европарламент это что такое
ЕВРОПЕ́ЙСКИЙ ПАРЛА́МЕНТ
Том 9. Москва, 2007, стр. 560-561
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВРОПЕ́ЙСКИЙ ПАРЛА́МЕНТ (Европарламент), один из наднациональных политич. институтов Европейского союза (ЕС). Создан в 1957 в рамках европ. экономич. интеграционных организаций (с 1967 Европейские сообщества ). Порядок формирования и полномочия Европарламента, его структура и функционирование регулируются учредит. актами, внутр. регламентом, решениями, относящимися к организации и проведению выборов, а равно межинституциональными соглашениями, регулирующими сотрудничество Европарламента с др. институтами ЕС. Европарламент формируется путём всеобщих прямых выборов (на основе Акта о выборах 1976). Правом избирать и быть избранными пользуются граждане ЕС. Общие принципы применяемой избират. системы определяются на уровне ЕС. Организация и проведение выборов регулируются на нац. уровне. Используется пропорциональная система представительства. Количество мест в Е. п., принадлежащих каждому государству-члену, определяется непосредственно учредительными актами и прилагаемыми к ним документами. Общее количество депутатских мандатов неоднократно пересматривалось в связи с расширением ЕС. Общее число (2007) депутатских мандатов 785 (максимально высоким числом мандатов обладают Германия, Франция, Италия и Великобритания; наименьшим числом – Люксембург, Кипр, Эстония, Мальта).
Европа выбирает общий парламент. Зачем он нужен и кто в него попадает
Автор фото, Getty Images
Их разношерстная компания серьезно обновится в ближайшие дни. Избиратели из 28 стран отправят своих депутатов в Европарламент, где 750 человек следующие пять лет будут представлять полмиллиарда жителей ЕС в крупнейшей палате народных избранников в демократическом мире.
Им предстоит доделать то, что не успел сделать предыдущий созыв, а список дел внушительный.
В последние десятилетия в Европарламенте доминировали центристы, причем консерваторы (те, кто чуть правее от центра) играли первую скрипку. А социал-демократы на левом фланге прогрессивного большинства немного уступали числом.
Однако по Европе бродит призрак популизма. Людей расстраивают растущее неравенство и стагнация доходов из-за финансового кризиса и наступления новой интернет-экономики. И популисты могут этим воспользоваться.
Автор фото, Getty Images
Новая экономика оставила за бортом многих европейцев. Теперь они хотят перемен
Брожение в умах вносит разнообразие в европейскую политику. Партии на двух полюсах политического спектра отнимают все больше голосов у центристов. В новом парламенте наверняка укрепят позиции евроскептики, националисты и зеленые.
Если проевропейские центристы упустят хрупкое большинство, Европарламент рискует превратиться из тихой заводи в омут европейского проекта.
Кто в Европе главный
В тройке лидеров ЕС глава Европарламента Антонио Таяни (в центре) серьезно уступает в политическом весе главе Европейского совета Дональду Туску (слева) и председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Причем главу Еврокомиссии парламент не только утверждает, но и выдвигает, поскольку с недавних пор этим правом наделена крупнейшая политическая сила. Выборы проходят по партийным спискам, однако в парламенте заседают не партии, а фракции-союзы, в которые они сбиваются не по национальному, а по идеологическому признаку.
Пока же на смену люксембуржцу Жан-Клоду Юнкеру Европейская народная партия присмотрела немца Манфреда Вебера.
Европарламент
Европейский парламент был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. Председатель — Ханс Герт Пёттеринг
Европейский парламент является одним из пяти руководящих органов Евросоюза. В нем непосредственно представлено население Европейского Союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента все еще уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.
Европейский парламент заседает в Страсбурге, другие места — Брюссель и Люксембург. 20 июля 2004 года Европейский парламент был избран на шестой период. Сначала в нем заседали 732 парламентария, а после вступления в Евросоюз Румынии и Болгарии 15 января 2007 года их стало 785. Председатель второго полупериода — Ганс Герт Поттеринг. В настоящее в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене. Начиная с седьмого избирательного периода 2009—2014 гг. Европейский парламент должен снова состоять из 736 делегатов (согласно ст. 190 EG-Договора); Лиссабонский договор устанавливает количество парламентариев на уровне 750 человек, включая председателя.
Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.
Содержание
История
C 10 по 13 Сентября 1952 года проходило первое заседание в рамках ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) в составе 78 представителей, которые были выбраны из числа национальных парламентов. Это собрание обладало только рекомендательными полномочиями, но также обладал правом отправлять в отставку высшие исполнительные органы ЕОУС. В 1957 году в результате подписания Римского договора были основаны Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Парламентарное собрание, которое на тот момент состояло из 142 представителей, относилось ко всем этим трем сообществам. Несмотря на то, что собрание не получило никаких новых полномочий, тем не менее, оно стало себя называть Европейским парламентом — наименование, которое было признано независимыми государствами. Когда 1971 году Европейский союз обрел свой бюджет, Европарламент начал участвовать в его планировании — во всех его аспектах, кроме планирования расходов на общую сельскохозяйственную политику, которые, на тот момент, составляли около 90 % расходов. Эта явная бессмысленность парламента, привела даже к тому, что в 70-х годах была в ходу шутка: «Пошли своего старого дедушку заседать в европарламент» («Hast du einen Opa, schick ihn nach Europa»).
С 80-х годов ситуация начала постепенно меняться. Первые непосредственные выборы парламент в 1976 году еще не были связаны с расширением его полномочий, но уже в 1986 году после подписания Единого Общеевропейского Акта, парламент стал принимать участие в процессе законодательства и мог теперь официально делать предложения по изменению законопроектов, хотя последнее слово все же оставалось за Европейским советом. Это условие было упразднено в результате следующего шага по расширению компетенций европарламента — Маастрихтского договора 1992 года, который уравнял в правах Европейский парламент и Европейский совет. Хотя парламент все еще не мог выдвигать законопроекты против воли Европейского совета, это стало большим достижением, так как теперь никакое важное решение не могло быть сделано без участия парламента. Кроме того, парламент получил право формировать Следственный комитет, что значительно расширило его контролирующие функции. В результате реформы Амстердам 1997 и Ниццы 2001, парламент стал играть большую роль в политической сферы Европы. В некоторых важных областях, таких как, общеевропейская Сельскохозяйственная политика, или совместная работа полиции и судебных органов, Европарламент все еще не обладает полными полномочиями. Тем не менее, вместе в Европейским советом, он занимает прочную позицию в законодательстве.
Цели и задачи
Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской Комиссии.
Законодательные функции
Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европы обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в 2х чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.
В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от Бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право, на общеевропейской политической арене имеет только Европейская Комиссия. Европейская Конституция, и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.
Кроме системы взаимного законотворчества, существует также еще две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.
Бюджетная политика
Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС (например в 2006 году он составил около € 113 млрд.)
Существенные ограничения на бюджетную политику налагает так называемые «Обязательные расходы» (то есть расходы, связанные с совместной аграрной политикой), которые составляют почти 40 % от совокупного европейского бюджета. Полномочия Парламента в направлении «Обязательных расходов», сильно ограничены. Лиссабонский Договор должен ликвидировать разницу между «Обязательными» и «необязательными» расходами и наделить Европейский парламент теми же правами в области бюджетирования, что и Совет ЕС.
Контролирующие функции
Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской Комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных ее членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европы. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать ее отставку.
Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутиглионе на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить, Комиссию, после чего вместо Бутглионе на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.
Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европы и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три кита Европейского союза)
Европейский парламент: как это устроено
Европейский парламент – это уникальный законодательный орган власти, аналогов которому в мире, пожалуй, больше нет. Необычность его заключается в многонациональности и многоязычии. Депутаты из 28 стран говорят на 24 языках и пытаются найти общий, принимая общие законы.
Предлагаем разобраться, что такое Европейский парламент и как он функционирует.
Что такое Европарламент?
Европейский парламент – это законодательный орган Евросоюза и единственный институт объединенной Европы, который выбирается прямым голосованием граждан.
Какие функции есть у Европарламента?
Основная функция Европарламента — законодательная, и ее он делит с Советом ЕС. Законопроекты не выносятся на рассмотрение самим парламентом, а только рассматриваются и утверждаются им. Инициирует законопроекты всегда Европейская Комиссия. Однако парламент может попросить Комиссию разработать тот или иной законопроект, например, на основании предложений граждан. Кроме того, парламентарии принимают решения относительно подписания Европейским Союзом международных соглашений и принятия в Союз новых членов.
Вторая важная функция парламента — надзорная: он осуществляет демократический контроль над деятельностью всех учреждений ЕС. Так, пленум парламента утверждает или отклоняет коллегию Европейской Комиссии и ее председателя, обсуждает денежную политику с Европейским центральным банком. Кроме того, парламент может выдвинуть вотум недоверия Еврокомиссии и отправить ее в отставку. Европарламентарии также участвуют в миссиях по наблюдению за выборами.
И последняя, но не менее важная, функция Европарламента — бюджетная: депутаты утверждают бюджет Европейского Союза и следят за его исполнением.
Всегда ли Европарламент был таким?
Европарламент не сразу приобрел все эти полномочия. В 1952 году он был создан как консультативный орган и первоначально именовался Общей Ассамблеей, а депутатов в него назначали национальные парламенты. Первые прямые выборы в Европейский парламент прошли в 1979 году.
По мере развития и расширения Европейского Союза непрерывно расширялись и полномочия Парламента. Так, например, сначала в 1970-м, а затем в 1975-м были расширены бюджетные функции парламента. В 1986 году Единый европейский акт расширил роль Европарламент в некоторых законодательных сферах и наделил его полномочиями утверждать договоры о вступлении в Союз или об ассоциации с ЕС.
Лиссабонский договор 2007 года окончательно закрепил все нынешние функции представительного органа объединенной Европы. К моменту выборов в парламент в мае 2014 года стало очевидно, что парламент в полной мере пользуется положениями статьи 14 Договора о Европейском Союзе: «Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами. Он избирает председателя Комиссии».
Как выбирают Европарламент?
Выборы в Европейский парламент проходят раз в пять лет. Дважды за этот срок, но уже без участия граждан, избирается председатель парламента. В 1979 году, после первых прямых выборов в парламент, председателем стала француженка Симона Вейль.
Путем прямого голосования граждане ЕС влияют на состав парламента — а значит, и на весь политический курс Евросоюза.
Голосование на выборах в Европарламент в странах ЕС проходит на одной неделе, но в разные дни — в разных странах ЕС. В некоторых регионах европейские выборы совмещают по дате с выборами в местные органы власти. Подсчетом голосов занимаются страны, а не единый центральный орган. Участие в выборах не является обязательным в большинстве стран ЕС, но в некоторых государствах (Бельгия, Люксембург, Кипр и Греция) граждане обязаны сходить на избирательный участок и проголосовать.
Где находится Европарламент?
Европарламент работает на три города. Во-первых, в Страсбурге – официальном месте заседаний, где проходят 12 пленарных сессий в год. Во-вторых, в Брюсселе, где проходят особые сессии, а также заседания комитетов; и в-третьих — в Люксембурге, где расположены административные структуры парламента.
В 1952 году, когда Европарламент только создавался, важно было примирить две крупнейшие страны – Францию и Германию. Резиденцией Европейского парламента было решено сделать пограничный город Страсбург. Позже, когда роль Европарламента выросла, и парламентарии стали постоянно взаимодействовать с расположенной в Брюсселе Еврокомиссией, в столице Бельгии было построено еще одно здание.
Прозрачность и открытость – это одни из главных принципов работы евроинститутов, поэтому на заседания Европарламента может попасть каждый человек, будь то гражданин ЕС или турист из любой страны.
Побывать можно не только в зале заседаний, но и, например, в парламентском центре Parlamentarium: там в интерактивном мультимедийном пространстве даже детям будет интересно узнать о работе Европарламента и европейской политике.
Это интересно: один из залов пресс-центра Европейского парламента носит имя Анны Политковской, известной российской журналистки и правозащитницы.
Много ли человек в Европарламенте?
705 депутатов Европарламента представляют интересы почти 448 миллионов европейцев (Информация обновлена в 2020 году после выхода Великобритании из ЕС).
Количество мест, которые получает каждая страна в Европарламенте, прямо пропорционально размеру ее населения (при этом мест должно быть не меньше 6 и не больше 96).
На сегодняшний день больше всего депутатов представлено от крупнейшего по численности государства, Германии – 96. Меньше всего мест отведено странам с небольшим населением: Мальте, Кипру, Люксембургу и Эстонии – всего по 6 депутатов от каждого.
При этом чем страна меньше – тем больше мест она получает на душу населения. Так, если один немецкий депутат представляет примерно 800 000 своих граждан, то депутат-мальтиец — 80 000. Такое распределение мандатов происходит по принципу снижающейся пропорциональности и закреплено в фундаментальных документах ЕС. Это сделано для того, чтобы все страны были достаточно представлены в законодательном органе.
Кроме депутатов, в Европарламенте работает около 7 500 человек. Это переводчики, секретари, помощники, стажеры, технический персонал и прочие сотрудники, которые, помимо прочего, обеспечивают прямые трансляции всех пленарных заседаний Европарламента на сайте его Аудиовизуальной службы.
Работа Европейского парламента обходится жителю ЕС в 3,5 евро в год. Для сравнения: «стоимость» годовой работы Бундестага – 9,2 евро на каждого жителя Германии, Палаты общин Великобритании — 8,9 евро на британца, Национального собрания Франции – 8 евро.
Какие политические силы представляют депутаты?
В Европарламенте депутаты объединяются в политические группы (фракции), а не по национальной принадлежности. Всего таких групп на данный момент 8. Так в одной парламентской фракции работают представители разных стран. Главное требование – это чтобы в составе фракции было как минимум 25 депутатов из семи стран Евросоюза.
Старейших политических сил в Европарламенте три. Это группы демократов, либералов и социалистов. Европейские консерваторы и реформисты – еще одна крупная фракция. Оставшиеся места в парламенте поделены между левыми, зелеными, представителями других политических взглядов, а также независимыми депутатами.
К пленарным заседаниям депутаты готовятся, обсуждая все вопросы в комитетах. Всего таких комитетов 20. В зависимости от направления комитеты специализируется на разных вопросах — от внутреннего рынка до внешней политики, от туризма до прав человека.
Кроме комитетов в Европарламенте есть 44 делегации. Они отвечают за развитие международных связей Европейского парламента и продвижение ценностей ЕС в мире.
Что еще делает Европарламент?
В разное время Европейский парламент учредил 4 ежегодные премии. Это премия «За свободу мысли» имени Сахарова, которая вручается тем, кто посвятил свою жизнь защите прав и основных свобод человека. В разные годы этой премией награждались российские правозащитники Сергей Ковалев, Анатолий Марченко и Людмила Алексеева, украинский режиссер и писатель Олег Сенцов, организации «Мемориал» и «Репортеры без границ».
Кинематографической премией LUX награждаются фильмы, ставшие важным высказыванием на тему европейской общности. Премия европейского гражданина отмечает значимые успехи в деле взаимопонимания и добрососедства граждан стран Евросоюза. И, наконец, премия европейской молодежи имени Карла Великого (совместно с фондом международной премии имени Карла Великого) вручается авторам и участникам молодежных проектов в области европейской интеграции.
Европарламент
Полезное
Смотреть что такое «Европарламент» в других словарях:
европарламент — европарламент … Орфографический словарь-справочник
ЕВРОПАРЛАМЕНТ — [ Словарь иностранных слов русского языка
европарламент — сущ., кол во синонимов: 1 • парламент (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Европарламент — ЕП Европейский парламент … Словарь сокращений и аббревиатур
Европарламент — см. Европейский парламент … Энциклопедия права
Европарламент — Состав. Это единственный выборный орган ЕС. Он состоит из 785 депутатов, которые избираются гражданами в своих странах на пятилетний срок. Количество мест для каждого государства выделяется в соответствии с численностью населения. Однако эта… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Европарламент — Европейский парламент был создан в 1957. Первоначально члены назначались парламентами государств членов Евросоюза. C 1979 избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции,… … Википедия
ЕВРОПАРЛАМЕНТ — консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза (решает все вопросы за исключением формирования бюджета, утверждаемого Европарламентом). 626 депутатов Европарламента избираются, как правило, в ходе прямых выборов на пятилетний срок. В … Энциклопедический словарь экономики и права
Европарламент — м. Выборный орган стран Европейского Союза как политического и экономического интеграционного объединения; Европейский парламент. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Европарламент — (Европейский Парламент) консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. 626 депутатов Европарламента избираются путем прямых выборов на пятилетний срок. В рамках полномочий, предоставленных парламенту договорами, в т.ч. Договором о… … Большой юридический словарь