В чем главный смысл философского знания
Философия, ее предназначение и смысл. Философия и мировоззрение
Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания.
Конструирование самого понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII-VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости». Гераклит (VI в до н.э.) называет философом человека, занимающегося исследованиями. Платон (V-VI вв. до н.э.) начинает использовать термин «философия» в качестве определения особой науки, направленной на познание вечного бытия.
Для Сократа (V-IV вв. до н.э.) философия – средство познания добра и зла. У Аристотеля (V-IV вв. до н.э.) философия – исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев – это путь достижения счастье через познание мира. У Ф. Бэкона и Р.Декарта философия – целостная наука, представленная в понятийной форме. Г.Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме, постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме абстрактных понятий.
Предназначение и смысл философии –поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. То есть философия дает человеку:
— познание общих законов и принципов мироздания
— осознание своего места в мире и целей своего бытия
— выявление истинных ценностей и ориентиров, т.е. осмысление того, как надо правильно (без иллюзий, без заблуждений, без страданий и т.д.) жить
— освоение синтетического диалектического мышления, т.е. способности видеть любую проблему целиком, во всей противоречивости и многообразии ее сторон, что позволяет глубоко осмысливать и плодотворно решать эту проблему
— позволяет использовать достижения философской мудрости для самосовершенствования
— укрепляет внутренний духовный «стержень» личности и развивает способность стойко переносить и преодолевать жизненные трудности
— позволяет человеку возвышаться над ограниченностью современных ему знаний и заглядывать в будущее.
Философия и мировоззрение.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.
— Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
— Более высокий уровень мировоззрения–теоретический, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
Структура мировоззрения.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.
Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
2. Основные типы мировоззрения:
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
К основным историческим типам мировоззрения относят мифологию, религию, философию.
Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.
К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:
— синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);
— антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);
— гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).
Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями.
Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.
Научная электронная библиотека
Философия, её смысл и значение.
Философия – (от греч. Phileo – люблю; sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – древнейшая из наук, европейская философия возникла в Древней Греции в V1 веке до н. э. Впервые слово «philosophos» встречается у Пифагора (580 – 500 гг. до н. э. ), но, сама философия, гораздо древнее своего названия. С тех далеких времен человечество ставит и пытается решать сложнейшие мировоззренческие вопросы: Что есть человек? В чем смысл жизни? Кто управляет миром? Познаваем ли мир? Что есть истина? Что есть добро и зло? Эти вопросы придумывают не философы, их «придумывает» жизнь. Вот почему каждый сколько – нибудь духовно развитый человек «немножко» философ. Из стихийного философствования, т. е. умозрительных помыслов о высших смыслах и ценности жизни, родилась философия как уникальная форма культуры и общественного сознания.
Философия – это специфическая система знаний, в отличие от стихийного, любительского философствования, опирается на собственные многовековые традиции, хранит и постоянно переосмысливает свою историю. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.
На протяжении веков она разработала свой, присущий только ей способ аргументации, а так же особые методы и принципы, которые стали достоянием всех без исключения наук.
Философия – праматерь всех наук! Изначально существовал своего рода «пласт знаний» (мудрость) в результате развития знаний из него возникали, «выросли» науки.
Философия – это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. Немецкий философ Г. Гегель говорил: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли». Каждая философская система – это «дитя своего времени», в этом аспекте философия выступает как духовно – практическая форма освоения действительности. Но в любой философской системе всегда есть что – то актуальное, современное. Философия – это взгляд в вечность. Анализируя мир, философия выступает в конструктивной роли – как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальное место человека во Вселенной.
Особенность философского знания в том, что оно не предлагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при любых обстоятельствах. В философии важен сам процесс поиска истины! Вот почему в философии могут уживаться вместе различные, порой противоположные теории, это лишь обогащает философию, расширяет поле её деятельности.
Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании. Вот почему отношение к философии среди не философов очень противоречиво. Одни, от философии ожидают чрезвычайных откровений, другие – равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление, третируют её как бесполезные раздумья о чем – то призрачном; третьи взирают на философскую науку с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей – гениев, изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. А может в этом и есть «тайна философии»? Однако без философского понимания – нет истинной научной картины мира.
Философия – это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления. Философия изучает мир во всей целостности, охватывает все, что существует в человеческом сознании.
Философия – есть общее знание, принципы которого не могут быть выводами из какого – нибудь другого знания, еще более общего. Исходя из этого, предмет философии – «всеобщее». Специфическим для философии является не знание о мире как таковом, хотя она включает и такое знание, а знание об отношениях, отношениях человека к миру. При этом речь идет не о любых, а о всеобщих отношениях. Это такие общие (всеобщие) понятия, которые употребляют все науки, но не анализируют их как понятия (например, что есть «качество», «причина», «истина», «время», «пространство» и другие), а просто их используют. Философ, словно ювелир, собирает лучшие жемчужины в ожерелье, чтобы ими могли насладиться все без исключения.
Важнейшая функция философии – методологическая. Философский метод есть система наиболее общих принципов подходов к теоретическому исследованию действительности. Изучая «всеобщее», философия предлагает общие принципы теоретического мышления. Это диалектика – теория развития, универсальный метод взаимосвязи явлений и процессов; а так же принципы: историзма, причинности, системности и др. Кроме того, философия предлагает всеобщие приемы и методы мышления: анализ, синтез, дедукцию, индукцию и др. Таким образом, философия выступает как общая методология для всех отраслей науки, при этом философия призвана обращать достижения научного знания, прежде всего на благо человека, «там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия» (К. Ясперс – философ – экзистенциалист).
Философия – «ядро» мировоззрения (мировоззренческая функция), своего рода духовный каркас полноценной личности. Г. Майер писал: «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о космосе, но также и оценки, переживаемые субординацией ценностей, формы жизни». Философию интересует мир не сам по себе, а мир, как сфера деятельности человека. В этом аспекте можно говорить и о гуманистической функции философии, т. е. о «человеческом измерении» всех основных философских проблем.
Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Философия вводит новые представления о желательном (идеальном) образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она может функционировать как идеология. Философия способна вырабатывать новые, нестандартные решения и мировоззренческие идеи.
Философов, которые считают, что основа мира есть сознание, т. е. дух, Бог, абсолютный разум – называют идеалистами. К идеалистам относят Платона, Гегеля, Канта. Есть и третья точка зрения – дуализм. Дуалисты высказывают идею о единстве материального и идеального в основе мироздания (например, Р. Декарт).
Вторая часть ОВФ – это проблема познаваемости мира. Познаваем ли мир? «Да», – говорят философы – гностики (марксисты), «нет», – считают агностики (И. Кант), скептики сомневаются в точности, истинности знания, сомневаются в методах познания, в самой истине. (Пиррон).
В современной философии есть точка зрения, отрицающая ОВФ (позитивизм, экзистенциализм, например), эти философы не признают ни ОВФ, ни деления философов на материалистов и идеалистов. Дискуссия по проблеме ОВФ продолжается. Сейчас актуально решение вопроса о смысле человеческого существования. В чем смысл жизни? Что есть человек? Каково его предназначение? Все философы с древности до сегодняшнего дня думают над этими мировоззренческими вопросами, предлагают свой путь познания человека.
Значение философии. Философия – это «гимнастика для ума». Философия позволяет познать непостижимое, осуществить невозможное, заглянуть в неведомое. А если серьезно, то философия – это:
1. Фундамент развития культуры.
2. Философия синтезирует различные области знания.
3. Все научные достижения философия преломляет через «человеческое измерение»
4. Философия – это целостный взгляд на мир и место в нем человека
5. Философия критически осмысляет действительность и дает ценностные ориентиры
Великий философ И. Кант считан философию не только высочайшим уровнем теоретической мысли, но и вместе с тем «естественной склонностью души», присущей в той или иной степени всем людям, каждому человеку. «Не хлебом единым» живет человек: он стремиться подняться над обыденностью, взглянуть на мир, на себя как бы со стороны, он думает о смысле жизни, о конечности происходящего. Цивилизованный человек ищет ответы не в мифе, и не в религии, а в доводах и умозаключении науки, прежде всего в философии.
Философия, «всеобщее», функции философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм.
Философские знания: характеристики, примеры и функции
Содержание:
Философское знание можно считать разделом философии; это результат или продукт философских размышлений. Он основан на логике и критике, присущих философской мысли.
Другими словами, это наука, изучающая «собственные знания». В этой статье мы узнаем, из чего он состоит, его функции, характеристики, типы, элементы, из которых он состоит, и некоторые их примеры.
Философское знание: из чего оно состоит?
Этот тип знания также возникает благодаря нашей способности размышлять, что позволяет нам размышлять о реальности и о предыдущих размышлениях других людей. То есть он основан не строго на науке или опыте (хотя есть некоторые типы, которые таковыми являются, как мы увидим позже), а на собственной способности размышлять.
Таким образом, эпистемология считается «наукой, изучающей само знание». Но Как философское знание изучает реальность? По трем основным направлениям: наблюдение, размышление и критическая способность.
Функции
Целью философского знания является создание новых идей и концепций, которые, в свою очередь, позволяют развивать новое знание.. Кроме того, это также позволяет нам понять, как появились определенные идеи и размышления, то есть где они возникли и почему.
Это понимание, которое позволяет философское знание, помогает нам определять ошибки, противоречия, повторения и т. Д. Самого философского знания (или дискурса). То есть, как мы и предполагали, речь идет об изучении самого знания, его основ и структуры. Кроме того, у философских знаний есть еще одна функция: познать реальность наиболее правдивым образом, а также понять ее.
Характеристики
Мы узнаем 6 основных характеристик философского знания следующий.
1. Систематический
2. Аналитический
3. Рациональное
4. Исторический
Этот тип знания связан с конкретным историческим контекстом, то есть с периодом истории., которые могут быть текущими, а могут и не быть. Этот контекст включает в себя определенные исторические события и, в свою очередь, является социальным и политическим контекстом. То есть это не «вневременное» знание.
5. Глобальный
6. Критический
Как мы уже предполагали, одним из способов изучения философского знания является критическое чувство, широко используемое в философии.. Критика используется, чтобы отвечать на вопросы, задавать сомнения, разгадывать тайны и т. Д. Этот инструмент позволяет выявлять возможные противоречия внутри философского дискурса, а также мыслить с большей степенью объективности.
Существует 5 основных типов философских знаний в зависимости от их целей., характеристики, методики и т. д. Это следующие.
1. Эмпирическое философское знание
Этот тип знаний предоставляет информацию и данные через опыт и то, через что мы проходим. Он основан на эмпирической проверке фактов, гипотез или теорий. Примеры этого: изучение языка или обучение чтению и письму.
2. Научное философское знание
3. Богословские философские знания.
Он ориентирован на изучение религий, веры и духовности. Кроме того, это объясняет, почему мы можем чувствовать или принимать явления, которые мы не можем проверить; таким образом, это соответствует более духовной версии знания. Вот некоторые его примеры: чудеса Иисуса, 10 заповедей, факт существования Бога и т. Д. (то есть собирать убеждения, теории и т. д.).
4. Чистое философское знание (эпистемология)
Так называемая эпистемология, о которой мы говорили в начале статьи, состоит из изучения собственных знаний. В частности, он анализирует собственное мышление и то, как возникают идеи. Его также иногда называют «философским самопознанием».
Такое знание имеет определенное отношение к мудрости и к потребности в ответах. Это связано с классическими вопросами философии, такими как «кто мы?», «В чем смысл жизни?»
5. Интуитивное философское знание
Это больше касается «повседневных» знаний, которые мы получаем в результате того, что происходит с нами ежедневно. Например, уметь распознавать эмоции других, интерпретировать жест или взгляд, понимать определенные социальные ситуации и т. Д.
Элементы
Философские знания состоят из 4 элементов или компонентов. Мы с ними познакомимся ниже.
1. Тема
Это человек, который размышляет или размышляет над каким-то вопросом, то есть «сам мыслитель».
2. Цель
Он состоит из объекта, то есть самого знания, идей, мыслей и т. Д. «То, что мыслится и анализируется».
3. Когнитивная операция
Он включает в себя умственные процессы, ответственные за анализ и размышление о чем-либо.
4. Мысль
Это конечный продукт размышления, мыслительного процесса. Это может быть, например, идея, фраза или философская речь.
Почему ты можешь чувствовать себя одиноким, даже когда с тобой другие
Оперативная утилита: расчет, для чего она нужна и пример
Понятие философии, ее смысл и назначение
Понятие философии, ее смысл и назначение
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Она стремится выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.
Философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение).
Предмет философии– рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»
Назначение философии –поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
Объяснителная (когнитивная)
3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).
Подводя итог, еще раз определим природу и назначение философии. Грек Платон в своих диалогах «Федон» и «Федр» вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа человека очищается и человек «становится подлинно совершенным». Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, «назначение философии заключается, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».
Предмет философии и история философии
Философия рассм. наиб. важные связи в системе «мир- человек». Ф – система взглядов на действительность.
Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Предмет философии не имеет вида. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. Ставит 3 вопроса: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? (мораль) 3) на что я смею надеяться? (религия) Наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология)
Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос:
«Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.
Философия отвечает на вопросы
«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»
1. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа
«Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?».
2. В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа
«Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы:
Теоретическая | Онтология | Наука о бытии |
Гносеология | Наука о познании | |
Практическая | Антропология | Наука о человеке |
Этика | Эстетика |
Философия возникает в глубокой древности, имела место в древнем Египте, древ. Вавилоне, древ. Индии. В первобытном обществе знания получали непосредственно на практике, поэтому носили эмпирический характер. В первобытном обществе философия возникает как следствие разделения труда:1.разделение земледелия от скотоводства 2.отделение ремесла от земледелия 3.отделение умственного труда от физического.
Концепция философии (по выбору обозначить то или иное понимание философии, марксистское, позитивистское)
Основные 3 концепции философии (только по материалам лекций):
Классический тип философии. Пример: И. Кант, Г. Гегель.
Кант. Серьезное философствование. Составляются философские программы. Большое внимание уделяется гносеологии (наука о познании). Важное место занимают учение о морали, учение о человеке. Используется трансцендентальный метод. (трансцендентальный по Канту– касающийся познания, трансцендентный – выходящий за пределы разума). Трудам Канта, как и классической философии в целом, свойственна догматичность. Первостепенной задачей Канта было исследование человеческого разума.
Гегель. Философия связывается с религией. Философия без понятий для Гегеля не существует. Множество философий не отрицает их единства. Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом.
Классический идеологический тип философии. Пример: К. Маркс.
Маркс. Общественное бытие определяет общественное сознание. Философия становится идеологией. Основной вопрос философии – что первично, материя или дух. По Марксу первичен дух (бытие определяет сознание), поэтому он – материалист. В отличие от Гегеля – философа-идеалиста.
Современная экзистенциалистический тип философии. Пример: M. Хайдеггер. Персонализм. Экзистенциалисты считали концепции Гегеля и Маркса ложными. Экзистенциализм – учение о существовании. В нем нет традиционных предметов философии. Рассматривается отношение человека к внешнему миру. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект.
Философия и религия
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.
Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.
Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»
Ф. не поклоняется культу. Религии не нужны доказательства.
1. Августин Блаженный – «для ф. религия всегда была важным объектом изучения»
2. Схоластика – «филос. – служанка богословия»
3. Спиноза: религии – обманщики
Философия и искусство
Искусство более выборочно – ищет худож. значимое.
Исск. и Ф. объединяет пафос и интерес к бытию чел.
Классический пер.
Чел-к = мера всех вещей. Все в мире относительно, зависит от чел-ка.
Чел-к = душа, тело = тюрьма. Что такое знание и истина, зачем нужны?
Представитель абсол. фил-ии, абс. Истины. С него – систематизация фил-ии
Жизнь – смерть
В событии смерти – раскрытие личности
Земное приготовление к смерти
«Серьезное философствование – искусство умирать» Платон
Понятие причинности
Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения
и столкновения атомов). Знание причин — основа человеческих действий. Он
заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть
персидским престолом.Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делаетневозможными случайные события. Случайность — из-за невежества людей.Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость.Например: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что уорла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердыйпредмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движениечеловека в том или ином направлении).
Значения мифа о пещере
1. Представление об онтологической градации бытия, о типах реальности и их подвидах: тени на стенах — это простая кажимость вещей; статуи — вещи чувственно воспринимаемые; каменная стена — демаркационная линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; ну а солнце — Идея Блага.
2. Ступени познания: созерцание теней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение.
3. Жизнь под знаком чувства — это пещерная жизнь. Жизнь в духе — это жизнь в чистом свете правды. Путь восхождения от чувственного к интеллигибельному есть «освобождение от оков». Высшее познание солнца-Блага — это созерцание божественного.
1. «Апология Сократа» и древний ранний период.
Идеи (высшая — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил схему основных ступеней бытия.
Фома Аквинский
Тема соотношения свободы воли и разума человека.
Пьер Абеляр
Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести. Существует единый нравственный закон, общий для всех людей. Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.
28. Особенности к основным понятиям эпохи возрождения (Природа человека)
Средневековье | Возрождение |
Человек – родовое существо (следствие теоцентрического мировоззрения) Созерцательный, а не творческий тип личности | Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры. Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства. |
1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.
Гуманизм, признание Человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.
Перенос акцента с Бога на человека.
Постулирование универсальной творческой субъекстивности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.
Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
Новое отношение к природе (Олич. От средневек. И антич.) Загадочность природы в ее непостижимой красоте. Художник должен быть весьма образованным человеком, должен уметь изображать пространство, математически осмыслять нарисованное.
Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.
Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус, М.Лютер,Т.Мюнцер, Ж.Калъвин.Движение протестантов- религиозное восстание человечества против католичества. Обращение к истокам христианства. Когда усиливается элемент веры, земная жизнь перестает быть важным местом. Сам Бог избирает людей для жизни и просто для спасения или просто для жизни., все зависит от самой души => роль священника может исполняться и обычным человеком..
Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.
Пантеизм. Отождествление Бога и Природы.
Философия эпохи Возрождения – переход от традиционализма к личностно-конструктивному сознанию. Возрождение вскрывает новые потенциалы человека, открывает новые жанры искусства. Авторитет разума растет.
ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец и изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело(например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы е? Ватикане), Рафаэля Санти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера(«Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800(!) частей.
Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
Гуманизм(от латинского гуманос–человечный)–есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.
Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства. На побережье Средиземного моря бурно развивались города, возникла прослойка очень богатых людей, которые могли заниматься меценатством. Это способствовало развитию искусства.
Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.
Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).
В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».
Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».
Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).
В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки, отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигается новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.
Начало познания – опыты. => Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Опыты плодоносные | Опыты светоносные |
Направлены на немедленный практический результат. Необходимы в науке, но имеют частное значение | Наиболее важны, так как проливают свет на глубинные закономерности природы. |
Принцип невмешательства религии и науки.
Естественная философия | |
физика | метафизика |
Две категории причин | |
Материальные причины, то есть ближайшие причины всего происходящего в природе | Формальные – целевые причины |
Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.
Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт (эксперимент). Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт. Но Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:
Познание начинается с освобождения от идолов:
Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.
Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты (см. Опыты плодоносные и светоносные). Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии).
.Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод(ранний предшественник научного метода) методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:
опыт, подтверждённый экспериментом
Т.е. метод Бэкона опирается на индукцию и эмпиризм.
Критика чистого разума
1т. – трансц. эстетика – чувство – как возм. мат.? – простр. и время
2т – трансц. логика – рассудок – как возм. наука? – категория (понятие)
Перцепция и апперцепция
Критика чистого разума
1т. – трансц. эстетика – чувство – как возм. мат.? – простр. и время
2т – трансц. логика – рассудок – как возм. наука? – категория (понятие)
Перцепция и апперцепция
Постпозитивизм.
Проблема отчуждения: место человека в обществе. Когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность? Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности, он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Выход: гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход: установление новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
Карл Ясперс.
Приближ. через «шифры» трансцедентального:
•эротика, секс;
• единство себя с собственным внутренним миром
Понятие философии, ее смысл и назначение
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Она стремится выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.
Философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение).
Предмет философии– рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»
Назначение философии –поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.
Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
Объяснителная (когнитивная)
3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).
Подводя итог, еще раз определим природу и назначение философии. Грек Платон в своих диалогах «Федон» и «Федр» вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа человека очищается и человек «становится подлинно совершенным». Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, «назначение философии заключается, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».