В чем ваши дети ходят в школу
Можно ли приходить в школу с цветными волосами или пирсингом?
Можно ли приходить в школу с цветными волосами или пирсингом на лице? Имеет ли право руководство отстранить ребенка от уроков или заставить школьника смыть краску и снять серьги?
Учителя и администрация не могут требовать от ребенка вносить коррективы в свою внешность: смывать макияж, снимать пирсинг или перекрашивать волосы в натуральный цвет. Это незаконно. Исключение — школьная форма: за ее отсутствие школьник может получить замечание или выговор.
В редких случаях за отказ носить школьную форму ученика могут отчислить, а вот отстранить ребенка от уроков нельзя ни при каких условиях — это нарушение его права на образование.
Расскажу подробнее, что об этом говорит закон и как вести себя родителям, если администрация школы продолжает настаивать на своем.
Законно ли требовать школьную форму
Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму для учащихся. Администрация может установить вид одежды для школьников: например, потребовать, чтобы девочки сидели на уроках в сарафанах, а мальчики — в брючных костюмах. И даже прописать конкретные фасоны, установить нужный цвет формы и обязать учеников носить знаки отличия — обычно это значки или нашивки с логотипом учебного учреждения.
Чтобы школам было проще установить требования к одежде учеников, Минобразования выпустило документ с рекомендациями к школьной форме — модельный акт. Вот о каких особенностях одежды там идет речь:
Кроме этого, школа не вправе указывать родителям, у какого продавца или производителя приобретать форму. Родители могут купить одежду в любом магазине, заказать в ателье или сшить самостоятельно — главное учесть все установленные школой требования.
Мнение ФАС о школьной формеPDF, 88 КБ
Чтобы правила вступили в силу, администрация школы сначала должна обсудить их со школьниками и родителями. Закон не гарантирует, что их мнение будет решающим, но обязать учеников носить школьную форму без встречи с советами учащихся и родителей все равно нельзя. А если руководство школы приняло положение о школьной форме, ни с кем не посоветовавшись, можно потребовать отмены или пересмотра документа.
Как победить выгорание
Что будет, если школьник откажется носить форму
Закон об образовании обязывает учеников выполнять требования внутренних документов школы — в том числе локального акта, в котором описаны правила о школьной форме.
Школа может наказать ученика за отказ носить форму: объявить замечание или выговор и даже отчислить из школы. Других санкций за это нарушение нет: например, учитель не вправе не пустить ученика на урок, если он пришел без формы.
Но есть исключения. Например, школа не может наказать ученика, если в локальном акте закреплены только рекомендации к форме, а не требования. А еще закон запрещает применять любые меры дисциплинарных взысканий к ученикам начальной школы и к детям с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуального развития, даже если они учатся в старших классах. Фактически форма для учеников начальной школы — это всегда рекомендация: никаких последствий за ее отсутствие законом не предусмотрено.
Отчисление — самая крайняя мера. Применять ее можно только в особых случаях, для этого должны совпасть несколько условий:
Можно ли ходить в школу с пирсингом или ярким макияжем
Школьная форма — это только одежда, которую дети носят в школе. Цвет волос, прическа, маникюр или пирсинг к школьной форме не относятся. Если администрация прописывает требования ко всему внешнему виду учеников, это нарушает закон.
Например, школа не может запретить:
В договор об образовании, который родители заключают со школой перед зачислением ученика, такие положения включать тоже запрещено. А даже если они там есть, то просто считаются недействительными — следовать им необязательно.
У гимназий и лицеев нет никаких привилегий: как и другие школы, они не могут предъявлять требования к внешности учеников.
Как защитить права ребенка
Если школа настаивает на том, что ученикам нельзя ходить на уроки с цветными волосами или яркими ногтями, родители могут потребовать изменить незаконные правила.
Можно попытаться решить вопрос в рамках школы. Для этого нужно собрать совет учащихся и родителей, обсудить проблему, запротоколировать решение и подать заявление администрации.
Иногда мирным способом урегулировать конфликт не получается. В таком случае я советую подавать жалобы во все вышестоящие инстанции: например, в комитет образования местной администрации, региональный департамент образования, уполномоченному по правам человека или ребенка. А также обращаться в прокуратуру или в суд. Это работает.
Например, в 2018 году учениц пермской гимназии отстранили от занятий из-за розового цвета волос. Тогда мама одной из девушек написала заявление в прокуратуру и потребовала разобраться в ситуации.
Другая история произошла в 2019 году в Красноярском крае. Учителям не понравилась прическа ученика 4-го класса: мальчик осветлил волосы и носил хвостик, как и его кумир — известный футболист. В школе родителям предложили выбрать: сделать мальчику классическую стрижку или перевести на домашнее обучение.
Конфликт получил общественный резонанс, и к делу подключились прокуратура и краевое министерство образования. Оба ведомства встали на сторону ребенка и объяснили администрации школы и руководителю местного управления образования, что такие требования ограничивают свободу ребенка на самовыражение.
В 2015 году дело о школьном акте, который запрещал декоративный маникюр, яркий макияж, пирсинг и неестественный цвет волос, дошло до Верховного суда Удмуртии. Суд встал на сторону учеников и отменил акт: документ нарушал право школьников сохранять свою индивидуальность и не способствовал созданию условий, уважающих человеческое достоинство, — все это гарантирует детям закон об образовании.
В этом деле суд рассмотрел и пункт Модельного акта Минобрнауки, в котором помимо формы упоминается и соответствие внешнего вида учащегося деловому стилю. Суд пришел к выводу, что это всего лишь общая рекомендация, а не требование, которое позволяет школе руководить внешним видом учеников.
Апелляционное определение по делу № 33-2102/2015 PDF, 126 КБ
Требования к высоте каблука и размеров сумок тоже незаконны: на это обратила внимание прокуратура Республики Карелия. А в Новосибирске прокуроры добились отмены правил, которые запрещали ученикам колледжа носить усы, бороду, пирсинг и делать татуировки.
Что в итоге
Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму. Требования к одежде учеников должны быть прописаны в локальном школьном акте. Чтобы его принять, администрация школы должна обсудить этот вопрос с учащимися и их родителями.
Макияж, прическа, пирсинг и маникюр к школьной форме не относятся. Если администрация или учителя требуют смывать макияж или стричь ребенка — это незаконно.
Отстранять от уроков нельзя даже за отсутствие школьной формы. Пока ребенок числится учеником, в школу его обязаны впустить в любом виде.
Права ребенка стоят выше школьных уставов и мнений учителей. Незаконные школьные акты можно отменить, а должностных лиц привлечь к ответственности — в этом родителям поможет прокуратура.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Надо же, насколько рабскую психологию надо иметь, чтобы вообще всерьёз задуматься над вопросом, имеет ли твой ребенок право красить волосы или делать пирсинг. Все же 70 лет совка явно не прошли бесследно, население готово покорно принимать любые запреты и подчиняться хоть училке из школы, хоть тетке из жэка, хоть менту из мусорки.
Andrey, 70 лет. Вы думаете это что-то типа «чихнул и пошёл дальше»?
Forr, если детей отвлекает от учебы чей-то пирсинг, то проблема не в пирсинге, а в дефиците внимания у конкретного ребенка.
Forr, «нетрадиционные вещи» уже давно стали традиционные для детей. Это для престарелых учителей и недалеких родителей цветные волосы и пирсинг кажутся чем-то вызывающим.
Forr, казённое учреждение может нарушать права человека? Давайте тогда полиция не будет обслуживать граждан с нетрадиционной ориентацией, чтобы их ничто не отвлекало от работы. Пусть сначала станут гетеро как все, принесут справку, а потом может быть и примут у них заявление. А в МФЦ будут отбирать документы у жирных и не возвращать, пока не похудеют. В рамках государственной борьбы с неестественностью
Учителей, родителей и государство в первую очередь должен волновать уровень знаний и создание комфортной атмосферы для всех учеников. Вот бы работники школ столько же сил вкладывали в свою работу, сколько они вкладывают в подколы и буллинг своих же учеников. Или хотя бы потратили это же время на походы к психологу 🙂
В 8-м классе отстоял право ходить в бахиллах, а не сменке.
Можно сказать что так началась карьера юриста.
Forr, т.е. если у человека нестандартная внешность, связанная с заболеванием или уха нет (к примеру, не дай Бог) и все на него смотрят и отвлекают учителя, то тоже нефиг в школе делать? Или ничего страшного? Тогда это двойные стандарты🤷
Forr, школа для учебы, да, но лично не пофиг какие дети там, с какими волосами. Так же и учитель может прийти с любыми волосами. 21 век на двое. А мы все там, в 20, где-то в середине
Алена, учителей линчуют за фотки в купальниках, о чем вы)
Малина, и это тоже отвратительно и незаконно.
Марина, что-то они совсем е*******(умом тронутые) у Вас были
Pavel, это может быть частью процесса воспитания/социализации по версии учебной программы школы.
Хотя я тоже не поддерживаю школьную форму.
Yaroslav, что воспитывает форма? Ребенок ее поносит в школе, а потом пойдет в ВУЗ/техникум/ПТУ и забудет про нее. Дальше работа, где в большенстве случаев тоже форма не нужна. Отсюда и вопрос: зачем она нужна в школе? Ещё один интересный вопрос: если ученики должны носить форму, то почему учителя одеваются как хотят? (Нет единой формы одежды). Ведь по сути это двойные стандарты. Чему они научат ребенка? Что если ты ребенок, то ты «пыль манежная» и на твое мнение всех начхать?
Pavel, Это вопрос к тем кто вводит форму, но у них могут быть какие-то размышления по этому поводу. Так что их следует задавать не мне.
Алексей,
>любое образование должно включать в себя элемент дисциплины и принуждения
У меня от одной этой фразы «Скованные одной цепью» в голове играть начала.
Что интересно: замечания по поводу внешнего вида особенно любят делать учителя с кислотно-вырвиглазным макияжем и в нелепых костюмах из театральных штор. Мой ребенок не будет слушать ни слова о стиле от человека, не закончившего хотя бы школу Марангони.
До сих пор помню, как учителя в школе доводили одноклассниц до слез из-за макияжа и заставляли идти в туалет умываться (просто тушь и подводка на нижнем веке), и как классная руководительница писала мне в дневник (зачем-то) замечания касательно черного лака для ногтей.
Уж 30 лет как демократия, а у большинства все еще совок головного мозга.
Во всём он виноват треклятый)))
Forr, можно всё что не запрещено, да. Так это и работает)
В моей московской гимназии было требование к мальчикам носить только стрижку, которая не закрывает уши, а если она будет длиннее, то директор просто разворачивал на входе и не пускал в школу. Ровно тоже самое было, если форма не соответствовала стандарту. Когда мой конфликт с директором достиг апогея, он наорал на меня, вцепился в волосы и толкнул в стену. После этого в школу не пускали. Аналогичная ситуация происходила и у девочек, когда за слишком короткую (по мнению учителя) юбку или яркий макияж девочку могли выставить и отчитывать перед всем классом. И это всё происходило не так давно, всего лишь 2010 год.
Антон, и директор до сих пор работает?
Олег, нет, его выгнали за взятки. В то же время его настолько обожала вся школа, что за него вступались и учителя, и родители, и даже ученики.
Антон, по-настоящему обожали или боялись и лебезили? Если правда обожали, то за что?
Алексей, все в кучу намешано.
Публичное унижение (сравнение краски использованной для килта с мочой) студентов никак не помогают сформировать дисциплину. Доходчиво и уважительно объяснить, что он привлекает к себе излишнее внимание, чем мешает и преподавателю, и студентам было бы достаточно.
Если неквалифицированный врач проводит операцию, то это тоже не проблема килта или татуировок. Прежде всего это проблема работодателя, который допустил такого специалиста до работы. А потом уже вопрос к вузу (именно к вузу, а не преподавателю), почему этот специалист получил диплом. Ну и там в середине еще много всяких вопросов.
> Уважать нужно тех, кто заслуживает уважения.
Разве преподаватель, который публично унижает своих студентов заслуживает уважение?
Forr, поймите, вам кажется!
Судя по некоторым комментам, можно вывезти совок из страны, но нельзя вывезти его из людей. Впрочем, в страну он уже почти вернулся.
Forr, раньше все также с огромным удивлением смотрели на женщину в брюках и без корсета (просто в блузке). И ничего. Привыкли как-то.
Гнать совков в могилу.
Саша, в нормальных банках дресс-код есть только в офисе у сотрудников, которые контачат с клиентами. Сотрудники бэк-офиса уже давно носят то, что захотят.
Алексей, отличные истории о том, как преподаватель вуза, которому «все равно», утверждается за счет студентов. Реально больше заняться нечем было?
Алексей, а к чему тогда перечисление всех этих способов демонстрации своей преподавательской власти, если «Самоутверждаться же за счёт студентов у меня нет никакой необходимости и потребности»?
Я вот преподаю студентам и вот даже ни разу не задумывался о выговорах и объяснительных. Нравится студентам ходить с пирсингом, в килте или с крашеными волосами — их дело. Я сам был на их месте и у меня полно татуировок на видных участках кожи.
Пока преподаватели вузов будут ставить себя выше студентов и всячески это демонстрировать, то и в ответ будут получать такое пренебрежение. А о какой науке и образовании может идти речь, если никто никого не уважает?
Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу
Если ребенку меньше семи полных лет, всегда остается вопрос: а не рано ли ему идти в первый класс?
Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) — то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.
Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в восемь лет в первом классе скучно, другие — что в шесть с половиной трудно.
Кто прав? Ответ простой. Правы родители — именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.
Кратко о созревании мозга
Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в шесть-восемь лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов — мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.
Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.
Организационные вопросы
Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?
Кто будет забирать ребенка
Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать — кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего три урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.
Дорога до школы
Прекрасная школа во дворе — редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее — чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).
Кружки и секции
Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе — от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).
Как сформировать мотивацию к учебе у школьника
Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле. Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь. А зачем все это?
Зачем дети ходят в школу?
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Мотивация к учебе у школьниках младших классов
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.
«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.
«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе
Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это «престижными мотивами»:
«Я люблю, когда учителя меня хвалят». Ярослав Г. 5 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
Мотивация к учебе у подростков в старших классах
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
«Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?» Лена Ф., 9 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
«Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира». Маша Б. 7 класс.
Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?
Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах
«В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!» Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.
«Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю». Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.
«Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим». Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.
Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.
Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.
Можно ли выработать мотивацию?
Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.
Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:
Заключение
Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.
Еще несколько вопросов
Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.
Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.
Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.
Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.