если нет логики что делать
6 способов развить логическое мышление, если ты гуманитарий
«Перепрошить» можно любой мозг. Всё благодаря нейропластичности — свойству меняться под воздействием опыта. И да, заголовок — кликбейт. Нет прирожденных «гуманитариев» и «технарей», есть только лень. Мы уже рассказывали, как развивать логическое мышление. В этой статье — ещё несколько советов.
Спорьте!
Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.
Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.
Спрашивайте себя «что?», «как?» и «почему?»
Упражнение, которое можно делать где и когда угодно:
Слишком просто? Попробуйте! Удивитесь, сколько интересного не замечали.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Играйте в видеоигры
Чтобы развивать логику, не обязательно упражняться в скучных специализированных приложениях — решать головоломки и складывать пазлы. Прокачивать мозг можно, играя практически в любую стратегию, — например, «Starcraft» или «Civilization». Даже «Call of Duty» развивает способность к решению задач. Главное, чтобы игры не были единственным занятием — для тренировки мозга достаточно играть 3 раза в неделю по 20 минут.
Изучайте логику
Не спешите звать Капитана Очевидность. Многие забывают, что логика — наука, и её можно изучать. Олег Иванов, психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, советует начать с трудов Рене Декарта: «Изучение научных трудов мыслителей и философов способствует развитию логического мышления. Полезно и самому писать научные статьи. Использование индукции и дедукции в такой работе позволяет выработать алгоритм. Обобщение, анализ, вывод — всё это способствует развитию логического мышления».
От себя (ура, диплом философа пригодился!) рекомендую почитать Аристотеля. А тем, кто хочет поставить сложность на максимум, советую «Науку логики» Гегеля. Ещё можно разобраться, что такое круги Эйлера:
Шутка, основанная на кругах Эйлера.
Измеряйте неизмеримое — решайте задачи Ферми
Великий математик Энрико Ферми (тот самый, что знаменит парадоксом) считал, что за 60 секунд можно оценить абсолютно всё. Нужно знать лишь несколько фактов, чтобы примерно посчитать, сколько селфи делается в день на Земле, сколько раз в среднем люди нецензурно выражаются или ответить на другой подобный вопрос.
Объясню на примере. Допустим, вас спросили: «Сколько женщин подрабатывает, делая маникюр в Питере?». Чтобы дать приблизительный ответ, можно использовать такую логику:
Конечно, это примерная цифра. Ведь мастера не работают каждый день, и в расчёте не учтены мужчины, которые делают маникюр, дети, а также мужчины-мастера. Наверняка, что-то ещё упущено или перепутано. Но в решении подобных задач важен сам подход. Кстати, такие вопросы любят задавать в крупных компаниях на собеседованиях, чтобы проследить, как человек размышляет, думает ли вообще или сразу сдается и говорит, что задачу решить нереально.
Поэтому предлагаю начать тренироваться. Подумаем логически, сколько людей отказалось от своей мечты в пользу лени?
«Перепрошить» можно любой мозг. Всё благодаря нейропластичности — свойству меняться под воздействием опыта. И да, заголовок — кликбейт. Нет прирожденных «гуманитариев» и «технарей», есть только лень. Мы уже рассказывали, как развивать логическое мышление. В этой статье — ещё несколько советов.
Спорьте!
Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.
Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.
Спрашивайте себя «что?», «как?» и «почему?»
Упражнение, которое можно делать где и когда угодно:
Слишком просто? Попробуйте! Удивитесь, сколько интересного не замечали.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Играйте в видеоигры
Чтобы развивать логику, не обязательно упражняться в скучных специализированных приложениях — решать головоломки и складывать пазлы. Прокачивать мозг можно, играя практически в любую стратегию, — например, «Starcraft» или «Civilization». Даже «Call of Duty» развивает способность к решению задач. Главное, чтобы игры не были единственным занятием — для тренировки мозга достаточно играть 3 раза в неделю по 20 минут.
Изучайте логику
Не спешите звать Капитана Очевидность. Многие забывают, что логика — наука, и её можно изучать. Олег Иванов, психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, советует начать с трудов Рене Декарта: «Изучение научных трудов мыслителей и философов способствует развитию логического мышления. Полезно и самому писать научные статьи. Использование индукции и дедукции в такой работе позволяет выработать алгоритм. Обобщение, анализ, вывод — всё это способствует развитию логического мышления».
От себя (ура, диплом философа пригодился!) рекомендую почитать Аристотеля. А тем, кто хочет поставить сложность на максимум, советую «Науку логики» Гегеля. Ещё можно разобраться, что такое круги Эйлера:
Шутка, основанная на кругах Эйлера.
Измеряйте неизмеримое — решайте задачи Ферми
Великий математик Энрико Ферми (тот самый, что знаменит парадоксом) считал, что за 60 секунд можно оценить абсолютно всё. Нужно знать лишь несколько фактов, чтобы примерно посчитать, сколько селфи делается в день на Земле, сколько раз в среднем люди нецензурно выражаются или ответить на другой подобный вопрос.
Объясню на примере. Допустим, вас спросили: «Сколько женщин подрабатывает, делая маникюр в Питере?». Чтобы дать приблизительный ответ, можно использовать такую логику:
Конечно, это примерная цифра. Ведь мастера не работают каждый день, и в расчёте не учтены мужчины, которые делают маникюр, дети, а также мужчины-мастера. Наверняка, что-то ещё упущено или перепутано. Но в решении подобных задач важен сам подход. Кстати, такие вопросы любят задавать в крупных компаниях на собеседованиях, чтобы проследить, как человек размышляет, думает ли вообще или сразу сдается и говорит, что задачу решить нереально.
Поэтому предлагаю начать тренироваться. Подумаем логически, сколько людей отказалось от своей мечты в пользу лени?
Как развить логическое мышление
Логика – это термин с двумя значениями. Первое из них – это умение здраво рассуждать, делать умозаключения на основе фактов, предвидеть результат действий. Второе – это наука, которая изучает законы, формы и способы мышления. Как развить логику, зачем она нужна и почему в жизни важно уметь логически мыслить? Хотите знать ответы на эти вопросы? Читайте нашу статью до конца.
Почему важно развивать логику?
Считается, что логика – это врожденное чувство. Оно либо есть, либо его нет. Такое суждение ошибочно. Мы не рождаемся с умением рассуждать логически. Навык приходит со временем. Не верно также думать, что все люди делятся на «физиков» и «лириков». И, соответственно, первые – это сама логика, расчет и здравые суждения, а вторым это не дано от природы. Логику можно и нужно развивать всем без исключения. Зачем это делать?
Как развить логическое мышление советы специалистов Life.Godo
Логика помогает нам:
Как развивать логику: 5 эффективных способов
Как ни странно, но на вопрос: как развивать логическое мышление, ответ не так и сложен. Нужно просто научиться концентрировать внимание, включать память, мышление, анализировать события и делать правильные выводы. Предлагаем 5 простых способов, которые помогут развивать логику.
1. Отгадывание загадок
Оказывается, разгадывать загадки в детстве нас простят не просто так. Они помогают нам решать первые логические задачки. Как развивать логику с помощью загадок? Очень просто: можно начать с решения самых элементарных – «Пустые отдыхаем, а полные – шагаем». Ведь даже над такой простой детской «головоломкой» нужно подумать и прийти к выводу, что ответ – «сапоги». На таких элементарных примерах рождается логическое мышление.
2. Логические игры
Игр на логику очень много – кроссворды, судоку, ребусы и головоломки. Сегодня существует большое разнообразие настольных игр, рассчитанных на решение логических задач, выработку стратегий. Есть и древние, признанные всем миром игры на логику и аналитическое мышление – шахматы, шашки, нарды.
3. Математические задачи
В детстве все дети учат математику. Кому-то она дается лучше, кому-то хуже. Но всем она одинаково полезна. Она хорошо развивает логику. Решайте математические задачи, тренируйте мозг. Такая «пища для ума» нужна в любом возрасте. Для начала можно выбрать задачки попроще, постепенно переходя на более сложный уровень. Полезно порешать задачи из разных предметов школьной программы: геометрия, химия, физика.
4. Логические задачи
Как развить логику быстро и эффективно? Для этого существуют специальные логические задачи. В книжных магазинах легко найти книги с задачами на логику. Потренироваться с их решением можно и на специальных сайтах с онлайн-тренажерами. Там вы пройдете уровни от начального до продвинутого, сможете отслеживать свой результат, зарабатывать очки и добьетесь основной цели – отточите мастерство логически размышлять.
5. Чтение детективов
Как развить логическое мышление, если не хочется решать задачи? Выход есть – читать детективы. Считается, что детектив – не самый высокохудожественный жанр литературы. Но зато он отлично помогает делать умозаключения на основе фактов, а точнее – улик, слов свидетелей, подозреваемых, опрашиваемых. Это и есть логика в чистом виде. Помните Эркюля Пуаро? Он всегда говорил о своих «серых клеточках», которые тренирует, вычисляя преступника. Попробуйте и вы стать следователем. Решите, кто злодей раньше, чем это сделает следователь.
Игры, которые помогают развивать логику
Вопрос: как развить логическое мышление, будоражит умы уже много столетий и даже тысячелетии. Почему это происходит? Люди давно заметили, что в бою побеждает тактика, ведь война – это не «кто кого перестреляет, а кто кого передумает». Успех в бизнесе – это тоже своего рода сражение, в котором победителем окажется опять-таки руководитель, который предусмотрел все риски и обыграл соперника, как в игре на шахматной доске.
Как развить логическое мышление 6 методов
Игры – это тренажеры жизненных ситуаций. Ведь будущего летчика не садят сразу за штурвал самолета. Слишком рискованно. Он тренируется на симуляторе полетов. Поэтому, чтобы легко решать жизненные задачи правильно, тренируйте логику, играя в настольные игры. Лучшие из них:
Как видите, есть масса решений того, как развивать логику. Логическое мышление – важный навык, которым нужно овладеть, чтобы здраво рассуждать, быстро находить выход из жизненных ситуаций, выдерживать конкуренцию в бизнесе и добиваться успеха.
Способ познания: развить логическое мышление
Логическое мышление развивает способность человека к умственному решению задач, позволяет анализировать информацию и оценивать ситуации с разных сторон, помогает принимать решения, рассуждать, связывать факты и делать умозаключения.
В статье ознакомитесь с методами развития логики, его необходимостью, критериями и показателями рационального мышления.
Общие понятия
Логическое мышление — это особая форма интеллектуальной активности, основанной на строгих законах и принципах. Логически мыслящий человек оперирует конкретными понятиями и доказательными конструкциями, выстраивает цепочку рассуждений, а в итоге получает обоснованный вывод.
Такое мышление необходимо человеку для установления взаимосвязи между происходящими событиями и рассматриваемыми объектами. Оно имеет определенные особенности, отличающие его от иных типов мышления (алгоритмического и др.).
К ним относятся:
Элементы
К элементам этой интеллектуальной деятельности относятся:
Что такое логика показано на видео:
Логические операции
Любой мыслительный процесс состоит из набора логических операций, дополняющих друг друга и позволяющих получить нужный результат:
Необходимость развития логического мышления
Логически мыслящий человек в своих рассуждениях опирается на определенные факты и доводы, тем самым он может принимать более взвешенные и рациональные решения. В профессиональных сферах выводы, сделанные при помощи логики, ценятся намного больше, чем спонтанные решения на основе эмоций и чувств, ведь эмоции и чувства непостоянны и могут меняться в течение нескольких минут, а обоснованные аргументы и доводы являются константой.
Человек, обладающий рациональным мышлением, способен:
Легче всего это сделать в детские годы (развивать смекалку, наблюдательность), но и в более старшем возрасте можно успешно его развить.
Что такое позитивное мышление и как его развивать, читайте в статье.
Аспекты обучения
Рациональному мышлению нужно учиться, ведь человеку с рождения оно не дано. С момента рождения он может мыслить интуитивно или эмоционально.
Чтобы научиться логично выстраивать рассуждения нужно изучить два основных аспекта логики: теоретический и практический.
Сначала читать литературу, изучать теоретические особенности. Затем выполнять упражнения определенной направленности. В течение этих двух этапов формируется определенная концепция логического мышления, закрепляются полученные знания, чтобы человек мог применять и на практике уже в реальных жизненных ситуациях. Необходимо проводить диагностику уровня логического мышления в обучающих учреждениях.
С какого возраста развивать?
Начинать развивать логику можно уже с дошкольного возраста.
Полезное видео по развитию логики у малышей:
Развитие у младших учащихся
После поступления в школу ребенок начинает стараться усвоить большой объем нового материала. Важно помочь ему научиться понимать смысл изученной информации.
Объясните ребенку важность этих игр и упражнений. Он должен понимать, для чего ему это нужно. Важно донести, развивающие игры – необходимый аспект обучения и нужное дополнение к фундаментальным знаниям, выдающимся школьной программой.
Развитие навыков логического мышления учащихся необходим в современном мире, как показано на видео:
Подростки
Помочь в развитии логики подростков смогут определенные задания, шарады и головоломки. Множество интересных форм заданий, систем разработанности развития логических приемов мышления, можно найти на просторах интернета.
Есть головоломки с ответами и без, лучше использовать те, которые имеют правильный ответ, чтобы после их решения можно было свериться.
Также существуют развивающие приложения для смартфона. Так логические задачки всегда будут в «кармане».
Способы развития логики для взрослых
Есть множество вариантов развития игр и упражнений (бисероплетение и др.), которые будут полезны взрослому человеку. К тому же, они помогают не просто улучшить логику, но и с интересом провести время.
Игры:
Упражнения:
Литература для изучения теоретического аспекта логики:
Как развивать логику и мышление у взрослых смотрите на видео:
Заключение
Логику необходимо развивать и тренировать как детям в дошкольном и школьном возрасте, так и взрослым, давно окончившим учебные заведения. Логическое мышление помогает принимать более рациональные решения, находить выходы из различных ситуаций, смотреть на вещи под «другим углом». Рационально мыслящий человек является интересной разносторонней личностью. Каждый день достаточно выполнять 3-4 различных упражнения и эффект не заставит себя ждать.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
О проблемах с логикой
По традициям Хабрахабра, в начале поста обязательно должна быть идиотская картинка из галереи клипарта, призванная привлечь внимание к статье. Вместо этого, я начну с боянного анекдота, который лучше всякой картинки пояснит суть моих дальнейших рассуждений и изъяснений.
Я очень надеюсь на то, что статья будет полезной, и если она поможет хоть одному человеку что-то поменять в себе в лучшую сторону — я буду счастлив.
На днях я столкнулся с двумя топиками, в результате которого мое мнение о хабрасообществе резко поменялось. Кроме того, вчера я поучаствовал в замечательном флейме, посвященном металу как субкультуре, что тоже наложило определенный отпечаток на эту запись. Конечно, судить о любом сообществе по десятку его неадекватных представителей — бред сивой кобылы, однако человеческий разум устроен так, что группирут и каталогизирует, выделяя активных представителей групп и создавая на их основе стереотипичных представителей, которые формируют шаблоны общения, вне зависимости от воли обладателя разума. Я не буду негодовать, не буду обзывать всех тупыми упырями, пустоголовыми дегенератами, унылыми задротами, толстыми троллями, полоумными кретинами и прочими нелестными словами — таких постов на Хабре последнее время более чем достаточно, а пользы от них — ноль. Я просто обращу ваше внимание на некоторые особенности тезисов и применяемых доказательств, в результате которых я пришел к выводу, что подобная статья лишней совершенно не будет.
Прошу прощения за пространное вступление, перейдем непосредственно к сути под хабракатом.
Как известно, любое обсуждение строится на тезисах, которые тем или иным образом доказываются, опираясь на законы логики. Логика известна как наука о правильном мышлении, то есть наука о том, как мыслить так, чтобы из верных предпосылок получать верные выводы. Законы логики не менялись еще с Аристотелевских времен, и для полного и 100% освоения всех законов, рекомендуется прочитать учебник. Однако, здесь я хочу обратить внимание на основные ошибки, которые люди допускают, доказывая свои тезисы.
Ошибка первая — «впоследствии не значит вследствие»
Следует помнить, что два события, разделенные временным промежутком, не обязательно являются логически связанными. Грубо говоря, если я сейчас почешу нос, то это произошло совершенно не потому, что я пять минут назад почесал глаз, но произошло потому, что у меня пять секунд назад нос зачесался.
Многие сейчас рассмеялись — как вообще можно допустить такую ошибку? Однако, ее допускают на каждом шагу. В качестве свежего примера, можете почитать комментарии к топику, посвященному фотографиям НАСА, на которых изображено место посадки на луну. В комментариях человек на полном серьезе утверждает, что фотографии были сделаны для того, чтобы опровергнуть слухи о том, что никакого полета на Луну не было вовсе. Казалось бы, какой резон у него есть это утверждать, ведь официально таких заявлений не делалось? Такое заявление делается имеено вследствие данной ошибки.
Ошибка вторая — «осуществимо не значит осуществлено».
Следует помнить, что если у кого-то есть принципиальная возможность совершить какое-то деяние, из этого совершенно не следует, будто он это деяние совершил, совершает или собирается совершить. Например, у меня есть принципиальная возможность купить Лексус (правда, придется посидеть на хлебе и воде лет 5, но возможность есть) — но это же не значит, что я его покупаю.
Опять же, очевидный пример — и тут же, в том же топике, посвященным фотографиям НАСА, человек, который утверждает, что нет 100% доказательств полета на Луну, а возможность подделать материалы существует. Из отсутствия 100% доказательств и присутствия возможности фальсификации, по его мнению, прямо следует наличие факта фальсификации, хотя, с точки зрения логики, такой вывод неправомерен.
Аналогичная ошибка допущена и в этом топике. Аргумент «почему американцы не летают больше на Луну, хотя могут это сделать» неправомерен для доказательства позиции «американцы не летали на Луну», именно вследствие совершения данной логической ошибки.
Ошибка третья — «мыслимо не значит осуществимо»
Когда-то давно, года 4 назад, я писал небольшую повесть с теологическим уклоном. Повесть я так и не дописал, и она погибла при очередном форматировании винчестера, однако избранные отрывки сохранились у меня в памяти. В одном из них, два героя спорят насчет принципиальной возможности телепортации, и в качестве аргумента один из героев (по замыслу — глубоко верующий человек) в качестве аргумента произносит фразу:
«Возможно все, что возможно вообразить, ибо во всем многообразии и величии полета человеческой мысли мы неспособы даже приблизиться к границам мира, созданным всемогущим Творцом, не говоря уже о том, чтобы преодолеть их.»
Для верующего человека — аргумент невероятно мощный, однако речь не о том. Данную ошибку совершают практически все сторонники теорий заговора. Например в том же топике, посвященным фотографиям НАСА, люди на полном серьезе говоря о том, что вследствие непредоставления 100% доказательств, скорее всего была фальсификация, при этом не принимая во внимание сложность организации подобного рода фальсификации. И если сложность лунной программы можно посчитать довольно точно, если опираться на оставшиеся документы, то сложность создания фальсификации такого рода даже посчитать тяжело, просто в силу того, что по природе фальсификации доступа к документам, ее описывающим, у нас нет и никогда (скорее всего) не будет. Тем не менее, люди на полном серьезе считают фальсификацию осуществимой просто потому, что она мыслима, хотя огромное количество нерешенных проблем при этом остаются за кадром.
Ошибка четвертая — «разговор с зеркалом»
Эта ошибка — не столько логическая, сколько ошибка восприятия, но очень грубая, и зачастую свидтельствует о низком интеллектуальном уровне собеседника. Благо, на Хабре я пока таковых не встречал (хотя они есть, как и в любом другом сообществе), однако встречал в други местах. Выглядит эта ошибка примерно так:
Что происходит в этом диалоге? Один из собеседников выносит на обсуждение тезис, ограничивая его рамками применимости. Второй отбрасывает рамки применимости, воспринимает тезис, проецирует его на себя, автоматически опровергая (он утверждает, что все идиоты, но я-то умный, я это знаю), после чего проецирует опровергнутый тезис на собеседника, вкладывая фактически собственный бред в его уста, и на основании этого заявляет, что собеседник идиот.
Такое, как не странно, встречается достаточно часто. Иногда складывается впечатление, что человек не читает то, что ему пишут, а что-то выдумывает у себя в голове, приписывает свой собственный бред (который он мастерски опровергает) собеседнику, и думает, что опроверг тот тезис, который предоставил собеседник. На самом деле, к исходному тезису такое опровержение, естественно, не имеет никакого отношения.
Объяснить такому человеку, что он поступает неверно, невероятно сложно. Я как-то раз потратил 2 дня на то, чтобы человек просто понял, что его слова к моим никакого отношения не имеют — два дня это был разговор слепого с глухим. Однако, в конце концов он понял.
Ошибка пятая — «если ты чего-то не видишь, то не факт, что этого не существует».
Все знать невозможно — это совершенно понятно. Времена, когда у человека могли быть полные академические знания, закончили еще 100 лет назад, и теперь балом правят эксперты. К сожалению, на этой же почве появилось огромное количество шарлатанов, которые только выдают себя за экспертов, а на самом деле, разбираются в теме ничуть не лучше тех, кто им внимает и пользуется впоследствие их мнением.
Типичная ошибка такого плана — комментарий насчет появления теней на фотографии при гамма-коррекции в топике, посвященном фотографиям НАСА. Человек, совершенно ничего не понимая в аналоговой обработке фотографий, делает однозначный вывод, что появившийся артефакт — это тень на стене павильона, где происходила съемка фальсификата. Его не смущает, что тень совершенно не повторяет контуры предмета, который эту тень отбрасывает. Его не смущает, что тень абсолютно черная. Казалось бы, что дает ему право делать такой вывод? Ничего — такой вывод свидетельствует только об узости поля знаний такого человека (благо, дальше появился эксперт и разъяснил, что появившаяся «тень» — это след от маски, которая накладывается при переэкспонировании снимков).
Проблема состоит в том, что при узком кругозоре или недостаточных знаниях в произвольной области отличить специалиста от дилетанта в этой области достаточно проблематично. Проблема в принципе нерешаемая, единственный выход — пользоваться проверенными специалистами.
И наконец, последняя, и самая главная ошибка.
Ошибка шестая — «все животные равны, но некоторые равнее»
Существует тезис, будто бы любое мнение имеет право на существование, и человек имеет право на собственное мнение, каким бы оно не было. Это действительно так. Однако, очень многие делают из этого гораздо более сильный вывод, будто бы два различных мнения двух различных людей по одному и тому же вопросу абсолютно равноправны. Естественно, это не так.
Мнение специалиста всегда имеет гораздо больший вес, причем чем более углубленно специалист знает тему, чем больше его личный уровень знаний — тем больший вес имеет его мнение. Нельзя же приравнивать два мнения по разработке архитектуры системы у профессионального архитектора и студента, который вчера закончил курсы программирования на C#. Это всем понятно. Однако, когда пример не столь очевиден — эту ошибку совершают очень многие.
К примеру, в топике, посвященным фотографиям НАСА, все заявляющие о заговоре, в том числе совершают и эту ошибку. Они, обладая заведомо меньшим объемом знаний, считают, что их мнение равноценно экспертным оценкам специалистов, которые непосредственно наблюдали за процессом. Естественно, это глупость.
И, напоследок, небольшое напутствие. Помните, что по законам логики, из неверной предпосылки можно делать любые верным выводы, но все они будут абсурдными и неприменимыми к реальной жизни. А потому — аккуратнее с допущениями. Спасибо за внимание, надеюсь, материал был для вас хоть чем-то полезен и вы не зря потратили свое время на его чтение.