В чем актуальность древнерусской литературы
Образовательное, воспитательное и эстетическое значение древнерусской литературы и ее место в перспективе дальнейшего историко- литературного развития.
Значение древнерусской литературы состоит, во-первых, в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы XIX-XX вв. В древнерусской литературе находятся истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы нового времени. Древняя русская литература передала русской литературе нового и новейшего времени свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы.
Во-вторых, в древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ вправе гордиться независимо от того, насколько они оказались важны для дальнейшего развития русской литературы. К таким произведениям, ценность которых чрезвычайно высока, относятся прежде всего «Повесть временных лет» – первая русская летопись, «Поучение Владимимра Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Петре и Февронии», «Хождение за три моря Афанасия Никитина», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Горе – Злочастии». Перечисленные произведения далеко не исчерпывают все то лучшее, что создала русская литература за семь веков.
Особенно русской литературе XVII века принадлежит заметная роль в развитии русской литературы нового времени. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции, наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. Важное место занимает героика, тема защиты отечества звучит в произведениях «смутного времени», в повестях блестяще представлена ратная доблесть русских людей.
Религия продолжает играть важную роль в жизни человека, что находит свое отражение и в литературе: в религиозной оболочке предстают общественно-политические идеи века, вмешательством божественной и нечистой силы объясняются многие перипетии в судьбах героев, с проявлением божественной воли соотносится исторический процесс. Не играя такой значительной роли, как раньше, тем не менее продолжают существовать традиционные жанры. Сама литература остается, в основном, анонимной.
Русская литература XVII века обращена к будущему. Ей присущ острый критицизм по отношению к старым нормам жизни, обусловленный приобщением к творчеству демократических слоев населения. Произведения демократической сатиры и старообрядческой публицистики, наиболее полно отразившие классовые противоречия и протест народных масс, направлены против богачей, против попов, феодального суда, государственной организации, пьянства. Наступательный, обличительный характер литературы находит выражение в таких способах сатирического показа жизни, как ирония, гротеск, пародия, шутка. Критической направленностью литературы XVII века обусловлено появление вопроса о том, каким должен быть царь, что выразилось у Аввакума в гневном обличении царя-деспота, а у Симеона Полоцкого в создании идеального образа могущественного царя-просветителя.
XVII век открыл для читателей совершенно новую область художественного изображения – сферу частной жизни человека, мир человеческих чувств. Человек начинает рассматриваться как существо сложное. Происходит рождение литературы как самостоятельной области искусства. Она отделяется от деловой письменности и богослужебной литературы. Происходит осознание отдельными писателями их литературных позиций: Аввакум полемично избирает простоту и доходчивость стиля, Симеон Полоцкий тяготеет к формам барокко, первого литературного направления на Руси. Рождаются не только новые жанры, но и новые роды литературы – драматургия и поэзия, которым суждено будет играть основную роль в историко-литературном процессе XVIII века.
Поэтизируя истинно достойное в жизни, являя примеры подвижничества, самоотречения от благ во имя высшей правды и, наоборот, осуждая порочное, обличая злодейское, житийная литература всегда вызывала у читателя раздумья, оценочную реакцию, позволяющие ему выработать свое отношение к действительности, усвоить лучшие качества человеческой нравственности. Не случайно, что на Руси жития были самым читаемым литературным жанром, считались авторитетнейшим источником человеческой мудрости.
Сочинение на тему: Значение древнерусской литературы для современного читателя
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 06.02.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она способствует пониманию достижений великой русской литературы. Древнерусская литература содержит источники гражданства и идеологии новой эпохи.
Древнерусская литература передала свою высокую идеологию, опыт, богатство языка русской литературе.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Понятие и виды, 2018.
Прежде, чем прочувствовать и понять многие художественные произведения, следует знать, каким образом они создавались и кто были их авторы. Помимо того мы сможем понять литературу только лишь тогда, когда сможем узнать, при каких обстоятельствах она создавалась и принимала участие в жизни целого народа.
Литература в истории.
Древнерусская литература аналогичным образом является и частью истории народа. Здесь никогда ӊᴇ было вымышленных персонажей и событий. Её героями были только лишь настоящие князья, цари, воины и многие другие. В основном описывались исторические события, такие как битвы и походы. На данном этапе можно понять моральные принципы, обычаи и нравы народа тех времён.
Примечательно то, что многие историки воспроизводят хронологию событий, благодаря данным, содержащимся в древнерусской литературе.
Влияние древнерусской литературы на развитие государства.
История развития Руси очень сильно связана с литературой тех времён. Многие авторы, создавая свои произведения, взывали к патриотическим чувствам народа и возрождению обычаев. Древнерусская литература воспитала у многих людей любовь к отчизне, русским обрядам и традициям.
На примерах героев тех времён мы учимся быть смелыми, храбрыми, честными и справедливыми к окружающим.
В заключение нужно сказать, что изучая древнерусскую литературу, памятники древности мы становимся ближе к пониманию современных писателей, которые заключали в основу своих произведений идеи опыт и красноречие тех лет.
Читайте также
С уверенностью можно сказать, что русская литература является одной из самых старых.Началом великой русской литературы называют вторую половину десятого века. С того времени, более семисот лет происходило развитие древнерусской литературы. В этом сочинении постараемся. [читать далее].
Проблемы изучения древнерусской литературы в современной школе
Разделы: Литература
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы, но, к великому нашему сожалению, без включения фольклорных произведений и произведений древнерусской литературы.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
По мнению автора одной из учебных программ, Валентины Яковлевны Коровиной, «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».
Главной идеей любой программы литературного образования учащихся является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программах соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов <горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре, просмотренном кино- или видеофильме). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Принцип концентризма, осуществляемый учебными программами в настоящее время, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставится различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).
Многие авторы учебных программ считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (повесть А.С. Пушкина «Дубровский», «Сказку о мертвой царевне. «; рассказы И.С. Тургенева «Бежин луг» и В.Г. Короленко. «В дурном обществе» и другие), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ.
К сожалению, из своего личного богатого опыта педагогической деятельности могу отметить тот факт, что концентричность учебных программ по литературе перестала быть актуальной в связи с изменением основной образовательной доктрины государства, а именно, дать всем учащимся полное среднее образование (то есть учить всех 11 лет).
Концентричность была нужна для того, чтобы учащиеся, уходящие в профессионально-технические учебные заведения после 9 класса, имели общее представление о всем многообразии литературы. Теперь необходимость в этом отпала. Не лучше ли вернуться к старым, незаслуженно, на мой взгляд, забытым линейным программам по литературе?! Такой возврат, несомненно, будет способствовать наиболее фундаментальному изучению курса литературы современными школьниками.
Особым блоком при изучении литературы выделяется древнерусская литература. Общеизвестно, что к древнерусской литературе относятся произведения литературы русского Средневековья, (то есть с 11 по 17 век).
Базируется древнерусская литература на мировоззрении христианства, следовательно, эти произведения сложны для понимания простого читателя, плохо знакомого с канонами церкви.
Основными жанрами этого литературного периода являются: повесть, житие, поучение, послание, молитва, плач, похвала. В современном литературном курсе изучаются только первые три, остальные даже не рассматриваются
Соединениями первичных жанров древнерусской литературы являются летописи, представления о которых даются на ранних этапах литературного образования, патерики (это рассказ о жизни монастыря) и прологи (сборники житий), которые в школьном курсе никак не упоминаются.
Из всего богатого многообразия жанров древнерусской литературы не изучается и половина. Следовательно, необходима серьезная доработка образовательных программ литературного образования школьников с целью включения туда большего количества произведений этого периода.
На мой взгляд, древнерусская литература является основой основ для воспитания гражданина нашей необъятной Родины. Без ее изучения невозможно становление гармонически развитой во всех направлениях личности, что является темой методической работы нашей школы.
Напомню, целью литературного образования учащихся является доскональное и достоверное знание о всех исторических этапах развития нашего государства. Каким же образом дети получат достоверную информацию о том времени, о людях, которые тогда жили, об устоях русского государства, о исторических событиях, происходивших в то далекое от нас время?!
Проблема изучения древнерусской литературы в школьном курсе очень актуальна.
Малое количество часов, отведенных для изучения литературы вообще, заставляет учителей подвергать изменениям структуру курса и почти не трогать произведения, исторически удаленные от нашего времени.
По программе Валентины Яковлевны Коровиной, где отводится максимальное количество часов на это раздел, дело обстоит следующим образом:
Впервые в древнерусской литературе автор создает высокопоэтичный, лирический образ женщины, тоскующей по мужу, переживающей за его воинов и судьбу похода Влияние устного народного творчества заметно сказалось на художественном строе «Слова». Автор использует народную символику, эпитеты, тавтологию. Природа в «Слове», как и в фольклорных произведениях, тесно связана с жизнью человека. Влиянием народнопоэтического мировосприятия объясняются так же и элементы языческой мифологии.
Введение.
Я узнал, что русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки. Я также узнал, что писцы, которые переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи, или добавляли своё к написанному.
В своей работе я рассмотрю вопрос возникновение древнерусской литературы, который поможет узнать исторические условия и причины её возникновения. Зная это, я попытаюсь объяснить её жанровую систему, расскажу о сложных взаимоотношениях литературы с церковью. Немного коснусь письменности, расскажу о славянской азбуки и школах грамотности. Также на примере “Повесть временных лет” и “Слова о полку Игореве” расскажу о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками, о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме. Расскажу о разнообразии жанров древнерусской литературы, о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей. А также о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.
Глава 1. Древнерусская литература, как часть культуры.
Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.
Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры.
Болгарским и византийским священникам, которые приехали на Русь, и их русским ученикам потребовалось переводить и переписывать книги, которые были необходимы для богослужения. А некоторые книги, привезённые из Болгарии, не переводились, читались на Руси без перевода, так как была близость древнерусского и древнеболгарского языков. На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести. Христианизация на Руси потребовала перестройки мировоззрения, книги об истории человеческого рода, о предках славян были отвергнуты, и русские книжники нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, о явлениях природы.
Но до принятия христианства на Руси была известна славянская письменность. Она находила применение в дипломатических (грамоты, договора) и юридических документах, была также перепись между грамотными людьми.
До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.
Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых, библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Во-вторых, вне культовой литературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.
Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит развитию литературы.
Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси 988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.
Начиная с Крещения Руси, русская культура то и дело становилась перед сложным, драматическим, трагическим выбором своего пути. С точки зрения культурологии важно не только датировать, но и документировать то или иное историческое событие.
1.2 Периоды истории древней литературы.
Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.
Глава 2. Героические страницы древнерусской литературы.
2.1 Русская письменность и литература, образование школ.
Христианская литература знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, расширяла умственный кругозор и сообщала многие сведения исторического, географического характера.