кабинет асу в больнице что
АСУ в здравоохранении
АСУ в здравоохранении ― это система управления медицинским учреждением, отраслью, основанная на регулярном применении современных математических методов и технических средств обработки данных в учете, анализе, планировании, организации.
― разработка информационного обеспечения ― структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.);
― разработка программного и математического обеспечения;
― разработка организационного обеспечения;
― разработка технического обеспечения.
5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных).
Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении:
Практическое применение АСУ:
Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ.
В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений.
ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени.
Концепция построения ГИС
ГИС представляет собой программно аппаратную и организационно-административную систему сбора и обработки информации связанной с лечебным процессом.
В ГИС реализован комплексный подход к организации компьютерного учета лечебного процесса. Весь документооборот лечебно-диагностического процесса переводится в электронный вид.
В качестве программного обеспечения управления базой данных была выбрана среда 4-th Dimension, разработанная компанией 4D, которая, в свою очередь, базируясь на использовании всех преимуществ клиент-серверной архитектуры, позволяет создавать программы любого уровня сложности. Выбор конкретной конфигурации компьютерного оборудования и сервера, аппаратных средств архивации и резервирования осуществляется по завершении предпроектного обследования, а при необходимости корректируются на этапах разработки и внедрения ГИС, т.к. стремительно развивающийся рынок этого направления позволяет предложить значительное удешевление оборудования при одновременном улучшении его технических характеристик.
В соответствии с принятой идеологией вся информация находится на сервере. Места сбора и потребления информационных услуг физически располагаются в различных точках сети, оборудованных оконечными устройствами (клиентскими компьютерами, печатающими устройствами, компьютерными системами с подключенным медицинским оборудованием и т.д.).
Работа ГИС базируются на применении Автоматизируемых Рабочих Мест (АРМ). Каждое рабочее место обладает индивидуальным графическим интерфейсом и выполняет обработку данных в соответствии с заложенным в него алгоритмом функционирования.
При определении подходов к решению вопросов санкционированного доступа к системе и ее элементам был применен комплексный подход, который предусматривает как защиту в целом базы данных от несанкционированного использования путем физического разнесения сегментов базы данных на защищенные носители, так и наделение определенными полномочиями пользователей с присвоением им индивидуальных кодов.
Процедуры обеспечения целостности, достоверности, безопасности данных и вычислений разработаны и применяются как на системном, так и на прикладном уровне.
Автоматизированные рабочие места ГИС
В состав автоматизированной информационной системы входят АРМ и подсистемы:
Высшим уровнем внедрения современных информационных технологий в медицинскую деятельность является автоматизация управления ЛПУ и здравоохранением в целом.
Автоматизированная система управления(АСУ) представляет собой средство сбора, обработки, накопления, хранения и передачи медицинской информации, предназначенное для автоматизации, как управленческого процесса, так и профессиональной деятельности каждого работника медицинской сферы.
Использование АСУ позволяет добиться снижения численности управленческого аппарата, повысить эффективность и оперативность управления, освободить персонал от большого объема рутинной работы, создав условия для максимального использования его творческих способностей, в кратчайшие сроки обеспечить специалистов различных уровней необходимой информацией и решить многие иные проблемы.
На сегодняшний день отечественными и зарубежными производителями сознано немало АСУ, предназначенных для использования в здравоохранении на различных уровнях: индивидуальном (для одного специалиста), учрежденческом (для управления ЛПУ), территориальном (для управления здравоохранением города, района), региональном и федеральном (для управления здравоохранением всего государства).
Компонентами АСУ являются:
1. Технические средства – вычислительные устройства, устройства ввода-вывода, запоминающие и накопительные устройства, сетевое оборудование.
2. Программное обеспечение – компьютерные программные средства, обеспечивающие работу технических средств и обработку информации.
3. Пользователь или оператор, который осуществляет взаимосвязь с программными и аппаратными средствами системы.
Любая АСУ в процессе своей работы должна выполнять следующие функции:
1. сбор, обработка и анализ информации о состоянии объекта управления (например, посредством АСУ в стационаре собирается информация о каждом пациенте, рассчитываются и анализируются показатели работы каждого врача, лечебного и вспомогательного отделения и учреждения в целом);
2. выработка управляющих воздействий (например, АСУ, располагая сведениями о потребности в медикаментах и наличии их в аптеке, может в автоматическом режиме принять решение о необходимости приобретения лекарственных препаратов);
3. передача управляющих воздействий на исполнение и контроль их передачи (например, АСУ передает в бухгалтерию заявку на приобретение медикаментов);
4. реализация и контроль выполнения управляющих воздействий (АСУ контролирует поступление новых медикаментов в аптеку и лечебное отделение);
5. обмен информацией с другими связанными с ней автоматизированными системами (например, показатели работы учреждения АСУ направляет в министерство здравоохранения и центр медицинской статистики).
К АСУ предъявляется ряд общих требований:
2. должна предполагаться возможность расширения, развития и модернизации АСУ с учетом перспектив учреждения (например, при создании нового отделения, оно должно быть легко и быстро включаться в АСУ ЛПУ);
3. АСУ должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования (например, внедрение в практику новых нормативных актов, должно найти соответствующее отражение в алгоритмах АСУ);
4. АСУ должна иметь достаточную степень надежности, так как любой сбой в ее работе негативно отразится на деятельности всего учреждения;
5. должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизированных функций и возможность диагностирование системы, позволяющие выявить место, вид и причину неполадки;
6. должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации.
Однако простую совокупность АРМ еще нельзя считать автоматизированной системой управления. В АСУ все элементы должны быть связаны между собой средствами коммуникации (локальной сетью). Именно они, обеспечивая обмен информацией между рабочими местами, делают АСУ системой.
Рассмотрим этот вопрос на примере АСУ стационара. Как известно, основным документом в стационаре является медицинская карта стационарного больного, обычно именуемая историей болезни. Именно она служит основой для объединения АРМ в систему. Речь идет об электронной автоматизированной истории болезни. Она представляет собой комплекс данных о больном, хранящихся в электронном виде в сетевой накопительной базе (в архиве электронных историй болезни).
Благодаря тому, что все АРМ связаны между собой (и, естественно, с архивом электронных историй болезни) средствами коммуникации (в данном случае – локальной сетью), каждый из компетентных сотрудников ЛПУ может работать с историей болезни любого больного непосредственно на своем рабочем месте. Так, в одно и то же время, находясь в различных помещениях, лечащий врач может записывать дневник, лаборант клинической лаборатории – вносить результаты анализа крови, а врач-рентгенолог – описывать рентгенограммы. Кроме того, средства автоматизации некоторых рабочих мест, могут автономно, без участия оператора, обращаться к историям болезни. Например, АРМ постовой сестры может выбирать из историй болезни назначения, группируя их по видам, а АРМ врача – оформлять и направлять в соответствующие службы направления на различные исследования (естественно, руководствуясь сделанными врачом назначениями).
Так осуществляется оперативный обмен медицинской информацией между специалистами, отделениями, службами. В то же время, работа с электронной историей болезни лежит в основе автоматизации управления ЛПУ. База данных историй болезни позволяет произвести обобщающие аналитические, статистические и экономические расчеты с любой степенью детализации в автоматическом режиме. Немаловажно, что такие данные отличаются высокой точностью и достоверностью. Это способствует повышению адекватности и своевременности принимаемых управленческих решений и эффективности управления в целом.
Принято выделять следующие этапы разработки АСУ:
1. Системный анализ и выбор цели автоматизации. (Необходимо определить, что будет делать система и каковы требования, которым она должна удовлетворять, чтобы быть принятой пользователями, учитывая их меняющиеся потребности и различные интересы. Нужно обозначить целевую функцию системы и определить способы ее достижения.)
2. Определение приоритетных отдельных задач. (Выявление задач, которые необходимо решить на первом этапе автоматизации.)
3. Исследование информационных потоков. (Подготовка схем движения информации и взаимодействия всех компонентов или рабочих групп подразделений. Изучение потоков документации. Уточнение маршрутов движения пациентов и сопровождающих документов по подразделениям ЛПУ, начиная с момента поступления и регистрации до передачи документов на хранение или выхода за пределы учреждения.)
4. Определение комплекса первоочередных задач. (Устанавливается очередность разработки и внедрения отдельных частей информационной системы. Выбранный в результате системного анализа комплекс первоочередных задач автоматизации определяет направление и этапы дальнейших работ по созданию АСУ)
5. Разработка правового обеспечения автоматизации и изменение организационной структуры учреждения. (Определяется круг прав и обязанностей сотрудников ЛПУ, а также основные, принципиальные линии поведения в условиях неопределенности. Устанавливается порядок взаимоотношений структурных подразделений между собой, администрацией, внешними организациями.)
6. Разработка технического задания. (Представляются основные данные для разработки АСУ, требования к задачам, которые должны быть реализованы, а также к техническому комплексу, информационному и математическому обеспечению системы.)
7. Разработка или модификация средств программного обеспечения.
8. Внедрение. (Проверка выполнения заданных функций системы, выявление и устранение недостатков в действиях системы и разработанной документации.)
ЗАДАНИЕ 1
Познакомьтесь со структурной схемой программного комплекса автоматизированной больничной информационной системы (АБИС) крупного многопрофильного стационара.
ЗАДАНИЕ 2
Составьте структурную схему программного комплекса автоматизированной больничной информационной системы предложенного лечебно-профилактического учреждения. Какие компоненты АБИС отсутствуют в вашей схеме? Какие дополнительные структурные подразделения вы отметили в созданной схеме? В каком по-вашему мнению направлении необходимо провести усовершенствование АБИС предложенного лечебно-профилактического учреждения.
Отдел Автоматизированных Систем Управления
Начальник отдела АСУ
Сударкин Михаил Викторович
Функции начальника отдела АСУ
Контактные телефоны отдела АСУ
Административный корпус, каб.207
8 (4922) 40-72-15
Административный корпус, каб.208
8 (4922) 40-70-81
Функции отдела АСУ
Отдел автоматизированных систем управления ГБУЗВО «ОКБ» является подразделением учреждения, специалисты которого внедряют новые лицензионные программные средства, направленные на автоматизацию управления и обслуживание автоматизированных рабочих мест.
Применяемые автоматизированные системы используются практически во всех сферах деятельности ГБУЗВО «ОКБ», решают задачи управления, учета (бухгалтерский учет, медстатистика, планово-финансовые и кадровые вопросы, лекарственное снабжение, реестры для страховых компаний за оказанную пациентам медицинскую помощь и пр.), ведение специализированных программ, баз данных и регистров (территориальный регистр лиц, подвергшихся радиации в результате аварии на ЧАЭС, региональный регистр больных сахарным диабетом, регистр медицинского персонала, АИС «Мониторинг медицинских изделий», электронная медицинская карта. Обслуживаются медико-технологические системы, применяемые медперсоналом в процессе диагностики и лечения больных.
На сегодняшний день большинство программных средств сопровождаются в текущем режиме программистами отдела АСУ.
На базе ГБУЗВО «ОКБ» выполняется работа по администрированию автоматизированных систем областного уровня для «Центра профилактики и борьбы со СПИДом», «Центра сурдологии и микрохирургии уха», «Территориального Центра медицины катастроф».
Отделом АСУ активно проводятся работы по созданию и обслуживанию локальных вычислительных сетей в подразделениях учреждения. Активно используются информационные ресурсы глобальной сети Интернет и Интранет. В больнице организован высокоскоростной выход в сеть Интернет. Постоянно ведется работа по защите информации с применением антивирусных программ, сертифицированных средств защиты информации (криптозащита, цифровая подпись, защищенная корпоративная сеть). Обеспечивается возможность защищенной передачи информации с региональным ЦОД Владимирской области (ГБУЗ ВО «МИАЦ»), Областным Казначейством, ПФР, ИФНС и др.
Также отдел АСУ осуществляет подготовку необходимых документов для проведения закупок вычислительной техники, занимается вопросами сервисного обслуживания компьютерной и оргтехники, снабжения расходными материалами и запчастями.
Основные задачи по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры и программного обеспечения в ГБУЗВО «ОКБ» отдел АСУ видит в полной интеграции всех локальных подсетей подразделений учреждения в единую общебольничную корпоративную сеть на основе оптоволоконных технологий передачи данных, предоставление всем медицинским работникам учреждения доступа к сети Интернет, полное обновление парка персональных компьютеров, оргтехнического оборудования, приобретение мощных серверов и многофункциональных хранилищ данных, специализированного программного обеспечения для более эффективного решения задач ГБУЗВО «ОКБ».
Конспект занятия «Автоматизированные информационные системы в медицине.»(Для специальности ЛД)
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
« Автоматизированные информационные системы в медицине. »
Понятие информационной системы
Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.
Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.
Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.
Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].
2. Автоматизированные информационные системы
Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ — человеко-машинные системы для поиска, сбора, накопления, хранения, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС, используемые в медицине :
· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
· автоматизированные рабочие места (АРМ);
· автоматизированные системы управления (АСУ);
· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;
Классификация АИС определяет место каждой системы, ее связь с другими системами и пути возможного построения новых информационных систем. Так, например, сочетание АИСС и АСОД получило название автоматизированной информационно-расчетной системы, а в состав АСУ может входить одновременно несколько АРМ и ЭС.
Рассмотрим каждый из перечисленных в классификации типов АИС подробнее и приведем конкретные примеры использования соответствующих систем.
Автоматизированные системы обработки данных ( АСОД ) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. АСОД применяются в целях автоматизации повторяющихся рутинных операций управленческого труда персонала невысокой квалификации.
АИСС называются системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей сведениями справочного характера. Они производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
АРМ называется индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, ПК, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а так же такие прикладные программы, как, например, текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и т.п., т.е. офисные приложения. АРМ являются основной средой ИТ автоматизации профессиональной деятельности.
АСУ представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.
Экспертная система ( ЭС ) – это система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.
Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения ЭВМ, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.
Экспертная система основана на знаниях. Знания возникают как результат переработки информации, накопленной в определенной предметной области.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Комплекс технических средств составляют:
компьютеры любых моделей;
устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
устройства передачи данных и линий связи;
оргтехника и устройства автоматического съема информации;
эксплуатационные материалы и др.
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) – централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
Администрирование ИС заключается в предоставлении пользователям соответствующих прав использования возможностей работы с системой (базой, банком данных); обеспечении целостности данных, а также создании многопользовательских приложений.
Администрирование ИС – это её инсталляция (установка), управление доступом к ней, обеспечение целостности ИС и др.
Пользователей ИС (информационных систем) можно разделить на несколько групп:
случайный пользователь, взаимодействие которого с ИС не обусловлено служебными обязанностями;
коллектив специалистов (персонал ИС), включающий администратора банка данных, системного аналитика, системных и прикладных программистов.
Медицинская информационная система
В последние годы под медицинской информационной системой (МИС) обычно понимается автоматизированная информационная система медицинского назначения. При этом определение «медицинского» назначения также отсутствует. В этом случае понятие МИС является специализацией двух понятий: информационная система и автоматизированная система.
Специфика МИС заключается в следующем:
1. Пациентоориентированность: ядром МИС являются записи о пациенте.
2. Повышенная ответственность разработчика.
3. Интеграция административной, медицинской и финансовой информацией.
4. Интеграция со специфическими видами оборудования.
Примеры МИС: мед электронные документы, справочные системы (справочник Козловского), АРМ врача (программа Гиппократ), АСУ поликлиники (1С:поликлиника-медстатистика); комплексные системы (интерин, кардинет), телемедицина, Интернет-медицина и дистанционное образование.
Задачи руководства: формализация процессов, увеличение пропускной способности, полный учет оказываемых услуг, автоматизация планирования работы, система отчетности, уменьшение бумажного документооборота.
Задачи служащим: повышение эффективности работы, полный доступ к информации о пациенте, планирование приемов.
Пациентам: без заполнения большого кол-ва документов.
Различным организации: обмен данными, интеграция с общей корпоративной информационной системой (например, по направлениям профосмотра, прививок).
2.1 Классификация медицинских ИС:
Уже к концу 1970-х гг. в СССР было разработано столько видов ИМС, что встал вопрос об их классификации.
МИС классифицируют по направлению деятельности медицинского учреждения:
-для поликлиник и амбулаторий
-для стоматологических клиник
-для санаториев (лечебно-профилактических учреждений)
Классификация по функциональному назначению :
ИС базового (клинического) уровня (врачи разного профиля) – предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей; основная цель – компьютерная поддержка работы врача-клинициста, гигиениста, лаборанта и др.; позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени.
Они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов.
По решаемым задачам выделяют:
а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
б) консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),
в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного),
г) автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающие информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений);
2. ИС уровня лечебно-профилактических учреждений (поликлиники, стационара, диспансера, скорой помощи) – представлены следующими основными группами:
— ИС консультативных центров
— банки информации медицинских служб, персонифицированные регистры (канцер-регистр, Государственный регистр лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, регистры: «Туберкулез», «Биопсия», «Аутопсия», «Инфаркт миокарда», «Острое нарушение мозгового кровообращения», «Профпатология»)
— персонифицированные регистры (содержащими информацию о прикрепленном или наблюдаемом контингенте на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты)
— скрининговые системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста)
— информационные системы ЛПУ
— информационные системы НИИ, РНПЦ, медицинских ВУЗов
3. ИС территориального уровня (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления) – программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными медицинскими службами поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики); представлены следующими основными группами:
— ИС территориального органа здравоохранения
4. ИС республиканского уровня (республиканские учреждения и органы управления) – представлены следующими группами:
— ИС республиканских органов ЗО (министерства, управлений)
— статистические ИС, медико-технологические ИС
— отраслевые медицинские ИС
— компьютерные телекоммуникационные медицинские сети
Классификация С.А . Гаспаряна. В 1978 — 2005 гг. С.А. Гаспарян опубликовал три варианта классификации ИМС. Рассмотрим классификацию, включающую пять классов:
1) технологические информационные медицинские системы (ТИМС);
2) банки информации медицинских служб (БИМС);
3) статистические ИМС;
4) научно-исследовательские ИМС;
5) обучающие (образовательные) ИМС.
В основу этой классификации были положены сразу четыре системообразующих фактора: объект описания, решаемая социальная задача, пользователь, степень и направленность агрегации информации на уровне выходных документов.
1. Технологические информационные медицинские системы обеспечивают информационную поддержку отношений врач —больной. Основанием для деления ИМС в классе ТИМС на виды была характеристика цели обработки медико-биологической информации.
1.1. Автоматизированные системы клинико-лабораторных исследований, включая программно-аппаратные комплексы, предназначенные для функциональной, лучевой и лабораторной диагностики.
1.2. Автоматизированные системы консультативной вычислительной диагностики.
1.3. Автоматизированные системы профилактических осмотров населения.
1.4. Автоматизированные системы постоянного интенсивного наблюдения для послеоперационных палат, реанимационных отделений, ожоговых центров и т.д.
2. Банки информации медицинских служб обеспечивают информационную поддержку отношений совокупность больных — врачи. Основанием для деления БИМС на виды была широта охвата обслуживаемого населения.
Банк данных — совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
База данных — объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
В настоящее время эти понятия практически слились.
2.1. Банки медицинской информации ЛПУ — для поликлиник, стационаров, диспансеров, родильных домов и т.д.
