как узнать венчался человек или нет
Как узнать венчался человек или нет
с помощью венчания. если человек венчался прежде, то должен сообщить батюшке. ну или просто спросить
Только с признания самого человека. Или предлога повенчаться. Кто венчался второй раз не рискнет.
чтобы это узнать, сходите в церковь и посмотрите в церковных книгах. Там ведется регистрация
С помощью таинства святого обращения к служителям с просьбой посмотреть книги учета.
Нет такого обряда. Перед повторный просто над венчание читают молитву специальную
Нет таких обрядов. Можно только в церковь сходить и попросить записи тех лет.
не нужен ни какой обряд, привязку к эгрегору церкви видно и так
естественно, не многие могут видеть ауру
ауру я вижу, но она на это никак не реагирует
смотри глубже, на более тонкие слои
А вот как узнать, можно ли вообще конкретным людям венчаться?
Много таких обрядов6 иголки под ногти, молотком по яйцам.
сходить в церковь и попросить церковно-приходскую книгу.
А вам оно зачем? Венчание без регистрации не проводят.
Ни как. А кто говорит что можно увидить- нагло врёт))
Нет таких обрядов. Только запись в церковной книге
щекотка гуманнее
этот обряд называется «спросить у самого человека»
Спросить у него.в церкви запись есть у батюшки
С помощью ритуальных иголок под ногтями
да!
Существует ли «развенчание»?
Для Церкви понятия «развенчание», то есть конкретной процедуры расторжения брака, не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место. В Церкви никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь, как малую Церковь, задача которой – духовное спасение всех, кого она объединяет. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, – говорит Христос ( Мк. 10: 9 ). Церковный брак заключается не на бумаге, а перед Богом, и именно перед Ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.
Однако реальность далека от Божиего замысла, и современные люди перестали видеть в семье высшую ценность, абсолютную, непопираемую святыню.
Не «развенчание», а повторный церковный брак
Тем не менее милосердие к поврежденной человеческой природе не позволяет Церкви отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни. Если восстановление супружеского союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде. То есть Церковь благословляет не свободу отношений, не «развенчание», а повторный церковный брак, венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения, официально признанные государством (зарегистрировались в ЗАГСе).
Какова процедура повторного брака в Церкви?
Для проведения повторного венчания людям, уже бывшим в церковном браке, необходимо обратиться в епархиальное управление и подать прошение на имя правящего архиерея о развенчании, то есть о снятии венцов, о снятии благословения. Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ.
Подать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих супругов необязательно. При этом надо предоставить следующие документы:
Развенчаться против воли второго супруга нельзя. Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в грехе, который стал (может стать) причиной развода, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.
Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это; если первый супруг умер, следует предоставить свидетельство о смерти.
Когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, который попросит назвать причины, подтолкнувшие вас к разводу. В случае, если причины не являются уважительными для Церкви, вам могут отказать в повторном венчании.
Весомыми причинами для расторжения брака Церковь считает:
Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака. То есть если вы не сошлись в интересах с супругом (супругой), у вас разные характеры, уровень образования, если проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что Церковь не благословит развод и повторный брак.
Право повторного церковного брака дается тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза, именно эта сторона получает возможность построить новые отношения.
Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии, разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной Церковью.
По церковным канонам беспрепятственно получить разрешение на повторное венчание может только вдовец (вдова).
Сколько раз можно венчаться?
Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда пойдете за разрешением на венчание в третий раз, не исключено, что вас попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) недостойно истинно верующего человека.
Поэтому, как вы уже поняли, подходить к вопросу венчания нужно серьезно и ответственно. Обращайтесь в храм, только если уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
О повторных браках и венчании
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!
– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Точки на шкале отношений
– Отец Димитрий, показался ли Вам документ о браке достаточным во всех пунктах или чем-то хотелось бы дополнить?
Протоиерей Димитрий Струев
– Поводов для серьезной критики я не увидел. Разве что сделал бы оговорку вот по какому поводу: там сказано, что венчание совершается только после заключения брака в ЗАГСе, а исключения могут быть только в совершенно особых случаях.
Я думаю, что если уже заявление подано и процесс запущен, а будущие супруги считают венчание более важным и хотели бы обвенчаться накануне регистрации, то почему бы не пойти им навстречу? Я бы предложил внести пункт о возможности венчания накануне регистрации. Чтобы вместо свидетельства о браке могла бы быть просто справка о том, что заявление подано.
И священник, особенно в тех случаях, когда речь идет о прихожанах, в намерениях которых он не сомневается и достоверно знает, что заявление у них принято и дата регистрации назначена, мог бы со спокойной совестью совершить венчание.
Считается, что решение о необходимости гражданской регистрации брака до венчания обусловлено в первую очередь уважением к государству, к закону, но думаю, что таинство венчания, совершенное за неделю до государственной регистрации, попранием государственных законов не будет.
Однако есть и другая мотивация требования свидетельства о браке: в перестроечные годы, когда стали массово открываться храмы и у народа проснулся интерес к православию, было много случаев профанации таинства венчания, когда люди шли на венчание без серьёзных намерений, как сейчас принято говорить, «по приколу».
Или еще хуже – я слышал о ситуациях вроде такой: взрослый дядя в состоянии «седина в бороду, бес в ребро» имеет любовницу. Для пущей романтики прелюбодеи идут в храм венчаться, а когда законная жена узнает о неверности, он её ставит перед фактом: а мне с ней не грех, мы в церкви венчаны. Жена приходит в епархиальное управление: «А я теперь вообще кто? И что мне теперь делать?» Может, не дословно так, но подобные эксцессы бывали. И вот во избежание таких ситуаций, которых не должно быть, было принято решение на уровне Синода, что брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе.
Но одно дело, когда к священнику приходят люди, которых он первый раз видит, и просят обвенчать их как можно скорее, а другое дело – постоянные прихожане, чье становление отношений и подготовка к свадьбе происходили на глазах священника – во втором случае не вижу смысла ставить жесткое требование, чтобы венчание было только после регистрации, а не на неделю или две раньше, например.
– Пункт о возрастном цензе у многих вызывает недоумения: сначала пишется, что цель христианского брака – это «достижение нерушимого единства со Христом». И тут же пишется о максимальном возрастном цензе. Что, если женщине 61 год, а мужчине – 71, то они уже не могут достигнуть нерушимого единства со Христом?
– Там есть оговорка, что это не касается тех людей, которые уже много лет в браке живут. А что касается тех, кто только вступает в брак в пожилом возрасте… Я думаю, что это наследование тех ограничений, которые были приняты ещё дореволюционным Синодом. В то время это имело практическую необходимость – таким образом боролись с фиктивными браками ради наследства. Но в наше время этот смысл явно утрачен.
Но даже если документ примут в таком варианте, не думаю, что будет необходимо жестко этому следовать: в конце концов, есть дерзновение архиерейской власти, и если люди в пожилом возрасте приняли решение создать семью, и есть возможность спросить благословение архиерея, то не думаю, что из-за того, что кому-то 61 год, реально будет отказано в совершении таинства. Но лучше, конечно, упростить эту систему, чтобы не надо было в подобных случаях теребить епископов.
Фото с сайта: doski.ru
– Вызывает сомнение пункт, в котором не разрешается Церковью венчание людям, ранее состоявшим в трех браках. Учитываются браки как венчанные, так и невенчанные, но получившие государственную регистрацию. Но в нынешнее время люди могут несколько раз состоять в так называемом гражданском браке, даже иметь в этих «браках» детей. Не получится ли, что, например, мужчина сможет на «законных» основаниях венчаться, при этом у него за спиной, в бэкграунде, может оказаться несколько брошенных женщин с детьми, о которых он может забыть и жить «святой» жизнью в венчанном браке? Почему в этом пункте не идет речь о гражданских браках, хотя бы тогда, когда есть дети?
– Пожалуй, да, следует сделать эту оговорку, когда речь идет не только о венчании, но и о зарегистрированных браках – логично такие «гражданские браки», в которых растут дети, приравнять к браку.
– Что Вы думаете по поводу бесед перед венчанием: нужны ли они? Сколько их нужно (если нужно), в какой форме? Кто их должен проводить: священник или катехизатор? Не будет ли и тут формального подхода, как бывает с беседами перед крещением: отсидели две-три и в купель? Дает ли беседа некую «гарантию»?
– Если венчаться собрались люди не вполне воцерковленные, не следует отказывать им в венчании, но хорошо бы не упустить возможность помочь им в воцерковлении, в подготовке к осмысленной исповеди и причастию, параллельно давая рекомендации по особенностям духовной жизни семьи. Здесь важен индивидуальный подход, беседы по расписанию, действительно, могут мало что дать.
Если речь идет о людях, которые совсем не в теме, и катехизировать их нужно с азов, то начать работу с ними может и мирянин, который занимается катехизацией. Если азы знакомы, то без катехизатора можно обойтись, но именно пастырская беседа о браке необходима.
– Какие книги можно предложить почитать готовящимся к венчанию?
– Какие основные проблемы Вы видите в подготовке к венчанию у «внешних» и прихожан? Стоит ли венчать незнакомцев или только «своих»?
– Просто разворачивать людей с порога не следует, конечно. Но у незнакомцев надо выяснять, откуда они взялись. Если это первая попытка посещения храма — значит, возвращаемся к предыдущему пункту, о катехизации. Если они прихожане другого храма, то следует выяснить, почему они у себя не хотят венчаться.
Мотивацию «у вас интерьер красивее» хорошо бы преодолевать, воспитывая отношение к собственному приходу не как к бюро услуг, а как к духовно-отчему дому. А если в своём храме им не дают венчаться какие-то проблемы, то хорошо бы узнать об этих проблемах не только в версии самих беглецов, но и напрямую связаться с их духовником (если таковой имеется) или настоятелем их храма.
– В документе сказано, что нельзя отказывать в причастии тем, кто не венчан, но в законном браке, а христиан невенчанных надо вразумлять, говоря, что жить без венчания недопустимо. Нет ли тут противоречия? Вроде госбрак – это брак и можно причащаться, а вроде – недопустимо жить без венцов.
Следующий знак приближения к идеалу — штамп в паспорте. Вот с этой точки, согласно Основам социальной концепции РПЦ, и начинается возможность допускать кого-то из этой пары к причастию. «Кого-то из пары» — если второй супруг не православный. А в тех случаях, когда оба члена семьи считают себя православными, но венчаться не хотят (в том числе с формулировкой «как-нибудь потом»), надо предложить им выбрать одно из объяснений причины этого: либо они не совсем православные, либо они не сильно друг друга любят, сохраняя в глубине души перспективу развода. Какую-либо третью причину не-венчания православных трудно себе представить.
Только к этой моей «шкале» следует оговорку сделать: это не модель постепенного возрастания для кого-то от промискуитета к христианскому браку. Святитель Василий Великий был прав, говоря, что «блуд — не только не брак, но и не начало брака», и допуская сочетание браком тех, кто допустил блуд, только как нежелательную крайнюю меру — лишь во избежание еще большего разврата.
Да, если люди неверующие, пребывая в вольном плотском сожительстве (которое сейчас по недоразумению именуется гражданским браком), вдруг придут к Богу, покаются и станут готовиться к венчанию — я верю, что Господь может благословить их брак, и их семья будет гармоничной. Но если воцерковленный человек ради блудных отношений отходит от Чаши Христовой — можно быть уверенным, что ни к чему хорошему такие отношения не приведут. Даже если у подобной истории и будет благоприятный финал, то только ценой многих проблем и скорбей. Но чаще подобные отношения недолговечны и драматичны. И это не придуманная кем-то ханжеская мораль, это опыт.
– Согласны ли Вы с расширенным списком допустимых поводов для расторжения брака? Например, некоторые указывают, что сейчас сифилис или проказа излечимы. И не будет ли это лазейкой для тех, кто хочет бросить больного?
– Если люди твёрдо решили не жить вместе, церковный запрет развода их не остановит, обойдутся и без лазейки. Тут лучшим комментарием будет известный эпизод из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «На волю, всех на волю!»
– По поводу выдачи свидетельства невиновной стороне: так до конца и не понятно – это свидетельство о расторжении брака или свидетельство о возможности для получившего повторного брака? Ведь говорят, что у нас нет церковного развода, а только благословение на повторный брак – или это не так? Брак расторгается самими супругами или указом архиерея?
– Так ведь «развенчания» как такового не существует. Архиерей даёт благословение на повторный брак. В этом случае первый брак утрачивает силу при совершении нового таинства венчания, не раньше. Если это не оговорено в документе, то надо оговорить максимально чётко и набрать капслоком! Потому что добрая половина «развенчальщиков» приходит в епархиальные канцелярии со следующей установкой: «Я венчаться больше не собираюсь, мне одного раза хватило. А сейчас мне надо снять венцы, чтобы было не грех жить с кем захочется». Вот с этой верой в безгрешность блуда после «развенчания» надо бороться радикально.
– В документе говорится, что «виновной стороне можно предоставить право венчаться после покаяния и епитимьи», и даже тоже могут справку выдавать. Вы согласны с таким подходом? Нужна икономия или акривия? Бытует мнение, что виновную сторону никак нельзя больше допускать до брака.
– Нельзя-то нельзя (по канонам), но много ли кто готов по канонам жить? Если бы виновная сторона готова была в покаянии остаток жизни прожить в монашеском воздержании — так Бог в помощь. Но ведь всё равно будут жить с кем-то. И для Церкви варианты — либо считать их отлучёнными до конца жизни, либо всё-таки совершить «Чин о второбрачных», благословить на несение определенной покаянной дисциплины, и пусть уж лучше они творят плоды покаяния в новом браке, чем подпадают под пожизненное отлучение.
Тем более что в очень многих случаях трудно определить, кто виноватей. А если бывшие возлюбленные перепихивают вину друг на друга, то их следует предупредить, что за ложь кому-то из них перед Богом отвечать придется, а дальше они пусть как хотят. «Я прокукарекал, а там хоть не рассветай».
– В документе предлагается откладывать венчание с тем, кто не признает догматов или венчается из суеверия. Но реально так ведь почти никто не поступает из священников? Человек может отсидеть беседы и молча пойти венчаться, с него же не требуют даже произнесения Символа веры, не то чтобы сдачи экзамена по Закону Божьему. Как тут поступать?
– Я думаю, что если один из супругов — православный, стоит совершать венчание ради его веры. Венчаем же мы православных с католиками, лютеранами, нехалкидонитами… Вот и верующих в «Бога-в-душе», но крещеных в православии, можно допускать к участию в таинстве по тому же принципу и с теми же оговорками — чтобы давали обещание не препятствовать воспитанию детей в вере. А если оба непонятно во что верят, то надо серьезно расспросить влюбленных, точно ли они уверены, что по тому адресу пришли.
Мы у себя на приходе решаем эту проблему просто: напоминаем всем желающим венчаться о традиции причащаться обоим супругам накануне венчания. Если причащаться решается только один из них – опираемся на вышеизложенный принцип. Случаев, чтобы причащаться отказались оба, я не припомню, но если бы я с таким столкнулся, я бы спросил, какой смысл в совершении церковного таинства над семьей, в которой никто не является членом Церкви.