как называется эффект когда начинаешь замечать то о чем думаешь
Феномен Баадера-Майнхофа: если вы что-то узнали, то вероятнее всего, скоро опять об этом услышите
Вы, возможно, слышали о феномене Баадера-Майнхофа раньше. Возможно даже, вы слышали об этом совсем недавно. Если нет, то, скорее всего, очень скоро снова услышите. Феномен Баадера-Майнхоф заключается в том, что услышав или узнав единожды что-то вам неизвестное, вы очень скоро снова наталкиваетесь на ту же информацию, которая была в общем доступе и до этого, однако до вас не доходила. И часто не единожды. Фраза, «так странно, я совсем недавно слышал об этом», собственно, определяет наличие феномена.
Большинство людей сталкиваются с этим феноменом по крайней мере несколько раз в жизни, тогда как другие сталкиваются с этим настолько регулярно, что уже ждут повторных поступлений новой информации. Но какова причина феномена? Есть ли какой-то скрытый смысл за феноменом Баадера-Майнхофа?
Явление имеет некоторое сходство с синхронностью, что является переживанием многих совпадений. Вроде того, как стоит вам подумать о том, где тот или иной человек, или что надо бы ему позвонить, как от него раздаётся звонок. Оба этих явления вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения. В обоих случаях часто вспоминается судьба, когда кажется, существует механизм, определяющий что должно произойти. как будто мы наблюдаем кость домино, которой суждено упасть в ряду событий, находящихся вне нашего контроля.
Несмотря на убеждение науки, что мы сами вызываем частые совпадения, что-то подсказывает, что такое объяснение будет недостаточным. Наш опыт показывает, что частое столкновение с ранее неизвестной информацией происходит слишком точно и часто, чтобы объясняться вот так просто. Но наблюдение само по себе крайне несовершенно, и нельзя ему полностью доверять.
Причина в том, что наш разум находится в плену готовых установок в отношении паттернов (pattern здесь: тенденция; прим. mixednews.ru). Наш мозг является превосходным инструментом распознавания паттернов, эта особенность очень полезна для обучения, но также ведёт к тому, что мозг придаёт важное значение малозначимым событиям. Учитывая ту бомбардировку из имён, слов и идей, которым человек подвергается ежедневно, неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности. Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которая больше не повторяется, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.
На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору паттернов… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие. Короче говоря, паттерны являются в некотором роде привычкой восприятия.
Но когда мы слышим имя или факт, о котором слышали буквально вчера, то нам кажется что это нечто большее, чем просто совпадение. Это происходит потому, что феномен усиливает эффект новизны, когнитивное искажение, которое усиливает важность предыдущего наблюдения. Это в свою очередь увеличивает будущую внимательность относительно определённого факта, когда мы снова столкнёмся с ним в скором времени.
Почему феномен получил такое название точно неизвестно. Возможно кто-то изучал немецкие группировки городских партизан, в частности «Красные бригады» Баадера-Майнхофа, и затем через короткое время снова о них услышал.
Но как бы ни назывался феномен, можно сказать с уверенностью, что феномен Баадер-Майнхоф своей магией и таинственностью разбавляет косную и скучную науку, и её зловещую когорту: факты. И если вы никогда не слышали об этом феномене раньше, ждите следующего о нём упоминания в течение следующих нескольких дней.
[Когнитивочка] Феномен Баадера-Майнхоф и другие когнитивные явления, основанные на внимании, интерпретации и совпадениях
Феномен Баадера-Майнхоф — это когда вы узнали что-то новое, а потом видите это вообще везде. Выучили новое слово, а его теперь употребляют по телевизору и в песнях. Прошли игру, а про нее теперь выходит куча обзоров и мнений. Нашли отличный канал на Youtube и теперь в комментариях на DTF постоянно видите его упоминания.
Это мой первый пост по заявкам подписчиков, чувствую себя успешным блогером!
Мне кажется, что феномен Баадера-Майнхоф — это относительно известное явление, поэтому я решил расширить тему до когнитивных искажений, основанных на внимании, интерпретации и совпадениях. Хотя ключевая фраза здесь — «мне кажется». Мы же уже в курсе про эвристику доступности — очевидно же, что я неверно оцениваю известность явления.
