если оба водителя уехали с места дтп что будет
Госавтоинспекция разъясняет жителям региона, в каких случаях оставление места ДТП не влечет наказание
В летний период времени на дорогах области ежедневно фиксируется более 100 аварий. Зачастую автолюбители даже после выполнения всех обязательных условий боятся покидать место ДТП, опасаясь ответственности и создавая заторовые явления. УГИБДД России по Воронежской области разъясняет обстоятельства, при которых возможно менять расположение автомобиля.
За истекший период 2020 года на территории Воронежской области зарегистрировано 1493 дорожно-транспортных происшествия с участием транспортных средств, водители которых скрылись с места совершения ДТП, из них в 66 ДТП пострадали люди.
Ответственность за оставление места ДТП предусмотрена ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Как следует из п. 2 этой статьи за оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения прав от года до полутора лет или административного ареста до 15 суток. Штраф за оставление места ДТП законом не предусмотрен. Ответственность за оставление места ДТП возникает не в любом случае, а только если это запрещено правилами дорожного движения.
Правила разрешают уехать с места ДТП в случаях:
1.Если в ДТП нет пострадавших, и у водителей нет разногласий о том, как произошло событие, кто виноват, то сотрудники ГИБДД не вызываются, а можно составить схему ДТП, подписать ее обоим участникам и поехать в ГИБДД, чтобы там оформить документы (п. 2.6 ПДД РФ). Однако, если кто-то из водителей не согласен с оценкой обстоятельств, или кому-то причинен вред здоровью, то этим правом воспользоваться нельзя и оставление места ДТП повлечет наказание.
2.Законом об ОСАГО предусмотрено оформление ДТП по «Европротоколу», т.е. без вызова ГИБДД. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
— в ДТП участвовало не более 2 транспортных средств.
— у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО на участвовавшее в ДТП ТС,
— пострадало только имущество,
— нет разногласий, кто виновник и как произошло ДТП, а также оба водителя согласны с перечнем и характером повреждений, полученных при этом ДТП.
Только при соблюдении всех четырех условий можно заполнить на месте извещение о ДТП, которое будет являться подтверждением факта произошедшего для страховщика ОСАГО, подписать обоим водителям и разъехаться, не вызывая сотрудников полиции (п. 2.6.1 ПДД РФ).
3. Временно покинуть место ДТП без последствий можно, если при ДТП пострадали люди, и им требуется экстренная медицинская помощь, при этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте, тогда водителю разрешено оставить место ДТП для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение. Однако, он должен вернуться назад на место происшествия, а также до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП (п. 2.5. ПДД РФ)
4.Водитель должен освободить проезжую часть, если невозможно проехать другим ТС. То есть если другим машинам не проехать, то свой автомобиль можно переставить, чтобы не мешал. При этом опять же, как и в предыдущей ситуации, нужно при свидетелях зафиксировать положение машины, следов и предметов, принять меры к сохранению следов ДТП, организовать объезд (п. 2.5. ПДД РФ)
Все остальные случаи оставления места ДТП, которые не предусмотрены ПДД, будут считаться неправомерными.
Также при рассмотрении уголовного дела за совершение ДТП со смертельным исходом или тяжкими телесными повреждениями, суд может дать оценку поведению водителя, который скрылся с места ДТП и назначить более суровое наказание, руководствуясь статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ответственность за оставление места ДТП обоими участниками
Некоторые водители уверены, если оба участника покинули место ДТП, никакая ответственность не предусмотрена. Согласно ПДД, лица, управляющие транспортными средствами, не имеют права покидать место происшествия до оформления ДТП в согласии с требованиями – им придется понести ответственность. Однако есть ситуации, когда наказание не предусмотрено.
Условия, при которых участники могут разъехаться без последствий
Если оба участника покинули место дорожного происшествия, не привлекая сотрудников полиции к оформлению ДТП, не всегда будет наказание. Чтобы при регистрации аварии обойтись без ГИБДД и уехать, необходимо соблюдение следующих обязательных условий:
Есть 3 варианта развития событий в случае, если 2 участника пришли к взаимному согласию:
Если оба водителя одинаково расценивают виновность, нет человеческих жертв, а также не пострадало имущество третьих лиц, можно покинуть место аварии. Для уехавшего участника последствия могут не наступить. Однако если второй водитель окажется недобросовестным и все равно вызовет полицию, первого могут привлечь к ответственности. В таком случае необходимо знать, как себя застраховать.
Нужно ли что-то делать, если оба уехали без оформления
Чтобы защитить обоих участников, которые уехали с места случившегося ДТП, необходимо составить расписку. Этот простой документ защитит от возможных претензий в будущем.
Может случиться так, что после происшествия виновник переосмыслит случившееся, вызовет полицию на место ДТП, исказит факты и выставит невиновного участника не только нарушителем закона, но и виновником аварии. Доказать обратное на практике практически невозможно. Впоследствии его могут привлечь к административной ответственности и полностью лишить страховой компенсации.
В расписке следует указать такую информацию:
Если участник оставляет место происшествия после составления такого документа, решает уехать, риск, что второй поступит нечестно и подставит другого, намного меньше.
Последствия для покинувших место ДТП
Если покинуть место аварии без правильного оформления происшествия и без уважительных причин, прописанных в Правилах дорожного движения, водителя ожидает административная ответственность.
Само понятие ДТП определено в ПДД: под ним понимается любое происшествие, вследствие которого был получен материальный ущерб одной или обеими сторонами. Это означает, что даже легкое повреждение, например, царапина на краске, потертость на крыле или бампере, должна классифицироваться как ДТП.
Если участник решил покинуть место ДТП, наказание может быть следующим:
Закон не разделяет виновников ДТП и пострадавших сторон, которые решили уехать. Если оба покинули место ДТП, суд может не учесть, кто был прав, а кто виноват – перед законом в этой ситуации стороны равны, несут одинаковое наказание. Именно поэтому автоюристы настоятельно рекомендуют не пытаться догнать виновного водителя – можно получить административное взыскание уже за это.
Как показывает практика, арест применяется довольно редко. В соответствии с Кодексом об административных нарушениях арест не применяют к беременным женщинам, матерям, у которых есть дети в возрасте до 14 лет. Также более лояльное отношение к военнослужащим, инвалидам, таможенникам и некоторым другим категориям гражданских лиц.
Оставление места ДТП виновником чревато не только наказанием, предусмотренным за это нарушение. Даже если его страховая компания компенсирует пострадавшей стороне все убытки, в последующие годы страховщик в регрессном порядке имеет право через суд взыскать всю компенсированную сумму с виновника, плюс все судебные издержки.
Можно ли рассчитывать на выплату ОСАГО
Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО оформлено? По закону получить выплату по ДТП без привлечения правоохранительных органов водители смогут только при условии заключения Европротокола по всем правилам. В остальных случаях компенсация не предусмотрена.
Чтобы получить законную выплату, необходимо соблюдение следующих условий:
Без документов, фиксирующих факт ДТП, компенсацию по договору ОСАГО получить невозможно. Правильно составленное Извещение, которое является приложением к Европротоколу – залог получения выплаты при условии правильного обращения в страховую компанию.
Оставить место ДТП и уехать участник происшествия может только после должного оформления – с помощью расписки, Европротокола или на ближайшем посте полиции. Если в остальных случаях покинуть место происшествия, последствия будут неблагоприятные. Если второй участник скрылся, лучше вызвать полицию и оформить все по правилам.
Вопросы читателей
Нужно ли составлять Европротокол, если только стерта краска?
Ответ. Да, такое повреждение классифицируется как ДТП и требует оформления.
Если пострадавший уехал с места ДТП, стоит ли вызывать полицию?
Ответ. Если он позднее обнаружит повреждения, вернется на место аварии и вызовет правоохранителей, придется нести ответственность.
Может ли страховая отказать в выплате при Европротоколе?
Ответ. Отказ страховой – распространенное явление. Это случается даже при наличии справки из ГАИ, поэтому важно правильно подать документы в компанию, снимать копии со всех бумаг, а в случае отказа обращаться в суд.
Как действовать на месте ДТП, чтобы сохранить права и деньги
Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.
Что вы узнаете из статьи
Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав
Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.
Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.
Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД
Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой
Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.
Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.
Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.
Что писать в расписке:
Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.
Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽
Когда можно уехать с места ДТП
Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.
Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав
Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.
Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.
Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО
Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Какие последствия могут быть, если оба водителя покинули место ДТП, и как их избежать
Приветствую всех, зашедших на эту страницу! Если думаете, что когда виновник ДТП уехал, то и самому можно отправляться дальше, то ошибаетесь. И это заблуждение может стоить утраты водительских прав не меньше чем на год.
Чем может грозить ситуация, когда оба водителя покинули место ДТП, и что предпринять, для избежания проблем, я расскажу в этой статье.
С вами Кулик Илья. Поехали!
Как накажут за покидание места аварии
Статья КоАП, предусматривающая меру наказание за оставление места происшествия не разделена для виновников и потерпевших, то есть одинаково будут наказан любой скрывшийся участник, независимо от его роли в ДТП. А если скроются оба, то оба и понесут одинаковое наказание. Кстати, именно поэтому нельзя догонять пытающегося скрыться виновника.
Кроме того, виновнику грозят ещё и расходы по возмещению ущерба потерпевшему, так как страховая компания потребует с покинувшего место аварии виновника всю суммы, выплаченную потерпевшему, по регрессу.
А если в дорожном происшествии пострадали люди, то сокрытие будет отягчающим обстоятельством, ведущим к увеличению наказания.
Когда можно уезжать после аварии
Но в некоторых ситуациях водители могут, не вызывая сотрудников автоинспекции, покинуть место ДТП. Для этого необходимо:
При соблюдении этих условий водители могут не звонить в ГАИ, а:
В соответствии со ст. 11.1 ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции (Европротокол, а официально — Извещение о ДТП) осуществляется при ДТП по следующим правилам:
Оформление ДТП без сотрудников ГИБДД и заполнение Европротокола недопустимы, если пострадало какое-либо имущество, не принадлежащее владельцам столкнувшихся авто. При любом повреждение чьего-либо чужого, в том числе муниципального, имущества (ограждения, столба, здания, дерева, принадлежащего лесохозяйству), самостоятельно разъезжаться нельзя.
С большой вероятностью в этом случае придётся понести наказание, так как собственник повреждённого предмета вызовет полицию, наверняка найдутся видеозаписи с камер наблюдения и свидетели, и найти причинителей вреда станет делом техники.
Что не расценивается как оставление места происшествия
Естественно, не считается оставлением места ДТП передвижение автомобилей, доставка пострадавших в медучреждение в случае крайней необходимости, и даже покидание места происшествия, если водитель вернулся.
Почему это так – вполне понятно. Оставление аварии должны зафиксировать автоинспекторы, составив протокол об этом административном правонарушении. Делается это в случае, когда кто-либо из участников не присутствует при регистрации ДТП. Если водитель присутствовал при заполнении документов, скрывшимся он считаться не может. А если нет оформления – нет и скрывшихся. Поэтому если автоинспекторы не будут фиксировать столкновение, то и скрывшихся никак не будут искать и наказывать.
Можно ли получить компенсацию за ущерб после покидания места аварии
Думаю, всем известно, но я всё-таки напомню, что без документов о ДТП страховое возмещение не получить. И если для урегулирования убытков по ОСАГО достаточно самостоятельного заполнения Извещения о ДТП, то для выплат по каско, скорее всего, потребуется полный пакет документов из ГИБДД.
Да и для предъявления требований к виновнику о возмещении вреда обязательно нужны, подтверждённые документами доказательства наличия у вас права требовать компенсации. То есть как минимум расписка о возмещение ущерба у вас должна остаться, если вы намерены получить компенсацию за полученный ущерб.
Как поступать, в случае столкновения
Помните, если нет повреждений – нет ДТП. Стёрта грязь – авария не произошла, оформлять нечего, да и места происшествия, с которого можно скрыться, нет как такового. Получено какое-либо повреждение, даже царапины на краске – ДТП было. Поэтому при любом подозрение на контакт с другим участником движения остановитесь, внимательно осмотрите, нет ли повреждений.
При малейшей царапине как-либо задокументируйте происшествие, например, распиской об отсутствии претензий.
Даже если виновник разворотил себе весь передок, а вашему силовому бамперу хоть бы что, и вы не имеете никаких претензий к нему, и не хотите оформлять столкновение, напишите расписку. Много времени это не займёт. А иначе можно оказаться не только беглецом, но и виновником ДТП, и доказать обратное будет очень трудно.
Если ДТП не привело к существенным убыткам, можно составить расписку об отсутствии претензий друг к другу. Этот документ будет служить гарантией того, что ни одна из сторон происшествия в дальнейшем не передумает и не станет требовать компенсации причиненного вреда.
Расписка должна содержать следующие сведения:
Если попали в аварию, а второй водитель уехал – остановитесь и вызовете ДПС. Если второй участник не нарочно, например, не заметил столкновения – будет доказывать это в суде. Докажет – повезло. Вас не должно это интересовать. Вы должны выполнить свои обязанности при дорожном происшествии. Звучит сурово, но такова жизнь.
Что делать если всё-таки оба уехали после аварии без оформления
Вообще, если соблюдены предусмотренные ПДД условия для разъезда без оформления, то ничего не надо предпринимать.
Но нередки случаи, когда после мирного разъезда столкнувшихся один из них вернулся, вызвал сотрудников ГАИ и оформил аварию. Что из этого выходит, я думаю, понятно. Честно уехавшего водителя лишают прав за покидание места ДТП.
Избежать наказания обвиняемый в побеге с места ДТП может только доказав, что все водители происшествия не стали оформлять документы и разъехались по ободному согласию. Именно в такой ситуации пригодится расписка. Поможет также видео/аудио запись разговора, свидетели.
Если же доказательств договорённости нет, единственно что можно сделать, чтобы восстановить справедливость – показать, что все участники покинули место происшествия, чтобы схитрившего водителя также наказали. Если видео, например, с видеорегистратора, или показания свидетелей подтвердят это, то хитрец понесёт равное с остальными наказание за оставление места ДТП.
Полезные советы
Подведём итоги
Заключение
Таким образом, покидание места – не всегда правонарушение. Если авария без пострадавших, то по обоюдному согласию водители могут разъехаться. В таком случае позаботьтесь о предотвращении возможных неприятных последствий.
Но уезжать с места происшествия нельзя даже по общей договорённости, если получил урон ещё кто-то. В случае незаконного покидания места ДТП все уехавшие участники понесут довольно суровое наказание.
Вопросы по теме статьи, если они у вас есть, задавайте через форму отправки комментариев. А также можете рассказать об интересных и поучительных историях, известных вам, на тему покидания места аварии обоими участниками.
Видео-бонус: Автомобили против пеньков, кто победит? Делайте ваши ставки, господа!
На сегодня всё. Если вы ещё не оформили подписку на рассылку новых статей, вы прямо сейчас можете сделать это чуть ниже. А ещё, нажав на соответствующие иконки, можно поделиться с друзьями прочитанным. Удачи!
Оставьте комментарий
Комментариев к статье: 26
Подскажите, является ли по закону РФ местом происшествия, если оба водителя покинули место до вызова полиции?
Это смотря какое именно было происшествие. Например, если в ДТП были пострадавшие третьи лица, травмы которых требуют обращения за медицинской помощью, то оставлять место ДТП нельзя. А если при ДТП причинен ущерб только автомобилям, то оформлять происшествие можно не на месте, а на стационарном посту ДПС или в ГИБДД. А если стороны урегулировали ситуацию в частном порядке или в порядке европротокола, то можно вообще никого не вызывать и разъезжаться, не опасаясь наказания. В ПДД (п. 2.6.1) сказано:
«Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.»
Всего вам доброго, Вера.
Если ущерб только по железу, то участники происшествия могут оставить место ДТП при отсутствии официальных претензий. Покричать на виновника и уехать – официальной претензией не является. Последствий никаких не будет. А если машины просто столкнулись, не получив никаких повреждений, и при этом ПДД не нарушили, то это ДТП не считается. Водители-потерпевшие, при незначительных повреждениях, зачастую не желают инициировать как официальное, так и частное разбирательство. Причины разные – кто-то не хочет портить свое КБМ, кто-то не хочет ввязываться в бумажно-процессуальную канитель, кто-то просто очень спешит и т. п. Но при этом нередко потерпевшие оперативно выражают свое возмущение в виде хоть какой-то эмоциональной компенсации. Если водитель виноват, то лучше извиниться, не вступать с потерпевшим в перепалку, дать ему выпустить пар и уехать.
Всего вам доброго, Акари.
У меня был такой случай. В незнакомом мне городе начал перестраиваться с центральной полосы на правую сторону, по правой стороне просускающая машина подъехала слишком близко и чтоб избежать сталкновение пытался уместиться между машиной стоящей перед до мной и пропускающей с права.
Побоявшись задеть машину с права я прочесал задний край бампера стоявшую перед до мной,ну как почувствовал что то не ладное тут же остановился. Вылез из машины чтоб извиниться.
Пострадавший сфотографировал мою машину и свой повреждённый бампер.
Договорились развести все на месте. Я предложил отъехать в сторонку что бы не сосдовать пробку. Как только я стал отъезжать пострадавший снял это на видео (это я уже потом узнал) и скрылся с места дтп. А я убрав машину заехав во двор этажек, поскольку в доль дороги стоянка запрещена.
Даже по устному уведомлению о том, что вас ждут в группе разбора, нужно обязательно туда явиться, чтобы выяснить что к чему – иногда водители-мошенники, ради получения документов для страхового возмещения, указывают ДПС и/или в ГИБДД совершенно непричастную к ДТП машину, надеясь, что водитель не явится в группу разбора и его автоматически признают виновным. Так немало невиновных водителей лишились прав. Но даже если ваша вина в ДТП имеется, то на группе разбора нужно быть обязательно т. к. без вас дело там повернут не в вашу пользу и риск лишиться прав возрастет многократно. Если вы виновны, но не хотите лишиться прав, то можно применить такую стратегию: договориться с потерпевшим в частном порядке о возмещении ему ущерба в полном объеме, если вас не лишат прав; отстаивать свою невиновность – требовать доказательств вины. С доказательствами у группы разбора зачастую проблемы и из-за этого дело нередко в суд не передается закрывается по истечению месяца.
Всего вам доброго, Адель.
Если все происходило именно так, как вы описали, то ваш случай можно охарактеризовать тремя словами: пострадавший редкий подлец. Он прекрасно знал законодательство и намеренно подставил вас под лишение прав – вот для чего он делал снимки. Вероятно, этот гражданин попадал на лишение в похожей ситуации и решил выместить свою обиду на постороннем. Но бывают и более подлые люди – они из пакости пишут заявления на совершенно непричастных водителей, будто у них с ними имело место ДТП, а виновник скрылся. В результате люди теряют массу времени и нервов. Пресечь описанную подлость вам можно было в самом начале – пока пострадавший вас снимал, а потом неадеватно уехал. Это должно было вызвать подозрения. Ведь раз снимал, значит не зря, а раз внезапно уехал то явно что-то задумал. Если бы вы вызвали на место ДТП ДПС сами, то прав лишился бы пострадавший.
Что делать: в группу разбора нужно явиться обязательно, иначе без вас там все решат в пользу нехорошего гражданина. До этого желательно собрать возможные доказательства: свидетельские показания, записи с камер, регистратора. Если есть запись о том, как вас снимал пострадавший, а потом сам уехал, то накажут его, а не вас. Этот нехороший гражданин хоть и знает правила, но поверхностно. Судебная практика определила, что при незначительных повреждениях перемещение авто с места ДТП в близлежащее место стоянки для ожидания ДПС (особенно при наличии знаков) правомерно даже без фотофиксации ситуации (если виновник согласен, что вина в столкновении за ним) – это оставлением места ДТП не считается. Если вы это сможете доказать (а шанс на это есть), то дело повернется против пострадавшего. Если не сможете доказать то, вам может грозить лишение прав.
Всего вам доброго, Николай.
Всего вам доброго, Лейсан.
Если при подобном контакте ТС не было повреждений, то это не ДТП. А если были, то ДТП и его можно оформить. Но наказание за оставление места ДТП грозит обоим. Поэтому вы правильно поступили, вернувшись на место ДТП для проверки. Хотя, если тот студент таки оформит ДТП, то дело закончится все тем же лишением, но не только вас, а его тоже. Но, скорее всего, второй участник не станет совершать глупость.
Всего вам доброго, Игорь.
Вы вправе оформить ДТП и позже, если это требуется. Но тогда вас и другого участника могут привлечь за оставление места происшествия. Также и инспектор тот получит нагоняй. Но так поступать не в ваших интересах т. к. вашего мужа могут лишить прав.
Всего вам доброго, Светлана.
Здравствуйте. Попала в незначительное ДТП, я виновник, обошлось несколькими царапинами, договорились обоюдно,но не взяла расписку. Через неделю звонит и требует еще денег. Как быть?
На будущее – в подобных ситуациях или оформляйте европротокол, или оформляйте ДТП с ДПС или через ГИБДД. Ваши финансовые споры с потерпевшим здесь вторичны, а первичен факт правонарушения в виде оставления места ДТП, за что и вы и второй участник могут быть лишены прав. Что делать: нужно постараться обзавестись доказательствами того, что потерпевший также, как и вы покинул место ДТП. Это нужно потому, что потерпевший имеет право оформить ДТП спустя значительное время после происшествия, наврав в ГИБДД о том, что он только недавно заметил повреждение, но точно знает кто виновник. Если такие доказательства будут у вас в наличии, вы можете рассказать потерпевшему о том, что его ждет неминуемое лишение прав, в случае оформления ДТП в ГИБДД.
Всего вам доброго, Любовь.
Если ваша машина остается на месте ДТП, а вы обращались в ГИБДД по поводу оформления, то закон на вашей стороне. Правда, в ГИБДД вам слукавили, сказав, что такие ДТП оформляются в день происшествия – это неверно; строгих временных рамок для этого не установлено, просто в ГИБДД не любят оформлять ДТП позже дня происшествия, только и всего – если настоять, то оформят.
Советую настоять на оформлении ДТП – этим вы обезопасите себя и закроете вопрос. Ущерб потерпевшей покроет ОСАГО, а жадную девушку ждет лишение прав за оставление места ДТП (если она была за рулем). Угрозы с ее стороны не имеют никаких оснований. А вот вы ей можете диктовать условия.
Всего вам доброго, Мила.
Добрый день. Столкнулась на светофоре с газелью, вина моя, повреждения у газели незначительные. Я хотела все оформить по европротоколу, но потерпевший водитель сказал что у него нет страховки и предложил подьехать в гаи оформить Дтп, я согласилась и через 1,5 часа мы там встретились, но потерпевший сказал что оформил извещение о дтп и он обратиться в мою страховую, сказал что узнавал у аварийных коммисаров. Мы оформили извещение о ДТП, но в них не указаны данные его страховой. Уже потом я узнала, что данное извещение не действительно, так как нет всех данных его страховки. Такой вопрос. Могу ли я самостоятельно подьехать и оформить ДТП без потерпевшего или нужно с ним приезжать? Могу ли я не оформлять ничего? Нужно ли предоставлять свой автомобиль для оформления или достаточно фото?
Вы писали: «…потерпевший водитель сказал что у него нет страховки и предложил подъехать в ГАИ оформить ДТП». Тут не совсем понятно как именно вы попали в ГИБДД. Сразу нужно позвонить и взять инструкции что делать: ждать ДПС, подъехать на пост или в подразделение ГИБДД. Если просто так обратиться за оформлением ДТП, то это может закончиться лишением прав за оставление места ДТП.
Вы писали: «Мы оформили извещение о ДТП, но в них не указаны данные его страховой.». Он потерпевший и данные его страховки не обязательны, если ДТП оформляется вне европротокола.
Вы писали: «Уже потом я узнала, что данное извещение не действительно, так как нет всех данных его страховки». Потерпевшему, особенно если у него нет полиса, не требуется извещать вашу СК о ДТП. Это обязанность виновника. А потерпевший, когда вина виновника будет должным образом оформлена (с судом или без), просто обращается в СК с заявлением о возмещении, прилагая процессуальную документацию по ДТП.
Вы писали: «Могу ли я самостоятельно подъехать и оформить ДТП без потерпевшего или нужно с ним приезжать?». Можете, но это чревато лишением прав за оставление места ДТП (обоих участников).
Вы писали: «Могу ли я не оформлять ничего?». Можете, но в этом случае потерпевший не сможет получить возмещение по ОСАГО от вашей СК т. к. официально нет виновного в происшествии лица (для этого и оформляется ДТП).
В вашем случае лучше попробовать договориться о возмещении ущерба в частном порядке. Ущерб лучше пусть определит независимый специалист, чтобы не спорить. И не забудьте взять расписку об отсутствии претензий.
Всего вам доброго, Татьяна.
Спасибо большое за ответ. Мы решили с потерпевшим не оформлять ДТП и разойтись миром, я выплатила ему компенсацию за повреждения
Отлично, Татьяна. Обращайтесь, если возникнут вопросы.
На перекрестке перестраивался для продолжения движения на правую полосу. На зеленый сигнал светофора продолжил движения. На следующем перекрестке меня догонаяет авто, водитель знаками предлагает остановиться. Останавливаемся в разрешенном месте, водитель мне говорит, что я его поцарапал, было столкновение. Я касания не слышал, на переднем левом крыле царапка, которую после того как протер тряпкой, практически не видно. У него — потертость краски на заднем бампере справа размером около 10 см без вмятин. Пострадавших нет. Ущерб и виновность разногласий не вызвали, устно договорились о возмещении ущерба. Потерпевший сфотографировал свою машину уже на обочине, отправил фото какому-то знакомому. тот назвал стоимость покраски бампера
10 тыс. руб. К сожалению, у меня не было с собой телефона. Предложил ему оплатить счет и жду фото его повреждения. По моему, она завышена. В машине у меня были пассажиры, которые подтвердят факт отсутствия удара. Водитель позвонил мне вечером, скинул данные для перевода средств и пригрозил, что если не переведу, он на следующий день поедет на это место и сделает реконструкцию события, якобы я смылся с места дтп. Что мне делать?
Вам нужно приехать на место ДТП и «сделать реконструкцию событий» — оставить ваше ТС рядом с местом ДТП (в разрешенном месте) и вызвать ДПС для оформления ДТП. В этом случае вы не лишитесь прав и не заплатите денег, потерпевший получит возмещение по ОСАГО и его могут лишить прав. На будущее: составляйте европротокол или вызывайте ДПС т. к. всякие частные договоренности очень часто заканчиваются проблемами (нередко для обеих сторон).
Всего вам доброго, Евгений.
Если в ДТП не было пострадавших и у всех участников ДТП нет необходимости в оформлении документов, то оформлять его необязательно и Вы вправе были разъехаться. Что Вы и сделали, как я понимаю. Но Вы написали «ему насчитали достаточно адекватную сумму в 15000 за все повреждения». Кто насчитал, когда и как?
К тому же в ПДД прописано «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции».
Заполнять протокол и зарисовывать схему ДТП, подписывать документы и справки следовало в день происшествия. Если в день аварии Вы зафиксировали любыми возможными способами (средствами фотосъемки или видеозаписи) положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств — «реконструкция ситуации» не нужна, она уже зафиксирована. Если нет доказательств аварии или же она произошла в другой день, то инспекторы ГИБДД откажут в оформлении ДТП.
Так что ответ на Ваш вопрос зависит от того, какие действия были Вами предприняты в день аварии и для чего Вам нужна «реконструкция ситуации».