как понять что бизнес убыточен

Бизнес: как понять, что пора с этим завязывать

как понять что бизнес убыточен. c03ab86bd9d944ff804a532f886e370b. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-c03ab86bd9d944ff804a532f886e370b. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка c03ab86bd9d944ff804a532f886e370b.

Прикол в том, что каждый проект — это русская рулетка. Да, можно иметь опыт и знания, но всё равно шанс уйти в минус есть. Поэтому одна из самых первых вещей, которую нужно продумывать ещё на берегу — это план выхода. Ещё точнее — то, как понять, что всё, наигрались, надо закрывать бизнес.

Не уметь вовремя выйти — это сначала рисковать машиной, потом квартирой, а потом психическим и физическим здоровьем. Немалую роль, кстати, в этом риске играют понты, но про это чуть позже.

И ещё одно. Провал — обычно не трагедия, а статистика. То есть он неминуемо случается у большей части проектов. Другое дело, что в случае вашего личного бизнеса ваш первый проект может стать единственным, поскольку денег на другое уже не будет.

Статистика жестока

Если рассматривать деньги как инструмент, то их локальные потери абсолютно не важны. Важно то, что вырисовывается по результатам сотен повторяющихся опытов. Другое дело ваш отдельный проект — у вас всего одна попытка, и ставить нужно так, чтобы был шанс потом адекватно восстановиться. А бекапа нет. Поэтому главный инструмент и страховка — определить, как понять, когда нужно закрываться. Ещё на стадии составления финансового плана. И потом не заходить за эту черту.

Если этого не сделать, то может наступить синдром «ещё чуть-чуть». Выражается он в том, что когда дела идут как-то не так, появляется ощущение, что ещё чуть-чуть, и вот-вот оно пойдёт лучше.

Почему? Во-первых, потому что психологически тяжело признать, что первое дело не пошло. Рационально будет вовремя зафиксировать убытки и выйти, но эмоционально захочется всё же выправить ситуацию. Вы же не неудачник, черт побери!

Во-вторых, начинающий предприниматель наверняка успевает рассказать друзьям о том, что делает, и как делает. Могут появиться понты. А понты предполагают, что «соскочить» с роли успешного бизнесмена не так-то просто. Как следствие появится кредит, взятый втихаря, — лишь бы никому не говорить про свои плохие дела. И потом всё станет ещё хуже.

В-третьих, часто появляются мысли, что надо подождать. Большая часть проектов действительно со временем набирает больше клиентов — тут работает и сарафанное радио, и отложенные эффекты рекламы, и просто привычность. 5 лет держать магазин на одном месте — уже войти в голову всем, кто ходил мимо. «О, он тут у меня ещё в детстве стоял» — вот что это такое. Но на деле, когда продаж нет — глупо ничего не делать и ждать их. Ситуация имеет склонность ухудшаться, поэтому надо шевелиться постоянно. Остановился — замёрз. Если спрос плохой, то надо шевелиться, а не надеяться. Надеяться — вообще очень плохая стратегия.

В-четвёртых, появляется ещё сотня эмоциональных доводов начиная от привязанности к команде (которую придётся увольнять, если это был ваш первый бизнес, и их некуда перевести) и заканчивая удачно найденным помещением, которое жалко терять.

Так что делать?

Поскольку разбираться по ходу пьесы будет довольно сложно, надо заранее для себя поставить точку невозврата в бизнес-плане. И чётко её придерживаться. Например, если решили, что нельзя падать меньше минус двух миллионов, а упали на минус два миллиона и рубль — закрыли сразу. Рубль — мелочь же, но так рубль за рублём можно дождаться и минус трёх миллионов.

Да, жалко, да, случается, но лучше отфиксироваться с мордой робота, чем продолжать совершать ошибки человеческих эмоций. К сожалению, я видел очень много печальных историй, в которых продавали машины и брали кредиты в залог квартиры. Знаю историю с бизнесом с очень высоким для первого дела порогом входа — 6 миллионов, на который человек копил десять лет. Предупреждали же, мол, проверь мини-модель где-то, нету ещё такого рынка, тебе его с нуля создавать. Нифига, зашёл, разорился. Это желание начать сразу делать всё серьёзно, «ставлю на всё» — тоже очень опасное. Если есть возможность сначала глубоко изучать тему и попробовать что-то маленькое, какой-то кусок для доказательства того, что бизнес вообще заработает — лучше пользоваться им. Поэтому в малом бизнесе и имеет смысл говорить о том, что сначала прибыль, потом затраты. Нужно её получить и доказать, что она бывает, а потом вкладываться, а не наоборот.

Видел довольно много провалов из-за неумения что-то делать, например, очень плохого подбора персонала. Тут, конечно, можно и нужно готовиться в теории. Чаще всего речь идёт о сборе шишек на прошлом месте работы, откуда уже тренированным вы выходите в своё дело, в котором разбираетесь. Если вы сильно косячите — лучше вовремя это осознать и оставить ресурсы на вторую попытку, чем выправлять заранее плохую ситуацию.

Видел ситуацию, когда точка выхода обсуждалась двумя основателями, а потом, по мере ухудшения ситуации, отодвигалась. Типа, вот тут мы хорошо поработали в этом месяце, и погода ещё была дождливая — уж в следующем-то наверстаем. Нифига, погода не должна влиять. Договорились железно про дедлайн — не надо за него заходить. На то он и «дед».

И ещё одна классная штука — это когда при известной точке выхода начинаются чудачества с бухгалтерией. Фактически, самообман, чтобы оттянуть закрытие. Тоже крайне непродуктивно, и может закончиться законными подозрениями инвестора по поводу мошенничества. Что ещё и портит отношения.

Масштабирование

Почти точно так же можно относиться к проектам внутри бизнеса покрупнее. Например, разбивать на проекты какие-то крупные задачи. Для примера — мы закрываем 5-6 магазинов в год, чтобы перевезти их на новые места, либо открыть новые где-то ещё. Это при устоявшейся бизнес-модели. По новым направлениям — постоянно что-то пробуем, выживает хорошо если 2 из 10 проектов. Это, кстати, серьёзная удача, те же стартап-инкубаторы могут играть в лотерею с шансом 1/50. В общем, средний бизнес в общем случае можно представить как нечто уже проверенное и оттестированное и новые проекты-эксперименты, которые могут выстрелить, а могут и не выстрелить. У нас это выпуск и выбор под локализацию новых игр, открытие новых розничных точек, добавление в ассортимент любого нового товара и так далее. Но у проектов в таком потоке есть системное отличие от своего первого проекта — иногда можно смело терять деньги, если результат того стоит. Например, в случае если мы выпускаем игру не для заработка, а для развития рынка — мы не будем размечать такую точку закрытия (точнее, разметим, но если выйдем за неё — просто докинем денег).

В случае бизнеса при наличии запаса средств в других компаниях есть ещё момент — нужно оценивать стоимость выхода «здесь и сейчас» и при добавлении дополнительных денег. Второе может быть дешевле, как это ни странно. Но это редко, как правило, когда идут какие-то длительные процессы, которые в конце повышают стоимость компании при продаже. Если она будет.

В общем, даже на самом большом энтузиазме не стоит забывать две вещи — как понять, что всё сделали хорошо, и как понять, что всё сделали плохо. Первое — это план на год («Что у меня будет через год?»), второе — точка невозврата.

Источник

9 признаков того, что вам пора закрывать свой бизнес

как понять что бизнес убыточен. 1607521451 pexels photo 3752834. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1607521451 pexels photo 3752834. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1607521451 pexels photo 3752834.

Очень часто владельцы неудачного бизнеса изо всех сил пытаются удержаться на плаву. Они вновь и вновь «реанимируют» убыточный проект, вкладывая в него деньги, силы, время. Ведь никому не хочется чувствовать себя неудачником. Но стоит ли игра свеч?

Итак, как же понять, что настала пора распрощаться с бизнесом и задуматься о новых перспективах?

1. Bы постоянно влезаете в долги. Занимаете деньги на оплату аренды офиса , зарплаты сотрудникам, закупку очередной партии товара. Взять кредит на открытие проекта — это одно. Вы рассчитываете, что данные средства в будущем окупятcя сторицей. Но если регулярно приходится брать займы, а отдачи нет, это уже говорит о серьезных проблемах. А со временем все только усложнится.

как понять что бизнес убыточен. 1607522049 pexels photo 4968663. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1607522049 pexels photo 4968663. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1607522049 pexels photo 4968663.

2. Вы держите бизнес уже больше 3-х лет. Но позитивных изменений не наблюдаете. Да, для достижения значительных результатов требуется время. Однако предприятие должно ежегодно демонстрировать рост. Пусть в первые годы и небольшими темпами. Но если положительной динамики нет на протяжении нескольких лет подряд, не пора ли переключиться на другие цели?

как понять что бизнес убыточен. 1607521934 pexels photo 3755761. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1607521934 pexels photo 3755761. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1607521934 pexels photo 3755761.

4. Конкуренты опережают вaс. Правда, если речь идет об известных корпорациях, которые уже давно на рынке —- это еще не повод опускать руки. Лидерами они стали не за один день и много трудились, чтобы добиться признания. У таких компаний, скорее, нужно поучиться. На то они и лучшие в своей области. Однако если вac «переплюнули» практически все «соперники», включая новичков рынка, это уже повод задуматься…

5. В вaшeй компании наблюдается текучка кадров. При том, что зарплаты не снижались и условия работы кардинально не менялись. Просто люди не чувствуют перспектив для развития. И отправляются на поиски нoвoго. Может пора последовать их примеру?

как понять что бизнес убыточен. 1607521959 pexels photo 2182973. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1607521959 pexels photo 2182973. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1607521959 pexels photo 2182973.

7. Bы ощущаете, что рабочий процесс больше не приносит удовольствия. Речь идет не о временных приступах усталости, а о тотальном чувстве скуки и неудовлетворенности. Когда бизнec испытывает трудности, его владельцы тратят все свое время на «латание» финансовых дыр в бюджете. Тут уж не до креатива и свежих идей. А без нужного настроя не может быть успешного проекта.

как понять что бизнес убыточен. 1607521975 pexels photo 2869217. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1607521975 pexels photo 2869217. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1607521975 pexels photo 2869217.

8. Вac все чаще посещает «крамольная» мысль — о работе наемным сотрудником в режиме старой доброй 5-дневки. Например, риелтором в агентстве, занимающимся продажей коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде … Топ-менеджером или директором отдела маркетинга в крупном холдинге. Да мало ли вариантов… Вы устали от тотальной ответственности, решая все проблемы самостоятельно. Быть предпринимателем, конечно, престижно. Но каждому ли это по силам?

как понять что бизнес убыточен. 1607521984 pexels photo 571169. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1607521984 pexels photo 571169. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1607521984 pexels photo 571169.

Резюме

Решение о закрытии неудачного бизнеса может даться трудно и даже болезненно. Но именно оно откроет путь к нoвым перспективам и свершениям.

Источник

Анализ безубыточности: способы и примеры

как понять что бизнес убыточен. 457e202707e54416a1d4b6b310c810ea s. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-457e202707e54416a1d4b6b310c810ea s. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 457e202707e54416a1d4b6b310c810ea s.

Бывает так, что в бизнесе работают десятки людей, через счета фирмы проходят миллионы рублей, а реальной прибыли нет. Причина, как правило, в отсутствии финансовой аналитики и планирования.

Чтобы сделать компанию прибыльной, нужно рассчитать точку безубыточности и выяснить, сколько продуктов должна продавать компания, чтобы генерировать прибыль, а не убытки. Или хотя бы выходить в ноль после расчета баланса.

Разберемся в следующих вопросах:

Что такое точка безубыточности

Это экономический термин, который еще называют точкой рентабельности, «нулевой точкой» или «нулем бизнеса». Как это работает?

У любого бизнеса есть доходы и расходы, то есть приток денег и их отток. Когда доходов больше, чем расходов, получается прибыль. Если расходов больше, то появляется убыток. Безубыточность — это ситуация, когда нет ни расходов, ни доходов. То есть бизнес «выходит в ноль».

В идеальной ситуации предприниматель строит бизнес так: сначала добивается того, чтобы компания покрывала расходы доходами, затем появляется прибыль. И только после этого начинает забирать из компании деньги.

Точку безубыточности можно считать для уже открытого бизнеса и для бизнес-плана под новую компанию. Учитывайте, что расчет под новый бизнес будет очень примерным — пока компания не открылась, вы не знаете, сколько действительно у нее будет расходов и доходов.

Каким бывает расчет безубыточности

Считают точку безубыточности в двух видах:

Пример, как это работает

Допустим, вы открыли точку кофе с собой. Средний чек за чашку — 150 руб. Считаем точку безубыточности за месяц. В расходах: аренда за 30 000 руб., зарплаты двум бариста — еще по 30 000 каждому. Еще тратим деньги на сам кофе и молоко.

После расчета получается, что для выхода в ноль бизнесу нужно продавать 420 чашек в месяц или генерировать выручку в 62 937,06 руб. Конечно, в этом примере все упрощено — не считали налоги, затраты на коммунальные ресурсы и расходники (одноразовые стаканчики, салфетки и т.д.).

Остановимся на том, как посчитать безубыточность для вашего бизнеса.

Как рассчитать точку безубыточности

Рассчитать точку безубыточности можно на бумаге с помощью формул. Если не хотите разбираться в параметрах, в конце статьи есть ссылка на готовый калькулятор в Excel, можете заполнить недостающие поля, он подскажет итог.

Посчитайте расходы

Чтобы использовать формулу безубыточности, нужно составить список всех расходов вашего бизнеса. Они есть нескольких видов, важно не путать.

Постоянные расходы

Это траты на бизнес, которые в принципе не зависят от трат на сам продаваемый продукт. Например, это стабильная ставка аренды офиса или склада, оклады сотрудникам, траты на рекламу и поддержку сайта.

Например, у вас есть точка кофе с собой. Вот на что придется тратить деньги независимо от того, есть продажи или нет:

Итого постоянные месячные расходы на точку кофе с собой равны 118 000 руб.

Переменные расходы

Это траты, которые зависят от того, сколько продукта вы продадите или изготовите. Например, если менеджеры по продажам работают за процент, это нужно учитывать как расход. Или у вас шашлычная, и на каждую порцию нужно определенное количество мяса, специй, маринада и дров.

Если ассортимент большой, то рассчитывать нужно расходы на самый популярный товар или на средний чек. Например, точка кофе с собой в основном продает капучино. Намного реже покупают американо или раф. Значит, считать проще на примере капучино.

Оцените финансовые показатели бизнеса и получите советы по их улучшению. Спрогнозируйте прибыль с помощью умного сервиса.

Считать нужно расходы на один продукт или на одну продажу, как в случае со средним чеком. Смотрите, какие переменные расходы есть у точки кофе с собой на примере капучино:

Итого на один стакан кофе в среднем уходит 34 руб.

Для вычисления точки безубыточности важно рассчитывать расходы на каждую единицу товара максимально точно. Может показаться, что это избыточно и нет смысла просчитывать каждый рубль, но это не так.

Например, в месяц успешная точка кофе с собой продает порядка 6 000 стаканчиков. Если потерять в расчете 2 руб. за зерно и 3 руб. на остальные ресурсы, для финансового планирования это означает потерю 30 000 руб. в месяц или 360 000 руб. в год. Если не учесть такие траты, точка может оказаться не прибыльной, а наоборот, убыточной.

Для вычисления точки безубыточности важно рассчитывать расходы на каждую единицу товара максимально точно. Может показаться, что это избыточно и нет смысла просчитывать каждый рубль, но это не так.

В расчете точки безубыточности участвуют переменные и постоянные расходы. Не учитывайте в них изначальные вложения в бизнес — такие инвестиции должны покрываться уже после того, как финансовый баланс точки станет положительным, то есть за счет прибыли.

Например, когда вы покупаете для точки кофе с собой холодильник и кофемашину, траты на них не учитываются в формуле безубыточности.

Посчитайте маржинальность

Для расчета точки безубыточности нужно знать маржинальность вашего бизнеса. Проще такой показатель рассчитать для компании с одним продуктом. Если у вас ассортимент из главного, «якорного» товара и сопутствующих продуктов, то маржинальность считают по показателям главного. Если ассортимент большой, то за основу берут средний чек.

Вот формула маржинальности:

Маржинальность = (Выручка — Переменные расходы) / Выручка × 100 %

Например, средний чек в точке кофе с собой из примера выше — 180 руб. Получается такой расчет:

Маржинальность = (180 — 34) / 180 × 100 % = 81,1 %.

Вычислите точку безубыточности

Когда все данные известны, можно рассчитать точку безубыточности в денежном выражении.

Формула

ТБУ (деньги) = Постоянные расходы / Маржинальность × 100 %

Например, для точки кофе с собой получается такой расчет:

ТБУ (деньги) = 118 000 руб. / 81,1 % х 100 % = 145 480 руб.

Безубыточность в общей выручке помогает разве что при финансовом планировании. Эффективнее считать «выход в ноль» в натуральном выражении, то есть в количестве проданных продуктов. Например, если вы только планируете бизнес, то с помощью натуральной ТБУ реально планировать первые закупки — сможете заранее выяснить, сколько примерно стоит покупать расходников, чтобы в компании был запас на месяц/квартал вперед.

Формула

ТБУ (продукты) = ТБУ в денежном выражении / Стоимость продукта.

Для точки кофе с собой получается такой «выход в ноль»:

ТБУ (продукты) = 145 480 руб. / 180 руб = 808,2.

При расчете ТБУ нужно всегда округлять показатели в большую сторону. Получается, что для выхода на операционную окупаемость, такой бизнес должен реализовывать за месяц минимум 809 чашек по цене 180 руб. Это не считая налогов — когда определитесь с налоговым режимом, добавьте нужные показатели в колонку переменных расходов.

Как считать ТБУ автоматически

Расчет точки безубыточности можно автоматизировать — считать оба показателя удобно в Excel. Вот универсальный шаблон, в который можно добавить данные для вашего бизнеса:

Шаблон вычислит ТБУ в деньгах и в натуральном выражении. Для наглядности в нем остались данные расчета ТБУ точки кофе с собой.

как понять что бизнес убыточен. 0a43ad33 a94d 4658 9a4c d93b60d0fb5b. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-0a43ad33 a94d 4658 9a4c d93b60d0fb5b. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 0a43ad33 a94d 4658 9a4c d93b60d0fb5b.Автоматический расчет безубыточности для точки кофе с собой. Цифры средние, для конкретного бизнес-плана нужно пересчитывать.

Как использовать точку безубыточности

Есть несколько сценариев, когда пригодится показатель точки безубыточности.

Планирование нового бизнеса

Допустим, вы решили открыть ту же точку кофе с собой. Рассчитав бизнес-план, вы выяснили, что продавать нужно почти тысячу чашек в месяц, или 33–35 чашек в день. Значит, вы можете проверить реалистичность вашего плана, то есть посчитать поток людей мимо места, где вы планируете арендовать помещение.

Если мимо проходит 100 человек, вряд ли каждый третий из них купит у вас напиток. Значит, стоит искать другое помещение или переделывать финансовую модель.

Корректировка существующего проекта

Расчет точки ТБУ полезен, когда ваш бизнес работает, но финансового планирования нет. Например, когда на счетах всегда много денег, оборот огромный, а прибыли почему-то нет. Выяснив ТБУ, вы поймете, действительно ли компания работает в плюс, или нужно что-то менять.

Продажа бизнеса

ТБУ, основанная на реальных продажах в динамике за несколько месяцев, — это весомый аргумент при торге за вашу компанию. Если покупатель сомневается, что его инвестиции окупятся, вы можете продемонстрировать расчеты и доказать, что бизнес будет приносить прибыль, даже если немного потеряет в продажах из-за кризиса или возможного сезонного спада.

Разработка франшизы

Если вы решили тиражировать вашу успешную бизнес-модель с помощью франшизы, расчет ТБУ необходим для демонстрации финансового плана.

Плюс вы можете использовать расчеты для рекламной кампании. Например, для продажи бургерной можно использовать слоган: «Новый бизнес окупается после продажи 100 бургеров в месяц».

Вывод бизнеса из кризиса

Если проект приносит только убытки, расчет точки безубыточности поможет выяснить, реально ли его вывести на прибыль. Для этого нужно проанализировать текущую ситуацию и составить список всех постоянных и переменных расходов. А после попытаться изменить модель, увеличивая цены или сокращая расходы.

Если вы будете делать это в универсальном калькуляторе в Excel, то изменения будут наглядными. Например, сократили зарплаты на 10 % — стало меньше и количество товаров, которые нужно продать для достижения выхода в ноль.

Кратко о том, как посчитать безубыточность компании и что с этим делать

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Бали не будет… 6 признаков того, что вашему бизнесу кранты

Каждый, кто решается на открытие бизнеса, должен быть готов к трудностям и провалам. Чтобы после первой же попытки через пару месяцев не вернуться к работе по найму, нужно грамотно все спланировать. И даже в этом случае от краха никто не застрахован. Хорошая новость в том, что даже самая плачевная ситуация не всегда означает конец вашему предпринимательству – всегда можно что-то изменить и все исправить.

Рассмотрим распространенные причины краха бизнеса и пути выхода из кризисных ситуаций.

Статья написана в соавторстве с Ольгой Кочкиной.

Выбранные способы продвижения не работают

Чаще всего о том, как будет продвигаться бизнес, задумываешься заранее. Но в этом же и проблема: если направление не сработало, перепланировать работу на ходу трудно. Причем причиной может быть как изначальная переоценка способа продвижения, так и некачественная работа исполнителя.

Создатель компании «Клиники Германии», которая занимается сопровождением лечения российских пациентов в немецких клиниках, Максим Рыков, начал с создания сайта и онлайн-продвижения своих услуг, но эффективность оказалась низкой. Проанализировав ситуацию, он пришел к мысли, что прежде всего нужно работать над личным брендом и качеством услуг.

А дело все вот в чем: поначалу клиенты привлекались по аналогии с отделами, обслуживающими русскоязычных клиентов в государственных немецких клиниках. А качество услуги у них далеко не всегда соответствует заплаченным деньгам в плане сервиса и компетенции подобранных врачей. Часто проблемой становится языковой барьер, и единственным человеком, с которым клиент может пообщаться во время лечения, оказывается переводчик.

Работа над качеством услуги – прежде всего, глубокое погружение в медицинскую отрасль Германии, расширение круга знакомств со специалистами, поиск инсайдерской информации из клиник и страховых компаний. Кроме того, для сопровождения клиентов были найдены практикующие русскоязычные врачи с действующими европейскими дипломами.

Организация лечения за границей – специфическая отрасль с большим чеком, в которой важную роль играют рекомендации клиентов. Бывает даже так: люди ищут через знакомых, в СМИ и соцсетях тех, кто уже проходил курсы лечения по своему заболеванию, и приходят по их рекомендациям. Когда изменился подход к развитию и продвижению бизнеса, клиенты стали чаще рекомендовать компанию другим и поток входящих заявок вырос.

Если бизнес не идет, не обязательно сразу думать о закрытии. Возможно, есть ошибки в построении бизнес-процессов, продвижении и достаточно их исправить.

как понять что бизнес убыточен. 1. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-1. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 1.

Но это не значит, что интернет-маркетинг в медицине не работает и от него нужно отказаться всем. Взять, например, доктора Утина, который стал известен как кардиопоэт в Живом Журнале, принял участие в этнографической экспедиции Артемия Лебедева, а сейчас ведет популярный в рунете медицинский канал в YouTube и руководит клиникой выездной диагностики SMART CheckUp.

Целевая аудитория себя исчерпала

На первый взгляд такая ситуация кажется нереальной – с развитием интернет-маркетинга целевая аудитория практически любого бизнеса выросла до целого мира. Однако есть офлайн-ниши, которые невозможно масштабировать через интернет. Именно поэтому запускать продукт, который нужен клиенту один раз, в маленьких городках на 50 тыс. населения рискованно. Когда каждый из 50 тыс. человек побывает у вас, придется сворачивать бизнес или кардинально менять направление.

Опыт владелицы музея иллюзий и наук показывает, что у подобных проектов аудитория конечна даже в довольно крупных городах вроде Владимира. Срок жизни, конечно, тут больше – предпринимательнице удалось преодолеть кучу трудностей и за 3 года заработать более 3 млн рублей, поэтому проект можно считать успешным. Но итог у него тот же – музей пришлось закрыть. Разница в том, что заработанных денег хватило, чтобы запустить новый бизнес в другой сфере.

как понять что бизнес убыточен. 2. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-2. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 2.

Чаще всего предугадать, что целевая аудитория рано или поздно закончится, можно еще на старте. Но многим предпринимателям, особенно начинающим, не хватает дальновидности, чтобы сделать это. Часто здравый смысл заглушает эйфория, которая охватывает человека во время запуска своего первого бизнеса. Так или иначе, если это произошло – спрос на ранее прибыльный продукт резко упал, – выхода по сути два: менять географию или направление. В первом случае все просто – перевозим бизнес в город побольше, где будет спрос. Однако не всем он подойдет – переезжать сами захотят немногие, а эффективно управлять компанией удаленно довольно сложно.

С направлением и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, никуда не надо ехать, с другой – найти идею, которая заставит клиентов возвращаться, не так-то просто. В любом случае, если раньше бизнес приносил хорошую прибыль, всегда можно последовать примеру владелицы музея из Владимира – начать сначала в другой нише.

Изменилась конъюнктура рынка

Эту историю рассказал один из клиентов, который владеет несколькими детскими игровыми комнатами в одном из региональных центров Сибири. В 2015-2016 годах ниша считалась очень перспективной: конкурентов почти не было, а стартовые инвестиции укладывались в 300-400 тысяч рублей. На новую услугу аудитория из мам с детьми отреагировала хорошо – вложения отбились быстро.

Но уже в 2017 году ситуация начала ухудшаться. Во-первых, в городе игровых комнат стало не 5-6, как раньше, а несколько десятков. Во-вторых, стандартные развлечения вроде аниматоров в образах из популярных мультфильмов и шоу мыльных пузырей утратили элемент новизны и спрос на них стал падать. В-третьих, появился конкурент с тяжелой артиллерией – игрополисы. Это настоящие города для детей, которые открывались в крупных торгово-развлекательных центрах и предлагали аудитории более интересную услугу по меньшей цене.

как понять что бизнес убыточен. 3. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-3. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 3.

Часть игровых комнат в 2017–2018 годах закрылась, но некоторые смогли выстоять благодаря постоянному обновлению сценариев мероприятий и индивидуальному подходу. Игрополисы подходят не всем родителям, потому что иногда только на поиск ребенка в игровом зале может уйти 10 минут. Да и внимания к детям – особенно маленьким – со стороны персонала меньше.

Увеличилась роль социальных сетей, которые отвечают за возвращение действующих клиентов. Как показала практика, работа с постоянными клиентами дает больший эффект, чем привлечение новых. Постоянные часто отмечают в игровых комнатах праздники, посещают специальные мероприятия, время от времени приходят просто так.

Если изменился рынок, это только повод измениться самому и стать эффективнее в более сложных условиях. Конкуренты в этот период закрываются, и на выходе можно даже вырасти.

Продукт никому не нужен

Чаще всего такая ситуация происходит, когда предприниматель ошибочно оценил рынок и потребности аудитории на старте или вовсе этого не сделал. Нам кажется, что мы нашли свежую идею, которая завтра принесет миллионы, но на практике идея оказывается пустышкой и приносит только убытки. Вот почему не стоит кидаться быстрее открывать бизнес с принципиально новыми продуктом или бизнес-моделью. Лучше подумать, почему этого не сделал никто до вас? Тщательно проанализировать рынок и потребности аудитории – действительно ли предложение будет пользоваться спросом? Нужно ли оно кому-нибудь?

Другой сценарий тоже связан с ошибками в оценках на старте. Только тут продукт оказывается ненужным не в целом на рынке, а в конкретном месте конкретной аудитории. Так, если бы предприниматель открыл свой магазин китайского чая в ТЦ в центре Москвы, а не на окраине Оренбурга, шансы, что спрос на дорогие сорта и посуду для чайной церемонии будет, возросли бы. Если бы герой изучил район, прежде чем тратить все деньги на невостребованный товар и ненужные на старте понты, он мог бы скорректировать планы и ассортимент, что тоже повысило бы шансы на успех.

как понять что бизнес убыточен. 4. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-4. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 4.

Если продукт не стал популярен у определенной аудитории, можно сменить местоположение офлайн-бизнеса или стратегию продвижения онлайн-компании – нацелить рекламу на другую аудиторию. Кроме того, в офлайне часто бывает достаточно сменить курс или скорректировать ассортимент под потребности целевой аудитории. Если бы у нашего героя к тому моменту, когда он понял, что нужно посетителям торгового центра, остались деньги на оборот, он закупил бы востребованные сорта чая и спас бизнес. Поскольку денег не осталось, предпринимателю пришлось закрыться и начинать с нуля в другом городе и, возможно, – в другой нише.

Утрачено управление компанией

Делегирование хорошо до того момента, как начинает разрушать бизнес изнутри. Наемный руководитель может плохо выполнять обязанности, создавать проблемы в работе с персоналом и клиентами. Вот, например, история владелицы сети частных детских садов, которая на время беременности доверила управление бизнесом напарнице. Та перессорилась с воспитателями, собранными с колоссальным трудом. Некоторые уволились, пошли жалобы от родителей – пришлось возвращаться из декрета и решать проблемы.

Схожая ситуация была у одного из франчайзи крупной сети мебельных магазинов. Наладив работу нескольких торговых точек в Москве и ближайшем Подмосковье, он решил диверсифицировать бизнес: сначала запустил товарку с Китаем, потом купил франшизу боксерского клуба. Первый бизнес не взлетел потому, что в нишу пришли крупные компании с большими инвестициями – поделить с ними рынок не получилось. Второй – потому, что в работе возникли непредвиденные сложности. Но самым плохим оказалось другое: пока владелец запускал новые проекты, из-за недостатка внимания в минус ушла из самых прибыльных мебельных точек, которая все это время обеспечивала его деньгами. Причина все та же – недостаточно профессионально выполнявший свои обязанности наемный директор.

как понять что бизнес убыточен. 5. как понять что бизнес убыточен фото. как понять что бизнес убыточен-5. картинка как понять что бизнес убыточен. картинка 5.

Делегировать обязанности можно и нужно, но контролировать руководителей и решать стратегически важные задачи владелец бизнеса должен самостоятельно. Если в первом примере проблему удалось решить с минимальными репутационными потерями, то во втором магазин пришлось закрыть. К счастью, только один из нескольких – сейчас у героя материала все хорошо.

Все можно исправить. Почти

Хотелось бы закончить в духе мотивационной статьи из бизнес-блога, мол дерзайте, работайте, мечтайте, и все получится, но не будем, потому что в реальности бывает не так. У авторов текста тоже есть опыт запуска бизнеса. Не слишком удачный. И они им тоже поделятся.

В 2017 году мы с другом запустили интернет-магазин автозапчастей – об этом я уже рассказывал, – и сейчас этот проект закрыт. История стара как мир: 1) взялись за сложную нишу, 2) ошиблись с выявлением потребностей целевой аудитории, 3) недооценили период окупаемости и важность финансовой подушки на несколько месяцев вперед, 4) потратили слишком много денег на то, без чего можно было обойтись, и на жизненно необходимое в итоге не хватило.

Но главная причина даже не в этом, все это теоретически можно было бы исправить: затянуть пояса, сжать зубы и продолжить пробивать стену лбом… Но в какой-то момент мы поняли, что перегорели. Бизнес превратился в старую иномарку, которая постоянно ломается и требует вложений, а у тебя мало того нет на нее лишних денег и времени, так еще и удовольствия от езды тоже больше нет.

Бытует мнение, что 90 % бизнесов закрываются в первый год. Мой магазин одежды и аксессуаров для неформалов попал в их число. Зарегистрированное в марте 2012 ИП было закрыто в апреле 2013, при этом сам бизнес уже фактически не работал около 10 месяцев. Моей причиной краха стали просчеты, ошибки и розовые очки на старте. Я ошиблась со всем, с чем только можно: ассортиментом, помещением, продвижением, капиталом. Наверное, самым большим промахом можно считать помещение с арендой в 40 тыс. руб. в месяц в не самом проходимом месте ТЦ, который выбирали по принципу «удобно добираться». Для такого магазина логично было искать точку рядом с местами скопления целевой аудитории – например, популярными концертными площадками. В итоге выручки не хватило даже на оплату второго месяца аренды. Еще какое-то время мы пытались распродать что-то через интернет, но в итоге решили слезть с дохлой лошади и свернуть всю активность.

Чтобы принять окончательное решение, закрывать бизнес или нет, нужно понять, в чем проблема: в голове или в бизнесе. Если в голове – перегорели, заинтересовались другой темой с большими перспективами, – скорее всего, лучше закрываться. Тянуть на привязи вагон нет смысла, лучше в будущем использовать полученный опыт для запуска нового бизнеса.

Если дело в самом бизнесе, но раж еще не угас, надо ломать стену дальше. Иногда полезен взгляд со стороны: интернет-консалтинг от «Текстерры» позволяет найти причины низкого трафика из поиска, контекстной рекламы, социальных сетей, изменить подход к продвижению и получить новых клиентов.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *