как узнать какая нога толчковая
Конструкция и принцип действия сноубордов таков, что здесь попросту отсутствует понятие левой и правой ноги, как, скажем, горнолыжном спорте. Райдер мчится стоя на одной доске, и в этом случае куда важнее понять какая нога передняя, или ведущая, а какая задняя. Какую из двух ног вы чаще используете?
Как определить какая ведущая? Какой стороной “выгоднее” пользоваться? Все это мы и рассмотрим в настоящем обзоре.
Кто такие гуффи и регуляры
Примечательно история этих понятий, пришедших к нам из серфинга. Самые первые серферы использовали чаще всего левую ногу, называя подобную стойку “обычной” (с англ. regular). Райдеров которые предпочитали обратную стойку в шутку начали называть уничижительно “goofy” (глупый или бестолковый).
Сегодня, определения регуляр и гуффи описывают только выбранную ведущую ногу. В самом сноубординге также не критично, какая нога ставиться вперед. Порой райдеры предпочитающие гуффи, выполняют трюки в обратной стойке, или свиче, меняясь на положение “регуляра”, а регуляры выполняют эти ж трюки в “гуффи”.
Свич (switchstance) требует обладания продвинутыми навыками, свидетельствует о профессионализме сноубордиста, и сравнимо с письмом левой рукой для правши, ну или наоборот.
Способы определения ведущей ноги
Так что вероятнее всего, вы рефлекторно будете выбирать перед склоном, стоя на доске одну из двух ног, и от этого выстраивать свое поведение и технику управления.
Среди таковых перечислим самые известные:
Толчковая нога. К выпускникам инфиза вопрос.
Что такое толчковая нога я знаю, сами понимаете. Наверное это знают все начиная с 5-го класса.
А вот как, почему и в связи с чем она, кто-нить знает\помнит? Статьи, исследования, предположения, гипотезы (можно дурацкие) мимо кого-нить пробегали?
Нет границ. Есть только препятствия.
Насколько я понимаю, она определяется исходя из того, какое полушарие у человека ведущее в двигательной активности.
Фукусидоин III Дан
Что такое толчковая нога я знаю, сами понимаете. Наверное это знают все начиная с 5-го класса.
А вот как, почему и в связи с чем она, кто-нить знает\помнит? Статьи, исследования, предположения, гипотезы (можно дурацкие) мимо кого-нить пробегали?
Собсно, в сети про это много.
Ну это если очень грубо. Как-то примерно.
Нет границ. Есть только препятствия.
Нет границ. Есть только препятствия.
Нет границ. Есть только препятствия.
Да ну? А сможешь из этого очень хорошего рассказа вывести технологию, как сделать толчковой другую ногу ( относительно привычной)?
Для цигуна. Когда цигуновские упры склеиваешь с базовыми стилевыми упрами, разница между производимыми усилиями делается ощутимой.
Нет границ. Есть только препятствия.
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
Собсно за это я и не люблю Бернштейна. » это движется потому что движется» и » это так потому что так устроены мозги»
Но чуть больше процитирую вот этот фрагмент из книжки Бернштейна «О ловкости и её развитии» (1991, с. 179-181):
* Напоминаем, что все нервные пути, соединяющие головной мозг с частями тела — и чувствительные, и двигательные, — перекрещиваются с правой стороны тела в левое полушарие мозга и наоборот.
Как этого и следует ожидать от истории развития, полушария млекопитающих животных, у которых «человечьего» уровня D ещё нет, тоже симметричны и равноценны между собой. То же самое справедливо и по отношению к мозгу ребёнка до того возраста, как у него дозреют центральнонервные приборы уровня действий, т.е. до полутора-двух лет.
Нужно, конечно, принять в расчёт, что превосходство правой руки над левой в действиях уровня D не могло не отразиться вторичным порядком и на общем развитии этой руки самой по себе, и на совершенстве её координаций уже по любому из уровней.
Ну вот как-то так у Бернштейна на этот счёт. Не знаю, как кому, но мне было очень интересно всё это читать. И многое другое. И всё это лично мне ну очень не помешало при разборе положений ТМФВС и в своей тренерской работе. )))
Ваш ребенок левша или правша: 10 заданий, которые помогут это точно определить
Хорошо бы точно понимать, какая из рук является главной, потому что дети-левши устроены немного по-другому, чем правши.
Кроме того, некоторые люди, леворукие от природы, могут хорошо развить и правую руку – и тогда их леворукость становится неочевидной.
Меж тем хорошо бы точно понимать, какая из рук является главной, потому что дети-левши устроены немного по-другому, чем правши.
У них другой способ обработки информации и другие эмоциональные реакции.
Эксперимент
Переплетение пальцев рук
Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
Поза Наполеона
Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье
Аплодисменты
У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.
Поезд
Посмотрите вот это видео.
Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд?
У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, – левое (как у правши).
Узелки
Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.
Прыжки
Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.
Рисование
Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник.
Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.
Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Мишень
Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.
Телефон
В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.
Крест-накрест
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как узнать какая нога толчковая
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ > Стопа. Анфас и в профиль
В предыдущем номере мы начали разговор о важной роли ортопедии в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сегодня мы вместе с вами разберемся в том, как устроена стопа, и как в домашних условиях достаточно грамотно и точно провести диагностику ОДА вашего ребенка. Поскольку речь идет об ортопедических изделиях для ног, в первую очередь нас интересует анатомическая и функциональная норма голеностопных суставов и стоп.
Движения ног происходят в результате работы мышц, которые позволяют удерживать тело в вертикальном положении. Укрепляют суставы и удерживают их в нужном положении прочные связки. Под управлением центральной нервной системы, направляющей импульсы к многочисленным органам и структурам тела человека, осуществляется функционирование этих органов и структур, в т.ч. нижних конечностей.
Перекат стопы осуществляется последовательно через пять опорных точек (1-2-3-4-5), где: 1—основание пяточной кости, 2 — основание пятой плюсневой кости, 3 — головка пятой плюсневой кости, 4 — головка первой плюсневой кости, 5 — большой палец. Кстати, походка марафонцев, странная на первый взгляд, исключительно грамотна, т.к., соответствуя функциональной и анатомической норме, способствует сохранению сил спортсменов при ходьбе на длинные дистанции.
Стопы, находясь в состоянии опоры при стоянии и ходьбе, выполняют три основные функции: рессорную, балансировочную и толчковую.
Рессорная функция проявляется в способности стоп под тяжестью тела сохранять сводчатую форму. На Рис. 2 условно изображен свод стопы как гибкая, обладающая рессорными свойствами конструкция.
Основная функция внутреннего продольного свода заключается в сопротивлении нагрузкам и сохранении определенной высоты относительно опорной поверхности. В укреплении и поддержании сводов стопы участвуют более 60 связок. Благодаря сводчатому строению, стопы предохраняют от сотрясений и жестких опорных толчков структуры ног, таза, позвоночника, головы, внутренних органов. Нарушение рессорной функции ведет к развитию плоскостопия: стопы, не справляясь с нагрузками, распластываются в продольном и поперечном направлениях на плоскости опоры (Рис. 3 и Рис. 4).
Балансировочная функция заключается в поддержании равновесия тела при стоянии и ходьбе. Она позволяет выполнять движения, направленные на удержание стопы от заваливания на внутреннюю или наружную сторону, т.е., к выполнению супинационных и пронационных движений. Представьте себя в лодке, которая при движении заваливается то на правый, то на левый борт, а вы определенным усилием стараетесь удержать ее в горизонтальном положении. При нарушении балансировочной функции структуры стоп оказываются неспособными к сохранению равновесия ОДА, и мы наблюдаем патологические формы заваливания отдельных участков стоп на внутреннюю или наружную сторону.
Толчковая функция проявляется во время ходьбы в процессе отталкивания стопы от опоры. Качество толчковой функции зависит от особенностей ее исполнения. В наибольшей степени нарушение толчковой функции наблюдается, когда при ходьбе не происходит опоры стоп на пятки. Если, например, ребенок ходит с опорой только на передние отделы стоп, радикально уменьшается опорная площадь, которая должна участвовать в выполнении процесса переката, а главное, из процесса движения исключаются мощные толчковые усилия пятки, необходимые для придания телу ускорения.
Известно, что структуры нервной системы, головного мозга маленьких пациентов, даже тяжелобольных, при соответствующем воздействии проявляют способность к возрождению и развитию утраченных функций. Грамотно смоделированная опора под ногами малышей становится колоссальным раздражителем и провокатором к возникновению множественных позитивных реакций нервной системы. Ощутив опору, организм ребенка включает механизмы сопротивления этой опоре. Запускается своего рода цепная реакция с многочисленными сложнейшими обратными связями, регулируемая и контролируемая структурами головного мозга. Головной мозг, получая сигналы о наличии опоры и ее особенностях, способен осуществлять коррекцию поведения систем ОДА ребенка, процесса кровоснабжения, работы мышц и т. п.
Предлагаю родителям самостоятельно, в определенной последовательности провести обследование анатомического и функционального состояния нижних конечностей ребенка. Прежде всего, в положении «лежа» или «сидя» необходимо согнуть ноги ребенка в коленках и, применяя легкий щадящий массаж, постараться достичь расслабления мышечно-связочного тонуса в голенях и стопах.
Следующая часть обследования осуществляется в положении «стоя» на ровной горизонтальной поверхности, с опорой на всю стопу (босиком или в тонких носках/колготках, хорошо обтягивающих стопы). Если ребенок не может стоять самостоятельно, его следует удерживать в вертикальном положении подмышки. В процедуре может быть задействовано несколько взрослых. Состояние каждой стопы оценивается отдельно. Наиболее полную информацию о функциональном и анатомическом состоянии стопы мы получаем, когда ребенок стоит с опорой на одну ногу, а другая находится навису. Если ребенок не может самостоятельно выполнять опору на всю стопу (например, поднимается на носки), взрослый должен рукой удерживать ее в нужном положении.
Обследование «при ходьбе» производится, если ребенок способен передвигаться самостоятельно или с помощью взрослых. Необходимо обращать внимание на анатомическое состояние и функциональное поведение каждой стопы на разных фазах шага, т. е. при опоре на пятку, средний и передний отделы. Нередко бывает, что при тяжелой патологии обеих нижних конечностей, наблюдаются существенные различия в особенностях состояния и поведения каждой из стоп. Случается, что одна стопа характеризуется тяжелой патологией, а другая, на первый взгляд, нормальная. Но это не совсем так: являясь опорной, эта стопа принимает на себя значительные дополнительные нагрузки и, соответственно, тоже требует ортопедической поддержки.
Для получения представления о состоянии каждой из стоп ребенка, необходимо ответить на следующие вопросы :
Если он стоит и ходит преимущественно с опорой на передние отделы стоп, но при этом в состоянии «сидя» или «лежа» его голеностопные суставы достаточно легко выводятся в нормальное положение, то осторожно, не причиняя неприятных ощущений и боли, можно попытаться поставить ребенка с опорой на всю стопу, включая пятку.
Нередко наблюдается чрезмерная подвижность голеностопных суставов, отведение пяток относительно вертикально расположенной голени к наружной или внутренней стороне и заваливание ног в области лодыжек вовнутрь или кнаружи.
Если ребенок стоит или ходит с преимущественной опорой стоп на носки, то при ходьбе необходимо установить, на внутреннюю или наружную сторону переднего отдела стоп приходится основная опора. Об особенностях выполнения опоры разными отделами стоп можно узнать также по характерным признакам и степени стертости подошв обуви.
Об особенностях выполнения опоры разными отделами стоп можно узнать также по характерным признакам и степени стертости подошв обуви.
