В чем адаптивная функция страха

Психология страха (7 стр.)

В чем адаптивная функция страха. 674fd8293c0f776d726a6c840bff8c51. В чем адаптивная функция страха фото. В чем адаптивная функция страха-674fd8293c0f776d726a6c840bff8c51. картинка В чем адаптивная функция страха. картинка 674fd8293c0f776d726a6c840bff8c51.

Рис. 2.1. Причины страха

Дж. Боулби выделил две группы причин страха: природные стимулы и их производные (рис. 2.1). Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности болезни при одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества.

К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние. К последним он относит влечения и гомеостатические процессы (потребности), а также когнитивные процессы, т. е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении. Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано С. Речменом [462], результатом исключительно научения (например, сигнал воздушной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии – рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин [86]). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного.

2.3. Функции страха

Страх может влиять на человека различно; в одном случае может привести к гибели, в другом – к спасению.

Французский врач Ален Бомбар, который ради эксперимента на выживаемость в одиночестве пересек Атлантический океан в спасательной шлюпке, пришел к выводу, что главной причиной гибели людей в море является чувство обреченности, страх перед стихией. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас погубила не жажда. Раскачиваясь на волнах под жалостные крики чаек, вы умерли от страха!» – писал А. Бомбар. Страх часто парализует волю, т. е. способность сопротивляться обстоятельствам.

Отмечено, что страх сказывается на личностном развитии ребенка; наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональное заторможение, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.

Однако страх может иметь и положительное значение. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов и холодок «под ложечкой» при испуге относятся к эффектам адреналина: кровь, необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка. Все остальные реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, «встававшие дыбом» от ужаса на голове, должны были напугать врага. Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Особенно хорошо запоминается то, что вызывает страдание и страх, а боль и страдание чаще всего воспроизводятся именно как страх. Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает индивиду избегать потенциально опасных ситуаций. В-третьих, когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. В частности, эта эмоция развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты индивида от угрозы со стороны биологической или социальной среды. Именно в этом случае целесообразно реагировать на расширенный круг сигналов, чья полезность еще не известна. И хотя такая реакция избыточна и неэкономна, она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

В. А. Андрусенко [20] выделяет (как и у всех эмоций) следующие функции страха: оценочную, синтезирующую, сигнализирующую, организующе-дезорганизующую, эвристическую. В этом перечислении сомнение вызывают синтезирующая и организующе-дезорганизующая функции. Например, неужели природа создала эмоцию, чтобы дезорганизовывать поведение человека и животных? Очевидно, что автор путает два понятия: функция и роль. Функция показывает, для чего предназначена эмоция, а роль означает, какое влияние может оказывать эмоция на поведение человека, наподобие того, что гром и молния могут напугать человека, но они возникают в природе не для того, чтобы вызвать страх.

В. Н. Гуляихин и Н. А. Тельнова [80] предлагают иной перечень функций страха: мотивационная, адаптивная, оценочная, сигнально-ориентационная, организационная, социализирующая, мобилизационная, прогностическая, смыслообразующая. К сожалению, и в этом случае авторы отождествили функции и роль страха.

Мотивационная функция связана с побуждением к поиску безопасной среды существования, с избеганием опасности и предупреждением возникновения опасных ситуаций.

Адаптивная функция, по мнению авторов, отражает получение опыта переживания страха в данной ситуации и более осторожное поведение.

Мобилизационная функция связана с мобилизацией энергоресурсов и силы воли для преодоления опасной ситуации. Известны многие случаи, когда при страхе люди проявляли такую физическую силу и быстроту бега, которые в обычной ситуации были недостижимы, несмотря на все старания.

Оценочная функция – это оценка степени опасности и защищенности от нее. Выделение этой функции в описанном авторами виде вызывает сомнение, так как оценивает ситуацию человек с помощью своего интеллекта, а не с помощью эмоции. Поэтому более правомерно говорить не об этой функции страха, а о следующей.

Сигнально-ориентационная функция: страх является сигналом, предупреждающим об опасности, ориентирующим человека на определенный вид поведения, связанного с самосохранением.

Организационная, или упорядочивающая, функция связана, по мысли авторов, с повиновением и послушанием из-за страха.

Социализирующая функция: трансляция для общества моделей поведения. Страх подавляет проявление социально неприемлемых качеств и способствует формированию социально необходимых качеств человека. Выделение этой функции, по сути, дублирует предыдущую функцию (страх перед наказанием). Кроме того, переход с биологической позиции рассмотрения страха на социальную означает «перевод стрелок» с функций страха на их роль в организации поведения. Это замечание можно отнести и к следующим «функциям», выделенным авторами.

Прогностическая функция дает возможность в ряде случаев прогнозировать типичные варианты поведения людей. На самом деле сделать это довольно трудно, учитывая наличие трех вариантов проявления страха: ступора, бегства и «боевого возбуждения» (агрессии). Для такого прогноза необходимо знать психологические особенности человека.

Смыслообразующая функция способствует, как пишут авторы, формированию новообразований в структуре личности (изменение картины мира, переосмысление мировоззрения, формирование новых смыслообразований). Конечно, если постоянно бить ребенка, то можно изменить у него отношение к людям и вообще к своему существованию, но это случаи, когда человек использует страх, а не страх появляется, чтобы человек изменил свои взгляды на мир.

Таким образом, в данном перечислении функций страха речь идет о его роли в организации поведения, которое связано с восприятием и оценкой ситуации, прогнозированием последствий. Кроме того, в функции зачислены и те роли, которые может играть эта эмоция в организации поведения человека. Функция же страха одна – защитная, т. е. адаптивная, реализуемая через сигнализацию об опасности и мобилизации энергетических резервов организма, помогающих избежать опасности.

Источник

Основные понятия страха и его функции

Первые попытки исследовать проблемы страха и причины его возникновения были предприняты еще в философии практически во всех ее научных школах и направлениях (Аристотель, Платон, М. Монтень, Г.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Кант, Л.Фейербах, Р.Банайский, С.Кьеркегор и др.). В зарубежной психологии проблемой страха занимались С.Холл, 1895; У.Джеймс, 1884; Д.Уотсон, 1920; З.Фрейд, 1913,1927; К.Изард, 1980; Дж.Грей, 1971; Дж.Боулби, 1973; Ф.Зимбардо, 1991; Ф.Риман, 1999; А.Фрейд, 1991, 1993; К.Хорни, 1993; Г.Эберлейн, 1981; П.Жане, 1984; Э.Фромм, 1992 и многие другие.

В отечественной психологии в изучение проблемы страха и причин его возникновения большой вклад был внесен И.М.Сеченовым, 1947; И.П.Павловым, 1952; Л.С.Выготским 1982; А.И.Захаровым, 1986, 1992, 1995, 1998; В.И.Гарбузовым, 1990, 1994; М.И.Буяновым, 1988; А.М.Прихожан, 1977, 1994; Н.Д.Левитовым, 1964, 1969; Б.И.Кочубей, Е.В.Новиковой, 1988; О.Кондашом, 1973,1981 и другими.

Благодаря большому количество исследований феномена тревожности и страха (С.Кьеркегор, 1993; З.Фрейд, 1936; О.Ранк, 2001; Д.Айке 2001; П.Тиллих, 2001; Н.Д.Левитов, 1969; Ч.Спилбергер, 1966; Ж.Нюттен, 1975; К.Изард, 2000; Х.Хекхаузен, 2001; К.Хорни, 1997; Ч.Рикрофт, 2001; Р.Мэй, 2001; Х.Айзенк, 2001 и др.). В отечественной психологии Ф.Б.Березин, 2001; А.М.Прихожан, 1987; В.М.Астапов, 1992; А.Т.Злобин, 1991; и др. можно было бы предположить, что явление, обозначенное этим термином, имеет четкое и общепринятое определение. Однако как в психиатрии, так и в психологии первое, с чем сталкивается современный исследователь, это разная трактовка понятия «страх».

Многозначность и семантическая неопределенность термина «страх» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая, «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий, и мотивационный конфликт.

В соответствии с целями нашего исследования необходимо рассмотреть фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов, касающиеся теоретических и прикладных проблем тревоги и страха, которые помогли бы нам раскрыть особенности проявления страхов у студентов- медиков и студентов-педагогов, а также у врачей и педагогов со стажем работы более 10 лет.

У.Джеймс (1884) рассматривал страх как одну из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом, а также как «онтогенетический ранний» инстинкт человека.

Уотсон и Райнер (1920) определяли страх или тревожность, как приобретенную мотивацию, которую описывали в терминах вторичного подкрепления.

М.Миллер (1941, 1948) определял страх как безусловную реакцию вегетативной нервной системы на болевые стимулы. Он также считал, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения. Х.Хекхаузен (1986) ту же самую реакцию называл условной.

Ф.Риман (1999) и О.Маурер (1960) трактовали страх как реальный сигнал, предупреждающий о приближающейся угрозе и мотивирующий защитные реакции. Позже О.Маурер пришел к выводу, что чувство страха является единственной движущей силой поведения человека на уровне «Я».

Ч.Спилбергер (1966), давая процессуальное определение страха, отмечает, что страх есть процесс, включающий эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении.

В более поздних работах исследователи также относят страх к одной из фундаментальных эмоций (К. Изард, 1980; JI.A. Рабинович, 1974; А. Б.Олынанникова, 1983).

В отечественной психологии чаще встречается трактовка страха как эмоционального состояния. Н.И.Конюхов (1996) определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Как эмоциональное состояние страх интерпретируют и другие отечественные исследователи (Н.Д.Левитов, 1964, 1969; А.И.Захаров, 1986, 1995; О.А.Черникова, 1979; и др.).

Если страх проявляется постоянно, человек каждый раз находит повод для опасения и все это становится неотъемлемым признаком его жизни, то можно говорить об устойчивом страхе как личностном свойстве (А.И.Захаров, 1986, 1995; В.И.Гарбузов, 1990; М.И.Буянов, 1976; и др.). Личностно обусловленный страх предопределен характером человека; его повышенной мнительностью и способен появляться в новой обстановке или при контакте с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга

Ф.Б.Березин (2001) определяет страх как конкретизированную тревогу, которая создает у субъекта представление о том, что угроза может быть устранена с помощью определенных действий.

Среди родственных понятию страха явлений рассматривают испуг, опасение, боязнь, тревогу, фобии, невротический страх, аффективный страх в виде ужаса и паники (З.Фрейд. 1913, 1927, В.С.Дерябин, 1974, Ф.Б. Березин,1976, А.И. Захаров, 1986, 1995 и др.).

Особый интерес в психологии эмоций вызывает вопрос о соотношении таких состояний как страх и стресс. Н.И.Наенко (1976) полагает, что страх обусловливают стрессовые состояния. Основатель концепции стресса Ганс Селье (1982) связывал с этим понятием любое достаточно сильное и длительное воздействие на организм, включающее в себя активацию определенных гуморальных систем.

Распространяя представление о стрессе как об общем адаптационном синдроме на всю сферу жизнедеятельности человека, Г.Селье сформулировал следующие положения:

— стресс не всегда результат повреждения;

— не следует пытаться избегать стресс (к тому же это невозможно).

Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она ни была (Г.Селье, 1960).

Из психологических концепций стресса в отличие от биологических (трактовка стресса как особо напряженного состояния организма, по существу, стресс-реакция на неблагоприятные воздействия окружающей среды) несомненный интерес представляет понимание стресса Ч.Д.Спилбергом как процесса.

В этой интерпретации под стрессом понимается совокупность внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. В обзоре исследований феномена тревоги Филлипс, Мартин и Майерс отмечают, что важным пунктом теоретического сходства исследований тревоги является положение о том, что тревога вызывается той или иной формой стресса.

Термин «тревога» также используется Ч.Д.Спилбергером для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние, в этом случае тревожность означает черту личности и личностную тревожность (Л.Т.).

По мнению Ч.Д.Спилберга, индивиды с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояние тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем тревожности.

Разделение тревоги как состояния и как свойства отчетливо выражено и в работах Кэттела Р. и Шейерса И. (Cattell R.B., Scheier I.H., 1961), Ч.Д.Спилбергера (1983).

Ч.Д.Спилбергер, давая процессуальное определение страха и тревоги, утверждал, что определяющей характеристикой страха является то, что интенсивность эмоциональной реакции пропорциональна величине опасности, вызывающей ее.

Термин «тревога» традиционно используется для описания эмоциональной реакции, которая обычно рассматривается как беспредметная, потому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны. Особенностью тревоги является то, что интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорциональна, она выше величины объективной опасности. Таким образом, понятие страха и тревоги относятся к эмоциональным реакциям или состояниям, которые вызываются различными процессами.

Рассмотрение страха как эмоции, отличной от тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты, а также изучить особенности его взаимодействия с другими эмоциями.

С. Кьеркегор в своей работе «Страх и трепет»(1993) также особо выделял фундаментальные различия между тревогой и страхом: при страхе человек движется в одном направлении, прочь от объекта, которого боится; при тревоге же существует продолжительный внутренний конфликт и амбивалентное отношение к объекту. Кьеркегор С. всегда настаивал на том, что, хотя тревога на стадии размышления о ней насыщена более определенным содержанием, чем на предыдущей стадии, ее содержание никогда нельзя полностью отнести к конкретным предметам, поскольку она отражает внутреннее состояние конфликта.

При страхе внимание человека ограничено объектом, силы организма мобилизуются для борьбы; человек имеет возможность убежать от объекта, так как объект занимает определенное положение в пространстве. При тревоге же попытки бежать обычно провоцируют неразумное поведение, так как человек не связывает тревогу с каким-либо определенным местом в пространстве, и потому не знает, куда бежать. Как пишет К. Гольдштейн: «При страхе существует соответствующая защитная реакция. Тело, как можно видеть, напрягается, а внимание полностью сосредоточивается на определенном участке среды» (1939, с. 293).

«При тревоге, напротив, наблюдается бессмысленное неистовство, лицо неподвижно или перекошено, все это сопровождается отстранением от внешнего мира, эмоции глушатся, вследствие чего окружающее кажется чуждым, а любое взаимодействие с внешним миром, восприятие или действие, которое приносит пользу, отвергается’«. (1939, с.294). Отсюда можно сделать логичный вывод о том, что тревога должна проявлять себя как эмоция у которой нет объекта; эмоция, которая разрушает осознание взаимоотношения между «Я» и объектами окружающего мира.

З. Фрейд, разделяя страх и тревогу, отмечает, что последнее есть реакция на представленную угрозу, генерализованный, неопределенный и беспредметный страх, или состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать.

Некоторые исследователи рассматривали различие страха и тревоги с позиции первичности и вторичности. Р.Мэй (1950) трактует тревогу как первичную, более элементарную реакцию на угрозу по сравнению со страхом. Подобной точки зрения придерживается и Ф.Б.Березин (1976), который выделил шесть «трудных» состояний, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги, при этом страх возникает на четвертой стадии в форме опредмеченной тревоги. В работах А.Кемпински (1977), Б.И.Кочубей, Е.В.Новиковой (1988) высказывается подобное мнение.

Существует также критерий разделения страха и тревоги с позиций социальности и биологичности. Г.Салливэн (1953) считал, что источником тревоги является значимый человек, а страх связан с возможностью депривации общих потребностей.

В рамках нашей работы наиболее релевантными нам представляются следующие определения исследуемых явлений:

Полная характеристика эмоции невозможна без анализа ее основных функций. Среди важнейших функций страха многие исследователи отмечают сигнальную (О.Маурер, 1939; Ф.Риман, 1999; Холл, 1912; К.Изард, 1980), приспособительно-адаптивную (У.Джеймс, 1884; В.Кэннон,1927; К.Ланге, 1885), когнитивную (Холл, 1912), и функцию следообразования (А.Н.Леонтьев, 1971,1975; А.Р.Лурия 1973).

Среди социальных функций страха выделяют его воспитательное предназначение. В данном случае страх используют для подчинения индивида, для формирования у него определенных стереотипов поведения (Ушинский, 1950).

На первый, поверхностный взгляд страх дает человеку мало приятного: приносит ему огорчения, сковывает активность и даже может вызвать психосоматические болезни. Отмечая отрицательное значение страха для человека, многие авторы утверждают, что это значение проявляется гораздо более широко, чем положительное. Страх может держать человека в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу.

Тревожность, по мнению московского психолога Р.М.Грановской (1988), должна рассматриваться как реакция на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Но слабая тревога играет роль мобилизирующего фактора, проявляясь в беспокойстве за исход дела, в этом случае она усиливает чувство ответственности, выступая дополнительным мотивирующим фактором (Грановская, 1988).

Во-вторых, страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Впервые это было научно доказано в 1951 году Миллером Н. (Miller, 1948). Даже один раз пережитое субъектом состояние страха закрепляется в виде мотивации и, соответственно, в последующем будет оказывать влияние на поведение.

Психолог Р.Грановская пишет по этому поводу: «. Эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно-неопределенной среде» (Грановская, 1988, С.25). Как считает П.В.Симонов (1990), эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще не известна (Симонов, 1990).

Подводя итоги анализу различных подходов к трактованию понятия и функций страха, следует еще раз отметить, что мы в своей работе рассматриваем его как эмоциональную реакцию, состояние и свойство личности в зависимости от продолжительности, силы и степени влияния на индивида в целом. Страх и тревогу мы рассматриваем как разные эмоциональные явления, которые имеют не только отрицательное, но и положительное значение.

Источник

Cтрашно жить: как возникают тревоги и фобии

Анастасия Мальцева

На лекции «Страхи современного человека: нужно ли бороться?» доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Илья Плужников рассказал о том, как образ хрущевки связан со страхом смерти, почему дети рассказывают друг другу страшилки и в чем польза тревожных ощущений с точки зрения биологии. T&P взяли у психолога интервью, а теперь публикуют основные тезисы лекции.

В страхах современного человека ничего современного нет. Большинство страхов мы приобрели в ходе эволюции. Важно понять суть страха. Не его понятие в словаре, то, какие мысли и ощущения сопровождают человека, когда он его чувствует. Важно, что страх сопровождают мысли, что «со мной сейчас может произойти нечто плохое». Сильный страх или ужас — это не то, «что может что-то произойти», а «уже сейчас со мной происходит что-то плохое». Когда вы идете по тропинке куда-то, и вам на вам на встречу выпрыгивает тигр, то у вас возникает страх, в этот момент ваш мозг анализирует, какова вероятность того, что животное на вас нападет и какой причинит вам вред. Если тигр уже на вас напал и разрывает ваше тело на части, то в этот момент вы испытываете ужас, для вас это уже актуальное переживание.

Страх — это эмоция, у которой есть объект. Когда речь идет о том, что мы боимся чего-то вообще, то мы говорим о тревоге. Фрейд выделял несколько видов тревоги:

Angst — «со мной может произойти много плохих вещей, я не знаю каких». Это то, что в психиатрии называется флотирующая, свободноплавающая, беспредметная тревога. Она переживается не на эмоциональном уровне, а на физиологическом — тяжесть в груди, нервная дрожь, путанные мысли, «мясорубка в груди».

Anxiety — «со мной может произойти нечто плохое, я не знаю что». То есть не все подряд, а человек выделяет для себя какой-то блок опасностей.

Страх имеет один вектор — вектор предмета, а тревога два вектора — «вперед» и «назад». «Тревога вперед» — это когда человек боится, что завтра что-то случится с ним плохое. «Тревога назад» — это когда уже было сделано что-то в прошлом, и человек думает, что это обязательно приведет к негативным последствиям, и изменить уже ничего нельзя. «Тревогу назад» сопровождают мысли: «Зачем я это сделал вчера?», «Как я теперь приду на работу?», «Как на меня будут смотреть люди?». Эта умственная жвачка участвует в развитии психических и психосоматических расстройств, например, бессонницы. Постоянный наплыв мыслей мешает заснуть, так как мозг человека в состоянии тревоги возбужден.

Психологические функции страха

Первая функция — оценочная. Как только как мы попадаем в ситуацию, которую мы не может оценить с помощью разума, так как нам не достаточно информации, мы подключаем эмоции. Например, мы идем по темному лесу через кладбище и шевельнулось. В этой ситуации нам выгоднее испытать страх и предпринять какие-то меры, потому что вероятность того, что выползет змея, очень высока.

Когда мозг с помощью страха оценил ситуацию, как опасную, включается следующие функции — защитная и мобилизующая. Страх как базовая эмоция облагает вегетативным фоном — наши зрачки расширяются и мы начинаем лучше видеть в темноте, острее слышать, головной мозг активируется, начинается выброс адреналина в крови… Все это помогает человеку быстрее отпрыгнуть от змеи или напасть на нее самому, тем самым спасти себе жизнь.

И последняя функция организации. Адекватная реакция на страх помогает человеку адаптироваться к окружающей среде, но если соотношение стимула и реакции — неравнозначные (по кладбищу пробежала маленькая ящерка, а человек взял осиновый кол и со страху начал громить надгробия), то это, наоборот, приводит к дезадаптации. Таким образом функция организации отделает нормальный страх и тревогу от их патологических форм.

Основные типы страхов

В чем адаптивная функция страха. base 15001f7c39. В чем адаптивная функция страха фото. В чем адаптивная функция страха-base 15001f7c39. картинка В чем адаптивная функция страха. картинка base 15001f7c39.

Биологические страхи

Это страхи свойственны как человеку, так и животному. Они выработались в ходе эволюции и адаптируют нас к биологическим сигналам. К ним относится страх боли, крови, темноты, некоторых животных, страх неожиданности и все реакции испуга. Об этих страхах сегодня мы говорить подробно не будем, а больше внимания уделим именно человеческим страхам.

В чем адаптивная функция страха. base a8134f7f60. В чем адаптивная функция страха фото. В чем адаптивная функция страха-base a8134f7f60. картинка В чем адаптивная функция страха. картинка base a8134f7f60.

Индивидуальные страхи

Психотические страхи. Психоаналитическая модель говорит, что все проблемы идут из детства, то есть страхи взрослого человека — это проблемы ребенка, и нужно просто выяснить, в каком возрасте они зародились. Больные психозом, шизофренией, паранойей, с точки зрения психоанализа, откатываются во время приступа болезни на самые ранние возрастные этапы, когда они еще сами не могли идентифицировать себя, как отдельного человека. Это возраст ребенка от рождения до полугода примерно. Пока нет дифференциации, ребенок не может понять что и откуда приходит в его жизнь. Мать дает ему грудь, и это для него рай. Когда мать убирает грудь, ребенок гневается, злиться и может даже кусать ее.

Психоаналитики объясняют: маленькие дети не понимают, что это одна и та же грудь дает молоко и не дает молоко. Детям кажется, что это две разные груди, и дальше они начинают думать, что вот та плохая грудь, которая не дает молоко, может его преследовать и даже скушать. Страхи поглощения, расчленения, деструкции — самые ранние, базовые страхи. Именно к ним обычно апеллируют фильмы ужасов.

Страхи рефлексировались в мировой культуре еще до психоаналитиков. Существуют культурные механизмы их переживания. Искусство моделирует страшные ситуации в комфортной среде, зрители смотрят на них со стороны, и таким образом эти страхи изгоняются.

Сказка «Колобок» помогает справиться ребенку со страхом расчленения. Она рассчитана на самых маленьких детей, которые только что вышли из стадии психотического страха. Суть ее такова: если будешь плохо себя вести, уйдешь от бабушки и дедушки, то ты сможешь обмануть какую-то группу людей, но тебе все равно в определенный момент встретится кто-то, кого ты обмануть не сможешь… Что тогда с тобой будет? Будет то, чего ты боишься больше всего — поглощение и расчленение. Слушая эту сказку, ребенок перерабатывает свои страхи на интеллектуальном уровне, и внутренний накал его напряжения на эту тему постепенно затухает.

По такому же принципу существуют все лагерные страшилки про черную руку на черной стене. Когда дети попадают в лагерь, где они отделены от родителей, они скучают по ним, им плохо, и тогда они объединяются, чтобы пережить страх быть оставленными. Они рассказывают друг другу всякие ужасы, и тем самым достигают катарсиса.

Пограничные страхи. Ребенок растет и понимает, что он существует отдельно от матери, физически и психологически зависим от нее, потому что она дает ему тепло, любовь, заботу. У него появляется страх, что произойдет разрыв этой зависимости — это боязнь разлуки, сепарации, потери объекта, к которому ты привязан, страх остаться одному. Эти переживания характерны для пациентов с пограничным расстройством личности. Есть сказки, которые как раз играют на этих переживания: «Мальчик с пальчик», «Гензель и Гретель» и «Морозко», где отец насильно отвозит девушку в лес и оставляет там замерзать.

К этому моменту ребенок уже прошел стадию зависимости от матери, начал от нее отделяться и становиться собой. Из-за этого у него появляется страх — не быть собой, не стать самостоятельным существом и превратиться во монотонное, серое и не имеющее индивидуальности.

В авторской сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот» девушка загадывает мужчинам загадки, а, если они их не отгадывают, то им отрубают головы. Здесь заложена простая логика: если мужчина дурак, то женщина им будет манипулировать. Все сказки, в которых герой должен пройти определенные испытания, как раз эксплуатируют страх потери себя или унижения. В русских сказах справиться со сложными испытаниями (вроде «пойди туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что») помогает волшебство. Например, приходит Царевна-лягушка и помогает все сделать. В западных сказках проблемы так просто не решаются, героям приходится самим прилагать усилия.

В чем адаптивная функция страха. base dc6720f3a4. В чем адаптивная функция страха фото. В чем адаптивная функция страха-base dc6720f3a4. картинка В чем адаптивная функция страха. картинка base dc6720f3a4.

Надиндивидуальные страхи

Экзистенциальные страхи. Сюда входит страх смерти. Доказано, что человек — единственное млекопитающее, которое знает, что оно умрет, и факт этого знания вызывает экзистенциальную тревогу.

В европейской культуре не должно быть старости. Европейцы в глубине души мечтают, чтобы стариков собирали, сажали на плот, и они отплывали бы в долину смерти. За этим стоит феномен Дориана Грея — культ личности и индивидуальной красоты определяет всю жизнь человека. Мы не производим какой-либо продукт, а только занимаемся телом, «звездим», ходим в SPA, фитнес-центры. Вся наша жизнь концентрируется на красоте тела и сохранении его в первозданном виде. Самый комический вариант этого феномена — когда мужчины в возрасте пятидесяти лет и старше носят спортивную подростковую одежду, катаются на роликах, красят волосы в яркие цвета и считают это нормальным.

Помимо страха смерти мы испытываем страх жизни и принятия решений. Многие решают, что им страшно идти вперед, поэтому они стоят на месте и даже стремятся назад в прошлое. Феномен ностальгии в России очень развит: пиво «Жигули», «Советское шампанское», передача «Старые песни о главном», шоколадка «Аленка», канал «Ностальгия», радио «Ретро FM»… Идея тут такая: «Мы не хотим думать, как нам развиваться и куда идти. Мы хотим назад. Туда, где у всех была одинаковая заработная плата. Да, в магазинах было всего два вида сыра, но там не было гомосексуалистов, хипстеров, а вообще был порядок и закон. Все, что связано с негативными чертами этого времени мы будет игнорировать и будем понимать только хорошее». Понятно, что ни к чему хорошему такая логика не ведет.

В заключение скажу, что рецепт спасения от страхов один: принять то, что смысла в жизни нет, что в любой момент мы можем умереть или остаться в полном одиночестве, так как все наши близкие и друзья могут погибнуть или отказаться от нас, вне зависимости от того, как мы будем себя вести.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *