как бы чего не случилось человек в футляре

Как бы чего не вышло

Как бы чего не вышло
Впервые встречается в «Современной идиллии» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826—1889), в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»
Но популярным это выражение стало благодаря рассказу Антона Павловича Чехова (1860—1904) «Человек в футляре». Главный герой этого рассказа — учитель Беликов был крайне осторожным человеком: «Для него ясны были только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».
Цитируется: как иронический комментарий к поведению робкого, «забитого», излишне осторожного человека, а также к поступкам человека-конформиста, который слепо придерживается обычаев, традиций, норм поведения.

Полезное

Смотреть что такое «Как бы чего не вышло» в других словарях:

Как бы чего не вышло — крыл. сл. Слова учителя Беликова из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Цитируются как определение трусости, паникерства … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Как продавали БМП-3 — После разработки БМП 2 возникла идея создания новой машины, для которой разрабатывалась и новая база. По ее характеристикам, компоновке, типу двигателя было много споров, в конечном счете предпочтение отдали схеме с задним расположением… … Энциклопедия техники

Как приручить дракона — How to Train Your Dragon … Википедия

где-то, как бы, типа — Он тебе как бы нравится? Парень типа лежал на полу как бы с проломленной головой. Я его где то понимаю. В популярной песенке звучит признание в любви: Я тебя типа лю, типа блю… Такие и подобные фразы постоянно слышатся последние несколько лет … Словарь трудностей русского языка

Когда не вышло у змея — Quand le Serpent Échoua Жанр: Научная фантастика Автор: Пьер Буль Год написания: 1970 год «Когда не вышло у змея» … Википедия

Страх как он есть — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью … Википедия

ВЫЙТИ — ВЫЙТИ, выйду, выйдешь; вышел, шла; выйди; вышедший; выйдя; совер. 1. Уйдя, удалившись, оставить пределы чего н., покинуть что н.; оказаться выпущенным, выброшенным, вытечь. В. из комнаты. В. из за стола (встать и отойти от стола). В. из боя. В.… … Толковый словарь Ожегова

ПОПОВ Павел Сергеевич — (1892 1964), философ и литературовед, один из ближайших друзей Булгакова, автор первого булгаковского биографического очерка, созданного в 1940 г. вскоре после смерти писателя, но опубликованного только в 1991 г. П. родился 28 июля (9… … Энциклопедия Булгакова

Чехов А.П. — Чехов А.П. Чехов Антон Павлович (1860 1904) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Чехов А.П. биография • Университет развивает все способности, в том числе и глупость. • Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. • Жениться интересно … Сводная энциклопедия афоризмов

Источник

«Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова

А.П. Чехов, «Человек в футляре». Краткое содержание рассказа, кратчайший пересказ. Читать и слушать аудиокнигу. Главный герой – учитель Беликов, его характеристика, «маленький человек». Другие герои рассказа. Анализ: тема и проблематика. Как связаны рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви»?

как бы чего не случилось человек в футляре. 26d1c7ba5078661f8ac737950626de88. как бы чего не случилось человек в футляре фото. как бы чего не случилось человек в футляре-26d1c7ba5078661f8ac737950626de88. картинка как бы чего не случилось человек в футляре. картинка 26d1c7ba5078661f8ac737950626de88.

«Человек в футляре» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1898 году.

В произведении рассказывается о гимназическом учителе Беликове, который жил словно в футляре: даже в хорошую погоду ходил с зонтиком и всё время боялся, «как бы чего не вышло». Коллеги пытались женить его на сестре учителя географии Вареньке, но Беликов так и не решился сделать предложение. Не выдержав насмешек, он вскоре умер. Лишь в гробу учитель казался наконец-то довольным: он нашёл себе футляр, где точно ничего не случится.

Рассказ входит в так называемую «Маленькую трилогию» Чехова. Историю Беликова рассказывает учитель Буркин ветеринару Ивану Иванычу; оба эти героя фигурируют также в произведениях «Крыжовник» и «О любви». Чехов изначально планировал продолжить серию рассказов, но эти планы так и не осуществились.

Содержание

Читать полный текст, слушать аудиокнигу

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание «Человека в футляре»

В деревенском сарае готовятся заночевать гимназический учитель Буркин и приехавший из города на охоту ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Буркин рассказывает историю своего недавно умершего коллеги — учителя Беликова, преподававшего в гимназии древнегреческий язык.

как бы чего не случилось человек в футляре. ef0e6fe85005d33f17d9a958eadd1aa4. как бы чего не случилось человек в футляре фото. как бы чего не случилось человек в футляре-ef0e6fe85005d33f17d9a958eadd1aa4. картинка как бы чего не случилось человек в футляре. картинка ef0e6fe85005d33f17d9a958eadd1aa4.Иллюстрация Кукрыниксов

Беликов понимал только запреты. Если где-то что-то разрешали, он беспокоился: «Как бы чего не вышло!». Как ни странно, своими жалобами и вздохами он умудрялся держать в страхе всю гимназию, включая директора, и весь город. Под влиянием Беликова и ему подобных горожане стали бояться всего подряд: говорить, знакомиться, читать книги и веселиться.

Но однажды этот Беликов чуть не женился. В гимназии тогда появился новый учитель истории и географии — украинец Михаил Саввич Коваленко. С ним приехала сестра Варенька — чернобровая и краснощёкая женщина лет 30, весёлая и шумная. Учителя «от скуки» решили непременно поженить Беликова на Вареньке. Их стали всюду приглашать вместе и намекать на роман.

Варенька была не против выйти замуж, уж слишком тяжело ей было жить с братом. Беликов тоже вроде бы питал к ней симпатию, но стал ещё сильнее беспокоиться, «как бы чего не вышло». Он потерял сон, похудел и ещё сильнее спрятался в свой футляр. Время шло, они постоянно вместе гуляли, но предложения Вареньке он так и не делал.

как бы чего не случилось человек в футляре. 837f72acf85ab4a6f3a5497b5645bf52. как бы чего не случилось человек в футляре фото. как бы чего не случилось человек в футляре-837f72acf85ab4a6f3a5497b5645bf52. картинка как бы чего не случилось человек в футляре. картинка 837f72acf85ab4a6f3a5497b5645bf52.Иллюстрация Д.А. Дубинского

Однажды на «влюблённого» Беликова с Варенькой в гимназии нарисовали злую карикатуру. Беликова это очень обидело.

Как-то раз Беликов увидел, что Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это показалось ужасно неприличным.

как бы чего не случилось человек в футляре. 78179c9c50ef6027fd55cbe9bcf01796. как бы чего не случилось человек в футляре фото. как бы чего не случилось человек в футляре-78179c9c50ef6027fd55cbe9bcf01796. картинка как бы чего не случилось человек в футляре. картинка 78179c9c50ef6027fd55cbe9bcf01796.Иллюстрация Д.А. Дубинского

Тогда он пошёл к Коваленко в гости и сделал ему замечание: нельзя педагогам и женщинам ездить на велосипедах! Коваленко вспылил, послал гостя «к чертям собачьим» и спустил с лестницы. Варенька как раз возвращалась домой, увидела упавшего Беликова и рассмеялась.

как бы чего не случилось человек в футляре. b53b0ff623f5b2df624df05ef1c87d33. как бы чего не случилось человек в футляре фото. как бы чего не случилось человек в футляре-b53b0ff623f5b2df624df05ef1c87d33. картинка как бы чего не случилось человек в футляре. картинка b53b0ff623f5b2df624df05ef1c87d33.Иллюстрация П. Пикнисевича

Униженный учитель после этого слёг и через месяц умер. Хоронили его в плохую погоду — все учителя были в калошах и с зонтиками, словно отдавая дань памяти «человеку в футляре». А сам Беликов в гробу казался довольным: он наконец-то лёг в футляр, «из которого уже никогда не выйдет».

Поначалу надеялись, что без унылого учителя в городе воцарится свобода. Но горожане так и продолжили жить по-прежнему: сурово, утомительно и бестолково.

Закончив рассказ, Буркин сокрушается, что людей вроде Беликова ещё очень много. Иван Иваныч начинает философствовать, что жить в тесном городе, заниматься бессмысленными делами, лгать и слушать ложь, проводить время среди глупых людей — это и есть наш футляр. Но Буркин останавливает его размышления: пора спать.

Герои произведения

Беликов

Беликов — учитель древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Его имя и отчество в рассказе не называются. Известно, что ему уже за 40. Он скучен и боязлив, отгораживается от мира тёмными очками, воротником и мыслями о Древней Греции.

Казалось бы, Беликова можно пожалеть. Из-за своей тревожности он лишён простых человеческих радостей. Вся его жизнь — страдание, причём абсолютно бесцельное. Беликов и на работу идёт со страхом, и к другим учителям в гости ходит лишь из чувства долга. И дома ему нет покоя: лёжа по ночам в постели, он боится, как бы его не зарезал собственный повар.

Но Беликов не просто «маленький человек», страдающий от своей ничтожности. В отличие от презираемого всеми щедринского «премудрого пискаря», он сумел подчинить себе других, навести в городе свои порядки. Парадоксальный образом этого человека, живущего в вечном страхе, боятся все остальные. «Как бы чего не вышло», — рассуждают горожане вслед за Беликовым.

Роман с Варенькой даёт ему шанс вырваться из круга бесконечных страхов. Но Беликов оказывается к такому не готов: «Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр». В итоге его «любовь» погибает из-за карикатуры и велосипеда.

Учитель умирает, но его похороны не выглядят трагично. Наоборот, горожане втайне радуются своему освобождению. Да и покойный Беликов кажется довольным: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!».

Варенька

Варвара Саввишна Коваленко — сестра учителя географии, который работает в одной гимназии с Беликовым. Это украинка лет 30, «высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поёт малороссийские романсы и хохочет». Варенька описана как девушка простоватая, но симпатичная.

Беликову она начинает выказывать благосклонность. С братом они постоянно ссорятся, и ей уже хочется выйти замуж — «для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти».

Когда Беликова хоронили, Варенька «всплакнула». Что было с ней дальше, не говорится. Скорее всего, судьба этой жизнерадостной девушки без Беликова сложится только лучше.

как бы чего не случилось человек в футляре. 46a079be9c8ab37b3f4e8b7ed83aa29b. как бы чего не случилось человек в футляре фото. как бы чего не случилось человек в футляре-46a079be9c8ab37b3f4e8b7ed83aa29b. картинка как бы чего не случилось человек в футляре. картинка 46a079be9c8ab37b3f4e8b7ed83aa29b.С.С. Боим

Коваленко

Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии в гимназии, где работает Беликов. Он полная противоположность «человека в футляре»: молодой, горячий, сильный. Вот он идёт по улице — «высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка».

Неудивительно, что Коваленко «возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог». Для него Беликов — символ «удушающей» атмосферы, царящей в городе и гимназии.

Вялотекущий конфликт Беликова с Коваленко заканчивается открытым столкновением, когда учитель древнегреческого пытается запретить географу катание на велосипеде. Коваленко выгоняет советчика из дома и в итоге становится одним из невольных «виновников» его смерти.

Анализ рассказа. Что писать в сочинении?

Тема рассказа «Человек в футляре» — страх перед жизнью, несовместимый со свободой и счастьем.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с непредсказуемостью, новизной, определённым риском — всем тем, чего так боится учитель Беликов. Он всё время выбирает безопасность и одиночество, но они не спасают его от тревоги. В итоге Беликов проживает ничтожную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, женившись на Вареньке.

Вопрос, который автор ставит перед читателем, даже не в том, хорош или плох учитель Беликов. Вряд ли хоть кто-то из читателей всерьёз хотел бы быть похожим на «человека в футляре». Не зря выражение «человек в футляре» в русском языке стало крылатым, и произносят его всегда с осуждением.

Но Чехов рассказывает не просто о трагикомической судьбе провинциального учителя. Он предлагает задуматься о «футляре», который общество и каждый из нас создают себе сами.

После смерти Беликова горожане ждали, что теперь заживут свободнее, но уже спустя несколько дней жизнь их потекла по-прежнему, «такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне». «Беликова похоронили, а сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!» — завершает свой рассказ учитель Буркин.

Можно ли всем нам избавиться от своих «футляров»? На этот вопрос Чехов ответа не даёт. Устами Буркина он пресекает рассуждения Ивана Иваныча на эту тему, оставляя читателя самого раздумывать над этой проблемой.

Источник

Человек в футляре (сборник) — Чехов А.П.

Человек в футляре

На самом краю села Миро­но­сиц­кого, в сарае ста­ро­сты Про­ко­фия, рас­по­ло­жи­лись на ноч­лег запоз­дав­шие охот­ники. Их было только двое: вете­ри­нар­ный врач Иван Ива­ныч и учи­тель гим­на­зии Бур­кин. У Ивана Ива­ныча была довольно стран­ная, двой­ная фами­лия – Чимша-Гима­лай­ский, кото­рая совсем не шла ему, и его во всей губер­нии звали про­сто по имени и отче­ству; он жил около города на кон­ском заводе и при­е­хал теперь на охоту, чтобы поды­шать чистым воз­ду­хом. Учи­тель же гим­на­зии Бур­кин каж­дое лето гостил у гра­фов П. и в этой мест­но­сти давно уже был своим человеком.

Не спали. Иван Ива­ныч, высо­кий худо­ща­вый ста­рик с длин­ными усами, сидел сна­ружи у входа и курил трубку; его осве­щала луна. Бур­кин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках.

Рас­ска­зы­вали раз­ные исто­рии. Между про­чим, гово­рили о том, что жена ста­ро­сты, Мавра, жен­щина здо­ро­вая и неглу­пая, во всю свою жизнь нигде не была дальше сво­его род­ного села, нико­гда не видела ни города, ни желез­ной дороги, а в послед­ние десять лет все сидела за печью и только по ночам выхо­дила на улицу.

– О, как зву­чен, как пре­кра­сен гре­че­ский язык! – гово­рил он со слад­ким выра­же­нием; и, как бы в дока­за­тель­ство своих слов, при­щу­ри­вал глаза и, под­няв палец, про­из­но­сил: – Антропос!

И мысль свою Бели­ков также ста­рался запря­тать в футляр.

Для него были ясны только цир­ку­ляры и газет­ные ста­тьи, в кото­рых запре­ща­лось что-нибудь. Когда в цир­ку­ляре запре­ща­лось уче­ни­кам выхо­дить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь ста­тье запре­ща­лась плот­ская любовь, то это было для него ясно, опре­де­ленно; запре­щено – и баста. В раз­ре­ше­нии же и поз­во­ле­нии скры­вался для него все­гда эле­мент сомни­тель­ный, что-то недо­ска­зан­ное и смут­ное. Когда в городе раз­ре­шали дра­ма­ти­че­ский кру­жок, или читальню, или чай­ную, то он пока­чи­вал голо­вой и гово­рил тихо:

– Оно, конечно, так-то так, все это пре­красно, да как бы чего не вышло.

Вся­кого рода нару­ше­ния, укло­не­ния, отступ­ле­ния от пра­вил при­во­дили его в уны­ние, хотя, каза­лось бы, какое ему дело? Если кто из това­ри­щей опаз­ды­вал на моле­бен, или дохо­дили слухи о какой-нибудь про­казе гим­на­зи­стов, или видели класс­ную даму поздно вече­ром с офи­це­ром, то он очень вол­но­вался и все гово­рил, как бы чего не вышло. А на педа­го­ги­че­ских сове­тах он про­сто угне­тал нас своею осто­рож­но­стью, мни­тель­но­стью и сво­ими чисто футляр­ными сооб­ра­же­ни­ями насчет того, что вот-де в муж­ской и жен­ской гим­на­зиях моло­дежь ведет себя дурно, очень шумит в клас­сах, – ах, как бы не дошло до началь­ства, ах, как бы чего не вышло, – и что если б из вто­рого класса исклю­чить Пет­рова, а из чет­вер­того – Его­рова, то было бы очень хорошо. И что же? Сво­ими вздо­хами, нытьем, сво­ими тем­ными очками на блед­ном, малень­ком лице, – зна­ете, малень­ком лице, как у хорька, – он давил нас всех, и мы усту­пали, сбав­ляли Пет­рову и Его­рову балл по пове­де­нию, сажали их под арест и в конце кон­цов исклю­чали и Пет­рова и Его­рова. Было у него стран­ное обык­но­ве­ние – ходить по нашим квар­ти­рам. При­дет к учи­телю, сядет и мол­чит, и как будто что-то высмат­ри­вает. Поси­дит этак, молча, час-дру­гой и уйдет. Это назы­ва­лось у него «под­дер­жи­вать доб­рые отно­ше­ния с това­ри­щами», и, оче­видно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что счи­тал это своею това­ри­ще­скою обя­зан­но­стью. Мы, учи­теля, боя­лись его. И даже дирек­тор боялся. Вот подите же, наши учи­теля народ всё мыс­ля­щий, глу­боко поря­доч­ный, вос­пи­тан­ный на Тур­ге­неве и Щед­рине, однако же этот чело­ве­чек, ходив­ший все­гда в кало­шах и с зон­ти­ком, дер­жал в руках всю гим­на­зию целых пят­на­дцать лет! Да что гим­на­зию? Весь город! Наши дамы по суб­бо­там домаш­них спек­так­лей не устра­и­вали, боя­лись, как бы он не узнал; и духо­вен­ство стес­ня­лось при нем кушать ско­ром­ное и играть в карты. Под вли­я­нием таких людей, как Бели­ков, за послед­ние десять – пят­на­дцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко гово­рить, посы­лать письма, зна­ко­миться, читать книги, боятся помо­гать бед­ным, учить грамоте…

Иван Ива­ныч, желая что-то ска­зать, каш­ля­нул, но сна­чала заку­рил трубку, погля­дел на луну и потом уже ска­зал с расстановкой:

– Да. Мыс­ля­щие, поря­доч­ные, читают и Щед­рина, и Тур­ге­нева, раз­ных там Боклей и про­чее, а вот под­чи­ни­лись же, тер­пели… То-то вот оно и есть.

– Бели­ков жил в том же доме, где и я, – про­дол­жал Бур­кин, – в том же этаже, дверь про­тив двери, мы часто виде­лись, и я знал его домаш­нюю жизнь. И дома та же исто­рия: халат, кол­пак, ставни, задвижки, целый ряд вся­ких запре­ще­ний, огра­ни­че­ний, и – ах, как бы чего не вышло. Пост­ное есть вредно, а ско­ром­ное нельзя, так как, пожа­луй, ска­жут, что Бели­ков не испол­няет постов, и он ел судака на коро­вьем масле, – пища не пост­ная, но и нельзя ска­зать чтобы ско­ром­ная. Жен­ской при­слуги он не дер­жал из страха, чтобы о нем не думали дурно, а дер­жал повара Афа­на­сия, ста­рика лет шести­де­сяти, нетрез­вого и поло­ум­ного, кото­рый когда-то слу­жил в ден­щи­ках и умел кое-как стря­пать. Этот Афа­на­сий стоял обык­но­венно у двери, скре­стив руки, и все­гда бор­мо­тал одно и то же с глу­бо­ким вздохом:

– Много уж их нынче развелось!

Спальня у Бели­кова была малень­кая, точно ящик, кро­вать была с поло­гом. Ложась спать, он укры­вался с голо­вой; было жарко, душно, в закры­тые двери сту­чался ветер, в печке гудело; слы­ша­лись вздохи из кухни, вздохи зловещие…

И ему было страшно под оде­я­лом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не заре­зал Афа­на­сий, как бы не забра­лись воры, и потом всю ночь видел тре­вож­ные сны, а утром, когда мы вме­сте шли в гим­на­зию, был ску­чен, бле­ден, и было видно, что мно­го­люд­ная гим­на­зия, в кото­рую он шел, была страшна, про­тивна всему суще­ству его и что идти рядом со мной ему, чело­веку по натуре оди­но­кому, было тяжко.

– Очень уж шумят у нас в клас­сах, – гово­рил он, как бы ста­ра­ясь отыс­кать объ­яс­не­ние сво­ему тяже­лому чув­ству. – Ни на что не похоже.

И этот учи­тель гре­че­ского языка, этот чело­век в футляре, можете себе пред­ста­вить, едва не женился.

Иван Ива­ныч быстро огля­нулся в сарай и сказал:

– Да, едва не женился, как это ни странно. Назна­чили к нам нового учи­теля исто­рии и гео­гра­фии, неко­его Кова­ленко, Миха­ила Сав­вича, из хох­лов. При­е­хал он не один, а с сест­рой Варень­кой. Он моло­дой, высо­кий, смуг­лый, с гро­мад­ными руками, и по лицу видно, что гово­рит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу… А она уже не моло­дая, лет трид­цати, но тоже высо­кая, строй­ная, чер­но­бро­вая, крас­но­ще­кая, – одним сло­вом, не девица, а мар­ме­лад, и такая раз­бит­ная, шум­ная, все поет мало­рос­сий­ские романсы и хохо­чет. Чуть что, так и зальется голо­си­стым сме­хом: ха-ха-ха! Пер­вое, осно­ва­тель­ное зна­ком­ство с Кова­лен­ками у нас, помню, про­изо­шло на име­ни­нах у дирек­тора. Среди суро­вых, напря­женно скуч­ных педа­го­гов, кото­рые и на име­нины-то ходят по обя­зан­но­сти, вдруг видим, новая Афро­дита воз­ро­ди­лась из пены: ходит, под­бо­че­нясь, хохо­чет, поет, пля­шет… Она спела с чув­ством «Виют витры», потом еще романс, и еще, и всех нас оча­ро­вала, – всех, даже Бели­кова. Он под­сел к ней и ска­зал, сладко улыбаясь:

– Мало­рос­сий­ский язык своею неж­но­стью и при­ят­ною звуч­но­стью напо­ми­нает древнегреческий.

Это польстило ей, и она стала рас­ска­зы­вать ему с чув­ством и убе­ди­тельно, что в Гадяч­ском уезде у нее есть хутор, а на хуторе живет мамочка, и там такие груши, такие дыни, такие кабаки! У хох­лов тыквы назы­вают каба­ками, а кабаки шин­ками, и варят у них борщ с крас­нень­кими и с синень­кими «такой вкус­ный, такой вкус­ный, что про­сто – ужас!».

Слу­шали мы, слу­шали, и вдруг всех нас осе­нила одна и та же мысль.

– А хорошо бы их поже­нить, – тихо ска­зала мне директорша.

Мы все почему-то вспом­нили, что наш Бели­ков не женат, и нам теперь каза­лось стран­ным, что мы до сих пор как-то не заме­чали, совер­шенно упус­кали из виду такую важ­ную подроб­ность в его жизни. Как вообще он отно­сится к жен­щине, как он решает для себя этот насущ­ный вопрос? Раньше это не инте­ре­со­вало нас вовсе; быть может, мы не допус­кали даже и мысли, что чело­век, кото­рый во вся­кую погоду ходит в кало­шах и спит под поло­гом, может любить.

– Ему давно уже за сорок, а ей трид­цать… – пояс­нила свою мысль дирек­торша. – Мне кажется, она бы за него пошла.

Чего только не дела­ется у нас в про­вин­ции от скуки, сколько ненуж­ного, вздор­ного! И это потому, что совсем не дела­ется то, что нужно. Ну вот к чему нам вдруг пона­до­би­лось женить этого Бели­кова, кото­рого даже и вооб­ра­зить нельзя было жена­тым? Дирек­торша, инспек­торша и все наши гим­на­зи­че­ские дамы ожили, даже похо­ро­шели, точно вдруг уви­дели цель жизни. Дирек­торша берет в театре ложу, и смот­рим – в ее ложе сидит Варенька с эта­ким вее­ром, сия­ю­щая, счаст­ли­вая, и рядом с ней Бели­ков, малень­кий, скрю­чен­ный, точно его из дому кле­щами выта­щили. Я даю вече­ринку, и дамы тре­буют, чтобы я непре­менно при­гла­сил и Бели­кова и Вареньку. Одним сло­вом, зара­бо­тала машина. Ока­за­лось, что Варенька не прочь была замуж. Жить ей у брата было не очень-то весело, только и знали, что по целым дням спо­рила и руга­лись. Вот вам сцена: идет Кова­ленко по улице, высо­кий, здо­ро­вый вер­зила, в выши­той сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в дру­гой тол­стая суко­ва­тая палка. За ним идет сестра, тоже с книгами.

– Да ты же, Михай­лик, этого не читал! – спо­рит она громко. – Я же тебе говорю, кля­нусь, ты не читал же этого вовсе!

– А я тебе говорю, что читал! – кри­чит Кова­ленко, гремя пал­кой по тротуару.

– Ах же, боже ж мой, Мин­чик! Чего же ты сер­дишься, ведь у нас же раз­го­вор принципиальный.

– А я тебе говорю, что я читал! – кри­чит еще громче Коваленко.

А дома, как кто посто­рон­ний, так и пере­палка. Такая жизнь, веро­ятно, наску­чила, хоте­лось сво­его угла, да и воз­раст при­нять во вни­ма­ние: тут уж пере­би­рать неко­гда, вый­дешь за кого угодно, даже за учи­теля гре­че­ского языка. И то ска­зать, для боль­шин­ства наших бары­шень за кого ни выйти, лишь бы выйти. Как бы ни было, Варенька стала ока­зы­вать нашему Бели­кову явную благосклонность.

А Бели­ков? Он и к Кова­ленку ходил так же, как к нам. При­дет к нему, сядет и мол­чит. Он мол­чит, а Варенька поет ему «Виют витры», или гля­дит на него задум­чиво сво­ими тем­ными гла­зами, или вдруг зальется:

В любов­ных делах, а осо­бенно в женитьбе, вну­ше­ние играет боль­шую роль. Все – и това­рищи и дамы – стали уве­рять Бели­кова, что он дол­жен жениться, что ему ничего больше не оста­ется в жизни, как жениться; все мы поздрав­ляли его, гово­рили с важ­ными лицами раз­ные пош­ло­сти, вроде того-де, что брак есть шаг серьез­ный; к тому же Варенька была недурна собой, инте­ресна, она была дочь стат­ского совет­ника и имела хутор, а глав­ное, это была пер­вая жен­щина, кото­рая отнес­лась к нему лас­ково, сер­дечно, – голова у него закру­жи­лась, и он решил, что ему в самом деле нужно жениться.

– Вот тут бы и отобрать у него калоши и зон­тик, – про­го­во­рил Иван Иваныч.

– Пред­ставьте, это ока­за­лось невоз­мож­ным. Он поста­вил у себя на столе порт­рет Вареньки и все ходил ко мне и гово­рил о Вареньке, о семей­ной жизни, о том, что брак есть шаг серьез­ный, часто бывал у Кова­лен­ков, но образа жизни не изме­нил нисколько. Даже наобо­рот, реше­ние жениться подей­ство­вало на него как-то болез­ненно, он поху­дел, поблед­нел и, каза­лось, еще глубже ушел в свой футляр.

– Вар­вара Сав­вишна мне нра­вится, – гово­рил он мне со сла­бой кри­вой улы­боч­кой, – и я знаю, жениться необ­хо­димо каж­дому чело­веку, но… все это, зна­ете ли, про­изо­шло как-то вдруг… Надо подумать.

– Что же тут думать? – говорю ему. – Жени­тесь, вот и все.

– Нет, женитьба – шаг серьез­ный, надо сна­чала взве­сить пред­сто­я­щие обя­зан­но­сти, ответ­ствен­ность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так бес­по­коит, я теперь все ночи не сплю. И, при­знаться, я боюсь: у нее с бра­том какой-то стран­ный образ мыс­лей, рас­суж­дают они как-то, зна­ете ли, странно, и харак­тер очень бой­кий. Женишься, а потом, чего доб­рого, попа­дешь в какую-нибудь историю.

И он не делал пред­ло­же­ния, все откла­ды­вал, к вели­кой досаде дирек­торши и всех наших дам; все взве­ши­вал пред­сто­я­щие обя­зан­но­сти и ответ­ствен­ность и между тем почти каж­дый день гулял с Варень­кой, быть может, думал, что это так нужно в его поло­же­нии, и при­хо­дил ко мне, чтобы пого­во­рить о семей­ной жизни. И, по всей веро­ят­но­сти, в конце кон­цов он сде­лал бы пред­ло­же­ние, и совер­шился бы один из тех ненуж­ных, глу­пых бра­ков, каких у нас от скуки и от нечего делать совер­ша­ются тысячи, если бы вдруг не про­изо­шел kolossalische Skandal. Нужно ска­зать, что брат Вареньки, Кова­ленко, воз­не­на­ви­дел Бели­кова с пер­вого же дня зна­ком­ства и тер­петь его не мог.

– Не пони­маю, – гово­рил он нам, пожи­мая пле­чами, – не пони­маю, как вы пере­ва­ри­ва­ете этого фис­кала, эту мерз­кую рожу. Эх, гос­пода, как вы можете тут жить! Атмо­сфера у вас уду­ша­ю­щая, пога­ная. Разве вы педа­гоги, учи­теля? Вы чино­дралы, у вас не храм науки, а управа бла­го­чи­ния, и кис­ля­ти­ной воняет, как в поли­цей­ской будке. Нет, братцы, поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор, и буду там раков ловить и хох­лят учить. Уеду, а вы оста­вай­тесь тут со своим Иудой, нехай вин лопне.

Или он хохо­тал, хохо­тал до слез то басом, то тон­ким писк­ля­вым голо­сом и спра­ши­вал меня, раз­водя руками:

– Шо он у меня сидить? Шо ему надо? Сидить и смотрить.

Он даже назва­ние дал Бели­кову «гли­тай, абож паук». И, понятно, мы избе­гали гово­рить с ним о том, что сестра его Варенька соби­ра­ется за «абож паука». И когда одна­жды дирек­торша намек­нула ему, что хорошо бы при­стро­ить его сестру за такого солид­ного, всеми ува­жа­е­мого чело­века, как Бели­ков, то он нахму­рился и проворчал:

– Не мое это дело. Пус­кай она выхо­дит хоть за гадюку, а я не люблю в чужие дела мешаться.

Теперь слу­шайте, что дальше. Какой-то про­каз­ник нари­со­вал кари­ка­туру: идет Бели­ков в кало­шах, в под­су­чен­ных брю­ках, под зон­том, и с ним под руку Варенька; внизу под­пись: «Влюб­лен­ный антро­пос». Выра­же­ние схва­чено, пони­ма­ете ли, удивительно.

Худож­ник, должно быть, про­ра­бо­тал не одну ночь, так как все учи­теля муж­ской и жен­ской гим­на­зий, учи­теля семи­на­рии, чинов­ники – все полу­чили по экзем­пляру. Полу­чил и Бели­ков. Кари­ка­тура про­из­вела на него самое тяже­лое впечатление.

Выхо­дим мы вме­сте из дому, – это было как раз пер­вое мая, вос­кре­се­нье, и мы все, учи­теля и гим­на­зи­сты, усло­ви­лись сой­тись у гим­на­зии и потом вме­сте идти пеш­ком за город в рощу, – выхо­дим мы, а он зеле­ный, мрач­нее тучи.

– Какие есть нехо­ро­шие, злые люди! – про­го­во­рил он, и губы у него задрожали.

Мне даже жалко его стало. Идем, и вдруг, можете себе пред­ста­вить, катит на вело­си­педе Кова­ленко, а за ним Варенька, тоже на вело­си­педе, крас­ная, замо­рен­ная, но весе­лая, радостная.

– А мы, – кри­чит она, – впе­ред едем! Уже ж такая хоро­шая погода, такая хоро­шая, что про­сто ужас!

И скры­лись оба. Мой Бели­ков из зеле­ного стал белым и точно оце­пе­нел. Оста­но­вился и смот­рит на меня…

– Поз­вольте, что же это такое? – спро­сил он. – Или, быть может, меня обма­ны­вает зре­ние? Разве пре­по­да­ва­те­лям гим­на­зии и жен­щи­нам при­лично ездить на велосипеде?

– Что же тут непри­лич­ного? – ска­зал я. – И пусть ката­ются себе на здоровье.

– Да как же можно? – крик­нул он, изум­ля­ясь моему спо­кой­ствию. – Что вы говорите?!

И он был так пора­жен, что не захо­тел идти дальше и вер­нулся домой.

На дру­гой день он все время нервно поти­рал руки и вздра­ги­вал, и было видно по лицу, что ему нехо­рошо. И с заня­тий ушел, что слу­чи­лось с ним пер­вый раз в жизни. И не обе­дал. А под вечер оделся потеп­лее, хотя на дворе сто­яла совсем лет­няя погода, и поплелся к Кова­лен­кам. Вареньки не было дома, застал он только брата.

– Сади­тесь, покор­нейше прошу, – про­го­во­рил Кова­ленко холодно и нахму­рил брови; лицо у него было заспан­ное, он только что отды­хал после обеда и был сильно не в духе.

Бели­ков поси­дел молча минут десять и начал:

– Я к вам при­шел, чтоб облег­чить душу. Мне очень, очень тяжело. Какой-то паск­ви­лянт нари­со­вал в смеш­ном виде меня и еще одну особу, нам обоим близ­кую. Счи­таю дол­гом уве­рить вас, что я тут ни при чем… Я не пода­вал ника­кого повода к такой насмешке, – напро­тив же, все время вел себя как вполне поря­доч­ный человек.

Кова­ленко сидел, надув­шись, и мол­чал. Бели­ков подо­ждал немного и про­дол­жал тихо, печаль­ным голосом:

– И еще я имею кое-что ска­зать вам. Я давно служу, вы же только еще начи­на­ете службу, и я счи­таю дол­гом, как стар­ший това­рищ, предо­сте­речь вас. Вы ката­е­тесь на вело­си­педе, а эта забава совер­шенно непри­лична для вос­пи­та­теля юношества.

– Почему же? – спро­сил Кова­ленко басом.

– Да разве тут надо еще объ­яс­нять, Михаил Сав­вич, разве это не понятно? Если учи­тель едет на вело­си­педе, то что же оста­ется уче­ни­кам? Им оста­ется только ходить на голо­вах! И раз это не раз­ре­шено цир­ку­лярно, то и нельзя. Я вчера ужас­нулся! Когда я уви­дел вашу сест­рицу, то у меня пому­ти­лось в гла­зах. Жен­щина или девушка на вело­си­педе – это ужасно!

– Что же, соб­ственно, вам угодно?

– Мне угодно только одно – предо­сте­речь вас, Михаил Сав­вич. Вы – чело­век моло­дой, у вас впе­реди буду­щее, надо вести себя очень, очень осто­рожно, вы же так ман­ки­ру­ете, ох, как ман­ки­ру­ете! Вы ходите в выши­той сорочке, посто­янно на улице с какими-то кни­гами, а теперь вот еще вело­си­пед. О том, что вы и ваша сест­рица ката­е­тесь на вело­си­педе, узнает дирек­тор, потом дой­дет до попе­чи­теля… Что же хорошего?

– Что я и сестра ката­емся на вело­си­педе, никому нет до этого дела! – ска­зал Кова­ленко и побаг­ро­вел. – А кто будет вме­ши­ваться в мои домаш­ние и семей­ные дела, того я пошлю к чер­тям собачьим.

Бели­ков поблед­нел и встал.

– Если вы гово­рите со мной таким тоном, то я не могу про­дол­жать, – ска­зал он. – И прошу вас нико­гда так не выра­жаться в моем при­сут­ствии о началь­ни­ках. Вы должны с ува­же­нием отно­ситься к властям.

– А разве я гово­рил что дур­ное про вла­стей? – спро­сил Кова­ленко, глядя на него со зло­бой. – Пожа­луй­ста, оставьте меня в покое. Я чест­ный чело­век и с таким гос­по­ди­ном, как вы, не желаю раз­го­ва­ри­вать. Я не люблю фискалов.

Бели­ков нервно засу­е­тился и стал оде­ваться быстро, с выра­же­нием ужаса на лице. Ведь это пер­вый раз в жизни он слы­шал такие грубости.

– Можете гово­рить, что вам угодно, – ска­зал он, выходя из перед­ней на пло­щадку лест­ницы. – Я дол­жен только пре­ду­пре­дить вас: быть может, нас слы­шал кто-нибудь, и чтобы не пере­тол­ко­вали нашего раз­го­вора и чего-нибудь не вышло, я дол­жен буду доло­жить гос­по­дину дирек­тору содер­жа­ние нашего раз­го­вора… в глав­ных чер­тах. Я обя­зан это сделать.

– Доло­жить? Сту­пай докладывай!

Кова­ленко схва­тил его сзади за ворот­ник и пих­нул, и Бели­ков пока­тился вниз по лест­нице, гремя сво­ими кало­шами. Лест­ница была высо­кая, кру­тая, но он дока­тился донизу бла­го­по­лучно; встал и потро­гал себя за нос: целы ли очки? Но как раз в то время, когда он катился по лест­нице, вошла Варенька и с нею две дамы; они сто­яли внизу и гля­дели – и для Бели­кова это было ужас­нее всего. Лучше бы, кажется, сло­мать себе шею, обе ноги, чем стать посме­ши­щем: ведь теперь узнает весь город, дой­дет до дирек­тора, попе­чи­теля, – ах, как бы чего не вышло! – нари­суют новую кари­ка­туру, и кон­чится все это тем, что при­ка­жут подать в отставку…

Когда он под­нялся, Варенька узнала его и, глядя на его смеш­ное лицо, помя­тое пальто, калоши, не пони­мая, в чем дело, пола­гая, что это он упал сам неча­янно, не удер­жа­лась и захо­хо­тала на весь дом:

И этим рас­ка­ти­стым, залив­ча­тым «ха-ха-ха» завер­ши­лось все: и сва­тов­ство, и зем­ное суще­ство­ва­ние Бели­кова. Уже он не слы­шал, что гово­рила Варенька, и ничего не видел. Вер­нув­шись к себе домой, он прежде всего убрал со стола порт­рет, а потом лег и уже больше не вставал.

Дня через три при­шел ко мне Афа­на­сий и спро­сил, не надо ли послать за док­то­ром, так как-де с бари­ном что-то дела­ется. Я пошел к Бели­кову. Он лежал под поло­гом, укры­тый оде­я­лом, и мол­чал; спро­сишь его, а он только да или нет – и больше ни звука. Он лежит, а возле бро­дит Афа­на­сий, мрач­ный, нахму­рен­ный, и взды­хает глу­боко; а от него вод­кой, как из кабака.

Через месяц Бели­ков умер. Хоро­нили мы его все, то есть обе гим­на­зии и семи­на­рия. Теперь, когда он лежал в гробу, выра­же­ние у него было крот­кое, при­ят­ное, даже весе­лое, точно он был рад, что нако­нец его поло­жили в футляр, из кото­рого он уже нико­гда не вый­дет. Да, он достиг сво­его иде­ала! И как бы в честь его, во время похо­рон была пас­мур­ная, дожд­ли­вая погода, и все мы были в кало­шах и с зон­тами. Варенька тоже была на похо­ро­нах и, когда гроб опус­кали в могилу, всплак­нула. Я заме­тил, что хох­лушки только пла­чут или хохо­чут, сред­него же настро­е­ния у них не бывает.

При­зна­юсь, хоро­нить таких людей, как Бели­ков, это боль­шое удо­воль­ствие. Когда мы воз­вра­ща­лись с клад­бища, то у нас были скром­ные, пост­ные физио­но­мии; никому не хоте­лось обна­ру­жить этого чув­ства удо­воль­ствия, – чув­ства, похо­жего на то, какое мы испы­ты­вали давно-давно, еще в дет­стве, когда стар­шие уез­жали из дому и мы бегали по саду час-дру­гой, насла­жда­ясь пол­ною сво­бо­дой. Ах, сво­бода, сво­бода! Даже намек, даже сла­бая надежда на ее воз­мож­ность дает душе кры­лья, не правда ли?

Вер­ну­лись мы с клад­бища в доб­ром рас­по­ло­же­нии. Но про­шло не больше недели, и жизнь потекла по-преж­нему такая же суро­вая, уто­ми­тель­ная, бес­тол­ко­вая, жизнь, не запре­щен­ная цир­ку­лярно, но и не раз­ре­шен­ная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Бели­кова похо­ро­нили, а сколько еще таких чело­ве­ков в футляре оста­лось, сколько их еще будет!

– То-то вот оно и есть, – ска­зал Иван Ива­ныч и заку­рил трубку.

– Сколько их еще будет! – повто­рил Буркин.

Учи­тель гим­на­зии вышел из сарая. Это был чело­век неболь­шого роста, тол­стый, совер­шенно лысый, с чер­ной боро­дой чуть не по пояс; и с ним вышли две собаки.

– Луна-то, луна! – ска­зал он, глядя вверх.

Была уже пол­ночь. Направо видно было все село, длин­ная улица тяну­лась далеко, верст на пять. Все было погру­жено в тихий, глу­бо­кий сон; ни дви­же­ния, ни звука, даже не верится, что в при­роде может быть так тихо. Когда в лун­ную ночь видишь широ­кую сель­скую улицу с ее избами, сто­гами, уснув­шими ивами, то на душе ста­но­вится тихо; в этом своем покое, укрыв­шись в ноч­ных тенях от тру­дов, забот и горя, она кротка, печальна, пре­красна, и кажется, что и звезды смот­рят на нее лас­ково и с уми­ле­нием, и что зла уже нет на земле, и все бла­го­по­лучно. Налево с края села начи­на­лось поле; оно было видно далеко, до гори­зонта, и во всю ширь этого поля, зали­того лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни звука.

– То-то вот оно и есть, – повто­рил Иван Ива­ныч. – А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тес­ноте, пишем ненуж­ные бумаги, играем в винт, – разве это не футляр? А то, что мы про­во­дим всю жизнь среди без­дель­ни­ков, сутяг, глу­пых, празд­ных жен­щин, гово­рим и слу­шаем раз­ный вздор – разве это не футляр? Вот если жела­ете, то я рас­скажу вам одну очень поучи­тель­ную историю.

– Нет, уж пора спать, – ска­зал Бур­кин. – До завтра.

Оба пошли в сарай и легли на сене. И уже оба укры­лись и задре­мали, как вдруг послы­ша­лись лег­кие шаги: туп, туп… Кто-то ходил неда­леко от сарая; прой­дет немного и оста­но­вится, а через минуту опять: туп, туп… Собаки заворчали.

– Это Мавра ходит, – ска­зал Буркин.

– Видеть и слы­шать, как лгут, – про­го­во­рил Иван Ива­ныч, пово­ра­чи­ва­ясь на дру­гой бок, – и тебя же назы­вают дура­ком за то, что ты тер­пишь эту ложь; сно­сить обиды, уни­же­ния, не сметь открыто заявить, что ты на сто­роне чест­ных, сво­бод­ных людей, и самому лгать, улы­баться, и все это из-за куска хлеба, из-за теп­лого угла, из-за какого-нибудь чинишка, кото­рому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!

– Ну, уж это вы из дру­гой оперы, Иван Ива­ныч, – ска­зал учи­тель. – Давайте спать.

И минут через десять Бур­кин уже спал. А Иван Ива­ныч все воро­чался с боку на бок и взды­хал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у две­рей, заку­рил трубочку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *