доходный дом фирсановой адрес
Доходный дом Фирсановой
Юргенсон «на глине»
В советское время в этом здании работал популярный музыкальный магазин Юргенсона. В народе он известен как магазин «на глине».
Петр Юргенсон начинал как приказчик в музыкальной торговле. Оставшись без места после закрытия одного из нотных магазинов, решился открыть свою музыкальную фирму.
10 августа 1861 года на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся юргенсоновский магазин. С этого момента Петр Юргенсон посвятил жизнь музыкальному издательству, возглавляя его 42 года до своей смерти. За это время фирма Юргенсона купила 20 мелких музыкально-издательских компаний. А к 1911 году в нотопечатне работало 100 рабочих. Они за год изготавливали около 8 000 гравированных досок, с которых печаталось до 18 000 000 оттисков.
В конце XIX века магазин Юргенсона переехал на первый этаж доходного дома Фирсановой на Неглинной улице (верхние этажи здания были заняты роскошными квартирами для сдачи внаем и квартирой хозяйки дома). А в 1903 году начала работать первая бесплатная нотная читальня Юргенсона.
Во второй половине XIX века нотоиздательское дело и торговля нотами были востребованы, поэтому фирма Петра Юргенсона стала одним из лучших в мире нотоиздательством.
Главное внимание отводилось отечественным композиторам, изданиям известных опер западноевропейских композиторов на русском языке, и популярным фортепианным сочинениям Бетховена, Мендельсона, Шопена, Грига. Также издавали теоретические и музыковедческие работы, учебники, методические пособия.
Юргенсон максимально полно издал сочинения русских композиторов и первым в России напечатал полные собрания фортепианных сочинений Шопена, Шумана, Мендельсона, все оперы Вагнера. Юргенсон также первым начал выпускать серии учебной литературы и экономичных изданий для широкой публики.
Также Юргенсон стал первым регулярно издавать духовную музыку. Но ему пришлось бороться с монополией Придворной певческой капеллы на издание духовно-музыкальных сочинений. Она появилась в 1814 году по указу Александра I. В результате директора Придворной капеллы печатали и исполняли только собственные сочинения и произведения музыкантов, работа которых была связана с капеллой.
Когда Юргенсон опубликовал «Литургию» П.И. Чайковского, Н. Бахметев, директор Певческой капеллы, приказал изъять произведение из продажи и написал в Синод, что эту музыку нельзя исполнять в храме. Суд закончился в пользу Юргенсона. Ему возместили убытки и разрешили свободно издавать духовно-музыкальные сочинения русских композиторов. Так Придворная капелла лишались монополии.
Петр Юргенсон выпускал духовно-музыкальные сочинения в двух вариантах: весь цикл и каждый номер отдельно со своим титульным листом. Цена отдельных номеров была выше при более скромном качестве издания.
Юргенсон также учитывал свои издания в специальных амбарных книгах. Впоследствии они стали отдельными каталогами издаваемых им произведений.
После смерти Петра Юргенсона в декабре 1903 года фирму возглавил его старший сын Борис.
В ноябре 1918, за месяц до выхода Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, он передал издательство и магазин советской власти. На базе нотопечатни организовали издательство Музыкального отдела Наркомпроса (предшественник современного издательства «Музыка»).
Магазин Юргенсона на Неглинной работал даже в советское время. Сейчас здесь магазин «Ноты». А в 2004 году нотоиздательство Юргенсона возродилось при участии иностранных акционеров.
Доходный дом Фирсановой
Дом Веры Ивановны Фирсановой, дочери богатого лесопромышленника, часто путают с Сандуновскими банями. Но это отдельное строение, которое с момента своего возведения имело совсем иное назначение. Впрочем, определённое отношение к самым знаменитым баням города оно всё же имеет.
Для владельцев заведений
«Неглинная, 14» — адрес, хорошо известный многим поколениям любителей русской парной. В 1808 году здесь появились знаменитые Сандуновские бани, которые быстро превратились не просто в гигиеническое заведение, но и в своеобразный культурный клуб. В своё время здесь любил отдыхать поэт Александр Сергеевич Пушкин.
После смерти основателя бань Силы Николаевича Сандунова бани несколько раз меняли владельцев, и в 1869 году их купил лесопромышленник и купец Иван Григорьевич Фирсанов. В 1881 году бани перешли в собственность его дочери Веры Ивановны, которая вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким решила превратить популярное, но уже ветшающее заведение в настоящий дворец гигиены, объединённый с не менее масштабным торговым и жилым комплексом.
Для реализации этого замысла был приглашён известный архитектор Борис Фрейденберг. Старые бани снесли, и на участке между Сандуновским и Звонарским переулками было построено два роскошных здания. Первое, находящееся на красной линии улицы Неглинной, было спроектировано как доходный дом. На первом этаже располагались магазины, а выше — роскошные квартиры. На второй линии появился пышный банный комплекс, в котором разместились обновлённые Сандуны. Их историческое название новые владельцы менять не стали. Строительство обоих зданий было завершено в конце 1895 года.
Доходный дом Веры Фирсановой вскоре стал не меньшей достопримечательностью Москвы, чем прославленные бани. Роскошное здание в стиле барокко создавалось как своеобразная архитектурная реклама Сандунов. Декор бани и фасадов доходного дома объединяла «водная» тематика — изображения тритонов, морских коней и других мифологических водных обитателей. На крыше расположили скульптуры моющихся мальчиков, а внутренний дворик оформили в мавританском стиле.
В 1902 году в пятикомнатной квартире жилой части дома Фирсановой поселился писатель и драматург Антон Павлович Чехов со своей супругой Ольгой Книппер, и вскоре здесь закипела творческая жизнь. В особняке часто бывали известные культурные деятели начала ХХ века — Константин Станиславский, Максим Горький, Иван Бунин, Владимир Гиляровский, режиссёры и артисты столичных театров.
Кроме того, вскоре после постройки доходного дома в его торговой части расположился магазин «Ноты» Петра Юргенсона, который был владельцем одного из самых крупных нотных издательств в Европе. Юргенсон первым в России напечатал полные собрания фортепианных произведений Шопена, Шумана, Грига и Мендельсона, все оперы Вагнера. Кроме того, он выпускал сочинения отечественных композиторов, труды по музыковедению, учебники. В 1903 году здесь появилась первая в Москве бесплатная нотная библиотека.
Нотный магазин сохранился в здании и после революции. Он благополучно пережил годы советской власти, распад СССР и «лихие 90-е». В 2004 году его обновили при участии иностранных акционеров, и он успешно работает и сейчас — впрочем, как и бывшее музыкальное издательство Юргенсонов, которое носит название «Музыка».
В наши дни доходный дом Фирсановой часто называют Сандуновским пассажем. В элегантном здании размещаются рестораны, магазины и различные организации. Здание входит в список памятников культурного наследия федерального значения.
Доходный дом В. И. Фирсановой
В центре столицы есть один дом, проходя мимо которого, я каждый раз останавливаюсь, чтобы им полюбоваться. Это на Неглинной улице, дом 14. На фасаде маскароны в виде львиных масок, лепные фигуры морской девы с лирой в руках и юноши, трубящего в рог. Да еще они на морских конях выходят из морской пены. И повсюду фигурки тритонов. А на крыше еще мальчики моются.
Вся эта водно-банная феерия совершенно не случайна. Устроила ее госпожа Фирсанова, владелица знаменитых Сандуновских бань. В 1890-е годы она затеяла тут перестройку и решила, что неплохо бы оформить парадный вход в банно-прачечный комбинат и дать людям возможность бывать в чистоте и красоте почаще. А заодно и дом построить. Да такой, чтобы он служил архитектурной рекламой самих бань. Это он и есть. Доходный дом с магазинами как раз перед Сандунами.
Его построили в 1895 году – на фасаде отчетливо читается дата строительства римскими цифрами.
Почти сразу же доходный дом облюбовали богатые жильцы. Например, в 1902 году именно здесь пятикомнатную квартиру для себя и своей жены снимал Антон Павлович Чехов. Соответственно, в доме постоянно бывали посетители с именем: в гости приходили Максим Горький, драматург и театральный режиссер Константин Станиславский, и его напарник Владимир Немирович-Данченко, поэт и писатель Иван Бунин, будущий Нобелевский лауреат Владимир Гиляровский и многие другие официальные и не очень лица.
А еще на первом этаже почти с самой постройки дома работал магазин «Ноты». Магазин был известен на всю Москву. А его хозяин – нотоиздатель Юргенсон дружил с самим Петром Ильичем Чайковским. До и после революции почти все, кто изучал сольфеджио, стояли тут в очередях за партитурами. И, говорят, при приеме на работу надо было напеть что-нибудь и не дай бог было сфальшивить. Оригинальные были правила эйчара. И все это в одном доме на Неглинной, 14.
О домах. Доходный дом купца Камзолкина (братьев Фирсановых).
Адрес: г. Москва, проспект Мира, дом 3 строение 1.
Период: La Belle Époque (1871-1914).
Год постройки: 1885.
Архитектор: Василий Петрович Загорский.
Назначение: жилой, торговый.
Стиль: необарокко.
Направление: историзм Александровского периода в стилистике барокко.
Координаты: 55°46’24.33″С 37°37’55.07″В.
Охранный статус: выявленный объект культурного наследия.
Во многих источниках этот дом датируется 1893 годом, поскольку именно такая дата указана на центральном фронтоне дома. Чуть ниже красуется вензель «Д.В.», который до сих пор смущает умы московских краеведов, поскольку не совпадает с инициалами ни одного из известных дореволюционных владельцев домовладения. На наш взгляд, к расположенной на фронтоне информации следует отнестись скептически, ее аутентичность представляется сомнительной, поскольку на фотографиях советских годов ни вензеля, ни даты не просматривается.
Дом построен в период доминирования историзма, в российских источниках обычно именуемый эклектикой. Не смотря на пренебрежительное отношение к этому стилю у многих авторов советского периода, именно он во многом определяет облик самых красивых городов России, как и Европы в целом. Чтобы создать это пышное, нарядное здание архитектор обратился к стилистике французского барокко.
На первом этаже окна витринного типа, увеличенные по сравнению с остальными этажами, в каждой из пяти частей их всего по три. Между окнами располагаются крупные филёнки. Массивные горизонтальные полосы, имитирующие туфовый камень, придают первому этажу ощущение тяжелой и надежной опоры. Эркеры, начинающиеся на втором этаже, поддерживают широкие консоли с замечательными орнаментами — львиные головы и растительные мотивы. Под каждым из эркеров находятся двери. Над проходом во двор располагается декоративный элемент с картушем посередине, на этом картуше какой-либо вензель или герб отсутствует. Металлические ворота во двор украшены барельефами василисков.
Второй этаж отделан значительно пышней. Окна увенчиваются прямоугольными сандриками с гирляндами, а на двух центральных секциях — дополнительно еще и лучковыми сандриками. Углы эркеров второго этажа украшены прекрасными кариатидами, сразу привлекающими взор. Помимо этого, на эркерах находятся сдвоенные пилястры, а над окнами — орнаменты барочной стилистики с картушами в центре. Три центральных окна над аркой во двор оформлены рустом по краям, разделены пилястрами, а лучковые сандрики содержат крупные картуши.
Окна третьего этажа украшены фигурными наличниками с замковыми камнями, на трех центральных окнах на этих замковых камнях — женские маскароны. На эркерах над кариатидами сидят некие мифические существа, похожие на грифонов. Под карнизом проходит достаточно широкий фриз, а центральный фронтон поддерживают консоли в виде львиных голов. На лучковых фронтонах над каждым эркером пары сидящих женских фигур удерживают в руках гирлянды, проходящие под картушами. Женские фигуры также возлежат на центральном, более крупном фронтоне. Завершают облик дома высокие шатровые навершия над каждым фронтоном и балюстрада с вазонами на крыше.
В некоторых источниках утверждается, что дом был снесен в 2001 году и на его месте построен новодел. Однако это касается лишь палат Евреиновых XVII-XVIII веков, которые находились в дворе этого здания и в данной заметке не рассматриваются. Сам доходный дом купца Камзолкина, судя по историческим фотографиям, существенных утрат во внешнем не понес, за исключением дверей, которые не только не аутентичны, но и совершенно не гармонируют с обликом здания.
Последняя (на сегодняшний момент) покраска фасада была проведена в 2015 году в ходе комплексной реконструкции проспекта Мира, так что в данный момент состояние здания можно оценить на 5-.
Ссылки:
1. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 105. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0
3. Муравьёв В. Б. Святая дорога: Никольская улица, Лубянка, Сретенка, проспект Мира, Ярославское шоссе. — М.: Алгоритм, Алгоритм-книга, 2007. — 512 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-94661-035-X
Адрес: Неглинная ул., 14, Москва, 127051
Аудит компании для владельцев бизнеса
Наши эксперты проведут бесплатный аудит актуальности контактов и репутации вашей компании в геосервисах.
Не упустите эту возможность и перестаньте терять клиентов из-за отсутствия на картах, ошибок в данных или низкого рейтинга!
Запоните форму ниже
Оставьте ваши контакты и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Связаться с нами
Оставьте ваши контакты и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Произошла ошибка, попробуйте позже
Заявка успешно отправлена
Мы нашли 4 отзыва о компании Доходный Дом Фирсановой, расположенной по адресу Неглинная ул., 14, Москва, 127051.
Средний рейтинг компании 4,8 баллов из 5.
Рейтинг компании высокий, что повышает уверенность клиентов во время принятия решений о покупке товара или приобретении услуги.
Отзывы о компании собраны с сервисов Google Maps, Яндекс Карты, Yell.ru в период с 09.05.2019 по 07.03.2020.
За последние 30 дней о компании не было оставлено отзывов. Мотивировать клиентов оставлять отзыв о вашей компании можно за счет системы поощрений и скидок, почтовых и sms рассылок. Если клиент оставляет положительный отзыв, то вероятность того, что он вернется за услугой повторно, заметно возрастает.