как узнать когда менять тормозную жидкость в автомобиле
Признаки того, что пора менять тормозную жидкость
Содержание
Задача тормозной жидкости сводится к передаче давления от главного цилиндра к рабочим колесным. То есть она является важной составляющей в обеспечении безопасности водителя. Учитывая это, к составам предъявляются повышенные требования. Среди них важный пункт – своевременная замена.
Зачем менять жидкость в тормозной системе
Неопытные автовладельцы считают, что важно поддерживать нужный уровень тормозной жидкости. При этом они даже не задумываются о ее полной замене. Однако такая позиция совершенно неверна. Связано это в первую очередь с гигроскопичностью составов. Накапливающаяся в жидкости вода ухудшает ее исходные параметры. То есть она может закипеть при более низкой температуре или замерзнуть в зимние холода. Не стоит забывать и о накоплении в тормозной жидкости продуктов износа, которые также воздействуют на ее свойства. Все это и обусловливает необходимость выполнения полной замены состава в системе.
Когда выполнять замену по регламенту
По регламенту многих автоконцернов заливать новую тормозную жидкость необходимо через каждые 30-60 тысяч километров пробега. Причем наличие АБС или других дополнительных систем на эти показатели не влияет. Сниженный (15 000 км) период замены у спортивных автомобилей. Это связано с высокими скоростными режимами. Время обращения к мастерам также варьируется в зависимости от состава. Жидкости на гликолевой основе могут эксплуатироваться не более двух лет. Они рассчитаны на пробег до 40 000 км. Силиконовые более долговечны. Срок их службы достигает 5 лет. Однако это только теоретические показатели. Главный критерий – изменение цвета жидкости. При помутнении или наличии осадка необходимо срочно обратиться в автомастерскую для выполнения полной замены состава. На СТО для проверки состояния жидкости применяются специальные тестеры. Они определяют процентное содержание влаги.
Основные признаки необходимости залива новой жидкости
Существует несколько значимых показателей, по которым опытные автомобилисты определяют необходимость обновления жидкости в тормозной системе. К основным из них относятся:
Что нужно знать и учитывать
Существует ряд рекомендаций, придерживаясь которых, можно поддерживать функциональность тормозной системы автомобиля:
Предложения от SINTEC
Компания Sintec предлагает качественные жидкости классов DOT:
Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора
Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.
Как «стареет» тормозная жидкость?
D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.
Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.
От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.
При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?
С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.
С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!
Тестер тормозной жидкости
Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.
Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.
Два никелированных электрода прибора нужно опустить в исследуемую тормозную жидкость…
…и светодиодная шкала покажет состояние «тормозухи»:
Устройство питается от одной батарейки АAА и имеет одну-единственную кнопку включения, после которой работает минуту и автоматически выключается для сбережения ресурса батареи. Повторное нажатие — еще одно включение на минуту, и так далее.
Проверка на точность
На шкале тестера мы видим 5 светодиодов:
Точность гаджета неизвестна, а судя по его виду, еще и весьма сомнительна. Давайте выясним, насколько корректны показания безымянной китайской игрушки! Сделать это несложно лабораторным методом. Отмеряем на точных весах строго 50 граммов свежей тормозной жидкости из только что вскрытой бутылки и добавляем в нее по одному проценту (что составляет 0,5 грамма) воду — 1%, 2%, 3%. После добавления каждой порции воды жидкость перемешиваем и проводим замер. Итак, поехали!
Сперва опускаем электроды устройства в заведомо не содержащую влаги тормозную жидкость, налитую из флакона. Устройство предсказуемо показывает 0% воды.
После чего берем чистый стакан, ставим его на весы, обнуляем вес тары и отмериваем 50 граммов жидкости, в которую начинаем добавлять по полграмма воды — по одному проценту.
Упс… Приобретенный за триста рублей прибор, который мы, откровенно говоря, заведомо считали никчемной игрушкой, показывающей «погоду на луне», раз за разом демонстрировал удивительную точность! Соответствующие светодиоды зажигались СТРОГО в соответствии с реальным процентом воды в тормозной жидкости!
Мерить в бачке или в цилиндрах?
Щупы любых приборов для измерения процента воды в тормозной жидкости обычно опускают непосредственно в бачок ГТЦ — ведь поглощение воды тормозной жидкостью происходит, по логике, именно там, где жидкость сообщается с атмосферой через компенсационное отверстие в крышке бачка и при открытии этой крышки. Но опасность накопления воды состоит в первую очередь в том, что она способна закипеть при активном торможении, а закипает она не в бачке и не в ГТЦ, а именно в рабочих тормозных цилиндрах, получающих избыток тепла от колодок и дисков.
Соответственно, возникает вопрос — а каков процент воды в области тормозного цилиндра по сравнению с процентом в бачке? Иными словами, если менять жидкость по показаниям прибора, измеряющего процент воды, то откуда наиболее корректно брать пробу — из бачка или из цилиндра? Спросим у специалистов известных компаний, производящих тормозные жидкости!
При срабатывании тормозной системы, конкретно при растормаживании колес, тормозная жидкость возвращается в бачок и перемешивается с его содержимым. Таким образом, влага извне попадает во всю тормозную систему, и измерять её количество в бачке, а не в цилиндре, вполне корректно. Тем более, что средства измерения количества воды являются не точными приборами, а скорее индикаторами. Особая точность в таких измерениях не нужна.
Поступление воды в тормозную жидкость происходит не только вследствие сообщения бачка тормозной жидкости с атмосферой, но также еще и через манжеты и уплотнительные кольца. Интенсивной циркуляции тормозной жидкости в системе не происходит, в отличие, например, от системы охлаждения автомобиля, и поэтому, конечно, более правильно отбирать жидкость как можно ближе к исполнительным элементам тормозной системы автомобиля. Однако это избыточно трудоемкий процесс, и в принципе, можно ограничиться отбором пробы из бачка тормозной жидкости. Полученный при тестировании результат с достаточной степенью точности можно распространить на весь объем тормозной жидкости, находящийся в системе.
Полевые испытания… и итоги
После того, как мы убедились в достаточно высокой точности тестера и получили напутствие от экспертов, переходим к реальным измерениям.
Первое, что проделываем — замеряем жидкость, стоявшую около года в распечатанной, начатой, но туго закрученной бутылке. Результат — 0% воды. Это полезная информация, ибо во многих источниках встречаются рекомендации не хранить сколь-либо существенное время начатые бутылки с «тормозухой», выбрасывая остатки после доливки или замены.
Следующий замер — в бачке дряхлого «уазика», стоящего у автора этой статьи на вялотекущей реставрации. Года полтора назад в нем была заменена полностью вся тормозная система, включая все рабочие цилиндры, ГТЦ, трубки и шланги. После чего была залита свежая жидкость и тормоза прокачаны. С тех пор машина стоит в гараже, проехав в лучшем случае несколько километров. Результат — 0% воды.
Еще одна проба — в тормозном бачке автомобиля ВАЗ, в котором с год назад также была заменена вся тормозная система до единого элемента и заправлена свежей «тормозухой». Но этот автомобиль, в отличие от предыдущего, эксплуатируется, хотя и нечасто. Результат — 1% воды.
Теперь берем два Volkswagen Polo, у которых в тормозной системе родная, ни разу не менянная жидкость. Первый — возрастом 3 года и с пробегом 18 000 км, и второй — возрастом 1,5 года, но с пробегом 24 000 км. В этих машинах мы провели замер качества жидкости сперва в бачках ГТЦ, а затем в пробах, слитых из цилиндров передних суппортов. Итак, забор пробы тормозной жидкости из бачков главных тормозных цилиндров. Прибор показывает норму в обеих машинах. В суппорте полуторагодовалой машины с пробегом 24 000 км — также норма:
А вот у машины, пробег которой меньше, но возраст недавно перевалил за 3-летний рубеж, прибор стабильно зажег желтый светодиод, что говорит о наличии одного процента влаги:
1% — это по-прежнему в пределах нормы, но, тем не менее, получается, что влага, абсорбированная тормозной жидкостью, склонна со временем оседать вниз и скапливаться в рабочих цилиндрах. А значит, забор проб из цилиндров путем слива из прокачанных штуцеров — более корректен, нежели измерения в бачке. Если предположить разницу в процент, то когда в бачке прибор еще покажет терпимые 2%, в цилиндрах могут оказаться все 3%. Не фатально в большинстве случаев, конечно же, но все-таки…
При этом видно, что жидкость, отработавшая три года, не только не достигла опасного уровня содержания влаги, но и не несет в себе продуктов износа цилиндров, поршней и манжет — она достаточно прозрачна и чиста, и явно не нуждается в замене в ближайший год, а то и два.
Подытожить же можно так. Как всегда непогрешимый и безупречный Капитан Очевидность резюмирует, что если менять тормозную жидкость раз в два года в независимости от пробега, то вы гарантированно исключите все проблемы, с ней связанные, а поэтому все вышеприведенное можно было и не читать. При такой стратегии иметь в арсенале прибор для оценки качества «тормозухи» совершенно необязательно — выброшенные деньги.
Однако если ваш стиль — использовать все по максимуму, не преумножая энтропию нашей явно нездоровой Вселенной потребления, а также имеется желание тщательно контролировать сервисменов, обслуживающих автомобиль, то недорогой тестер тормозной жидкости можно и приобрести. Тем более, что точность, продемонстрированная им, заслуживает безусловного уважения.
Как понять что пора менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость является одной из самых важных рабочих жидкостей, используемых в автомобиле. Ее уровень и качество напрямую влияют на безопасность вождения. Многие водители, к сожалению, об этом забывают. В этой статье мы представим пять сигналов, которые указывают, что жидкость должна быть заменена как можно скорее. Мы также проверим, какова цена замены тормозной жидкости и где ее стоит проводить.
Во-первых, простая базовая информация, которая поможет вам понять, почему правильный уровень и качество тормозной жидкости так сильно влияют на безопасность вождения. Тормозная жидкость, используемая в гидравлической тормозной системе легкового автомобиля, передает давление от 3,6 до 10 МПа (в зависимости от типа автомобиля и типа системы), создаваемое тормозным насосом и системой, увеличивая тормозное усилие непосредственно на рабочие элементы.
В обычной, в настоящее время самой популярной дисковой тормозной системе, то есть в которой рабочими элементами являются тормозные диски и тормозные колодки, жидкость давит на тормозные поршни, установленные в суппортах тормоза. Это, в свою очередь, позволяет прижимать рабочие поверхности тормозных колодок к поверхностям тормозных дисков. Чем выше давление тормозной жидкости, создаваемое насосом и системой экстренного торможения, тем больше давление жидкости на поршень, и следовательно, тем больше тормозное усилие.
Почему нельзя забывать про тормозную жидкость?
Очень низкий уровень тормозной жидкости в бочке, вызванный утечкой или неисправностью тормозной трубки, понижает или целиком исключает способность остановки автомобиля (так называемая мягкая педаль тормоза). По этой причине так важно регулярно следить за ее уровнем (бачок находится под капотом, уровень жидкости должен находиться в районах от минимального до максимального значения), а также проверять наличие трещин на изгибах тормозных шлангов.
Тормозная жидкость имеет недостатки — она стареет и впитывает воду. Жидкость теряет свои антикоррозийные свойства, что вызывает коррозию поршней в тормозных суппортах, а также других немаловажных элементов тормозной системы. Тормозная жидкость впитывает воду через резиновые (гибкие) концы тормозных магистралей (на колесах). Жидкость с содержанием воды до 1% все еще имеет очень хорошие свойства, а ее температура кипения превышает 185 градусов (в настоящее время современные жидкости могут выдерживать до 230 градусов). Содержание воды до 2% снижает температуру кипения жидкости примерно на 20 градусов, что значительно снижает эффективность торможения. Содержание воды выше 3% от объема жидкости дает знак на немедленную замену. После вскрытия герметичной упаковки с тормозной жидкостью немедленно залейте ее в систему. Если упаковка остается открытой — ее можно утилизировать.
Качество тормозной жидкости можно легко проверить с помощью электронного тестера, наконечники которого погружены в жидкость.
Что нужно знать при замене тормозной жидкости?
Первое, что вам нужно сделать, это проверить, какой тип тормозной жидкости рекомендуется производителем (DOT3, DOT4, многие компании также имеют дополнительные спецификации для конкретных марок автомобилей), а также какое количество необходимо.
Тормозная жидкость должна быть свежей. Ей не должно быть более нескольких лет. Упаковка должна быть герметично закрыта — не только крышкой, но и дополнительным алюминиевым или другим защитным колпачком.
Вы можете купить тормозную жидкость самостоятельно. Однако замену тормозной жидкости лучше всего проводить в мастерской. Почему? Потому что вся система должна быть полностью прокачена, и в ней не должно быть воздуха, что напрямую влияет на эффективность торможения. Все колеса должны быть демонтированы при смене жидкости. Это можно сделать без проблем, когда машина находится на подъемнике в мастерской. Гораздо сложнее заменить самостоятельно жидкость в гараже. Кроме того, механики во время замены тормозной жидкости проверяют герметичность системы, проверяют состояние тормозных трубок и шлангов, а также дисков, тормозных колодок и барабанов.
В случае современных автомобилей с усовершенствованными тормозными системами, а также многих автомобилей премиум-класса при замене тормозной жидкости необходимо подключить автомобиль к диагностическому компьютеру с помощью соответствующего программного обеспечения. В большинстве случаев это невозможно сделать с помощью обычного тестера за несколько сотен рублей. Заливка слишком большого количества тормозной жидкости в автомобилях, оснащенных противоскользящей системой ESP, интерпретируется как неисправность тормозной системы, это может парализовать ваш автомобиль.
Сколько стоит заменить тормозную жидкость?
Средняя стоимость такой услуги составляет от 600 до 1500 тысяч рублей, в зависимости от типа автомобиля, количества жидкости.
Сколько стоит тормозная жидкость? От 200 рублей за литр, в случае самых дешевых, и до 2000 рублей за литр, в случае продукции лучших брендов. В среднем — около 400 рублей за литр.
Теперь давайте посмотрим, в каких ситуациях нужно быстро заменить тормозную жидкость
5 сигналов о том, что тормозная жидкость должна быть заменена как можно скорее
Низкая эффективность торможения, несмотря на нужный уровень количество жидкости в системе (с нагреванием тормозов эффективность торможения теряется). Скорее всего, причиной сбоя является попадания влаги в жидкости (в ней содержится более 3% воды), что резко снижает ее температуру кипения.
Коррозия тормозной системы, возникающая на тормозных суппортах, на поршнях, установленных в них. Это признак того, что жидкость влажная и потеряла свои антикоррозийные свойства. В таких ситуациях ржавые поршни в тормозных суппортах часто закисают, и их невозможно вернуть на место после торможения. Это вызывает не только разрушение суппортов, но также ускоренный и неравномерный износ колодок и дисков, повышенный расход топлива и одностороннее стирание колодки при торможении. Тормозная жидкость не имеет ничего общего с коррозией, воздействующей на тормозные диски.
Срок годности тормозной жидкости. Жидкость следует заменять каждые два года. Тормозная жидкость должна быть заменена при покупке подержанного автомобиля.
Замена компонентов тормозной системы, таких как главный цилиндр, тормозные суппорты, тормозные трубки или тормозные шланги. При их установке всегда заливайте новую жидкость в систему.
Видимые отложения в бачке с тормозной жидкостью, добавление по ошибке другой жидкости в бачок, разрыв бачка, обнаружение во время измерения, что в жидкости содержится более 3% воды в составе.
Замену жидкости также стоит совмещать с обычной заменой рабочих элементов тормозной системы. Например, хорошо заменить жидкость при установке новых тормозных колодок или новых дисков.
Как часто и зачем менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость — важная часть тормозной системы машины. От ее качества зависит Ваша безопасность. Если регулярно менять рабочую жидкость и не забывать проверять исправность системы, она прослужит долго, а дорогостоящий ремонт не застанет врасплох. По каким причинам и как часто необходимо менять рабочую жидкость, разберемся в этой статье.
Разновидности тормозной жидкости
В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.
По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:
DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.
DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.
DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.
DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.
Причина замены
Рабочие цилиндры в тормозной системе автомобиля сообщаются с главным посредством тормозной жидкости. Благодаря их слаженной работе движение поршня главного цилиндра передается к тормозным цилиндрам, а затем и на колодки. Тормозная жидкость подвержена постоянному нагреванию, но из-за особого состава не закипает, даже если температура в системе долго выше 100 градусов.
Недостатком состава является его гигроскопичность. Тормозная жидкость способна впитывать в себя влагу из внешней среды. Если в ней окажется больше 3% воды, жидкость потеряет свою эффективность. При разгерметизации в систему может попасть воздух с опасным для тормозной жидкости паром. Иными словами, при попадании воздуха из системы и воды, температура кипения тормозной жидкости резко упадет и в определенный момент она начнет закипать. Несмотря на то, что при потере герметичности одного контура тормозной системы, второй сохраняет способность вовремя остановить транспортное средство, даже частичный выход из строя общего механизма может стать причиной аварии.
При кипении рабочий объем жидкости становится больше и при нажатии на педаль тормоза «лишняя» жидкость переливается в резервный бачок. После остывания происходит сжатие и вытесненного ранее объема может не хватить для создания необходимого давления в системе. В таких случаях водитель чувствует, как педаль тормоза проваливается без сопротивления, что очень опасно при движении на высокой скорости. Именно поэтому уровень тормозной жидкости необходимо отслеживать и точно знать, когда менять тормозную жидкость.
Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?
Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.
Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.
Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.
Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!