Об особенностях выполнения опоры разными отделами стоп можно узнать также по характерным признакам и степени стертости подошв обуви.
При патологически уплощенных или завышенных продольных сводах в большинстве случаев имеют место анатомически выраженные деформации суставов стопы. При уплощенных продольных сводах на внутренней боковой поверхности стоп могут наблюдаться увеличенные больше нормы внутренние лодыжки, а также бугры ладьевидной кости, которые обнаруживаются ниже лодыжки, несколько ближе к пальцам (Рис. 6).
При значительно завышенных продольных сводах и тенденции к завалу стоп на наружную сторону отмечаются существенно выделяющиеся наружные лодыжки и одновременно незначительно выраженные (или фактически сглаженные) внутренние лодыжки (Рис. 7).
Термин «рекурвация» обозначает несвойственную для функциональной нормы способность ног прогибаться в коленных суставах назад (вспомните кузнечика с его коленками назад). При рекурвации коленных суставов обувь обязательно должна иметь каблуки и жесткие задники.
Наличие укорочения одной из ног обнаруживается по ассиметричному расположению правой и левой частей туловища со стороны спины относительно вертикали позвоночника. Постепенно подкладывая под более короткую ногу книги толщиной не более 2-5 мм, следите, как меняется положение бедер, плеч, лопаток, а также рук, свободно опущенных вдоль туловища. Когда появится уверенность, что ребенок стоит правильно, и при этом не испытывает дискомфорта, следует при помощи линейки определить полученную величину укорочения.
Наличие укорочения одной из ног обнаруживается по ассиметричному расположению правой и левой частей туловища со стороны спины относительно вертикали позвоночника. Постепенно подкладывая под более короткую ногу книги толщиной не более 2-5 мм, следите, как меняется положение бедер, плеч, лопаток, а также рук, свободно опущенных вдоль туловища. Когда появится уверенность, что ребенок стоит правильно и при этом не испытывает дискомфорта, следует при помощи линейки определить полученную величину укорочения. Компенсация укорочения ноги необходима для предупреждения развития деформаций позвоночника. Конечно, определять величину укорочения, как и проводить ортопедическое обследование ребенка в целом, обязан врач-ортопед, но родители могут сверить данные врача с результатами собственных измерений и наблюдений.
Стопы могут отличаться в длину на один или несколько размеров обуви. Нередко укорочение стопы имеет место одновременно с укорочением ноги (вертикальной составляющей ОДА). Длина стоп определяется в положении «стоя». К стоящей на листе бумаги пятке плотно прислоните невысокий твердый прямоугольный предмет. В это время, распрямив пальцы стопы, вертикально поставленной ручкой проведите дугой линию, ограничивающую положение первого пальца (иногда второго, если он длиннее первого). Проведя ограничивающую линию перед первым пальцем, уберите стопу с бумаги и проведите горизонтальную линию вдоль внутренней стороны предмета, в который упиралась пятка. Длина прямой линии, проведенной перпендикулярно от линии пятки к передней дуге, является мерой длины стопы и должна быть измерена линейкой в сантиметрах (Рис. 8). Измерив длину обеих стоп, можно определить, есть ли укорочение.
Об основных патологиях стоп у детей вы узнаете в следующем номере. ■
Как узнать какая нога толчковая
Спринтерский бег невероятно зрелищный и эмоциональный вид легкоатлетической программы. Фантастические скорости и постоянная жесткая конкуренция на дорожке сделали этот вид одним из самых популярных в легкой атлетике.
На начало 2016 г. быстрейшим человеком планеты является Усейн Болт. Феноменальные рекорды в беге на 100 м. и 200 м. по праву сделали ямайского спортсмена одной из самых узнаваемых фигур не только в мире легкой атлетики, но и в спортивном мире вообще.
Как добиться успехов в спринте, если вы не родились на Ямайке, спросите Вы?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно системно подойти к разбору спринтерского бега. Практически в каждом виде спорта можно выделить три составляющие спортивной подготовки: физическая подготовка, техническая подготовка и тактическая подготовка.
Физическая подготовка.
Представьте себе гоночный болид. Он имеет мощный, быстрый движок, но за такую мощь он вынужден расплачиваться быстрым использованием топлива.
В организме все точно также:
Если мы возьмем наши мышцы и проведем специальное обследование на состав мышечных волокон, которое называется биопсией, то мы увидим, что наши мышцы можно условно разделить на две группы — быстро-сокращающиеся волокна и медленно-сокращающиеся волокна.
Данные названия напрямую отражают суть этих волокон — ведь быстро-сокращающиеся волокна в два раза быстрее достигают пика напряжения, по сравнению с медленными волокнами. Главная причина такого различия — в более развитых структурах и ферментах клети, которые позволяют быстрее получить энергию и провести нервный импульс для активации волокна.
На самом деле, количество силы производимое медленным и быстрым мышечным волокном практически одинаково! Тогда в чем же подвох?
Каждое мышечное волокно должно быть приведено в движение нервным импульсом. Такой импульс предается благодаря мышечному нейрону или мотнейрону. Так вот, мотонейрон быстрых мышечных волокон может одновременно приводить в движение от 300 до 800 мышечных волокон, в то время как мотонейрон медленных волокон может интернировать лишь небольшое количество: от 10 до 180.
Тогда все сходится: благодаря клеточным особенностям быстрые волокна могут быстрее активироваться, что дает БЫСТРОЕ проявление силы и в тоже время мотонейрон быстрых волокон может активировать большее их количество, благодаря чему мы достигаем БОЛЬШУЮ силу.
К сожалению, состав мышц предопределяется генетически и очень сложно поддается тренировочному воздействию, но это совсем не означает, что ваша скорость не будет расти!
Энергия для спринтерского бега
Помните наш автомобиль? Думаете он поедет без топлива? Правильно! Нет. Так же как и человек.
Во время физической работы в нашем организме постоянно происходят обменные процессы, благодаря которым образуется энергия, которая позволяет нашим мышцам работать.
Главный энергетический субстрат нашего организма — это АТФ. Благодаря ему наши клетки функционируют и именно АТФ образуется из источников энергоснабжения.
Все источники энергоснабжения можно разделить на: алактатные анаэробные, анаэробные-лактатные, аэробные.
В этой статье рассмотрим только первый из них.
Алактатный источник — означает, что при его использовании не образуется молочная кислота, благодаря которой мы ощущаем чувство жжения в наших мышцах.
Анаэробный источник — означает, что для его использования нет необходимости в кислороде.
Соединив два слова воедино мы получим источник, который не требует кислорода и не производит молочной кислоты.
Такой источник называется — Креатин-Фосфат.
Было бы здорово если бы такой источник был бесконечным… но нет, его запасы ограничены и их хватает максимум до 15 секунд. В тоже время их как раз хватает, чтобы пробежать спринтерскую дистанцию, вплоть до 200 метров.
Количество креатин-фосфата в нашем оргазме поддается тренировкам и может быть значительно увеличено, особенно вкупе с применением спортивного питания содержащего креатин.
Теперь представим, что у нас есть два атлета с одинаковым составом мышц и запасами Креатин-Фосфата. Но с вероятностью 99%, если попросить обоих претендентов выступить на дистанции 100 м., то победит лишь один. Почему так произойдет?
На самом деле вариантов может быть много: возможно, один совершил более быстрый старт или другой сделал фальстарт, возможно, один не смог расслабить мышцы по дистанции или же наоборот не смог произвести достаточное мышечное напряжение.
Все то, о чем мы написали выше будет зависеть от особенностей нервной системы.
Возбудимость и подвижность — вот главные свойства нервной системы любого спринтера.
Благодаря возбудимости нервной системы нервный импульс, возникающий в нашей головном мозге в ответ на стартовый сигнал быстрее передается к нашим мышцам, а благодаря подвижности нервных процессов мы можем регулировать чередование расслабления и напряжения наших мышц во время бега.
Почему так важно расслаблять мышцы во время бега? Во-первых, потому что не все наши мышцы задействованы во время бега. Излишние закрепощения мышц корпуса, рук и ног не только становятся источником лишних энергозатрат, но также ограничивают амплитуду движения спринтера. Во-вторых, быстрое напряжение и расслабление является необходимым условием высокой частоты движений. Чем быстрее спортсмен может передвигать свои конечности — тем быстрее скорость его бега!
Другая важная роль нервной системы — синхронизация мышечных волокон. Помните наши мотонейроны, которые приводили в движение мышечные волокна? Думаю, что сила мышцы не будет столь высокой, если каждый мотонейрон будет сокращаться отдельно. Благодаря тренировкам мы приучаем наши мотонейроны включаться в работу синхронно, благодаря чему достигаем большей силы в наших мышцах.
Чем больше мотонейронов будет включено в работу за наименьший промежуток времени — тем большей мощностью обладает спринтер.
Кратко резюмирую все сказанное можно сказать, что спринтер имеет:
1) Большие запасы креатин-фосфата, который снабжает его мышцы энергией
2) Больший состав быстрых мышечных волокон, которые могут производить быстрые сокращение и задействовать большее количество мышечных волокон.
3) Возбудимую и подвижную нервную систему, благодаря которой он может быстро уходить со старта и чередовать напряжение и расслабление своих мышц.
4) Синхронизированные мышечные волокна, позволяющие производить более мощные мышечные напряжения.
Техника бега
Всю дистанцию спринтерского бега можно разделить на четыре главные составляющие: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
Каждый из этих участков требует правильного технического исполнения.
Старт
Старт — то с чего всегда начинается спринтерская дистанция. Кого-то этот отрезок дистанции сразу выводит на лидирующую позицию, а кого-то оставляет далеко позади. Давайте разбираться с особенностями этого элемента бега.
По правила соревнований на дистанциях до 400 м. включительно бегуны выполняют низкий старт.
Для выполнения низкого старта в легкой атлетике используются специальные колодки.
Конструкция стартовый колодок довольно простая:
1) Первый элемент колодок — это специальный стартовый станок. Внизу станка находятся шипы для крепления к беговой дорожке. Если посмотреть сверху, то можно увидеть специальные деления и прорези для прикрепления самих колодок. Такое количество прорезей необходимо для индивидуального подбора расстояния между колодками.
2) Второй элемент колодок — это непосредственно сами колодки. В конструкции колодок можно увидеть два крепления, которе позволяют присоединить колодки к каркасу. Также на задней стороне колодок есть собственная система регулирования угла наклона, которая позволяет подобрать необходимый угол отталкивания в зависимости от предпочтений спортсмена. Как правило у сзадистоящей колодки устанавливают наиболее острый угол, а у впередистоящей наоборот настраивают более тупой. Само покрытие колодок выполнено из резины, что позволяет спортсменам беспрепятственно выполнять отталкивание.
Как правило, перед самим забегом спортсменам дают время для того чтобы установить стартовые колодки, сделать легкое ускорение, чтобы проверить правильность установки колодок и снять разминочный костюм.
В спринте нет единого правильного способа установки стартовых колодок, так как каждый человек обладает индивидуальным размером ног, туловища, рук, да и вообще по-разному чувствует наиболее удобное положение ног в колодках. Но! Есть определенные правила, благодаря которым вам будет легче установить стартовые колодки.
Устанавливаем стартовые колодки
Если вы новичок и только-только начинаете заниматься спринтом, то можете воспользоваться самым простым и действенным способом. Для начала, необходимо определить вашу толчковую ногу. Как это сделать? Можете вспомнить — какая нога у вас сильнее или с какой ноги вам удобнее отталкиваться или же сделайте простой тест: примите положение стойки ноги вместе и наклоняйте туловище вперед до тех пор, пока не начнете падать. Как только вы начнете падать, то инстинктивно выдвинете вперед ногу, для того чтобы избежать падения. Та нога, которую вы выдвиньте и есть ваша толчковая нога.
Далее подойдите к стартовой линии и установите колено вашей толчковой ноги прямо на линию старта, а колено другой ноги поставьте на уровне стопы толчковой ноги.
Запомнили где находятся ваши стопы? Это и будет местом установки ваших стартовых колодок. Такой способ установки стартовых колодок можно назвать обычным, когда колодки находятся пропорционально одинаково от линии и друг от друга.
В спринте можно также встретить еще как минимум два вида выполнения старта:
1) Растянутый старт — при таком виде старта сзадистоящая колодка остается на том же месте, а впереди стоящая отодвигается назад на одну стопу. При таком способе выполнения старта масса тела спортсмена будет сильнее подана вперед, что может способствовать более быстрому старту, но также может стать причиной ошибки — если спортсмен не успеет достаточно быстро среагировать на падение.
2) Сближенный старт — при таком способе старта используется противоположный способ установки колодок. Впередистоящая колодка остается на прежнем месте, а сзадистоящая колодка придвигается на стопу вперед. Установив колодки таким образом вы почувствуете больший заряд в ваших ногах, но, с другой стороны, слишком близкая постановка ног может спровоцировать падение, если у вы не сумеете быстро сделать стартовые шаги и запнетесь при выходе с колодок.
В любом случае, при тренировке в спринтерском беге отработка выхода со старта станет для вас неотъемлемой частью подготовки, в процессе которой вы сможете подобрать свою индивидуальную установку колодок и отработать безошибочный выход со старта.
С установкой колодок мы разобрались. Приступим к самому старту.
По правилам соревнования при беге с низкого старта подается три команды.
1) По команде “На старт!” спортсмен подходит к месту старта и занимает исходное положение. В исходном положении спортсмен устанавливает ноги в стартовые колодки, а руки располагает таким образом, что его большой и указательный палец опираются на беговую дорожку, а кисть находится практически перпендикулярно ей. Важно помнить, что руки не должны пересекать стартовую линию, так как иначе судья может сделать вам предупреждение и попросить принять правильное положение. Установив руки вы должны довести уровень лечь до положения параллели со стартовой линией. Проделав все перечисленные элементы, вы должны замереть и приготовиться к следующей команде.
2) Команда “Внимание!”. Самая волнительная команда, когда хочется уже как можно быстрее начать бег, может таить в себе опасность фальстарта. Не справившись с эмоциями спортсмен может допустить ошибке и начать бег до сигнала стартера. Наказание за это нарушение самое суровое — дисквалификация с соревнований. Право на ошибку нет — но правила едины для всех.
Вернемся к технике. По команде “Внимание” вы должны подать плечи немного вперед, сместив тем самым центр массы тела, что придаст вам ускорение на первых метрах дистанции, и разогнув немного колени подать таз вверх и вперед, вызвав тем самым предстартовое напряжение в ногах.
В таком положении вам необходимо замереть и быть готовым по сигналу стартера начать свой бег.
Главный задача спортсмена в этот момент — как можно быстрее среагировать на сигнал и выполнить первые стартовые шаги.
Стартовый разгон
С первых шагов после стартового сигнала стартера начинается стартовый разгон. Цель этого этапа — набрать скорость для того, чтобы продолжить бег. Во время разгона спринтер выполняет бег в наклоненном состоянии. Такой наклон, с перенесенным вперед центром массы тела позволяет спринтеру быстрее набрать скорость. Одной из главных ошибок начинающих бегунов может стать преждевременное выпрямление туловища. Не совершайте эту ошибку — она уничтожит все преимущества бега в наклоне! Продолжительность стартового разгона у каждого спринтера индивидуально, но обычно у всех окончание разгона ознаменовывается выпрямлением туловища.
Для успешного выполнения разгона необходимо правильное выполнение самых первых шагов. Первые шаги нужно выполнить достаточно быстро и коротко. Стоит спортсмену растянуть шаг, то есть сделать его слишком длинным, то он рискует упасть или же замедлить свой бег. Не случайно многие упражнения в спринте направлены на пробегание первых 30 м. дистанции, ведь именно этот отрезок может условно отражать расстояние стартового разгона спортсмена.
Бег по дистанции
После успешного выполнения стартового разгона спортсмен начинает бег по дистанции. Способность не зажаться и вовремя чередовать напряжение и расслабление мышц позволит спринтеру войти в ритм бега и производить не только более мощные движения, но и позволит ему развить необходимую частоту движения. Расслабленная мускулатура лица и подвижность плечевого пояса — все это отрабатывается на тренировках.
Финиширование
Спринтерская дистанция — тот вид, где победителя определяют десятые, а то и сотые доли секунды. Умение вырвать драгоценное время в финишных клетках может много раз помочь спортсмену подняться на пьедестал.
Наблюдая за спринтерами, можно заметить, что в конце дистанции большинство бегунов предпочитают делать финишный рывок. Это может быть рывок грудью вперед или же небольшой разворот туловища одним плечом вперед. Все эти приемы делаются с одной единственной целью — попытаться на последнем метре дистанции выдвинуть плечо вперед, чтобы раньше пересечь финишную прямую, ведь по правилам соревнований финиш участника определяется по пересечению им финишной черты корпусом и плечами.
Если вы только начинаете заниматься спринтерским бегом, то на начальном этапе стоит отказаться от этого приема. Излишнее акцентирование внимание на финишном рывке может наоборот снизить вашу скорость. Лучшим выходом станет обычное пробегали дистанции без акцента на каком-либо замедлении или приеме перед финишем.
Тактика
Есть ли тактика в беге на 100 и 200 метров?
Иногда кажется, что спринтерский бег — это просто, встал и беги во всю мощь… Но это не совсем так. Если спортсменам и не приходится вести какую-либо тактическую борьбу непосредственно на дорожке, то им приходится грамотно распределить свои силы на протяжении предварительных забегов, полуфиналов и финала. Попадание в финал с наименьшей кровью позволит спортсмену отдать все свои силы в решающем финальном забеге.
Выводы
Подытожим все вышесказанное:
Разделите свою подготовку на несколько составляющих: физическую, тактическую и техническую.
В своей физической подготовке уделите внимание развитию следующих структур:
1) Развивайте запасы креатин-фосфата, который снабдит ваши мышцы энергией.
2) Развивайте быстрые мышечные волокна, ведь именно они будет производить быстрые сокращение и задействовать большее количество мышечных волокон.
3) Развивайте возбудимость и подвижность нервной системы, благодаря которой вы сможете быстро уходить со старта и чередовать напряжение и расслабление своих мышц.
4) Добивайтесь наилучшей синхронизации мышечных волокон, что позволит производить более мощные мышечные напряжения.
Разделите свою техническую подготовку на четыре логические составляющие.
1) Бег со старта — разберитесь с правилами установки стартовых колодок и подберите свою индивидуальную постановку. Разберитесь со стартовыми командами и исходными положениями в каждой из них. Будьте готовы моментально среагировать на старт!
2) Стартовый разгон — включайте в свои тренировки упражнения с выбегаем из стартовых колодок. Правильное выполнение первых шагов поможет вам не только набрать нужную скорость, но и убережет вас от падений на старте.
3) Бег по дистанции — учитесь чувствовать свои мышцы и расслаблять их во время бега. Расслабленные мышцы позволят вам избежать ненужных энергозатрат, увеличат амплитуду и частоту ваших движений.
4) Финиширование — грамотный рывок в финишном створе позволит вам выиграть несколько сотых долей секунды, но неумелое его использование может наоборот ухудшить ваш результат. Используйте обычное пробегание на первых этапах вашей подготовки.
Как только в вашей практике начнут появляться соревнования с несколькими кругами отбора — можете задуматься о тактике прохождения предварительных забегов. Грамотное распределение сил позволит вам подойти свежим к финальному забегу.