как узнать размер подседельного штыря
Стандарты: Длина подседельного штыря
В прошлой теме мы рассказывали, как определить диаметр подседельного штыря. Если вам интересно, то загляните по этой ссылке.
Сегодня мы поговорим про длину подседельного штыря. И если вам кажется, что в этой теме нет своих хитростей, то спешим вас разочаровать, подседельный штырь неправильной длины может сильно навредить вашей раме и вам.
Основные темы, которые будут рассмотрены в нашей статье:
Длина подседельного штыря
Обычно, подседельные штыри выпускаются в размерах от 75 до 430мм. Если подседел слишком длинный, то его без проблем можно обрезать, но не наоборот. От длины подседельного штыря зависит то, насколько вы сможете поднять седло.
Тем не менее, при настройке высоты седла нужно учитывать минимальную длину подседельного штыря. Как это сделать? Это объясняется в следующей главе.
Глубина посадки подседельного штыря
То, насколько глубоко подседельный штырь должен быть утоплен в раму, зависит от конкретной рамы. У нас есть пару советов о нахождении «оптимального» значения в каждом конкретном случае.
Из-за наклона подседельной трубы сам подседельный штырь действует как рычаг. Когда вы сидите на седле, то оно стремится не только опуститься вниз, а и сместиться назад. Чем длиннее подседельный штырь, тем больше плечо силы и тем больше нагрузки на подседельную трубу.
Посмотрите на рисунок ниже, на нём изображены неправильно и правильно установленный подседельный штырь. В первом случае большинство нагрузки пойдёт на верхнюю часть подседельной трубы и в конечном итоге, если плюхаться на седло, вы можете оторвать часть подседельной трубы.
Во втором случае напряжения распределятся между косынкой и верхней трубой рамы (top tube), а вероятность оторвать кусок рамы будет гораздо ниже.
Если у вас классический дорожный хардтейл, с горизонтальной верхней трубой, то минимальная глубина вставки штыря должна быть на 25мм ниже окончания нижней части сварного шва верхней трубы рамы (top tube). Общая длина подседельного штыря внутри подседельной трубы должна быть не меньше 90мм от края.
Оба эти условия должны выполняться. Если, например, нижний конец сварного шва верхней и подседельной трубы находится на расстоянии в 50мм от края подседельной трубы, и вы добавили ещё 25мм, то в итоге у вас получится 75мм, а этого недостаточно.
То же самое происходит, если нижняя часть шва находится на расстоянии в 80мм от края подседельной трубы. Штырь, вставленный на 90мм не обеспечит вам необходимые 25мм от края шва. Поэтому в этом случае минимальная длина будет 80+25=105мм.
Возможно, из-за конструкции рамы вы не сможете установить трубу глубже. Тогда стоит рассчитывать на то, что производитель это предусмотрел и сделал необходимые усиления, как в случае с этим Specialized Big Hit 2008 года.
Чем чревата неправильная длина подседельного штыря
Недостаточная глубина подседельного штыря может вызвать следующие проблемы:
Большинство этих проблем, внезапно возникшие во время катания, могут серьезно навредить вашему здоровью.
Избыточная глубина подседельного штыря чревата только в одном случае. Из-за особенностей конструкции рамы (как на фото с Big Hit) подседельный штырь может сильно торчать снизу, и при работе подвески вы можете повредить ним амортизатор.
Надеемся, что наша статья была для вас интересной и познавательной. И теперь вы будете устанавливать подседельную трубу правильно, так ведь?
Подседельный штырь
Содержание
Устройство
В зависимости от конструкции, подседельные штыри делятся на жесткие и амортизационные.
Жесткий
Особенности
Это классическая конструкция, представляющая из себя тонкостенную трубу с замком. Широко используется на всех типах велосипедов, особенно спортивных.
Используемые материалы
Специфические виды
Интегрированный штырь — представляет собой одно целое с рамой (обычно карбоновой). Труба один раз отпиливается под рост байкера, в нее устанавливается замок, в дальнейшем регулировка высоты седла невозможна. Это специфическая гоночная технология, служащая для максимального облегчения велосипеда в ущерб удобству и универсальности.
Штырь с регулируемой высотой — позволяет изменять высоту седла, в том числе прямо на ходу (рычагом или помощью манетки на руле). Полезен для экстремальной езды по горам, когда вверх нужно ехать с высоким седлом, а вниз — с низким. Имеет большой вес и крайне высокую стоимость, до 400 долларов. Встречаются простые телескопические штыри, представляющие собой 2 вложенных друг в друга трубки с 2 эксцентриковыми или болтовыми зажимами. Обычно такие используются в четырехрычажных двухподвесных рамах, где существует ограничение на длину штыря, а поднять седло все-таки нужно.
Амортизационный
В амортизационный подседельный штырь встроен механизм, обеспечивающий смягчение ударов и увеличение комфорта. Такие штыри применяются в велосипедах для «комфортного» катания. В зависимости от конструкции, амортизирующий механизм может быть телескопическим или рычажным. Материал таких штырей — алюминиевый сплав.
Телескопический
Такая конструкция характерна для самых дешевых подседельных штырей и характеризуется большим трением в направляющих из-за того, что направление сжатия штыря не совпадает с направлением ударов снизу. Вследствие низкого технологического уровня, такие штыри весят очень много, работают неэффективно, быстро разбалтываются и превращаются в жесткие. Покупка велосипеда с таким подседельником не рекомендуется. Исключением служат лишь очень дорогие модели от фирмы USE (на фото).
Рычажный (параллелограмный)
Такой подседельный штырь имеет параллелограмный механизм с эластомером в качестве амортизирующего элемента (жесткость регулируется преднагрузкой и/или заменой эластомера). При ударе снизу седло качается вниз-назад, что совпадает с направлением удара и обеспечивает высокую эффективность амортизации. Однако при работе штыря седло смещается назад, посадка растягивается, что может быть неудобным. Кроме того, сложность устройства обуславливает подверженность шарниров износу — штырь требуется защищать от грязи фирменным чехлом, но даже в этом случае он быстро начинает люфтить.
Особенности конструкции
Диаметр
Наиболее распространенные стандартные диаметры подседельных штырей: 25,0 (советский), 27,2 и 31,6 мм. Однако у ряда производителей рам используются другие размеры отверстия в подседельной трубе, соответственно, выпускаются штыри и других диаметров: 22.0, 22.2, 23.4, 23.8, 24.0, 25.0, 25.4, 25.8, 26.0, 26.2, 26.4, 26.6, 26.8, 27.0, 27.2, 27.4, 27.8, 28.0, 28.6, 29.2, 29.4, 29.6, 29.8, 30.0, 30.4, 30.8, 30.9, 31.4, 31.6, 31.8, 32, 33.9, 34, 34.9 мм.
Установить штырь стандартного диаметра (обычно 27,2 мм) в «нестандартную» раму можно с помощью специального переходника. В случае, если диаметры штыря и трубы рамы отличаются незначительно, придется обматывать штырь теми или иными материалами, поскольку даже разница диаметров в 0,2 мм приводит к люфту и плохому закреплению штыря в раме (либо штырь просто не влезет в раму).
Длина
Как правило, подседельные штыри для горных велосипедов имеют длину 350 или 400 мм, а для шоссейных — 270 или 300 мм. Примерно за 10-12 см до конца штыря находится метка, выше которой его нельзя выдвигать из рамы (иначе может сломаться либо штырь, либо рама). Соответственно, при езде на раме малого размера требуется более длинный штырь.
Замок
Замок предназначен для надежной фиксации направляющих седла и для регулировки его наклона и продольного смещения. Он может быть как отдельной деталью, так и представлять со штырем монолитную деталь. В зависимости от конструкции, замки делятся на 3 вида:
В зависимости от положения замка относительно трубы подседельника, они разделяются на 2 вида:
Зажим
Зажим подседельного штыря (англ. seat clamp) предназначен для его закрепления в раме. В зависимости от внешнего диаметра подседельной трубы рамы, зажимы выпускаются стандартных размеров 30,0, 31,8, 34,9 мм.
Некоторые рамы (преимущественно, старые) имеют интегрированный зажим.
Производители
Целый ряд фирм выпускает серии рулей, выносов и подседельных штырей.
Как выбрать подседельный штырь для велосипеда
Велосипед популярен во многих странах мира не только как приспособление для занятия спортом, но и как средство для прогулок. Одной из важных его деталей является подседельный штырь.
Функция подседельного штыря
Распространенное английское название этого компонента звучит как seatpost. Он служит для опоры сиденья и связи с рамой, а также регулировки седла. Нижняя часть крепится хомутом, а верхняя — специальным замком. Внешне подседельник выглядит как тонкостенная трубка малого диаметра. Часто для изменения высоты в нее вставляют еще одну, потоньше. От правильной настройки посадки велосипедиста зависит удобство во время поездки.
Разновидности велосипедных штырей
Инженеры различных компаний постоянно придумывают новые конструкции элементов для велосипеда. Коснулись улучшения и подседельных штырей.
Жесткие штыри
Этот простейший вариант используется в любительских и спортивных моделях. Состоит из трубы, хомута и замка.
Изготавливается из таких материалов:
Амортизационные штыри
В отличие от жестких, они имеют механизм для смягчения толчков и ударов, возникающих от неровностей на дороге.
Оба варианта подходят для индивидуальных настроек.
С регулируемой высотой
К этой категории относят штыри, состоящие из 2 трубок с зажимом. Они позволяют изменить высоту посадки, если велосипедист другого роста или приходится двигаться в гору и нужно сесть повыше. Иногда для этого требуется остановиться и с помощью инструмента выполнить манипуляции. Однако многие компании, например Brand X или Kind Shock, выпускают дропперы — системы с гидравликой, управляемые кнопкой или рычагом на руле.
С рамой
Модели с такими компонентами серийно не выпускают. Каждый экземпляр проектируют и собирают индивидуально под заказ будущего владельца (чаще всего это профессиональные спортсмены, которым нужен байк с небольшим весом).
В качестве материала для производства в этом случае выбирают карбон или титан.
Преимущества и недостатки разных видов: как выбрать
Каждый тип данной детали используется в соответствии с его преимуществами и недостатками.
Положительные черты жестких конструкций:
Недостаток — низкая комфортность в поездке.
Регулируемые по высоте (амортизационные, телескопические, пневмо- и гидравлические подседельные штыри) гарантируют удобство посадки при правильной настройке.
Однако их недостатками стали:
Выбор модели зависит от финансовых возможностей будущего владельца и его предпочтений при использовании велосипеда. Прогулочные модели лучше приобретать однотрубные с замком из одного болта и смещением сиденья назад.
Экземпляры для экстрима лучше взять с более сложной и дорогой системой, а также с дополнительными функциями.
Другие критерии выбора
Чтобы приобрести нужный и качественный товар, нужно знать, от каких характеристик зависит удобство его использования.
Ход штыря
От этого параметра зависит высота, на которую можно поднять сиденье при максимально удобной посадке. Меньший диапазон недорогих моделей обеспечивает достаточную прочность детали. Выноса в 10 см хватит для комфортного передвижения. Однако в экстремальных условиях его недостаточно. Для большинства велосипедистов лучшим выбором будет возможность приподнять седло на 12-15 см, но высоким пользователям производители предлагают штыри с ходом до 20 см.
Диаметр элемента
Основные показатели, указанные в паспорте или на табличке с характеристиками, таковы:
Есть велосипедные фирмы, выпускающие рамы с отверстиями другого диаметра (чаще всего класса BMX). Для них детали подбирают индивидуально.
Длина штыря
Большинство велосипедов оснащают штырем длиной не менее 30 см. Модели экономкласса комплектуются трубками покороче — около 15 см.
Чтобы проверить, подойдет ли штырь покупателю, необходимо ослабить крепление детали с помощью ключа, имеющегося в инструментальной сумке и гайки, или барашка. Затем нужно выдвинуть подседельник до ограничивающей метки. Установить и затянуть фиксаторы, сесть на место водителя. Если ноги не касаются земли и свободно достают до педалей, а посадка комфортна, значит, габарит подобран верно. Большинство компаний, предлагающих байки в магазинах, выставляют в качестве образцов экземпляры с максимально выдвинутыми вверх седлами.
Типы замков
Для крепления подседельника используют такие замки:
Еще один критерий — смещение замка по отношению к трубе. Самое распространенное положение — небольшой наклон сидения назад.
Как крепить сиденье к штырю
Главное требование при сборке — не оставлять вставленный штырь выше ограничительной линии, нанесенной на нем. Примерно 10-15 см должно оставаться внутри наружной трубки для обеспечения надежности и крепкой посадки. Не следует использовать молоток в том случае, если конструкция заходит туго — высока вероятность поломки рамы или самой детали. Нужно просто вынуть подседельник, осмотреть его и удалить заусенцы, капли сварки и прочие наросты, появившиеся при некачественной обработке.
Бывает так, что выбран неправильный диаметр штыря. Если он больше, то вставить подседельник на место не получится. Нужно попытаться обменять товар у продавца. Для деталей меньшего размера есть специальные переходники.
Дополнительные аксессуары
Многие компании оснащают свою продукцию дополнительными устройствами. Среди них:
Лучшие производители подседельных штырей
На рынке представлено много брендов, предлагающих велосипедистам свою продукцию.
Kind Shock
Тайваньская компания. Ассортимент продукции состоит из вилок, амортизаторов и подседельных штырей. Стоимость различна. Например, дроппер KIND SHOCK SPEED UP HYDRO предлагают примерно за 5 тыс. руб., а амортизированный KIND SHOCK KSP-525 27,2×400 мм — за 1,2 тыс. руб.
Suntour
Японский бренд с заводами в Китае и на Тайване и штаб-квартирой в Токио. Работает с 1987 г. и предлагает много запчастей для велосипедов разных классов. Амортизационный подседельный штырь SUNTOUR SP12-NCX 27,5х350 мм с регулировкой жесткости продается за 6,5-7,5 тыс. руб.
M Wave
Международный производитель комплектующих для велотехники. Продает свою продукцию во многих странах мира. В США его продажей занимаются магазины сети Walmart.
Brand X
Самой популярной моделью компании стал подседельник Fox Suspension Ascend II Dropper. Он подходит высоким клиентам благодаря ходу в 17 см. Регулировочный механизм оснащен сверхгладкой направляющей для быстрого и плавного изменения высоты сиденья.
С 1991 г. фирма специализируется на выпуске легких и стильных аксессуаров и комплектующих для байков. Они пользуются спросом у профессиональных спортсменов и любителей благодаря качеству и большому выбору в каталоге. В компании следуют принципу непрерывных инноваций, высокой эффективности и полному соответствию требованиям потребителей.
Humpert
В России продукцию бренда предлагают в основном в интернет-магазинах под заказ. Запчасти производят в Германии, и стоят они недешево. Например, за Ergotec Hook Seatpost Patent (15 3/4in) придется отдать около 7 тыс. руб. Доставка в этом случае займет не менее недели.
Kalloy Uno
Комплектующие, произведенные под этой торговой маркой, простые и долговечные. Часто устанавливаются на байки для начинающих спортсменов и прогулочные велосипеды. Одна из самых распространенных моделей — KALLOY 31,6 мм 400 мм 2-болтовый — стоит менее 1 тыс. руб.
Под этим названием скрывается класс трюковых и акробатических велосипедов и деталей к ним, выпускаемых различными предприятиями:
Где купить подседельный штырь
Продажей комплектующих занимаются специализированные торговые точки. Имеется много интернет-магазинов, среди которых самыми популярными стали «АлиЭкспресс» и «Амазон».
Стандарты подседельных зажимов
Для большинства велосипедистов общение с подседельным зажимом ограничивается простой настройкой высоты седла или снятием подседельного штыря с седлом при транспортировке. Изредка подседельный хомут меняется – при повреждении самой конструкции, механизма зажима или замене для улучшения внешнего вида велосипеда.
Хомуты для большинства велосипедов разных типов имеют схожую конструкцию и выполнены из стали или алюминия. У некоторых моделей хомутов в комплекте идут специальные пластиковые проставки для использования на велосипедах с разными диаметрами подседельной трубы. Это повышает универсальность зажимов и при замене рамы их можно без проблем использовать на новом велосипеде. Исключение составляют зажимы, выполненные специально под раму с аэродинамическим подседельным штырем (обычно – в форме капли), а также карбоновые модели для уменьшения веса велосипеда. Встречаются также модели хомутов, которые имеют в своей конструкции специальные крепежи для багажников и кофров.
При выборе подседельного хомута стоит обратить внимание на два главных параметра – внутренний диаметр и способ зажима.
Диаметр
Самое главное правило: внутренний диаметр хомута должен совпадать с внешним диаметром подседельной трубы! В противном случае, при установке хомута большего диаметра он попросту не будет зажимать подседельный штырь и он провалится в раму. Хомут меньшего размера попросту на наденется на раму, при этом возникает риск повредить краску на раме или даже саму раму, если она выполнена из карбона. На текущий момент на рынке представлено 5 стандартов диаметров подседельных хомутов: 28.6мм, 30.0мм, 31.8мм, 34.9мм и 36.4мм. При покупке нового хомута измерьте внешний диаметр подседельной трубы или уточните спецификацию у производителя.
ВАЖНО: Диаметр хомута должен совпадать с диаметром подседельной трубы, а не подседельного штыря. К примеру, подседельный штырь диаметром 27.2мм можно использоваться в раме с диаметром подседельной трубы 28.6мм, поэтому при покупке хомута ваш выбор – 28.6мм.
Эксцентриковый хомут
В конструкции такого хомута используется небольшой эксцентрик, который позволяет руками ослабить или затянуть хомут без использования дополнительных инструментов. Такие хомуты особо популярны среди бюджетной линейки велосипедов, а также среди маунтинбайкеров – это позволяет быстро опустить седло вниз при отработке техники езды спусков и выбора правильной позиции и вернуть его обратно, если необходимо продолжить движение или заехать в подъем.
К недостаткам таких хомутов можно отнести относительную простоту их снятия – зачастую подседельные штыри вместе с седлом становятся добычей воров. Некоторые решают проблему тугой затяжкой хомута, но в таком случае повышается риск перелома рамы из-за избыточного давления. К тому же такой хомут при катании можно задеть ногой и получить травму, но на многих моделях велосипедов производители используют хомуты максимально аэродинамической формы, чтобы в конструкции не было сильно выступающих частей.
Хомут с затяжкой болтом
В конструкции хомута используется один или два небольших болта с головкой под шестигранник. Основное преимущество, благодаря которому такой тип конструкции стал популярен – надёжная фиксация подседельного штыря, в то время как хомуты с эксцентриком такой жесткой фиксацией не обладали.
Особую популярность такие хомуты приобрели среди некоторых дисциплин в маунтинбайке, а также в шоссейном велоспорте (после подбора оптимальной посадки). Также на рынке стали появляться модели хомутов со специальным крепежом для тросиков и гидролиний – они предназначены для использования в паре с дроппером.
Интегрированный хомут
В отдельную категорию следует также отнести способ затяжки подседельного штыря через интегрированный в раму подседельный хомут. Такая конструкция встречается на средних линейках некоторых производителей, а также в рамах верхней линейки горных и шоссейных велосипедов. Всё это делается в первую очередь для улучшения аэродинамики и дизайна велосипеда, а также для снижения веса компонентов.
Таким образом, при выборе подседельного хомута следует обязательно измерить внешний диаметр подседельной трубы своего велосипеда и выбрать тип затяжки. Ну и выбрать цвет!
Стандарты: Диаметр подседельного штыря
В этой статье мы расскажем, какие диаметры подседельных штырей наиболее часто используются на велосипедных рамах и как их измерить, чтобы избежать ошибок при покупке нового подседельного штыря.
В статье будут рассмотрены следующие вопросы:
Термины
Для начала давайте разберемся с терминами:
Подседельная труба (seat tube) – труба на вашей раме, куда вставляется подседельный штырь;
Подседельный штырь (seatpost) – труба, к которой прикручивается седло;
Подседельный зажим (s eat clamp )– хомут, зажимающий в подседельной трубе подседельный штырь.
Немного истории
Первые велосипедные рамы создавались из подручных материалов, доступных в тот момент. Зачастую это были стальные трубы стандартного диаметра. Вот и получилось, что подседельные трубы британского и итальянского стандарта долгое время были 1 1/8″(28,6 мм). Старые французские велосипеды использовали трубы с диаметром 28мм, а американские (в основном ВМХ) 1 «(25,4 мм).
Стандартный внешний диаметр для подседельных труб был очень важным решением, так как передние переключатели могли быть изготовлены точно и подойти к любой раме со стандартной подседельной трубой.
Чем качественнее и дороже были рамы, тем тоньше были трубы, из которых их изготавливали. Соответственно и диаметр подседельного штыря менялся со временем. Изначально он был 27.2мм, но сегодня, в мире МТВ минимальная ширина для подседельной трубы – это 27.4мм.
Измерение диаметра
Как говорят эксперты – «Одно точное измерение гораздо лучше, чем тысячи экспертных мнений».
Самый простой способ измерить диаметр подседельной трубы – прочитать надпись на самой трубе (31.6х410) или воспользоваться штангенциркулем. Как вы видите на фото ниже – сам подседельный штырь слегка меньше, чем подседельная труба. Если допуск в районе 0.2мм, то в этом нет ничего страшного.
Но что делать, если у вас нет Штангенциркуля? Тогда загляните в интернет! Вбейте производителя и модель вашей рамы в поисковик, и вы легко сможете найти геометрию вашей рамы и посмотреть диаметр подседельного штыря.
Так же существуют специальные проставки для измерения. Это штыри, с постепенно увеличивающимся диаметром, и шкалой с размерами стандартных подседельных штырей. Вставив такой штырь в подседельную трубу, вы сможете узнать её внутренний диаметр (только не уроните этот штырь внутрь).
Стандартные размеры подседельных штырей
Диаметры подседельных штырей обычно идут с градацией в 0.2мм. Если вы намеряли диаметр подседельного штыря в 25.5мм, скорее всего он соответствует стандартному диаметру 25.4мм. Выбирайте наиболее приближенные по диаметру значения для покупки нового подседельного штыря. Вот вам небольшая таблица наиболее часто используемых подседельных штырей:
Надеемся, что наша статья помогла вам определиться с диаметром подседельного штыря. В следующих статьях мы расскажем про минимальную глубину посадки штыря и про подседельный зажим, не переключайтесь!