епитимья что это простыми словами

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Далеко не секрет что для большинства православных христиан, такое слово как епитимья является своего рода дисциплинарным взысканием, которое в свою очередь накладывается на сильно провинившегося человека, однако такая интерпретация является не совсем правильной. Поэтому чтобы узнать действительно, что такое епитимья (определение), за какие греховные деяния ее можно получить, как именно ее накладывают и что это за собой влечет можно узнать из нижеприведенной статьи.

епитимья что это простыми словами. 65. епитимья что это простыми словами фото. епитимья что это простыми словами-65. картинка епитимья что это простыми словами. картинка 65.

Что такое епитимья в православии

Следует понимать, что со слов священнослужителей епитимья является особым способом послушания способным помочь вылечить грешную душу, но это никак нельзя назвать наказанием.

Однако в современном мире уже не проводят такой единой епитимийной процедуры, то есть некоторые священнослужители не проводят епитимью или же назначают, но настолько тяжелую и непостижимую для человека, что в свою очередь может привести отнюдь не к созиданию, а к уничтожению и подавлению человека как православного верующего.

Вообще в традиции не существует каких-либо установленных правил, за счет которых можно было определить размер самой епитимьи. Храм иногда посещают не только глубоко верующие, но и те люди, которые далеки от жизни духовной. Они способны от чистого сердца раскаяться в совершенных ими греховностях, а также убеждены в том, что епитимья за прелюбодеяние или же любой другой вид наказания им просто жизненно необходим.

Некоторые священнослужители утверждают, что назначать такому человеку ежедневное прочтение Покаянного канона будет неправильно, так как из него греховник будет не в состоянии понять ни единого слова. В данном случае более простым вариантом будет лично передать ему самую обычную епитимью, к числу которых могут относиться каждодневное молитвенное обращение с поклонением дадут куда более эффективное средство дающий более значительный результат.

За какие грехи накладывают епитимью и что человек должен выполнить для ее избавления

Епитимьей называют различные исправительные работы, которые верующий человек должен выполнить. В число таких действий входит:

Все вышеперечисленное желательно успеть выполнить в сорокадневный срок, во время которого придерживаться четкого распорядка.

При этом наложить епитимью может лишь священнослужитель, хоть она и несет в себе какое-либо ограничение прав православного человека. Она представляет собой душевное врачевание, то есть другими словами можно сказать, что это таков урок, который назначают для избавления от греховных совершений, порождающих устремления к свершению подвигов во имя Всевышнего.

Добрые деяния и молебельное обращение, будучи назначенными в виде епитимьи должны представлять собой полную противоположность к свершению неподобающих деяний. Следует отметить, что тот человек, который более невоздержан и увлекается различными мирскими сотворениями, может получить значительно длиннее пост, в период которого грешник должен посещать храмы и соборы, читать более усиленную молебень, и по возможности совершать большее количество милосердных деяний.

Так давайте же разберемся, за какие греховности могут наложить эту повинность:

Епитимья за абортированных детей

Епитимья за блуд

В седьмой Господней заповеди говорится о строгом запрете на всякое прелюбодеяние, что говорит о том, что если имеются какие-либо разлады в супружеской верности и прочих блудливых противозаконных влечениях. Однако преждевременно невозможно сказать какая епитимья подойдет, ведь все целиком и полностью зависит от определенного случая, решения наставника и человеческой воли на искупления содеянного греха.

Господь всегда с Вами!

Сотрите еще и видео, из которого Вы узнаете о добровольной епитимьи:

Источник

Что такое епитимья?

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.

Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.

Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.

Виды епитимьи

В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.

Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.

Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.

Распространенные виды епитимьи:

Кто накладывает добровольное исполнение наказания

Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.

По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.

Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.

Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.

Немного истории

Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:

Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.

Грешники стояли в церковном притворе — месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.

Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.

Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон — это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.

После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.

Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.

Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.

В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:

Современная Церковь

Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.

Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

Блудодеяние

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие — извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех — это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Что является грехом в православии:

Не существует в мире безвинных людей, каждый из нас в чем-либо грешен. Мы слабые существа и не способны соблюсти Заповеди Божии.

Важно! Епитимья — это не кара небесная, а духовное лекарство. Налагается она только после исповеди и лишь при условии искреннего раскаяния человека, готовности его к искуплению греха.

Если же раскаявшемуся исповеднику священник не считает должным дать «наказание», то его дает Сам Всевышний. Оно всегда бывает спасительным, но трудным и скорбным, во исцеление от грехов и страстей.

