дюнкерк что это такое
Дюнкерк что это такое
Дюнкерк (франц. Dunkerque; фламандский франц. Duunkerke, что в переводе означает «церковь дюн») представляет собой исторический курорт, расположенный на севере Франции (регион О-де-Франс), в 10 км от границы с Бельгией. Это отличное место, чтобы начать путешествие дальше по континенту, но также и отличное место для отдыха самостоятельно, с историческими пляжами, магазинами и множеством мест, где можно попробовать местные блюда, что представляет собой интересное сочетание традиционной фламандской кухни и морепродуктов.
Дюнкерк и его окрестности находятся на бывшей территории графства Фландрского, поэтому говорят здесь на особом диалекте, в котором много слов, заимствованных из западнофламандского языка.
В 1940 году Дюнкерк стал всемирно известным благодаря героической эвакуации войск союзников. Разрушенный германскими атаками (было уничтожено три четверти застройки), Дюнкерк был восстановлен после войны — хотя, увы, во время одного из самых скучных периодов в истории западной архитектуры. Хотя современный город не очень привлекателен, он предлагает посетителям достойные музеи, пляж для семейного отдыха и красочные карнавалы (с 12 февраля по 3 апреля) перед Великим постом.
В центре города — площадь Жана Бара с 40-метровой беффруа XV века (колокольня внесена в список наследия ЮНЕСКО).
В турстистическом офисе Дюнкерка вы можете взять один из трех самостоятельных туров по городу:
Эвакуация из Дюнкерка
Во время Второй мировой войны экспедиционные силы союзников были окружены в Дюнкерке в 1940 году. 300 000 солдат были эвакуированы из Дюнкерка в Англию в ходе операции «Динамо». Операция была отражена в нескольких фильмах, в том числе в фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк» 2017 года. Вывод войск — хотя технически это означало поражение — считался чудесным спасением солдат, которых британская публика считала потерянными, что они будут схвачены или убиты, поэтому эта операция дала столь необходимый моральный подъем.
По приказу Уинстона Черчилля все суда, большие и малые, были направлены к Дюнкерку для того, чтобы забрать английских солдат. В результате за несколько дней было эвакуировано 338 тысяч военнослужащих, в том числе 123 тысячи французов.
Уинстон Черчилль назвал это «нашим лучшим часом» в известной речи, и по сей день британские политики любят ссылаться на «дух Дюнкерка» во времена национального кризиса.
Добраться в Дюнкерк:
Ближайший аэропорт в этом районе — международный аэропорт Кале – Дюнкерк (CQF IATA), который расположен на западе, ближе к Кале, далее по побережью.
Международный аэропорт Остенде-Брюгге (OST IATA) расположен менее чем в 60 км к востоку через бельгийскую границу в районе Остенде, однако из-за Шенгенского соглашения при его пересечении отсутствует паспортный контроль.
Из других городов добраться в Дюнкерк проще всего на поезде: в региональных маршрута соединяют Дюнкерк с Лиллем и Кале. Есть прямые скоростные поезда TGV из Парижа в Дюнкерк (отправление с вокзала Paris Nord, ок. 2 часов в пути, остановки по пути в Аррасе и Лилле). Самый дешевый вариант добраться из Парижа в Дюнкерк — на автолбусе Flixbus: 4:20 в пути, билеты от 4,99€. Бывает 1-2 рейса в день от автовокала Paris Bercy Seine.
Расписание поездов в Дюнкерк:
Транспорт в Дюнкерке:
Достопримечательности Дюнкерка:
Колокольни Дюнкерка являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО (Колокольня Святого Элоя и Колокольня мэрии (Beffroi de l’Hôtel de Ville)).
Колокольня Святого Элоя
Beffroi de Saint-Eloi. Возведенная в 1440 году, она служила колокольней для церкви Сент-Элой, пока в 1558 году два здания не разъединились страшным огнем. Колокола находятся на пятом этаже. Отремонтированная в 2009 году, он содержит 50 колоколов и оживляет город каждую четверть часа с помощью популярных мелодий, таких как «La Cantate à Jean Bart» и «Talire Taloure».
