кабардинцы и балкарцы в чем разница внешность
кабардинцы и балкарцы
Смотреть что такое «кабардинцы и балкарцы» в других словарях:
КАБАРДИНЦЫ И БАЛКАРЦЫ — представители двух коренных народов, населяющих Кабардино Балкарию и имеющие в своей психологии и культуре много общего и много особенного. Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Балкарцы — Балкарцы … Википедия
кабардинцы — КАБАРДИНЦЫ, ев, мн (ед кабардинец, нца, м). Народ, составляющий основное коренное население Кабарды, Кабардино Балкарской Республики в составе России, расположенной на северном склоне Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз.… … Толковый словарь русских существительных
Кабардино-Балкарская Автономная Советская Социалистическая Республика — Кабардино Балкария. В составе РСФСР. 16 января 1922 образована Кабардино Балкарская АО; преобразована в АССР 5 декабря 1936. Площадь 12,5 тыс. км2. Население 614 тыс. человек (1972, оценка). В К. Б. 8 районов, 7 городов, 7 посёлков… … Большая советская энциклопедия
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Кабардино Балкария, в составе РСФСР. Расположена в центр. части Большого Кавказа, занимает его сев. склоны и прилегающие степные равнины. Созданная 1 сент. 1921 Кабардинская АО, 16 янв. 1922 преобразована в Кабардино Балкарскую АО. 5 дек. 1936… … Советская историческая энциклопедия
Баксан (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Баксан. Город Баксан кабард. черк. Бэхъсэн Герб … Википедия
Лескенский район — кабард. черк. ЛэскIэн къедзыгъуэ карач. балк. Лескен район Страна … Википедия
Баксанский район — кабард. черк. Бэхъсэн къедзыгъуэ карач. балк. Басхан район Страна … Википедия
Народов Северного Кавказа верования — Сев. Кавказ регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены мусульманесунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы… … Религии народов современной России
СССР. РСФСР, автономные республики — Автономные республики Башкирская АССР Башкирская АССР (Башкирия) образована 23 марта 1919. Расположена в Предуралье. Площадь 143,6 тыс. км2. Население 3833 тыс. чел. (на 1 января 1976). Национальный состав (по переписи 1970, тыс. чел.): башкиры… … Большая советская энциклопедия
Почему балкарцы считают себя самыми честными на Кавказе
«У балкарцев почти все родственники – через несколько колен», – рассказывает местный житель Марат Мушкаев.
Сегодня в Кабардино-Балкарии около сотни маленьких сел, которые населяют только балкарцы. Больше всего их в Чегемском, Черекском, Эльбрусском районах и в Верхней Балкарии. В других районах, ближе к равнине, села часто смешанные – там живут и балкарцы, и кабардинцы. В каждом балкарском селении простые жилища соседствуют с древними постройками, а поблизости людные туристические места.
Балкарцы чаще всего живут традиционным скотоводством и торговлей на бойких туристических базарах: там продают шерстяные изделия и сувениры и держат кафе с национальной кухней.
Родственные связи и смешанные села
«У балкарцев почти все родственники – через несколько колен. В селе Эльтюбю, наверное, нет человека, который мне не родственник», – рассказывает Марат Мушкаев, местный житель, предприниматель. «Бывает, что в маленьких селах женятся дальние родственники. Но сейчас молодежь чаще уезжает в города – Нальчик или Чегем. И там уже часто женятся на кабардинцах».
Большие города и села – смешанные по национальностям. Например, в столице КБР – Нальчике – кабардинцев больше по численности. И если балкарцы занимаются ремеслом и сельским хозяйством, то среди кабардинцев больше предпринимателей, офисных работников и госслужащих.
«Депортация сильно повлияла на развитие балкарского народа. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по ложному обвинению в пособничестве немецким фашистам, наш народ выселили в Казахстан и Киргизию. Там нам были не рады – считали убийцами и предателями. Люди на чужой земле тяжело работали, дети не учились», – рассказывает Индира Гузеева, городская балкарка, родившаяся в Нальчике и работающая в сфере PR и маркетинга. «В целом, депортация отбросила наш народ в социально-экономическом развитии на пару десятков лет назад».
Ссылка балкарцев продолжалась 13 лет: в 1957 году репрессия признана ошибочной и противозаконной и людям разрешили вернуться на малую родину.
Оседлость и семейные ценности
«Чем балкарцы отличаются от соседних кавказских народов? Они самые оседлые», – перечисляет Индира Гузеева. «Не любят уезжать из республики, привыкли держатся ближе к горам. Когда у моего отца появились деньги, он купил дом на горе в Нальчике – столице республики. Хотя, финансово, он мог позволить себе квартиру в центре или дом в новом районе. Мы очень трудолюбивые и упрямые, привыкли к тяжелому физическому труду – иначе бы просто не выжили».
По словам Гузеевой, считается, что у балкарцев нет коммерческой жилки, которой могут похвастаться их предприимчивые соседи – кабардинцы.
Балкарцы хотят учиться
«Наши деды не могли учиться из-за репрессии, родители – из-за необходимости восстанавливать хозяйство после возвращения, а для нового поколения – высшее образование – это престижно», – продолжает Индира.
Часто за дипломами в городские институты едут даже те сельские балкарцы, которые понимают, что им не понадобятся знания. Выбирают популярные специальности – экономика и юриспруденция, хотя бешеные конкурсы во многих российских вузах на эти специальности уже остались в прошлом.
И все равно традиционный уклад жизни сохраняется: каждый балкарец умеет варить сыр, пасти баранов, работать на сенокосе, вязать шерстяные платки и носки – независимо от пола и социального статуса. Детей воспитывают строго – отцы могут водить дочерей в школу до старших классов. Городские девушки, конечно, могут носить современную одежду, но сельские – чаще всего носят платки. Еще дети в семьях рано приучаются к труду.
«Меня научили вязать в 6 лет и до окончания школы я каждый день вязала шерстяные платки, свитера и носки на продажу. Норматив в день – 9 изделий. И это не только женское занятие – мой брат тоже вязал! В 80-е годы мои родители, как и многие другие балкарцы, возили шерстяные изделия на продажу в другие регионы и на Украину. В 90-е, правда, это уже не приносило таких заработков и мы перестали этим заниматься», – приводит пример Индира Гузеева.
Простые люди в селах, князья – в столицах
В России проживает 112,9 тысяч балкарцев, подавляющее большинство – на исторической родине – в Кабардино-Балкарии, здесь их 108,5 тысяч человек. Остальные пустили корни в Казахстане во время репрессий.
В Турции тоже существует небольшая диаспора балкарцев – по разным оценкам около тысячи человек. Примерно столько же – в европейских столицах. Интересно что балкарцы, уехавшие далеко от гор – это всегда представители высших сословий. Их называют горские князья – таубии. Они представители древних родов – смешанных с кабардинцами. Чаще всего они носят фамилии – Мисаковы, Шархановы, Айдабуловы, в республике их почти не осталось.
От редакции: текст был обновлен 13.05.2020, чтобы отредактировать комментарий, который некоторые читатели сочли оскорбительным. Редакция Russia Beyond приносит свои извинения читателям.
Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории
Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.
Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.
Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.
Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.
В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.
Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).
Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.
Читайте также:
В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.
В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.
Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:
— восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;
— западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.
А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.
Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.
Кабардинцы не любят балкарцев? Звоночек из проблемного региона
Кабардино-Балкарскую республику на минувшей неделе захлестнул острый межнациональный конфликт, о котором традиционно умолчали наши центральные СМИ. Всё началось с, казалось бы, простого и хорошего начинания: вспомнить годовщину Канжальской битвы 1708 года, чьё 310-летие отмечается в этом году.
Из того, что предварительно известно, следует, что кабардинская общественная организация «Шууей Хасэ» запланировала провести 17 сентября 2018 г. поход с участием 200 всадников на конях специальной кабардинской породы. Заключительной целью маршрута была заявлена гора Канжаль (Конжол), на которой и произошла вышепоименованная битва.
Местная полиция, как сообщает «Русское Агентство Новостей», узнав о готовящемся походе, не согласовала данное мероприятие и попыталась убедить его инициаторов отказаться от его проведения. Несмотря на то, что полностью дезавуировать данный поход местным правоохранительным органам и органам власти не удалось, число его участников сократилось до 30 человек (полностью это мероприятие запрещено не было ввиду отсутствия юридических оснований). Возглавил это действо Ибрагим Яганов – уважаемая в кабардинском сообществе личность, участник Грузино-абхазской войны и известный коннозаводчик.
Теперь немного скажем о самой Канжальской битве и о том, почему это сражение является проблемной темой в Кабардино-Балкарии.
В начале XVIII столетия, впрочем, как и всегда, на Северном Кавказе было неспокойно: часть черкесских племенных объединений отказалась платить «начисленную по-новому» дань турецкому султану и его доверенному лицу – крымскому хану (напомним, что почти вся территория Кавказа в то время находилась под турецким протекторатом). Султан приказал своему вассалу, хану Крымской орды, решить вопрос с непокорными, и большая армия, состоявшая из крымских татар и иных тюркских народностей, двинулась на территории, населённые непокорными черкесами и их соседями.
Решающее сражение произошло у подножия г. Канжаль (Конжол), в котором армия завоевателей была неожиданно разгромлена численно меньшим войском местных народов, преимущественно черкесского происхождения.
Разгром крымских татар и их союзников в Кабарде получил большой международный резонанс. Так, молдавский правитель Михаил Роговица сообщил в письме российскому канцлеру: «Хан крымский какой срам, урон и напасть воспринял от черкесов… что уж, пострадала его рать так, чего никогда не видел Крым…» Османский историк Фындыклы Халифе отметил, что «никогда не слыхано было такого их (крымцев) избиения».
Соответственно, эта победа стала символом национального триумфа для черкесов и иных адыгоязычных народов. Тюркские же народности Кавказа, в том числе балкарцы, крайне отрицательно относятся к этой теме и вообще предпочитают настаивать на исторической недостоверности известий об этом сражении.
Межнациональное противостояние началось в республике утром 18 сентября 2018 года, когда небольшая группа черкесской молодёжи с флагами, выкрикивая лозунги, решила пройти через вышеуказанное поселение. Местные жители из числа балкарцев преградили им путь. Завязалась массовая драка, в которой несколько человек с каждой стороны получили травмы. В итоге уже балкарцы стали «объявлять мобилизацию» и заявлять о жестокости черкесов.
Кабардинцы против балкарцев
Местной полиции оперативно погасить конфликт не удалось, и в аул Кенделен была введена Росгвардия, которая силой, щитами и дубинками, а также (вероятно) выстрелами в воздух, разделила обе стороны (правда, стороны конфликта в ответ на это стали применять камни и палки уже против правоохранителей).
Как кабардинцы, так и балкарцы объявили «сбор актива», и к селу стали стягиваться десятки, если не сотни машин. По утверждениям свидетелей, народу собралось больше, чем даже на недавний митинг против пенсионной реформы в Нальчике.
Наступившая ночь не погасила страсти. Аул словно вернулся на 300 лет назад – на въездах в селение стояли военные караулы, местные жители вокруг него жгли костры, а прибывшие представители обоих этнических сообществ, словно две армии, разбили друг напротив друга два лагеря.
В аул Кенделен были введены дополнительные силовые подразделения, посетить его смогли только постоянно проживающие в нём лица с местной пропиской, а на близлежащий всесезонный курорт Приэльбрусье пропускают только автобусы с туристами из других регионов.
В итоге в село прибыли представителе властей Кабардино-Балкарии. Начались переговоры всех сторон. Однако параллельно пришло известие о попытке прорыва групп балкарской молодёжи уже в кабардинское село Заюково, предотвращённой силами ОМОНа.
Очень многие граждане, проживающие в республике, считают, что именно из-за волнений в ауле Кенделен начались беспорядки в ряде соседних поселений и даже в Нальчике. Так, 19 сентября на главной городской площади столицы республики собрались на несанкционированную манифестацию (которую, в отличие от областей Центральной России, почему-то никто не разгонял, хотя сил полиции на месте было предостаточно) десятки людей с флагами и транспарантами. Однако собравшиеся вели себя не столь агрессивно, как те, кто сошёлся в противостоянии в Кенделене (возможно из-за большого числа полицейских), хотя и выкрикивали лозунги.
Митинг в Нальчике
Вообще, вышеописанные события свидетельствуют о достаточно серьёзной недоработке как правоохранительных органов, так и органов государственной власти, как минимум даже на самом первом, базовом уровне, т.к. вместо действительно качественной работы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия «наверх» направлялись показушные отчёты, якобы свидетельствовавшие об отсутствии проблем.
И до сих пор местные чиновники, видимо, от особо выдающейся силы духа, никак не комментируют ситуацию, видимо, ожидая решения Москвы; больше того, на официальных сайтах республики нет никакой информации о межнациональном конфликте и его соответствующей оценке.
Конечно, заявлять о начале распада России, как иногда кричат некоторые особо ретивые деятели, мягко говоря, совсем не стоит. Но этот очередной «звоночек» из одного из самых проблемных регионов РФ крайне нехороший, и как бы так не получилось, что, направив все силы и всё внимание на Дагестан с его 32 народностями, руководство нашей страны просмотрело Кабардино-Балкарию с её всего лишь тремя титульными народностями. А как мы помним, любой внутренний межконфессиональный и межнациональный конфликт в нашей стране будет с высокой степенью вероятности использован её внешними врагами (от вашингтонских «ястребов» до лидеров мирового джихадизма).
По имеющейся информации, особый доступ сохранялся ещё в конце недели в сёлах Кенделен и Заюковор, а подразделения Росгвардии и иных силовых ведомств продолжают нести службу в усиленном режиме в населённых пунктах Кабардино-Балкарии. По некоторым, пока не подтверждённым официально данным, силами охраны общественного порядка было задержано от 30 до 70 человек, и на данной стадии можно говорить об угасании конфронтации.
Таким образом, благодаря всё же пусть не сразу, но вскоре последовавшим и вполне правильным действиям силовых ведомств в Кабардино-Балкарии перерастания локального межнационального конфликта в кровавое межэтническое противостояние удалось избежать.
