как узнать сколько тратит конкурент на рекламу в директе
Как узнать затраты конкурента на контекст
Евгения Романчук, контент-маркетолог многофункциональной SEO-платформы Serpstat, специально для Нетологии написала о простом способе, как определить потенциал ниши и посчитать суммарные затраты на запуск контекстной рекламы.
Как посчитать чужие показы и затраты на контекстную рекламу в нише?
Сразу отмечу, что в итоге мы получим относительную сумму по расходам и доходам. Истинный операционный результат можно узнать, только «взломав» админки конкурента, чего делать мы точно не станем 🙂 После прочтения вы сможете протестировать способ на собственных e-commerce проектах и применить на конкурентах.
В качестве рабочего примера возьмем популярный товар — гироскутеры и узнаем, во сколько обойдется реклама в нише.
В зависимости от того, хотите вы промониторить определенных конкурентов или целую нишу, дальнейшие действия немного отличаются. Рассмотрим оба случая.
Случай 1. Вы хотите проанализировать всех конкурентов сразу и набросать бюджет по выбранным ключевым словам для рекламной кампании.
Для этого переходим в многофункциональную SEO-платформу Serpstat и выбираем инструменты для PPC-анализа.
Вводим ключевое слово «гироскутер», выбираем регион поиска, в котором будем настраивать рекламную кампанию и отправляемся в отчет «PPC-анализ –> Ключевые слова». Дальше открываем фильтры и делаем минусовку, чистим фразы с топонимами. Также вы можете сразу выгрузить фразы, сортированные по частотности, по стоимости за клик и другим параметрам. Экспортируем данные для дальнейшей обработки.
Открыть в полном размере
Мне удобно работать с Google Таблицами, поэтому я выгрузила отчет в формате CSV. Другие доступные форматы: XLS(X), PDF, TXT, Google Docs.
Для удобной работы окрашиваем нужные ячейки, создаем еще два столбца справа от «Стоимости» и называем «Бюджет», «Суммарный бюджет».
Для расчета примерных затрат по каждой фразе не хватает еще одного показателя — это CTR (отношение числа кликов по объявлению к числу показов). Важно учитывать этот показатель, так как мы платим не за количество показов рекламы, а именно за клики по ней. Если просто умножить стоимость за клик (СРС) на кол-во показов, то получим CTR 100%, о чем ppc-специалисты могли бы только мечтать.
В ходе анализа 54 млн объявлений в базе данных Serpstat по Яндекс.МСК мы выявили зависимость позиции объявления к количеству кликов по нему. Сводная информация в табличке ниже. Это средние показатели по всей базе объявлений Яндекс.МСК среди небрендовых запросов на 1 и 2 странице выдачи, и, возможно, они будут отличаться в зависимости от тематики и профессионализма ррс-специалистов.
Однако этих цифр вполне достаточно, чтобы рассчитать суммарный бюджет на контекст и оценить свои возможности в рекламной борьбе.
Теперь рассчитаем бюджет на контекст для 1 позиции по всем 20 ключевикам. В ячейке под бюджетом, у меня F2, задайте формулу =(Е2*D2*0,035) и протяните вниз. Так мы получили суммарную стоимость рекламы по ключевой фразе за 1 позицию. Формулой =СУММ собираем цену за все ключи в одной ячейке (G2 у меня) и здесь же умножаем на 30. Получаем 380 128 рублей — наш суммарный бюджет за месяц за объявления на первой позиции по 20-ти ключевым фразам.
Если все объявления разместим на второй позиции, бюджет упадет до 108 608 рублей.
Случай 2. Вы хотите проанализировать расходы на контекст конкретного сайта.
Введите домен конкурента в Serpstat, выберите регион поисковика и перейдите в «Анализ сайта –> Анализ домена –> РРС-анализ –> Ключевые фразы». Повторите все действия с расчетами, как мы сделали это выше.
Открыть в полном размере
Если вы не знаете своих прямых конкурентов, перейдите в инструмент ниже «Конкуренты». Serpstat сгенерирует отчет, исходя из схожести поисковых запросов в продвижении, общего количества фраз в контексте, релевантности доменов друг другу.
Открыть в полном размере
Как узнать количество продаж и прибыль конкурента?
Обычно каждый заказ в интернет-магазинах помечается порядковым номером в URL заказа. Эта информация поможет нам посчитать, сколько заказов и продаж приходится на один товар.
1. Добавьте интересующую модель в корзину, оформите заказ и посмотрите на id заказа. Мой заказ был под номером 182702. Чтобы убедиться, что это число характеризует количество заказов, я оформила еще один, и id изменился на 182703.
2. Затем повторите заказ через неделю. Например, id заказа стал 182936. Получите разницу чисел: 182936-182703=233 (заказа в неделю).
3. Предположим, что процент невыкупа товара равен 20%. Тогда чистое количество продаж в месяц будет 103*4*0,8=746.
4. Цена на 1 товар 11 990 руб (в данном случае на товар скидка 50%). Узнаем «грязную» прибыль: 330*11990=8 877 400 руб.
5. Чтобы узнать, какой % дохода конкурента приходится с рекламы, нужно посмотреть на источники трафика сайта конкурента с помощью плагина SimilarWeb.
Открыть в полном размере
6. Итого 31,93% посещений на сайт с контекста. Делаем пересчет от всей прибыли: 3 956 700*0,32=2 840 768 руб. Из них на контекст уходит 380 128 руб. Итого: 2 460 640 руб. доход конкурента с одного товара с вычетом затрат на контекстную рекламу в Яндексе за 1 позицию по 20 ключевым фразам при трафике 297К (по SimilarWeb).
Выводы
Этот метод не гарантирует абсолютную точность данных, но имеет полноценное право на жизнь. Количество заказов указала примерное без недельных выжиданий. Чтобы максимально приблизить расчеты к реальному доходу конкурента, нужно разбираться в нише. Что касается затрат на контекстную рекламу, точность расчета около 70–75%, исходя из наблюдений.
Удачного завоевания РСЯ! 🙂
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Анализируем контекстную рекламу конкурентов в Яндекс Директ и Google AdWords
Конкуренция в контекстной рекламе увеличивается. У вас внезапно может появиться сильный конкурент. В итоге понижается рекламный охват, а за каждый клик приходится повышать цену. Чтобы знать своих противников «в лицо», нужно провести разведку.
Инструменты для анализа
В процессе исследования эти ресурсы будут полезны, а без некоторых совсем не обойтись:
Анализируем контекстную рекламу конкурентов
Теперь переходим к делу. И начнём анализировать конкурентов с ключевых слов. В качестве примера возьмем упомянутый ранее сервис SpyWords. У него есть две версии:
Мы будем использовать бесплатную версию. Зайдем на сайт SpyWords и введем домен в поисковую строку потенциального конкурента. На первой таблице показаны:
Вторая таблица – это само предназначение портала. Здесь вы увидите 5 ключевых фраз, которыми пользуются ваши конкуренты. Платная версия предоставит 5000 запросов.
Нажмите на выделенное слово в таблице и увидите такие данные:
Благодаря таким параметрам получится прикинуть бюджет на вашу рекламную кампанию, и сколько тратят на неё конкуренты.
Анализ заголовков объявлений
Заголовки конкурентов тоже можно и нужно использовать в собственных целях. На пользователя именно заголовок оказывает существенное влияние. Быстро прочитав его, человек принимает решение, открывать ему объявление или же забыть о нём навсегда. Обязательно обратите внимание на заманчивость фраз.
Исследуйте больше площадок, чтобы увидеть крутые фишки в контекстной рекламе. Благодаря такому подходу получится составить уникальный и классный заголовок.
Интернет магазин gamepitstop.ru сразу же показывает в заголовках популярные и недорогие планшеты, что сразу же подкупает. 4g-pro.ru кричат, что у них планшеты по низким ценам. Евросеть сразу предлагает LENOVO Yoga Book.
Анализ текстов объявлений
В том же Serpstat можно посмотреть все тексты объявлений у каждого конкурента. Результаты выгружаются в единую таблицу. Обязательно изучите, есть ли в них:
Анализ посадочных страниц
Следующий шаг – составление контекстных объявлений на лендингах. Каждое из них обязательно ведёт на определенную страницу. Простой пример: если человек переходит по фразе «купить ноутбук Toshiba», то он должен попасть в каталог с ноутбуками именно этой модели, а не на главную страницу.
Не уверены, что приведете покупателя в нужное место? Тогда проследите путь по рекламной фразе у своих конкурентов. Удовлетворила ли вас та страничка, на которой вы оказались?
Стоит смотреть и на оптимизацию. Посадочная страница у продвинутых конкурентов реализуется под конкретный запрос на динамическую подстановку контента.
Рассчитываем бюджет конкурентов на контекстную рекламу
Информация о расходах конкурентов на контекст поможет подсчитать, сколько вам нужно на организацию собственной рекламной кампании. Сделать это можно так:
Конечный бюджет высчитывается по формуле: стоимость клика*количество запросов*CTR.
Стоит запомнить основные правила:
Заключение
Главная задача специализированных площадок – выполнение рутинной работы в автоматическом режиме. От вас же потребуется регулярно мониторить рекламу конкурентов из контекста, изучать их хитрости и быстро обучаться на собственных ошибках. Тогда вы встанете на правильный путь развития.
11 сервисов для анализа конкурентов в контекстной рекламе
Руководитель агентства Di-m Александр Провозин написал колонку для Нетологии, в которой рассказывает о десяти сервисах и одной программе для анализа рекламных кампаний конкурентов в контекстной рекламе.
Конкуренция в контекстной рекламе Яндекс.Директа и Google Adwords усиливается. Сильный конкурент может появиться в любой момент — например, после обращения в хорошее агентство контекстной рекламы. Появление конкурента уменьшает рекламный охват и повышает цену клика, поэтому важно проводить разведку, чтобы знать компании в лицо.
Для этой цели я сделал обзор полезных сервисов для анализа конкурентов в контекстной рекламе и алгоритм использования, по которому работают в нашем агентстве di-m.ru. Среди них есть бесплатные и платные, с дневным лимитом на количество запросов. На первом этапе нам будет достаточно бесплатных функций. Для более детального исследования всегда можно приобрести платную подписку. Я постарался выделить основную функцию для каждого сервиса.
Руководитель агентства Di-m
Для примера проанализируем сайт известного интернет-магазина ozon.ru.
Весь процесс состоит из двух этапов:
Получаем сводную информацию — источники трафика, базовые ключевые слова.
Подробнее изучаем ключевые слова и качество рекламных объявлений.
Получаем сводную информацию о сайте
SimilarWeb
Основная функция: сводная информация об источниках трафика, ключевых словах, ссылках, присутствии в социальных сетях.
Как использовать: ввести адрес сайта и нажать Search.
PromoPult
Основная функция: автоматический подбор базовых ключевых слов на основе контента сайта и сайтов конкурентов.
Как использовать: после регистрации в сервисе нажмите кнопку «Добавить проект», в правом верхнем углу введите название проекта и адрес сайта, а Seopult подберет соответствующие сайту ключевые слова.
Сy-pr.com
Основная функция: выдаёт сводную информацию по домену, хостингу, SEO-параметрам.
Как использовать: нужно ввести адрес сайта в форму и нажать кнопку «Анализ».
Основная функция: выдаёт сводную информацию по домену, хостингу, SEO-параметрам.
Как использовать: нужно ввести адрес сайта в форму и нажать кнопку «Анализ».
профессия
Специалист по контекстной рекламе
Google keyword planner
Основная функция: автоматический подбор ключевых слов на основе контента сайта.
Как использовать: введите адрес интересующего сайта в поле «Целевая страница», в нашем случае это ozon.ru.
5 инструментов аналитики рекламных кампаний для маркетолога
BuiltWith
Основная функция: показывает подробную техническую информацию о движке сайта, установленных средствах аналитики и многое другое.
Как использовать: ввести в поле адрес сайта и нажать «lookup».
бесплатный курс
Изучаем ключевые слова и качество рекламных объявлений
СайтРепорт
Основная функция: показывает рекламную активность по домену в виде красивого графика.
Как использовать: кликнуть «новый аудит», ввести адрес сайта, дождаться окончания анализа (может занять до 1 часа) и перейти на вкладку «Отчеты» → Позиции и конкуренты» → «Запросы в контексте».
Прогноз бюджета «Яндекс.Директа»
Основная функция: прогнозирует бюджет, хоть и с большой погрешностью. Ещё можно посмотреть объявления конкурентов и их геотаргетинг.
Как использовать: ввести в поле прогноза бюджета базовые ключевые слова. Затем нажать на любую фразу в поле «Фразы». Появятся объявления всех конкурентов, которые рекламируются по этому слову.
Spywords
Основная функция: анализ количества и качества ключевых слов конкурентов.
Как использовать: ввести в поле домен конкурента или ключевое слово и нажать «Отследить!».
Адвсё.ru
Основная функция: показывает поисковые запросы на основе браузерной статистики. Сервис появился одним из первых в своем классе.
Как использовать: Переходим по ссылке «Анализ рекламы по запросам», вводим адрес сайта и базовое ключевое слово, жмем «Показать». Смотрим тексты объявлений и количество кликов. Объявления с лучшим CTR можно брать за основу (но не копировать!).
Serpstat
Основная функция: анализ семантики и сайтов конкурентов для оптимизации рекламных кампаний, разработки бизнес-стратегий, сбора семантического ядра.
Как использовать: переходим по ссылке в инструмент «PPC-анализ — Ключевые фразы», вводим домен конкурента и выгружаем весь список его рекламных кампаний. В отчете ключевые фразы объявления, тексты, ссылки на посадочную страницу, СРС, конкуренция по фразе, позиция объявления и частотность фразы.
Программа DirectEditor
Основная функция: показывает ключевые слова, ставки, качество объявлений конкурентов, месячный рекламный бюджет. Статистика берется напрямую из «Яндекс.Директа», поэтому имеет самые точные значения среди перечисленных сервисов.
Как использовать: при запуске программы вводим свои логин и пароль в «Яндекс Директе». Загружаем свои рекламные кампании кнопкой «Загрузить». Переходим на вкладку «Конкуренты».
В базовой бесплатной версии загрузятся первые 3 рекламные кампании из вашего аккаунта, на первых порах этого достаточно.
Теперь вы знаете, какие ключевые слова использует конкурент, насколько хорошо составлены тексты объявлений, сколько компания получает кликов в месяц. Надеюсь, вы нашли для себя интересные идеи, которые можно использовать для улучшения своей рекламы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации.
Кейс: как запустить рекламу в КМС в узкой нише в регионе
Как запустить рекламу в Google AdWords и Яндекс.Директе
3 совета по настройке рекламных кампаний в myTarget
Как оценить рекламный бюджет конкурентов
В статье мы рассказали, какие интернет-сервисы умеют это делать, и почему эти цифры не так уж важны при запуске своих кампаний, а также рассмотрели другие характеристики конкурентов, на которые имеет смысл обращать внимание.
Зачем нужно знать рекламные бюджеты конкурентов
Запуск контекстной рекламы лучше начинать не со сбора ключевых слов, а с оценки рекламных кампаний конкурентов.
Вот три причины, почему надо анализировать рекламу конкурентов:
оценка бюджетов конкурентов. Вы узнаете, во сколько обошлась аналогичная рекламная кампания, и исходя из этого спланируете свой бюджет. Ваш бюджет может быть большим или меньшим. Затраты конкурентов на рекламу всего лишь позволяют определить порядок цифр;
расширение семантики рекламной кампании. Ключевые слова, которые используют ваши конкуренты, могут расширить семантику вашей кампании. Для их сбора используйте профессиональные инструменты Click.ru. Так вы узнаете, по каким словам показывается реклама ваших конкурентов и сколько приблизительно будет стоить показ рекламы по ним. Анализ позволяет выявить ключевики, которые принесут вам показы и переходы, и включить их в свою кампанию;
определение сильных и слабых сторон рекламы конкурентов. Ошибки при запуске рекламы стоят денег. Поэтому лучше определить их заранее, чтобы внести правки и выглядеть привлекательнее на фоне конкурента.
Как оценить рекламный бюджет конкурентов с помощью инструментов Яндекса и Google
Все сервисы измеряют рекламный бюджет конкурентов примерно одинаково. Разумеется, к точным цифрам доступа они не имеют: это конфиденциальная информация. Однако для расчетов вполне хватает открытых данных. В первую очередь, это все ключевые слова, по которым система отмечает показы объявлений конкретного домена.
Из статистики Яндекса и Google можно узнать число поисковых запросов по этим словам – и получить примерное общее количество показов рекламы. Для каждого из ключей это число умножается на среднюю цену клика, тоже подсчитываемую поисковиками. Затем полученные значения суммируются. Готово: примерно столько конкурент тратит на свою контекстную кампанию.
Прогноз бюджетов конкурентов в Яндекс.Директе
В Яндекс.Директе нет специального инструмента, который бы показал, по каким ключевым словам дает рекламу конкретный сайт. Поэтому собирать ключевики конкурентов придется вручную.
Для этого просто вводим в поисковую строку тематический запрос и смотрим, выходят ли сайты конкурентов на первые позиции по нему.
После этого определяем частотность запросов в Яндекс.Wordstat.
Используем подсказку Яндекс.Wordstat, что искали со словом «купить смарт часы amazfit». Отбираем запросы средней частотности и смотрим, используют ли эти запросы наши конкуренты.
Еще больше о возможностях Wordstat читайте в статье «Яндекс Wordstat: как применять в контекстной рекламе».
После этого переходим в инструмент «Прогноз бюджета» для подсчета приблизительных расходов на показ рекламы по этим словам.
Здесь мы выбираем регион, указываем параметры расчета и вносим ключевые слова для подсчета бюджета.
После этого система составляет бюджет по объему трафика.
На основании этих данных можно спрогнозировать приблизительные затраты конкурентов по словам, которые они используют в контекстной рекламе.
Недостатки использования инструментов Яндекс.Директа для оценки рекламных бюджетов:
трудоемкость. Надо вручную собирать ключи, определять их частотность и формировать список;
низкая точность прогноза. Часть поисковых запросов так и останется неопределенной. Поэтому узнать весь рекламный бюджет конкурента не получится.
Прогноз бюджетов конкурентов в Google Ads
В Google Ads есть инструмент «Планировщик ключевых слов», который позволяет посмотреть количество запросов и прогнозов по отобранным ключевым словам. Суть инструмента такая же, как и в Яндекс.Директе.
Переходим в «Инструменты и настройка» – «Планировщик ключевых слов».
Выбираем «Посмотрите количество запросов и прогнозы».
Вводим заранее отобранные ключевые слова.
Система составит план ключевых слов, в котором показывается приблизительное число запросов в месяц, максимальная и минимальная ставки для показа вверху страницы. По этим словам можно сразу запустить кампанию:
При использовании данного метода прогнозирования бюджетов конкурентов мы сталкиваемся с такими же проблемами, как и в случае использования инструментов Директа. Речь идет о низкой точности прогноза и трудоемкости подбора ключевых фраз.
Также в Google Ads можно оценить уровень конкуренции по уже запущенной кампании. Для этого переходим в «Кампании» – «Статистика аукционов».
В этом отчете указаны домены кампаний-конкурентов, а также их и ваши позиции по запросу.
Планировщик ключевых слов – аналог Яндекс.Wordstat в рекламной системе Google Ads. Подробнее о возможностях этого инструмента читайте в статье «Планировщик ключевых слов Google: что умеет и как им пользоваться».
Как оценить рекламный бюджет конкурентов с помощью инструментов Click.ru
Click.ru позволяет провести оценку рекламных бюджетов конкурентов намного быстрее и точнее, чем это возможно сделать с помощью инструментов рекламных систем.
Рассмотрим, как это сделать, на примере. Один из московских фитнес-центров перед запуском контекстной рекламы хочет оценить рекламный бюджет своего ближайшего конкурента, который находится в том же районе и предлагает аналогичный набор услуг.
Показываем, как собрать данные о конкуренте
Заходим в Click.ru. В меню выбираем «Семантика» – «Подбор слов и медиапланирование».
В настройках «Медиапланирование» указываем домен сайта, рекламные системы, геотаргетинг. Нажимаем «Начать новый подбор».
Выбираем опцию «Слова конкурентов».
Система автоматически подбирает 5 конкурентов. Но нас интересует один конкретный. Поэтому мы удаляем предложенные домены и указываем URL сайта-конкурента.
Всего система собрала 41 ключевое слово, по которому фитнес-центр показывает свою рекламу. Для их просмотра нажимаем «Показать слова конкурентов».
После этого система показывает список слов, по которому продвигается наш конкурент.
Выбираем эти слова и внизу таблицы нажимаем на кнопку «Добавить в медиаплан».
В медиаплане мы видим частотность запросов и стоимость клика при показе слова на позиции «Вход в спецразрешение (62х)».
Внизу таблицы мы видим, во сколько обошлась бы конкурентам рекламная кампания при показе всех слов на заданной по умолчанию позиции. Прогнозируемая сумма бюджета в этом случае составляет 194 460,73 рубля.
Можно предположить, что конкурент выделил меньший рекламный бюджет. Посмотрим, сколько приблизительно составят затраты на кампанию конкурента, если он будет показывать свои объявления на поиске не на позиции «Вход в спецразрешение (62х)», а на позиции «1-е место гарантии (9х)».
Для этого кликаем на столбец «Позиция: СП раскрыть все».
Вручную указываем на каком месте будет показываться слово. Устанавливаем «1-е место гарантии (9х)».
После изменения настроек система автоматически изменит прогнозируемую цену клика и пересчитает бюджет.
Таким образом, с помощью инструмента медиапланирования Click.ru можно всего за пару кликов определить рекламные бюджеты конкурентов. В отличие от инструментов поисковых систем, он дает возможность указать домены конкурентов и собрать по каждому ключевые слова, по которым конкуренты показывают свои объявления.
О чем надо помнить при прогнозировании бюджетов конкурентов
Понимание того, сколько другие тратят на рекламу, дает ощущение инсайда. Но почерпнуть из него опыт конкурентов не удастся: об эффективности их кампаний эти цифры ничего не говорят. И вот почему.
Мы не знаем настоящую цену клика
По каждому из ключевых слов поисковики знают только среднюю цену клика. Но в реальности это не та цена, которую платят рекламодатели. Справки Директа и Ads перечисляют, от чего зависит фактическая цена клика. Основные факторы – CTR, релевантность объявлений и история («карма») аккаунта.
Вполне вероятно, что конкуренту приходится платить больше потому, что его объявления не слишком привлекательны для пользователей или не соответствуют их запросам. Это не тот пример, которому стоит следовать.
Мы не знаем коэффициент конверсии
Конечная цель любой рекламы – продажи. Но для успешных продаж мало просто привести пользователей на сайт. Компания, потратившая на клики по объявлению 100 000 рублей и имеющая коэффициент конверсии в 1%, находится в таком же положении, как и компания с бюджетом в 20 000 рублей и конверсией 5%.
На коэффициент конверсии влияет много факторов: от актуальности самого предложения до юзабилити сайта. Чем проще и выгоднее пользователям приобретать на нем товар, тем лучше будет работать реклама у конкурента. Бюджет здесь ни при чем.
Мы не знаем ROI
Наконец, рентабельность рекламы – самый достоверный показатель эффективности – тоже не зависит напрямую от объема вложений в нее. Каждый рубль может стабильно приносить вдвое больше дохода, сколько бы этих рублей потрачено ни было.
Возможно, у конкурента просто больше ежемесячный оборот? Тогда и бюджет будет больше – это только вопрос масштаба.
На что смотреть вместо бюджета
Если перед запуском своей кампании вы все же хотите изучить рекламу конкурентов, для этого есть куда более интересные области:
Ключевые слова. Сам по себе список ключевых слов, используемых в вашей нише, бывает очень полезен. Иногда в нем можно найти отличные запросы, о которых вы не догадывались годами.
Рекламные креативы. То, как устроены объявления и баннеры конкурентов, тоже стоит проанализировать. Как связаны заголовки и текст, в каком стиле они написаны, какие призывы к действию используются, какие расширения добавлены в контексте и т.п. Плагиат здесь не имеет смысла – но все это может навести на свежую идею.
Посадочные страницы. Хотя это не относится непосредственно к рекламной кампании, посмотрите также страницы, на которые ведут ссылки из объявлений. Проверьте, насколько просто пользователю ориентироваться на них и как быстро он сможет совершить целевое действие. После этого вы сможете другим взглядом оценить свой сайт – и, возможно, внести улучшения.
Анализ контекстной рекламы конкурентов стоит проводить только тогда, когда вы точно знаете, как полученная информация повлияет на вашу собственную кампанию. В этом смысле отслеживание чужих бюджетов бессмысленно: ведь неизвестно, на что именно и как уходят эти деньги.
Время и силы, необходимые для «разведки», лучше вложить в разработку своей стратегии. Ее уникальность и будет главным преимуществом – а копирование других только усиливает конкуренцию и ограничивает вашу эффективность.