б шергин биография кратко
Борис Викторович Шергин
Борис Викторович Шергин (16 (28) июля 1893, Архангельск — 31 октября 1973, Москва) — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.
Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 г. (по архивным данным; указание самого Шергина на 1896 — мистификация). Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903−1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).
В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.
Первая публикация — очерк «Отходящая красота» о концерте (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.
Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
С детских лет Шергин постиг культуру Поморья: писал северные иконы, расписывал утварь, изучал орнаменты и заставки старинных книг, записывал народные сказки. С 1903 по 1912 г. учился в архангельской губернской гимназии. В 1917 г. окончил Строгановское художественно-промышленное училище. Первый очерк Шергина «Отходящая красота» опубликован в газете «Архангельск» (1915). Позже статьи литературоведческого и искусствоведческого характера стали часто появляться в различных изданиях.
Накопленный опыт помог художнику-реставратору внести свой вклад в возрождение местных промыслов, в т.ч. техники холмогорской резьбы по кости. Вместе с тем Шергин увлекался археологической работой: собирал древние лоции, тетради шкиперов, книги «старинного письма», стихи и песни поморцев.
С 1922 г. Шергин навсегда переезжает в столицу и поступает на службу в Институт детского чтения Наркомпроса. Все творчество Шергина пронизано любовью и ностальгией по Северу. Он выступает с рассказами о культуре Севера, исполняет сказки и былины. В 1934 г. Шергин профессионально приступает к литературному творчеству. Тексты, пестрящие северным фольклором, сделали произведения уникальными. «Поморские были и сказания» (1957) и «Океан – русское море» (1959) принесли писателю широкую известность. При жизни Шергина вышли 9 авторских книг. Скончался известный публицист и художник 30 октября 1973 г. в Москве.
Борис Шергин
Биография
Всю жизнь Борис Шергин писал о традициях севера и жизни поморов. На его сказках выросло не одно поколение детей. До сих пор эти произведения остаются одними из самых любимых, а кто их не читал — точно видел мультфильмы по мотивам его сказок.
Детство и юность
Будущий художник и писатель родился 28 июля 1893 года в Архангельске. С самого детства его биография была полна интересных событий. Родители Бориса, коренные поморы, учили его любить родной край и беречь природу. Отец работал главным механиком в Мурманском пароходстве. От него сын узнал поморский кодекс чести и перенял дар рассказчика. Мать мальчика была старообрядкой и привила ему любовь к старинным русским песням и сказкам.
Все, что маленький Боря слышал вокруг, он впитывал в себя. А слышал он рассказы про суровые будни северных народов, высказывания о любви к родине и людям. В гости к Шергиным довольно часто приходили поморы и мореходы. Борис заучивал их песни, поговорки и сказки. Они остались у него в памяти на всю жизнь и в будущем легли в основу собственных произведений.
писатель Борис Шергин в поморском свитере (слева сказительница Мария Кривополенова) 1915
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он отправился на обучение в мужскую гимназию Архангельска. Там Шергин целенаправленно начал собирать народные сказания и былины. Тогда же он стал мастерить собственные книги: сшивал между собой тетради и заполнял их рисунками и записями. Любимые сказки и былины Боря без стеснения зачитывал родственникам и друзьям.
Шергин рос творческим ребенком: помимо увлечения литературой он занимался иконописью, собирал модели кораблей и расписывал утварь. В начале 20-го века в Российской империи началась мода на народное искусство. Борис с упоением изучал очерки в журналах и любовался репродукциями картин, посвященных Северу. Когда пришло время определяться с будущей профессией, Шергин метался между двумя главными увлечениями.
Сделать выбор помог случай. В 1911 году молодой человек встретился с художником из Москвы Петром Субботиным. Он оценил талант Шергина и посоветовал ему поступить в Строгановское училище. Юноша прислушался к совету именитого знакомого и два года спустя отправился обучаться художественному делу.
Творчество
В период студенчества Борис особенно увлекался старообрядчеством и писал иконы. Находил он время и для сочинения произведений. Автор начал печататься с 1912 года. В Москве по достоинству оценили Шергина и как художника, и как писателя. Несмотря на это, после окончания Строгановского училища молодой человек вернулся домой.
В родном Архангельске Шергин занимался реставрацией экспонатов и составлял новые экспозиции в краеведческом музее. В 1922 году писатель снова вернулся в Москву и стал работать в Институте детского чтения. Он выступал перед детьми, рассказывая им сказки и былины своего родного края.
