Базовая кафедра это что такое
«Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах»
Одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников. Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями. Казанский государственный энергетический университет одним из первых предложил ведущим предприятиям РТ создать базовые кафедры, где студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои знания. О том, насколько успешен проект и о его перспективах, рассказал п роректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев.
Проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев
«ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ»
– Дамир Фатыхович, что такое базовые кафедры КГЭУ и когда появились первые из них?
– Первые базовые кафедры появились примерно осенью 2014 года. Если коротко, то базовая кафедра — возможность максимально использовать инфраструктуру того или иного предприятия, как правило, гиганта отрасли, для более качественной подготовки наших выпускников. В создании подобных площадок наш вуз крайне заинтересован, ведь мы хотим создать оптимальные условия для наших студентов. Отрадно, что меньше чем за три года КГЭУ уже открыл 8 базовых кафедр на 8 ведущих предприятиях Татарстана, среди которых «Татэнерго», «Казэнерго», «Элекон», ООО «СервисМонтажИнтеграция» и так далее.
– Неужели студенты без должного опыта имеют доступ к сложнейшим техническим устройствам?
– Безусловно, но только под присмотром высококвалифицированных специалистов — работников предприятия, где размещена кафедра. Более того, наличие базовой кафедры четко регламентируется законодательством, а между вузом и предприятием предусмотрено два основополагающих документа: первое —заключение двустороннего договора о создании базовой кафедры, второе — подписание положения о базовой кафедре.
Согласно этим документам, каждая базовая кафедра — это структурное подразделение КГЭУ, возглавлять его должен заведующий кафедрой. При этом в обязательном порядке выделяется помещение на территории предприятия. Студенты же посещают базовые кафедры не когда им захочется, а согласно расписанию занятий, которое согласовывается с предприятием. Поэтому все максимально упорядочено и под контролем специалистов предприятия.
Еще один важный момент: помимо инфраструктуры предприятия, мы привлекаем и его ведущих специалистов, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются также и преподаватели нашего вуза.
– Получается, что практика на базовой кафедре делает со временем из рядового студента специалиста, который изнутри знает всю «кухню»?
– Именно! В этом и есть ее сакральный смысл. Наш вуз работает на реальный сектор экономики, и наличие подобных кафедр позволяет потенциальному работодателю приглядеться к будущим сотрудникам, посмотреть, что каждый из себя представляет. К слову, один из основных критериев по которому министерство образования оценивает успешность деятельности вузов — трудоустройство, поэтому мы заинтересованы создать все условия.
Доступ к современному оборудованию, к заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу — все это позволяет повысить качество подготовки выпускников. Не бывает образования без науки, как и науки не бывает без образования. Нельзя забывать и о коммерциализации разработок вуза. Например, в США и Европе это очень сильно развито. У нас это направление тоже есть, но его темпы развития пока уступают западным.
«НАДЕЮСЬ, ЧТО НАШИ СТУДЕНТЫ СМОГУТ ПОПАСТЬ НА ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАНЫ»
– Ваши цели и задачи ясны, а какая выгода для ваших партнеров?
– Во-первых — снижение сроков внедрения результатов научно-исследовательской работы, поскольку только что разработанные технологии можно сразу же внедрить и испытать в реальных условиях. Во-вторых — профессиональная адаптация выпускников. Это крайне важный момент, поскольку есть определенные корпоративные требования к будущим сотрудникам, к которым рядовой выпускник может привыкать год-два, а то и больше. И в-третьих — снижение издержек, связанных с поиском и доучиванием кадров.
– Любой ли из студентов КГЭУ может претендовать на обучение на базовых кафедрах?
В этом вопросе нет каких-либо ограничений, и проявить себя могут даже первокурсники. Просто у них еще недостаточно теоретических знаний, поэтому предпочтение отдается бакалаврам третьего-четвертого курсов или первого-второго курсов магистратуры.
– Есть ли статистика, которая позволяет понять, насколько помогают базовые кафедры трудоустроиться вашим студентам?
– Поскольку этот проект существует чуть более двух лет, полная картина еще не сформировалась, но то, что мы видим сейчас, нас вполне устраивает. В последние годы уровень трудоустройства выпускников в целом по КГЭУ составляет более 90 процентов. Это хороший показатель. Но на этом мы не собираемся останавливаться и рассчитываем, что развитие базовых кафедр как инструмента качественной подготовки выпускников позволит улучшить показатель по трудоустройству.
– А могут ли предприятия открыть базовую кафедру у вас?
– Создание базовых кафедр в вузах возможно и не имеет никаких ограничений по закону. Даже в том случае, если компания расположена на Дальнем Востоке или в Сибири, а базовая кафедра открывается, например, в КГЭУ.
Но в случае когда вуз хочет открыть базовую кафедру за пределами муниципального образования, законом ФЗ-273 подобные действия ограничены. Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить бюджетные ассигнования на открытие и функционирование подобной площадки в другом регионе. У меня уже было несколько публичных выступлений на совещаниях и конференциях различного уровня, в том числе в и Москве, где я отмечал необходимость внесения изменений в федеральный закон, чтобы вузы могли открывать базовые кафедры за пределами муниципального образования, поскольку это способствует развитию вуза.
Очень надеюсь, что в ближайшее время удастся найти золотую середину в этом вопросе, тогда и предприятия будут активнее идти на контакт, что позволит нашим студентам получать необходимый опыт и практику на лучших предприятиях страны.
«Примерное положение о базовой кафедре организаций высшего образования в научных организациях, подведомственных ФАНО России» (одобрено ФАНО России, протокол от 24.04.2017 N 14)
от 24 апреля 2017 г. N 14
О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФАНО РОССИИ
1.2. Базовая кафедра создается приказом ректора на основании решения Ученого совета официальное сокращенное название организации высшего образования по согласованию с базовой организацией.
Базовая кафедра является структурным подразделением официальное сокращенное название организации высшего образования. Базовые кафедры могут создаваться путем преобразования существующих кафедр официальное сокращенное название организации высшего образования.
Основанием для создания базовой кафедры является договор о сотрудничестве, заключенный между официальное сокращенное название организации высшего образования и базовой организацией.
1.4. Базовая кафедра создается при соблюдении следующих условий:
— создание безопасных условий обучения;
— соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
1.5. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 159, и Уставом официальное сокращенное название организации высшего образования.
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ
2.1. Целью функционирования базовой кафедры является реализация образовательного процесса на основе обеспечения базовой организацией условий для проведения практик, практических занятий, лекций, семинаров, лабораторных практикумов, подготовки обучающимися выпускных и квалификационных работ, а также путем вовлечения обучающихся в научно-исследовательский процесс.
2.2. Для реализации указанной в пункте 2.1 цели базовая кафедра решает следующие основные задачи:
2.2.1. Организует подготовку и проведение авторских учебных курсов по актуальным проблемам науки, а также лекций, практических занятий, лабораторных практикумов, и семинаров в областях, соответствующих направлениям деятельности официальное сокращенное название организации высшего образования;
2.2.2. Развивает научно-исследовательские работы по направлению деятельности кафедры с привлечением студентов, аспирантов и преподавателей официальное сокращенное название организации высшего образования.
2.3. Базовая кафедра может являться как выпускающей, так и обеспечивающей практические и лабораторные занятия выпускающих кафедр институтов официальное сокращенное название организации высшего образования. Выпускающая базовая кафедра осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами обучающихся.
2.4. В интересах оптимизации деятельности базовых кафедр Ученым советом официальное сокращенное название организации высшего образования по согласованию с базовой организацией могут уточняться задачи, решаемые базовой кафедрой.
2.5. Базовая кафедра, как правило, располагается на территории базовой организации. При необходимости она может располагаться на территории официальное сокращенное название организации высшего образования.
3. ФУНКЦИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ
3.1. В соответствии с возложенными задачами базовая кафедра выполняет следующие основные функции:
— организует и проводит авторские учебные курсы и лабораторные практикумы;
— проводит индивидуальные консультации со студентами;
— разрабатывает новые учебные программы и учебно-методические материалы;
— проводит мероприятия по профессиональной ориентации студентов;
— организует прохождение практик студентами;
— привлекает студентов, аспирантов и преподавателей официальное сокращенное название организации высшего образования к реализации научно-исследовательских проектов;
— формирует темы выпускных квалификационных и иных работ обучающихся и осуществляет научное руководство;
— участвует в работе Государственных аттестационных комиссий и осуществляет рецензирование выпускных квалификационных и иных работ;
— организует научные семинары, круглые столы и конференции;
— обеспечивает доступ к технологическому оборудованию для выполнения экспериментальной части научно-исследовательских работ студентами, аспирантами и преподавателями официальное сокращенное название организации высшего образования в соответствии с регламентом базовой организации.
3.1. Работники базовой организации, не являющиеся работниками базовой кафедры, могут руководить научно-исследовательской работой студентов и аспирантов при условии утверждения кандидатуры в установленном порядке, принятом в официальное сокращенное название организации высшего образования.
3.2. В интересах решения задач базовой кафедры официальное сокращенное название организации высшего образования может уточнять ее функции по согласованию с базовой организацией.
4. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ
4.1. Руководитель базовой кафедры назначается приказом ректора официальное сокращенное название организации высшего образования по согласованию с базовой организацией.
4.2. Состав преподавателей базовой кафедры может формироваться из работников базовой организации, а также из ведущих преподавателей официальное сокращенное название организации высшего образования.
4.4. Финансирование базовой кафедры может осуществляться:
— из средств официальное сокращенное название организации высшего образования;
— из внебюджетных средств, поступающих в официальное сокращенное название организации высшего образования от исполнения хозяйственных договоров, спонсорской помощи, грантов и других источников;
— из средств базовой организации, если такое предусмотрено договором о сотрудничестве между официальное сокращенное название организации высшего образования и базовой организацией.
4.6. Базовая организация может осуществлять дополнительно к основной стипендии, выплачиваемой официальное сокращенное название организации высшего образования, оплату работы обучающихся, добившихся высоких показателей в учебе и при выполнении научно-исследовательской работы.
4.7. Базовая кафедра может самостоятельно проводить работу по привлечению внебюджетных средств за счет выполнения научно-исследовательских работ и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке, установленном в базовой организации.
4.8. Базовая кафедра ликвидируется и реорганизуется на основании решения Ученого совета официальное сокращенное название организации высшего образования по согласованию с базовой организацией.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящее Положение и все изменения к нему утверждаются приказом на основании решения Ученого совета официальное сокращенное название организации высшего образования по согласованию с базовой организацией. При внесении изменений в настоящее Положение официальное сокращенное название организации высшего образования и базовая организация имеют право инициировать изменения в договоре о сотрудничестве.
«В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес»
Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать базовые кафедры, считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.
— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?
— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра — это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.
— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?
— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете — в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.
— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра — это всего лишь вывеска.
— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности — студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр. Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции. Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».
Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.
— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?
— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.
— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?
— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.
Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы — например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот — поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.
Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»
Карьера со студенческой скамьи: базовые кафедры вузов
Базовые кафедры — это подразделения университетов, организованные по инициативе компаний или научно-исследовательских институтов. Они могут как выпускать дипломированных специалистов по образовательным программам (в основном магистрантов, хотя встречаются и кафедры с программами бакалавриата), так и организовывать для студентов курсы, лекции и семинары экспертов-практиков, а также стажировки на производстве или в действующих лабораториях НИИ.
Конкурс на базовую кафедру — большой, поступают туда в основном абитуриенты с самыми высокими баллами. Но учёба на таких подразделениях стоит того: помимо реальных знаний и навыков, после выпуска с базовой кафедры можно также получить предложение о работе от организации, курирующей образовательный процесс. «Газпром», «Роснефть», Группа компаний «АДВ», Deloitte, а, может, EY или институт при РАН — базовые кафедры создают только лидеры в различных сферах, будь то инженерное дело, маркетинг, экономика или естественные науки.
НИУ ВШЭ
Ведущий российский университет с огромным количеством базовых кафедр разных направлений — по экономике, бизнесу, менеджменту, математике, компьютерным наукам. Важно, что они есть не только в головном кампусе «Вышки» в Москве, но и в филиалах вуза в других городах России — Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
С НИУ ВШЭ сотрудничают многие ведущие компании, в их числе знаменитые представители «большой четверки» (PwC, EY, KPMG), исследовательские центры (ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение», Центр политических технологий), подразделения РАН (Институт системного анализа, Математический институт им. Стеклова), IT-гиганты («Яндекс», 1C, Microsoft) и даже Федеральная антимонопольная служба. Больше всего базовых кафедр на факультете бизнеса и менеджмента «Вышки». Там их 11 — начиная от представительства компании Oracle и заканчивая кафедрой Deloitte.
Это отличное место для старта карьеры. Выбор кафедр — широкий, дополнительным плюсом станет возможность получить опыт работы в компании международного уровня. Учащимся постоянно предлагают стажировки, мастер-классы и семинары с участием практиков и, разумеется, встречи с рекрутерами. Уровень обучения при этом может быть любым — и бакалавриат, и магистратура. Стоит также отметить, что в «Вышке» действует уникальный в своем роде факультет компьютерных наук, созданный при активном участии Школы анализа данных «Яндекса». Обучение на нем строится по западному образцу, в основе которого — практика и проектная работа.
Один из первых в России университетов, на базе которого начали создаваться кафедры компаний. Сегодня МФТИ — в числе лидеров по их количеству, наряду с «Вышкой».
Согласно рейтингу базовых кафедр, размещенному на студенческом портале вуза, в пятерку лидеров по мнению студентов входят следующие кафедры: «Интеллектуальные системы» (базовое предприятие — Вычислительный центр РАН), «Нефтяной инжиниринг и геофизика месторождений углеводородов» («Роснефть», ИДГ РАН и Shclumberger), «Инновационная фармацевтика и биотехнология» (Центр высоких технологий «ХимРар»), «Анализ данных» («Яндекс»), а также «Проблемы теоретической физики» (Институт теоретической физики им. Ландау РАН). Рейтинг составлялся на основании среднего арифметического нескольких параметров — перспективности деятельности кафедры, уровня нагрузки, среднего балла учащихся, качества занятий и конкуренции при поступлении на кафедру.
Любопытно, что кафедра «Банковские информационные технологии», открытая совместно с подразделением «Сбербанка» «СберТех», готовит не экономистов, а, учитывая профиль вуза, специалистов по информационным технологиям в банковской сфере. В МФТИ также действует двухлетняя дополнительная образовательная программа Mail.Ru Group, которая называется «Технотрек». Она рассчитана на студентов Физтеха, которые хотят получить реальные знания и навыки в области разработки мобильных приложений для iOS и Android. Обучение на этом курсе бесплатное, но нужно пройти строгий конкурсный отбор. Аналогичные программы действуют на базе ВМК МГУ им. Ломоносова («Техносфера») и МГТУ им. Баумана («Технопарк»).
Финансовый университет
Вуз также активно взаимодействует с российскими предприятиями, банками, страховыми компаниями и правительственными ведомствами. К примеру, кафедра «Государственно-частное партнерство», созданная по инициативе «Внешэкономбанка», предлагает обучение по программам аспирантуры и магистратуры. В числе ее партнеров — ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» и ГК «Российские автомобильные дороги». Кафедра НПП «Пульсар» «Экономики интеллектуальной собственности» готовит магистров по направлению «Экономика», кафедра «Технологии 1С» работает совместно с кафедрой «Информационные технологии», обеспечивая студентам практику, а также принимая участие в разработке образовательных стандартов.
Немного другая деятельность — у кафедры «Банковская автоматизация и информационные технологии», которой заведует вице-президент Банка «ВТБ» Дмитрий Нзаипов. Совместно с компанией Diasoft она реализует дополнительную образовательную программу «Карьерный акселератор», нацеленную на выпуск целеустремленных молодых специалистов для банковской сферы. Обучение по ней бесплатное, набор на курс производится на конкурсной основе. 10 лучших выпускников акселератора ежегодно получают приглашение на практику в «ВТБ» и Diasoft, наиболее отличившимся студентам преподаватели напишут рекомендательные письма.
РЭУ им. Плеханова
Одна из самых престижных базовых кафедр вуза — та, которая была создана по инициативе «Ростеха». Ею заведует заместитель генерального директора корпорации и кандидат юридических наук Николай Волобуев. Аналогичные кафедры действуют в 17 вузах России, в том числе в МГИМО, МГУ им. Ломоносова и РГТУ МАТИ им. Циолковского. Занятия на базе этой кафедры в «Плешке» проводятся в виде лекций, мастер-классов и отдельных курсов. Студентов также привлекают к участию в мероприятиях, организуемых «Ростехом».
Многие базовые кафедры организуют в партнерстве с другими структурными подразделениями РЭУ курсы повышения квалификации. Этим занимается, к примеру, кафедра Минвостокразвития РФ. Она также предлагает обучение по магистерской программе «Управление в контрактной системе». На кафедре компании 1С можно получить квалификации «1С: Специалист» и «1С: Профессионал», к учебному процессу подключается сами сотрудники фирмы. А студенты бакалавриата РЭУ им. Плеханова специальности «Инжиниринг предприятий и информационных систем» обеспечиваются подготовкой от ведущих ученых и специалистов ФГУП «НИИ Восход», особо отличившиеся выпускники могут стать инженерами этого предприятия.
МГИМО (у) МИД России
МГИМО — один из вузов мечты для многих абитуриентов со всей России, и вуз оправдывает свой статус. В списке организаций, которые инициировали создание базовых кафедр в университете можно найти крупнейшие компании страны — «Роснефть», «Газпромбанк» и «Транснефть». Они готовят специалистов по направлениям, связанным с энергетикой и экономикой.
Для тех, кому больше нравятся научные исследования, неплохим вариантом будет базовая кафедра ВЦИОМ. Ее заведующей является Ольга Каменчук, доктор психологии и автор ряда научных публикаций в международных изданиях. Будущим журналистам и PR-менеджерам подойдут курсы кафедры группы компаний «АДВ», рекламного гиганта стран СНГ. В ее состав входят более 40 компаний из Росссии, Украины, Казахстана, Белоруссии и других стран: медийных, креативных и маркетинговых агентств, работающие в сферах PR, digital, брендинга и event-индустрии.
На базе МГИМО также открывала свою кафедру компания РЖД, совместно с «Уральской горно-металлургической компанией» (УГМК). Это подразделение вуза занимается обучением будущих специалистов для сферы логистики, а также научными исследованиями по международной логистике, транспортным коридорам и операциям. В 2016 году кафедра реализует программу MBA «Международные транспортные операции» при поддержке «УГМК-Холдинг».
РГУ нефти и газа им. Губкина
Согласно исследованию компании Universum, российские студенты считают одним из наиболее привлекательных работодателей компанию «Газпром», наряду с Google и Microsoft. За нее проголосовали большинство учащихся экономических и технических направлений. Пройти обучение на базовых кафедрах корпорации и ее дочерних предприятий и приблизиться к «работе мечты» можно в РГУ нефти и газа им. Губкина. Здесь действуют четыре кафедры, связанфных с одной из самых крупных компаний страны. Обучение на них в основном идет по программам магистратуры. Среди этих подразделений — кафедра исследования нефтегазовых пластовых систем, функционирующая при участии научно-исследовательского института «Газпром ВНИИГАЗ», а также технологии химических веществ для нефтяной и газовой промышленности, реализующей программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и повышения квалификации.
Кроме «Газпрома», вуз сотрудничает с другими гигантами добывающей промышленности. Это «Лукойл-Инжиниринг» («дочка» «Лукойла»), и «Зарубежнефть», кафедры которых реализуют две магистерских программы — «Моделирование физико-технологических процессов разработки месторождений» и «Управление зарубежными проектами добычи нефти».
Интересной также видится программа магистратуры РГУ нефти и газа им. Губкина «Химмотология горюче-смазочных материалов». Она реализуется с помощью активного участия единственного научного института вооруженных сил РФ — «ФАУ 25-го ГосНИИ химмотологии Минобороны», который проводит исследования не только для обороны, но и для гражданского сектора. Студенты программы практикуются в лабораториях этого учреждения под руководством его сотрудников (кандидатов и докторов наук), а по окончании обучения пишут диссертации на базе ГосНИИ.
Университет ИТМО
В университете ИТМО, расположенном в Санкт-Петербурге, есть множество базовых кафедр, созданных при участии научно-исследовательских организаций, в том числе тех, что функционируют при Российской академии наук, и инженерно-производственных предприятий. Больше всего таких кафедр на факультете систем управления и робототехники, а также на факультете инфокоммуникационных технологий. Они обеспечивают практику студентам инженерных специальностей: конструкторам для авиации, технологам, оптикам, машиностроителям и другим. В числе партнеров вуза — ОАО «ЛОМО», Институт проблем машиноведения РАН, ЦНИИ «Электроприбор», ПАО «Техприбор», ЗАО «Диаконт».
Одной из кафедр ИТМО заведует Мэйер Бертранд, доктор наук и создатель языка программирования Eiffel. Это подразделение вуза называется «Программная инженерия и верификация программ», инициатором его создания выступила компания Mail.Ru Group. Основное направление деятельности кафедры — исследовательская магистерская работа. Здесь готовят современных ученых, заинтересованных в программных процессах и устойчивых объектах, программировании для параллельных и многоядерных структур, автоматизированном тестировании и других перспективных направлений для IT.
Также интересна кафедра вуза, созданная вместе с Центром речевых технологий. Она готовит магистров по двум программам — «Системы голосового самообслуживания» и «Речевые информационные системы». Студенты узнают все о распознавании и синтезе речи, мультимодальной биометрии, а также разработке соответствующего ПО. В числе достижений центра — создание анимированного Кота Ученого для всероссийской акции «Тотальный диктант» в 2016 году, внедрение проектов компании в работу различных организаций в России (РЖД, Метрополитены Санкт-Петербурга и Москвы, «МТС», Госдума ФС РФ, «Ростелеком», МЧС России, Администрация президента) и за рубежом (США, Европа, Латинская Америка, Ближний Восток). Магистранты ИТМО получают действительно уникальную возможность узнать больше о передовых технологиях компаний и познакомиться с ними на практике, а лучшие выпускники вуза могут получить предложение от ЦРТ.
Омский государственный технический университет
ОмГТУ — один из немногих университетов России с базовой кафедрой «Газпромнефти», а все благодаря крупнейшему в стране нефтеперерабатывающему заводу, расположенному в Омске. В 2012 году омское предприятие признали лучшим по переработке нефти в России и странах СНГ на тематическом круглом столе в Риме. Кафедра «Газпрома» в ОмГТУ готовит по программам магистратуры и прикладного бакалавриата, совмещающим лекции и реальную подготовку на омском НПЗ, а также на компьютерных тренажерах. Во время обучения можно пройти оплачиваемую практику в «Газпромнефти». По окончании университета студенты получают необходимый допуск по правилам Ростехнадзора и могут работать на разных предприятиях «Газпромнефти» — в Москве, Ярославле, Омске. Отбор при поступлении достаточно строгий: помимо ЕГЭ, нужно пройти собеседование с сотрудниками компании. Если школьник планирует изучать специальности, связанные с химией, то по ней он должен иметь оценку в аттестате не ниже «хорошо».
На базе университета также действуют базовые кафедры других крупнейших компаний региона, которые готовят инженеров разных профилей — нефтяников (кроме «Газпромнефти», ОмГТУ сотрудничает с ПАО «Омскнефтехимпроект»), технологов, конструкторов, программистов, энергетиков, радиотехников. Лучшие выпускники ОмГТУ получают работу еще во время обучения. Конкурс в вуз на протяжение нескольких лет остается высоким: на некоторые специальности претендует до восьми человек на место.