как понять что ребенок хочет в туалет
Как приучить ребенка к горшку?
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок поскорее стал ходить на горшок. Однако прежде чем ответить на вопрос, как приучить ребенка к горшку, необходимо разобраться с самим процессом мочеиспускания.
Как происходит процесс мочеиспускания?
Когда ребенок должен ходить на горшок?
Процесс координации функций органов мочевыделительной системы завершается примерно к 3-4-летнему возрасту.
Нет сомнений в том, что родители могут «приучить к горшку» раньше указанного срока. Однако в таком случае это будет не реально приобретенный навык, а выработанный условный рефлекс, который легко может давать сбой до тех пор, пока не созреют все необходимые центры координации.
Когда мамы и папы пытаются приучить годовалого ребенка к горшку, выделяются обычно два момента: время и поощрение. В большинстве случаев родители высаживают ребенка примерно в одно и то же время на горшок, и опорожнение мочевого пузыря происходит при любом его наполнении. Затем обычно следует похвала, и ребенок достаточно быстро улавливает эту связь. В некоторых случаях малыш даже может сам проявлять инициативу, например, садиться на горшок после сна. Но при всем этом он еще не контролирует сам процесс. И периодических промашек здесь не избежать.
Приучение к горшку с раннего возраста – право и выбор каждой семьи. Но хотелось бы, чтобы все родители понимали реальное положение вещей, не ругали своих детей за промашки и не переживали о том, что их ребенок какой-то не такой, раз в свои 2,5 года еще не просится на горшок. Ведь это вполне физиологично и нормально лет до 3-4 (как минимум!). Врачи допускают единичные промахи на фоне стресса и усталости и в более старшем возрасте.
Как приучить ребенка к горшку?
Если вы все-таки решились приучить ребенка к горшку, рассмотрим основные пункты: как это сделать с точки зрения физиологии, что можно делать, а что нельзя.
Самое главное, что должны понять все родители – не нужно торопить малыша. У каждого свой темп. Один ребенок способен приучиться к горшку за несколько дней, другому потребуется ни один месяц (а может и год). Не сравнивайте ребенка с чужими детьми, учитывайте именно его особенности.
А теперь рассмотрим, что вы, как родитель, можете сделать:
Относитесь проще к промахам и откатам. Ни при каких обстоятельствах не ругайте ребенка за это. Малыш не делает это назло вам, он просто еще не умеет контролировать процесс мочеиспускания.
В случае, если ребенок негативно относится к горшку, начинает нервничать, плакать или кричать – сделайте паузу в 2-3 недели, даже не поднимайте тему горшка вслух. Возможно виной негативный опыт в прошлом. Дайте малышу успокоиться и набраться сил. Продолжая насильно высаживать на горшок можно лишь усугубить ситуацию.
3. Сделать горшок видимым.
Горшок всегда должен находиться у ребенка в зоне видимости и открытого доступа. Можно выбрать горшок яркого цвета с любимыми героями малыша для привлечения внимания.
4. Создать благоприятную среду.
Расскажите крохе сказку про горшок, в игровой форме объясните, что с ним нужно делать (сажайте куклы или игрушки на горшок, незаметно подливайте воду и вместе с ребенком выливайте ее в унитаз). Объясните малышу то, что все вокруг ходят не в подгузник, а на горшок/туалет.
5. Дать ребенку столкнуться с последствиями.
Снимите памперс и оденьте вместо него трусики. Когда малыш описается, проговорите его ощущения: «Ты почувствовал, что хочешь писать? Потом расслабился, и трусики стали мокрыми. Это неприятно, правда? Давай ты лучше будешь садиться на горшок, когда почувствуешь, что хочешь писать, тогда трусики останутся сухими».
6. Поощрять ребенка.
Ответьте на достижение малыша бурным восторгом! Однако не забывайте о том, что хвалить ребенка нужно не за сам факт сидения на горшке, а за то, что малыш прислушался к своим ощущениям и понял, что нужно сесть и пописать на горшок.
7. Быть готовым к откатам.
Откаты могут возникнуть при появлении младшего братика или сестренки, поступлении в детский сад и любом другом стрессе. Помните, что это временно. Не ругайте малыша, а помогите справиться с трудностями.
Надеемся, что наши рекомендации окажутся вам
полезными. Наберитесь терпения, будьте для малыша мягкими и чуткими родителями!
Как понять что ребенок хочет в туалет
Единый телефон Жизнь без подгузника: Вопросы и ответыВ противоречие к традиционным представлениям, малыши способны осознавать свои потребности пописать/ покакать с момента рождения и с рождения могут контролировать эти мышцы. Миф о том, что ребенка надо «приучать» управлять ими сложился из-за глобального недопонимания способностей малышей. 2. В каком возрасте лучше начинать? Можно успешно начать и с более старшими детьми, но это потребует больше времени, усилий и внимания. Здесь понадобится более тонкий подход. 3. Как мне почувствовать ритмы своего ребенка, если поначалу я пользуюсь подгузниками? Очевидно, что проще всего наблюдать за ребенком, когда он без подгузников. Несомненно, что ребенку так тоже лучше. Некоторые родители предпочитают вообще ими не пользоваться и практикуют постоянный контакт «кожа к коже». Тем не менее, многие матери время от времени пользуются подгузниками, особенно поначалу, когда только привыкают к ритмам своего ребенка. Так спокойнее для родителей, которые опасается пропустить неожиданные «сюрпризы». Если ваш ребенок только недавно родился, он еще совсем мал и не особо шустрый. В этом случае идеально класть ребенка на подгузник, (а не одевать подгузник на ребенка). Новорожденного можно носить на руках, держа расстегнутый подгузник или пеленку под попой. Можно подстелить пеленку в слинг. На самом деле, пеленки из фланели или куски старых полотенец подходят для этих целей лучше, чем самые современные подгузники. Только не забывайте убирать пеленку или подгузник, когда ребенок хочет сделать «свои дела»! Не забывайте про намекающий звук (типа «пс-пс»). Когда вы обнаружите, что расходуете одну пеленку или подгузник за весь день, то вполне сможете отказаться и от них. 4. Какие сигналы подает ребенок, когда хочет в туалет? У совсем маленького новорожденного «сигналы» такие: Ребенок постарше будет «сигнализировать» так: подойдет (подползет) к маме, поведет ее за собой в место «туалета», будет извиваться на руках, попытается вылезти из слинга или «кенгурушки», слезть с кровати. Будет настойчиво привлекать к себе внимание, издавать «намекающий звук», держаться за область гениталий или сядет на ваших руках в привычную для туалета позу. Если ребенок обнажен, вы сможете увидеть движение соответствующих мышц «внизу». 5. Когда я пытаюсь распознать сигналы своего ребенка, я ничего не понимаю. Что мне делать? Продолжайте стараться. Будьте нежны и внимательны к малышу. Распознавать сигналы бывает нелегко, особенно из-за того, что в нашей культуре мы к этому не привыкли. У многих матерей это получается с первого же дня, но для многих полное взаимопонимание с ребенком приходит через несколько дней или даже недель. Вам помогут терпение, время и постоянная практика. Помните, что бывают разные подходы. Если вам не помогают сигналы и интуиция, попробуйте почувствовать внутренний ритм ребенка. Запоминайте, как ведет себя ваш малыш, когда «ходит» и в какое время это происходит. Например, дети часто «ходят» сразу после пробуждения или через некоторое время после кормления. (к примеру, через 10-15 минут). Помогите малышу «сделать делишки», подсадив его в нужное время. Сделайте «намекающий звук» и подождите. Когда взаимопонимание между мамой и малышом окрепнет, ребенок начнет подавать сигналы более настойчиво. Не забывайте делать «намекающий звук», даже если вы опоздали. Тогда ваш ребенок научится соотносить этот звук с возможностью пописать или покакать. Некоторые детки даже начинают издавать его сами, когда «просятся». 7. Неужели новорожденный не «ходит» в ту же секунду, как захочет? Реально ли успеть добежать с ним туда, куда нужно? Даже самые маленькие детки (а особенно те, с которыми уже применялся метод Естественной Гигиены) обычно сигналят о своих потребностях заранее, еще до того, как не могут больше терпеть. Конечно, чем меньше ребенок, тем меньше это время между тем, когда он осознает «нужду» и самим моментом выделения. Здесь вам поможет осознанное и усиленное родительское внимание. 8. Что мне делать, если мы с ребенком вышли из дома (например, в магазин)? Что делать, если в общественном месте я не могу сосредоточиться на сигналах своего ребенка? Самое интересное, что некоторые мамы признаются, что у них гораздо лучше получается сосредоточиться на сигналах малыша именно тогда, когда они НЕ дома. В эти моменты обостряется желание избежать конфуза и вы слушаете ребенка изо всех своих сил. Ваше внимание к малышу резко возрастает! Если необходимо «сходить» не дома, поищите место, где ребенок мог бы сделать свои дела. (Прим. переводчика. Для канадских читателей госпожа Бауэр в этом абзаце рекомендует общественные туалеты. Хе-хе!) Планируйте заранее свой маршрут с учетом таких остановок. Либо не отходите далеко от дома в первые недели или даже месяцы, пока у вас не сложатся тесные и доверительные отношения со своим малышом, приносящие комфорт вам обоим. Многие родители на время выхода «в свет» одевают на маленького подгузники. В этом случае подумайте, где вы сможете комфортно переодеть малыша. Спланируйте и включите в свой маршрут те места, где малыш может переодеться или даже «сделать делишки». 9. Что делать ночью или во время дневного сна малыша? Есть несколько вариантов. Некоторые мамы высаживают своих деток до или после ночного кормления грудью. Можно также покормить ребенка ночью, держа его попу в тазике или горшочке. Для этого горшочек должен быть всегда под рукой. Можно постелить под ребенка хорошо впитывающую пеленку либо полотенце с клеенкой на тот случай, если малыш все-таки «сходит» в кровать. И, конечно, можно использовать подгузники. Хотя многие мамы, применяющие метод Естественной Гигиены, отмечают, что детки остаются сухими на довольно длительный срок или даже на всю ночь с самого раннего возраста. ( Прим. переводчика: так и есть. ) 10. Могут ли понимать сигналы ребенка другие взрослые члены семьи, которые не проводят с ним много времени? Да, конечно! Здесь успех будет зависеть от конкретной ситуации: от близости отношений взрослого и ребенка, от внимательности взрослого и, частично, от желания ребенка. Многие отцы замечательно чувствуют своего малыша и своевременно высаживают деток. Но надо признать, что у матери поначалу будет получаться лучше всех. В некоторых странах малыше носят «пописать» разные члены семьи, включая дедушек и других отдаленных родственников. В каком возрасте и как отказаться от подгузников?Ближе к году большинство родителей начинает волновать вопрос: когда пора приучать малыша к горшку? До какого возраста вообще носят подгузники? Как облегчить отказ от подгузников для ребенка, его мамы и папы? Когда пора переходить на горшок?С появлением подгузников жизнь молодых родителей стала в разы легче: больше не нужно тратить время и силы на стирку и глажку пеленок, а выходы из дома уже много лет не пугают неожиданными сюрпризами. Однако у всех благ цивилизации есть обратная сторона: в один прекрасный момент ребенок вырастает, а родители задумываются о приучении малыша к горшку. Мнения, когда этот «момент» должен наступить, разнятся: часть людей придерживается позиции, что ребенка нельзя торопить, кто-то считает — чем раньше, тем лучше. Единой точки зрения нет и, наверное, никогда не будет. Если обратиться к мировой статистике и понаблюдать, до какого возраста дети носят подгузники в разных странах, мы увидим совершенно разные показатели. В Америке легко можно встретить трехлетнего малыша, который еще не знаком с горшком. В европейских странах — и того старше: четырехлетний малыш в подгузнике — не редкость. Лучшее время для отказа от подгузниковСказать, когда именно малышу нужно переходить на горшок, довольно сложно. Конкретных норм нет. Все очень индивидуально, и зависит от многих факторов. Наиболее благоприятным временем для отказа от подгузников считается период между полутора и двумя с половиной годами. К 18 месяцам у ребенка наступает физиологическая готовность: он уже способен контролировать процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря достаточное количество времени, чтобы добраться до горшка. Однако в таком возрасте ребенок еще слабо ассоциирует этот предмет с возможностью удовлетворить свои потребности. Картинки, где счастливый годовалый малыш сидит на горшке, зачастую вводят нас в заблуждение — в этом возрасте дети просто не понимают, что они делают. Именно поэтому так часто родители жалуются на «откаты» в освоении этого навыка. Кроме того, большое значение имеет уровень развития моторных навыков, а именно способность самостоятельно дойти до горшка, снять с себя трусики и уверенно на нем сидеть. Поэтому немаловажным для отказа от подгузников является наличие навыка самообслуживания. После двух лет, кроме всего прочего, появляется социальная готовность ребенка: дети стремятся подражать взрослым, копировать их поведение и поступки, детям становится интересно иметь отдельное место для «справления нужды». Слишком затягивать с отказом не стоит. Очевидно, что для самого малыша подгузники — это гарантия комфорта. Он понимает, что в них сухо и удобно, поэтому изменение правил может вызвать переживания и недовольства. Чтобы максимально избежать негативных реакций, педиатры и психологи рекомендуют переходить на обычное белье тогда, когда малыш уже познакомится и подружится с горшком. Как понять, что ребенок готов отказаться от подгузников?У него сформировался приблизительный режим мочеиспускания и дефекации: он мочится после сна и перед сном, после еды, после прогулки и т.д., проще говоря — есть определенные временные интервалы. Он подаёт характерные знаки, что хочет в туалет: кряхтит, замирает, держится за животик, хмурит бровки и др. Он умеет самостоятельно снимать и надевать штанишки. Он даёт знать и показывает свое недовольство, если подгузник наполнен. Он понимает значение слов «писать», «какать», «сесть на горшок», «снять штанишки». Он не хочет надевать подгузники. Советы педиатра по отказу от подгузниковВот несколько простых советов, которые облегчат отказ от подгузников как детям, так и родителям. Прежде чем отказаться от подгузников, научите ребенка пользоваться горшком. Когда принесете его домой, расскажите, что это и зачем. Пусть любимые игрушки начнут «пользоваться» им. Если есть старшие братья или сестры, которые уже ходят на горшок, акцентируйте внимание малыша на этом процессе, — дети развиваются через подражание. Важно, чтобы ребенок всегда видел его. Почаще напоминайте ему о горшке, высаживайте на него каждые полчаса-час, особенно после приема пищи. Делайте это спокойно, без принуждения, чтобы не вызвать протест у малыша. Когда у ребенка сформируется навык самообслуживания, постепенно отказывайтесь от одноразовых подгузников в пользу многоразовых или обычных трусиков (колготок, ползунков и прочего). Если малыш обмочился, не меняйте их сразу и подождите несколько минут: ему стоит научиться понимать, что, если не «сделать дела» на горшок, он будет испытывать дискомфорт. Отказ лучше всего запланировать на летнее время — шансы, что ребенок замёрзнет, минимальны. Отказ от подгузников должен проходить поэтапно: сначала дома на период бодрствования, затем на дневной сон, далее — на ночной. И только потом можно смело выходить на прогулку вообще без них. Высаживайте на горшок после сна и перед сном, после еды и в любой момент, когда кажется, что он хочет помочиться или покакать. Такие действия помогают детям выстроить связь: «хочу в туалет — сажусь на горшок». Хвалите малыша, если он успел вовремя сесть на горшок. Но никогда не ругайте, если он этого не сделал. Отрицательные эмоции вызывают у детей протест. Убедитесь, что вы готовы к этому. Если вы приняли решение только потому, что давят окружающие, отложите этот момент. Лучшие условия — готовность родителей и готовность ребенка: как физиологическая, так и психологическая. Чего нельзя делать ни в коем случае в период отказа от подгузников!Не ругайте за мокрые штанишки или постель, не используйте в своем обиходе фразы из серии: «Ой, такой большой, и в подгузнике! Как не стыдно?!» — это только отдалит от цели. Никогда не высаживайте на горшок, если малыш противится этому и плачет. Такое поведение закрепит негативную ассоциацию перед этим предметом. Не торопитесь. Не пытайтесь за один день отучить ребенка носить подгузники. Поверьте, для него это стресс. Постепенно убирайте подгузники из жизни малыша, давая ему время привыкнуть к новым обстоятельствам. Не бросайте дело на полпути: не нужно надевать подгузник малышу в середине дня или ночи, просто потому, что устали менять мокрое белье. Будьте последовательными. Не забывайте, что это лишь временные трудности. Совсем скоро ребенок будет прекрасно чувствовать себя без подгузников и спокойно проситься на горшок. Нужно просто запастись терпением и помочь малышу перейти на новый этап его жизни. Как понять что ребенок хочет в туалетКак узнать что ребенок готов? Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки. К таким признакам относятся: Как устроен организм ребенка? Приучая ребенка к горшку, Вы должны знать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев. Ребенок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником. Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передается сигнал в спинной мозг, оттуда — в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребенок может осознанно сесть на горшок и сделать свое дело. Зная это, можно придти к очень существенным выводам, которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше Вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от Вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. И если Вы начинаете приучение, когда детский организм полностью готов к этому, Вы и Ваш ребенок добьетесь успеха значительно быстрее и легче. Когда лучше начинать? Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями. Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности. Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения. Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка». «Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев 10 правил успешного освоения горшка Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем. Как понять что ребенок хочет в туалетОжидайтеПерезвоните мнеВаш персональный менеджер: Маргарита Аннотация: В жизни любого малыша наступает ответственный момент, когда родители решают, что он достаточно большой и уже может обходиться без подгузника. Статья:В жизни любого малыша наступает ответственный момент, когда родители решают, что он достаточно большой и уже может обходиться без подгузника. Одного желания взрослых мало, гораздо важнее физиологическая и психологическая готовность ребенка, без которых приучить к горшку, не вызывая негативных эмоций, невозможно. Следует запастись не только терпением, но и некоторыми знаниями, а также изучить методики, выбрав наиболее подходящую. Когда начинать развитие навыковМногие родители хотят поскорее приучить своего малыша к горшку, но педиатры и неврологи сходятся во мнении, что в силу физиологических, психологических и социальных причин это нецелесообразно. Возраст физиологической готовностиДо определенного возраста дети не контролируют процессы опорожнения мочевого пузыря и кишечника, они просто не чувствуют их заполненности. Центральная нервная система развита в недостаточной степени и еще не способна передавать импульсы от органов в головной мозг и обратно, а без этого невозможно осознанное освоение подобных навыков. Неразвитыми являются и органы, которые непосредственно отвечают за физиологические процессы: кишечник, в частности, прямая кишка и ее сфинктеры, мочевой пузырь, уретральный сфинктер, мускулатура брюшной стенки. Перечисленные несовершенства устраняются только к 1.5 годам, а у большинства это происходит и того позднее. Поэтому врачи оптимальным для начала приучения к горшку считают возраст не ранее 1.5 лет, однако уточняют, что затянуться он может до 3-5 лет, и это не будет патологией. Есть категория родителей, хвастающихся достижениями своих чад, которых они уже в 9-10 месяцев (а иногда и раньше) с успехом высаживают на горшок. При наблюдении за такими малышами можно заметить, что они действительно опорожняются, когда мама сажает их на горшочек или держит над тазиком, ванной, произнося заветное «пись-пись». Однако это всего лишь рефлекс, и ничего общего с осмысленным использованием туалета он не имеет. Как только взрослые «прозевают», свои дела ребенок сделает в штаны, так как это для него все еще неконтролируемый процесс. Большинство современных педиатров и неврологов против вызывания у ребенка связи между характерными звуками (излюбленное у родителей «пи-пи» и «а-а», звук текущей воды) и физиологическими процессами. Проблемы начинаются в возрасте, когда большинство начинают осознанно проситься на горшок. Они зажимаются и не могут сходить в туалет без «звукового сопровождения». А если ребенка с 3 месяцев держали над тазиком, ванной или пеленкой, то посадить его на горшок гораздо труднее, так как он, скорее всего, будет требовать привычных условий для удовлетворения естественных потребностей. Гораздо хуже обстоят дела у детей, которых родители насильно усаживают на горшок, прерывая, например, игру, и не дают встать, пока малыш не пописает. Расстроенный ребенок быстро невзлюбит этот атрибут и будет всячески избегать его. Социальные навыки как показатель готовностиВажную роль в приучении к горшку играет и развитие социальных навыков. Доктор Комаровский, например, считает, что нет смысла начинать обучение, если не сформированы «азы туалетной науки»: Если перечисленные навыки развиты в достаточной степени, можно приступать к знакомству ребенка с горшком. Оптимальный возраст приучения к горшку и как его определить родителюВо сколько начинать малыша знакомить с горшком, должны определить родители, у каждого ребенка это будет индивидуально. В работе «Дневник развития от рождения до трёх лет» А. Казьмин, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии раннего детства, выделил основные этапы сформированности и определения готовности малыша к освоению гигиенических норм: Таким образом, лучшим возрастом, когда ребенку нужно начинать знакомство с горшком, по мнению большинства педиатров, является 1.5-2 года. Именно в это время он физиологически и психологически становится готовым к тому, чтобы полноценно освоить столь важные гигиенические навыки. Подготовительные этапы приучения к горшкуЕсли по всем показателям (физиологическим, психологическим, социальным) родители определили, что в жизни малыша настал важный этап взросления, следует определить линию поведения и четко придерживаться ее. Нельзя после нескольких неудачных попыток оставлять задуманное, важно запастись терпением и изо дня в день добиваться поставленной цели. Для начала ребенка «знакомят» с горшком, то есть показывают и объясняют ему, что это и для чего используется. В процессе игры демонстрируют, что одна из игрушек «захотела писать и пошла на горшочек». После пробуждения утром или днем, перед сном высаживают на горшок на 3-5 минут. Часто бывает, что малышу запрещают вставать, пока он не опорожнится. Так, капризничая, он может просидеть до получаса, что грозит впоследствии психологическим дискомфортом и боязнью туалета. Если ребенок хочет, 3 минут ему хватит, чтобы удовлетворить потребность. Следует отказаться от подгузника в дневное время. Но не следует во время приучения к горшку оставлять голышом (без штанов или трусиков), так он не сможет установить связь между мокрой одеждой и тем, что необходимо сделать, чтобы она осталась сухой. Очень важно первое время хвалить кроху, когда получится самостоятельно справить нужду, куда необходимо. Это огромный шаг в его развитии, он должен знать это и то, что его успехи родители очень ценят. Как только родители увидели, что ребенок без боязни, капризов и истерик садится на горшок, при этом сам снимает штаны, можно переходить к заключительному этапу, то есть к непосредственному приучению. Основные методики приучения к горшкуСуществует несколько методов, применяемых на заключительном этапе обучения. Это может быть классическая методика постепенного приучения или одна из так называемых быстрых методик. Важно: Приучать самостоятельно пользоваться туалетом следует только после подготовительных этапов знакомства с предметом гигиены и развития необходимых социальных навыков. Нельзя в первый же день после приобретения горшка сажать на него ребенка и требовать, чтобы он сразу же начал им пользоваться по назначению. Классическая «выжидательная» методикаЧасто родители не ставят себе цели за короткое время обучить «горшечной науке», а просто показывают ему горшок, ставят его на видное и доступное место, периодически напоминая, для чего здесь находится этот предмет. Специально высаживать на горшок можно и нужно после и перед сном, перед прогулками, если малыш длительно не справлял нужду. Рано или поздно ребенок сам все поймет и начнет постепенно пользоваться «унитазом». Конечно, эта методика длительная, но и более естественная. Как говорит Комаровский, следует просто оставить ребенка в покое и дать ему самостоятельно все понять и во всем разобраться. Но важно напоминать, чтобы малыш сам сел на горшочек, а не снимать с него штаны и усаживать. Только так будет происходить самообучение. Более действенными многие родители считают так называемые быстрые методики. Как приучить за неделюДжина Форд и ее система «Добровольный малыш» обещает приучить ребенка к горшку за 7 дней. Эту методику применяют к деткам, достигшим возраста 1.5 лет, имеющим определенную подготовку. То есть ребенок умеет снимать штаны и понимает, для чего это необходимо: Конечно, через неделю малыш не освоит гигиенические навыки как следует, осечки будут, возможно, поначалу даже чаще, чем хотелось бы. Но уже на этом этапе родители замечают очевидный прогресс. Автор методики отмечает, что главное – не отступать. Если результата через 7 дней нет, все так же продолжают следить за потребностями малыша и предлагать ему горшочек. Как приучить за 1 деньПодготовительная работа начинается за 2 недели. Мама знакомит ребенка с горшком, учит снимать и надевать трусики и штанишки. Когда он уяснит простейшие правила пользования предметом гигиены, без сопротивлений и истерик снимает штаны и садится на горшок, можно выбирать день для обучения. Маме сразу нужно настроиться, что целый день – с утра и до вечера – ей придется быть рядом с ребенком, отложив все домашние дела. Запастись сухой одеждой, любимой игрушкой крохи, лакомством (например, печеньем) и, конечно, терпением. В этот день ребенку нужно давать как можно больше жидкости, это может быть любой напиток, который он любит. Можно выбрать сок, разбавленный водой, чтобы не вызвать аллергию от употребления слишком большого объема, или клюквенный морс, обладающий легким мочегонным эффектом. Как только ребенок проснулся, следует снять с него подгузник, переодеть в трусики и сразу посадить на горшок. Если ребенок не пописал, долго держать его не стоит. Мама в течение дня постоянно объясняет, для чего нужен горшок. Для примера усаживает на него любимую игрушку, незаметно подливая в емкость воды, якобы игрушка пописала. Вместе с ребенком идут выливать жидкость в унитаз. Можно разрешить малышу смыть за любимцем, как правило, этот процесс вызывает восторг. Высаживать ребенка на горшок следует через каждые 10-20 минут. Из-за выпитой жидкости малыш будет писать часто, поэтому в какой-то из разов цель будет достигнута, он опорожнится, куда надо. Мама должна проявить радость и похвалить кроху, вознаградить любим лакомством. При неудачах можно показать, что мама расстроилась испачканной одеждой и мокрым полом, пойти вместе с ребенком вытирать лужу, но ни в коем случае не ругать его. Как правило, к концу дня после неоднократных объяснений и похвал ребенок уже четко понимает, чего от него хотят, сам при необходимости бежит на горшок, который всегда должен быть рядом. До определенного возраста ребенок не может сдерживать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Если в поле его видимости предмета гигиены не оказалось, свои потребности он справит в штаны или, приученный их снимать, в любое удобное для него место. Приучение по ночамЧасто к этому этапу родители обращаются в последнюю очередь. Ничего плохого в этом нет, но следует понимать, что слишком позднее приучение проситься на горшок по ночам грозит проблемами в будущем в виде энуреза, непроизвольного мочеиспускания. К 5 годам ребенок должен просыпаться при позывах. Начинают с того, что убирают подгузник на ночь. Чтобы не были испачканы простыни и матрац, который очень непросто высушить и потом избавиться от неприятного запаха, постель ребенка застилают клеенкой, сверху натягивают простынь в 2-4 слоя. Можно использовать современные впитывающие пеленки с непромокаемым нижним слоем, которые есть в аптеке или детском магазине. Если малыш не просыпается ночью попить или перекусить, родителям придется через каждые 3 часа ставить будильник, чтобы высадить его на горшок. Постепенно интервал увеличится, и просыпаться можно будет только 1 раз за ночь. Держать сонного ребенка нужно не более 3 минут. Если малыш описается, от того, что пеленка мокрая, он, скорее всего, проснется. Следует посадить кроху на горшок и сменить простынь. Контролировать ночное мочеиспускание получается далеко не сразу. Уходит до полугода и больше, пока не выработается навык вставать, чтобы сходить в туалет. Важно: Даже у деток, которые по ночам просятся на горшок, случаются промахи. Это происходит, если малыш спит слишком крепко или если он болеет. Некоторым бывает просто лень вставать, они думают, что «разок можно». Именно поэтому до 5-6 лет родителям не следует посылать детей в туалетную комнату, лучше ставить горшочек рядом с кроватью. Какие проблемы возникают и как их решитьДалеко не всегда удается решить проблему сразу. Возникает ряд ситуаций, к которым родители бывают не готовы: Иногда ребенок отвергает горшок из-за ошибок родителей, наиболее частой из которых является неподходящий возраст приучения, когда малыш не готов ни психологически, ни физиологически, не обладает достаточными социальными навыками. Постоянное ношение подгузников приводит к тому, что нет неудобств от мокрых штанов. Педиатры советуют с первых дней жизни проводить воздушные ванны, а примерно с 3-4 месяцев надевать впитывающие средства только на сон и на прогулку. Ребенок должен чувствовать свое тело, понимать, когда ему комфортно, от чего бывает дискомфорт и как этого избежать. Пристыживания вызовут у крохи боязнь горшка. Часто такие детки стараются сделать свои дела незаметно. Опасаясь наказания, ребенок будет ходить мокрый, это ведет к воспалению органов мочеполовой системы, инфекциям, зимой – к переохлаждению. Дополнительные рекомендации для успешного приученияНачинать приучать малыша к горшку опытные мамы рекомендуют в теплый период, когда не страшно, если ребенок окажется мокрым на улице. Конечно, кроху сразу же следует переодеть в чистое сухое белье. В момент приучения одевать и дома, и на улице ребенка следует так, чтобы он сам без труда мог снять трусики и штанишки. Для этого выбирают одежду с нетугой резинкой, без застежек, шнуровок и прочих приспособлений. Подгузники с липучками лучше заменить на специальные подгузники-трусики для приучения к горшку, которые малышу также не составит труда быстро стянуть с себя в случае необходимости. Их первое время можно надевать на прогулку или перед поездкой, на дневной и ночной сон. Мальчиков, как и девочек, начинают приучать к горшку сидя. Когда навык освоен полностью, папа объясняет сыну правила поведения в туалете, не забывая напоминать об обязательном мытье рук после его посещения. Огромное значение имеет и правильный выбор горшка. Цвет не играет решающей роли, потому как в столь юном возрасте малышу будет безразлично, розовый или зеленый у него горшочек. Если родителям этот вопрос принципиален, можно опереться на предпочтения самого ребенка, взяв его с собой за покупками. Существует несколько простых требований к первому атрибуту: Если планируются поездки, то можно приобрести горшок с крышкой или специальный контейнер-непроливайку. Когда ребенок категорически отказывается садиться на горшок, можно постараться завлечь его любимой игрушкой или читать ему в это время книгу. Увлекаться данным способом не стоит, потому что впоследствии можно столкнуться с отказом идти к своему туалету, пока мама не возьмет в руки книгу.
|