Кабардинцы и балкарцы: вопросы происхождения
ПРАГА, 3 октября, радио «Свобода». Отставка главы Кабардино-Балкарии была ожидаемой: ей предшествовали события, не оставившие руководителю республики Юрию Кокову шансов на сохранение под собой кресла начальника одного из ключевых регионов Северного Кавказа. Последним событием, разрешившим многолетнею борьбу кабардинских кланов в пользу сына первого президента КБР Казбека Кокова, стал межэтнический конфликт в селении Кендален в конце сентября 2018 года. И хотя новый назначенец не имеет к этому конфликту прямого отношения, вполне возможно, что силы, стоящие за его спиной, разыграли национальную карту для политической ликвидации своего конкурента.
В результате Кавказской войны XIX века, а затем в результате событий 1917 года в Кабарде произошли заметные изменения: на традиционных территориях проживания кабардинцев в предгорьях Кавказа появились балкарские поселения. Селение Кендален, согласно российским архивам, основано в 1868 году на землях кабардинских князей Атажукиных. Первыми жителями стали балкарские семьи из верховьев Чегемского ущелья, вслед за ними в Кендален переселились и балкарские семьи из верховьев Баксанского ущелья. Советская власть довершила процесс соединения и смешивания Балкарии и Кабарды, заложив механизм конфликта между двумя народами, вынужденными проживать в рамках общих административных единиц.
По мнению многих экспертов, непосредственная причина сентябрьских беспорядков — в отсутствии диалога власти с национальными активистами. К конфликту сразу же подключились провокаторы, которые через социальные сети спровоцировали первые столкновения между балкарской и кабардинской молодежью. Потом в дело вступили присланные из Ингушетии и Северной Осетии омоновцы и бойцы Национальной гвардии, которые действовали по принципу «окружить и уничтожить», как это делается в ходе спецопераций против исламских радикалов. Сработали как умели. Я был в эти дни в Кабардино-Балкарии: местные жители говорят о том, что силовикам нужно было отделить друг от друга стороны конфликта и позволить кабардинским юношам выйти из села. Однако вместо этого ОМОН блокировал разгоряченную молодежь и столкнул балкарцев и кабардинцев лбами. Вместе с тем, многие в республике уверены, что, если бы полиция не применила силу, то кабардинцы сожгли бы балкарский поселок.
В результате столкновений пострадали 5 сотрудников силовых структур, задержаны 120 человек, которых считают участниками конфликта, при этом 115 из них кабардинцы и всего трое балкарцы. Почти всех арестовали на двое или на пять суток, многим влепили административные штрафы. Информацию о пострадавших (а их было немало) власти скрывают.
Двое суток, пока развивались тревожные события, руководитель республики Юрий Коков хранил молчание. В Кремле, очевидно, это восприняли как проявление не просто некомпетентности, но непростительной слабости. Решение об отставке главы Кабардино-Балкарии было принято быстро, несмотря на очевидные заслуги Кокова в деле подавления вооруженного подполья. Однако неожиданное назначение на освободившуюся должность сына первого президента республики Казбека Кокова (они однофамильцы, не родственники) местные наблюдатели не склонны считать случайностью. Прямых доказательств того, что беспорядки были спровоцированы для дискредитации Юрия Кокова, нет, однако эта версия имеет полное право на существование: провокаторы словно по заказу действовали с обеих сторон, конфликт быстро вспыхнул и был быстро погашен — уже 20 сентября Кабардино-Балкария успокоилась.
С чем и с кем вернется в республику Казбек Коков, вот уже более 15 лет живущий в Москве и никак пока не проявлявший себя в местной политике? Новый глава республики почти наверняка столкнется с кадровыми трудностями, поскольку «старая гвардия», связанная с его покойным отцом Валерием Коковым, постарела и поредела. Новая команда нового Кокова немногочисленна. Это Руслан Хасанов, бывший глава Пенсионного фонда России по Кабардино-Балкарии, ныне заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Москвы, местные латифундисты Альберт Каздохов и Анатолий Бифов, а также пара представителей балкарских кланов. Все эти люди, имея значительные финансовые возможности, не один год находились в конфронтации с Юрием Коковым. Возможно, как считают в Нальчике, участие в новом правительстве людей самого богатого уроженца республики, бывшего главы Кабардино-Балкарии миллиардера Арсена Канокова, который сохраняет свое влияние на местные элиты.
По мнению экспертов, с которыми мне удалось поговорить в ходе поездки в КБР, многое зависит от того, как будут распределены сферы влияния между балкарскими и кабардинскими кланами. Не секрет, впрочем, что среди тех, кто ждал смены руководства республики, много дельцов, для которых республика — лишь источник обогащения и приумножения собственных активов.
Ислам Текушев, специально для радио «Свобода»