Стоит подняться на башню полюбоваться панорамным видом в 360 градусов на весь город. Подъем начинается с поездки на лифте до колоколов (вы даже можете принять участие в некоторых интерактивных турах), дальше еще шестьдесят ступеней вверх до смотровой площадки. На террасе высотой 58 метров в информационной таблице представлены основные памятники и культурные достопримечательности Дюнкерка.
Колокольня ратуши
Beffroi de l’Hôtel de Ville. Построенная между 1897 и 1901 годами, ратуша Дюнкерка и ее колокольня выполнены из красного кирпича и белых камней в стиле фламандского ренессанса.
На среднем уровне колокольни стоит конная статуя Людовика XIV, купившего город Англии в 1662 году. В холле вы обнаружите великолепный витраж, представляющий возвращение Жана Барта в Дюнкерк после его славной победы в битве при Текселе в 1694 году.
Во время карнавала в Дюнкерке главное событие — это когда члены городского совета бросают с балкона 500 кг копченой рыбы в красочную и счастливую толпу.
Военный музей Дюнкерка
Музей Порта
Портовый музей предлагает 1600 м2 выставочной площади, 4 века истории, 500 экспонатов (масштабные модели, видео, картины и т. Д.) И 5 мест для посещения: музей, три корабля и маяк Рисбан (высота 60 метров).
FRAC Grand-Large Hauts-de-France
Региональная коллекция современного искусства (FRAC) представляет собой стеклянный корабль, обращенный к морю. Его шесть уровней, в которых размещаются выставочные галереи, мастерские художников и конференц-зал, приглашают посетителей познакомиться с современным искусством.
Зоопарк Дюнкерка
Dunkirk Grand Littoral Zoo. Расположенный в естественной среде, зоопарк является домом для более чем 250 животных, представляющих приблизительно пятьдесят видов. Приходите посмотреть на тюленей, выдр, бобров, рысей и другие виды животных.
В окрестностях Дюнкерка:
В соседней коммуне Gravelines расположена еще одна «беффруа» из списка ЮНЕСКО — Beffroi de Gravelines:
Колокольня Гравелин
Построенная в 1827 году, колокольня заменила собой предыдущую башню, построенную в 17 веке, когда Гравелин получил статус коммуны. Завершенная в 1827 году и переработанная в 1903 году, она имеет гораздо более строгий внешний вид, чем ее предшественница, с ее квадратной башней на четырех уровнях, восьмиугольной башенкой сверху, с куполом и флюгером наверху.
Внешний вид Beffroi de Gravelines очень похож на колокольню церкви, потому что она была спроектирована тем же архитектором (Гравесом).
Город-крепость Гравелин
Звездообразная крепость Гравелин работы маршала Вобана находится в потрясающем природном окружении в устье реки Аа, одной стороной в пресной воде, а другой — в море. Это место с уникальной красотой, где в подлеске спрятаны старые камни, а природа смешивается с историей. Внутри бастионов и вокруг бывших военных зданий есть очаровательные ландшафтные сады; и огороды вдоль сторожевой прогулки, на вершине валов. Во внешних укреплениях есть птичий заповедник и область «Вобанской природы» … Можно с уверенностью сказать, что в маленьком укрепленном городке Гравелин природа занимает почетное место!
Первоначальная крепость в форме звезды сохранилась почти полностью неповрежденной, а ее бастионы усилены полумесяцами и контргардами. Вся территория великолепного Porte aux Boules классифицируется как исторический памятник, и с 1980-х годов он постепенно восстанавливается.
Tourville — Верфь
В самом сердце ремесленной деревни с кузнечной мастерской, коптильней, мастерской масштабных моделей и мастерской скульпторов, вы можете наблюдать за строительством «Жана Барта», корабля первого класса времен правления Людовика XIV в натуральную величину.
Fort des Dunes
Оставшийся от Второй мировой войны, Форт-де-Дюн является замечательным примером военной крепости, спроектированной генералом Сере де Ривьер. Имея площадь в 5 гектаров, он расположен перед заповедником Dune Dewulf имогу размещать 450 солдат.
Форт был построен в 1878 году для защиты Дюнкерка и его порта от любых атак с востока. Крепость до сих пор сохранила шрамы от битвы 1940 года и немецкой оккупации.
В 1940 году около сотни солдат погибли в результате интенсивной немецкой бомбардировки, среди них был генерал Янссен, командир 12-й мотострелковой дивизии.
Во время войны тут случались и другие драматические события, в частности, казнь 8 членов французского сопротивления в 1944 году.
LAAC — Музей современного искусства
В центре парка скульптур с видом на знаменитые пляжи Дюнкерка музей современного искусства LAAC бросает вызов небу своей замечательной архитектурой из белой керамики. Столь же бурный и веселый, как и годы поп-арта, LAAC является домом для исключительной коллекции из более чем 1500 произведений искусства, которые отражают атмосферу 1940–1940-х годов (в том числе Цирк Карла Аппеля, «Автокатастрофа» Энди Уорхола и Расширение Valise Цезаря). Работы выставляются поочередно, согласно программе выставки.
Этот дружелюбный музей предлагает множество забавных и интерактивных инструментов для посещения с семьей или друзьями, а также богатый годовой календарь событий, сочетающий в себе изобразительное и исполнительское искусство.
С FRAC («Региональная коллекция современного искусства»), расположенной совсем рядом, LAAC представляет собой настоящий «центр передового опыта» для современного искусства.
Карта Дюнкерка
с отмеченными достопримечательностями в городе и ближайших окрестностях
Войны не выигрываются эвакуациями: как пал Дюнкерк. История операции «Динамо»
«Вынырнув из черного дыма от горящего истребителя, он появился на мелководье — мрачного вида человек с бородой, рукой, похожей на коготь, и горбом на спине. В зубах у него была веревка, выделявшаяся белой полосой на фоне бороды, здоровую руку он держал на румпеле, а искалеченной делал нам знаки. А над ним кругами летал тот гусь.
Джок говорит: «Смотри! Это сам дьявол пришел за нами. Нам конец».
«Ну, нет»,отвечаю я,«Это, скорее, Господь Бог, чем дьявол».
Он, действительно, напоминал картинки из книг для воскресной школы, с его белым лицом, темными глазами и бородой. Пристав к берегу, он крикнул: «Я могу взять семерых за один раз!»
Наш офицер ответил: «Отлично! Семеро ближайших к лодке, залезайте!»
И мы вошли в воду и пошли к нему. Я так устал, что не мог перелезть через борт, но он схватил меня за ворот и втащил в лодку со словами: «Вот так, приятель, залезай. Следующий!»
«Белая гусыня», Пол Гэллико
Дюнкерк, картина Чарльза Эрнеста Кандалла, 1940
К весне 1940 года обстановка в Европе была невероятно накалена.
За время этой «странной войны» Германия успешно провела Польскую кампанию, практически безболезненно захватила Данию и Норвегию и сумела хорошенько подготовиться к следующему этапу — атаке на Францию. Французская кампания стала самым болезненным ударом по союзникам, настоящим позором и свидетельством недопонимания всей серьезности надвигающейся угрозы.
Катастрофа
Почти сразу же выяснилось, что несмотря на хорошую подготовку и внушительное техническое оснащение, войска союзников неспособны оказывать немцам сколь-нибудь значимое сопротивление. Под ударами танковых соединений и беспрерывными налетами авиации сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее они начали откатываться на запад. Вскоре отступление превратилось в настоящий хаос: абсолютно деморализованная пехота шагала в направлении побережья по дорогам, обочины которых были завалены брошенной техникой и снаряжением. Моторизованные и танковые дивизии большим полумесяцем охватывали союзные силы на северном фланге обороны. Заслоны, призванные задержать наступление немцев, не справлялись со своей задачей — немецкая военная машина будто и вовсе не замечала их. Успех вермахта был грандиозен: Голландия капитулировала уже 15 мая, бельгийцы вели переговоры о сдаче и не скрывали этого, Франция вот-вот должна была полностью оказаться в их руках.
