кабильское происхождение это что
Кабилы
Говорят на кабильском языке северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки. Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг, сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины).
Верующие — мусульмане-сунниты. Значительная часть кабилов проживает в эмиграции, в основном во Франции.
Содержание
Распространение и численность
Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия (историческая область Кабилия) к востоку от г. Алжир. Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.
Традиционная культура
Основное занятие — земледелие, в том числе садоводство (олива, инжир). Сильна миграция в города и за пределы Африки. Среди кабилов есть торговцы, чиновники, представители интеллигенции и футболисты. В Алжире существует движение кабилов за политические и культурные права («кабилизм», «берберское возрождение», Printemps berbère), кабилы составляют большинство членов партий «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.
Традиционные поселения обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами. Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4-5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв.: большой дом).
В мужской одежде сохранились длинные рубахи, в женской — платья с кокеткой на плечах (хубба, тахуббат). Сохраняются пережитки доисламских земледельческих культов, фольклор.
Традиционная культура кабилов исследовалась, в частности, П. Бурдьё.
Кабильский флаг
Кабильский флаг состоит из трёх горизонтальных полос голубого, светло-зелёного и жёлтого цветов и символа, похожего на букву «Ж», это берберский флаг, общий для всех берберских народов, которых в Алжире насчитывается до десятка, в том числе кабилов. Посмотреть флаги можно на французских или алжирских сайтах, задав поиск «Kabylie», «Amazigh».
Известные кабилы
Ссылки
Аздаджа | Ваману | Глауа | Кабилы | Мозабиты | Санхаджи | (Гедала) | Туареги | ( Аллеммеден Кель Ататам | Аллеммеден Кель Деннек | | Кель Аир | Кель Адджер | Кель Ахаггар | Кель Герес | Кель-Рела | Юллемиден) | Шауйя | Шенуйя
Полезное
Смотреть что такое «Кабилы» в других словарях:
КАБИЛЫ — Северо африканское племя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАБИЛЫ Североафриканское племя. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон … Словарь иностранных слов русского языка
кабилы — ов, мн. cabiles pl. 1. Одна из групп берберского населения в Алжире. 2. ед. Шерстяная толстая шаль в роде пледа. 1889. Андреев Сл. тов. Лекс. Толль 1864: кабилы; БАС 1: каби/лы … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАБИЛЫ — народ общей численностью 3000 тыс. чел., проживающая на территории Алжира. Язык кабильский. Религиозная принадлежность верующих: мусуль … Современная энциклопедия
КАБИЛЫ — народ группы берберов в горных районах Сев. Алжира. 3 млн. человек (1992). Язык кабильский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь
кабилы — сущ., кол во синонимов: 1 • народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Кабилы — КАБИЛЫ. См. Алжирскія экспедиции и Алжирія … Военная энциклопедия
Кабилы — народ общей численностью 3000 тыс. чел., проживающая на территории Алжира. Язык кабильский. Религиозная принадлежность верующих: мусуль. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кабилы — (от арабского слова qabîl, множ. qabâil племена, отсюда франц. kabyles) название, придаваемое туземному, коренному населению Алжирии, сохранившемуся в наибольшей чистоте в горах провинций Алжир и Константина. По типу и языку они принадлежат к… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
кабилы — народ группы берберов в горных районах Северного Алжира. Численность 4,5 млн. человек (1995). Язык кабильский. Верующие мусульмане сунниты. * * * КАБИЛЫ КАБИЛЫ, народ группы берберов в горных районах Сев. Алжира. 3 млн. человек (1992). Язык… … Энциклопедический словарь
Алжир и «кабильский вопрос»
Алжир отказался отзывать своего посла из Сирии, несмотря на решение Лиги арабских государств (ЛАГ) о приостановке членства сирийского государства в этой панарабской организации. Об этом сообщил официальный представитель алжирского МИД Аммар Билани.
Кроме того, алжирцы регулярно показывают знаки неприятия новых ливийских властей. Показательный пример показали болельщики товарищеского футбольного матча между сборной Алжира и команды из Туниса на стадионе в городе Блид. По сообщению алжирской ежедневной газеты «Эль-Нахар», зрители пришли с транспарантами, которые прославляли погибшего лидера Ливии Муамара Каддафи. На них были отображены лозунги вроде цитаты из речи знаменитого борца против итальянской колонизации Омара Мухтара (руководитель вооружённой борьбы населения Киренаики против итальянских оккупантов в 1923-1931 годы, национальный герой ливийского народа): «Мы никогда не сдадимся… мы победим или умрем». Кроме того, память погибшего Полковника, который для многих уже стал героем-мучеником в борьбе с западными неоколонизаторами и местными «крысами», почтили минутой молчания.
Особое внимание в связи с негласным противостоянием Запада и Алжира следует обратить на Кабилию (историческая область Алжира). Там с весны 2011 года наблюдается резкий всплеск экстремистской активности. По информации алжирских сил безопасности, именно в Кабилии последние полгода произошло большинство террористических актов в стране.
Справка. Кабилы. Это народ берберской группы (коренного населения Северной Африки). Берберы занимают территорию северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Средиземного моря на севере до Судана на юге. В эту группу, кроме кабилов (Алжир), входят амацирги и шиллу (Марокко), берберы Сахары, включая туарегов (Ливия, Тунис, Мали, Мавритания, Нигер, Судан Египет) и другие народности. Кабилы говорят на кабильском языке, который относится к северной ветви берберо-ливийских языков. Их письменность основана на латинской графике. Среди кабилов также распространены арабский и французский языки. Большинство кабилов – мусульмане-сунниты. В Алжире проживают в области Кабилия (в горах Большая и Малая Кабилия), к востоку от столицы страны. В алжирском государстве проживает примерно 3 млн кабилов (данные 2007 года), во Франции около 700 тыс. человек, всего их численность оценивают в 4-6 млн человек.
Кабильский народ является самым многочисленным представителем алжирских берберов. Также в Алжире проживают туареги и шавийя, всего они составляют от 4,3 млн (по данным официальных источников) до 9 млн человек (информация берберских организаций). Официально берберы (их ещё называют амазиги) составляют самое крупное национальное меньшинство Алжира – 16%. Учитывая тот факт, что официальный курс властей был направлен на постепенную арабизацию населения, число берберов может быть выше официальной цифры.
По мнению берберских организаций (движение кабилов за политические и культурные права, кабилы составляют большинство в таких партиях, как «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.), алжирские власти сознательно занижают их численность. Поэтому в действительности доля берберского населения среди населения Алжира составляет не 16%, а 25-30%. Хотя в любом случае берберы составляют немалую долю в 35-миллионном населении АНДР (данные 2009 года). Ситуация вокруг кабилов (берберов) в некотором отношении напоминает проблему курдов в Ираке, Иране, Сирии и Турции. Большой народ численностью примерно в 23 млн человек в настоящее время не имеет своего государства.
Надо отметить, что во время гражданской войны в Алжире (1991—2002 годы) стремление кабилов к демократическим изменениям и к созданию культурной автономии привело их к конфликту не только с радикально-исламскими силами, но и с официальной властью. Самым известны актом этого противостояния стало убийство выдающегося кабильского певца Луне Матуба в 1998 году. Как и ряд других берберских певцов, поэтов и писателей, он требовал официального признания культуры и языка народа на многочисленных концертах, митингах и в интервью.
Весной 2001 года власти подавили «кабильскую весну», когда тысячи кабилов снова провели масштабную акцию протеста против систематической арабизации и непризнания их народа как коренного этноса и исконной сущности Алжира. Кабилы встретили мощный отпор служб безопасности Алжира, погибли десятки берберов.
10 апреля 2002 года в результате постоянных публичных протестов язык берберов получил статус национального языка АНДР. Но требование берберских организаций ввести его в качестве второго государственного языка Алжира, наряду с арабским языком, было отклонено. Все последние годы алжирские власти неоднократно подчеркивали, что берберский язык «никогда не сможет стать официальным языком» государства. Многие кабилы и берберы, в целом, считают, что они стали жертвами этнического геноцида — намеренного уничтожения их древнего языка и культуры. И действительно, алжирские власти систематически пресекают любую инициативу по сохранению амазигских языков, не контролируемую государством. Так, судебным решением власти запретили собрание 5-го Всемирного конгресса амазигов (Conseil Mondial Amazigh) в июле 2008 года на территории Кабилии. В начале августа 2009 года в административном центре Кабилии Тизи-Узу подверглись аресту президент Всемирного конгресса амазигов и 8 ведущих представителей берберских организаций, которые имеют международную известность.
Акция протеста 3 тыс. студентов в городе Беджайя в январе 2009 года, а также митинги в Тизи-Узу по случаю празднования берберского Нового года в январе 2010 года завершились столкновениями с полицией. Берберы хотели официального признания берберского новогоднего праздника. Организация за автономию Кабилии (Mouvement pour l’Autonomie de la Kabylie, МАК), которая среди прочих своих требований постоянно выдвигает пункт о признании языковых и культурных прав амазигов, регулярно встречалась с препятствиями при организации публичных акций в Кабилии. Движение было объявлено «произраильским». Алжирские власти категорически против предоставления кабилам автономии, считая, что это сепаратизм, который ведёт к развалу страны.
Лозунги кабилов становятся всё более агрессивными, так, когда в городе Азазга в 100 км к востоку от алжирской столицы был убит кабил (согласно позиции властей – это был «исламский боевик»), на улицы вышли тысячи людей, среди призывов были и такие: «Справедливость и правду!», «Власти – это убийцы». Партии, которые поддерживают берберское движение («Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил») сообщили, что больше не намерены вести с властями диалог и «подчиняться произволу и доминированию». Они требуют реальных изменений в судьбе берберов Алжира.
Ещё 1 июня в столице Франции активисты Движения за Кабилию создали Временное правительство Кабилии (ВПК), во главе его стал лидер Движения Ферхат Мхенни. Движение было создано десять лет назад и постоянно подчёркивало мирный характер своей деятельности, требуя только культурной автономии. Но в настоящее время ситуация изменилась – власти за это время не продвинулись по пути решения проблемы. Игнорирование кабильского вопроса алжирскими властями, как это было в последние десятилетия, может привести к самым негативным последствиям вплоть до развала единого государства и выделения Кабилии.
Немного из истории берберов
Берберы – это коренное население Северной Африки, которое населяло эти огромные просторы до нашествия арабов. Причём часть берберского населения была арабизирована до такой степени, что считает себя арабами.
В ходе Рифской войны 1921-1926 годов берберская армия противостояла испано-французской армии, потерпела поражение. Племена региона Риф с древности славились своим воинским мастерством, сочетавшимся с меткой стрельбой, отличной организацией маскировки на местности и засад, высоким моральным духом и храбростью. Поэтому под командованием Абд аль-Керима (он проявил военный талант как вождь восстания и политический талант организатора племён) они смогли так долго воевать с достигшей 300 тыс. армией колонизаторов. Войско Рифской республики первоначально составляло всего 3 тыс.бойцов, затем возросло за счёт племенных ополчений – максимальная численность до 80 тыс. Элитой были 6-7 тыс. воинов, подчиненных лично аль-Кериму.
Франция, которая в 1830 году начала завоевание Алжира (он был официально объявлен французским в 1848 году), а в 1881 году был подчинён Тунис, проводила политику культурной интеграции берберского населения. Берберам предоставлялась возможность учиться на своем языке в специальных французских школах для амазигов. Через эти учебные заведения внедрялась идея евро-берберской идентичности (до принятия ислама многие амазиги были христианами, и в расовом отношении они были европеоидами), внедрялась французская культура. Таким образом, Париж противопоставлял берберов и арабов, чтобы иметь в лице берберов надёжных союзников на случай арабских восстаний.
После «освобождения» от колонизаторов, то есть с переходом власти от французов к арабам, в странах Северной Африки преобладал жесткий курс на арабизацию всех национальных меньшинств. В результате большинство евреев и франкоалжирцев бежали из Алжира, подобные процессы шли и в других странах.
Ясно, что берберский фактор в Северной Африке и «кабильский вопрос» в Алжире себя ещё покажут. Причём в самой ближайшей перспективе.
Кабильский народ
Икбейлиен ( Кабиле ) | |
---|---|
7 миллионов [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кабили | |
Алжир | c. 5,5 миллиона [1] |
Франция | c. Во время последовательного правления римлян, византийцев, вандалов, карфагенян и османов кабильцы были одними из немногих народов Северной Африки, которые сохранили свою независимость. [7] [8] [9] [10] Кабилы сопротивлялись очень яростно, до такой степени, что даже после арабского завоевания Северной Африки они все еще владели своими горами. [11] [12] Фактически только до 1857 года Кабилия в целом была полностью и полностью покорена и покорена. [13] [14] [15] [16] [17] Список империй / династий, созданных кабильцами Королевство Айт Аббас и Королевство Куку 6 января 2016 года тамазайт был официально признан конституцией Алжира как язык, приравненный к арабскому. [32] География Кабильского края сыграла важную роль в истории народа. Сложный горный ландшафт провинций Тизи-Узу и Беджая служил убежищем, куда большинство кабильцев отступали под давлением или под оккупацией. Они смогли сохранить свое культурное наследие в такой изоляции от других культурных влияний. Область поддерживала местные династии (Нумидии, Фатимиды в периоды Кутамы, Зириды, Хаммадиды и Хафсиды Беджая) или современный алжирский национализм и войну за независимость. Регион неоднократно был оккупирован завоевателями. Римляне и византийцы контролировали главную дорогу и долину в период античности и избегали гор (Mont Ferratus). [33] Во время распространения ислама арабы контролировали равнины, но не всю сельскую местность ( кабилы называли их эль аадуа : враг). [34] Французы постепенно и полностью завоевали регион и создали прямую администрацию. РелигияКабильцы в основном мусульмане с небольшим христианским меньшинством. [36] Многие завая существуют по всему региону; Rahmaniyya является самым плодовитым. Католики кабильского происхождения обычно живут во Франции. В последнее время протестантское сообщество значительно выросло, особенно среди евангелических конфессий. [37] Традиционная экономика области основана на садоводстве ( фруктовые сады и оливковые деревья ) и на ремесленном производстве (производство гобеленов или гончарных изделий ). Горное и горное земледелие постепенно уступает место местной промышленности (текстильной и агропродовольственной). В середине 20-го века, благодаря влиянию и финансированию кабильской диаспоры, в этом регионе были развиты многие отрасли промышленности. Он стал вторым по значимости промышленным регионом страны после Алжира. [ необходима цитата ] По историческим и экономическим причинам многие кабилы эмигрировали во Францию как для работы, так и для того, чтобы избежать политических преследований. Сейчас их около 1 миллиона человек. [41] [42] Некоторые известные французы имеют полное или частичное кабильское происхождение. 5,5 миллиона [1] |
Регионы со значительным населением | |
Кабили | |
Алжир | c. От 3 до 3,5 миллионов [1] |
Франция | c. + 1 миллион [1] |
Языки | |
Кабильский язык Вторые языки: Французский, арабский [2] | |
Религия | |
Преимущественно ислам, с меньшинством Римский католицизм и Протестантизм |
В Кабильский народ (Kabyle: Икбейлиен, iqβæjlijən ) площадь берберский этническая группа коренных народов Кабилия на севере Алжир, распространяются по Атласские горы, в ста милях к востоку от Алжир. Они представляют самое многочисленное бербероязычное население Алжир и второй по величине в Северной Африке.
Многие кабильцы эмигрировали из Алжира под влиянием таких факторов, как Алжирская гражданская война, [3] культурные репрессии со стороны центрального алжирского правительства, [4] и общий промышленный спад. Их диаспора привела к тому, что кабильцы живут во многих странах. Большие популяции кабильцев поселились в Франция и, в меньшей степени, Канада и Соединенные Штаты.
Кабильцы говорят Kabyle, берберский язык. Поскольку Берберская весна 1980 года они были в авангарде борьбы за официальное признание берберских языков в Алжире.
Содержание
История
Кабильцы были относительно независимы от внешнего контроля в период Османская империя правят в Северной Африке. Они жили в основном в трех разных королевствах: Королевство Куку, то Королевство Айт Аббас, и княжество Айт-Джубар. [5] Эта территория постепенно была захвачена французами во время их колонизации, начатой в 1857 году, несмотря на энергичное сопротивление. Такие лидеры как Лалла Фатма н Сумер продолжал сопротивление до Мокранивосстание 1871 г.
Французские чиновники конфисковали много земли у наиболее непокорных племен и передали ее колонистам, которые стали известны как pieds-noirs. В течение этого периода французы провели множество арестов и депортированный сопротивляется, в основном Новая Каледония (видеть: «Алжирцы Тихого океанаИз-за французской колонизации многие кабильцы эмигрировали в другие районы внутри и за пределами Алжира. [6] Со временем рабочие-иммигранты также уехали во Францию.
В 1920-х годах алжирские рабочие-иммигранты во Франции организовали первую партию, продвигающую независимость. Мессали Хадж, Имаче Амар, Си Джилани, и Белкасем Раджеф быстро завоевал популярность во Франции и Алжире в 1930-х годах. Они создали боевиков, которые стали жизненно важными для борьбы за независимый Алжир. Это стало широко распространенным после Второй мировой войны.
С момента обретения Алжиром независимости в 1962 году напряженность между Кабили и центральным правительством несколько раз возникала. В июле 1962 г. FLN (Фронт национального освобождения) был скорее расколот, чем объединен. Действительно, многие участники, внесшие вклад в независимость, хотели получить долю власти, но ALN (Национально-освободительная армия) под руководством Хуари Бумедьен присоединились Ахмед Бен Белла казалось, что они одержали верх благодаря своим вооруженным силам. [ нужна цитата ]
В месяцы после апреля 2001 г. Черная весна), массовые беспорядки среди кабильцев произошли после убийства Масинисса ГермаКабылы, жандармы. В то же время организованный активизм произвел Arouch, и нео-традиционные местные советы. Протесты постепенно уменьшились после того, как Kabyle добился некоторых уступок от президента. Абдельазиз Бутефлика.
6 января 2016 года тамазигт был официально признан конституцией Алжира как язык, приравненный к арабскому. [9]
География
География Кабильского края сыграла важную роль в истории народа. Сложный горный пейзаж Тизи Узу и Bejaia провинции служили убежищем, куда большинство кабильцев отступали под давлением или под оккупацией. Они смогли сохранить свое культурное наследие в такой изоляции от других культурных влияний.
Область поддерживала местные династии (Нумидии, Фатимиды в периоды Кутамы, Зириды, Хаммадиды и Хафсиды Беджаи) или современный алжирский национализм и войну за независимость. Регион неоднократно был оккупирован различными завоевателями. Римляне и византийцы контролировали главную дорогу и долину в период античности и избегали гор (Mont Ferratus). [10] Во время распространения ислама, Арабы контролировали равнины, но не всю сельскую местность (их называли Эль Аадуа : враг по кабилле). [11]
В Регентство Алжирапод османским влиянием пытались косвенно влиять на народ (племена махзенов Амрауа и марабута). [12]
Французы постепенно и полностью завоевали регион и установили прямое управление.
Алжирские провинции со значительной частью населения, говорящего на кабильском языке, включают Тизи Узу, Béjaïa и Bouira, где их большинство, а также Бумердес, Сетиф, Бордж Бу Арреридж, и Джиджель. Алжир также имеет значительное население кабилов, где они составляют более половины населения столицы.
Кабильский регион упоминается как Аль Кабайель («племена») арабоязычным населением и как Кабили На французском. Его коренные жители называют это Тамурт Идурар («Страна гор») или Тамурт н Икбейлиен/Тамурт н Икбейлиен («Земля Кабиллы»). Это часть Атласские горы и расположен на краю Средиземного моря.
Культура и общество
Кабильский этническая группа разговаривать Kabyle, а Берберский язык из Афро-азиатский семья. На втором и третьем языках многие говорят Алжирский арабский, Французский и, в меньшей степени, английский.
В первые века своей истории кабилы использовали Тифинаг система письма. С начала 19 века и под влиянием Франции кабильские интеллектуалы начали использовать Латинский шрифт. Это основа современного Берберский латинский алфавит.
После независимость Алжира, некоторые кабильские активисты пытались возродить старотифинагский алфавит. Эта новая версия Тифинага получила название Нео-Тифинаг, но его использование остается ограниченным логотипы. Кабильская литература по-прежнему писалась латиницей.
Религия
Кабильцы в основном Мусульманин, с небольшим Христианин меньшинство. [13] Много Завая существуют по всему региону; то Рахмания самый плодовитый.
Католики кабильского происхождения в основном живут во Франции. В последнее время протестантская община значительно выросла, особенно среди Евангелический купюры. [14]
Экономика
Традиционная экономика района основана на садоводство (сады и оливковые деревья) и о ремесленной промышленности (гобелен или же керамика). Горное и горное земледелие постепенно уступает место местной промышленности (текстильной и агропродовольственной). В середине 20-го века, благодаря влиянию и финансированию кабильской диаспоры, в этом регионе были развиты многие отрасли промышленности. Он стал вторым по значимости промышленным регионом страны после Алжира. [ нужна цитата ]
Политика
Кабилы были яростными активистами в продвижении дела берберов (Amazigh) личность. У движения есть три группы: те кабилы, которые идентифицируют себя как часть более крупной берберской нации (Берберисты); те, кто идентифицируют себя как часть алжирской нации (известные как «алжирцы», некоторые считают Алжир в основном берберской нацией); и те, кто считает кабилы отдельной нацией, отдельной (но родственной) другим берберским народам (известным как Кабылисты).
Диаспора
По историческим и экономическим причинам многие кабилы эмигрировали во Францию, как для работы, так и для того, чтобы избежать политических преследований. Сейчас их около 1 миллиона человек. [18] [19] Некоторые известные французы имеют полное или частичное кабильское происхождение.