как называется в автобусе за что держаться
Планка над головой в автобусе
Последняя бука буква «ь»
Ответ на вопрос «Планка над головой в автобусе «, 8 (восемь) букв:
поручень
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова поручень
Определение слова поручень в словарях
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
поручня, чаще мн., м. Круглый брусок, веревка или ремень, за к-рый, входя или взбираясь куда-н., держатся руками (на трапах, бортах судов, у дверей вагонов, трамваев и т. п.). Схватиться за поручни.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Стержень, брусок, ремень, за который держатся рукой при подъеме или спуске (на трапах, бортах судов, у дверей вагона, трамвая и т.п.). устар. Опора для рук в кресле, коляске и т.п. Ручка, рукоятка.
Примеры употребления слова поручень в литературе.
Вдоль наружной стены тянулся поручень, собственно, это была не стена, а бесконечное окно из армированного стекла, четырехметровой высоты, наклоненное наружу, такое прозрачное, что, казалось, его вообще нет.
На нашем плоту не было никаких ограждений или поручней, и лишь по обеим сторонам плота мы укрепили, как опору для ног, по длинному бальзовому бревну.
Я не успел закрепить бросательный конец за битенг, и только успеваю упасть на машинный люк и зацепиться рукой за поручни, чтобы не оказаться самому за бортом.
Человек в габардиновом костюме, держась за поручень, стоял на подножке и глядел в мутноватые отроги хребта: Богатырка тупым острием поднималась к небу, и упирал воздух безлесый покатый лоб Солдыря.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте
В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.
Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.
Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.
Исследовательский проект «Что мы знаем про автобус?»
Рязида Алиуллова
Исследовательский проект «Что мы знаем про автобус?»
Исследовательский проект
«Что мы знаем про автобус?»
На улицах нашего поселка много ездит много разного транспорта: машины,краны, трактора,газели, маршрутки и много автобусов: больших и маленьких. А что мы про эти автобусы знаем? Какие бывают автобусы? Из каких частей он состоит? Почему так называется? И откуда он появился? Кто его создал? Вот на эти вопросы я и хотел найти ответы в своем проекте.
Информацию мы с мамой нашли в книжках и энциклопедиях о транспорте.
Слово «автобус» произошло от «омнибус» – так называлась небольшая повозка на конной тяге. Обычно омнибус ждал пассажиров на Площади коммерции во французском городе Нанте, рядом со шляпным магазином, на вывеске которого было написано Омнес Омнибус (по-латыни «все для всех»). Так в обиход вошло выражение «пойти к омнибусу», «сесть на омнибус».
Первый автобус, 1895 год.
Автобусы – это такой вид транспорта, который помогает перевозить большое количество людей одновременно. Существуют разные виды автобусов для разных предназначений. На дороге вы можете увидеть автобусы, которые перевозят пассажиров только в пределах города, или тех, которые осуществляют поездки между городами или даже странами. Школы используют автобусы, чтобы перевозить детей в школу и домой.
Автобус относится к наземному транспорту.Его части: кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса,
В салоне — сиденья, поручни. Автобус сделан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.
Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый автобус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д.
Современные автобусы оснащены удобными сидячими местами и поручнями, за которые можно держаться во время движения. Во всех автобусах есть большие окна, пассажиры могут наблюдать, где они проезжают, осматривать окрестности и достопримечательности. В автобусах, курсирующих между городами, предусмотрены большие багажные отсеки и даже… туалеты.
Чтобы перевезти как можно больше пассажиров, автобусы стараются делать вместительными. Был придуман даже двухэтажный автобус. Места на дороге он занимает мало, зато перевозит значительное количество пассажиров. Но, как показала практика, для городского транспорта это не очень удобно – посадка-высадка в такой автобус занимает много времени. Тем не менее, двухэтажные автобусы прижились в Англии и являются, например, достопримечательностью Лондона.
Для города гораздо удобнее сочлененные одноэтажные автобусы, так называемые «гармошки». Длина автобуса «ДАФ Супер Сити Трейн» около 32 метров. В его салоне могут разместиться 170 сидячих и 180 стоячих пассажиров. Это самый длинный автобус в мире.
В наше время тысячи автобусов курсируют по городам и между ними. Это самый массовый наземный транспорт. Преимущество автобуса в том, что он не привязан ни к рельсам, ни к линиям электричества. Он может легко менять маршрут, объезжать заторы, ехать там, где есть дорога.
Так же нужно пользоваться правилами и знать, как вести себя в автобусе. Уступать места пожилым людям, беременным женщинам, женщинам с детьми, инвалидам.Еще нужно помнить о своем поведении: не разговаривать по телефону громко в автобусе, не отвлекать водителя, сидеть спокойно.
Мы можем сделать вывод: автобус нужный и удобный транспорт для всего общества.
Информационно-исследовательский проект «Удивляется народ, что за чудо-огород!» Тема проекта в нашей группе возникла по проблеме поставленной детьми: что подарить мамам на 8 марта. Рисунки дарили, поделки по технике бумагопластика.
Исследовательский проект «Что за чудо апельсин» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Что за чудо апельсин» Исполнитель: Комарова Алисия Руководитель: Киселёва Н. А., воспитатель Содержание 1. Введение.
Исследовательский проект «Что за чудо эти сказки!» Исследовательский проект на тему: «ЧТО ЗА ЧУДО ЭТИ СКАЗКИ!» Выполнили: Бобкова Мария 7 лет, Даниленко Екатерина 7 лет. Руководитель:.
Исследовательский проект «Что за чудо этот хвост» Детский исследовательский проект «Что за чудо этот хвост?» Выполнила: Бобылева Александра 4года воспитанница старшей группы Филиала МБОУ.
Презентация «Проект «Что мы знаем о хлебе?» Из опыта работы подготовительной группы по теме:»Что мы знаем о хлебе?» Когда ребенок поступает в детский сад для каждой мамы главное,.
Проект «Алексин — город, в котором мы живем. А что мы о нем знаем?» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» Г. Алексин, Тульская область. Проект. Алексин – город, в котором мы живем. А что мы о нем.
Проект «Что мы знаем о чае?» Проект «Что мы знаем о чае?»Возраст: старший дошкольный. Вид проекта: Познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.
Исследовательский проект «Что за чудо молоко!» Исследовательский проект «Что за чудо молоко!» Над проектом работали: Авторы проекта: Дети и родители «Ж» смешанной дошкольной группы Руководитель:.
Правила пользования наземным городским транспортом
Данные правила распространяются на наземный городской пассажирский транспорт общего пользования г.Москвы: трамваи, автобусы, троллейбусы.
1. Общие положения
1.1. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (далее — Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
(п. 1.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.
(в ред. постановлений Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП, от 01.03.2016 N 62-ПП)
1.3. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.
1.4. Настоящие Правила должны находиться в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).
1.5. Режим работы наземного городского транспорта общего пользования города Москвы устанавливается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Информация о режиме работы маршрутов наземного городского транспорта общего пользования размещается на остановочных пунктах, расположенных по трассе следования маршрутов, и на официальном сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
(п. 1.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)
2. Предприятия пассажирского транспорта обязаны
2.1. Обеспечивать перевозку пассажиров всех категорий, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности, в пункт назначения согласно установленному маршруту движения.
2.2. Обеспечить наличие на остановочных пунктах трафаретов с информацией о названии остановок, номерах и режиме работы проходящих маршрутов с указанием конечных остановок этих маршрутов, обеспечив доступ к информации для лиц с нарушениями зрения и слуха.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).
2.4. В случае планового изменения или закрытия маршрутов оповещать население через средства массовой информации или путем размещения объявлений на остановочных пунктах.
2.5. При оперативном изменении маршрута оповещать население путем размещения объявлений на остановочных пунктах и с помощью оборудования подвижного состава информационными указателями.
2.6. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее техническое и санитарное состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.
(п. 2.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
2.7. Обеспечить безопасность перевозки пассажиров.
За ненадлежащее выполнение установленных соответствующими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы условий перевозки ответственность перевозчика наступает в соответствии с действующим законодательством.
3. Обязанности водителя наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса)
3.1. Водитель обязан:
3.1.1. При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня, воздействия электрического тока действовать согласно инструкциям.
3.1.2. Неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.
3.1.3. Обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.
3.1.4. Отправлять трамвай, троллейбус, автобус от остановочного пункта только при закрытых дверях после завершения посадки и высадки пассажиров.
3.1.5. Информировать пассажиров, в том числе с нарушениями зрения и слуха, о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью диктофона и специальных средств.
3.1.6. В случае неисправности приборов оповещения, их отсутствия, а также при оперативном изменении маршрута объявлять информацию по микрофону на всем протяжении маршрута до устранения неисправности приборов или установки приборов оповещения и до восстановления трассы следования маршрута.
3.1.7. Осуществлять продажу проездных билетов только на остановках.
3.1.8. Выдавать проездные билеты пассажирам после получения оплаты за проезд по установленному тарифу.
3.1.9. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения салона трамвая, троллейбуса или автобуса после оповещения пассажиров об окончании посадки.
3.1.10. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.
3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.
3.1.12. Осуществлять посадку и высадку пассажиров на оборудованных остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута, за исключением нештатных ситуаций.
3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
(п. 3.1.13 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
3.1.14. Обеспечивать безопасную посадку и высадку, в том числе через вторую дверь, а также комфортные условия проезда инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с нарушениями зрения и слуха.
3.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.
4. Порядок входа и выхода
4.1. Вход и выход пассажиров разрешаются только на остановочных пунктах после полной остановки трамвая, троллейбуса, автобуса.
4.2. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.3. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, производится через переднюю дверь. При бестурникетной системе проезда вход пассажиров осуществляется через все двери транспортного средства с оплатой проезда посредством устройств контроля и погашения билетов, расположенных у соответствующих дверей.
(п. 4.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.4. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных турникетами, производится через все двери, кроме передней. При бестурникетной системе проезда выход из трамвая, троллейбуса, автобуса производится через все двери. Для выхода пассажирам необходимо заранее подать сигнал водителю нажатием кнопки звонка.
(п. 4.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.5. Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.
(п. 4.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.6. Вход в специально оборудованный для инвалидов трамвай, троллейбус, автобус разрешается инвалидам-колясочникам через вторую дверь после выхода пассажиров.
4.7. При входе, выходе из трамвая, троллейбуса, автобуса пассажир во избежание получения травм обязан держаться за поручни.
4.8. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус разрешается при возможности размещения велосипеда на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.
(п. 4.8 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5. Порядок оплаты проезда и провоза ручной клади
5.1. Оплата проезда в соответствии с действующими тарифами производится при входе в трамвай, троллейбус, автобус путем погашения проездного билета через устройство контроля и погашения билетов.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
Проездные билеты на носителе с магнитной полосой пропускаются через лоток устройства контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе без магнитной полосы (далее — бесконтактные проездные билеты) подносятся к мишени устройства контроля и погашения билетов.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
Не рекомендуется хранить проездные билеты с источниками электромагнитного излучения в местах повышенной влажности и высоких температур, подвергать их химическому и механическому воздействию.
При реализации права на бесплатный проезд пассажиры при входе в трамвай, троллейбус, автобус регистрируют свою поездку путем поднесения социальной карты москвича (СКМ), социальной карты жителя Московской области (СКМО) к мишени устройства контроля и погашения билетов.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
Категории пассажиров, указанные в пунктах 4.5, 4.6 и 4.8 настоящих Правил, при входе в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, через вторую дверь оплачивают проезд (регистрируют поездку) в транспорте через устройство контроля и погашения билетов, установленное у второй двери, а при его отсутствии — через устройство контроля и погашения билетов, установленное у передней двери.
(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.1(1). Для оплаты проезда (регистрации поездки) бесконтактный проездной билет, СКМ, СКМО необходимо поднести параллельно мишени устройства контроля и погашения билетов, приложить к ней и удерживать в этом положении не менее 2 секунд.
(п. 5.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП; в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
5.1(2). Оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах турникета и (или) устройства контроля и погашения билетов, и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билетов.
(п. 5.1(2) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.2. Оплата провоза ручной клади (размер которой в сумме измерений по длине, ширине, высоте превышает 120 см) производится путем погашения билета на провоз ручной клади, не дающего права на проезд пассажира.
При провозе оплачиваемой ручной клади пассажир должен сначала погасить через устройство контроля и погашения билетов билет на провоз ручной клади, а затем проездной билет для оплаты своего проезда.
Проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз ручной клади.
5.3. Проездные билеты для оплаты проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, у водителей, кондукторов, распространителей, а также в торговых объектах организаций, имеющих договоры на реализацию проездных билетов.
(п. 5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.4. Действительными билетами являются только проездные билеты, предназначенные для проезда в наземном городском транспорте общего пользования в городе Москве.
5.5. Недействительными проездными билетами являются:
5.5.1. Билеты с истекшим сроком действия.
5.5.2. Билеты на ограниченное число поездок с исчерпанным лимитом поездок.
5.5.3. Неправомерно используемые СКМ, СКМО, льготный билет для учащихся и студентов на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном автобусе без лимита поездок (льготный билет для учащихся).
(в ред. постановлений Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП, от 30.08.2017 N 596-ПП)
5.5.4. Билеты, поставленные в стоп-лист.
Стоп-лист — список номеров и серий проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся, действие которых остановлено перевозчиком в связи с получением от уполномоченного органа государственной власти или подведомственных организаций (государственных учреждений и унитарных предприятий) органов государственной власти сведений о выявленных фактах неправомерного выпуска или выхода из обращения этих проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
(п. 5.5.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.5.5. Неисправные билеты — проездные билеты, у которых нарушена магнитная полоса либо запись на магнитной полосе, билеты, имеющие механические повреждения, а также бесконтактные проездные билеты, чтение которых невозможно. Неисправный билет не принимается устройством контроля и погашения билетов.
5.6. Обмен неисправных проездных билетов производится в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с действующей инструкцией по обмену проездных билетов, утверждаемой транспортным предприятием.
Обмену не подлежат проездные билеты, имеющие внешние повреждения, в том числе механические, термические, химические или иные.
Проездной билет без лимита поездок, а также проездной билет «Кошелек», предоставляющий право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы, имеющие механические, термические, химические или другие внешние повреждения, восстанавливаются транспортным предприятием после оплаты стоимости их изготовления (с восстановлением оплаченного срока действия) после сдачи их пассажиром в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 15.12.2015 N 880-ПП)
Утраченные проездные билеты (в том числе на бесконтактных носителях) восстановлению и блокировке не подлежат.
(п. 5.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.7. В случае несрабатывания в трамвае, троллейбусе, автобусе, оборудованных турникетами, СКМ или других документов, на основании которых предоставляется право бесплатного проезда или проезда с неполной оплатой, и не занесенных в стоп-лист, водитель обязан пропустить пассажира в салон транспортного средства через вторую дверь.
(п. 5.7 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6. Порядок проезда
6.1. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или неполную оплату проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), определяется в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
6.2. Пассажир обязан:
6.2.1. Оплатить проезд (зарегистрировать поездку) в порядке, установленном в пункте 5.1 настоящих Правил.
Одно погашение проездного билета дает право пассажиру только на один проход для поездки в одном направлении.
(п. 6.2.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.1(1). При бестурникетной системе проезда убедиться в прохождении оплаты проезда (регистрации поездки) через устройство контроля и погашения билетов согласно пункту 5.1(2) настоящих Правил.
(п. 6.2.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.2. Сохранять до конца поездки проездные билеты, погашенные в устройстве контроля и погашения билетов.
6.2.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезда.
6.2.4. Предъявлять для проверки (передавать в руки) контролерам наземного городского транспорта общего пользования и кондукторам все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда.
Контролерами наземного городского транспорта общего пользования в городе Москве являются должностные лица, уполномоченные перевозчиком (контролеры перевозчика), а также должностные лица ГКУ «Организатор перевозок» (контролеры ГКУ «Организатор перевозок»).
(п. 6.2.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.5. При выявлении контролерами перевозчика факта проезда без оплаты, провоза без оплаты оплачиваемой в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Правил ручной клади, а также факта предъявления недействительных проездных билетов для подтверждения оплаты проезда, провоза оплачиваемой ручной клади пассажир обязан оплатить проезд, провоз оплачиваемой ручной клади путем приобретения проездного билета, реализуемого контролерами перевозчика по установленной цене, и погасить проездной билет через устройство контроля погашения билетов.
В случае отказа предъявить контролеру перевозчика для проверки в установленном пунктом 6.2.4 настоящих Правил порядке проездной документ (билет), оплатить проезд и (или) провоз оплачиваемой ручной клади пассажир обязан покинуть салон трамвая, троллейбуса или автобуса на ближайшем остановочном пункте.
(п. 6.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.6. Во избежание получения травм во время движения трамвая, троллейбуса, автобуса держаться за поручни.
6.2.7. Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.
6.2.8. Соблюдать в наземном городском транспорте общего пользования общественный порядок.
6.2.9. По прибытии на конечную остановку маршрута освободить салон трамвая, троллейбуса, автобуса.
6.2.10. При приобретении проездного билета у водителя готовить оплату проезда заранее, не задерживать и не затруднять движение других пассажиров.
(п. 6.2.10 введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.3. Пассажир имеет право:
6.3.1. Бесплатно провозить с собой:
6.3.1.1. Детей в возрасте до 7 лет.
6.3.1.2. Детскую коляску.
6.3.1.3. Детские санки.
6.3.1.4. Одно место ручной клади, не превышающее по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 120 см.
6.3.1.5. Одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке.
6.3.1.6. Животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробках, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробок, контейнеров и др.) не превышают размеры ручной клади, установленные в пункте 6.3.1.4 настоящих Правил.
(п. 6.3.1.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.3.1.7. Музыкальный инструмент в футляре или чехле.
6.3.1.8. Один велосипед на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса при соблюдении условий, исключающих неудобства для проезда пассажиров (велосипед должен удерживаться пассажиром во время движения, исключая его самопроизвольное передвижение по салону при соблюдении требований пункта 6.2.6 настоящих Правил).
(п. 6.3.1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)
6.3.2. Проезжать без дополнительной оплаты проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе при наличии проездного билета, погашенного в неисправном трамвае, троллейбусе, автобусе.
6.3.3. При выявлении неисправности проездного билета обратиться для его обмена в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.3.4. Провозить домашних животных, в том числе собак-поводырей инвалидов по зрению, при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).
(п. 6.3.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.4. Пассажирам запрещается:
6.4.1. Проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда.
(п. 6.4.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.4.3. Курить в салоне.
6.4.5. Повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне.
6.4.6. Самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров.
6.4.7. Высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья.
6.4.8. Отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
6.4.9. Проезжать по недействительным проездным билетам.
6.4.10. Проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу.
6.4.11. Провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 180 сантиметров, а также длинномерные предметы свыше 190 сантиметров (кроме лыж в чехле).
(п. 6.4.11 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.4.12. Проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда.
6.4.13. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП.
6.4.14. Брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.
6.4.15. Производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий.
6.4.16. Нарушать порядок провоза домашних животных, изложенный в пунктах 6.3.1.6 и 6.3.4 настоящих Правил.
6.5. Запрещается наносить надписи, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешних и внутренних поверхностях наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также на объектах инфраструктуры городского транспорта общего пользования, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы.
(п. 6.5 введен постановлением Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)
7. Осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил пассажирами, за оплатой проезда, провозом ручной клади и ответственность пассажиров
7.1. Контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, а также за наличием у пассажиров трамвая, троллейбуса, автобуса билетов, прошедших погашение в этих транспортных средствах, в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования осуществляется контролерами наземного городского транспорта общего пользования.
(п. 7.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
7.2. Безбилетным является проезд лица:
7.2.1. Обнаруженного при проверке в транспортном средстве без проездного билета, за исключением лиц, сопровождающих инвалидов первой группы и детей-инвалидов.
7.2.2. Предъявившего проездной билет без отметки о погашении.
7.2.3. Предъявившего поддельный проездной билет.
7.2.4. Предъявившего проездной билет, срок действия которого истек.
7.2.5. Предъявившего СКМ, СКМО или льготный билет для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
7.2.6. Предъявившего ранее использованный проездной билет.
7.2.7. Предъявившего проездной билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
7.2.8. Отказавшегося предъявить проездной документ (билет), подтверждающий факт оплаты проезда.
(п. 7.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
7.3. Проверка оплаты проезда и провоза ручной клади осуществляется в салоне подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса).
7.3(1). При предъявлении пассажиром контролеру наземного городского транспорта общего пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного билета, указанного в пунктах 7.2.3, 7.2.4, 7.2.6, 7.2.7 настоящих Правил, а также СКМ или СКМО или льготного билета для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек, данные документы подлежат изъятию в установленном порядке.
Изъятие проездного билета (документа) оформляется актом в двух экземплярах, первый экземпляр выдается пассажиру, предъявившему указанный проездной билет (документ), а второй экземпляр остается у контролера.
(п. 7.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
7.4. За повреждение подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также их оборудования и дорожно-эксплуатационного хозяйства (трамвайные пути, контактные линии и т.п.) ответственность наступает в соответствии с законодательством. С виновных также может быть произведено взыскание ущерба в установленном законом порядке.
7.5. Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Оплата стоимости проезда, провоза оплачиваемой ручной клади в порядке, предусмотренном пунктом 6.2.5 настоящих Правил, либо отказ от оплаты не освобождает пассажира от уплаты штрафов за безбилетный проезд и провоз неоплаченного багажа в наземном городском транспорте общего пользования, установленных законодательством города Москвы об административных правонарушениях.
(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.1, 10.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», возложены на контролеров ГКУ «Организатор перевозок».
(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
8. Обязанности и права контролера наземного городского транспорта общего пользования
8.1. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования обязан иметь служебное удостоверение и предъявлять его по первому требованию пассажира, называть свою фамилию.
(п. 8.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
8.2. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования имеет право и обязан:
8.2.1. Осуществлять контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, в том числе правильностью оплаты проезда и провоза ручной клади.
8.2.2. В случае установления фактов нарушения пассажирами требований настоящих Правил принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством и пунктами 6.2.5, 7.3(1) и 7.5 настоящих Правил.
(п. 8.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
8.3. Другие права и обязанности контролера определяются его должностной инструкцией.