2.2. Банки медицинской информации специализированных служб — персонифицированные регистры (от англ. register — реестр) — онкологические, психиатрические, наркологические, кожно-венерологические; сюда же относят регистры больных с врожденными заболеваниями, больных с сахарным диабетом, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и т.п.
2.3. Банки медицинской информации населения административной территории, включая банки фондов ОМС.
3. Статистические информационные медицинские системы обеспечивают информационную поддержку отношений популяция (в смысле населения обслуживаемого региона) — органы, управляющие системой медицинского обслуживания. Деление статистических ИМС на виды было основано на различии объектов описания, представленных в статистических отчетах ЛПУ и территориальных органов управления здравоохранением.
3.1. Информационные медицинские системы «Здоровье населения» — объектами являются половозрастные и профессиональные группы населения в целом по России, регионам или муниципальным образованиям.
3.2. Информационные медицинские системы «Среда обитания» — объектами являются социальные институты, объекты производства и экологические зоны.
3.3. Информационные медицинские системы «Учреждения здравоохранения» — основаны на описании материально-технической базы учреждений, их совокупности по типам и характеристикам их деятельности.
3.4. Информационные медицинские системы «Кадры здравоохранения» — объектами описания являются средние медицинские работники, врачи, руководители, научные сотрудники.
3.5. Информационные медицинские системы «Медицинская промышленность» — основаны на описании объектов-предприятий и объектов-продуктов этих предприятий (лекарств, изделий, оборудования).
4. Научно-исследовательские информационные медицинские системы позволяют рассматривать объекты и документы науки. Разделение на виды основано на различиях объектов описания.
4.1. Автоматизированные системы научной медицинской информации для обработки и поиска документов — научных публикаций.
4.2. Организационные научно-исследовательские медицинские системы, основанные на описании тематики научных исследований и их результатов по совокупности учреждений или научных направлений.
4.3. Системы автоматизации медико-биологических исследований, основанные на описании поведения исследуемых объектов или их совокупности. Они очень похожи на АС клинико-лабораторных исследований, но имеют одно существенное отличие: в последних объектом описания является пациент, а в первых — экспериментальное животное.
5. Обучающие информационные медицинские системы обеспечивают информационную поддержку отношений обучаемые — преподаватели. Образовательные ИМС разделяются на виды в соответствии с педагогическими принципами оценки уровня освоения знаний учащимся.
5.1. Автоматизированные системы, контролирующие воспроизводство знаний по ответам на вопросы, выбранным из возможных вариантов.
5.2. Автоматизированные системы, обучающие и контролирующие знания, т.е. представляющие знания и контролирующие их усвоение.
5.3. Автоматизированные системы, обучающие решению задач.
Таким образом, системы этого класса разделяются по уровню усвоения знаний, уровню интеллектуальной насыщенности системы.
Каждый следующий вид систем класса обучающих ИМС может включать в себя возможности предыдущего.
Любая классификация есть произвольное разделение целого на части. Не каждую ИМС можно отнести к какому-либо одному виду (или даже классу) систем.
Классификация Г. А. Хая. Другую классификацию ИМС предложил Г.А.Хай (2001), разделивший ИМС на следующие типы:
4. приборно-компьютерные системы или измерительно-вычислительные комплексы (ИВК);
5. микропроцессорные системы;
6. передачи и обработки изображений;
8. автоматизированные системы управления (АСУ).
Г.А.Хай считал, что медицинской технологией является профессиональная деятельность врача — профилактика, прогнозирование, ранняя и дифференциальная диагностика, лечение, реабилитация. Медико-технологические системы обеспечивают ее информационную поддержку. К таким системам относятся:
системы вычислительной диагностики;
системы автоматизации скрининга;
системы статистического прогнозирования и угрозометрии;
системы выбора решающих правил для принятия оптимальных решений о лечебных мероприятиях.
Рассуждая о медико-технологических системах, автор отдает должное статистическому моделированию, отмечая, что оно дает хорошие результаты при выраженной клинической картине. В то же время к недостаткам систем, основанным на статистическом моделировании, он относит ограниченные возможности в части диагностического диапазона и несоответствие алгоритма распознавания врачебной логике (см. гл. 8).
Приборно-компьютерные системы также относятся к медико-технологическим. Их основой является математическая обработка физиологических сигналов. Самостоятельную группу систем обработки медико-биологической информации составляют, в частности, комплексы программ для лабораторных исследований.
Микропроцессорные системы — это автоматизированные системы, основой которых является микропроцессор. Их применяют в самых разных областях: от искусственных органов и управляемых протезов до автоматизации управления инфузионной терапией или искусственной вентиляции легких. Особую группу составляют робототехнические системы (от автономных датчиков для исследования полых органов до управления манипуляторами).
Системы передачи и обработки изображений используются достаточно давно. Рентгенограммы, ЭКГ, макро- и микропрепараты передаются на любые расстояния по каналам связи. В настоящее время обмен изображениями для осуществления дистанционной диагностики реализуется в основном с помощью телемедицинских технологий.
Справочные ИС позволяют врачу всегда иметь под рукой необходимую для него информацию. В отличие от консультативных медицинских систем справочные носят чисто информационный характер. Справочные системы могут хранить в себе и немедицинскую информацию (в узком смысле этого слова). Понятно, что основываются справочные системы на БД.
Базы данных пациентов позволяют врачу хранить информацию о своих больных в течение неограниченного времени, оперативно получая из нее нужные сведения.
К сервисным системам относятся программы, не имеющие непосредственного отношения к медицине и лечебному процессу, но активно использующиеся, такие как электронная почта, Интернет, системы напоминания, учебные программы и т.д.
Автоматизированные системы управления ЛПУ связаны с управлением деятельностью лечебного учреждения в целом. Такие системы включают в себя ряд подсистем: управления потоками больных, работой врачей, ведением медицинской документации, кадрами, материально-техническими ресурсами, финансами, документооборотом, учетом и отчетностью.
В настоящее время такие системы называют автоматизированными информационными системами лечебно-профилактических учреждений (см. гл. 10).
Зарубежные классификации. В зарубежных источниках почти все авторы в последнее время поддерживают деление систем на ComputerizedPhysician Order Entry и Patient Care Information Systems. Такое деление условно соответствует следующим понятиям: автоматизированные рабочие места специалистов или системы поддержки принятия решений ( Decision Support Systems) и информационные медицинские системы. Среди систем Computerized Physician Order Entry различают:
системы, используемые врачами;
системы, используемые медицинскими сестрами;
системы, используемые фармакологами.
В результате исследования пяти ведущих (в плане информатизации) больниц США были выявлены основные типы систем, используемых в стационарах:
Computerized Results — системы, представляющие компьютерные отчеты о доступных для использования диагностических процессах;
Computerized Notes — системы, позволяющие вводить различные сведения о лечебно-диагностическом процессе, включающее элементы ЭИБ;
Computerized Ordering — системы управления лечебно-диагностическим процессом;
Computerized Event Monitoring and Notification — системы компьютерного мониториования и оповещения. Эти системы обеспечивают поиск важных для лечебно-диагностического процесса симптомов и оповещают о найденных отклонениях;
Clinical Administration Systems — экономические, административные и справочные системы;
Decision Support — системы поддержки решений, при пользовании которыми может осуществляться взаимодействие с системами типа ComputerizedResults.
Все большее развитие получают электронные истории болезни (Electronic patient record).
Рассмотрев классификации разных авторов, как отечественные, так и зарубежные, можно сделать заключение, что, несмотря на различный вид, они содержат сходные элементы.
Иерархическая классификация. Одной из относительно бесспорных является иерархическая классификация ИМС, которая существует столько времени, сколько собственно информатизация здравоохранения.
Информатизация — комплекс мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение участников той или иной деятельности необходимой информацией, определенным образом переработанной и при необходимости преобразованной (об информатизации деятельности медицинских работников более подробно речь пойдет в подразд. 6.2).
Информационные медицинские системы классифицируют на основании иерархического принципа, соответствующего структуре здравоохранения как отрасли на уровни:
учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры и др.);
территориальный (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления);
федеральный (федеральные учреждения и органы управления).
Внутри каждого уровня ИС классифицируются по функциональному принципу, т.е. по целям и задачам.
5.2. Общие требования к информационным медицинским системам
Основным документом, определяющим требования и порядок разработки АС (в том числе медицинских), является техническое задание (ТЗ).
Техническое задание на АС может включать следующие подразделы:
2. назначение и цели создания (развития) системы;
3. характеристика объекта информатизации;
4. требования к автоматизированной системе;
5. состав и содержание работ по созданию системы;
6. порядок контроля и приемки системы;
7. требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
8. требования к документированию;
9. источники разработки.
Общие сведения. В подразделе, посвященном общим сведениям об автоматизированной системе, указывают ее полное наименование и условное обозначение, наименование организации-заказчика и организации-разработчика, перечень документов, на основании которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ, порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по разработке системы.
Назначение и цели создания (развития) системы. При создании и внедрении любой ИМС необходимо в первую очередь сформулировать ее назначение и цель создания (внедрения).
Например, при разработке и внедрении АИС управления здравоохранением города назначением системы является поэтапная реализация информационной поддержки управления как на уровне ЛПУ, так и на уровне управления здравоохранением города. Цель создания такой системы может быть сформулирована следующим образом: способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличению продолжительности активной жизни — путем создания и внедрения информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением.
Формулируются конкретные задачи и описываются методы разработки ИМС.
Характеристика объекта информатизации. Важно тщательно и подробно изучить и описать объект информатизации.
При разработке и внедрении АИС управления здравоохранением города объектом информатизации являются процессы управления деятельностью как внутри ЛПУ, так и со стороны управления здравоохранением города. При исследовании деятельности учреждений (например, поликлинических) необходимо учитывать численность контингентов, обслуживаемых ЛПУ по ОМС (взрослых и детей), общее число посещений за год, число посещений на дому, а также число пациентов, стоящих на учете в диспансерах. Нужно исследовать структуру ЛПУ города, включая ведомственные и коммерческие, распределение ЛПУ по страховым компаниям, собственно структуру управления здравоохранением города.
Требования к автоматизированной системе. Подраздел должен включать в себя требования к системе в целом, к функциям, выполняемым системой, видам обеспечения. Состав требований зависит от вида, назначения, специфических особенностей разрабатываемой системы. При этом создание любой ИМС должно базироваться на нескольких принципах.
1. Преемственность предполагает, что целесообразным вариантом построения ИМС является такой, при котором максимально используется существующий в здравоохранении научно-технический подход и система обработки медицинской информации. Модернизация существующих систем может осуществляться постепенно и без остановки обслуживания пользователей. В процессе модернизации должен поэтапно осуществляться переход к современным техническим и программным платформам, в частности интегрирующим различное стандартное математическое обеспечение, к новым принципам реализации серверных и клиентских приложений, оптимизации процессов сбора и обработки данных на новом техническом уровне, современным методам идентификации и защиты данных.
2. Унификация и стандартизация предполагают согласование и использование единых архитектурных решений, системы классификации и кодирования, принципов организации и обмена данными, пользовательских интерфейсов.
3. Непрерывное совершенствование системы предполагает постоянное развитие и наращивание ее функциональных и технологических возможностей.
4. Интеграцию действующих и вновь создаваемых ИС следует реализовывать как на уровне функциональных модулей отдельных ЛПУ, так и по уровням управления, на основе единых коммуникационных протоколов, включая стандартизацию интерфейсов для обмена информацией между системами разных уровней.
5. Межведомственная и межотраслевая кооперация предполагает информационное взаимодействие с ИМС других ведомств, а также (при необходимости) проектами других отраслей.
6. Согласование типовых проектных решений предполагает создание типовых программных средств, которые могли бы быть применимы в большинстве ЛПУ без существенных доработок и отработку проектов в качестве «пилотных» на базе отдельных ЛПУ.
7. Обеспечение информационной безопасности предполагает использование комплексного подхода к безопасности информационных ресурсов здравоохранения на основе правовых и организационно-технических методов.
8. Автоматизация документооборота означает, что система должна обеспечить не только выполнение задач учета и анализа, но и задачи сбора, предварительной обработки, систематизации, структурирования данных.
9. Одноразовый ввод информации и ее многократное использование подразумевают, что все основные данные, с которыми работает система, должны вводиться один раз, а в последующем лишь обновляться.
10. Формирование выходных документов подразумевает, что они должны содержать необходимую и достаточную информацию для решения задач на том уровне, для которого они предназначены.
11. Открытость системы для дальнейшего развития и модернизации.
Следование этим принципам позволяет обеспечить модернизацию действующих ИС на основе максимальной преемственности их функциональных и информационных возможностей, сохранение навыков работы персонала с предыдущими версиями систем, а также непрерывное совершенствование и наращивание функциональных и технологических возможностей.
В подразделе описывается структура системы: все подсистемы, информационное взаимодействие между ними и решаемые задачи, а также потенциальные пользователи системы (их квалификация, численный состав, режим работы).
Например, потенциальными пользователями АИС управления здравоохранением города являются руководители ЛПУ (главные врачи, их заместители) и руководители управления здравоохранением города (начальник, его заместители, главные специалисты по разным врачебным специальностям).
Основные результаты реинжиниринга сводятся к тому, что информация может одновременно быть доступна в тех местах, где она необходима, и принятие решений становится частью работы каждого сотрудника в соответствии с его областью ответственности (иерархическое принятие решений).
Кроме того, в этом же подразделе формулируются требования к надежности, техническому обслуживанию, защите информации от несанкционированного доступа, сохранности информации при авариях, патентной чистоте, по стандартизации унификации и др.
Приводится перечень функций, подлежащих автоматизации, а при создании системы в две или более очереди — перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в первой, второй и последующих очередях. Определяется временной регламент реализации каждой функции. Описываются требования к качеству реализации задачи или комплекса задач, формам представления выходной информации, достоверности выдачи результатов. Приводится перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надежности.
В зависимости от вида системы приводятся требования к информационному, программному, техническому, лингвистическому, метрологическому, методическому, организационному и другим видам обеспечения проектируемой и внедряемой автоматизированной системы.
Состав и содержание работ по созданию системы. Подраздел должен включать перечень этапов работы по разработке автоматизированной системы и список документов, предъявляемых по их завершению.
Порядок контроля и приемки системы. Описываются виды, объем и методы испытаний автоматизированной системы и ее составных частей (при наличии подсистем). В этом подразделе приводятся перечень организаций, участвующих в испытаниях, сроки и место их проведения, статус приемочной комиссии (ведомственная, межведомственная, государственная).
Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие. Подраздел должен содержать перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить до ввода системы в действие: приведение информации, поступающей в систему, к виду, пригодному для обработки с помощью компьютера; изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации; создание необходимых для функционирования автоматизированной системы служб и подразделений; сроки обучения персонала.
Требования к документированию. Подраздел включает согласованный заказчиком и разработчиком перечень подлежащих разработке видов документов, соответствующих требованиям государственных стандартов, перечень документов, выпускаемых на машинных носителях.
Источники разработки. Подраздел включает документы и информационные материалы (например, технико-экономическое обоснование, материалы об отечественных и зарубежных аналогах и др.), которые использовались при создании системы.
Таким образом, процесс разработки и сдачи в эксплуатацию ИМС является строго регламентированным. Это дает возможность заказчику четко формулировать свои требования и получать продукт, соответствующий им.
Организационное обеспечение функционирования ИМС рассмотрено в подразд. 5.4.
5.3. Значение стандартов в создании и обеспечении взаимодействия информационных медицинских систем
При использовании информационных технологий ключевыми и наиболее сложными для стандартизации являются терминологические проблемы представления и кодирования медицинской информации, а также форматы обмена данными. Мировое сообщество в течение многих лет занимается этой проблемой. Предложен ряд стандартов, нашедших относительно широкое применение.
Один из самых известных — североамериканский стандарт Health Level Seven ( HL1 ), разрабатывается учеными и экспертами из разных стран мира с целью создания единых правил обмена, обработки и интеграции медицинской информации. Данный стандарт основан на базовой информационной модели ( Reference Information Model), которая определяет технологию обмена данными между различными ИС, структуру медицинской документации, реализацию назначений, формирование заказов и получение результатов исследований, лабораторных тестов и т.д. Стандарт используется для электронного обмена информацией как внутри, так и между учреждениями здравоохранения в США, Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Японии и др.
В стандарте HL1 много внимания уделяется не только обеспечению передачи самого документа, но и его смысла, который должен однозначно восприниматься и человеком, и другой ИС. Достигается это путем создания документов на основе архитектуры CDA (Clinical Document Architecture) с использованием общепринятых номенклатур, классификаторов и кодификаторов.
Номенклатура — совокупность понятий и связей между ними, употребляющихся в какой-либо отрасли знаний, технике и т.п.
Классификатор — это систематизированный перечень объектов, каждому из которых присвоен определенный код.
Кодификатор — перечень закодированных объектов, не учитывающий их соподчиненность.
Международная систематизированная номенклатура медицинских терминов SNOMED International состоит из 11 связанных взаимными ссылками классификаторов, называемых модулями: топография (детальные термины анатомии); морфология (термины Для описания структурных особенностей); функции; микроорганизмы (включая все вызываемые ими патогенные факторы); химические, лекарственные и биологические продукты; физические воздействия; профессии; социальная среда (условия и отношения); классы заболеваний и диагнозы; процедуры (административные, диагностические, терапевтические); модификаторы (перечень вспомогательных и служебных слов и словосочетаний, используемых для связи или модификации терминов других модулей).
Используемая в HL1 номенклатура SNOMED СТ (SNOMED Clinical Terms) содержит свыше 300 тыс. концептов (понятий с уникальным смыслом), которые разделены на группы и выстроены в сложную иерархическую структуру. Смысловые связи между концептами определяются с помощью формальных ссылок. Номенклатура SNOMED СТ обеспечивает передачу смысла при обмене информацией о заболеваниях, их этиологии, симптомах и клинических проявлениях, проведенном лечении, процедурах и исходе.
Система клинических терминов (кодов) Рида ( Read Clinical codes) применяется для автоматического формирования эпикризов, ведения протоколов лечения. С ее помощью обеспечивается ведение безбумажной истории болезни (в сочетании со свободным текстом), выдаются стандартные отчеты о заболеваемости, обеспечивается выписка рецептов.
Номенклатура SNOMED СТ объединяет в себе SNOMED RТ (содержит справочную медицинскую терминологию, с помощью которой можно унифицировать и интернационализировать содержание записей в электронных историях болезни) и C7V3 (клиническую терминологию третьей версии кодов Рида).
Систематизированная номенклатура SNOMED International и система клинических терминов Рида тесно связаны с Международной классификацией болезней, травм и при чин смерти (МКБ) путем перекрестных ссылок.
Номенклатура лабораторных и клинических исследований LOINC (Logical observation identifier names and erodes) содержит названия и коды логических идентификаторов исследований. Этот тезаурус представляет собой систему универсальных идентификаторов для использования в электронных документах, в первую очередь для лабораторных исследований.
Стандарт DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine) распространяется на передачу растровых медицинских изображений, получаемых с помощью различных методов лучевой диагностики (рентгенография, ультразвуковая диагностика, эндоскопия, компьютерная и магнитно-резонансная томография и др.). Стандарт включает паспортные данные пациента и сведения об условиях проведения исследования, положении пациента в момент его проведения и т. п. Он содержит описания типов данных и правил кодирования, используемых при передаче информации из одной ИМС в другую. В настоящее время принят стандарт DICOM3.