Первой серьезной работой Шергина стала легенда «Любовь сильнее смерти», написанная им в 1922 году. Своеобразным дебютом автора стала вышедшая два года спустя книга «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Она представляла собой сборник былин с иллюстрациями.
В 1930 году Шергина ждал ошеломительный успех. Именно тогда вышел сборник его сказок под названием «Шиш московский». Эти произведения стали настолько популярны, что писатель даже зачитывал их на радио.
1934 год ознаменовался вступлением в Союз писателей СССР. Самобытный талант Шергина был оценен по достоинству. Наконец он стал заслуженным литератором, и теперь на его чтениях собирались толпы.
Следующим вышел сборник «Архангельские новеллы». Туда вошли повести и предания, которые фольклорист услышал от людей с интересным судьбами.
Устные рассказы под названием «Поморщина-корабельщина» не понравились властям. Писателя критиковали за «извращение народной поэзии» и якобы антисоветские идеи. В течение 10 лет воспеватель родины жил словно затворник в забвении. У Шергина начались серьезные проблемы со здоровьем, он практически потерял зрение. Болезнь сломила тело, но не дух сказочника — он продолжил писать.
В 1955 году Борису Викторовичу был посвящен творческий вечер. В том же году был написан рассказ «Миша Ласкин». После этого о Шергине словно все вспомнили. Он снова начал делиться с читателями своими работами: были изданы сборники «Приморские были и сказания», «Гандвик — студеное море», «Океан — море русское» и былина «Авдотья Рязаночка».
Но особенно популярным творчество писателя стало уже после его смерти. К лучшим экранизациям произведений Шергина относятся мультфильмы «Волшебное кольцо», «Апельсин», «Мартынко».
Личная жизнь
О личной жизни Бориса Шергина известно немного. После окончания учебы и возвращения в родной край писатель собирался жениться на некой девушке. В то время Архангельск был оккупирован бывшими союзниками по Антанте, и Бориса призвали на принудительные работы. Тогда и случилась страшная трагедия: по нелепой случайности он попал под вагонетку. Травмы оказались очень серьезными: молодой парень потерял правую ногу и лишился пальцев на левой. Это несчастье стало причиной расторжения помолвки.
За всю жизнь у писателя так и не было ни жены, ни детей. Старость он провел в полном одиночестве.
Смерть
В 1940 году здоровье Бориса Викторовича начало стремительно ухудшаться. Он терял зрение, передвигаться было все труднее. Соседи по коммунальной квартире видели в Шергине лишь полуслепого инвалида, а не самобытного воспевателя родного края и чуткого сказочника с обширной библиографией.
Борис Викторович Шергин скончался 31 октября 1973 года. Причина его смерти неизвестна. Писателя похоронили на Кузьминском кладбище.
Шергин Борис Викторович
Борис Шергин — уникальный писатель и публицист, автор поморских сказаний и былин.
Его творчество любили не только дети, но и взрослые, а занимательные рассказы Шергина даже читались на радио.
Несколько работ писателя даже стали основами советских мультфильмов.
Краткая биография писателя Бориса Викторовича Шергина для детей начальной школы
Борис Викторович Шергин родился в 1893 году в Архангельске.
Отец писателя был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мать — старообрядкой.
Любовь к литературе, культуре и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать.
Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки и былины, песни.
Писатель окончил Архангельскую мужскую губернскую гимназию, затем поступил в Строгановское художественное училище.
Где приобрёл специальность графика и иконописца.
По своей специальности Шергин работал в родном городе, а после оккупации Севера американцами в 1922 году переехал жить в Москву.
Жил бедно, в подвале, где и писал свои сказки, былины.
Как автор рассказов и сказок Борис Шергин стал известен раньше, чем как писатель.
В 1932—1933 годах его произведения читали на радио и пользовались огромной популярностью у слушателей.
Самая знаменитая книга Шергина — «Шиша Московский».
В 60-х годах Борис Шергин переехал на Рождественский бульвар в небольшую коммунальную квартиру.
С годами его зрение ухудшалось, и к старости он полностью ослеп.
В 1973 году писателя не стало.
Он был похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.
Интересные факты из жизни писателя Бориса Шергина
1. В 1919 году во время оккупации Севера, Борис Викторович попал под вагонетку и лишился ноги и пальцев на левой конечности.