Ситуация быстро становилась критической. 18 мая командующий Британским экспедиционным корпусом лорд Джон Стендиш Сертис Прендергаст Веркер Горт обратился к командованию с просьбой рассмотреть план эвакуации британских сил через Ла-Манш. Он утверждал, что это единственный способ спасти армию. Не дожидаясь ответа, он начал самостоятельно планировать организованное отступление к Дюнкерку — единственному доступному порту с подходящей инфраструктурой.
20 мая в Дувре, городе на южном побережье туманного Альбиона, был сформирован штаб по подготовке эвакуации. Его возглавил вице-адмирал Бертрам Рамсей. Операция по спасению Британского экспедиционного корпуса получила название «Динамо» — это первое, что пришло в голову английским морякам, обсуждавшим детали эвакуации в генераторном зале Дуврского замка.
Уинстон Черчилль и Бертрам Рамсей
К утру 21 мая немецкие танки, повернувшие на север, вышли к соленым водам Ла-Манша. Британский экспедиционный корпус, три французских армии и остатки бельгийских сил оказались полностью окружены на небольшом участке северного побережья Франции. Во второй половине дня в районе Арраса британцы контратаковали наступающие элитные немецкие части, пытаясь остановить их продвижение. Им даже удалось отбросить части 4-ой армии вермахта на несколько километров назад, но к вечеру при поддержке штурмовой авиации немцы смогли вернуть свои позиции.
Кольцо окружения продолжало сжиматься; несмотря на ожесточенное сопротивление союзников, 22 мая танковый корпус Эвальда фон Клейста занял Булонь. Ночью англичане предприняли очередную контратаку при поддержке французских танков, но немцы без труда остановили ее. Даже взорванные мосты через каналы не могли остановить их продвижение. На следующий день инженеры 2-й танковой дивизии успели наладить пять понтонных переправ и к вечеру 24 мая немецкие танки уже ворвались на улицы Кале — крупного порта западнее Дюнкерка. Теперь от города их отделяли всего 16 километров по прямой.
Вся оборона союзников провалилась —
они не успевали перегруппировать свои части
и организовать осмысленное сопротивление
Под постоянными налетами немецких штурмовиков и бомбардировщиков, обстрелом артиллерии среднего калибра и непрекращающимся натиском бронетанковых частей противника британцы и французы потеряли остатки боевого духа. Офицеры бросали свои части и бежали куда глаза глядят. Когда у техники кончалось топливо, никто не ждал заправщиков, а просто оставлял ее и продолжал свой путь пешком. Противотанковые орудия, минометы и другое тяжелое вооружение просто оставлялось противнику в качестве трофеев, чтобы не замедлять отступление к Дюнкерку. Длинные колонны пехотинцев маршировали в сторону порта среди горящих полей и дымящихся развалин деревушек; навстречу им двигались беженцы со всем своим скарбом, пытаясь выйти из зоны боестолкновения. Очаговое сопротивление оказывали только самые боеспособные части, но они уже не могли остановить немецкий вал — смешавшиеся в кучу войска союзников были обречены на полнейший разгром и позорное пленение.
И тут случилось чудо. 24 мая британская разведка перехватила незашифрованную немецкую радиограмму: «Согласно приказу Фюрера ограничить наступление линией Бетюн — Сент-Омер — Гравелин. Канал не пересекать».
Причины, побудившие Гитлера остановить успешное наступление своих войск на Дюнкерк, до сих пор остаются до конца не проясненными. Английские офицеры были склонны считать это чудом, немецкие — самой страшной ошибкой за всю войну. Некоторые исследователи считают, что Гитлер не хотел слишком сильно настраивать против себя британцев, рассчитывая на заключение мирного соглашения в преддверии нападения на Советский Союз, другие говорят, что в нем внезапно взыграло самое обыкновенное человеколюбие, и он решил не устраивать кровавую мясорубку.
Но дальнейшие события опровергают эти версии — мясорубку останавливать никто не собирался
Наиболее вероятным видится самое простое объяснение: немецкому командованию было очевидно, что союзники, загнанные в угол, будут сражаться подобно раненому кабану — отчаянно и мужественно, и дабы избежать лишних потерь, наступление решили приостановить. В частях Рундштедта, командовавшего основными немецкими силами на этом направлении, потери танков составляли от 30 до 50%, оставшиеся еще должны были пригодиться для продолжения французской кампании — их следовало поберечь. Еще одной причиной такого решения германского главнокомандующего стало красноречие Германа Геринга, искавшего достойное применение для своих «Люфтваффе». Он смог убедить Гитлера, что сможет расправиться со скученными на небольшой площади союзниками при помощи одних лишь самолетов.
Итак, к 25 мая на небольшом куске земли вокруг порта Дюнкерк скопились почти полмиллиона солдат союзников, со всех сторон они были зажаты немецкими танками и пехотой, остановившимися буквально в 10 километрах от границы города.
Полыхающий Дюнкерк. Эвакуация
Солдаты на пляже Дюнкерка
Англия переживала за своих сыновей. Газеты не сообщали точных подробностей о масштабах развернувшейся катастрофы, но общее настроение было весьма гнетущим. Все знали, что по ту сторону пролива происходит нечто ужасное. 26 мая в Вестминстерском аббатстве прошла церковная служба, на которой король Георг VI молился за «наших солдат, подвергающихся ужасной опасности во Франции». Подобные службы прошли во всех британских церквях и синагогах. К этому времени почти все приготовления к эвакуации были закончены.
Наконец, в 19:00 26 мая премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отдал приказ о начале операции «Динамо». В Дувре начали сосредотачиваться корабли Королевских ВМС и транспортные суда, готовившиеся выйти на спасение остатков Британского экспедиционного корпуса. Первыми кораблями, прибывшими в гавань Дюнкерка после полуночи 27 мая, стали английские эсминцы «Уэйкфул» и «Гэллант». За ними потянулись десятки транспортных и гражданских судов.
Активные бомбардировки, начавшиеся еще 25 мая, фактически уничтожили всю инфраструктуру дюнкеркского порта — крупные суда не могли пристать к разрушенным причалам. Для погрузки людей можно было использовать лишь два бетонных волнолома, вдававшихся в бухту на расстояние почти в километр, но их пропускная способность была невелика.
Ситуацию осложняло то, что рельеф дна в районе Дюнкерка был совершенно не приспособлен для высадки и погрузки десантов — мелководные песчаные отмели простирались здесь на многие сотни метров от берега, делая невозможным подход крупных кораблей на достаточно близкое расстояние. Войска, запертые на побережье, попытались создать несколько импровизированных причалов, загнав в воду целые колонны грузовиков с укрепленными на крыше деревянными мостками, по которым солдаты перебирались на маломерные суда и шлюпки, доставлявшие их к ожидающим в отдалении кораблям, но это был весьма ненадежный метод.
Импровизированная пристань из грузовиков
Малый флот Дюнкерка
Более 7000 человек спас колесный пароход «Медуэй Куин», он совершил 7 рейсов туда-обратно, за что получил прозвище «Героиня Дюнкерка».
Яхта «Сандаунер» за один рейс вывезла 130 человек, в то время как по паспорту вмещала лишь 21. Солдаты набились в трюм подобно сардинам, облепили всю палубу и надстройку так, что яхта осела по самые борта и могла опрокинуться от самой небольшой волны. Но умелый капитан смог доставить яхту в порт без лишних приключений. Им был 66-летний Чарльз Лайтоллер, бывший второй помощник капитана на затонувшем в 1912 году «Титанике» (ему среди немногих тогда удалось спастись).
27 мая, за первый полный день эвакуации удалось погрузить на корабли всего 7669 солдат и офицеров, 28 мая немногим меньше 18 000. Ситуация осложнилась тем, что 28 мая Бельгия объявила о своей капитуляции, и ее армия начала сдаваться в плен, оставив зияющий провал в обороне к востоку от Дюнкерка. Британцам пришлось в срочном порядке латать эту дыру, чтобы не допустить прорыва немцев на пляж, где ожидали своей очереди на эвакуацию еще тысячи солдат. Это был самый сложный день операции. Рамсей был настроен весьма пессимистично, но сумел выправить ситуацию.
С каждым днем к операции привлекали все больше и больше кораблей — 29 мая в Британию перевезли почти 50 тысяч человек, а за последующие два еще 120 тысяч.
Всего в «Динамо» было задействовано 693 британских военных корабля и судна. В их число входил один крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, торпедные катера и канонерские лодки, а также «малый флот Дюнкерка» из почти 600 лодок, яхт, шхун и прочих маломерных судов. Помимо этого в эвакуации участвовали 168 кораблей союзников, включая 49 боевых кораблей французского флота. Всего около тысячи судов.
В этом кромешном аду на фоне окутанного клубами дыма Дюнкерка пикирующие бомбардировщики прицельно атаковали спасательные суда до отказа набитые изнуренными солдатами
«Мы сидели на берегу между Дюнкерком и Ле Пан, как голуби на набережной Виктории, и ждали, пока нас возьмут немцы. Они и так не давали нам покоя. Они были сзади, они были справа и слева и они были над нами. Они забрасывали нас шрапнелью, обстреливали из тяжелых орудий и поливали пулями из истребителей».
«Белая гусыня», Пол Гэллико
Солдатам, ожидавшим своей очереди на берегу, приходилось несладко. Разбомбленный Дюнкерк горел, водопровод был поврежден, и некому было тушить пожары — все вокруг было затянуто плотным едким дымом. Уставшие солдаты сгрудились на пляже, сидели или лежали на песке, покорно ожидая своей участи, не в силах как-то повлиять на свою судьбу.
Немцы постоянно подвергали их артиллерийскому и минометному обстрелу, практически беспрерывно бомбили с воздуха, а вражеские пилоты как в тире заход за заходом расстреливали разбегающихся по пляжу солдат из пулеметов. «Люфтваффе» чувствовали себя безнаказанно — налеты усиливались, когда британские истребители, пытавшиеся помешать этому избиению, улетали домой на дозаправку.
Остававшимся на земле не оставалось ничего иного, кроме как отбиваться от самолетов из своих винтовок и ручных пулеметов — всю зенитную артиллерию пришлось бросить во время форсированного отступления. Корабельные ПВО также не могли обеспечить эффективную защиту — им, прежде всего, приходилось оборонять самих себя.
Английская авиация пыталась оказывать максимальное противодействие неприятелю — летчики работали без сна и отдыха, мотаясь между Англией и Францией, совершая до 10 вылетов в сутки. Хуже всего было то, что солдаты, умирающие на пляжах Дюнкерка, по большей части и не подозревали об усилиях Королевских Воздушных Сил — большинство воздушных боев проходило вдалеке от пляжей, над морем или в тылу противника. Пилоты шли на огромный риск, так как, будучи сбитыми, они практически не имели шансов на выживание: приземляться с парашютом приходилось либо на территорию противника, либо прямиком в холодный Ла-Манш. Но они сделали свою работу — «Люфтваффе» пришлось дорого заплатить за свою самонадеянность. За время операции «Динамо» британцы смогли сбить 156 вражеских самолетов, ценой потери 145 своих.
Британцы ведут огонь по немецким самолетам на пляже Дюнкерка
31 мая немцы возобновили активные боевые действия, и кольцо окружения начало стремительно сжиматься. Район, занимаемый войсками союзников, сократился до узкой полосы берега от Дюнкерка до Ле Пан, длиной 15 и глубиной всего около 7,5 километров.
2 июня на корабли погрузился арьергард экспедиционного корпуса, последние британские силы, прикрывавшие город — теперь немцам противостояли одни лишь французы, которых тоже нужно было спасать.
3 июня «Люфтваффе» подтянуло свежие силы и утроило свой натиск. О работе днем пришлось забыть: потери кораблей стремительно росли, и риск потерять весь флот в дюнкерской гавани стал вполне реальным. В результате повреждений и потерь от бомбежек, артиллерийского огня и столкновений количество годных к работе эсминцев уменьшилось с 40 до 9, из 30 войсковых транспортов на ходу остались только 10, и экипажи этих кораблей дошли до крайней степени изнеможения. Вице-адмирал Рамсей проинформировал начальство, что, по его мнению «дальнейшие трудности эвакуации поставят многих офицеров и матросов перед таким испытанием, которое может оказаться за пределами человеческих возможностей». «Динамо» пора было сворачивать.
Последним кораблем, оставившим Дюнкерк, стал старый английский эсминец «Шикари». Ранним утром 4 июня он в компании трех брандеров, груженых песком и цементом вошел в гавань и дождался пока их затопят на выходе из бухты, чтобы затруднить немцам дальнейшее пользовании портом. Затем он принял на борт с берега французский штаб вместе с примерно 600 солдатами. Они стали последними союзными военными, покинувшими Дюнкерк. Десятки тысяч оставшихся на берегу солдат провожали глазами эсминец, уходящий на север в алых лучах рассветного солнца. В 3 часа 40 минут 4 июня 1940 года «Шикари» взял курс на Англию. Так официально завершилась операция «Динамо». В 9:00 Дюнкерк пал.
Итоги
Главным итогом операции «Динамо» стало спасение 338 226 солдат и офицеров союзников, практически полного состава всего Британского экспедиционного корпуса, численность которого составляла около 400 тысяч человек.
Однако и потери союзников в Дюнкерке были весьма тяжелы. В ходе всей короткой французской кампании Британский экспедиционный корпус потерял 68 111 человек убитыми, раненными и плененными.
Тяжелые потери понесли французы. Несмотря на то, что англичане до последнего пытались вывозить блокированных союзников, около 15 тысяч французских военнослужащих, прикрывавших последний этап эвакуации, оказались в немецком плену.
На каждых семерых спасенных приходился один, которого оставили на берегу. Большинство из них попали в концентрационные лагеря и погибли.
В ходе операции «Динамо» силы спасения потеряли около четверти всех своих кораблей (226 английских и около 40 французских), в том числе 6 эсминцев Королевского военно-морского флота и 3 принадлежащих французским военно-морским силам. Практически все остальные получили те или иные повреждения.
Нация выдохнула, ее дети вернулись домой. Но всем стало ясно, что эта война — это серьезно и надолго, и в следующий раз так «легко» отделаться не удастся.
Сразу после завершения операции в своем выступлении в Палате Общин 4 июня 1940 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес фразу, ставшую крылатой: «Мы не должны характеризовать это спасение как победу. Войны не выигрываются эвакуациями».
Однако чтобы понять настоящее значение Дюнкерка для британцев, стоит прочитать стенограмму и дальше:
«Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…».
Уинстон Черчилль в Палате Общин 4 июня 1940 года
Парламентарии и весь британский народ встретили эту речь аплодисментами, а фраза «дух Дюнкерка» стала синонимом сплоченности и мужества перед лицом страшной угрозы. Именно здесь британцы обрели ту солидарность и готовность к самопожертвованию, которые повели их в бой в Африке, Юго-восточной Азии и Европе.