как объяснить детям что такое неживая природа
Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
Наталья Азоркина
Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе.
• Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
• Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
• Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»
• Способствовать развитию познавательных интересов
• Развивать любознательность, память, умение делать выводы
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
• Учить способам самостоятельного познания
• Воспитывать коммуникативные навыки
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.
Форма организации: фронтальная.
Ход занятия:
Воспитатель вносит искусственные цветы.
Ребята, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.
Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).
Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.
Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?
Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.
Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.
Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.
1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
11. Насекомые (комар, муха, бабочка)
Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природуможно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?
К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.
Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
Это живая природа.
Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)
Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.
Правильно. Например, машина —она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?
Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.
Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?
Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».
Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
• Гриб, морковка, облако, мяч
• Грач, луна, цветок, коза
• Муха, медведь, ветер, береза
• Кукла, снег, облако, камень
• Машина, ведро, дом, вода
Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)
Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.
3. Охрана насекомых
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Конспект занятия «Живая и неживая природа» (старшая группа) «Что такое природа? Живая и неживая природа» (старшая группа) Слайд 1 Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от.
Конспект интегрированной ООД «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.
Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа» Білім беру салалары / Реализация образовательных областей: Познание, коммуникация, социум, творчество. Білім кздері/Раздел:.
Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (пластилинография) Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: формировать навыки работы с пластилином, пробуждать.
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Живая и неживая природа» Конспект занятия по экологическому воспитанию. (старшая группа) Тема: «Живая и неживая природа». Выполнила: Варнакова Любовь Леонидовна.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Живая природа» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы» Воспитатель:.
Лэпбук «Неживая природа» — почва, песок и глина К шестилетнему возрасту заметно возрастает возможность инициативной преобразующей развитие ребенка. Этот возрастной период важен для развития.
Приложение к проекту «Неживая природа». Часть 4 Приложение № 22 Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина,.
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»
Оксана Болознева
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе.
Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость. Обогатить словарь детей за счет имен существительных, имен прилагательных (медвежья, беличье, воронье, птичье, волчье, лисья, пчелиный, муравьиный, лошадиный, собачья, змеиная); глаголов (идёт, бежит, летает, плавает, прыгает, скачет, ползает, плывёт, скачет, ползает, летает, ползёт).
Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы; умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища. Развивать интерес к познанию объектов природы через познавательно – исследовательскую деятельность.
Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Методы и приёмы: вопросы к детям, показ, практические действия детей: экспериментирование, работа с красками, поощрение, объяснение, художественное слово.
Демонстрационный материал: схема «Признаки живой природы», обручи жёлтого и зелёного цветов, карточки с объектами живой и неживой природы, фотографии «Природа нашего края»
Раздаточный материал: карточки с объектами живой и неживой природы, мел, стаканчики с водой, песком,
Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением живой и неживой природы,
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй наш весёлый круг!
— Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
2. Вводная беседа, проблемное рассуждение
— Дети, вы любите смотреть фотографии? А хотите узнать, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
— Предлагаю вам посмотреть фотографии и послушать стихотворение.
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг (природа)
— Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о природе)
— Дети, а что такое природа? (Дети высказывают предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
— Дети, а что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Назовите предметы, которые нельзя назвать природой.
Воспитатель: Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека.
(Воспитатель приглашает детей в лабораторию)
Опыт с водой и песком.
— Дети, что находится в стаканчиках? (вода и песок)
— Перелейте часть воды в другой стакан. Что произошло с водой? Вода перестала быть водой? (Вода осталась водой).
— А теперь пересыпьте песок из стакана на тарелку. Что произошло с песком, он изменился? (Песок остался песком)
— Что произойдёт с цветком, деревом, кошкой, если разделить их на части? (Они погибнут).
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.
Я вам предлагаю рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Давайте распределим их на две группы: объекты живой природы положите в зелёный обруч – это полянка, объекты неживой природы – в жёлтый обруч – это песок. Я думаю, вы прекрасно справитесь с этим заданием.
Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»
– Дети, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается.
— Дети, как вы думаете, а растения могут двигаться? (Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы).
(На магнитной доске появляется карточка – схема: первый признак живой природы – движение.)
(воспитатель приглашает детей в круг и предлагает поиграть)
Игра «Кто как передвигается?» (с мячом)
Человек идёт, бежит.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
(воспитатель показывает таблицы «Всё живое растёт»)
На доске появляется карточка – схема: второй признак жизни – рост.
(воспитатель предлагает поиграть)
Игра «Кто кем был?» (с мячом)
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание)
– Питаются и растения, и животные, и человек.
(На доске появляется карточка – схема: третий признак жизни – питание)
Человек кашу (ест, молоко (пьёт)
Собака кость (грызет)
Кошка молоко (лакает)
Курица зерно (клюет)
Белка орешки (грызет)
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
На доске появляется карточка – схема – смерть)– Некоторые растения погибают при наступлении зимы.
Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение, у взрослых появляются малыши. (На доске появляется карточка – схема: четвёртый признак жизни – питание)
— Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
— Дети, представим на минутку, что исчезнет неживая природа.
— Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет солнце? (будет темно и холодно, всё живое погибнет)
— Сможем ли прожить без воды, а растения? Животные?
Воспитатель: живая и неживая природа связаны между собой.
— Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и рас-тения.
(воспитатель приглашает детей на коврик)
— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным
— Что дает человеку природа? (Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду).
— А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но бо-гатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богат-ствами как разумный и добрый человек. А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
— К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя? (Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам).
Решение проблемной ситуации «Как вести себя в лесу»
Я буду читать вам советы, если это хороший совет – поставьте зелёное пятнышко, если это плохой совет – поставьте красное пятнышко.
*Ветки в лесу не ломайте, деревья не качайте, ни травинки, ни лист зря не рвите.
*В лесу можно поиграть: листья бросать, цветы рвать, венки плести. Подумаешь, много зелени – еще вырастет.
*Наконец-то в лесу можно шуметь, кричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
*Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.
*Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
*Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных.
*Пришел на луг, нарви большой букет цветов.
*Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Какого цвета первый кружок, второй и так далее.
-У кого кружки расположены в таком порядке? (дети проверяют)
III. Заключительная часть.
— Дети, скажите, что такое природа? Какая бывает природа?
— Дети, вы были любознательными, отвечали на вопросы. Если вам было интересно, вы узнали что – то новое и справились со всеми заданиями, нарисуйте огромное солнце, с лучами, а если кому – то было трудно справиться с заданиями, скучно и неинтересно – нарисуйте маленькое солнышко.
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /.В. Н Волчкова, Н В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 131с.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Природа — наш друг» Цель: • закреплять знания детей о природе, а именно о растительном мире; • формировать знания о том, что растения бывают полезные и вредные;.
Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии «Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Татьяна Манаева
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
• Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
• Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
• Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»
• Способствовать развитию познавательных интересов
• Развивать любознательность, память, умение делать выводы
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
• Учить способам самостоятельного познания
• Воспитывать коммуникативные навыки
Воспитатель вносит искусственные цветы.
— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.
— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).
— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.
— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?
— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.
— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.
— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.
1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
11. Насекомые (комар, муха, бабочка)
— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природуможно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?
— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.
— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
— Это живая природа.
— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)
— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.
— Правильно. Например, машина —она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?
— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.
— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?
— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».
— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
• Гриб, морковка, облако, мяч
• Грач, луна, цветок, коза
• Муха, медведь, ветер, береза
• Кукла, снег, облако, камень
• Машина, ведро, дом, вода
— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)
— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.
3. Охрана насекомых
— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Живая и неживая природа» для детей старшей группы Программные задачи: Научить детей отличать живые объекты от неживых. Развивать речь детей. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект занятия по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Конспект занятия по экологии в средней группе «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Живая и неживая природа» Занятие 1. Живая и неживая природа. Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература. Цель и задачи.
Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая — неживая природа» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Приложение к проекту «Неживая природа» Приложение № 1. «Узнаем, какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества,.
Проект «Неизведанное рядом: неживая природа» Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа» 1 Средняя группа Воспитатель Тарара С. В. Тема проект:.