если банковская гарантия не соответствует требованиям 44 фз что делать
Если банковская гарантия не соответствует требованиям 44 фз что делать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 30 июля 2019 г. № 24-05-05/57198 “Информационное письмо по вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ”
1. Согласно пункту 4 Правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626, оператор электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий при направлении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре.
Минфин России сообщает, что действующие положения части 4 статьи 54.7, части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре не устанавливают специальных оснований для отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в связи с чем Минфин России в целях правовой определенности по данному вопросу разрабатывает соответствующие изменения в Закон N 44-ФЗ.
2. Следует принять во внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 44 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.
Частью 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ при проведении отдельных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрены положения, устанавливающие необходимость отклонения заявки в связи с признанием участника закупки не предоставившим обеспечение заявки.
Согласно части 1 статьи 27 Закона N 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Пунктами 1 и 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 44 Закона N 44-ФЗ установлено, что требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом частью 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 указанной статьи, несоответствии банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Таким образом, законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено обязательное требование об обеспечении заявок на участие в закупках (за исключением случаев, установленных статьей 44 Закона N 44-ФЗ).
На основании изложенного, учитывая положения части 1 статьи 27, пунктов 1 и 11 части 1 статьи 31, части 6 статьи 44, части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия участника закупки требованиям части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Обзор документа
Если банковская гарантия не отвечает установленным критериям, то может рассматриваться вопрос об отклонении заявки участника закупки. Такой участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
Отклонили банковскую гарантию: что делать?
Разбираем причины отклонения БГ и действия поставщикав такой ситуации
За что могут отклонить банковскую гарантию? Основные требования, за несоблюдение которых заказчик может отклонить БГ представлены в 44-ФЗ. Рассмотрим три самых распространенных требования и расскажем, что делать в случае отклонения гарантии заказчиом.
Почему банковскую гарантию могут отклонить?
Бывают и такие случаи, когда заказчика не устроил текст банковской гарантии и он отказался ее принимать. Ситуация неприятная, но к сожалению 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика и поставщика заранее согласовывать текст банковской гарантии.
Что делать после отклонения гарантии?
Заказчик обязан сообщить об отклонении поставщику и указать причины, по которым гарантия не подошла. В некоторых случаях заказчик заранее предупреждает поставщика и предлагает заменить гарантию на другую, либо на денежные средства. Но чаще всего заказчик сразу размещает в ЕИС протокол об уклонении победителя от подписания контракта.
Если гарантию отклонили через размещение протокола в ЕИС, то в первую очередь нужно понять, обоснованно ли отклонение. Если вы уверены, что отклонение необоснованно, можно подать жалобу в ФАС. Если отклонение обосновано, то здесь уже главное не попасть в РНП на основании ст. 104 44-ФЗ. Для этого потребуется убедить ФАС, что намерений уклоняться от подписания контракта у вас не было. Для этого можно, например, предоставить подтверждающие документы: квитанции об оплате комиссии за выпуск гарантии, подтверждение, что вы отправляли заказчику макет БГ на согласование, подтверждение, что вы вовремя подписали со своей стороны контракт и имеете опыт аналогичных исполненных контрактов и так далее.
Ошибки при оформлении банковской гарантии при гос. закупках
На рынке услуг, сопутствующих гос. заказу, оформление банковской гарантии может осуществляться в один клик, участнику не приходится искать банк, договариваться о выдаче банковской гарантии за короткие сроки, что очень удобно.
Однако зачастую банк или посредник не проверяют оформляемую банковскую гарантию на соответствие требованиям документации или закона. В итоге такой подход может привести к признанию участника уклонившимся от подписания контракта, его включению в Реестр недобросовестных поставщиков, а также к утрате возможности заключения контракта и крупным убыткам.
Проверка банковской гарантии по времени занимает около часа, однако существенно минимизирует данные риски.
Вы можете попросить Заказчика проверить банковскую гарантию, но он не обязан это делать, а устное заверение Заказчика о соответствии гарантии требованиям законодательства не гарантирует принятие решения о признании участника уклонившимся от подписания контракта.
