В чем великая заслуга коменского перед педагогикой
Вопрос 25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы.
Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике». «. плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым». Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.
Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Обучение, вне всякого сомнения, должно быть посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнения и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам.
В педагогике Коменского важное место уделяется роли учителя. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.
С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.
Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье. Коменский ставит учителей на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Реферат педагогичекая деятельность Коменского
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Педагогический деятель Ян Амус Коменский
Выполнена: студенткой 2 курса группы Б
Акбашевой Регины Айратовной
по программе подготовки специалистов среднего звена:
специальности 44.02.01 Дошкольное образование
очной формы обучения
Руководитель: Кузьмищева Татьяна Борисовна
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Я. А. КОМЕНСКОГО.……………. …….…………4
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ Я. А. КОМЕНСКОГО.5
ГЛАВА 3. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ Я. А.КОМЕСКОГО……. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 14
Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки и в частности дошкольной педагогики. Основными заслугами Я.А. Коменского в области педагогики были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации. Он написал такие великие педагогические труды, как «Великая дидактика», «Материнская школа».
По мнению Коменского учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель: Рассмотрение биографии Я. А. Коменского, как великого педагога, раскрытие его основных педагогических идей и взглядов, вклад внесенный развитие в педагогику.
Рассмотреть биография Я. А. Коменского
Проанализировать и обозначить основные педагогические идеи и взгляды Я. А. Коменского.
Рассмотреть какой вклад Я. А. Коменский внес в педагогическую науку.
Я. А. Коменский внес свой вклад в различных сферах дошкольной педагогики, одной из них является семейное воспитание. Доказательство большого значения труда под названием «Материнская школа» является также необходимым.
Реферат имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ Я. А. КОМЕНСКОГО.
Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.
Считается, что Я.А. Коменский первоначально учился в братской школе. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.
В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.
В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.
Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ Я. А. КОМЕНСКОГО.
Одними из самых известных трудов Я.А.Коменского, которые составили наследие современной педагогики являются труды «Великая дидактика» (общая теория обучения) и «Материнская школа», учебники латинского языка «Открытая дверь к языкам» и «Мир чувственных вещей в картинках», книга «Школа-игра».
«Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свой труд «Дидактика» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа». Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
«Материнская школа» – данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа».
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра». В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое».
Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа-игра», которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.
ГЛАВА 3. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ Я. А.КОМЕСКОГО.
Я.А. Коменский педагог и ученый, который внес значительный вклад в отечественную педагогику. Его открытия, педагогические идеи, достижения в области педагогики, легли в основу современной педагогики, в частности дошкольной.
В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип постепенности и систематичности знаний, принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
Коменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.
В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.
Я.А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.
Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков». Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.
Одной из основных заслуг Коменского Я.А. является разработка классно-урочной системы обучения, которая заменила индивидуальную.
На сегодняшний день классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:
а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;
б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.
Прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
Эту систему, описанную уже в своем труде «Чешская дидактика», Коменский в «Пампедии» (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт.
Таким образом основными заслугами Я.А. Коменского в области дошкольной педагогики были: это заслуги не в области дошкольной педагогики, а в педагогике в целом.
Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
Эссе «Вклад в дошкольную педагогику Я. А. Каменского»
Ольга Яковенко
Эссе «Вклад в дошкольную педагогику Я. А. Каменского»
Эссе Ян Амос Каменский – вклад в дошкольную педагогику.
Я. А. Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки и в частности дошкольной педагогики. Основными заслугами Я. А. Коменского в области педагогики были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации,
Он написал такие великие педагогические труды, как «Великая дидактика», «Материнская школа».
Дидактические принципы обучения
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно,именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. В связи с этим опять можно вспомнить принцип природособразности.
В «Великой дидактике»Коменский выдвинул такие основоположения:
• Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;
• Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;
• Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися.
В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность.Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.
Я. А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Я. А. Коменский в «Великой дидактике» создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.
Человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.
Классно-урочная система организации учебной работы
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября, делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно. Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике».
Возрастная периодизация Я. А. Каменского
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода,по 6 лет каждый:
В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
• детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
• юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления;
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка, Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.Полное название книги звучит следующими образом:
«Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
Данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Оформление к выпускному «Ах, эту жизнь дошкольную мы будем вспоминать!» Фотоотчет. » Ах, эту жизнь дошкольную мы будем вспоминать!»Вот и пришло время расставания с нашими дошколятами. Для всех: детей, родителей.
Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМВ четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал.
Мой вклад в программу «Музыка для всех» Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.
Эссе «Я — Воспитатель!» Моя профессия – воспитатель! Мои воспитанники… Озорные глаза и родные сердца… 1 апреля – это необычный день, для многих – день смеха и.
Эссе «Мое призвание» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт – Петербурга Белоусова л. Е. Мое педагогическое кредо:.