как узнать был ли пожар
Как распознать начинающийся пожар?
Опубликовано 21 марта 2016
Основные признаки начинающегося пожара.
Чаще всего в жилых домах пожар начинается с появления незначительного пламени, которому предшествует более или менее продолжительный период нагревания или тления твердых горючих предметов, материалов, веществ.
Наличие запаха перегревшегося вещества и появления легкого, сначала едва заметного, а затем все более сгущающегося и действующего на глаза дыма – это первые верные признаки пожара.
Электрические провода, постепенно нагреваясь при перегрузке, сначала «сигнализируют» об этом характерным запахом резины, а затем изоляция загорается, поджигая расположенные рядом предметы, деревянные строительные конструкции.
Когда в помещении, где начался пожар, имеется усиленная вентиляция (открыто окно, дверь на балкон), находящиеся в соседних комнатах люди иногда узнают о начавшемся пожаре не по дыму или запаху гари, а по потрескиванию горящего дерева, похожему на потрескивание горящих в печке сухих дров.
О горении сажи в трубе иногда узнают по гудящему звуку, похожему на завывание ветра, и по смолистому запаху горящей сажи.
Знание признаков начинающегося пожара в жилом доме помогает своевременно обнаружить загорание и принять меры к его ликвидации.
Распространению пожара в жилом доме чаще всего способствуют вентиляционные каналы, окна и двери, через которые поступает свежий воздух, дающий дополнительные приток кислорода.
Если вы почувствовали запах дыма, гари, постарайтесь быстро установить, где находится очаг горения или тления:
В любом случае, своевременный вызов пожарных поможет предотвратить большое несчастье, при этом отбросьте от себя мысль, что пожарных уже кто-то успел вызвать раньше вас, так как не все имеют такую возможность.
Работа на пепелище: как специалисты МЧС определяют причины пожаров
Журналист cherinfo узнал, как расследуются причины пожаров и определяются очаги возгораний, какие исследования проводят в пожарной лаборатории и как из-за обычного кипятильника может сгореть 60 построек.
Единственная в Вологодской области испытательная пожарная лаборатория главного управления МЧС России находится в Вологде на улице Лечебной. Здесь несут службу 13 специалистов, которые обслуживают территорию всего региона.
Работа сотрудников испытательной пожарной лаборатории начинается после того, как огонь потушен, рассказал ее начальник Евгений Хомяков:
«На каждый пожар вместе со специалистами органов дознания или с инспектором пожарного надзора выезжает наш специалист. На месте происшествия эксперт определяет, какие объекты нужно взять для исследований в лаборатории (электропроводка, пробы угля, грунта), чтобы понять, где находился очаг пожара, как распространялось горение и что в конечном итоге стало причиной пожара».
На месте пожара используются полевые приборы, тепловизоры, газоанализаторы, опрашиваются очевидцы, свидетели происшествия, которые, часто сами того не зная, могут указать на причину возгорания. Самый сложный случай — когда дом сгорел полностью.
«Самое важное — определить очаг пожара, — рассказал эксперт сектора судебной экспертизы испытательной пожарной лаборатории Эльдар Шахабов. — В мае прошлого года в Никольске произошел крупный пожар: практически дотла сгорели 60 строений, бани, дровяники, гаражи, огнем уничтожило два дома, еще три были повреждены. Со слов очевидцев мы определили, что пожар начался с бани, определили участок, где она находилась. На месте нашли проводники с признаками аварийной работы, а потом и кипятильник. Исследование кипятильника показало, что он работал в нештатном режиме, без воды. Был сделан вывод, что хозяйка бани в этот день пользовалась кипятильником, оставила его включенным и ушла. Он и стал причиной пожара».
В таких случаях определить причину пожара помогает металлография.
«Я устанавливаю момент короткого замыкания на электропроводке, то есть произошло ли оплавление проводника в момент первичного или вторичного короткого замыкания. На исследование присылают медные проводники, которые мы заливаем эпоксидной смолой. После травления через микроскоп будет видна их структура», — рассказала инженер сектора исследовательских и испытательных работ лаборатории Ольга Атаман.
Проводники изымают с мест происшествий, если отрабатывается версия возникновения пожара из-за короткого замыкания. Определить очаг пожара помогут и угли. Достаточно всего нескольких проб, каждая — меньше грамма по весу.
«Пробы угля берутся с нескольких точек. Уголь растираем в ступке, а затем помещаем в пресс-форму. К ней подключается мультиметр, при помощи которого измеряется электрическое сопротивление угля. Это помогает установить длительность температурного воздействия там, где была взята проба. Учитывается также толщина конструкции, глубина переугливания. Все параметры дают картину, где горело дольше, а значит, косвенно помогают определить очаг возгорания», — отметил старший эксперт сектора судебной экспертизы Сергей Савинов.
По пробам материалов с места пожара в лаборатории также определят, были ли в момент возгорания в очаге пожара легковоспламеняющиеся жидкости или горючие вещества. Это поможет установить факт поджога.
«По сгоревшему автомобилю, как правило, можно сказать сразу, что стало причиной пожара. Даже по цвету металла можно определить температуру горения, понять, был ли это поджог», — констатирует Евгений Хомяков.
В испытательной пожарной лаборатории также ведутся испытания в области пожарной безопасности: на специальном оборудовании определяют температуру горения газов, жидкостей, проверяют материалы и ткани на горючесть. По заказу в лаборатории испытывают пенообразователи и огнезащитные вещества, а также проверяют противопожарные системы и оборудование.
Качество огнезащитной обработки деревянных конструкций особенно тщательно проверяют в школах, детских садах, общественных зданиях, на чердаках жилых домов.
«Для такой проверки берется не менее четырех образцов с каждой тысячи квадратных метров, — объяснила инженер сектора исследовательских и испытательных работ Светлана Никитина. — Образец, обработанный составом, зажимается в специальном приборе, после чего в течение 40 секунд поджигается. Затем оценивается состояние образца, площадь обугливания, самостоятельное горение, наличие прогара. По результату испытания всех образцов выдается протокол, соответствует ли качество обработки существующим стандартам или необходимо ее повторить».
В 2017 году специалисты испытательной пожарной лаборатории выезжали на пожары 228 раз, провели 111 экспертиз, выдали 344 заключения. Кроме того, они провели 717 испытаний веществ и материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность.
Федеральный банк данных «Пожары»
1. Наименование федеральной государственной информационной системы.
Полное наименование федеральной государственной информационной системы: Федеральный банк данных «ПОЖАРЫ» ;
2. Наименование оператора федеральной государственной информационной системы – заявителя.
3. Наименования иных операторов федеральной государственной информационной системы (в случае их наличия).
Полные наименования иных операторов федеральной государственной информационной системы
Сокращенные наименования иных операторов федеральной государственной информационной системы
5. Информация о структурных подразделениях и должностных лицах, ответственных за работу с федеральной государственной информационной системой.
Фамилия, имя, отчество руководителя структурного подразделения, ответственного за работу с федеральной государственной информационной системой: заместитель начальника по научной работе Матюшин Александр Васильевич;
Телефоны руководителя структурного подразделения, ответственного за работу с федеральной государственной информационной системой: (495) 529-84-96;
Факсы, адреса электронной почты лица руководителя структурного подразделения, ответственного за работу с федеральной государственной информационной системой: (495) 521-27-00; vniipo@mail.ru
Фамилия, имя, отчество, должность лица, ответственного за работу с федеральной государственной информационной системой: Начальник отдела пожарной статистики Лупанов Сергей Александрович ;
Телефоны лица, ответственного за работу с федеральной государственной информационной системой: (495) 521-25-66;
Факсы, адреса электронной почты лица, ответственного за работу с федеральной государственной информационной системой: vniipo16@mail.ru.
6. Цель, назначение, область применения, функции федеральной государственной информационной системы: Обеспечение организации единой государственной системы статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации; Государственный статистический учет пожаров и их последствий
9. Полномочия федерального органа исполнительной власти, реализуемые с использованием федеральной государственной информационной системы:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС России
109012, Театральный пр., 3
495 2120994
Адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Учет пожаров и их последствий
10. Сведения об эксплуатации федеральной государственной информационной системы и (или) отдельных ее частей на территории субъектов Российской Федерации.
Полномочия федерального органа исполнительной власти, реализуемые с использованием федеральной государственной информационной системы и (или) отдельных ее частей на территории субъектов Российской Федерации)
Субъект Российской Федерации
Полномочия федерального органа исполнительной власти, реализуемые с использованием федеральной государственной информационной системы
Алтайский край
Учет пожаров и их последствий
Амурская область
Учет пожаров и их последствий
Архангельская область
Учет пожаров и их последствий
Астраханская область
Учет пожаров и их последствий
Белгородская область
Учет пожаров и их последствий
Брянская область
Учет пожаров и их последствий
Владимирская область
Учет пожаров и их последствий
Волгоградская область
Учет пожаров и их последствий
Вологодская область
Учет пожаров и их последствий
Воронежская область
Учет пожаров и их последствий
Еврейская автономная область
Учет пожаров и их последствий
Забайкальский край
Учет пожаров и их последствий
Ивановская область
Учет пожаров и их последствий
Иркутская область
Учет пожаров и их последствий
Кабардино-Балкарская Республика
Учет пожаров и их последствий
Калининградская область
Учет пожаров и их последствий
Калужская область
Учет пожаров и их последствий
Камчатский край
Учет пожаров и их последствий
Карачаево-Черкесская Республика
Учет пожаров и их последствий
Кемеровская область
Учет пожаров и их последствий
Кировская область
Учет пожаров и их последствий
Костромская область
Учет пожаров и их последствий
Краснодарский край
Учет пожаров и их последствий
Красноярский край
Учет пожаров и их последствий
Курганская область
Учет пожаров и их последствий
Курская область
Учет пожаров и их последствий
Ленинградская область
Учет пожаров и их последствий
Липецкая область
Учет пожаров и их последствий
Магаданская область
Учет пожаров и их последствий
Москва
Учет пожаров и их последствий
Московская область
Учет пожаров и их последствий
Мурманская область
Учет пожаров и их последствий
Ненецкий автономный округ
Учет пожаров и их последствий
Нижегородская область
Учет пожаров и их последствий
Новгородская область
Учет пожаров и их последствий
Новосибирская область
Учет пожаров и их последствий
Омская область
Учет пожаров и их последствий
Оренбургская область
Учет пожаров и их последствий
Орловская область
Учет пожаров и их последствий
Пензенская область
Учет пожаров и их последствий
Пермский край
Учет пожаров и их последствий
Приморский край
Учет пожаров и их последствий
Псковская область
Учет пожаров и их последствий
Республика Адыгея
Учет пожаров и их последствий
Республика Алтай
Учет пожаров и их последствий
Республика Башкортостан
Учет пожаров и их последствий
Республика Бурятия
Учет пожаров и их последствий
Республика Дагестан
Учет пожаров и их последствий
Республика Ингушетия
Учет пожаров и их последствий
Республика Калмыкия
Учет пожаров и их последствий
Республика Карелия
Учет пожаров и их последствий
Республика Коми
Учет пожаров и их последствий
Республика Марий Эл
Учет пожаров и их последствий
Республика Мордовия
Учет пожаров и их последствий
Республика Саха /Якутия/
Учет пожаров и их последствий
Учет пожаров и их последствий
Республика Татарстан
Учет пожаров и их последствий
Республика Тыва
Учет пожаров и их последствий
Республика Хакасия
Учет пожаров и их последствий
Ростовская область
Учет пожаров и их последствий
Рязанская область
Учет пожаров и их последствий
Самарская область
Учет пожаров и их последствий
Санкт-Петербург
Учет пожаров и их последствий
Саратовская область
Учет пожаров и их последствий
Сахалинская область
Учет пожаров и их последствий
Свердловская область
Учет пожаров и их последствий
Смоленская область
Учет пожаров и их последствий
Ставропольский край
Учет пожаров и их последствий
Тамбовская область
Учет пожаров и их последствий
Тверская область
Учет пожаров и их последствий
Томская область
Учет пожаров и их последствий
Тульская область
Учет пожаров и их последствий
Тюменская область
Учет пожаров и их последствий
Удмуртская Республика
Учет пожаров и их последствий
Ульяновская область
Учет пожаров и их последствий
Хабаровский край
Учет пожаров и их последствий
Учет пожаров и их последствий
Челябинская область
Учет пожаров и их последствий
Чеченская Республика
Учет пожаров и их последствий
Учет пожаров и их последствий
Чукотский автономный округ
Учет пожаров и их последствий
Ямало-Ненецкий автономный округ
Учет пожаров и их последствий
Ярославская область
Учет пожаров и их последствий
Наименование региональных информационных систем, с которыми организовано взаимодействие в рамках эксплуатации федеральной государственной информационной системы:
Субъект Российской Федерации
Наименование региональных информационных систем, с которыми организовано взаимодействие в рамках эксплуатации федеральной государственной информационной системы:
Наименование муниципальных информационных систем, с которыми организовано взаимодействие в рамках эксплуатации федеральной государственной информационной системы:
Субъект Российской Федерации
Наименование муниципальных информационных систем, с которыми организовано взаимодействие в рамках эксплуатации федеральной государственной информационной системы:
11. Сведения о государственных информационных ресурсах и (или) базах данных в составе федеральной государственной информационной системы.
12. Периодичность обновления информации в федеральной государственной информационной системе: Месяц
13. Срок хранения информации в федеральной государственной информационной системе: не ограничен
14. Сведения об информационных технологиях и технических средствах (в том числе криптографических), применяемых в федеральной государственной информационной системе:
Наименование серверной операционной системы: Microsoft Windows NT 32 ;
Наименование клиентской операционной системы: Microsoft Windows XP ;
Наименование системы управления базами данных MySQL ;
Наименование программного обеспечения, предназначенного для управления сетевыми ресурсами: SQL-2000 и выше ;
Наименование прикладного (офисного, специализированного) программного обеспечения, используемого в федеральной государственной информационной системе: Visual Basic, Корпорация Майкрософт, версия 6 ;
Сведения об использовании свободного программного обеспечения в федеральной государственной информационной системе: нет ;
Архитектура ЭВМ: x86-64bit совместимая архитектура (AMD64, EMT64) ;
Общее количество рабочих мест, подключенных к федеральной государственной информационной системе: 90 (субъектов) ;
Тип используемых средств криптозащиты информации в федеральной государственной информационной системе: Криптозащита отсутствует;
Сведения об использовании электронной цифровой подписи в федеральной государственной информационной системе: нет ;
Форматы хранения данных в электронной форме в федеральной государственной информационной системе: ; dbf;
Форматы данных для структурированного представления информации в сети:
15. Сведения о возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в рамках функционирования федеральной государственной информационной системы. Адрес электронной почты оператора федеральной государственной информационной системы.
Сведения о подключении федеральной государственной информационной системы к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»: нет ;
Сведения о подключении федеральной государственной информационной системы к информационно- телекоммуникационным сетям, за исключением информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: нет подключений
16. Сведения об источниках финансирования создания, эксплуатации, модернизации федеральной государственной информационной системы:
Этап развития системы
Целевая статья расходов
Объем финансирования, тыс.руб.
Эксплуатация
2003-2004
ЕТП НИОКР МЧС России
2204
Эксплуатация
2005-2006
ЕТП НИОКР МЧС России
3756,4
Эксплуатация
2007-2008
ЕТП НИОКР МЧС России
7775,27
Эксплуатация
2009-2010
ЕТП НИОКР МЧС России
10718,32
17. Сведения о наличии (отсутствии) в федеральной государственной информационной системе сведений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа: Без ограничений;
Как сообщить о пожаре?
Если начался пожар необходимо сделать все возможное чтобы избежать жертв и свести до минимума ущерб от пожара. Исход любого пожара зависит от того, насколько своевременно была вызвана пожарная помощь. Самое главное – принять немедленные меры к эвакуации людей из горящего здания. При обнаружении небольшого загорания, до прибытия пожарной помощи следует попытаться потушить пожар имеющимися в наличии средствами пожаротушения (огнетушителями и т. д.).
Человек, заметивший пожар или загорание, должен оповестить об этом всех находящихся в здании людей.
Сделать это необходимо независимо от размеров и места пожара или загорания, даже при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари, резиновой изоляции проводов). И немедленно вызвать пожарную помощь по телефону – 01 (стационарный телефон), 101 телефон мобильной связи.
Первоочерёдность этого действия не вызывает сомнения, т. к. чем быстрее прибудет пожарная помощь, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар, быстрее оказана помощь людям, находящимся в опасности.
Если пожар в первичной стадии никем не замечен, и огонь распространился на большой площади, то справиться с ним, скорее всего, будет нелегко.
Но случается и так: пожар в начальной стадии возникновения обнаружен, но пожарную помощь не вызывали, решив справиться с ним своими силами при помощи подручных средств пожаротушения. Это удаётся не всегда, и пожар принимает большие размеры. Нередко пожарную помощь вызывают со значительным опозданием, затрачивая бесценное время на выяснение причин задымления и поиски места возникновения пожара, на неумелые действия по устранению пожара.
Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток.
При передаче сообщения о пожаре по телефону необходимо соблюдать следующие правила. Услышав ответ дежурного диспетчера пожарной охраны, следует сказать, что передаётся сообщение о пожаре, назвать точный адрес: наименование улицы, номер дома, что горит и где. Укажите (по возможности) место возникновения пожара, внешние признаки пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, где и как лучше проехать и, наконец, сообщить свою фамилию и, если есть, номер телефона.
Такое правильное и полное сообщение о пожаре позволит пожарной охране предвидеть возможную обстановку и принять необходимые предварительные решения, дающие возможность в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации.
Вызвать пожарную охрану необходимо даже в том случае, если пожар уже потушен своими силами. Огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. п.) и через некоторое время разгореться вновь ещё сильнее. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарной охраны. Только они могут подтвердить полную ликвидацию пожара.
После вызова пожарной помощи необходимо обеспечить встречу пожарного подразделения. Встречающий должен чётко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке, сообщить, все ли люди эвакуированы из горящего дома, рассказать о степени угрозы людям, сколько их осталось, где они находятся и на каком этаже, в каких помещениях, как в эти помещения быстрее проникнуть. Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнём и куда он распространяется.