Это не проблема плохой внимательности, а важная для выживания вещь. Вокруг человека проходит столько информации, что мозг просто не мог бы ее всю перерабатывать, очень сильно уставал и хуже работал в действительно важных задачах. Я сейчас даже не про fake news и соц-сеточки (их, кстати, мозг плохо фильтрует), а просто про обычные события: люди мимо проходят, птицы летят какие-то, кто-то по телефону говорит. Нам просто не нужна эта информация, поэтому она игнорируется.
Есть очень хороший эксперимент на эту тему.
Даже если это не очень-то и нужно лично вам.
Мозг очень легко настроить на поиск какой-то информации и фокусировку на этой информации. Классический пример — не думайте о белом медведе (эксперимент Вегнера). Скорее всего, теперь вам очень сложно не думать о белом медведе, потому что он уже есть у вас в контексте.
Или, например, когда Канеман в своей книге «Думай медленно… решай быстро» пишет «Вы бы могли параллельно с чтением легко считать количество слогов в словах, просто вы этого не делаете», то я замечаю, как начинаю читать чуть медленнее и обращаю внимание на слоги. К счастью, это проходит меньше, чем за минуту.
Еще один пример из моей жизни — я когда-то обратил внимание на то, что у одной из машин был номерной знак с буквами СС. После этого я еще где-то неделю пытался перестать смотреть на номера припаркованных машин. Зато я узнал, что буквы СС встречаются довольно часто.
В 1994 году в газете St. Paul Pioneer Press, издававшейся в г. Сент-Пол, штат Миннесота, опубликовали историю одного из читателей. В ней рассказывалось о том, как один знакомый автора дважды за день из разных источников услышал о «банде Баадера-Майнхоф» — немецкой леворадикальной террористической организации «Фракция Красной Армии», одними из лидеров которой были Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф. Типа, никогда о ней раньше не слышали, какая-то местечковая организация, не на слуху вообще, а тут сразу из нескольких источников про нее говорили — вот же ж совпадение! После этого в газету от читателей пришло много писем, где они рассказывали о похожих историях. Так и закрепилось название: феномен Баадера-Майнхоф (the Baader-Meinhof phenomenon).
В 2005 году профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики предложил название «иллюзия частотности» (frequency illusion). Я до этого дня такого названия не слышал, в популярной культуре оно как-то меньше закрепилось. Хотя гугл говорит, что названия примерно одинаково известны.
Арнольд Цвики также предположил, что иллюзия частотности является результатом совместного действия двух когнитивных искажений: селективного внимания (selective attention) и склонности к подтверждению своей точки зрения (confirmation bias). Подробнее о них будет чуть дальше в этом посте.
В общем, суть феномена Баадера-Майнхоф в том, что люди начинают повсюду замечать то, о чем только что узнали или с чем имели дело недавно. У меня так бывает с английскими словами. Я узнаю в каком-то тексте или где-нибудь еще новое слово и после этого часто его замечаю в других текстах и видео. Но оно и до этого везде было, просто я его не замечал — видел незнакомое слово, понимал смысл из контекста и просто читал дальше.
Это не какое-то известное явление, а скорее просто мое личное наблюдение и моя собственная интерпретация какого-то известного искажения (возможно, того же феномена Баадера-Майнхоф). Оно проявляется в том, что если у тебя есть какая-то проблема, то решение может найтись абсолютно случайно. Например, на глаза попадается какое-нибудь объявление, или в соц-сетях появляется нужный пост, или кто-то неподалеку обсуждает такую же проблему.
Принцип здесь тот же самый: все эти решения проблем появлялись всегда, просто пока не было проблемы, на них мало кто обращал внимание.
Иногда такие решения проблем приписывают божьей помощи, иногда — удаче (в эзотерическом смысле), а иногда — псевдонаучному принципу «мысль материальна» (фильм «Секрет» или книга «Трансерфинг реальности»).
Селективное восприятие — это склонность людей уделять внимание тем элементам окружения, которые согласуются с их ожиданиями, и игнорировать остальное.
Был такой эксперимент: зрители смотрели диафильм особо ожесточённого матча по американскому футболу между Принстонским университетом и Дартмутским колледжем. Зрители из Принстона заметили почти в два раза больше нарушений, совершённых дартмутской командой, чем зрители из Дартмута.
Она же «предвзятость подтверждения». Это склонность человека искать и интерпретировать такую информацию или отдавать предпочтение такой информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.
Грубо говоря (очень грубо, извините), можно привести пример в духе DTF: сонибои лучше замечают подтверждения тому, что SSD изменит игры, а биллибои — что терафлопсы. Извините за вброс, автор не призывает к платформосрачам, платформосрачи — это плохо, не делайте платформосрачи!
Одно из следствий из прошлых двух пунктов. Эффект враждебных СМИ (Hostile media effect) — одна из теорий массовой коммуникации, согласно которой человек с ярко выраженной позицией по какому-либо вопросу склонен воспринимать нейтральное освещение этого вопроса в СМИ как предвзятое и поддерживающее мнение его оппонента.
Это одна и причин, почему любая новость про SSD сейчас обречена на срач в комментариях. Автор не призывает к платформосрачам, платформосрачи — это плохо, не делайте платформосрачи!
Апофения — это склонность находить взаимосвязи там, где их нет. Изначально это считалось психическим отклонением, но сейчас в широком смысле это относится и к здоровым людям тоже.
Одно из широко известных проявлений апофении — это «Тёмная сторона радуги». Это теория, согласно которой альбом The Dark Side of the Moon (1973 год) группы Pink Floyd и кинофильм «Волшебник страны Оз» (1939 год) полностью совпадают и становятся единым художественным произведением, если включить музыку сразу после того, как в третий раз прорычит лев из заставки киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Фанаты заметили более ста совпадений между текстом и музыкой альбома и событиями фильма, но музыканты Pink Floyd всегда опровергали эту теорию.
Апофения и терминальная стадия склонности к подтверждению своей точки зрения вместе с некоторыми другими искажениями рождают страшное. Конспирологи, антипрививочники, ВИЧ-диссиденты, 5G-диссиденты — это все сюда. Прививки вызывают аутизм. ВИЧ не существует. 5G вызывает короновирус. Вакцинация — это прикрытие для чипирования.
Про феномен Баадера-Майнхоф есть отличное видео у Utopia Show. Там они большое внимание уделяют числам и нумерологии, что не удивительно, учитывая, что одно из направлений канала — это разрушение мифов про НЛО, приведений и лженауку. В видео говорится, что люди находят совпадения в числах просто потому, что их внимание отфильтровывает неинтересные для них числа и запоминает те, которые складываются в определенные последовательности.
Принцип невероятности (The Improbability Principle) — это принцип, который хорошо описывается фразой: «В мире происходит так много событий, что будет необычно, если в этот день не произойдет ничего необычного». Молния ударила два раза в одного человека за один день? Возьмите количество молний, которые случаются каждый день, и возьмите всех людей, которые есть в мире. Получится явно ненулевая вероятность.
The Improbability Principle — это книга, написанная статистиком David J. Hand. В ней он описывает 5 законов, которые приводят к принципу невероятности. Я бы выделил из них 3 наиболее интересных — один про статистику и два про когнитивистику.
Мы уже разобрали закон больших чисел в одном из прошлых постов про эвристику репрезентативности. Он утверждает, что при большом количестве экспериментальных событий среднее значение будет стремиться к математическому ожиданию. Закон действительно больших чисел утверждает, что если у какого-то исхода есть ненулевая вероятность, то при «действительно» большом количестве событий, оно обязательно случится, какой бы маленькой ни была вероятность.
Люди склонны не учитывать время при оценке статистики. Возьмем пример с молниями, ударившими одного и того же бедолагу два раза за день. Молнии бьют каждый день на протяжении лет, веков и тысячелетий. Значит, в вероятности помимо количества молний и людей нужно учитывать еще и время, что делает ее еще выше.
Склонность людей считать похожие события идентичными. Например, кто-то встретил своего знакомого в отпуске в другой стране. Вот это совпадение! А потом вернулся и встретил этого же знакомого опять, но уже в своем городе. А потом поехал в отпуск опять и встретил там еще одного знакомого. Эти три события не идентичны (разные люди, разные города), но они «довольно похожи». Поэтому фактическая вероятность увеличивается, но человек склонен объединять такие совпадения в одну группу.
Или, в примере с молниями — если одна из молний ударит второй раз не в человека, а в дерево рядом с ним, то люди все равно объединят эти события.
Мне очень нравится принцип невероятности и особенно принцип «довольно похоже». Они объясняют довольно много интересного и объединяют статистику с когнитивистикой. Феномен Баадера-Майнхоф может усугубляться, если человек не просто замечает идентичные явления, а «достаточно похожие» явления. Например, не упоминания игры, которую только что прошел, а упоминания ее разработчика или жанра. «О, я только что прошел Dishonored, а тут сразу статьи про Arkane Studios и про immersive sim, да вы следите за мной!».
Одна из крутых американских городских легенд, которая сильно опирается на нумерологию и совпадения, — это мистическое сходство жизни и смерти Авраама Линкольна и Джона Фицджеральда Кеннеди.
Разберем несколько совпадений с точки зрения когнитивистики и того, что мы сегодня узнали.
Остальные примеры можете посмотреть в википедии.
Итак, как это все работает? Для начала берем все возможные цифры, которые мы можем найти. Количество букв в имени, в фамилии, в именах жен, детей, домашних животных, преемников, друзей, секретарей, в названии родного города. Потом берем даты: родился, умер, стал президентом, женился, появились дети, получил промежуточную должность. Потом берем суммы чисел в датах и других цифрах (это вообще одна из самых бредовых тем в нумерологии, я считаю).
То же самое делаем с названиями. Имена президентов, их родственников, коллег, родных городов, любимой породы собак, машин, недвижимости в собственности.
Получаем огромное количество данных. Настолько огромное, что начинает работать закон действительно больших чисел. Не совпали даты рождения президентов? Зато в именах одинаковое количество цифр. Ну или фамилия одного совпадает с машиной второго. Что-нибудь обязательно совпадет.
Теперь возьмем принцип «достаточно похоже» и разберем некоторые факты конкретно, чтобы показать, как факты притягиваются к друг другу, если они немного похожи.
John Wilkes Booth и Lee Harvey Oswald — по пятнадцать букв
Сравниваются полные имена, включая среднее имя.
Lincoln и Kennedy — по семь букв
Сравниваются только фамилии. Имена разной длины.
Andrew Johnson и Lyndon Johnson — по тринадцать букв
Полное имя Линдона Джонсона — Lyndon Baines Johnson. Т.е. сравниваются длины не полных имен. Фамилии у них одинаковые, поэтому получается, что просто совпали длины первых имен: Andrew и Lyndon.
Здесь просто совпадение имен и названий. Линкольн человек сравнивается с «Линкольном» машиной. Театр Форда принадлежал Джону Томпсону Форду, «Форд Мотор Компани» — Генри Форду.
Оба президента любили сидеть в кресле-качалке. Кроме того, Линкольн был убит, находясь в кресле-качалке. То есть оба президента были убиты сидя, в креслах, и фактически в движении.
Сравнить кресло-качалку с автомобилем и говорить, что оба убиты в движении — это эталон принципа «достаточно близко», я считаю.
Кстати, во время работы над примером с президентами я сделал перерыв на обед. Во время еды я смотрел видео от Corridor Crew (в переводе от Speak No Evil), где они в том числе разбирали, как с помощью компьютерной графики в одном кадре добавили Фореста Гампа и Кеннеди.
Кеннеди в тексте, Кеннеди в видео за обедом. Хм…
Срежиссированная реальность: феномен Баадера-Майнхоф, при котором люди видят странные повторения
Часто случается так, что наш ум приковывает внимание к новым явлениям жизни. Представь: сегодня ты идешь на работу, по дороге узнал про новый вид кофе, который показался тебе очень приятным и уникальным на вкус. Ты хочешь поделиться находкой с коллегами, но когда приходишь в офис, то видишь на их столах точно такой же кофе. Может возникнуть странное ощущение, о котором мы сегодня поговорим. Royal Cheese узнал, какой эффект эксплуатирует маркетинг, расскажет, почему у этого феномена такое странное название, и поделится знанием о том, как феномен Баадера-Майнхоф используется в пропаганде.
Эффект, названный в честь банды
Название феномену дали медиа, когда газета «St. Paul Pioneer Press» в 1994 году опубликовала статью своего обеспокоенного читателя. Тот сообщил, что его знакомый в течение суток дважды слышал о ранее неизвестной ему леворадикальной организации Баадера-Майнхоф, которая на тот момент действовала в ФРГ и западном Берлине. На ее счету 34 убийства, серия банковских налетов, нападения на гражданские учреждения и высокопоставленных лиц. На момент публикации статьи в «St. Paul Pioneer Press» банда упоминалась в СМИ, но все же не так часто. Тем более, обратил внимание на странную ситуацию именно американский подписчик газеты, хотя беспорядки проходили в Германии. Позже в издание последовали сообщения от других читателей со схожей проблемой, но по другим темам.
Дело в том, что когда ты видишь что-то новое, будь то порода собаки, особая архитектура здания или слово, то начинаешь замечать это повсюду. Так появляются предпосылки к эффекту Баадера-Майнхоф. В общем-то, за неимением других названий было принято решение дать феномену имя радикальной организации.
Иллюзия частоты упоминаний
В 2005 году профессор Арнольд Цвики описал похожее искажение сознания словосочетанием «иллюзия частотности» или, если быть точнее, «иллюзия частоты упоминаний». Дело в том, что наш мозг может прицепиться к какому-нибудь атрибуту реальности, безжалостно его про себя подмечая. Пример: если какая-нибудь песня возглавляет топ-чарты, то это нормально, когда ты постоянно ее слышишь. Однако если песня непопулярная или, более того, старинная, то ее повторное упоминание в течение дня может вызвать у тебя странное ощущение. Поздравляю, ты в тисках феномена.
Цвики описал два проявления иллюзий частотности:
Иллюзия частотности имеет негативное влияние на судебную систему. В некоторых случаях этот эффект может сбить следователей с верного пути.
Как выявить эффект Баадера-Майнхоф
Представь, что твоя голова — это радиоприемник, и ты сам настраиваешь частоты. В обычном состоянии мы не уделяем внимание бытовым вещам, однако если явление жизни имеет «крючок», за который можно зацепиться, то это может привлечь тебя. Этим «крючком» станет характеристика явления: внешний вид, возраст, цвет, исторический бэкграунд или еще что. Вернемся к истории с бандой. Она была не настолько популярна, чтобы появляться в СМИ так часто, тем более в Америке. Человек, увидевший новость дважды за короткий промежуток времени, начинает напрягать свои извилины, и по итогу у него могут возникнуть мысли в духе: «Кто режиссирует мою реальность?» Как минимум, вероятно, возникнет странное, необъяснимое ощущение.
Другой пример проявления феномена, но более бытовой. Ты купил красную машину, чтобы выделиться из толпы. Довольный, ты выезжаешь на парковку, и тут случается нечто странное: почти все машины вокруг — красные. Поздравляю, у тебя возник эффект иллюзии частотности. Но правда в том, что никто не будет специально покупать машины, чтобы «стриггерить» тебя или нарушить твои планы. Люди не меняют свое расписание и не умеют видеть будущее, чтобы припарковаться на той стоянке, которую выбрал ты и твоя красная машина. В действительности мы зря волнуемся попусту. Мозг обманывает нас.
Как лечат Баадера-Майнхоф
Этот феномен не нуждается в серьезном лечении. Обычно эффект Баадера-Майнхоф безвреден и даже активно используется в рекламе. Дело в том, что чем чаще человек что-то видит, тем больше вероятность, что он это купит. Следовательно, пользу от этой странности активно эксплуатируют маркетологи и производители. Человеческое восприятие устроено таким образом, что мы считаем более важными вещи, которые чаще появляются в информационном пространстве. Кстати, этот прием активно использует пропаганда в формировании повестки дня. К примеру, в стране нехватка помидоров. Государство может запустить по каналам СМИ новости про хороший урожай огурцов. Эта повестка будет упоминаться чаще, и мы можем забыть про помидоры, «ведь огурцы важнее». Хотя по факту всем хочется помидоров.
Реальную проблему этот эффект представляет для научных исследований и людей с паранойей и шизофренией. В первом случае этот эффект может усугубить симптомы психологических расстройств, а когда нечто подобное происходит с ученым, который разрабатывает сложную теорию, то он может не устоять перед соблазном увидеть доказательства, подтверждающие ее. «А что? Ведь часто же встречается, а значит, теория верна» — в таком духе.
Кстати, информирование об этом феномене повышает частотность его появлений. Будь готов к нему и не теряй здравый рассудок. Ведь все хорошо — ты знаешь, как он работает.
Феномен Баадера – Майнхоф: что это и как он работает
Бывало ли у вас, например, такое: вы узнавали новое слово на иностранном языке и оно тут же начинало попадаться вам в самых разных текстах? Или такое: после прочтения статьи о чем-либо новом для вас вы понимали, что эта тема поднимается буквально везде? Что это – совпадение? Скорее, эффект Баадера – Майнхоф он же иллюзия частотности.
Что такое феномен Баадера – Майнхоф?
Феномен или эффект Баадера–Майнхоф — это когнитивная ошибка, касающаяся восприятия информации: когда вы узнаете что-то новое, то в скором времени начинаете сталкиваться с этим в совершенно разных ситуациях и в разных источниках. Под информацией в данном случае понимается все что угодно, о чем вы можете узнать: сведения о чем-либо, факты, слова на иностранном языке, сюжет из жизни/сериала и т.д.
Также этот эффект можно описать так: если вы узнаете что-то новое и эта информация встречается вам где-либо еще через непродолжительное время, то вам начинает казаться, что она в принципе используется очень часто. Описывая свои ощущения, некоторые даже используют формулировку, будто новая информация их преследует.
Нечто похожее происходит, скажем, когда девушка хочет купить новые сапоги – и замечает на улице, в магазине, в журналах множество прекрасных моделей. Кажется, они везде! Так и с феноменом Баадера – Майнхоф. Новое слово, которое вы узнали (неважно, на родном языке или иностранном), начинает встречаться на каждом шагу. А может, друг рассказал вам о стоящей перед ним моральной дилемме? И тут вы видите, что фактически этот же вопрос поднимается в сериале, который вы смотрите, и в книге, и в статье в ежедневной газете, да и на работе говорят о чем-то похожем…
Почему так происходит?
Данный эффект говорит об избирательности нашего внимания и восприятия. Если не брать во внимание какие-либо сенсации или темы, которые действительно освещаются сразу во всех новостях (а такие случаи этим феноменом не описываются), то средняя частотность использования той или иной информации не меняется от того, когда мы о ней узнали и узнали ли вообще. Однако нам так не кажется. Почему?
Одно из самых простых и логичных объяснений феномена Баадера – Майнхоф: наш мозг пытается понять, какая информация нужна и существенна, а какая нет. Каждый день мы сталкиваемся с множеством новых сведений, но далеко не все из них достойны запоминания. Мозг должен решить, что из всего этого обилия может пригодиться в дальнейшем. И здесь действует такая логика: если мы встречаемся с одними и теми же сведениями несколько раз, скорее всего, они важнее тех, с которыми мы столкнулись лишь единожды. Поэтому повторение в течение непродолжительного времени становится сигналом к тому, что информация может пригодится в будущем и ее не стоит сразу отбрасывать.
Именно поэтому на подсознательном уровне мы активно ищем вокруг шаблоны, паттерны, совпадения. А когда находим – заостряем на них внимание, как бы говоря себе: это важно. Феномен Баадера – Майнхоф дополнительно увеличивает ценность информации в наших глазах и заставляет еще раз обратить на нее внимание, переосмыслить ее.
Происхождение названия
Название когнитивных ошибок и других явлений часто связано с именами теми, кто их открыл или исследовал. Но в случае с феноменом Баадера – Майнхоф ситуация иная. Он носит имена Андреасе Баадере (Berndt Andreas Baader) и Ульрике Майнхоф (Ulrike Marie Meinhof) – это лидеры Фракции Красной Армии (террористической организации в ФРГ и Западном Берлине, функционировавшей в 1968-1988 годах). Считается, что такое название данному феномену было дано с легкой руки читателя газеты St. Paul Pioneer Press в городе Сен-Пол (США). В комментарии к одной из публикации читатель отметил, что за сутки дважды столкнулся с описанием данных лидеров.
Использование феномена Баадера – Майнхоф
Феномен Баадера – Майнхоф используется специалистами из сферы маркетинга, рекламы, пиара и других областей. Например, если в течение довольно короткого времени и посредством разных источников рассказать покупателям о новинке, акции и т.д., то они будут считать, что об данном товаре/предложении говорят все, а это наверняка подстегнет интерес аудитории.
Также иллюзия частотности применяется для вывода тех или иных тем в топ информационных обсуждений, для привлечения широкого внимания к какому-либо лицу или событию. При использовании этого феномена самое важное – заставить нас «правильно» встретиться с необходимыми сведениями: несколько раз, из разных источников и в течение непродолжительного времени.