В чем актуальность изучения истории
Цель и задачи преподавания «Истории России»
Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.
В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин.
Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.
Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется:
во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях;
во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие:
в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе;
При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности.
Задачи курса:
— изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;
— привить навык исторического анализа;
— научиться понимать самобытный характер исторического пути России;
— сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
— заложить основы для понимания будущего России;
— уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.
Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории.
Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.
Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.
Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:
— процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;
— характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;
— формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской;
— процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;
— складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;
— динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;
— развитие самобытной культуры и формирование российской
цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;
— исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;
— особенности внутренней и внешней политики на современном этапе;
Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития.
Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.
Доклад на тему: «Актуальность и проблематика изучения истории»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В инаугурационной речи В. В. Путина впервые в постсоветский период из уст главы государства прозвучала высокая оценка значения объективного исторического знания в процессе обновления российского общества. На уровне высшего руководства государством была обозначена актуальность изучения истории. Большая роль в данном вопросе отводится школьному историческому образованию, которое является важным инструментом формирования гражданственного сознания подрастающего поколения.
Начиная свою педагогическую деятельность в первую очередь, я обратились к нормативным документам, которые определяют цели современного исторического образования и качественно изменяют учебно-воспитательные процессы. В настоящее время, в историческом образовании основной акцент в соответствии со стандартами второго поколения направлен на патриотическое воспитание и гражданскую самоидентификацию личности. Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами: приоритетностью изучения отечественной истории; изучением ее в контексте мирового развития; преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования; углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени; повышением воспитательной роли исторического образования. Последнюю из поставленных государством задач немыслимо реализовать без изучения военной истории в курсе истории России основной школы. При решении образовательных и воспитательных задач учителя опираются на Учебно-методический комплекс, но основой для их реализации является учебник. Потому что учебник это начальный источник знаний, которые являются базовыми при формировании личности ребенка как гражданина своей родины, он закладывает основы развития патриотизма, чувства гордости за свой народ и чувство сопричастности ребёнка к судьбе своей страны. Учебник является универсальным средством обучения, так как сочетает в себе практический и теоретический материал.
В образовании большая роль отводится самостоятельной работе учащихся с учебником, поэтому сложная для понимания школьниками военная история должна быть представлена доступным и красочным языком в соответствии с возрастными особенностями аудитории. Сегодня существует большое количество учебной литературы, в которой в разной степени представлена трактовка военных событий. Выбор, по каким учебникам будут заниматься учащиеся в первую очередь ложиться на плечи учителя. Роль которого является ключевой. От его профессионализма и ответственного подхода в обучении напрямую зависит формирование интереса к предмету и качество усвоения информации. Не менее важно наглядное, образное предоставление материала, которое не осуществимо без использования новых методик. Для наиболее качественного усвоения и закрепления материала необходимы мотивация и интерес ребёнка к предмету, которые осуществляются при помощи игры, дискуссии, тестирования, кроссвордов, написания эссе, рефератов, работы с картой. Таким образом, на основании рассмотренных проблем я пришла к выводу, что преподавание военной истории в курсе основной школы зависит как от субъективных, так и от объективных факторов, которые включают в себя образовательные и воспитательные задачи. Ведущая роль в решении данных вопросов отводиться педагогам, но основой процесса обучения и воспитания является учебник.
Задачи образовательного процесса также осуществляются за счёт провидения внеклассных мероприятий с целью закрепления, более полного усвоения и проверки знаний. Внеклассная работа разнообразна по своим методам и формам, что делает её доступной для организации и проведения. Таким образом, в настоящее время в России сформировалось гражданское общество, правовое государство, это определило новые требования к отечественной системе образования и привело к её изменению, данный факт был отражён в нормативных документах. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине немыслимо, без знания военной истории своей страны. Военная история рассматривается в курсе Истории России. Её изучение важно и актуально в современном обществе и необходимо для воспитания будущих поколений.
В чем актуальность изучения истории
История актуальна во все времена. Сегодня изучение своего прошлого является неотъемлемой частью любого образовательного курса, не важно юрист вы или специалист технических наук, чувство патриотизма и духовные скрепы вряд ли вам привьёшь без науки о прошлом. Причем это не просто процесс зазубривания рубежных дат, а скорее искусство «погрузить» человека в свое великое имперское прошлое, которое сегодня является таким же предметом гордости как автомат Калашникова, новейшие ядерные боеголовки или разработки в области космических технологий. История как наука о прошлом нас интересует в контексте того, что она нам дает сегодня.
Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1)Сравнительно-исторический — этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2)Статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
3)Структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4)Ретроспективный — данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
Зачем нужна история
Смысл и актуальность истории как науки раскрывается в ее базовых функциях, которые обнажают потребность общества знать свое прошлое. Так, познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
С другой стороны, история выполняет воспитательную функцию изучения прошлого, которая выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера. Кстати говоря, политическая функция истории отлично дополняется другой функцией – мировоззренческой — которая определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
История как наука
Современная историческая наука сложна и многогранна. Она тесно связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных данных).
В древности исторические знания ценились очень высоко, – не случайно римляне называли историю «наставницей жизни». Интерес к описанию прошлого не ослабевал и в последующие столетия. Однако в большинстве случаев исторические сочинения тех времен носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать. Так, в античности история рассматривалась как одно из искусств, тесно связанное с литературой, философией, географией.
Покровительницей истории считалась одна из девяти муз – Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Само имя Клио произошло от греческого слова «прославляю», что прямо указывало на основную ее задачу. Кроме того, восприятие истории в древности находилось под сильнейшим влиянием мифологии и религии. Ярким примером этого могут служить западноевропейские средневековые хроники, буквально пронизанные идеей божественного предопределения. Вполне очевидно, что в таких случаях говорить об исследованиях в современном смысле этого слова не приходится.
Лишь в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) Европейские историописатели – такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности хода истории. Настоящий же переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории-науки, произошёл в XIX столетии, когда с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества и рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса.
Дальнейшее накопление и систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука шаг за шагом превращается во всё более сложную и обширную область знаний. В настоящее время количество отраслей и направлений истории с трудом поддается подсчету.
Концепции истории
Вопрос, по каким законам и благодаря чему развивается мировой исторический процесс, волновал историков всех времен. Существует множество суждений на этот счет, и все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории.
Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Например, в христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение. К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции. Их приверженцы отводят главную роль в историческом процессе объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Мировой Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.
Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.
В рамках материалистического подхода наибольшую известность получила теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Согласно ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется общим законам, а движущей силой истории является прогресс средств и способов производства материальных благ. Способ производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человеческих сообществ («надстройку»), формирует облик так называемой социально-экономической формации.
Все человеческие сообщества проходят в своей эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя марксистская концепция сильна своей цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей присущ и ряд недостатков: жесткая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных отношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).
Марксистский подход можно охарактеризовать как всемирно-исторический (универсалистский) или линейный – он исходит из того, что все человечество последовательно проходит одинаковые, обязательные для всех, этапы развития (хотя допускается, что какие-то регионы или народы отстают в своем развитии). Альтернативой подобному взгляду на историю является культурно-историческая концепция, основанная на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития.
Согласно этой концепции, история человечества представляет собой совокупность историй различных цивилизаций (культурно-исторических типов) – исторически сложившихся общностей, занимающих определенную территорию и имеющих характерные особенности культурного и социального развития. Каждая такая общность самобытна и неповторима. Она рождается, развивается и погибает, подобно живому организму, причем развитие разных цивилизаций не синхронизировано во времени.
Одним из основоположников культурно-исторического подхода стал русский историк и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885; 1871 – книга «Россия и Европа»), а наиболее яркими представителями концепции являются Освальд Шпенглер (1880–1936; 1918–1922 – книга «Закат Запада») и Арнольд Тойнби (1889–1975; 1934–1961 – книга «Постижение истории»).
Очевидными плюсами подобного взгляда на историю представляется то, что вместо абсолютной иерархии стран (деления на передовые, догоняющие, отстающие) появляется относительная (каждая цивилизация самобытна), что учитывается региональная специфика, уделяется должное внимание духовным и интеллектуальным факторам (религии, культуре, ментальности). К недостаткам концепции можно отнести то, что остаются непонятными движущие силы исторического процесса, общечеловеческой истории. Своеобразное решение этой проблемы предложил Лев Николаевич Гумилев (1912–1992), связавший историческое поведение народов с пассионарностью – особой биопсихической энергией, всплеск которой зависит от космического излучения, приводящего к мутации той или иной части человеческой популяции.
Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная или глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недостатков, как изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей.
Принципы и методы истории
Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.
К основным принципам научного исторического исследования относятся:
– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;
– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;
– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);
– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;
– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод, который предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.
Источник статьи: Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 288 с.