Источник

Епитимия

Епи­ти­мия́ (эпи­ти­мия, епи­ти­мья́) (от греч. ἐπιτιμία — нака­за­ние) – духов­ное лекар­ство, форма вра­че­ва­ния каю­ще­гося греш­ника, заклю­ча­ю­ща­яся в испол­не­нии им дел бла­го­че­стия, опре­де­лен­ных его духов­ни­ком (либо просто свя­щен­ни­ком. Епи­ти­мия – духовно-испра­ви­тель­ная мера, направ­лен­ная на исправ­ле­ние чело­века, она – сред­ство помощи каю­ще­муся в борьбе с грехом. Под епи­ти­мией в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской лите­ра­туре также при­нято пони­мать Боже­ствен­ные нака­за­ния в виде скор­бей и болез­ней, пре­тер­пе­ва­ние кото­рых осво­бож­дает чело­века от гре­хов­ных навы­ков.

Епи­ти­мья обычно сво­дится к санк­циям аске­ти­че­ского харак­тера (допол­ни­тель­ный пост, поклоны, молитва) и отлу­че­нию от при­ча­стия на опре­де­лён­ный срок. Такая серьёз­ная мера, как ана­фе­мат­ство­ва­ние, нала­га­ется только по реше­нию цер­ков­ного суда и только за про­ступки такого уровня, как орга­ни­за­ция рас­кола.

При назна­че­нии епи­ти­мии духов­нику реко­мен­ду­ется руко­вод­ство­ваться более духов­ным состо­я­нием чело­века, чем тяже­стью его пре­гре­ше­ний. Также обычно при­ни­ма­ются во вни­ма­ние обсто­я­тель­ства жизни согре­шив­шего. Напри­мер, при­нято мягче отно­ситься к совер­шив­шему блуд жена­тому юноше, чем к взрос­лому муж­чине, уже много лет живу­щему в браке.

Св. Васи­лий Вели­кий гово­рит, что цель епи­ти­мии состоит в том, чтобы согре­шив­ших «извлечь из сети лука­вого» (Васи­лия Вели­кого Пра­вило 85) и чтобы «грех вся­че­ски нис­про­вер­гать и истреб­лять» (Васи­лия Вели­кого Пра­вило 29). Срок епи­ти­мий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а все­цело опре­де­ля­ется духов­ной поль­зой каю­ще­гося. Епи­ти­мия должна про­сти­раться только до тех пор, пока она нужна для душев­ной пользы согре­шив­шего чело­века, вра­че­ва­ние надо изме­рять не вре­ме­нем, но обра­зом пока­я­ния (Пра­вило 2). Св. Гри­го­рий Нис­ский гово­рит: «Как в телес­ном вра­че­ва­нии цель вра­чеб­ного искус­ства есть едина – воз­вра­ще­нье здра­вия боля­щему, а образ вра­че­ва­ния раз­ли­чен, ибо по раз­ли­чию неду­гов в каждой болезни при­ла­га­ется при­лич­ный способ вра­че­ва­ния; так и в душев­ных болез­нях, по мно­же­ству и раз­но­об­ра­зию стра­стей, необ­хо­ди­мым дела­ется мно­го­об­раз­ное целеб­ное попе­че­ние, кото­рое соот­вет­ственно недугу про­из­во­дит вра­че­ва­ние». Время пока­ян­ной епи­ти­мии само по себе и для св. Гри­го­рия Нис­ского не имеет опре­де­лен­ного зна­че­ния. «Во всяком роде пре­ступ­ле­ния прежде всего смот­реть должно, каково рас­по­ло­же­ние вра­чу­е­мого, и ко увра­че­ва­нию почи­тать доста­точ­ным не время (ибо какое вра­че­ва­ние может быть от вре­мени?), но про­из­во­ле­ние того, кото­рый вра­чует себя пока­я­нием» (Гри­го­рия Нис­ского Пра­вило 8). Кто исце­лился от гре­хов­ной болезни, тот не нуж­да­ется в епи­ти­мии. Св. Иоанн Зла­то­уст учит, что духов­ник есть отец, но не судья, испо­ведь есть вра­чеб­ница, а не суди­лище, для загла­жде­ния греха нужно испо­ве­дать его. Он сове­тует вра­че­вать страсть упраж­не­нием в про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лях.

про­то­и­е­рей Дмит­рий Дашев­ский:
Образ епи­ти­мии может быть разный, напри­мер, дела­ние доб­ро­де­тели про­ти­во­по­лож­ной греху. Вот, чело­век украл что–то, грех воров­ства, почему бы ему не пред­ло­жить, пред­ло­жить именно, раз­дать мило­стыню нуж­да­ю­щимся. У женщин очень часто спе­ци­фи­че­ский грех – искус­ствен­ное пре­ры­ва­ние бере­мен­но­сти, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отго­во­рить от этого греха, вот рядом будет чело­век, кото­рый будет коле­баться: сде­лать или нет, в данном случае – поде­литься тем, что она испы­тала потом – своими угры­зе­ни­ями сове­сти…

епи­скоп Кал­лист (Уэр):
Епи­ти­мью не сле­дует рас­смат­ри­вать как нака­за­ние; еще менее – как способ иску­пить пре­ступ­ле­ние. Спа­се­ние – сво­бод­ный дар бла­го­дати. Своими соб­ствен­ными уси­ли­ями мы нико­гда не сможем загла­дить свою вину: Хри­стос, единый посред­ник, – наше един­ствен­ное искуп­ле­ние; или Он сво­бодно про­щает нас, или мы вообще не про­щены. В испол­не­нии епи­ти­мьи нет «заслуги», потому что по отно­ше­нию к Богу чело­век нико­гда не может иметь ника­ких соб­ствен­ных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыс­лить прежде всего в тера­пев­ти­че­ских, а не в юри­ди­че­ских тер­ми­нах. Епи­ти­мья – это не нака­за­ние и даже не способ искуп­ле­ния, но сред­ство исце­ле­ния. Это pharma­соn, или лекар­ство. Если сама испо­ведь подобна опе­ра­ции, епи­ти­мья – укреп­ля­ю­щее сред­ство, кото­рое помо­гает вос­ста­нов­ле­нию орга­низма в период выздо­ров­ле­ния. Поэтому епи­ти­мья, как и вся испо­ведь в целом, суще­ствен­ным обра­зом пози­тивна по своему пред­на­зна­че­нию: она не создает пре­грады между греш­ни­ком и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь бла­гость и стро­гость Божию» ( Рим.11:22 ): епи­ти­мья есть не только выра­же­ние Боже­ствен­ной стро­го­сти, но равным обра­зом и выра­же­ние Боже­ствен­ной любви.

архи­манд­рит Нек­та­рий (Анто­но­пу­лос):
Как учит Шестой Все­лен­ский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епи­ти­мьи иногда бывают как нака­за­ния, иногда как лекар­ство, своего рода курс лече­ния при болезни души. Они нала­га­ются глав­ным обра­зом для того, чтобы чело­век осо­знал мас­штаб греха и пока­ялся в нем искренне.
Кроме того, епи­ти­мий не явля­ются некой данью, кото­рую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпу­сти­тель­ную гра­моту» или для того, чтобы осво­бо­диться от угры­зе­ний сове­сти. Они ни в коем случае не «выку­пают» нас и не оправ­ды­вают перед Гос­по­дом, Кото­рый не явля­ется бес­по­щад­ным дик­та­то­ром, тре­бу­ю­щим иску­пи­тель­ных жертв. По боль­шому счету, епи­ти­мий не явля­ются нака­за­ни­ями. Это – духов­ные лекар­ства и духов­ное зака­ли­ва­ние, кото­рые нам чрез­вы­чайно полезны. Потому сле­дует при­ни­мать их с бла­го­дар­но­стью и соблю­дать со тща­нием.

Афа­на­сий (Нико­лау), мит­ро­по­лит Лимас­соль­ский:
Если свя­щен­ник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не при­ча­щайся», – это озна­чает, что ты нахо­дишься под послу­ша­нием Церкви, и ты не ото­рван от нее, это явля­ется частью твоего лече­ния. Так про­ис­хо­дит и с боль­ным чело­ве­ком, кото­рый с самого начала лече­ния идет на поправку. Лече­ние озна­чает, что боль­ной не брошен, а встал на путь своего выздо­ров­ле­ния.

свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:
Епи­ти­мья – это особое послу­ша­ние, кото­рое испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник пред­ла­гает испол­нить каю­ще­муся греш­нику для его душев­ной пользы. В каче­стве епи­ти­мьи может назна­чаться запрет на при­ча­ще­ние в тече­ние опре­де­лен­ного вре­мени, уве­ли­че­ние повсе­днев­ного молит­вен­ного пра­вила, допол­ни­тель­ное к пра­вилу чтение псал­тири, кано­нов, ака­фи­стов с опре­де­лен­ным числом земных покло­нов. Иногда в каче­стве епи­ти­мьи назна­ча­ется уси­лен­ный пост, палом­ни­че­ство к свя­ты­ням Церкви, мило­стыня, кон­крет­ная помощь ближ­нему.
В ран­не­хри­сти­ан­скую эпоху епи­ти­мья назна­ча­лась в виде пуб­лич­ного пока­я­ния, вре­мен­ного отлу­че­ния от пол­ноты цер­ков­ной жизни. Каю­щи­еся греш­ники при этом раз­де­ля­лись на четыре раз­ряда: пла­чу­щих, кото­рые стояли у входа в храм и с плачем про­сили о про­ще­нии своих грехов; слу­ша­ю­щих, кото­рые стояли в при­творе и слу­шали чтение Свя­щен­ного Писа­ния и выхо­дили вместе с огла­шен­ными; при­па­да­ю­щих, кото­рые допус­ка­лись в храм, нахо­ди­лись в нем вовремя литур­гии верных и, падая ниц, выслу­ши­вали особую молитву епи­скопа; вместе сто­я­щие, кото­рые при­сут­ство­вали в храме вместе со всеми, но не допус­ка­лись до при­ча­стия. Кано­ни­че­ские пра­вила, утвер­жден­ные цер­ков­ными Собо­рами, опре­де­ляли дли­тель­ность епи­ти­мьи для каждой раз­но­вид­но­сти греха, причем за неко­то­рые грехи преду­смат­ри­ва­лось пожиз­нен­ное отлу­че­ние от При­ча­стия, за исклю­че­нием случая при­бли­жа­ю­щейся смерти.
Епи­ти­мья накла­ды­ва­лась на греш­ни­ков всех сосло­вий. Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский под­верг цер­ков­ному пока­я­нию Импе­ра­тора Фео­до­сия Вели­кого за жесто­кость в подав­ле­нии народ­ного вос­ста­ния. Была воз­ло­жена епи­ти­мья и на Импе­ра­тора Льва Фило­софа за его чет­вер­тый брак. Такому же нака­за­нию за ана­ло­гич­ное пре­ступ­ле­ние против нрав­ствен­но­сти был под­верг­нут Мос­ков­ский царь Иоанн Гроз­ный.
Пони­ма­ние епи­ти­мьи исклю­чи­тельно как цер­ков­ного нака­за­ния, пред­на­зна­чен­ного для искуп­ле­ния грехов в земной жизни, было харак­терно для сред­не­ве­ко­вого като­ли­че­ства. Можно ска­зать, что в Римо-Като­ли­че­ской церкви такое отно­ше­ние к епи­ти­мьи сохра­ни­лось и до насто­я­щего вре­мени.
Напро­тив, в Пра­во­слав­ной Церкви епи­ти­мья явля­ется не нака­за­нием, а упраж­не­нием в доб­ро­де­тели, пред­на­зна­чен­ным для укреп­ле­ния духов­ных сил, нужных для пока­я­ния. Необ­хо­ди­мость такого упраж­не­ния выте­кает из необ­хо­ди­мо­сти дли­тель­ного и упор­ного изжи­ва­ния гре­хов­ных при­вы­чек. Пока­я­ние – это не про­стое пере­чис­ле­ние гре­хов­ных поступ­ков и жела­ний. Истин­ное пока­я­ние состоит в реаль­ном изме­не­нии чело­века. При­хо­дя­щий к испо­веди греш­ник просит Гос­пода укре­пить его духов­ные силы для пра­вед­ной жизни. Епи­ти­мья, как состав­ная часть Таин­ства Пока­я­ния, помо­гает эти силы обре­сти.
Таин­ство Пока­я­ния реально осво­бож­дает чело­века от греха, откры­того на испо­веди. Это озна­чает, что испо­ве­дан­ный грех нико­гда более не будет постав­лен в вину рас­ка­яв­ше­муся греш­нику. Однако дей­стви­тель­ность Таин­ства зави­сит от искрен­но­сти пока­я­ния, причем сам каю­щийся греш­ник не всегда спо­со­бен опре­де­лить сте­пень своей искрен­но­сти. Склон­ность к само­оправ­да­нию мешает греш­нику опре­де­лить истин­ные при­чины своих поступ­ков, не поз­во­ляет изжить скры­тые стра­сти, кото­рые застав­ляют его повторно совер­шать те же самые грехи.
Епи­ти­мья помо­гает каю­ще­муся уви­деть истин­ное свое лицо, почув­ство­вать отвра­ще­ние к тому, что еще недавно каза­лось при­вле­ка­тель­ным. Упраж­не­ние в молитве, нели­це­мер­ный пост, чтение Свя­щен­ного Писа­ния и свя­то­оте­че­ских книг дают почув­ство­вать радость правды, добра, укреп­ляют стрем­ле­ние жить по еван­гель­ским запо­ве­дям.

архи­манд­рит Тихон (Шев­ку­нов):
Сейчас часто гово­рят, что епи­ти­мьи, отлу­че­ние от при­ча­стия, в том числе и для воцер­ко­в­лен­ных людей, неэф­фек­тивны и вообще не нужны. Не согла­шусь с этим. Епи­ти­мья необ­хо­дима в духов­ной жизни. На этом наста­и­вал, кстати, еще пат­ри­арх Пимен, он более чем трид­цать лет назад при­звал свя­щен­ни­ков не быть теми, кого в древ­ней Руси назы­вали «пота­ков­ни­ками» — иере­ями, кото­рые своей ложной снис­хо­ди­тель­но­стью попу­сти­тель­ствуют греху.

Источник

Епитимья не наказание

Сего­дня мы решили пого­во­рить о епи­ти­мье. Многим кажется, что это поня­тие пришло из про­шлого, из тех времен, когда Цер­ковь была «слиш­ком строга»; сего­дня же в епи­ти­мье нет ника­кой надоб­но­сти. На самом деле епи­ти­мья при­звана стать неотъ­ем­ле­мой и орга­нич­ной частью жизни каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. На вопросы отве­чает глав­ный редак­тор нашего жур­нала игумен Нек­та­рий (Моро­зов).

— Слово епи­ти­мья (епи­ти­мия, эпи­ти­мия) с гре­че­ского пере­во­дится как нака­за­ние. Это дей­стви­тельно нака­за­ние? Или выплата свое­об­раз­ного штрафа? Или некое духов­ное упраж­не­ние, спо­соб­ству­ю­щее избав­ле­нию от греха, непо­вто­ре­нию его? Может быть, епи­ти­мья нужна для того, чтоб чело­век не рас­слаб­лялся и не забы­вал о своей «удо­бо­пре­клон­но­сти» к какому-либо греху?

— Можно ска­зать, что епи­ти­мья — нака­за­ние, если мы обра­тимся к цер­ков­но­сла­вян­скому зна­че­нию этого слова: нака­за­ние — это не кара, а науче­ние. Епи­ти­мья не нака­за­ние в совре­мен­ном зна­че­нии этого слова и не штраф, потому что не может чело­век при­не­сти Богу какую-то ком­пен­са­цию за совер­шен­ные грехи — слиш­ком нерав­ные это субъ­екты, Бог и чело­век. Гос­подь ищет не удо­вле­тво­ре­ния в юри­ди­че­ском смысле, а дру­гого — сердца сокру­шен­ного и сми­рен­ного, сердца, от греха отвра­ща­ю­ще­гося. Епи­ти­мья — это дея­тель­ное выра­же­ние нашего пока­я­ния. Если чело­век совер­шил грех, осо­бенно если это грех тяжкий — тре­бу­ется нечто, что помогло бы ему самому этот грех про­чув­ство­вать и осо­знать. Виждь сми­ре­ние мое и труд мой и остави вся грехи моя — это слова из 24-го Псалма. Чело­век сми­ря­ется и тру­дится, а Гос­подь посы­лает ему Свою бла­го­дать.

— Совре­мен­ный при­хо­жа­нин очень мало знает о епи­ти­мье — разве что пона­слышке…

— К сожа­ле­нию, у нас сего­дня нет единой епи­ти­мий­ной прак­тики. Многие свя­щен­ники не дают епи­ти­мьи вообще; есть отдель­ные свя­щен­ники, кото­рые дают, и подчас слиш­ком тяже­лую, неудо­бо­но­си­мую, скорей подав­ля­ю­щую и раз­ру­ша­ю­щую чело­века как хри­сти­а­нина, как лич­ность, нежели сози­да­ю­щую его. Есть, конечно, и те, кто руко­вод­ству­ется в своей духов­ни­че­ской прак­тике разум­ными прин­ци­пами: назна­чают такую епи­ти­мью, кото­рая помо­гала бы чело­веку и с грехом спра­виться, и более глу­боко воцер­ко­виться, и была бы при этом посильна.

— В чем может заклю­чаться епи­ти­мья, кроме чтения опре­де­лен­ных молитв?

— Она может заклю­чаться, напри­мер, в более стро­гом посте, если чело­век физи­че­ски спо­со­бен более стро­гий пост выдер­жать; в отказе от каких-либо удо­воль­ствий; но наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная епи­ти­мья — это опре­де­лен­ное молит­вен­ное пра­вило. Либо какое-то коли­че­ство покло­нов с пока­ян­ной молит­вой, либо чтение Пока­ян­ных кано­нов — Спа­си­телю, Божией Матери. При­меры при­ме­не­ния епи­ти­мьи можно брать из прак­тики архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина) и архи­манд­рита Кирилла (Пав­лова). Чаще всего, эти епи­ти­мьи выра­жа­лись в чтении молит­вен­ного пра­вила, и бывало так, что люди, испол­нив­шие уже эти епи­ти­мьи, не хотели потом от этого молит­вен­ного пра­вила отка­зы­ваться. Таким обра­зом, эти два старца через епи­ти­мью при­учали чело­века к молитве.

Архи­манд­рит Кирилл (Павлов) нередко назна­чал в каче­стве епи­ти­мьи чтение Свя­щен­ного Писа­ния — Еван­ге­лий, Апо­стола. Ну, каза­лось бы, что это за епи­ти­мья — читать Еван­ге­лие? А отец Кирилл давало такую епи­ти­мью людям, кото­рые и Еван­ге­лия-то нико­гда не откры­вали и не могли себя заста­вить. Он гово­рил: ты совер­шил такой-то грех, вот теперь читай Еван­ге­лие. Чело­век начи­нал читать и втя­ги­вался, и при­вы­кал читать его посто­янно. А у схи­и­гу­мена Саввы (Оста­пенко) была такая епи­ти­мья для неко­то­рых людей: не про­из­но­сить более трид­цати трех слов в день. Не при всяком образе жизни это воз­можно, конечно, но, видимо, он назна­чал ее тем, для кого это было реально. И многие потом, когда он раз­ре­шал их от этой епи­ти­мьи, про­сили ее оста­вить, поскольку чув­ство­вали духов­ную пользу.

— При­хо­ди­лось читать, что при искрен­нем рас­ка­я­нии епи­ти­мья не обя­за­тельна; в каком же случае ее все-таки нала­гают и как опре­де­ля­ется ее «размер»?

— Это очень инди­ви­ду­ально. Иной чело­век настолько убит своим грехом, что ему не епи­ти­мью надо давать, а под­дер­жать и уте­шить, и убе­дить, что Гос­подь про­стит.

Иногда бывает так: чело­век при­хо­дит в храм и кается в таком наборе тяжких, смерт­ных грехов, что свя­щен­ник ужа­са­ется. Но в то же время он видит этого чело­века и пони­мает: этот чело­век ни разу в жизни своей не молился иначе, чем сло­вами «Гос­поди, помоги», и то только в самые страш­ные минуты своей жизни. И застав­лять его читать Пока­ян­ный канон, в кото­ром он не поймет ни еди­ного слова,— навер­ное, непра­вильно. Лучше дать ему какую-то самую про­стую епи­ти­мью: клади хотя бы утром десять покло­нов с молит­вой «Боже, буди мило­стив ко мне, греш­ному» и вече­ром клади, но только с чув­ством. Навер­ное, это оправ­дано, потому что боль­шей епи­ти­мьи этот греш­ник не испол­нит. С другой сто­роны — к свя­щен­нику может прийти посто­ян­ный при­хо­жа­нин, регу­лярно испо­ве­ду­ю­щийся, веду­щий вполне бла­го­че­сти­вую жизнь — и пока­яться, напри­мер, в том, что съел моро­же­ное в пост­ный день. Здесь важно пом­нить: чем ближе чело­век стоит к Богу, чем больше он уже полу­чил, тем больше с него спра­ши­ва­ется. Потому вполне есте­ственно дать этому чело­веку какую-то епи­ти­мью для того, чтоб это рас­слаб­ле­ние не пора­зило его еще глубже. Но епи­ти­мья и в этом случае может быть разной. Если перед свя­щен­ни­ком чело­век, для кото­рого моро­же­ное — силь­ней­ший соблазн, можно дать, напри­мер, такую епи­ти­мью: не ешь моро­же­ного месяц. А в другом случае за то же моро­же­ное можно назна­чить епи­ти­мью в виде чтения Пока­ян­ного канона. Но надо всегда знать, к чему в чело­веке отне­стись по-насто­я­щему серьезно. Епи­ти­мья должна быть чув­стви­тель­ной, но не лома­ю­щей чело­века.

— Всегда ли епи­ти­мья сопро­вож­да­ется запре­том в При­ча­ще­нии? Может ли чело­век, не испол­нив­ший еще до конца своей епи­ти­мьи, при­ча­щаться?

— Запрет на При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Таин в каче­стве епи­ти­мьи нала­га­ется в тех слу­чаях, когда чело­ве­ком совер­шены смерт­ные грехи, не дающие воз­мож­но­сти допу­стить чело­века до При­ча­стия. Это убий­ство, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, обра­ще­ние к магии. Что каса­ется сроков — мы не можем сего­дня руко­вод­ство­ваться кано­нами, пред­пи­сы­ва­ю­щими для этих людей запре­ще­ние при­ча­щаться в тече­ние долгих лет. Если мы сего­дня отлу­чим чело­века от При­ча­стия на десять лет, он, скорее всего, будет поте­рян для Церкви и погиб­нет. Меж тем, все, что дела­ется в Церкви, дела­ется ради спа­се­ния чело­века, а не наобо­рот. Поэтому за тяжкие, смерт­ные грехи (я не говорю об убий­стве, это вообще отдель­ный случай) те же отец Кирилл и отец Иоанн давали епи­ти­мью кому-то на два месяца, кому-то на четыре. Если в грехе была какая-то особая тяжесть, то порой епи­ти­мья могла длиться и до года.

Я сам в свое время зада­вал отцу Кириллу такой вопрос: при­хо­дит чело­век в храм, кается в тяжких грехах, и я пони­маю, что если я сейчас этого чело­века до При­ча­стия не допущу, он уйдет и не придет больше. Можно ли его допу­стить — и лишь потом дать ему епи­ти­мью, не свя­зан­ную с запре­том При­ча­ще­ния? Отец Кирилл отве­чал: в неко­то­рых слу­чаях ради пользы чело­века так можно сде­лать. Но если видно, что чело­век в силах поне­сти епи­ти­мью, что он не уйдет и не про­па­дет — тогда лучше посту­пить иначе, отлу­чить его от При­ча­стия на какое-то время.

— Одно дело — когда перед свя­щен­ни­ком (духов­ни­ком) хорошо извест­ный ему чело­век, другое — когда к свя­щен­нику на испо­ведь пото­ком идут незна­ко­мые люди. В этом, послед­нем случае также воз­можно нало­же­ние епи­ти­мьи?

— Врач, кото­рый хорошо знает наш орга­низм, назна­чает лече­ние с учетом осо­бен­но­стей орга­низма. А когда мы при­хо­дим к врачу незна­ко­мому — он вполне может про­пи­сать нам лекар­ство, кото­рое не при­не­сет пользы, напро­тив, навре­дит. То же самое и в Церкви: если духов­ник хорошо знает чело­века, он знает, что ему ска­зать и какую епи­ти­мью необ­хо­димо дать. Если же перед свя­щен­ни­ком незна­ко­мый чело­век — он должен прежде всего пом­нить древ­нюю вра­чеб­ную запо­ведь «Не навреди». И идти сре­дин­ным путем, давая чело­веку епи­ти­мью не стро­гую, но ощу­ти­мую.

— К сожа­ле­нию, в цер­ков­ной жизни послед­них лет мы часто стал­ки­ва­емся с раз­лич­ными пере­ко­сами. Как быть чело­веку, на кото­рого нало­жена епи­ти­мья дей­стви­тельно неудо­бо­но­си­мая или просто жесто­кая, напри­мер — отлу­че­ние от При­ча­стия на много лет?

— В этом случае надо писать про­ше­ние на имя пра­вя­щего архи­ерея той епар­хии, в кото­рой чело­век живет. Отме­нить епи­ти­мью, назна­чен­ную свя­щен­ни­ком, может только архи­ерей. Впро­чем, есть исклю­че­ния. Известны случаи, когда епи­ти­мья назна­ча­ется за грех, кото­рый уже испо­ве­дан, и за кото­рый чело­век понес уже в свое время епи­ти­мью. Осо­бенно часто это слу­ча­ется в неко­то­рых сомни­тель­ных палом­ни­че­ских поезд­ках. Если чело­век после этого при­хо­дит к своему духов­нику и спра­ши­вает его: «Что мне теперь делать?» – духов­ник должен объ­яс­нить ему, что епи­ти­мья в данном случае нало­жена некор­ректно и испол­нять ее не надо. Чтобы не стать жерт­вой пере­коса, лучше испо­ве­до­ваться всегда у одного и того же свя­щен­ника.

— Но почему, на Ваш взгляд, епи­ти­мья уходит из цер­ков­ной прак­тики?

— Мне пред­став­ля­ется, что одна из причин отми­ра­ния епи­ти­мий­ной прак­тики заклю­ча­ется в частоте повто­ре­ния грехов. То, что ранее вос­при­ни­ма­лось самим чело­ве­ком как паде­ние, сего­дня вос­при­ни­ма­ется как «есте­ствен­ное», т.е. вполне про­сти­тель­ное пре­гре­ше­ние. Чело­век, пере­жи­вав­ший свое паде­ние, был готов испол­нять дли­тель­ную суро­вую епи­ти­мью, и с Божьей помо­щью справ­лялся, в конце концов, с грехом. А чело­веку, кото­рый, даже и каясь на испо­веди, внут­ренне отно­сится к своему греху очень легко — епи­ти­мья не помо­жет. Он будет испол­нять эту епи­ти­мью и падать раз за разом. И свя­щен­ни­ком может овла­деть своего рода мало­ду­шие — ну что ж я буду опять давать ему епи­ти­мью, если она бес­по­лезна, если он все равно упадет. Хотя в данном случае надо было бы вспом­нить пре­по­доб­ного Иоанна Лествич­ника: если чело­век падает, но раз за разом вос­стает и пола­гает начало пока­я­нию — рано или поздно его Ангел-хра­ни­тель почтит такое посто­ян­ство и твер­дость, подаст помощь против греха, в кото­ром чело­век кается. Поэтому не надо, навер­ное, отка­зы­ваться от епи­ти­мьи.

— Но только ли поэтому от нее отка­зы­ва­ются, или еще и потому, что совре­мен­ный чело­век совер­шенно к этому не готов, нет у него на это ни сми­ре­ния, ни послу­ша­ния?

— Да, бывает, что чело­век настолько горд и обид­чив, что само слово «епи­ти­мья» вызы­вает у него непри­я­тие. Но дело в том, что епи­ти­мья — она как раз и служит к началь­ной выра­ботке сми­ре­ния, послу­ша­ния, тер­пе­ния. Пре­по­доб­ный Исаак Сирин гово­рит, что милость Божия дается чело­веку в первую оче­редь все-таки не за труды, а за сми­ре­ние. Труды без сми­ре­ния не спа­сают, а сми­ре­ние без трудов может спасти. Смысл епи­ти­мьи именно в том, чтоб не сам чело­век назна­чил себе какое-то испы­та­ние или нака­за­ние, а именно принял то, что запо­ве­дует ему испол­нить Цер­ковь.

Почему уходим от епи­ти­мьи? Есть такое слово — апо­ста­сия. Отступ­ни­че­ство. Это поня­тие объ­ем­лет, пожа­луй, все недо­статки нашей цер­ков­ной жизни. Отступ­ни­че­ство и как след­ствие — охла­жде­ние. Отми­ра­ние епи­ти­мий­ной прак­тики имеет при­чи­ной именно это. Но все зави­сит от кон­крет­ного чело­века. Если свя­щен­ник серьезно отно­сится к своему слу­же­нию и к людям — он обя­за­тельно будет при­бе­гать к епи­ти­мье.

— Но я боюсь в своей цер­ков­ной жизни столк­нуться с епи­ти­мьей. И не я одна, навер­ное, боюсь. При­чина — выне­сен­ный из дет­ства страх нака­за­ния (точнее, страх ока­заться в уни­зи­тель­ном поло­же­нии нака­зан­ного), и страх чьего-то втор­же­ния в мою личную жизнь: «Не навя­зы­вайте, сама раз­бе­русь, что и когда мне делать». Как это пре­одо­леть?

— Здесь нет, навер­ное, смысла гово­рить: «Вы все равно должны». Лучше гово­рить о том, чего чело­век на сей день еще не может — в силу каких-то душев­ных осо­бен­но­стей. И о свя­щен­нике. Отно­ше­ние свя­щен­ника к чело­веку в идеале сродни отно­ше­нию рестав­ра­тора к иконе — испор­чен­ной, иско­ре­жен­ной, закоп­чен­ной, да еще и заля­пан­ной какими-то совре­мен­ными крас­ками. Опыт­ный рестав­ра­тор ста­ра­ется понять наме­ре­ние автора, кото­рый эту икону писал. И ради этого всмат­ри­ва­ется в те черты, кото­рые сохра­ни­лись. И очень лег­кими, очень осто­рож­ными дви­же­ни­ями начи­нает поне­многу воз­вра­щать иконе пер­во­на­чаль­ный образ. У свя­щен­ника та же задача — вер­нуть чело­века к его пер­во­об­разу, к тому образу Божьему, кото­рый напе­чат­лен в нашей душе, и при этом не навре­дить. Он должен очень дели­катно дей­ство­вать, чтобы не было вот этой реак­ции оттор­же­ния — страха, о кото­ром вы гово­рите. Не внеш­ней вла­стью для чело­века быть, а сотруд­ни­ком. Чтоб чело­век чув­ство­вал: свя­щен­ник пыта­ется что-то сде­лать — не с ним как с каким-то внеш­ним объ­ек­том, а вместе с ним. Тогда воз­ни­кает дове­рие, и чело­век внут­ренне успо­ка­и­ва­ется, справ­ля­ется с этим стра­хом.

Отец Кирилл (Павлов) нико­гда не вме­ши­вался бес­це­ре­монно в жизнь чело­века, более того: когда при­хо­дил к нему чело­век и спра­ши­вал: «Как посту­пить. » — он спра­ши­вал в ответ: «А как надо, по-твоему? Как ты сам дума­ешь?». И зача­стую выяс­ня­лось, что чело­век думает пра­вильно. Он несет уже в себе знание о том, как над­ле­жит ему посту­пать, но не нахо­дит сил сде­лать выбор. Бывало и иначе: отец Кирилл молится, и ему от Бога при­хо­дит ответ, и это видно — что ему от Бога ответ пришел, и это сразу ложится на сердце чело­века. Какое же здесь втор­же­ние, какое наси­лие?

Если чело­веку не дает епи­ти­мью свя­щен­ник, ему дает ее Гос­подь. Только чело­век это не всегда заме­чает. Очень важно и заме­тить вовремя, и пра­вильно отне­стись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неуря­дицы. Если чело­век пони­мает, что это нис­по­слано ему во исце­ле­ние его грехов и стра­стей, тогда такая епи­ти­мья, нало­жен­ная Самим Богом, бывает спа­си­тельна. Без­условно, Гос­подь епи­ти­мью чело­веку под­би­рает гораздо вернее и пра­виль­нее, чем подо­брал бы свя­щен­ник, но если бы мы понесли епи­ти­мью от свя­щен­ника, то, воз­можно, Гос­подь не стал бы нам епи­ти­мью давать Сам. И нас не ждал бы путь куда более скорб­ный и труд­ный, нежели чтение Пока­ян­ного канона в тече­ние какого-то недол­гого вре­мени.

бесе­до­вала Марина Бирю­кова

журнал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность» № 12 (28) 2009 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *