопасности в каком-то отдаленном будущем, а для того чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Время – это то, что мы должны найти, чтобы развить в себе заинтересованность и любопытство, необходимые для того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе. Другой равный по значению ресурс – это способность контролировать психическую энергию. Вместо того чтобы ждать внешнего стимула или чего-то, что обратит на себя наше внимание, мы должны научиться концентрировать его в большей или меньшей степени по своей воле. Способность контролировать свое внимание и заинтересованность соотносятся между собой, взаимно пробуждая и усиливая друг друга. Если вы заинтересованы в чем-то, вы будете концентрировать на этом свое внимание, а если вы будете концентрировать на чем-то свое внимание, то очень возможно, что вы заинтересуетесь этим.

Многие вещи, которые кажутся нам интересными, не являются таковыми по своей природе, пока мы не постараемся обратить на них внимания. Насекомые и минералы не кажутся нам очень привлекательными, пока мы не начнем их коллекционировать. Большинство людей тоже не кажутся нам интересными, пока мы не узнаем, как они живут и о чем они думают. Марафоны и скалолазание, игра в бридж и драмы Расина довольно скучны, но только не для тех, кто приложил достаточно много внимания, чтобы понять всю их сложность. Как только мы сконцентрируем свое внимание на каком-то сегменте реальности, перед нами открываются бесконечные возможности для действия – физического, интеллектуального или эмоционального – и применения наших способностей. У нас никогда не будет достаточно веского оправдания своей скуке.

Профессор Фаусто Массимини и его команда провели исследование людей, которые получили серьезные физические увечья в результате болезни или несчастного случая – ослепли или оказались частично парализованными – и выяснили, что некоторые из этих людей достаточно хорошо адаптировались к трагедии и заявляют, что их жизнь стала лучше, после того как они получили свое увечье. Эти люди выделяются тем, что они решили преодолеть свой физический недостаток путем беспримерной дисциплины своей психической энергии. Они научились испытывать поток, выполняя простейшие действия, например, когда они одеваются, ходят вокруг дома или водят машину. Те, кто приложил больше усилий, смогли пойти дальше, чем просто возвратиться к основным действиям в жизни. Один из них стал инструктором по плаванию, другие стали бухгалтерами, некоторые начали путешествовать, чтобы участвовать в международных шахматных турнирах и соревнованиях по плаванию, а некоторые стали чемпионами по стрельбе из лука, стреляя из инвалидной коляски.

Подобной способностью трансформировать трагическую ситуацию в, по крайней мере, терпимую, обладают жертвы террористов, которые вынуждены находиться в одиночном заточении, или узники концентрационных лагерей. В таких условиях внешний мир, «реальное» окружение столь бессодержательно и бесчеловечно, что способно привести в отчаяние большинство людей. Те, кто выживает в таких условиях, способны выборочно игнорировать внешние обстоятельства и направлять свое внимание на внутреннюю жизнь, которая для них является единственной реальностью. Это легче сделать, если человек знает поэзию, математику или какую-нибудь другую систему символов, которая позволяет концентрироваться и производить работу в уме без видимых, материальных усилий.

Эти примеры наводят на мысль, что человеку необходимо учиться контролировать свою энергию. В принципе подойдет любое умение или наука, которыми человек может заниматься самостоятельно: это может быть медитация или молитва, если вы к этому склонны; физические упражнения, аэробика, боевые искусства для тех, кто предпочитает концентрироваться на физических занятиях. Подойдет любая специализация или любые знания, которые приносят вам удовольствие, и с помощью которых вы можете научиться лучше контролировать свое время. Однако очень важным является то, как вы относитесь к этим занятиям. Если человек молится, чтобы быть праведным, или занимается физическими упражнениями, чтобы укрепить мышцы груди, или учится, чтобы стать умным, тогда он теряет большую часть пользы от этих занятий. Важно получать удовольствие от самого занятия и знать, что значение имеет не результат, а контроль над своим вниманием, который в результате вы приобретаете.

Как правило, наше внимание управляется нашими генами, общественными условностями и привычками, приобретенными нами в детстве. И, следовательно, не мы решаем, на что нам обращать внимание, и какая информация поступит в наше сознание. В результате по большому счету наша жизнь нам не принадлежит; большая часть того, что мы испытываем, запрограммировано за нас. Мы узнаём, на что стоит смотреть, а на что нет; что следует помнить, а что забыть; что нужно чувствовать, когда мы видим летучую мышь, флаг или человека, поклоняющегося Богу посредством разных ритуалов; мы узнаем, ради чего, как полагают люди, стоит жить, а за что умереть. В течение лет наш опыт выполняет сценарий, написанный для нас биологией и культурой. Единственный способ стать хозяином своей жизни, состоит в том, чтобы научиться направлять свою физическую энергию в соответствии со своими намерениями.

Примечания:

iq – Коэффициент интеллекта человека (прим. переводчика)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *