как рекламщики узнают номера телефонов
Спам-звонки: откуда у рекламщиков ваш номер и как с ними бороться
Согласитесь, знакомая картина: только обзавелись новой симкой, а уже в скором времени вам начинают названивать представители салонов красоты, банков и страховых компаний, продавцы театральных билетов, товаров и услуг. На вопрос: «Откуда у вас мой номер?» — отвечают уклончиво. Давайте разберемся, откуда у кол-центров ваш телефон и как минимизировать спам-звонки.
Как рекламщики получают контакты
Способов несколько: чаще всего вас «сдает» знакомый (например, надо указать данные трех друзей, чтобы получить скидку) или вы сами даете разрешение на то, чтобы вам направляли предложения. Обычно вы даже не догадываетесь, что при заполнении заявления на дисконтную карту или установке мобильного приложения соглашаетесь на передачу данных третьим лицам — это пишут мелким шрифтом. Поскольку полный текст условий предоставления бонусов почти никто не читает, номер телефона отправляется в свободное плавание.
Затем базы перепродают (в интернете легко найти продавцов), и концов найти практически невозможно. В России часто сообщают об утечке данных граждан, поэтому неудивительно, что условия конфиденциальности нарушаются. Рекламщики покупают базы и выделяют целевую аудиторию под запрос, данные абонентов передают в кол-центры, а те обзванивают людей с предложениями товаров и услуг.
Есть еще один способ сбора личных номеров — парсинг (отлавливание) в интернете: когда пользователь оставляет свой телефон на каком-нибудь сайте или в соцсетях, программы-«пылесосы» или сервисы по обработке «куки» собирают их и продают.
Разве это законно?
Рассмотрим юридическую сторону вопроса: законно ли покупать базы номеров, проводить парсинг и писать условия договоров мелким шрифтом? По закону «О персональных данных» личные контакты можно передавать только с разрешения обладателя, а по закону «О рекламе» нельзя звонить людям с предложениями, которыми они не интересовались. Поэтому с правовой точки зрения такие звонки незаконны, а нарушителям грозит штраф.
Однако на практике привлечь компанию-спамера к суду непросто. Для того, чтобы засудить ее, необходимо собрать доказательства: прежде всего, записать разговор, дабы зафиксировать факт нежелательной рекламы. Правда, перед этим необходимо предупредить собеседника, что беседа будет записана. На поверку почти в 100 % случаях окажется, что номер звонящего оформлен на подставное лицо, а сам он не даст четких разъяснений, откуда у него ваш телефон. Поэтому вряд ли записи разговора будет достаточно для того, чтобы обратиться в полицию.
«+7» или «8» в номере телефона: в чем разница и на что это влияет? Разбираемся:
Как защититься от спама?
Абсолютно надежной защиты от назойливых предложений нет, но можно их ограничить. Проще всего заблокировать незнакомые номера: либо все, что не записаны в ваши контакты (это делается в настройках или через специальное приложение), либо номер каждого спамера вручную. В некоторых телефонах есть возможность блокировки SMS по ключевым словам.
Есть способ более прицельного удара по спамерам, чтобы не терять полезные звонки. Можно установить утилиту типа Truecaller или приложение «Яндекс Карты». Они «пробивают» номер по спам-базам и показывают на экране название компании, из которой идет звонок. Звонки спамеров-«рецидивистов» сервисы отсекают, но свежих нарушителей покоя берут на карандаш не сразу. В общем, рекомендуем следить, где и на каких условиях вы оставляете свой номер, или завести для регистрации в сервисах отдельные симку и email, а основные контакты не «светить».
Откуда всякие рекламщики, незнакомые люди узнают номер вашего телефона?
То рекламщики звонят,то со спа солона зачем то предлагают свои услуги бесплатно,то всякие парикмахерские.Вчера вообще звонит какой то перец и слезно молит прийти на его выставку которую организовал в городе.Просто жесть какая то.От куда они узнает номера мобильных телефонов.
Та же самая история, салон красоты, парикмахерская, недавно даже с монетного двора звонили (наверное денег хотели дать). На почту электронную что только не приходит, весь ящик завален и поменять нельзя, потому что почта прикреплена к нужным сайтам. Вот и хочется узнать, продаются номера что ли? Вообще то это мой личный номер и давать его без моего ведома никто не имеет права.
Всякие рекламщики и незнакомые люди узнают номер вашего домашнего телефона и мобильного телефона из:
Я имею свою тактику, чтобы избежать таких странных ненужных звонков, что и Вам советую сделать:
Так или иначе наши мобильные номера внесены в базы каких-либо организаций, а затем ими приторговывают недобросовестные сотрудники этих организаций. Приведу пример: оплачивал кредит в кассе банка, кассир спросила номер мобильного, а буквально через час началось: сначала фитнес-центр, затем спа-салон и т.д. Кстати такая же история повторилась после указания своего номера в супермаркете «Метро».
Часто мы сами даем свой номер телефона,когда заполняем различные формуляры то на работе,то в ЖЭК-е,то в банке,то ещё где-то.
А нечистые на руку работники просто переписывают номера и продают их в базы данных спамера.А спамеры обмениваются этими базами данных.
Самый первый ход-при покупке телефонного номера запретить его помещение в общедоступную телефонную книгу провайдера.Не запретите-провайдер поместит туда Ваш номер по умолчанию.
Второй ход-запретить сообщение Вашего номера третьим лицам.Не запретите-они с лёгкостью сообщат его спамерам.Без имени,конечно. просто номер,но Вам от этого не легче.
У меня уже лет 13 один и тот же номер,и спамеры звонят ну максимум раз в год.Потому что я запретил его сообщение.
«И больше сюда не звони». Откуда у рекламщиков ваш номер и как с ними бороться?
Известная проблема: стоит купить новую SIM-карту, как через несколько месяцев названивают представители банков и медицинских салонов, продавцы страховок и циркониевых браслетов. На вопрос «откуда у вас мой телефон?» отвечают уклончиво. Рассказываем, где рекламщики берут ваши номера — и как бороться со спамерами.
Как номер попадает в чужие руки?
Есть несколько способов. Самый простой — когда ваш телефон вписывает знакомый. Знаете эту историю «укажи трёх друзей и получи скидку 500 рублей»? Вот, это оно. Другой метод — когда вы сами даёте согласие на передачу номера третьим лицам, но просто об этом не знаете. Например, заполняете форму на получение дисконтной карты, а там мелким шрифтом указано, что отныне ваши цифры будут гулять по всем базам.
«Человек может в договоре с компанией сам дать разрешение на распространение персональных данных. Ведь эти согласия никто не читает, да и исправить их в договоре с финансовой организацией или магазином почти невозможно», — объясняют в компании IDX, занимающейся идентификацией личности и документов.
Однако чаще всего рекламщики просто покупают слитые телефонные базы. Об этом говорят наши эксперты.
«Покупка базы в интернете — самый простой способ. Выявляется целевая аудитория компании, производящей обзвон. Например, это “стоматология”. Если забить в поисковике “база стоматологов”, то первые же несколько ссылок выведут на ресурсы, где можно купить соответствующий набор. Стоит такая база порядка 300-1000 рублей», — рассказывает Евгений Суров, сооснователь сервиса для судебных юристов Infocourt.
Его слова подтверждают в компании IDX: «В СМИ чуть ли не каждую неделю появляется информация об утечке персональных данных. Естественно, все эти сведения могут попасть в руки любого человека, любого юридического лица. В целом рынок персональных данных в России существует, и он находится в серой зоне». Правда, специалисты добавляют, что утекшая база, скорее всего, будет частично неактуальной.
Наконец, третий способ — парсинг цифр с доступных площадок. «Есть специальные программы-шпионы, которые собирают номера телефонов из соцсетей и других источников в интернете, где пользователи оставляют их сами», — уточняет Диана Янковец, юрист и главный редактор портала ЛьготОтвет.ру.
Кроме того, в IDX заявили, что вас могут выдать cookies: «Существуют сервисы, которые обрабатывают “куки” из разных источников и умеют связывать их с номерами мобильных телефонов людей или другими контактами. Эти данные востребованы в маркетинге».
Покупка базы, парсинг номеров, скрытые условия в договоре… это вообще законно?
Юридическая сторона
Как это бывает, с правовой точки зрения всё очень заморочено. Если коротко, дела обстоят так. Без вашего разрешения нельзя передавать номер телефона — это противоречит закону «О персональных данных». Нельзя и названивать со странными предложениями — это противоречит закону «О рекламе». Поэтому люди, берущие ваши цифры из утекших баз или «программ-пылесосов», действуют незаконно.
Что касается мелкого шрифта в договоре или акции «впиши телефон друга», то и тут не всё так однозначно. Во-первых, нельзя разглашать чужой номер без одобрения его владельца. Во-вторых, согласие на рекламные звонки в договоре должно быть явным и осознанным, а не спрятанным в уголок. То есть оба варианта тоже сомнительные.
Можно ли бороться с рекламщиками юридически? Формально да, но на практике — вряд ли.
Как нам рассказал Евгений Суров, в КоАП РФ предусмотрено наказание за разглашение персональных данных и неуместную рекламу. Однако довести дело до суда не так-то просто: «Сложности вызывает сбор доказательств факта подобной рекламы. Ведь необходимо зафиксировать не только факт звонка, но и рекламный характер сообщения. Для этого можно записать разговор, однако, чтобы самому не нарушить законодательство, необходимо предупредить собеседника, что разговор вы будете записывать».
Аналогичного мнения придерживается и другой наш собеседник — Александр Дворянский, директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline Company. «К законному ответу звонящих привлечь можно. Например, при обращении к вам по ФИО задать вопрос: каким образом у вас появились мои персональные данные? Однако в 99% случаев ответа со стороны звонящего будет недостаточно для обращения в полицию. Обычно телефонный номер звонящего оформлен на подставное лицо и сам он не даст более-менее полноценного ответа на ваши уточнения», — объясняет специалист.
И как тогда защититься?
Если у вас нет времени и желания ходить по судебным инстанциям, есть несколько способов ограничить входящие звонки. Самый простой — заблокировать незнакомые номера, которые не добавлены в вашу контактную книгу. Для этого даже не надо ставить стороннее приложение, ведь у большинства Android-смартфонов такая функция есть в прошивке.
Например, на нашем HONOR 9X она включается так. Тапаете по иконе телефона, затем жмёте на меню в верхнем правом углу, жмёте на «Заблокировано». Там активируете опцию «Блокировать все незнакомые номера». Кроме того, можно отдельно закрыть доступ анонимным звонкам — когда не видно даже номер абонента. Есть функция и блокировки нежелательных сообщений, причём по ключевым словам.
Это полезно, но подходит не всем — надо же иногда принимать и сторонние звонки. В таком случае можно поставить утилиту вроде Truecaller или приложение «Яндекса». Они «пробивают» звонящего по спам-базам и выводят его название на экран. Скажем, если до вас попытается достучаться продажник какого-нибудь банка, программа так и напишет. Минус у таких программ один — приложение отсекает только тех, кто уже давно мотает нервы абонентам. Свежие номера в базу попадают не сразу.
Поэтому остаётся один способ — следить за своими действиями в реальности и в интернете. Не вписывать номер во все видимые поля и внимательно читать договор. Как вариант, завести стороннюю сим-карту для регистрации в сервисах, а главный номер оставить только для коллег и родных. «Хорошим правилом является заведение отдельного почтового ящика и номера телефона, которые как раз предназначены для использования в интернете», — подытоживает Александр Дворянский.
Бороться со спамерами можно и нужно — для этого не сорите личными данными в интернете, регулярно обновляйте чёрный список абонентов и заведите отдельный номер для договоров. Или просто вежливо отказывайтесь от рекламных предложений.
Откуда компании знают наши номера телефонов
Мы почти не задумываемся, где оставляем цифровые следы
В начале осени читатель vc.ru Mikhail Chehchetka разразился гневной заметкой. Поводом послужил звонок из «Почта банка», где Михаил никогда никаких счетов не держал. Звонок раздался почти сразу после того, как Михаил вбил в поисковике слово «кредитная карта», причем на сайт «Почта банка» не заходил. Милый женский голос предложил выгодный кредит. На законный вопрос Михаила: “Откуда у вас мой номер телефона?»- девушка на той стороне провода (или, точнее, радиоканала) сказала, что узнает и перезвонит. После поднятого в сети хайпа, на связь вышел «Почта банк» и сказал, что Михаилу позвонили по ошибке.
Случай оказался узнаваем, в комментариях разгорелась бурная дискуссия. Наша компания IDX, занимающаяся удаленным удостоверением личности, общается с крупнейшими российскими операторами персональных данных. Мы немного знаем, как все внутри устроено, и попытаемся объяснить, откуда «Почта банк» (да и любой другой банк) мог взять телефон Михаила. Обращаем внимание, что это лишь наши предположения.
Вторая версия, высказанная читателями: данные банку слил сотовый оператор. Но, несмотря на кочующие в Сети мифы, сотовые операторы не продают свои базы никому. Это им невыгодно. Хотя бы потому, что, продав «сырые» данные один раз, они уже не продадут второй. Наоборот, операторы пытаются обогатить свои знания о клиентах, на их основе делают аналитику и продают сторонним компаниям уже услуги.
В качестве примера рассмотрим скан разрешения на обработку ПД, подписанный лично работником нашей компании в банке «Хоум кредит» (официально ООО «ХКФ Банк»). «Хоум кредит» честно перечисляет компании, куда будет сливать ваши данные: это и банки (в том числе «Почта банк»), и Mail.ru Group, и «Яндекс», и даже никому не известное ООО «Всегда да». Кстати, на следующий день после подписания в «Хоум кредите» этого разрешения сотруднику IDX позвонили из… Тинькофф Банка. На законный вопрос, откуда у вас мой номер, был стандартный ответ из скрипта: «это номер дал ваш друг». Наш сотрудник не стал поднимать хайпа. Он просто знал, что вчера собственноручно написал разрешение на это. Но! Ребята из банков, поменяйте скрипт! Ваш бред про «друга» раздражает многих и снижает конверсию и так не сильно эффективных «холодных звонков».
Остается вред моральный. Здесь российская правоприменительная практика играет не в пользу Михаила. Например, одна клиентка Тинькофф банка в 2015 году уже пыталась отсудить моральный ущерб за то, что банк неправомерно пользовался ее персональными данными. Суд доказательств морального вреда не обнаружил. Хоть что-то можно отсудить, если подать коллективный иск, советуют юристы. Но опять же надо доказывать материальный вред. Более того, и на Западе этот фокус проходит с трудом. Недавно коллективный иск Google о незаконном сборе персональных данных в Британии был проигран истцами.
С удовольствием выслушаем другие версии происшедшего.
Законов напринимали, а по факту спам звонками уже достали, откровенно посылаю на Х. Под 2-3 звонка в неделю минимум.
А зачем вы берете трубку вообще?
Мы приняли вашу жалобу.
Чтобы хоть как-то снизить риск передачи вашего телефона кому-либо, используйте приватные вкладки и чистите кэш браузера почаще.
А ещё не вбивайте свой номер в любые коллбэки, например. Они активно сотрудничают с вышеописанными компаниями.
Но этот только, чтобы снизить.
Предоставляю номера посетителей вашего сайта. 500 шт. за 25к. Телефоны высылаются онлайн прямо в ваш телеграм. Первые 10 тестируете бесплатно.
Хорошо что в телефоне есть Заблокировать абонента
Это вам не поможет, увы. Можно сделать анонимный номер, можно ротировать номера. Есть звонки по IP.
Мне райффайзен позвонил сегодня, аналогично. После этого изучав их сайт я нашел там https://socfishing.com это что получается, они узнали и мои соц. сети(((
В отчетах компаний, занимающихся розничной торговлей, зачастую можно увидеть сообщения о росте показателя GMV за период. Разберемся, что это такое и зачем он нужен.
Алло, это прачечная: как избавиться от рекламных звонков и спам-рассылки
Онлайн-журнал Сибдепо узнал, откуда компании берут базы с номерами телефонов для назойливых обзвонов, законна ли такая реклама и как навсегда избавиться от шквала звонков и сообщений.
В мае 2017 года малоизвестная сеть тренажёрных залов Кемерова провела заманчивую акцию. Любой желающий мог купить абонемент в «тренажёрку» на полгода за небольшие деньги. Никаких специальных условий: заполняешь анкету – получаешь абонемент на полугодовое безлимитное посещение зала за 2 000 рублей. Только в документе помимо базовой информации о клиенте значилось обязательное условие «Написать номера телефонов пяти друзей или знакомых». А очередь в последний день действия акции выстроилась в «тренажёрке» немаленькая – человек 15. Несложно посчитать, что в руках сотрудников зала за пару часов оказались номера телефонов минимум 75 кузбассовцев.
Буквально на следующий день указанным в анкете номерам посыпались звонки с приглашениями на бесплатное кулинарное шоу. Онлайн-журнал Сибдепо уже писал о том, что на деле там продавали обычную посуду за сотни тысяч рублей и навязывали кредиты. Мы, конечно же, верим в добро и единорогов, но слишком уж последовательно всё произошло, и вывод напрашивается сам.
И это не единственный пример. Уверены, и вам на телефон регулярно поступают звонки от всевозможных неизвестных или давно знакомых компаний с предложениями услуг, навязыванием покупки всемогущих пылесосов и подобранных специально для вас банковских предложений. Некоторые компании только звонками не ограничиваются. Кто-то шлёт сообщения на телефон, электронную почту, а в последнее время – и в мессенджеры. Читатели онлайн-журнала Сибдепо попросили нас разобраться в вопросе.
Мы узнали, откуда компании берут базы с номерами телефонов, законна ли такая реклама и как навсегда избавиться от шквала звонков и сообщений.
А в чём, собственно, проблема?
Проблема в бесконечных звонках в любое время дня и не всегда безвердных сообщениях и электронных письмах. Даже если вы потратите пять минут своей жизни, выслушаете заготовленный заранее и зачитанный скрипт о кредите, который разработали специально для вас – лучшего в мире клиента, – а потом вежливо откажете, выдержав бомбардировку аргументами, не факт, что вы навсегда избавитесь от повторных звонков. У телемаркетологов существует правило «Клиентская база отдыхает три месяца». Если сейчас вы отказали, пусть и в достаточно грубой форме, вам позвонят вновь. Это одна из проблем – навязчивые звонки с запредельно милыми и неперебиваемыми операторами.
Другая, возможно, более существенная проблема – спам. Сообщения на личную почту приходят не всегда от добросовестных компаний. Нередко в электронных письмах и СМС указаны ссылки на заражённые сайты.
«В спам-письмах часто содержатся файлы с вирусами или ссылки на мошеннические сайты. Обычно они похожи на те, которыми мы привыкли пользоваться: социальные сети, личные кабинеты банков и так далее. В зависимости от того, что это за вредоносный сайт, пользователь может «засветить» пароль от своего аккаунта или скачать вредоносное ПО. Или ещё проще – перейти по ссылке и подтвердить спамеру, что почтовый ящик активен, его читают, а значит, туда и дальше можно слать спам», – объясняет разработчик сайтов Антон Сюваев.
Открывая такое письмо, вы рискуете заразить гаджет или компьютер вредоносной программой. Так спамеры крадут логины и пароли к банковским системам, аккаунтам в почте и соцсетях. А уже затем с их помощью получают доступ к вашим сбережениям.
Откуда у них вообще мой номер телефона или адрес электронной почты?
Номера телефонов и адреса электронной почты мы оставляем не только понравившейся девушке в ресторане. Мы это делаем практически везде. Заполняя анкеты для участия в бонусных и скидочных акциях магазинов, на различных сайтах при регистрации. Потом эту информацию добывают с нарушением закона о персональных данных. И продают.
В Сети можно найти сотни сайтов по продаже баз данных. Словно бутик с эксклюзивной одеждой, только на полках лежат персональные данные пользователей. В списке таких «магазинов» есть и архивы с номерами телефонов и именами жителей разных регионов, в том числе и Кемеровской области. Сайты позволяют даже выбрать необходимую потенциальную аудиторию: хочешь, есть контакты СМИ, физических лиц, автосервисов, ГИБДД и так далее.
Стоят базы данных от сотни до нескольких тысяч рублей. Проверять, скачивать архивы и переводить деньги неизвестно кому мы, конечно же, не стали. Потому что большинство подобных объявлений – «развод» и способ заработать на доверчивых пользователях.
Имеют ли компании право рассылать сообщения и звонить без моего согласия?
Как объяснили в пресс-службе Роскомнадзора по Кемеровской области, операторы сотовой связи обязаны установить соединение между любыми пользователями сотовой сети. Поэтому звонить в абонентскую службу и кричать на первого попавшегося оператора не стоит.
Но в статье 15 Федерального закона «О персональных данных» и статье 18 закона «О рекламе» прописано, имеют ли право компании разглашать персональные данные человека – к которым относятся адрес электронной почты, номер телефона, ФИО, адрес регистрации, паспортные данные и любая другая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу, – и использовать их в рекламных или других целях.
«Если озвученное по телефону предложение направлено конкретному лицу, оно – рекламное. Если абонент дал согласие на использование своего номера для этих целей, СМС-рассылки и звонки не запрещены. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. И рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием», – рассказала Сибдепо пресс-секретарь Кемеровского УФАС России Анна Дрешер.
И это правило касается не только звонков и рекламных СМС-сообщений, уточнили в пресс-службе регионального отделения Роскомнадзора.
«Обработка персональных данных для продвижения товаров, работ, услуг на рынке с помощью прямых контактов с потенциальным потребителем через средства связи без предварительного согласия субъекта персональных данных является незаконной. Это относится также к политической агитации. При этом закон не конкретизирует средства связи. Это могут быть телефонные звонки, электронная рассылка или сообщения в мессенджерах», – добавил руководитель Управления Роскомнадзора по Кемеровской области Игорь Банных.
Как защитить свои персональные данные?
Самый действенный способ защитить свои персональные данные – не давать их никому и никогда. Не оставляйте адрес электронной почты на открытых сайтах, в комментариях, на форумах.
«Заведите отдельную электронную почту для спама. Указывайте этот электронный адрес при регистрации на сторонних сайтах, в анкетах магазинов и так далее. Главное – обезопасить основной «ящик», на который зарегистрированы аккаунты в соцсетях, банках и прочих важных местах. Также для сайтов объявлений, таких как Avito, заведите отдельную SIM-карту и указывайте её номер телефона», – советует Антон Сюваев.
Помимо этого никогда не вступайте в переписку со спамерами и не отвечайте на подозрительные письма, как бы одиноко вам не было хмурым осенним вечером.
В соцсетях, личном кабинете электронного банка, электронной почте включите двухфакторную аутентификацию. Для входа на сайт или в личный кабинет на номер телефона будет приходить СМС с одноразовым кодом. Таким образом, если кто-то получит ваши логин и пароль, для входа в аккаунт ему придётся завладеть и вашим телефоном.
Внимательно заполняйте анкеты, пользовательские соглашения, с широко открытыми глазами оформляйте скидочные и бонусные карты в магазинах. При регистрации на сайте со смешными гифками про котиков достаточно отжать галочку напротив поля «Я согласен на рекламную рассылку» или «Согласен на обработку персональных данных».
И, само собой, пользуйтесь простыми правилами безопасности в Сети: устанавливайте сложные пароли для аккаунтов, cовременные антиспам-фильтры и антивирусы, мойте руки перед едой.
Как избавиться от рекламных звонков и спам-рассылок?
Итак, вы сделали всё (или ничего) для защиты своих персональных данных, а звонки и СМС продолжают стремиться к вам словно фильмы о супергероях на широкие экраны. Что ж, пора пустить в ход тяжёлую артиллерию.
Если вы ещё хотите некоторое время поболтать с представителем компании и пощеголять знаниями законов РФ, задайте звонящему несколько вопросов. Узнайте, откуда у него ваш номер телефона, какая организация предоставила информацию о вас и есть ли у звонящего наименование, юридический адрес, ИНН, прочие данные компании и ваше письменное согласие на рекламные звонки. Уверенно и крайне проникновенно попросите представителя компании исключить вас из списка рассылки. Существует вероятность, что так оно и будет. Если вам звонят представители добросовестных компаний, которые действительно пользовались вашими персональными данными в рамках закона, «телефонное преследование» прекратится.
«Вы имеете право обратиться к оператору с требованием прекратить обработку ваших персональных данных в рекламных целях. Согласно статье 17 Федерального закона «О персональных данных», если субъект персональных данных считает, что оператор обрабатывает его персональные данные с нарушением требований закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке», – рассказал руководитель Управления Роскомнадзора по Кемеровской области Игорь Банных.
Интересно, что Федеральная антимонопольная служба разработала программу«РосСпам», которая доступна пользователям Android. Это приложение автоматически пересылает спам-сообщение в антимонопольную службу со всеми необходимыми документами.
Помимо этого по-старинке можно подать заявление в территориальный орган: принести лично или отправить почтой в Кемеровское УФАС России по адресу улица Ноградская, 5, 3 этаж, 650000.