еасапр м ржд что это
Еасапр м ржд что это
Данному вопросу в компании уделяется большое внимание, поскольку ежегодные убытки от хищений составляют более 20 млн. рублей, несмотря на то, что в последние два года отмечается снижение количества хищений.
На обеспечение сохранности перевозимых грузов существенное влияние оказывают такие факторы как состояние нормативно-правовой базы, качество выполнения организационно-технических мероприятий по профилактике сохранности перевозимых грузов, соблюдение технологии перевозочного процесса, технически исправное состояние вагонов и контейнеров, уровень развития информационных технологий, информационных систем, а также тесное взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте.
В состав системы ЕАСАПР входит подсистема актово-розыскной работы, комплекс автоматизированных рабочих мест пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов, учета и анализа искажений сведений о грузе в перевозочных документах (АИСГ), подсистема учета и анализа оперативной информации о грузах, задержанных на пограничных переходах, подсистема учета и анализа безопасности грузовых перевозок.
С помощью системы на железных дорогах автоматизирован процесс составления актов, установленных правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Создание базы данных актов позволяет своевременно производить по ним служебное расследование. Анализ накопленных сведений даст возможность выявить наиболее проблемных грузоотправителей, станции и железные дороги.
Дальнейшее внедрение системы приведет к необходимости технологических изменений и, как следствие, пересмотру нормативных документов по данным вопросам. Внедрение и использование системы позволит в целом повысить производительность труда исполнителей, связанных с учетом и отчетностью по актово-претензионной работе.
В целях эффективного контроля налива в цистернах, выявления случаев умышленного сокрытия недолива, а также наиболее вероятного определения места хищения груза на железных дорогах начато внедрение тепловизионных комплексов дистанционного контроля загрузки вагонов (так называемых тепловизоров), которое позволяет своевременно обнаруживать недостачи нефтеналивных грузов.
В 2005 году был разработан, изготовлен и испытан макетный образец новой конструкции электронно-механического запирающего узла загрузочного люка цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов. В отличие от применяемых в настоящее время для пломбирования цистерн запорно-пломбировочных устройств, разработанное электронно-механическое устройство для запирания и пломбирования железнодорожных цистерн (ЭМУ) представляет собой неразъемную конструкцию, устанавливаемую стационарно на крышке люка цистерны. Это позволяет надежно защитить электронику и успешно решить проблемы, связанные с надежной защитой от несанкционированного доступа к грузу.
В настоящее время также созданы опытные образцы системы электронных пломбировочных устройств, проводятся их испытания при перевозке различных грузов. Также ведется работа по созданию эффективного напольно-считывающего устройства: электронная система предусматривает обеспечение контроля, принадлежности конкретного вагона, несанкционированного нарушения целостности системы на станциях отправления, назначения и в пути следования.
Характеристика функциональных подсистем ЕАСАПР
Система ЕАСАПР включает в себя взаимосвязанные АРМ и централизованный дорожный информационный банк (база данных – БД ЕАСАПР). Централизованный дорожный информационный банк функционирует в составе АСОУП и содержит информацию о перевозимых на полигоне дороги отправках, представляющих интерес для актово-претензионной службы. Структурная схема ЕАСАПР приведена на рис. 4.2.
База данных ЕАСАПР формируется на основе универсальной отправочной модели (МГО-У), работающей в составе АСОУП. Данные об отправках в эту модель поступают с АРМ ТВК, о несохранных перевозках – из системы АСКОПВ, АСУ КП и АРМ ПС.
Однако модель грузовых отправок является оперативной и не подходит для актово-претензионной работы, когда необходимо иметь долговременную информацию о перевозимых отправках для расследования различных случаев, например, трехлетней давности. Поэтому был создан архив отправок БД ЕАСАПР (М ФО-А) со следующими признаками:
– наличием составленных актов общей формы или коммерческих актов;
– фактом переадресовки отправки;
– превышением срока доставки груза;
– отсутствием сведений о раскредитовании и выдаче груза.
Рис. 4.1. Структурно-функциональная схема ЕАСАПР |
Эта информация вводится в БД ЕАСАПР ежесуточно в период чистки из оперативной отправочной модели (МГО-У).
В базу данных также поступают сведения о «претензионных» отправках из АРМ АПО, не зафиксированных в модели грузовых отправок.
База данных ЕАСАПР (МГО-А) содержит общие сведения об отправке (отправитель, получатель, станция отправления и назначения, вид сообщения, признак охраны груза, сведения о перевеске и др.), данные о грузе, вагонах, в которых перевозится отправка, об операциях с отправкой, контейнерах, составленных актах общей формы и коммерческих актах, провозной плате за перевозки и о переадресовке. Это позволяет работникам актово-претензионных отделов, находясь на своих рабочих местах, сделать запрос по интересующей отправке либо в свою дорожную БД ЕАСАПР, либо в БД любой дороги следования груза. Сбор всей информации об отправке позволяет провести расследование по претензионным делам полнее и в более короткие сроки.
Рис. 4.2. Структурная схема ЕАСАПР
Комплекс программ, входящих в состав «Дорожная база данных
ЕАСАПР», функционирует в рамках АСО УП, предназначен для обеспечения архивного хранения и обмена информацией об отправках и подразделяется на следующие программы:
– формирования сведений по актам (коммерческим и общей формы) и записи в оперативную и отправочную модель (МГО-У);
– формирования записей архивной отправочной модели (МГО-А) из МГО-У во время чистки;
– обработки входного сообщения 3174 о претензионных отправках, поступающих из АРМ АПО;
– формирования справки 6250 в виде выходного сообщения 3174 по запросам 212 и 3121, посылаемых из АРМ АПО.
Для рассматриваемого комплекса программ определен следующий порядок работы. На основе информации из сообщений 273 (о криминогенных коммерческих браках) и 1355 (о проверках груза в вагоне) производится запись сведений по акту общей формы и коммерческому акту в модель МГО-У, описывающей конкретную грузовую отправку. Ежесуточно информация, представляющая интерес для ЕАСАПР, из МГО-У переписывается в специальный архив отправок (МГО-А). Эта операция производится в процессе удаления из МГО-У записей об отправках с истекшим сроком хранения или оконченных перевозках.
Пользователь АРМ АПО при рассмотрении претензии имеет возможность запросить информацию по конкретной отправке из МГО-А, послав запрос 212, или при необходимости междорожный запрос 3121 на дороги погрузки и транзитные дороги. Ответ из архива поступает в виде сообщения 3174.
Важнейшей подсистемой ЕАСАПР является комплекс автоматизированных рабочих мест отдела профилактики сохранности перевозимых грузов (АПО) службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок. Эта подсистема включает в себя до 20 автоматизированных рабочих мест, объединенных локальной сетью.
Функционально разработанная подсистема АРМ АПО отвечает технологическим требованиям, закрепленным в должностной инструкции отдела профилактики сохранности перевозимых грузов. Она обеспечивает регистрацию входящих и исходящих документов, ведение учета и отчетности, формирование выходных документов и сообщений, выполнение по запросам пользователя разнообразной группировки и выборки данных. В режиме регистрации коммерческих актов, актов общей формы и претензий автоматически записываются реквизиты из базы данных или передаются в него, если они там отсутствовали. Для уменьшения количества ошибок при занесении данных максимально используются классификаторы в виде нормативно-справочной информации по станциям и отделениям сети железных дорог, номенклатуры и группы грузов, видов и причин несохранности, причин отклонения претензий, оснований реализации груза и др.
АРМ АПО обеспечивает связь с АСОУП, а также со смежными подразделениями, с которыми отдел корреспондирует по работе: отделами финансовой и юридической служб, отделами профилактики отделений своей дороги, а также с УВДТ и АПО других дорог.
АРМ АПО позволяет автоматизировать анализ работы отдела, составляя различные формы КНО-1 (отчет о несохранных перевозках грузов), справки о балансе и прочие, что значительно сокращает время оформления различных документов. Получение оперативной информации из АСОУП ускоряет расследование по предъявленным претензиям.
Для повышения эффективности действия АРМ ПКО разработан классификатор коммерческих неисправностей, обнаруживаемых на ПКО. Классификатор используется также для составления актов общей формы, отчета формы КНО-5 (отчет о вагонах с коммерческими неисправностями), для передачи и приема сообщений АРМ ПКО, работающего с системой АСОУП.
4.3. Функциональное описание автоматизированных рабочих
мест отдела профилактики сохранности перевозимых грузов
Автоматизированные рабочие места отдела профилактики сохранности перевозимых грузов (АРМ АПО) оснащают ПЭВМ и средствами связи с АСОУП.
Информационное обеспечение АРМ формируется на основе вводимой информации с рабочих мест.
Программное обеспечение АРМ АПО позволяет следующее:
– реализовать простые диалоги в системе пользователь-машина;
– производить решение всего комплекса задач на единой
– обеспечивать целостность информационной базы и
– обеспечивать защиту от несанкционированного доступа;
– обеспечивать гибкость системы учета, повышение
производительности труда должностных лиц на рабочих местах.
В состав АРМ АПО входят средства получения различных справок как из собственной базы данных, так и из АСОУП, в которой отслеживается текущее нахождение вагонов на своей и других дорогах и розыск грузов.
При загрузке АРМ АПО для защиты от несанкционированного доступа запрашивается код и пароль пользователя. Если введенная информация верна, то загружается основной экран, на котором представлены главное меню и доступные клавиши (помощь, загрузка валютного калькулятора, ввод курсов валют, связь с дорожной БД ЕАСАПР).
Главное меню содержит восемь крупных разделов (режимов):
Каждый режим имеет свое подменю (подрежим).
Режимы АРМ АПО показаны на рис. 4.3.
Режим «СПРАВКА» содержит подрежимы:
– по слежению за вагонами;
– по базе данных ЕАСАПР.
Для получения справки по картотеке необходимо выбрать соответствующий пункт подменю справочного режима. На экране появится стандартная форма карточки. Для поиска данных достаточно заполнить лишь одно из полей: номер накладной (отправка), номер вагона, номер контейнера, номер соответствующего актового претензионного, расчетного, арбитражного, розыскного дела, либо дела по реализации, соответствующий исходящий номер.
Вначале курсор находится в поле номера отправки. При поиске по номеру отправки вводится номер и нажимается клавиша «ENTER». При поиске по другому полю – нажимается «ENTER» чтобы подвести курсор к нужному полю.
Поиск начинается сразу как только введено поле и нажата клавиша «ENTER». Если есть карточки с таким же значением этого поля, то они тут же будут выданы на экран. Если на экран ничего не выдается, а курсор переходит в следующее поле – значит таких карточек нет. В этом случае поиск осуществляют по другому полю.
Архив вагонов ведется в АСО УП дорог на основе данных натурных листов поездов, сообщений об их формировании, отправлении, прибытии, а также о грузовых операциях с вагонами. Доступ к информации других дорог производится путем автоматической рассылки запросов к их архивам и получения от них ответов. Из-за задержек при передаче запросов и ответов (по междорожной связи получение ответа занимает от нескольких минут до десятков минут) в АРМ АПО дана возможность после отправки запроса перейти к другим работам, а затем просмотреть ответы. Поступившие данные автоматически группируются по номерам запрошенных вагонов. Для удобства исполнителей каждый из них может вводить списки вагонов под своим именем, чтобы затем просматривать ответы только на свои запросы. В этом случае нужно указать свое имя в пункте «чей запрос». Можно работать и с общим списком вагонов под именем «МЮ».
Рис. 4.3. Режимы АРМ АПО |
При вводе запроса следует ввести номер вагона, дату начала и конца периода поиска и список дорог, на которые посылается запрос (рис. 4.4).
Для выбора нескольких дорог из общего списка используется клавиша «INS».
Выбранные дороги отображаются в строке запроса в виде списка их кодов. Для выбора одной дороги необходимо установить курсор и нажать клавишу «ENTER».
В графе «Примечание» вводится любой по выбору пользователя текст, например, номер дела по которому проводится поиск.
Рис. 4.4. Вид экрана «Архив вагонов»
Просмотр ответов производится путем набора интересующего номера вагона или выбора его номера из списка запросов. Для получения списка нажимается клавиша «F2». Строки запросов, на которые поступил какой-нибудь ответ, помечаются звездочкой. Подводится курсор к интересующей строке и нажимается клавиша «ENTER» – на экран выдаются поступившие ответы.
Подрежим «Слежение за вагонами» предназначен для отслеживания состояния вагона.
Слежение за движением вагонов ведется в АСО УП дорог на основе тех же данных, что и в подрежиме «Архив вагонов». При формировании запроса указывается период слежения в часах, в течение которых АСО УП будет отслеживать состояние вагона и посылать данные о нем в АРМ АПО.
При вводе запроса вводится номер вагона, период слежения, список дорог, дата запроса и при необходимости – примечание (рис. 4.5).
Работа с этим подрежимом аналогична работе с подрежимом
«АРХИВ ВАГОНОВ». По запросу выдается информация о местонахождении вагона, его состоянии, произошедших с вагоном операциях.
Подрежим «По базе данных ЕАСАПР» предназначен для получения информации по своей и другим дорогам, включенным в систему междорожного обмена ЕАСАПР. Для получения информации вводится запрос, в котором указывается номер накладной, период поиска, код дороги.
После ввода запроса на экран выдается ответ в виде неподвижной картинки, содержащей общие сведения об отправке и подвижной нижней части, где отображаются дополнительные разделы: сведения о грузе, вагоне, об операциях с отправкой, сведения об актах и о переадресовке.
Рис. 4.5. Вид экрана «Слежение за вагонами»
В режиме «Регистрация» проводится регистрация всех поступающих в отдел документов – коммерческих, общей формы и технических актов, претензионных, расчетных, судебных, уголовных, арбитражных дел, а также других входящих документов.
В режим «Регистрация» включены следующие подрежимы:
– регистрация коммерческих актов;
– регистрация актов общей формы;
– регистрация входящих документов;
– регистрация арбитражных дел;
– учет розыскных дел;
При регистрации нужных документов к соответствующей функции подводится курсор и на экране появляется выбранный документ, в который и вводится необходимая информация.
В зависимости от типа документа регистрация может происходить только по одной или сразу по нескольким отправкам, например, для таких документов, как претензия или коммерческий акт. Предусмотрена также возможность работы в случаях разъединения, когда номер отправки не известен.
Во время регистрации в правой стороне экрана высвечивается таблица с основной информацией по отправке. По желанию пользователя она может быть удалена с экрана, что увеличит рабочее пространство для ввода информации.
При регистрации претензий, коммерческих актов или расчетных дел по не найденным в своей базе данных об отправках по желанию пользователя возможно обращение в БД ЕАСАПР других дорог, и найденная там информация при необходимости заносится в свою базу данных. Это упрощает процесс регистрации полученных документов, а в ряде случаев, за счет сопоставления данных по всему маршруту следования и документов, полученных от заявителя претензии, позволяет сразу выявить подложные документы. Таким образом, можно даже локализовать участок совершения преступления. Оперативное получение информации обо всей истории отправки ускоряет проведение расследования, снижает трудоемкость и сокращает сроки рассмотрения претензии.
При выборе регистрации претензий на экран выдается основная форма карточки, общая для всех видов дел (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Вид экрана «Основная форма карточки»
Вводится номер отправки, вагона или контейнера. При наличии в картотеке данных по любому из этих значений, на экран сразу выдается перечень имеющихся карточек. Для дальнейшей работы выбирается нужная карточка и в нее вводится дополнительная информация. При формировании новой карточки, нажимается клавиша «ESC» и вводится вся необходимая информация в бланк карточки.
После заполнения общей части данных ввод продолжается в строке таблицы, соответствующей выбранному виду дел, к примеру, по предъявленным претензиям.
Порядковый номер по книге регистрации присваивается автоматически, дата может быть проставлена автоматически нажатием клавиши «ENTER». Дату можно ввести также с пульта, используя формат ДД ММ ГГ.
В соответствии с настройкой каждого из режимов выполняются дополнительные действия – составляются те или иные телеграммы, переходят к отклонению или составлению заключений и тому подобное. Дополнительные действия предлагаются в рамке в нижней части экрана и сопровождаются словами ДА или НЕТ.
Основным источником информации для составления форм отчета КНО-1 являются макеты-заключения, содержащие данные об отнесении сумм на ответственность других дорог, а также на станции, отделения и службы своей дороги. Макет дополнен рядом полезных для более детального анализа несохранных перевозок граф, таких, например, как код нарушения для анализа причин отнесения сумм на ответственность своей дороги, коды станций, где и на кого составлялись акты общей формы для выявления особенностей в работе ПКО. При выборе подрежима «Регистрация заключений» на экран выдается карточка, в которую вводится недостающая информация (рис. 4.7). Часть информации заполняется автоматически после ввода информации по режиму «Расследование».
Особое значение для составления отчета КНО-1 имеет нижняя графа даты включения в отчет. Именно она определяет, к какому временному интервалу в отчете будут отнесены содержащиеся в карточке убытки или возмещения, количество случаев и отправок.
В режиме «Печать» сгруппированы программы выдачи на печать разнообразных выходных форм АРМ АПО. При выборе этого режима на экран выдаются подрежимы:
При выборе подрежима «Книги регистрации» можно распечатать книги претензий, коммерческих актов, розысков, реализации груза, расчетных дел, арбитражных дел, ведомостей, страховых дел.
Книги формируются автоматически после ввода информации в режиме «Регистрация».
Рис. 4.7. Экран «Заключение»
В режиме «Расследование» производится работа по расследованию претензионных и расчетных дел. Этот режим включает функции, приведенные на рис. 4.8.
В процессе расследования претензионных и расчетных дел возможны четыре варианта решений: отклонение, признание ответственности своей дороги, частичное признание, возложение ответственности на другие дороги, подготовка и обработка данных на претензионные совещания. При отклонении претензии система формирует текст, посылаемый заявителю претензии с сохранением самого факта в базе данных (БД). При признании ответственности производится распределение долей или сумм на виновные подразделения: отделения дорог, службы, станции. При частичном признании или возложении ответственности на другие дороги, после распределения сумм, формируется телеграмма, уведомляющая железные дороги о принятом решении.
По каждому расследованию необходимо занести информацию по его результатам.
Рис. 4.8. Функции режима расследования
При выборе режима «Расчеты» на экран выдаются подрежимы:
– подготовка к совещанию;
– анализ результатов совещания.
Подрежим «Контроль расчетов» отражает текущую работу по учету ведомостей по выплатам другим дорогам, и их регистрации, факту списания сумм по ведомости ЦФ, получению от других дорог телеграмм-согласий на оплату по расчетным делам дороги и составлению телеграмм в ЦФ с просьбой о списании с дороги соответствующих сумм.
При выборе подрежима на экран выдается специальная картотека, представленная на рис. 4.9.
Рис. 4.9. Экран «Расчеты между дорогами»
В картотеку прежде всего вводится номер отправки, по которому на экран выдается номер имеющегося расчетного дела. Затем вводится код дороги, с которой ведутся расчеты. Далее порядок работы зависит от того, кто предъявляет расчет.
По расчетным делам своей дороги обязательно заполняется строка «Телеграмма согласия», поступившей с другой дороги телеграммой с согласием на оплату. По расчетным делам, поступившим с других дорог строка «Ведомость» (дата, номер ведомости и сумма) заполняется автоматически при составлении макета – заключения на списание суммы со своей дороги. Факт списания суммы регистрируется при получении ведомости ЦФ в соответствующей строке, как показано на рис. 4.9.
При выборе подрежима «Подготовка к совещанию» на экран выдаются свои подрежимы:
– перечень поступивших расчетов-вызовов.
В этом подрежиме необходимо подобрать все дела и распечатать их.
В режиме «АНАЛИЗ» сгруппировано следующее:
– форма отчета о несохранных перевозках грузов (КНО);
– анализ по выплатам;
– анализ по невыплаченным заключениям;
– анализ по картотеке.
Для составления форм отчета КНО необходимо выбрать в меню нужную форму КНО (формы 1,2,6,8,9,10,17,18,20) и указать период анализа, задав начальную и конечную даты. Сформированный отчет выдается на экран, который можно просмотреть и выдать на печать.
Анализ по выплатам формируется по следующим признакам:
– станции ответственности АОФ (акту общей формы);
– станции составления АОФ;
В анализе по выплатам указывается номер дела, убытки, номер отправки, род груза, ответственность (станции, отделения, службы), код нарушения, вид отправки. Итоги подсчитываются по всем или некоторым уровням группировки (рис. 4.10), отмечаемых в списке клавишей «INS».
Рис. 4.10. Экран «Анализ по выплатам»
В режиме «СООБЩЕНИЯ» организуется работа с входящими и исходящими сообщениями. Входящие сообщения можно просмотреть и сохранить необходимые. Исходящие формируются в системе. Можно формировать тексты стандартных и произвольных сообщений – телеграмм, писем, ответов (рис. 4.11).
Для передачи сообщения запрашивается адресат. Пересылка данных производится по электронной почте.
В нормативно-справочной информации режима предусмотрены следующие массивы:
– реквизиты управления дорог;
– наименование, коды станций;
– справочник стран мира;
– наименование и код груза;
– классификатор родов вагонов;
– операции с отправками;
– виды работ (актовые, арбитражные, претензионные, расчетные, розыскные, страховые дела, реализация НСИ представлены в табл. 4.1–4.5).
№ | Наименование | Код |
При расчете за перевозку в национальной валюте | ||
При расчете за перевозку в швейцарских франках | ||
При расчете за перевозку в рублях |
Рис. 4.11. Функции режима «Сообщения» |
Код документов строгой отчётности
№ | Наименование документа | Сокращенное обозначение | Код | Примечание |
Дорожная ведомость на перевозку народохозяйственных грузов (н/х) | ГУ-29-ВЦ | – | ||
Накладная, дорожная ведомость на перевозку н/х грузов контейнерными отправками | ГУ-29-Ц | безномерные | ||
Объединённый перевозочный документ на перевозку грузов в контейнерах | ГУ-29-К-ВЦ | электронный документ | ||
Накладная, дорожная ведомость на перевозку н/х грузов повагонными отправками | ГУ-29-Е-ВЦ | – | ||
Квитанции разных сборов | ГУ-57 | – | ||
Дорожная ведомость на перевозку народохозяйственных грузов, безномерные | ГУ-29-0 | – |
№ | Наименование | Код |
Комплект порожних универсальных контейнеров, погруженных в вагон | ||
Контейнерная груженая | ||
Контейнерная порожняя | ||
Комплект специальных контейнеров грузовладельцев | ||
Комплект специальных контейнеров погруженных на п/п без сортировки в пути следования | ||
Специальные контейнеры грузовладельцев | ||
Повагонная | ||
Повагонная служебная | ||
Мелкая | ||
Маршрутная отправительская | ||
Маршрутная ступенчатая | ||
Группа вагонов | ||
Сцеп |
Таблица 4.4
Вид документа
№ | Наименование | Код |
Народохозяйственные перевозки | ||
Международные перевозки | ||
Межгосударственные перевозки | ||
Грузобагаж |
№ | Наименование | Код |
Централизованный расчет через ТЕХПД с автоматизированным исчислением провозных плат | ||
Централизованный расчет через ТЕХПД с предварительной таксировкой | ||
Оплата по квитанциям разных сборов | ||
Прочие документы (без взыскания платы при отправлении) | ||
Без взыскания платы при отправлении |
Дата добавления: 2020-10-25 ; просмотров: 613 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