2. Книга «Шиша Московский» сделала писателя членом Союза советских писателей.
3. Больше десяти лет Шергин не печатался и не издавался.
4. По мотивам сказок Бориса Шергина было снято немало мультфильмов («Волшебное кольцо», «Мартынко», др.).
5. Рассказ «Ваня Датский» сделал автора посмертно известным.
Читательские дневники по произведениям Бориса Шергина
Сочинение «Мой любимый писатель Борис Викторович Шергин»
Борис Шергин — «волшебник русской речи» и мой любимый писатель.
Его поморские сказки и детские рассказы стали визитной карточкой писателя.
С раннего детства Борис Викторович увлекался литературой, резьбой по дереву, фольклором, рисованием и собирал народные сказки.
Моим любимым произведением Бориса Викторовича является «Кот Котофей».
Этот рассказ мне мама читала ещё, когда я был маленький.
А в школе я познакомился с другими, не менее интересными сказками Бориса Шергина.
С друзьями мы часто читаем рассказ «Варвара Ивановна» и книгу «Волшебное кольцо».
Сказки и былины Бориса Викторовича — это интересные, смешные и необычные рассказы, которые хочется перечитывать снова и снова.
Кроссворд по произведениям Бориса Шергина с ответами
1. Как звали главного героя небывальщин, которого описывал в своей книге Б. Шергин?
2. Дополните название книги Б. Шергина «… кольцо»
3. Как звал брата Ивана в рассказе Б. Шергина?
4. Так звали русского богатыря и героя рассказа Шергина?
5. Дополните название сборника поморских былин и сказаний «… мастера»?
6. У кого Шиш Московский украл жареного гуся?
7. С кем так долго ждал встречи герой рассказа Ваня Датский?
8. Какое прозвище было у мальчишки Мишы из рассказа Шергина?
9. Как звали сына и дочку в рассказе Шергина «Дивный гудочек»?
Викторина по произведениям писателя Бориса Шергина с ответами
Борис Шергин — русский писатель и автор северных народных сказок, былин и песен.
Его творчество подарило нам не один прекрасный рассказ о жизни и культуре простых русских селян.
Давайте проверим, хорошо ли мы знакомы с творчеством Бориса Шергина?
1. Где родился и вырос Борис Шергин?
2. Как назывался рассказ, где Б. Шергин описал мальчишескую дружбу?
3. Самый первый и один из самых больших сборников северных сказок Б. Шергина имел название?
«У Архангельского города»
4. Какой рассказ сделал Бориса Шергина известным после его смерти?
5. По каким рассказам Шергина сняли мультфильмы?
«Изящные мастера, Волшебное кольцо»
6. В каком году писатель переехал жить в Москву?
7. Кем был отец Бориса Шергина?
Краткая биография Бориса Викторовича Шергина для детей начальной школы. Интересные факты из жизни писателя. Готовая викторина и кроссворд по произведениям Бориса Шергина. Пример сочинения «Моя любимый писатель Борис Викторович Шергин».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Шергин Борис Викторович
Писатель, поэт
«Лежащий в печали человек всегда хочет встать да развеселиться. И чтобы сердце твоё развеселилось, совсем не надобно, чтоб вдруг изменились житейские обстоятельства. Развеселить может светлое слово доброго человека». Борис Шергин
Борис Шергин (правильное ударение в его фамилии – на первом слоге) родился в Архангельске 28 июля 1896 года.
В годы учебы в Москве Шергин сам выступал в качестве исполнителя баллад Двинской земли, иллюстрировал своим пением лекции по народной поэзии в Московском университете. В 1916 году он познакомился с академиком Шахматовым и по его инициативе был направлен Академией наук в командировку в Шенкурский уезд Архангельской губернии для исследования местных говоров и записи произведений фольклора.
После возвращении в Архангельск в 1918 году Шергин работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внес вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).
Серьезный интерес к фольклору вызвало знакомство Шергина с пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой и фольклористами братьями Соколовыми. В газете «Архангельск» появилась статья Шергина «Отходящая красота» – о выступлении Кривополеновой в Политехническом музее и о том впечатлении, которое она произвела на слушателей.
В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин, мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял ногу и пальцы левой ноги. Эта беда подвигла Бориса Викторовича вернуть слово обрученной невесте.
В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о своем русском Севере. Он также работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 года он целиком посвятил себя профессиональной литературной работе.
Шергин как рассказчик и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища», выпущенную в 1924 году, составляли сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью, и входивших в репертуар выступлений самого Шергина.
«Шишу Московскому» было суждено стать самой знаменитой книгой писателя. В 1932-33 годах сказки Шергина в исполнении автора передавались по московскому радио и имели огромный успех у слушателей. После выхода «Шиша Московского» Шергин стал членом Союза писателей и делегатом Первого Всесоюзного съезда советских писателей.
В третьей книге «Архангельские новеллы», изданной в 1936 году, Шергин воссоздал нравы старомещанского Архангельска. Автор предстал перед читателями как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII—XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды.
Первые три книги Шергина (оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляли в полном объеме фольклорный репертуар Архангельского края. Но степень зависимости автора от фольклорного первоисточника с каждой новой книгой все уменьшается, а непременная ссылка Шергина на источник стала не более, чем выражением авторской скромности.
Из-за ухудшающегося состояния здоровья с конца ноября 1940 года Шергину было все сложнее читать и писать. Вышедшую после войны в 1947 году книгу «Поморщина-корабельщина» сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяла произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он попал под разгромные критические статьи после печально известного постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Книгу «Поморщина-корабельщина» назвали псевдонародной и обвинили в том, что с её страниц «пахнет церковным ладаном и елеем».
Во время ленинградского дела Ахматовой-Зощенко имя писателя было дискредитировано, а сам он за «осквернение русского языка» был предан общественной обструкции и не мог печататься более десяти лет. Шергин прозябал, покинутый всеми, в непроходимой бедности, бывшие друзья и знакомые отворачивались, проходили мимо. Перед писателем закрылись двери всех издательств. Обращаясь за помощью к Александру Фадееву, Шергин писал: «Обстановка, в которой я пишу свои книги, самая отчаянная. Двадцать лет я живу и работаю в тёмном и гнилом подвале. Я утратил 90% зрения. В одной комнатке нас помещается пять человек… Семья моя голодает. У меня нет сил продолжать свою работу».
В 1960-е годы Шергин жил в Москве на Рождественском бульваре. Он занимал две комнатки в большой коммунальной квартире. Соседи видели в нём лишь тихого пенсионера и полуслепого инвалида. Когда он с палочкой выбирался во двор, то растерянно замирал, не зная, куда ступить и где приткнуться. Кто-нибудь из мальчишек подбегал к нему и вёл к скамейке на бульвар. Там, если погода позволяла, Шергин мог сидеть в одиночестве до самого вечера.
На родине Шергина, в Архангельске, сборник его произведений «Гандвик – студеное море», впервые был издан лишь в 1971 году. Зато в конце 1970-х и начале 1980-х годов книги Шергина издавались и в столице, и в Архангельске довольно часто и большими тиражами.
С годами зрение Бориса Викторовича становилось всё хуже и хуже, а к старости он ослеп совсем.
Умер Шергин 30 октября 1973 года в Москве. Он был похоронен на Кузьминском кладбище.
После смерти мультфильмы, созданные по мотивам сказок Бориса Шергина («Волшебное кольцо», «Мартынко» и другие), сделали его имя по-настоящему известным.
Три писателя, знавшие Шергина в последние годы его жизни, написали о нем свои воспоминания.
Юрий Коваль вспоминал о том, что, взглянув на нарисованный им портрет Бориса Викторовича, сестра Шергина ответила на вопрос слепого брата, получился ли рисунок, так: «Ты похож здесь на Николая-угодника».
А сам Коваль замечал: «Лариса Викторовна ошиблась. Облик Бориса Викторовича Шергина действительно напоминал о русских святых и отшельниках, но более всего он был похож на Сергия Радонежского».
2003 год отмечался в Архангельской области как «год Шергина».
РАССКАЗЫ ШЕРГИНА
«Круговая помощь»
На веках в Мурманское становище, близ Танькиной губы, укрылось датское судно, битое непогодой. Русские поморы кряду принялись шить и ладить судно. Переправку и шитье сделали прочно и, за светлостью ночей, скоро. Датский шкипер спрашивает старосту, какова цена работе. Староста удивился:
– Какая цена! Разве ты, господин шкипер, купил что? Или рядился с кем?
Шкипер говорит:
– Никакой ряды не было. Едва мое бедное судно показалось в виду берега, русские поморы кинулись ко мне на карбасах с канатами, с баграми. Затем началась усердная починка моего судна.
– Так и быть должно. У нас всегда такое поведение. Так требует устав морской. Шкипер говорит:
– Если нет общей цены, я желаю раздавать поручно.
– Воля ни у вас, ни у нас не отнята.
Шкипер, где кого увидит из работавших, всем сует подарки.
Люди только смеются да руками отмахиваются. Шкипер говорит старосте и кормщикам: – Думаю, что люди не берут, так как стесняются друг друга или вас, начальников. Кормщики и староста засмеялись:
– Столько и трудов не было, сколько у тебя хлопот с наградами. Но ежели такое твое желание, господин шкипер, положи твои гостинцы на дворе, у креста. И объяви, что может брать кто хочет и когда хочет.
Шкиперу эта мысль понравилась:
– Не я, а вы, господа кормщики, объявите рядовым, чтоб брали, когда хотят, по совести.
Шкипер поставил короба с гостинцами на тропинке у креста. Кормщики объявили по карбасам, что датский шкипер, по своему благородному обычаю, желает одарить всех, кто трудился около его судна. Награды сложены у креста. Бери, кто желает.
До самой отправки датского судна короба с подарками стояли середи дороги. Мимо шли промышленные люди, большие и меньшие. Никто не дотронулся до наград, пальцем никто не пошевелил.
Шкипер пришел проститься с поморами на сход, который бывал по воскресным дням.
Поблагодарив всех, он объяснил:
– Если вы обязаны помогать, то и я обязан…
Ему не дали договорить. Стали объяснять:
– Верно, господин шкипер! Ты обязан. Мы помогли тебе в беде и этим крепко обязали тебя помочь нам, когда мы окажемся в морской беде. Ежели не нам, то помоги кому другому. Это все одно. Все мы, мореходцы, связаны и все живем такою круговою помощью. Это вековой морской устав. Тот же устав остерегает нас: «Ежели взял плату или награду за помощь мореходцу, то себе в случае морской беды помощи не жди».
«По уставу»
Лодья шла вдоль Новой 3емли. Для осеннего времени торопилась в русскую сторону. От напрасного ветра зашли на отстой в пустую губицу. Любопытный детинка пошел в берег. Усмотрел, далеко или близко, избушку. Толкнул дверь – у порога нагое тело. Давно кого-то не стало. А уж слышно, что с лодьи трубят в рог. Значит, припала поветерь, детине надо спешить. Он сдернул с себя все, до последней рубахи, обрядил безвестного товарища, положил на лавку, накрыл лицо платочком, добро-честно простился и, сам нагой до последней нитки, в одних бахилах, побежал к лодье.
– Ты по уставу сделал. Теперь бы надо нам сходить его похоронить, но не терпит время. Надо подыматься на Русь.
Лодью задержали непогоды у Вайгацких берегов. Здесь она озимовала. Сказанный детина к весне занемог. Онемело тело, отнялись ноги, напала тоска. Написано было последнее прощанье родным. Тяжко было ночами: все спят, все молчат, только сальница горит-потрескивает, озаряя черный потолок.
Больной спустил ноги на пол, встать не может. И видит сквозь слезы: отворилась дверь, входит незнаемый человек, спрашивает больного:
– Что плачешь?
– Ноги не служат.
Незнакомый взял больного за руку:
Больной встал, дивяся.
– Обопрись на меня. Походи по избе.
Обнявшись, они и к двери сходили и в большой угол прошлись.
Неведомый человек встал к огню и говорит:
– Теперь иди ко мне один.
Дивясь и ужасаясь, детина шагнул к человеку твердым шагом:
– Кто ты, доброхот мой? Откуда ты?
Незнаемый человек говорит:
– Ужели ты меня не узнаешь? Посмотри: чья на мне рубаха, чей кафтанец, чей держу в руке платочек?
Детина всмотрелся и ужаснулся:
– Мой плат, мой кафтанец…
– Я и есть тот самый пропащий промысловщик из Пустой губы, костье которого ты прибрал, одел, опрятал. Ты совершил устав, забытого товарища помиловал. За это я пришел помиловать тебя. А кормщику скажи – он морскую заповедь переступил, не схоронил меня. То и задержали лодью непогоды.
28 июля 1896 года – 30 октября 1973 года