1. Сумма БГ
По 44-ФЗ сумма определяется Заказчиком исходя из НМЦК либо указывается в виде процента от цены заявки победителя. Порядок определения суммы Обеспечения исполнения контракта (далее «ОИК») отражен в извещении, что страхует Исполнителя от риска неверного определения суммы (даже в том случае, если Заказчиком неверно определен принцип формирования суммы: от НМЦК или цены заявки).
Участнику важно самостоятельно отследить, применяется ли правило о повышенном размере Обеспечения исполнения в результате действия антидемпинговых мер (ст. 37 44-ФЗ).
При проведении закупок по 223-ФЗ или ст. 447 ГК правила определения ОИК предусмотрены в документации по торгам. Для верного определения цены ОИК необходимо внимательно изучать документацию.
2. Срок действия БГ
В соответствии с ч. 3 ст. 96 44-фЗ, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.
Условие о сроке исполнения обязательств подлежит включению в проект контракта (ч. 5 и 7 ст. 34 44-ФЗ).
При наличии сомнений целесообразно оценить сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, указанные в Извещении.
Зачастую данный срок отсчитывают от момента окончания срока действия Контракта, который, как правило превышает срок исполнения обязательств.
3. Получение БГ у неуполномоченного банка
БГ могут выдавать только банки, включенные МинФином в соответствующий перечень.
При оформлении БГ через посредника можно столкнуться с получением «поддельной» гарантии.
Чтобы минимизировать риски, рекомендуется производить оплату напрямую на счет самого Гаранта.
4. Оформление БГ по типовому шаблону банка без проверки на соответствие требованиям документации
Ст. 45 и 96 44-ФЗ, а также постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривают конкретные требования к содержанию банковской гарантии.
Как правило, типовые формы банков соответствуют данным требованиям, однако на практике встречаются случаи, когда типовые формы банков противоречат требованиям законодателя.
Кроме того, при проверке БГ необходимо учесть допускаемую законом вариативность некоторых требований к содержанию БГ.
4.1. Одна из типовых форм Сбербанка содержит правила о порядке направления бенефициаром требования по БГ, не соответствующие закону, а именно следующее условие:
Требование платежа по настоящей гарантии, составленное по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должно быть представлено ГАРАНТУ в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении по следующему адресу: 119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д.12 стр. 9. Получатель: АО «Сбербанк-АСТ», либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица БЕНЕФИЦИАРА, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан аккредитованным (в соответствии с требованиями законодательства) удостоверяющим центром, направленного по адресу: sb.bg@sberbank-ast.ru
Старший юрисконсульт CPO GROUP
4.2. Одна из типовых ошибок: некорректное определение даты представления требования по гарантии
Зачастую в БГ банками включается фраза: «дата представления требования гаранту определяется исходя из даты получения требования гарантом» (или иные аналогичные правила).
Из анализа правоприменительной практики следует, что при толковании указанного условия банковской гарантии следует понимать, что датой «представления» требования, следует считать именно дату направления требования, а не дату его получения гарантом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.10.2015 № 305-ЭС15-8885 по делу № А40-104358/2014).
Из содержания п. 2 ст. 374 и п. 1 ст. 376 ГК РФ следует, что требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии, гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии. Следовательно, указанное условие гарантии не соответствует требованиям, содержащимся в документации. Информация опубликована на официальном сайте ФАС России. Аналогичная позиция изложена в Решении Московского УФАС России от 09.04.2021 по делу № 077/06/106-5849/2021, Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.04.2021 по делу № 44-1612/21.
При разрешении судами вопроса о несогласии победителя торгов, признанного уклонившимся от заключения контракта (в связи с несоответствием БГ требованиям закона), суды придерживаются позиции, что «указание в гарантии на необходимость получения гарантом необходимых документов в срок до окончания срока действия гарантии недопустимо». При таких обстоятельствах решение заказчика о признании общества уклонившимся от заключения контракта является законным (Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2020 № 305-ЭС20-8249 по делу № А40-153432/2019).
4.3. Одна из типовых ошибок: ограничение размера ответственности Гаранта
Часто можно встретить в Гарантии подобную фразу:
«Предусмотренное Гарантией обязательство Гаранта перед Бенефициаром ограничивается суммой, на которую выдана Гарантия».
Или, например, в БГ, предлагаемой АО «ОТП Банк» нашему Клиенту, содержалось следующее правило:
«Общая сумма выплат по Гарантии не может превышать Сумму гарантии».
Вместе с тем, согласно сложившейся практике, при наличии ограничения ответственности гаранта перед бенефициаром суммой, на которую она выдана, БГ не обеспечивает обязательства принципала в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту (например, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.04.2019 по делу N 44-2388/19 или Решение Челябинского УФАС России от 29.06.2020 N 074/06/105-1426/2020), а следовательно, не соответствует требованиям закона.
Поскольку обязательство Гаранта (п. 1. ст. 377 ГК РФ) и ответственность Гаранта за нарушение данного обязательства (п. 2. ст. 377 ГК РФ) имеют различную правовую природу – смешение данных понятий ошибочно.
Как следует из п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), в п. 1. ст. 377 ГК РФ речь идет о пределах собственного обязательства гаранта перед бенефициаром, которое выражается в обязанности полностью и своевременно выплатить денежную сумму по гарантии.
Ответственность гаранта за неисполнение или ненадлежащее исполнение этого обязательства урегулирована в п. 2 ст. 377 ГК РФ. При отсутствии в гарантии иных условий бенефициар вправе получить от гаранта, допустившего необоснованную просрочку, проценты.
4.4. Одна из типовых ошибок: неверное описание обеспечиваемых обязательств
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 45 44-ФЗ, БГ должна содержать указание на обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается БГ.
Перечень данных обязательств может быть указан в документации. В этом случае его необходимо дублировать в тексте БГ.
Как правило, в БГ включаются следующие виды обеспечиваемых обязательств:
– обязательства по выплате неустойки (пеней, штрафов), предусмотренные Контрактом;
– обязательства по возмещению убытков, понесенных Бенефициаром в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Принципалом своих обязательств по Контракту;
– обязательства Принципала по возврату авансового платежа (в случае если документацией о закупке предусмотрена выплата аванса (авансов)).
4.5. Одна из нераспространенных ошибок: включение оценочных понятий
Несмотря на отсутствие в законе запрета включения в текст БГ оценочных понятий, наличие правовых конструкций с неопределенным правовым регулированием может повлечь отклонение Заказчиком представленной БГ.
Пример из нашей практики:
«Требование по гарантии и приложенные к нему документы в форме электронных документов должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и представлены Гаранту по электронному адресу: *** в виде файлов в общепринятых используемых форматах электронных документов».
Не рекомендуем включать никакие оценочные понятия и неопределенные правовые конструкции в текст БГ.
4.6. Одна из нераспространенных ошибок: неверное применение правил о безотзывности БГ
Согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной.
Данное правило означает, что Банк не может изменить условия БГ или отменить ее действие по основаниям, не предусмотренным ст. 378 ГК РФ, закрепляющей общие случаи прекращения независимой гарантии.
Если заказчик не принимает банковскую гарантию
В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.
Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден – ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного – это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.
Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.
Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:
1. Отсутствия информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
2. Несоответствия банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст. 45 Федерального закона о «О контрактной системе в сфере закупок».
3. Несоответствия банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Коротко прокомментируем причины возможные отказа в принятии гарантии.
Отсутствие банковской гарантии в соответствующем реестре в Единой информационной системе в сфере закупок, скорее всего, означает, что исполнителем была представлена фиктивная банковская гарантия. Исключением может стать случай возникновения у банка технических проблем с постановкой выпущенной банковской гарантии в реестр ЕИС. Иногда такое случается. Эксперты Кредитно-Страхового агентства настоятельно рекомендуют связаться с банком и выяснить причины отсутствия гарантии в реестре. Возможно, техническая проблема будет решена в течение нескольких ближайших часов. Или Вы получите подтверждение, что гарантия с указанными реквизитами банком не выпускалась, а брокер, услугами которого воспользовалась Ваша компания, оказался недобросовестным.
Как правило, предлагаемые банками формы банковской гарантии соответствуют требованиям законодательства. Работающие на рынке госзакупок банки ежедневно выпускают большое количество гарантий, и форма этих гарантий уже многократно опробована на самых различных заказчиках. Вместе с тем, мы считаем, что исполнителям будет нелишним еще раз ознакомиться с требованиями к банковским гарантиям, предъявляемыми в ч. 2 и 3 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ:
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Дотошные исполнители могут самостоятельно проверить выпущенные банком гарантии исполнения контракта на соответствие требованиям законодательства.
Особое же внимание мы советуем уделить проверке банковской гарантии на соответствие требованиям извещения о закупке и закупочной документации. В первую очередь следует обратить внимание на следующие основные моменты:
1. Проверить сумму банковской гарантии, в том числе и с учетом возможных антидемпинговых требований, изложенных в ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ. При падении цены более чем на 25 % от начальной цены закупки размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза. Если же начальная цена контракта составляет 15 млн. рублей или менее, исполнитель может избежать увеличения размера обеспечения, предоставив заказчику подтверждение своей добросовестности.
2. Проверить срок действия банковской гарантии. В соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок» срок действия гарантии должен не менее чем на месяц превышать срок действия контракта. Однако это не означает, что заказчик пропишет именно такое требование. Он может указать в документации конкретный желаемый срок гарантии или отметить, что гарантия должна превышать срок действия контракта на 2, 3 или сколько угодно месяцев, или прописать, что срок действия гарантии должен распространяться и на гарантийный период.
3. Проверить текст банковской гарантии на технические ошибки и опечатки. Тексты гарантий готовят конкретные банковские специалисты, а им, как и всем людям, свойственно иногда ошибаться. Достаточно часто на практике встречаются случаи, когда в тексте гарантии неверно указываются наименование либо реквизиты бенефициара, принципала или банка-гаранта. Допускаются ошибки в приводимых в тексте данных о закупке. Согласитесь, обидно получить отказ в принятии гарантии из-за опечатки банковского сотрудника и собственной невнимательности.
4. Проверить учтены ли все требования документации в макете банковской гарантии. Большинство банков не читают документацию заказчика и всегда выставляют макет банковской гарантии для согласования по своей форме. Надо помнить, что заказчик может указать нестандартные требования к банковской гарантии, например:
• указание конкретного места рассмотрения споров по банковской гарантии, отличающегося от места нахождения банка (обычно это место нахождения заказчика);
• требование о раскрытии всех обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией, например, в документации может встречаться такая формулировка:
«Безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения банком-гарантом своих обязательств:
а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг;
б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в поставленных товарах, выполненных работах, оказанных услугах;
в) если принципал некачественно выполнил работы, оказал услуги, поставил некачественный товар, предусмотренные контрактом.»
Кроме того, в документации также может быть предусмотрена конкретная форма банковской гарантии. Что делать исполнителю в таком случае? Вариантов не так много. Следует либо искать банк, который сможет выпустить гарантию по форме заказчика (оговоримся сразу, что не все банки к этому готовы), либо самостоятельно убедиться, что предложенная банком форма гарантии полностью соответствует требованиям законодательства и документации о закупке. В этом случае можно попытаться согласовать с заказчиком гарантию по форме банка, а в случае его отказа, отстаивать свою правоту в суде. Какой вариант предпочтительней – выбирать исполнителю. Рекомендации экспертов Кредитно-Страхового агентства – обязательно следует заблаговременно согласовать макет гарантии с заказчиком, по возможности, избегая конфликтных ситуаций.
Кредитно-Страховое агентство предлагает участникам закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ, 185-ФЗ помощь в получении банковских гарантий, кредитов и займов. Наши кредитные эксперты оценят финансовое состояние вашей компании и предложат наиболее выгодные условия кредитования от более чем 50 банков-партнеров. Оцените заранее возможность получения займа на обеспечение заявки или банковской гарантии обеспечения исполнения контракта. Свяжитесь с нашими экспертами или оставьте заявку на сайте.
Если же заказчик все же принял решение отказать в приеме банковской гарантии? В соответствии с требованиями части 7 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», он обязан с течение трех дней с момента получения банковской гарантии в письменной форме или в форме электронного документа проинформировать об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Порядок действий заказчика в этом случае дополнительно регламентируется письмом Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2016 г. № Д28и-722.
Подведем краткий итог вышесказанному – если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.
Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.
1. Заказчик не принял банковскую гарантию – участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.
При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.
Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.
Источник – Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.
2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.
Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.
Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника – совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.
Источник – Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.
3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.
Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник – Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют – внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.
Кредитно-Страховое агентство – Ваш надежный помощник в сфере Госзакупок!