как вести классное руководство в 5 классе с чего начать
Особенности работы классного руководителя в 5 классе
Особенности перехода школьников из начальной школы в среднее звено
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогом начальной школы.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что может затруднить адаптацию к средней школе?
Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи, стилю преподавания каждого учителя.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Учебные трудности пятиклассников
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальной школе, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элементов соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Коряга (психологическая сказка)
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.
А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижав их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.
Комментарий. Сказка может быть использована как элемент индивидуальной беседы в работе с детьми, отвергаемыми сверстниками, не умеющими общаться, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики. Психологическая сказка нацелена на личностное развитие ребенка, путем осознания им своих особенностей, отношения к самому себе, к миру, к другим людям. Помогает активизировать внутренний потенциал ребенка для позитивного изменения этих отношений.
Мониторинг адаптации пятиклассников в средней школе. Встреча
(Методика получения обратной связи)
Учитель. Ребята, я прошу вас ответить на некоторые вопросы. Они будут касаться вашей учебы. Причем мы будем сравнивать, как это было, когда вы учились в начальной школе, и теперь, в 5 классе. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать с помощью рисунков. Вы будете заполнять клетки таблицы рисунками и отвечать таким образом на мои вопросы.
Некоторые предметы вы изучали в 4 классе и продолжаете изучать их сейчас. Но вы выросли и в чем-то изменились. Изменилось ли ваше отношение к этим предметам, или оно осталось прежним?
Графа 1. Как ты относился к этому предмету в 4 классе?
Графа 2. Как ты относишься к этому предмету сейчас?
Графа 4. Очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках, о чем вы думаете. Как ты чувствуешь себя на уроке?
Графа 5. Вы, конечно, изменились, повзрослели. Очень хочется узнать, что вы думали о себе раньше. Что думаете сейчас. Как вы к себе относитесь?
Графа 6. Изменилось ли твое мнение о себе сейчас, в 5 классе?
Графа 7. Вспомни, как ты относился к себе, когда учился в 4 классе
Графа 8. А как ты относишься к себе сейчас, в 5 классе?
Ребята, спасибо вам за ваши ответы, за ваши рисунки и теплые слова. Я желаю вам всего хорошего, приходите в гости к своим первым учителям, они будут рады видеть вас.
Бланк к методике «Встреча»
Фамилия, имя ученика, класс ______________.
13 советов начинающему классному руководителю
Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.
Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.
Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:
Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.
Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.
Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.
Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.
Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера
Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:
Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.
2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.
Начнём с правил:
Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
Теперь про алгоритмы:
Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка
Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.
Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников
Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.
4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями
Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.
5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий
Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.
Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.
6. Признавайте свою вину и просите прощения
Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.
Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки
Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.
7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции
Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.
5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей
Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.
8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми
Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.
9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.
10. Играйте с детьми
Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.
11. Шутите!
Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.
12. Избегайте рутины
Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.
13. Не живите только работой и не жалейте себя
Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:
Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.
Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (jossnat)
Методические рекомендации классному руководителю 5 класса
Методические рекомендации классному руководителю 5 класса (теоретический материал)
(для классного руководителя 5 класса)
1.1. Я-классный руководитель. 3
1.2. С чего начать. 4
1.3. Помощь классному руководителю в адаптации пятиклассников. 4
2.1. Зачем классному руководителю работа с родителями. 7
2.2. Родительские собрания, которых ученики не боятся, а родители в них не разочаровываются. 8
Классный руководитель — очень важная фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями. Поэтому ученикам и родителям хочется, чтобы «классная» была «хорошая». С первых лет работы классным руководителем я пыталась понять, как адаптировать ребенка к жизни в обществе, чтобы она поняла и осмыслила свою жизнь, научилась решать каждодневные жизненные задачи, как воспитать компетентную личность, обладающую не только знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и умеет действовать адекватно в ответственных ситуациях, применять знания и брать на себя ответственность за такую деятельность. Часть педагогов, особенно не задумываясь над сущностью классного руководства, занимается имитацией деятельности: они проверяют дневники, проводят родительские собрания, классные часы — одним словом, делают то, что является их обязанностью. Другие хотят, но не знают, что и как надо делать, чтобы построить взаимодействие с детьми. Посоветоваться с самими детьми им просто не приходит в голову. Третьи прекрасно исполняют роль классного руководителя, но дети живут по законам и правилам педагога, не проявляя своей инициативы. В связи с отношением педагогов к деятельности в качестве классных руководителей и была разработана классификация деятельности педагога по признакам. Учитель прежде всего. «Я — прежде всего учитель. Так и в дипломе записано. Мое дело — учить. Воспитательной деятельностью должны заниматься те педагоги, которым это по душе, которые хотят и умеют организовывать внеклассную работу. Но если вы настаиваете на том, чтобы я выполнял обязанности классного руководителя, я буду, но без особого энтузиазма», — твердят они. Такие учителя, как правило, не скрывают от детей своего отношения: «Хотите, чтобы в классе было интересно, вам и карты в руки. Я буду участвовать, если нужна будет помощь или совет». В случае, когда учитель имеет авторитет у учеников и их родителей, дети принимают условия игры. Им, в первую очередь, важно общение с интересным человеком, и они гордятся, что именно у них такая «классная». Они начинают организовываться для разных дел сами, привлекая классного руководителя в случае затруднений или при необходимости получить его оценку. Классная мама. Это учитель, для которого работа с детским коллективом выходит на первый план. Он деятельный, энергичный, класс всегда принимает активное участие во всех мероприятиях. Ему свойственно становиться в позицию опекавшего и организующего. Он очень напоминает наседку с цыплятами: лучше детей знает, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо. Далеко не все дети хорошо себя чувствуют под «маминым» крылом, зато все под контролем, все охвачено деятельностью и класс на хорошем счету. «Классная» не, по сути, а по названию. В эту группу входят те педагоги, для которых классное руководство не является большой проблемой. Они воспринимают эту деятельность как составляющую педагогической работы, особо не задумываясь над ее глубинными значениями. Контакт с детьми, как правило, строится по принципу формальных отношений: «должны прийти», «надо пригласить», «необходимо заполнить». Интересы детей, их индивидуальные особенности, взаимоотношения в классе не входят в поле зрения педагога. Внеклассные мероприятия проводятся по потребности и нередко по сценарию. Отношение детей и их родителей не очень беспокоит такого «классного». Наша классная. Такой педагог строит воспитательную деятельность на основе сотрудничества, то есть согласовывает и обсуждает все точки зрения и мнения. Классный руководитель стремится познать свой класс, царящих в нем, его отношение к тому, что происходит в школе и внутри классного коллектива. Его задача заключается в выработке общих подходов к решению проблем. Педагог развивает у детей культуру договорных отношений, умение анализировать, творчески подходить к делам. Вырабатывая нормы и принципы жизни детского коллектива совместно с ним, классный руководитель постепенно передает управление классом в руки детей.
Раздел 1. Работа с детьми
1.1. Я — классный руководитель пятого класса
С чего начать? Как сделать, чтобы мои ученики стали дружным коллективом? Как научить их добру, справедливости, чести? Дети в классе разные. В большинстве это дети со средними способностями. Иногда я чувствую, что бьюсь об закрытую дверь. Но упорно продолжаю работать, упорно ищу «ключик» к каждому ребенку. Шаг за шагом и. Меняются мои воспитанники: становятся более искренними, откровенными, их поступки уже не отталкивают своей бессмысленностью. Что с того, что шла я к этому на протяжении многих лет и только вот сейчас получила желаемый результат? Важно то, что я все же достигла того, к чему стремилась. Моя ежедневная упорная работа не прошла даром. Я ежедневно терпеливо работала с ними. Мне было иногда трудно, иногда меня раздражало нежелание учеников учиться, но я не останавливалась, продолжала выполнять свой долг. При этом надо было действовать осторожно, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, проявлять терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, заботу. Возможно, я и мои коллеги не смогли сделать из своих воспитанников выдающихся математиков, физиков или лингвистов. Гениев не может быть много, да и не нужно. Важно то, что нам удалось воспитать, отзывчивых, порядочных людей, которые сознательно будут идти жизненным путем. Важно, что слово учителя нашло отклик в сердцах воспитанников. Наконец, вот она — вознаграждение за труд : детские глаза, в которых любовь и уважение, искренние и открытые детские сердца.
Создание дружного классного коллектива — это, прежде всего, совместное творчество и самоотверженная деятельность классного руководителя и детей. Как научиться быть «классным» руководителем во всех смыслах этого слова? Стоит обратить внимание на то, что классному руководителю сейчас очень нелегко. Как правильно организовать работу классного руководителя с учениками? С чего начать? Сейчас каждый учитель знает, что одним из первых принципов работы с детьми является личностный подход в воспитании. Но, на самом деле, дело в интерпретации этого подхода. Каждый ребенок в классе знает, что она лучшая. Именно с изучения индивидуальности каждого ребенка и диагностики его личностных возможностей начинает свою работу учитель, принимая детей в класс. Установление личностных контактов и сближения учеников начинаются с первого дня. Попробуйте начать свое знакомство с оформление в классе стенда с фотографиями школьников. Следующим шагом может быть анкета.
1.Кого из одноклассников ты взял бы с собой на необитаемый остров? Почему?
2.Для тебя учитель-это.
3.Кого ты выбрал бы командиром в туристическом походе? Почему?
4.Какое дело тебе по душе: а) организатор группы; б) учебный сектор; в) редколлегия; г) культмассовый сектор; д) трудовой сектор? По данным анкетирования учитель выявляет лидеров. Обычно это сложные личности, но с ними интересно работать. Затем комплектуются группы по желанию детей. При этом необходимо заинтересовать поручениями, четко сформулировать как обязанности, так и ограничивающие условия. Каждый ученик должен четко представлять, за что он отвечает, и кто ему подчиняется. Учащиеся должны понять: свобода — это совсем не вседозволенность, каждый должен чувствовать ответственность перед коллективом.
Алгоритм работы классного руководителя.
1.Знакомство с личными делами учащихся, журналом предыдущего учебного года. 2.Беседа с медработником, психологом и социальным педагогом.
3.Начальная, промежуточная и конечная стадии мониторинга познавательных интересов, увлечений, потребностей и особенностей учащихся. (Проводятся путем анкетирования, тестирования, собеседования с учащимися и родителями, наблюдения за учащимися, проведение игр, текущих собеседований с педагогами, которые работают в этом классе.) 4. Составление карты интересов — возможных и тех, которые уже реализуются. Карта интересов Фамилия, имя, отчество ученика, где и чем занимается, где и чем хотел бы заниматься
5. Проведение совместных с учениками и родителями собрания в форме игры, анкетирование, походу. Осуществление перспективного планирования жизнедеятельности класса.
6. Распределение обязанностей среди учащихся (выбор ответственных за различные секторы работы: спорт, выпуск классной газеты, дежурство и т. п).
7. Индивидуальные беседы с каждым учеником.
8. Составление социального паспорта класса.
9. Составление плана воспитательной работы в классе.
1.3. Помощь классному руководителю в адаптации пятиклассников
• очень много разных учителей (и их надо запомнить); • непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов;
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками.
Очень важна для пятиклассника ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу, дети нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм также осуществляется в первую очередь классным руководителем. У некоторых детей появляются сложности просто в информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к ученикам, к своим обязанностям, проявляющееся в поведении и общении с детьми. Успешность адаптации школьника к обучению в 5-в классе зависит от реализации следующих связей между начальным общим и основным общим образованием. В формировании положительных, доброжелательных отношений между детьми в период адаптации важную роль играет классный руководитель. Именно он должен создавать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, поддержки. Не следует забывать, что отношение учителя к ребенку – индикатор отношения к ней и ее сверстников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему плохо, и так же к ней относятся дети. Поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения школьника и его школьных успехов. В случае необходимости, делать замечания нужно наедине с учеником. Используйте в общении с учащимися демократический стиль общения. Безусловно нам, учителям, легко, комфортно и удобно с воспитанным, тихим учеником, который всегда готов к уроку, но, я думаю, и Вы согласитесь, что интереснее с нестандартным, активным бунтарем. Потому, что Учителем с большой буквы может считать себя тот, кто умеет найти общий язык с взбунтовавшимся подростком»! Мы думаем, что предлагаемые нами конкретные технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе. На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Раздел 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями
2.1. Зачем классному руководителю работа с родителями?
На этот вопрос можно ответить высказыванием В. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Начиная с момента поступления ребенка в школу, возникает и существует «педагогический треугольник»: учитель — ученик — родители, что имеет свои трудности и противоречия, которые требуют решения. Цели, надежды, стремления и действия, и родителей, и учителей направлены на благо ребенка. Тогда почему отношения в этом «треугольнике» настолько противоречивые, а иногда драматические? Разнообразие форм общения и взаимодействия учителей, родителей и учащихся зависит от творчества и желания классного руководителя. Или сегодня кто-то представляет себе школу без родителей? Думается – нет. А если нет, то, как построить отношения семьи и школы, родителей и учителей, администрации и родительской общественности? Как сделать родителей своими единомышленниками? Многие из родителей, отдав ребенка в школу, перекладывает на школу всю ответственность за воспитание собственного ребенка, с самого начала ее учебы стараются остаться в стороне от школьной жизни. С чего же начинать работу классному руководителю? Работа с семьей сложная и многогранная. Основные ее направления отражены в содержании работы классный руководитель с семьей. Однако, не самый главный ее аспект – помочь родителям понять значение семейной педагогики, которая является сердцевиной народной воспитательной практики. Это проверенный веками опыт национального воспитания детей в условиях семьи. Родители – главные природные воспитатели ребенка. Основной фактор в формировании личности – это воспитательный климат семьи. Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. В некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебного семестра (реже четверти) родительских собраний по итогам учебных достижений и вызовом в школу родителей тех учеников, которые имеют начальный уровень учебных достижений или нарушают дисциплину. В работе с родителями целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы. Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, следует вести и во время индивидуальных встреч с родителями дома и в школе. Индивидуальные беседы часто подсказывают формы и содержание коллективной работы, помогают наметить те мероприятия, которые нужно провести с родителями. Тесное содружество классного руководителя с родителями значительно расширяет сферу организованного воспитательного воздействия на учащихся и помогает успешно решать задачи их воспитания. Правильно поступают педагоги, которые не только дают советы, но и прислушиваются к родительским предложений. Они не допускают поучительного тона, не читают нотаций, а пытаются найти общий язык, добиться доверия и откровенности. Как правило, они обращаются к родителям в такой форме: «А как вы считаете?», «Давайте искать вместе выхода из этого положения» и тому подобное. Не следует вызывать родителей в школу для того, чтобы пожаловаться на детей или предложить отцу, или матери «принять меры», «взять в руки», сына или дочь. В таком случае родители не редко становятся на путь применения физических наказаний. Если приглашают в школу родителей недисциплинированных учеников, надо договориться с ними о единых требованиях и педагогически оправданные меры воздействия. При этом всегда следует помнить, что родители нуждаются в квалифицированной советы, товарищеской помощи, а не нотаций и упреков. Спокойная деловая беседа про разумные меры воздействия на ученика даст гораздо больше пользы, чем упреки и жалобы на него. Обратимся к одной из традиционных форм общения родителей и классного руководителя — родительских собраний. Чаще всего сообщение ученика, даже успешного про очередные родительские собрания не вызывает у родителей восторга. Почему это происходит?
2.2. Родительские собрания, которых ученики не боятся, а родители в них не разочаровываются?
Видеть на родительском собрании всех родителей — желание каждого классного руководителя. Понятно, что процесс воспитания может достичь высоких результатов только при условии постоянного общения с родителями учеников, то есть должна существовать обратная связь. Поэтому сборы должны быть интересными, желательно, чтобы родители их ждали и шли с желанием, даже если их ребенок не является ребенком примерного поведения. Это задача целиком ложится на плечи классного руководителя. Только учитель должен обеспечить ту атмосферу, которая будет способствовать общению, полном доверии классному руководителю, желание вместе решать проблемы. Поэтому, родительское собрание надо планировать тщательно, хотя трудно предусмотреть все возможные варианты их проведения. Интересы и потребности определенного классного коллектива зачастую подсказывают тематику собрания. Не допускайте проведения формальных собраний, на которых, как правило, подводятся итоги успеваемости за четверть, или за семестр. Подведение итогов — момент очень важный, но не следует забывать, что каждый ученик является личностью с индивидуальными чертами характера и темпераментом. Все дети не могут быть отличниками, но если вы вместе с родителями сможете воспитать у детей интерес к знаниям и усидчивость, примените индивидуальный подход к каждому ребенку, то результаты вашей работы превзойдут ожидания. Ученики не должны бояться родительских собраний, а родители не должны на них разочаровываться. Собрание следует начинать с хорошей новости и заканчивать также хорошими новостями. Практикуйте проведение общих собраний с учащимися, на которых родители не только решают проблемы класса, но и узнают, как относятся к их ребенку одноклассники. Такие сборы полезны тем, что учащиеся учатся критически относиться к своим поступкам и к поступкам друзей. Готовьте сборы заранее. Подберите для этого необходимы литературу, анкеты, педагогические задачи. Обсуждайте с родителями актуальные статьи и различные педагогические ситуации. От вашего выступления перед родителями зависит эффективность сборов. Он должен быть педагогически целесообразным: раскрывайте тему доступно, не забывайте приводить примеры из жизни коллектива вашего класса и опыта работы других классов, ссылайтесь на необходимые литературные источники, порекомендуйте необходимые для родителей книги, статьи, журналы. Будет лучше, если в классной библиотеке будет литература, к которой при необходимости можно обратиться. Это приучит родителей к систематическому чтению педагогической литературы. Актуальные темы родительских собраний помогут вам совместить процесс воспитания в школе и семье. Это будет достижением той цели, которую вы должны перед собой поставить. Цель родительского собрания: — повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания ребенка в семье и школе; — содействие укреплению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельности классного сообщества; — выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов по развитию личности ребенка; — пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему ребенку со стороны родителей; — подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год. Правила поведения классных руководителей на родительском собрании.
1. Снимите напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
2. Предоставьте возможность родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним. 3. Подскажите, как найти выход из проблемной ситуации, попробуйте отыскать пути выхода вместе.
4. Дайте понять, что у школы и семьи общие проблемы, общие задачи, общие дети.
5. Попробуйте понять родителей, поставить себя на их место.
6. Научитесь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и успешных, и неуспешных учащихся и детей с девиантным поведением уходили из родительских собрания с верой в своего ребенка.
7. Старайтесь всегда заканчивать родительские собрания индивидуальными беседами с родителями.
В этом могут помочь учителя-предметники, психолог, социальный педагог. Некоторые секреты успешности родительского собрания.
1. Можно расставить столы и стулья в интерактивное круг (по кругу): процесс общения будет проходить более активно, все будут видеть и слышать друг друга.
2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знакомы.
3. Использовать форму разговора за чашкой чая или кофе, особенно в начале учебного года.
4. Определить одну, самую важную проблему разговора и построить сборы на ее обсуждении.
5. Твердо определить регламент собрания, с пониманием относиться к занятости родителей.
6. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду; — не отмалчиваться; — отвергая чье-то предложение, вносить встречное; — молчать, когда кто-то говорит; — называть друг друга по именам, а не «Ирина мама. «
7. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
8. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
9. Заканчивать собрание принятием конкретного решения.
2.3. Методические рекомендации по проведению родительских собраний
2.4. Программа изучения семьи
Главная задача работы классного руководителя с родителями — обеспечивать единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и учителя, создавать нормальные условия для домашнего обучения детей, направлять воспитательную деятельность семьи. Начинать эту работу необходимо с изучения особенностей семей. Следует изучить:
1. Структуру семьи: состав (полная или неполная), соотношение поколений в семье, количество детей.
2. Родителей: возраст, образование, профессия, любимые занятия.
3. Материальное благосостояние семьи.
4. Общественно-педагогическую направленность жизни семьи: отношение взрослых к своей профессии, личные моральные качества, отношение к воспитанию детей, направленность воспитательного воздействия матери и отца, знания воспитанника о суть трудовой деятельности своих родителей, их гражданскую позицию, отношение родителей к получению образования детьми, выполнение ими общественных поручений в школе, классе; педагогическая активность родителей (участие в мероприятиях, которые проводятся для них, обсуждение с педагогом проблем воспитания и обучения своих детей, помощь педагогу в формировании коллектива). Какие методы воспитания используют родители: живи как живется, приказ, давление, жесткий контроль, вседозволенность, пожелания, убеждения, забота, оберегание от трудностей, удовлетворение всех желаний ребенка, наказание, объяснение, пример, запись, ограничение удовольствий. Отношение родителей к формированию правильных отношений между детьми. Воспитание уважения и готовности к труду, ориентации родителей в отношении будущей профессии ребенка. Взгляды родителей на будущую семью своего ребенка и подготовка детей к роли мужа или жены. Отношение семьи к самовоспитанию, стимулирование стремления ребенка совершенствоваться далее.
6. Семейные традиции: как в семье отмечают календарные праздники, в том числе народные, семейные даты, существуют ли в семье семейные реликвии, знание родословной собственной семьи и тому подобное.
7. Проведение свободного времени: как в семье взрослые и дети проводят свободное время, их увлечения. Есть общие, любимые для всех занятия?
8. Педагогические выводы педагога о направленности совместной работы с семьей, исправление ошибок в семейном воспитании, усиления воспитательного потенциала семьи (план индивидуальной работы с семьей на семестр).