как объяснить ребенку что такое цепная реакция
Содержание:
Лавинообразное появление новых ядер в уране возможно только для изотопа 235U. Впервые о явлении заговорили в 1934 благодаря работам Жолио-Кюри. Они, в 1939 году, вместе с Коварски провели бомбардировку урана и, кроме осколков деления, обнаружили высвобождение 2-3 нейтронов. При попадании в другие ядра последние снова делятся с выделением уже 6-9 элементарных частиц.
В процессе исследований и экспериментов Ферми, супруги Кюри, Штрассман, Фриш, Ган установили: попавший в ядро 235U нейтрон делит его в два-три раза. Вследствие распада выделяется около 200 МэВ энергии, 165 МэВ уходит на перемещение так называемых осколков, остальную с собой уносят гамма-кванты.
При распаде 1 кг 235-го изотопа урана высвобождается 80*10 12 Дж энергии – в миллионы больше, чем 1 кг сожжённого каменного угля. С середины XX века начали вести работы по освобождению и обузданию этого энергетического потенциала для получения электрической энергии.
Проблемы при протекании ЦЯРД
Энергии высвободившихся нейтронов достаточно для расщепления 235U, на долю которого припадает около 0,7% встречающегося в природе урана. Элемента с массовым числом 238 – свыше 99%. Для протекания ЦЯРД нужно несколько десятков килограмм очищенного или обогащённого 235U, иначе практически вся энергия нейтронов уходит на столкновение с ураном-238.
Вторая беда – неуправляемость процессом. В области деления урана температура повышается до миллионов градусов, мгновенно испаряя все вещества вокруг. Образуется раскалённый газообразный шар, сносящий и сжигающий всё вокруг. Контролировать процесс научились благодаря установкам, названным ядерными реакторами.
Как объяснить 4х летнему малышу принцип цепной реакции?
На мой взгляд, наиболее эффективным будет показано на доминошках. Выставить домино, и толкнуть первую доминошку, желательно строить и ронять вместе. Можно показать как падают домино в инете, и в конце концов показать «Фиксиков» 🙂
Посмотрите внимательно на состав каши и на пометку, на какой возраст она рассчитана. Это важно, поскольку чем меньше ваш ребенок, тем больше ограничивающих факторов в выборе каши. Почитайте вот тут по ссылке, на что именно смотреть рекомендуется и в каком случае, автор там рассмотрела очень много детских каш.
В общих чертах отмечу, что аллергия чаще всего идет на глютен (злаковый белок) и молоко, чуть реже реакция вызывается содержанием фруктов или сахара.
Материальную сторону должен обеспечить отец. Ребенку, особенно маленькому, нужна только мама.
Деньги педиатр не имеет права просить у родителей, она зарплату получает из нами уплаченных налогов. Вам нужна справка, записываетесь на приём и приходите как положено, а если начнёт уворачиваться что снова некогда, жалуйтесь начиная с заведующим поликлиники. А по поводу взятки, у нас в поликлинике чёрным по белому написано что все платные услуги оплачиваются в регистратуре и выдаётся документ об оплате, а в случае если какой-то медработник просит или требует денег сообщить по телефону и тд (Министерство здравоохранения). Не хотите или не можете попасть к своему участковому педиатру, можете взять талон или записаться к другому на что имеете полное право по закону, да и вообще если не нравится вам ваш врач модно уйти к другому, единственное на вызов на дом будет приходить участковый педиатр(у нас многим наш педиатр не нравится и они перешли к другому)
А если ребенок испытывает трудности с дыханием, что мешает спать ночью, то подойдут любые сосудосуживающие капли по возрасту и в точной дозировке с инструкцией (лучше реже), не более 3 дней. Эти капли не лечат, а лишь снимают симптомы и вероятно помогают избежать осложнений в некоторых случаях. После закапывания рекомендуется сделать упражнение часики.
Если присутствует бактериальная инфекция, то за точными индивидуальными назначениями лучше обратиться к врачу очно.
Существует несколько способов определения будущего пола ребенка по крови. К ним относят определение по группе крови и резус фактору родителей и по обновлению крови. Первый метод вычисления дает гарантию в 50-52%, а второй в 10-15%. Считается, что кровь женщины обновляется за три года один раз, а кровь мужчины 1 раз в четыре года. Чтобы понять, чья кровь на данном этапе «моложе» необходимо произвести нехитрые вычисления. Для этого берется возраст матери и делится на 3, например, 28:3 = 9 в остатке 1 и возраст отца, который делится на 4, например, 42:4=10 и 2 в остатке. Из этого примера следует, что кровь отца позже обновилась и пол будущего ребенка будет мужской. Но если в остатке будет ноль или они будут равные, то есть вероятность рождения двойни. И еще, нужно учесть, если человек является донором или у него была потеря крови, например, операция, роды и т.д., то значит кровь у него обновилась и отсчет нужно производить с этого времени.
Наука и опыты для детей: что такое химические реакции
Наука – это здорово. Химия – ещё и увлекательно! Оказывается, можно объяснить детям базовые знания по химии просто, доступно и задолго до того, как ребёнок начнёт проходить этот предмет в школе.
Если вы – увлечённый родитель, который не может провести ни дня, не открыв своему ребёнку какую-нибудь новую грань окружающего мира, – этот материал для вас.
Что такое химические реакции
Химическая реакция – это процесс, в котором вещества подвергаются химическому изменению для того, чтобы образовать совершенно новое вещество.
Где происходят химические реакции?
Можно подумать, что химические реакции происходят только в научных лабораториях, но на самом деле они протекают всё время в окружающем нас мире. Каждый раз, когда мы едим, наше тело использует химические реакции, чтобы превратить пищу в энергию. Ржавеет металл, горит древесина, батарейки производят энергию, фотосинтез в растениях – это всё химические реакции.
Что такое реагент, реактант и конечный продукт?
Реактанты и реагенты – это вещества, которые участвуют в химической реакции. Реактант – это любое вещество, которое используется в процессе реакции. То вещество, которое получилось в результате химической реакции, называется конечным продуктом.
Скорость реакции
Не все химические реакции протекают с одинаковой скоростью. Некоторые происходят очень быстро, например, взрывы, а другие могут занять много времени, например, процесс покрытия металла ржавчиной. Скорость, с которой реактанты превращаются в конечный продукт, называется скоростью реакции. Скорость реакции можно значительно увеличить, добавив энергию, например, тепло, солнечный свет или электричество. Увеличение концентрации или давление реактантов также увеличивает скорость реакции.
Типы реакций
Существует множество типов химических реакций. Приведём несколько примеров:
Катализаторы и ингибиторы
Иногда в химической реакции участвует некое третье вещество для того, чтобы ускорить или замедлить реакцию. Катализаторы помогают увеличить скорость реакции, а ингибиторы, наоборот, её уменьшают.
Интересные факты о химических реакциях:
Практические химические опыты
А теперь предлагаем вам эксперименты, благодаря которым ребёнок воочию убедится, что химическая реакция – это здорово!
Вулкан из соды
Простой эксперимент, для организации которого нужны самые обычные предметы и вещества, имеющиеся практически в каждом доме.
Вам понадобятся:
Инструкция:
Что происходит?
Раствор пищевой соды (натрия двууглекислого) – щелочная среда, а уксус – кислота. Когда эти два вещества вступают в реакцию, образуется угольная кислота, которая очень нестабильна и мгновенно распадается на воду и углекислый газ. Именно он, испаряясь, и создаёт шипение.
Дополнительно можно смастерить вулкан, похожий на настоящий. Это потребует от вас творческих способностей и навыков, но так опыт с уксусом и пищевой содой будет выглядеть ещё более впечатляющим.
Фонтан из диетической колы и драже «Ментос»
Очень известный эксперимент, который интересно делать и в первый раз, и во второй, и в третий…
Гейзер из колы и конфет «Ментос» стал популярным благодаря Стиву Спенглеру (учитель, выступающий на телевидении с научными экспериментами, – прим. редакции), и он обязательно повеселит и удивит ваших детей, друзей и родных (конечно, если вы проведёте его во дворе, а не в гостиной).
Вам понадобятся:
Инструкция:
Что происходит?
Существует несколько теорий, почему происходит такая реакция, но самая правдоподобная версия – сочетание углекислого газа в диетической кока-коле и маленьких ямок, которые можно обнаружить на конфетах «Ментос».
Дело в том, что газированные напитки пенятся благодаря углекислому газу, который добавляют в бутылки с напитком при изготовлении. Углекислый газ не высвобождается из жидкости, пока вы не нальете её в стакан и не станете пить. Некоторое количество газа также выходит, когда вы открываете крышку (кстати, достаточно много, если заранее потрясти бутылку). Таким образом, большое количество углекислого газа в бутылке с газировкой просто ждёт не дождётся момента, когда можно будет выйти из жидкости в виде пузырьков.
Когда вы бросаете что-либо в диетическую колу, вы ускоряете этот процесс, так как ваши действия уменьшают поверхностное натяжение жидкости, а также позволяют пузырькам формироваться на поверхности «Ментос». Конфеты «Ментос» покрыты мелкими ямками (напоминает мяч для гольфа), что значительно увеличивает площадь их поверхности и позволяет образоваться огромному количеству пузырьков.
Эксперимент лучше проводить именно с диетической колой, а не с другими газированными напитками – у неё особый, подходящий состав, к тому же она не такая липкая. Так же опыт удаётся лучше с колой, которая была изгатовлена не так давно. Бутылка, которая уже давно стоит на полке магазина, теряет часть своей «шипучести», поэтому проверьте дату изготовления перед покупкой.
Надеемся, что и вам, и вашим детям было интересно – впереди ещё много увлекательного!
Источники: Chemistry for Kids: Chemical Reactions, Vinegar Volcano, Diet Coke and Mentos Eruption
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Робототехника «Цепная реакция»
Автор: Учитель-днфектолог Тюрина Анастасия Викторовна
Краткое описание работы: На этом занятии по робототехнике, педагог знакомит учащихся с зубчатой передачей и понятием «цепная реакция», дети узнают принцип роботы зубчатой передачи, виды зубчатых передач, изучают причинно-следственные связи.
Конспект занятия «Цепная реакция»
Тема: Цепная реакция
Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию, развитие логического мышления.
Образовательная: учить конструировать по схеме, развивать навыки счёта, сравнения по величине, ориентировке на плоскости;
Развивающая : развивать мелкую моторику рук, элементы логического мышления, внимание, конструкторские навыки, познавательный интерес учащихся;
Коррекционная: Корректировать звуковое произношение детей.
Для начала я предлагаю вам поиграть в интересную игру: Я заранее построила вот такую высокую башенку.
Давайте посмотрим из каких кирпичиков она состоит? Какого цвета эти кирпичики? Давайте все вместе по очереди назовем цвет каждого кирпичика. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза, а когда откроете нужно будет заметить, что же в этой башенке изменилось. Готовы?
(Заранее приготовлена башенка из кирпичиков. Дети закрывают глаза, в это время педагог убирает один кирпичик. Дети должны заметить какой кирпичик пропал)
Все эти действия, следующие друг за другом и дающие определенные последствия- называются цепной реакцией! Посмотрите на картинки (приложение 1), давайте попробуем определить какая картинка должна быть первой, второй и т.д. чтобы нам развести костер!
Так же пример цепной реакции можно провести с помощью простого домино! Если мы поставим несколько домино в ряд, затем толкнем одно- это домино толкнет следующее и тд. Это тоже будет цепная реакция! (можно показать отрывок мультфильма «фиксики-цепная реакция»)
С помощью лего можно тоже проследить цепную реакцию, и посмотреть, как одно колесо приведет в действие все остальные колеса.
Так же мы с вами познакомимся с зубчатой передачей. Но для начал давайте чуть –чуть разомнемся.
Ребята как вы думаете почему такое колесо называется «зубчатое»? Потому что у него есть зубчики, которыми эти колеса цепляются друг за друга и приводят в движения следующие детали.
Так же давайте посмотрим, почему у нас некоторые колеса крутятся быстро, а другие медленнее? Когда большое колесо передает реакцию меньшему колесу оно повышает скорость- колесико крутится быстрее и называется эта передача повышающая! А когда маленькое колесо пытается раскрутить большое- большое колесо крутится медленно, и передача такая называется понижающая.
Цепные реакции жизни
Все знают о существовании двух видов цепных реакций: ядерной и горения (окисления). Все знают, как они выглядят схематически. А существуют ли цепные реакции в живой природе? Существуют! Если мы представим схематически, хотя бы один, достаточно продолжительный, цикл развития любого вида или живого в целом, то у нас получиться схема цепной реакции. Поясню это на примере двух персонажей из известного парадокса про яйцо и курицу. Яйцо дает курицу, которой «заложено» уже множество будущих яиц. Петух играет роль источника «тепловых нейтронов», запускающих цепную реакцию. Курица за свой жизненный цикл откладывает определенное количество яиц, из которых появляются новые курицы с зародышами яиц. И так далее. С момента появления курицы 1-го поколения уже начинаются параллельные реакции. Таким образом, от одного яйца идет разветвленная цепная реакция образования куриц и яиц.
На основании всего вышесказанного, позволю себе утверждать, что цепные реакции – это характерное свойство Материи.
И цепная реакция – это возможность множественного параллельного развития!
После или в результате «Большого взрыва» также началась своеобразная цепная реакция развития Материи. Это видно, если схематически изобразить получившуюся картину мира. На каждой ветви цепной реакции должны существовать параллельные линии развития.
ВОПРОС: если Вселенная существует, например, 15 млрд. лет (земных?), то могли ли 5-10 млрд. лет назад где-то возникнуть условия для появления живой природы и разума?
Это к тому, что мы всерьез предполагаем существование космических цивилизаций, которые старше нас на 5 и более млрд. лет. Если вдруг они и существуют, то они остались где-то очень далеко, так как мы сегодня оперируем расстояниями в сотни, тысячи, миллионы и более световых лет. При этом Вселенная продолжает расширяться с определенной скоростью. Есть ли у них шансы догнать нас? В параллельных же нам линиях развития вероятность появления жизни и разума более высокая, так как близка и вероятность одинаковых условий. Но уровень развития жизни и разума в параллельных линиях едва ли выше нашего (в чем могли бы быть причины их резкого ускорения?).
Рассмотрим теперь следующий вариант. Назовем его условно эстафетным. За модель возьмем солнечную систему. Предполагается существование жизни и разума на 2- планетах – Земле (сегодня) и Марсе (вчера). Марс дальше Земли от Солнца и там, естественно, раньше возникли подходящие условия (очевидно, главная роль принадлежит температуре или энергии). Цивилизация на Марсе должна была возникнуть намного раньше высшей жизни или вообще жизни на Земле, чтобы достаточно развиться и заранее засеять Землю семенами «жизни» и чтобы позднее переселиться на нее, когда условия на Марсе изменятся. По мере остывания Солнца, третьей планетой для жизни вероятнее всего может стать Венера. Может стать, если мы сохраним и разовьем нашу цивилизацию.
Почему исчезла жизнь на Марсе? Если мы потомки марсиан, то причина этого вполне понятна. Развитие цивилизации, которая нерационально использует ресурсы и, особенно, энергию, неизбежно должно было привести к экологической катастрофе планетарного масштаба. Марсианская цивилизация просто не нашла способа своего дальнейшего разумного развития на Марсе. Чтобы сохранить устойчивость своей цивилизации и оттянуть время ее гибели, они просто вынуждены были начать экспансию по солнечной системе. Ближайшая для них планета с благоприятными условиями – это Земля. Жизнь на Земле они посеяли, но свои нравы и привычки изменить не смогли. То, что досталось нам от них по генетической памяти, есть и наше наследие. Но мы продолжаем их практику, которая привела к гибели Марса. Подспудно мы это понимаем, поэтому и готовим дальнейшую космическую экспансию. Понимая уровень готовности условий Венеры по принятию жизни, мы попытаемся превратить Луну в перевалочную базу. Вероятно, что и марсиане использовали мифическую планету или спутник Фаэтон в таком же плане. Вполне возможно, что Луна – искусственное сооружение, которое должно было бы повлиять на ускорение необходимых процессов на Земле. И именно на Луне могли быть первые поселения марсиан.
Представленная выше гипотеза – это, по сути, один из вариантов гипотезы панспермии.
Почему же они не выжили на Земле, не сохранили цивилизацию? На этот вопрос возможны минимум два ответа:
1. Им пришлось слишком долго ждать в космосе (например, на Луне), когда условия на Земле станут достаточно для них благоприятными. Слишком долгое пребывание в невесомости – вот одна из причин, почему многие из них не могли долго оставаться в условиях гравитации. Возможно, это также повлияло и на способность размножаться. Это объясняет мифы с периодическими прилетами-улетами «богов».
2. Часть других, которым удалось адаптироваться, стали жертвами собственной цивилизации: они не захотели пожертвовать благами цивилизации. Поддержание высокого уровня жизни требует больших затрат энергии. Ради этого они могли поселиться в местах высокой сейсмической и вулканической активности, где почти дармовые выбросы энергии. Или применили технологии получения энергии из мантии Земли (сверхглубокое бурение). Или что-то иное, но в том же духе. Миф об Антлантиде вполне вписывается в этот вариант. Природный катаклизм, естественный или стимулированный, привел к катастрофе.
Откуда могли появиться сами марсиане. Естественно, с тех планет, что за Марсом. Мы же уже подозреваем существование жизни или следов жизни на каких-то планетах и их спутниках (Европа, например). Но одно ясно, что экспансия жизни в солнечной системе идет в сторону Солнца.
Так как Вселенная также остывает, то продвижение жизни (в той форме, что на Земле) во Вселенной должно идти в направлении противоположном ее расширению.
Все вышесказанное имеет определенный смысл при условии, что отсутствует некий Высший разум. Однако именно этого не могут отрицать ученые, занимающиеся вопросами мироздания. Хотя одно может и не противоречить другому, если исходить из существования Закона о единстве противоположностей.
20.12. 2006 г. Бутюгин А.В.
Опубликовано в журнале «Химия и жизнь» № 3 2007.