единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения что такое
II. Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации
определить единую теплоснабжающую организацию (организации) в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа;
определить на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию.
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
8. В случае если заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается данной организации.
Показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа.
9. В случае если заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала. В случае если размеры собственных капиталов этих организаций различаются не более чем на 5 процентов, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Размер собственного капитала определяется по данным бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату перед подачей заявки на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с отметкой налогового органа о ее принятии.
10. Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.
11. В случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
12. Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:
заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
13. Организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
(в ред. п остановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. № 1239 )
принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
В случае если единая теплоснабжающая организация определена на несколько систем теплоснабжения, уполномоченный орган принимает решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации только в тех зонах деятельности, определенных в соответствии со схемой теплоснабжения, в которых факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств единой теплоснабжающей организацией подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов в соответствии с абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо в отношении которых организацией подано заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации в соответствии с абзацем седьмым пункта 13 настоящих Правил. (в ред. постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. № 1239)
подключение к системе теплоснабжения новых теплопотребляющих установок, источников тепловой энергии или тепловых сетей, или их отключение от системы теплоснабжения;
технологическое объединение или разделение систем теплоснабжения.
Сведения об изменении границ зон деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения что такое
Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) урегулировано законодательством в двух возможных контекстах:
Оба контекста требуют от уполномоченных субъектов (Минэнерго России или орган местного самоуправления) принятия решения о присвоении статуса ЕТО той или иной организации.
Между тем, порядок формализации присвоения статуса ЕТО в законодательстве урегулирован нечетко, что порождает правовую неопределенность и, как итог, провоцирует споры относительно юридической корректности закрепления такого статуса за конкретными организациями.
Нормативное регулирование
Согласно пункту 28 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), ЕТО в системе теплоснабжения – теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус ЕТО в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), закрепляет, что статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения.
Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод о том, что присвоение статуса ЕТО при утверждении схемы теплоснабжения реализуется путём указания конкретной организации (в качестве ЕТО) в самой схеме теплоснабжения.
Что касается присвоения статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, то порядок формализации решения о присвоении статуса ЕТО в данном случае законодательно не конкретизирован.
Одновременно с этим формулировки вышеприведенных норм ФЗ № 190 и Правил № 808 не позволяют однозначно констатировать их неприменимость к случаю присвоения статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей.
Отсюда возможен вывод о том, что присвоение статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, также (как и в случае с присвоением статуса ЕТО в связи с утверждением схемы теплоснабжения) должно реализовываться только путём указания конкретной организации (в качестве ЕТО) в схеме теплоснабжения. И никак иначе.
Практика присвоения статуса ЕТО и оценка её законности
На практике же присвоение статуса ЕТО (в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей), как правило, производится путем издания уполномоченным органом отдельного решения о присвоении статуса ЕТО. Внесение же информации о назначении новой ЕТО в схему теплоснабжения происходит не одновременно с изданием такого решения, а позже – в момент плановой актуализации схемы теплоснабжения.
Насколько такая практика законна?
Регламентированный пунктами 13-19 Правил № 808 порядок присвоения статуса ЕТО (в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей) не содержит обязательного требования о необходимости изменения схемы теплоснабжения одновременно с принятием решения о присвоении статуса ЕТО конкретной организации.
Более того, согласно пункту 19 Правил № 808 сведения о присвоении организации статуса ЕТО подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.
Согласно пункту 36 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (далее – Требования № 154), схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения, в т.ч. в части актуализации информации о решениях о присвоении статуса ЕТО.
При этом, пунктами 37, 38 Требований № 154 урегулирован следующий порядок актуализации схем теплоснабжения.
Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, а глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Таким образом, мы видим, что актуализация схемы теплоснабжения производится в строго определенные (плановые) сроки, и напрямую не связывается с моментом изменения (назначения) ЕТО в системе теплоснабжения.
Вывод
С учетом изложенного можно предположить, что присвоение статуса ЕТО в связи с его прекращением у организации, ранее таким статусом обладавшей, не требует одновременного внесения изменений в схему теплоснабжения.
Данный вывод отчасти подтверждается и эпизодической судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.11.2015 № Ф01-4761/2015 по делу № А43-26379/2014: «позиция о том, что в п. 3 Правил № 808 приставка «при» указывает на срок, в который должно произойти присвоение статуса ЕТО, подразумевая единовременно определение организации в схеме теплоснабжения как ЕТО и наделение ее особыми полномочиями (статусом) основана на неверном толковании действующей нормы.«).
Несмотря на это, всё же очевидно, что повышение определенности в этом вопросе требует более четкой правовой регламентации.
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения что такое
Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2012 г. № 808
МОСКВА
Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1530, от 23.05.2016 № 452, от 12.07.2016 № 666, от 24.11.2016 № 1239, от 25.11.2016 № 1245, от 26.12.2016 № 1498, от 18.01.2017 № 32, от 04.02.2017 № 139, от 03.04.2018 № 405, от 26.07.2018 № 875, от 22.05.2019 № 637, от 14.02.2020 № 144, от 25.11.2021 № 2033)
В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Министерству регионального развития Российской Федерации с участием Министерства энергетики Российской Федерации разработать и утвердить в 6-месячный срок методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 8 августа 2012 г. № 808
ПРАВИЛАорганизации теплоснабжения в Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1530, от 23.05.2016 № 452, от 12.07.2016 № 666, от 24.11.2016 № 1239, от 26.12.2016 № 1498, от 18.01.2017 № 32, от 04.02.2017 № 139, от 03.04.2018 № 405, от 26.07.2018 № 875, от 22.05.2019 № 637, от 14.02.2020 № 144, от 25.11.2021 № 2033)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
II. Критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности
3. Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением:
(С 1 августа 2018 г. пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 405)
4. В проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения.
В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
(С 1 августа 2018 г. пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 405)
5. Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).
Сбор заявок на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не осуществляется:
в случае размещения в установленном порядке органами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проекта актуализированной схемы теплоснабжения;
в случае изменения границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, не влекущих за собой возникновение новой зоны (новых зон) деятельности единой теплоснабжающей организации;
в случаях, указанных в пунктах 14 и 28 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
(С 1 августа 2018 г. пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 405)
В случае если отсутствует возможность размещения соответствующей информации на официальных сайтах поселения, городского округа, необходимая информация размещается на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее поселение, городской округ. Информация поселений, входящих в муниципальный район, размещается на официальном сайте этого муниципального района.
7. Критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2019 № 637)
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
размер собственного капитала;
способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения. (С 1 августа 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 405)
8. В случае если заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается данной организации.
Показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа.
9. В случае если заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала. В случае если размеры собственных капиталов этих организаций различаются не более чем на 5 процентов, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Размер собственного капитала определяется по данным бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату перед подачей заявки на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с отметкой налогового органа о ее принятии.
10. Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.
11. В случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
12. Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:
заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2019 № 637)
заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимые для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения;
обеспечивать соблюдение значений параметров качества теплоснабжения потребителей и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с настоящими Правилами;
исполнять стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;
размещать информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
13. Организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации в следующих случаях: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2019 № 637)
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 1239, от 22.05.2019 № 637)
принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабж