В чем видел задачу своего творчества островский

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

24.12

Домашняя работа

Малый театр и драматургия А.Н. Островского. Особенности стиля А.Н.Островского

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз.

Ю. М. Лотман называет пьесы А.Н.Островского вершиной русской драматургии. Создателем «русского национального театра» называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы — «пьесами жизни», так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Всё в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. «Драматический писатель… не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» — вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как «школы общественных нравов». Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе. Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые на два лагеря — молодые и старые.

Спор старины с новизной, по замечанию Ю.М.Лотмана, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Название статьи А. Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» полностью отражает роль этих героев в обществе. Они психологически похожи друг на друга, автор часто использует уже разработанные характеры. Тема положения женщины в мире расчета, разработанная в «Грозе», повторяется в «Бедной невесте», «Горячем сердце», «Бесприданнице». Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу «чистой комедии», на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий — ренегат и лицемер. Также Островский обращается к историко-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от «маленького человека» до гражданина. Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной в 1853, пьесы Островского быстро завоёвывают репертуар: в течение более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

47 оригинальных пьес О. (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены. Драматургия Островского, национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Островский обогатил драму опытом социального романа, писал «повести в ролях», по выражению Ф.М.Достоевского. Быт в его пьесах как сгусток отношений людей, способа их мышления, языка. Мастерски выстроенный диалог, искусство построения пьес Островского рождают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряжённого или лирически одушевлённого, сверкающего красками юмора.

Своеобразие драматургии А.Н. Островского:

· Противоречивые характеры героев.

· Отсутствие положительного героя.

· Сочетание множества тем и мотивов.

· Синтез элементов разных жанров.

· Значимость второстепенных героев.

· Говорящие фамилии и имена (Дикой, Кабанова, Подхалюзин, Кнуров, Несчастливцев и др.).

· Полифония конфликта: внешний конфликт, лежащий в основе действия, дополняется внутренним, заставляющим героя делать нравственный выбор.

· Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

· Специфические авторские ремарки относительно поз, жестов («дурно вальсирует», «прикладывается к рюмочке»);

· Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия.

· Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

· Значимость первой реплики героя.

· «Подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие.

· Своеобразие речевой характеристики героев (Лазарь Подхалюзин: «Как жимши у вас с малолетства и видемши все ваши благодеяния…»).

· Динамизм диалогов, бесед, не имеющих прямого результата, но являющихся микродействием, своеобразным речевым движением.

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870).

Драматургия Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры.

«Бесприданница» первый раз прошла 10 ноября 1878 года в бенефис актёра Н. И. Музиля. В пьесе «Без вины виноватые», 1884, роль Незнамова была написана Островским специально для артиста Малого театра Рыбакова.

Источник

Александр Николаевич Островский (стр. 2 )

В чем видел задачу своего творчества островский. pandia next page. В чем видел задачу своего творчества островский фото. В чем видел задачу своего творчества островский-pandia next page. картинка В чем видел задачу своего творчества островский. картинка pandia next page.Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

В чем видел задачу своего творчества островский. 15148068021eyh1s. В чем видел задачу своего творчества островский фото. В чем видел задачу своего творчества островский-15148068021eyh1s. картинка В чем видел задачу своего творчества островский. картинка 15148068021eyh1s.

Так, Подхалюзин способен не только на обман и мошенни­чество, но и на любовь и даже сострадание. Мы верим ему, когда он говорит, что для него «Алимпияда Самсоновна ба­рышня, каких в свете нет». Ему можно верить и тогда, когда он говорит Липочке о пришедшем просить свои же деньги Большове: «Эх, Алимпияда Самсоновна-с! Неловко-с. Жаль тя­теньку, ей-Богу жаль-с!» Но преобладающая черта его характера – плутовство и мошенничество. Он живет по эгоистическому принципу: «Вышла линия, ну и не плошай: он свою политику ве­дет, а ты свою статью гони».

Самодур Большов, на протяжении всей комедии предстающий перед нами в самом невыгодном свете и вызывающий только отрицательные эмоции, в финале неожиданно является другим, и читатель или зритель невольно испытывает жа­лость и сочувствие к обманутому и наказанному купцу.

Показывая своих героев, Островский обнаружил дар глубо­чайшего проникновения в их психологический мир, что позволило ему создать такие яркие и убедительные характеры. С каким, например, искусством драматург показывает не­вежественное самодовольство Подхалюзина, который спрашивает Тишку: «А что, Тишка, похож я на француза? а? Да издали пог­ляди!» Подхалюзин умен и хитер, что проявляется в том, как умело играет он на слабостях своего хозяина, привыкшего, что­бы все в доме делалось только так, как он велит. Когда Липоч­ка решительно запротестовала против его сватовства, он обра­щается к Большову: «Видно, тятенька, не видать мне счастья на этом свете! Видно, не бывать-с по вашему желанию!»

Трудно осязательнее и убедительнее представить отврати­тельную черствость Алимпиады Самсоновны, чем то равнодушие, с каким она, глядя в окно, произносит: «Никак тятеньку из ямы выпустили – посмотрите, Лазарь Елизарыч!»

Рассказывая о первом представлении комедии, критик
писал: «Когда дело дошло до IV акта и до того места, когда Липочка, глядя в окно, хладнокровно говорит: «Никак тятеньку из ямы выпустили», все мы были глубоко пора­жены, можно сказать, потрясены, драматизмом этого положения. Такая сцена обличала в авторе истинного драматурга, изведав­шего сердце человеческое в его сокровенных изгибах».

Индивидуализируя персонажей комедии, Островский не только мастерски изображает психологические переживания геро­ев, но и вводит в пьесу сведения об их происхождении, жизнен­ной практике, общественном положении и культуре. Для большей полноты драматург нередко сопровождает их характеристики биографическими справками.

Еще писал об умении Островского «загля­дывать в глубь души человека», «отличить натуру от всех извне принятых уродств и наростов», «подмечать натуру, проникать в глубь души человека, уловлять его чувства, независимо от изображения его внешних официальных отношений».

В центре «материальной», денежной интриги комедии – Большов и Подхалюзин, а также их сообщник – спившийся стряп­чий Рисположенский. Главный герой интриги – Самсон Силыч Большов.

В афише комедии о Большове сказано коротко: «купец». Все другие персонажи пьесы характеризуются в афише по отношению к нему: жена, дочь, приказчик, мальчик. Таким образом, уже в афише заложен принцип построения системы действующих лиц. «Большов охарактеризован прежде всего социально-профессио­нально, затем косвенно определено его место в семейном ми­ре» ().

Особую значимость в драматургии еще со времен классициз­ма имеет имя героя, в котором зачастую содержится определение главной, доминирующей черты его характера. Самсон – имя библейского богатыря, лишившегося своей силы в результате коварства. Отчество Силыч еще более подчер­кивает главную черту характера героя – стремление все решать с позиций силы, власти и воли. Но уже в имени содержится на­мек на трагическую развязку, на будущий обман и коварство.

Большим, большаком называли в народе «самого», хозяина, главу дома. Но он не просто глава дома, он домашний прави­тель, тиран, который все делает только так, как хочет он, не считаясь с чужими мнениями и желаниями. Стоит ему только по­чувствовать, как кто-то не желает подчиняться его решениям, он прилагает все усилия, чтобы сделать по-своему. Создавая характер Большова, Островский использует все имеющиеся в арсенале драматурга средства: описание внешности, данное другими героями, звучащую из уст других персонажей предысторию, биографию Большова, характеристику и самохарактеристику.

В пьесе обличается главное, с точки зрения Островского, зло современной жизни – самодурство, тиранство как явление постоянное, возникающее в условиях абсолютной власти – хозяйской, семейной, государственной. Этот мотив закрепляется в ос­новном в речи Большова, изобилующей императивными конструкция­ми, интонациями, не терпящими возражения.

Несомненно, пьеса «Свои люди – сочтемся» обли­чительная. Но «обличительность» Островский понимал отнюдь не в духе ранней «натуральной школы» 40-х годов или более поздней «обличительной» литературы социологического реализма. Обличи­тельный характер русской литературы Островский возводит к ос­новным, органическим особенностям всей русской литературы. Вот как он говорит об этом: «. в иностранных литературах (как нам кажется) произведения, узаконивающие оригинальность типа, то есть личность, стоят всегда на первом плане, а кара­ющие личность – на втором плане и часто в тени; а у нас в России, наоборот, отличительная черта русского народа, отвра­щение от всего резко определившегося, от всего специального, личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого, кла­дет и на художество особенный характер; назовем его характе­ром обличительным. Чем произведение изящнее, чем оно народ­нее, тем больше в нем этого обличительного элемента».

В начале 1850-х годов редакторы журнала «Москвитянин»
и приглашают к сотрудничеству целую группу молодых литераторов, в том числе и Островского. Так при «Москвитянине» образуется ставшая впоследствии знаменитой «молодая редакция». В кружке молодых людей – Аполлон Григорьев, знаток и исполнитель народных песен Тертий Филиппов, начинающий писатель Алексей Писемский, поэт Лев Мей. Молодых литераторов объединяет огромный интерес к народному быту, русскому фольклору, к национальной культуре. В купеческом сословии члены «молодой редакции» видели все развивающееся многообразие российской жизни, видели в купцах самых умных, предприимчивых, волевых и напористых представи­телей крестьянского сословия, сумевших пробить себе дорогу в жизни и сохранивших при этом наиболее яркие черты националь­ного быта, народного сознания и народной речи.

В начале 50-х годов во взглядах и творчестве Ост­ровского происходят существенные перемены. Изображение ку­печества в комедии «Свои люди – сочтемся» уже кажется ему «молодым и слишком жестким». В письме к от 01.01.01 года он излагает свою новую художественную программу, замечая, что «не желал бы хлопотать о первой коме­дии» по многим причинам: «1) что не хочу нажить себе не только врагов, но даже и неудовольствия; 2) что направление мое начинает изменяться; 3) что взгляд на жизнь в первой моей ко­медии кажется мне молодым и слишком жестким; 4) что пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тос­кует. Исправители общества найдутся и без нас. Чтобы иметь право исцелять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соеди­няя высокое с комическим».

Эта программа и осуществлена Островским в его так называемых «славянофильских» пьесах первой половины 1850-х годов: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется», в которых Островский изображает преи­мущественно светлые, поэтические стороны русской жизни, выра­жает веру в здоровые и светлые начала русского национального характера, которые, как полагает драматург, хранит в себе вы­шедшее из недр народа купечество.

Ответьте на вопросы:

1. Лакшин назвал Островского одним из самых загадочных лиц русской литературной истории?

2. Расскажите о детстве и юности Островского.

3. Что дала Островскому служба в Московском коммерчес­ком суде?

4. Чем стало для Островского купеческое Замоскворечье?

5. В чем видел Островский свою основную художественную задачу?

6. Как вера Островского в преображающую силу искусства сказалась на поэтике и проблематике его творчества?

7. Почему Островский обратился к изображению купе-ческо­го сословия?

8. Какое значение придавал Островский становлению наци­онального театра?

9. Почему Островского называют теоретиком театра?

10. В чем видит Островский предназначение искусства во­обще и театра в частности?

11.Почему Островский из­бирает для себя поприще драматур­га?

12. Чем определяется жанровая специфика пьес Островского?

13. Какую общественную задачу ставил Островский перед национальным театром?

14. В чем специфика драматургического конфликта в пьес­ах Островского? Каким образом драматург раскрывает социаль­ные проблемы своего времени?

15. К какому роду литературы относится комедия? Каково определение жанра комедии? Какими средствами располагает дра­матург при создании харак­теров персонажей?

16. С каким театром связана судьба Островского-драматур­га? Назовите известных русских актеров, игравших в пьесах Островского.

17. Назовите пьесы Остров­ского, в названии которых ис­пользованы пословицы и поговорки.

18. Действие какой пьесы Островского происходит в Берен­деевом царстве? Заповедные места, связанные с именем Островс­кого и послужившие прообразом страны царя Береднея, существу­ют и поныне. Где они находятся?

19. Толкуют все, что есть

Какая героиня и в какой пьесе Островского произносит эти слова? Дове­дется ли ей испытать чувство любви? Назовите композитора, написавшего на сюжет этой пьесы музыку?

20. Назовите первую пьесу-комедию Островского. Кто, про­читав ее, написал: «Напрасно печатано, играть же запретить». Почему?

21. Назовите первую пьесу Островского, которая была сыг­рана на сцене театра. Когда и в каком театре состоялась премьера этой пьесы?

22. Расскажите об истории замысла и создания комедии «Свои люди – сочтемся».

23. Откуда взят Островским сюжет комедии?

24. Почему Островский меняет первоначальное название ко­медии?

25. Как соотносится фило­софия названия и филосо­фия содержания комедии “Свои люди – сочтемся”?

26. В чем отличие героев Островского от традиционного классицистического героя?

27. Какие средства индивиду­ализации персонажей использу­ет Островский в своей комедии? В чем проявилось его новаторс­тво?

28. Почему терпит крах Большов?

29. Какое главное зло русской жизни изобличает Островс­кий?

30. Какой персонаж в коме­дии вызывает наибольшую антипа­тию у читателя? Почему?

31. Чем интересны пьесы Островского «москвитянинского» периода?

1. Островский часто исполь­зовал «говорящие» имена и фами­лии, используя их для харак­те­ристики своих геро­ев. Оха­ракте­­ризуйте героев Остров­ского по таким, например, фами­лиям: Пу­затов, Лисовский, Бело­те­лова, Лютов, Баклушин, Мы­кин, Кручи­нина.

2. Дайте определение жанра комедии.

3. Выпишите из комедии “Свои люди – сочтемся” реплики героев, в которых содер­жится характеристика Большова. Како­ва история его обогащения? Ка­кая черта характера Большова особенно подчеркивается авто­ром? Как в портрете-характере Большова реализуется семантика его имени?

4. писал: «Мы стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изоб­разить до самых мельчайших бытовых подробностей, а гла­вное, мы считаем первым усло­вием художественности в изоб­ражении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которыми опреде­ляется самый тон ро­ли». Подтвер­дите верность этих слов драматурга. Составьте речевую характе­ристику Большова, Под­халю­­зина, Липочки, Рисполо­женского.

5. Что говорит Устинья Наумовна о прошлом Большова? Как это характеризует героя?

6. Подберите реплики Липоч­ки и Подхалюзина, в которых с наибольшей оче­видностью рас­крывается сущ­ность их характера.

Художественное своеобразие д рамы «Гроза»

В 1857 году, совершив путешествие по Волге, Островский сообщает о замысле большого цикла «Ночи на Вол­ге». Замысел этот не осуществился, но сам факт работы над ним драматурга очень важен.

Символом русской национальной жизни для мно­гих русских художников и мыслителей была Волга. «Да, Волга, – восклицал когда-то Андрей Белый, – великая река русской истории. Неда­ром два беспокойных вольнолюбивых очага нашей родины связаны с ней: разбой и раскол». Именно на Волге нашел Островский пленивший его русский тип: «С Переяславля начинается. зем­ля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум и душа на­распашку. То земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уже не увидишь маленького согнутого му­жика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: «А батюшка, а батюшка. «. Далее в дневнике он записывает: «И все идет кресчендо, – и города, и виды, и по­года, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь краса­виц попались нам на дороге». «По луговой стороне виды восхи­тительные: что за села, что за строения, точно как едешь не по России, а по какой-нибудь обетованной земле».

Огромное впечатление произвела на Островского Кострома: «Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец, во весь голос, по­том мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит дру­гая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой пес­не. А на той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет­ся самая кудрявая рощица, солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. Измученный, воротился я домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мной. Неужели му­чительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для ме­ня?»

Конечно, такие сильнейшие впечатления не могут быть бесплодными, тем более, для художника, и художника гениально­го. Когда эти впечатления «отстоялись», они воплотились в ху­дожественные шедевры, какими стали сначала «Гроза», а потом «Снегурочка».

Большой знаток русской жизни С. Максимов писал: «Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай. Он продолжал наблюдения над характерами и миросо­зерцанием русских людей, сотнями выходивших к нему навстре­чу. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, кото­рые составляют честь и гордость отечественной литературы. С вечевых, некогда вольных, новгородских пригородов повеяло тем переходным временем, когда тяжелая рука Москвы сковала старую волю и наслала воевод в ежовых рукавицах на длинных загребис­тых лапах. Приснился поэтический «Сон на Волге», и восстали из гроба живыми и действующими «воевода» Нечай Григорьевич Шалыгин с противником своим, вольным человеком, беглым удаль­цом посадским Романом Дубровиным, во всей той правдивой обс­тановке старой Руси, которую может представить одна лишь Вол­га, в одно и то же время и богомольная, и разбойная, сытая и малохлебная. Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший свою новгородскую старину до старинных обычаев и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко по­этическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно-изящ­ною Катериной».

Долгое время считалось, что в основе сюжета драмы «Гро­за» – нашумевшее в Костроме в 1859 году дело купеческой семьи Клыковых. «Вплоть до начала ХХ века костромичи с гор­достью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила – рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые вышла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные.

была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков-родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обез­личила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она зас­тавляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прош­лом она воспитывалась в любви и в холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свек­рови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служивший в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены рев­ности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользо­вался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи Ост­ровского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в ян­варском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис с ­линой-Косицкой в роли Катерины. Версия о костромском источни­ке «Грозы» оказалась надуманной. Однако сам факт удивительно­го совпадения говорит о многом: он свидетельствует о прозор­ливости национального драматурга, уловившего нараставший в купеческой жизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел «что-то освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель ска­зал: «Грозу» не Островский написал. Грозу Волга написала» ().

О пьесе Островского высказывались разные мнения, подчас прямо противоположные. Но одно все критики увидели сразу – то, что в пьесе драматург обнаружил самую страшную беду рос­сийской жизни – самодурство.

писал: «Гоголь изобличил нашу напоказ выставляемую, так сказать, официальную действительность; Ост­ровский подымает покровы с нашей таинственной, внутренней, бытовой жизни, показывает главную пружину, на которой основа­на ее многосложная машина, – самодурство. «.

писал о самодурах Островского: «Но не он сочинил эти типы, так точно как не он выдумал и слово «само­дур». То и другое взял он в самой жизни».

Жанровое своеобразие драмы

На жанровое определение пьесы «Гроза» существуют две точки зрения. Одни литературоведы полагают, что «Гроза» – это социально-бытовая драма, другие рассматривают ее как трагедию. Для верного определения жанра следует обратиться к сути драматического и трагического пафоса.

Драматизм в литературе порождается противоречиями ре­альной жизни людей. Драматизм положений и переживаний отдель­ной личности в реальной действительности и персонажей в лите­ратурном произведении обычно создается под влиянием внешних сил и обстоятельств. Драматичны такие жизненные положения, когда общественные или личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. Такие положения вызывают в душе человека страдание, сильную взволнованность и напряженность.

Для трагического пафоса характерен неразрешимый конф­ликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Этот конфликт происходит в сознании главного героя, и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого конфликта. Трагизм положения и переживаний заключается в ос­новном во внутренних противоречиях и борьбе, возникающих в сознании, душе людей: герой трагедии прежде всего борется с самим собой, испытывая глубокие страдания, – в этом заключа­ется отличие трагизма от драматизма. Поэтому если увидеть ос­новной конфликт «Грозы» в душе самой Катерины, ее гибель как результат столкновения исторических эпох, то, без сомнения, «Грозу» можно определить как трагедию. Трагическим является и герой «Грозы», или, вернее, героиня. Сильная и цельная лич­ность, «попавшая в ситуацию разлада с жизнью» и с самой со­бою, «не способная согнуться и отступиться, а потому обречен­ная на гибель» (). Есть в трагической ситуации, возникшей в «Грозе», и момент виновности героини, и трагичес­кое осознание своей вины. По мысли Гегеля, трагический герой виновен уже по одному тому, что нарушает сложившийся порядок.

От классической трагедии «Грозу» отличает то, что ее героями являются не цари, не короли, не исторические деятели, как это было в древнегреческих трагедиях («Антигона», «Эдип-царь» Софокла), в трагедиях возрождения («Гамлет» Шекс­пира), в классических трагедиях (“Сад” Корнеля). В центр по­вествования Островский помещает обычную купеческую семью и семейные проблемы, в то время, как классические трагедии, обращаясь к историческому прошлому, чуждаются быта и имеют сти­хотворную форму. Островский как бы доказывает, что частная жизнь частных людей может быть предметом трагедии.

Композиционное построение пьесы.

Пьеса «Гроза» открывается обширной экспозицией. Драма­тург не просто знакомит своего читателя с героями и местом, где будет происходить действие пьесы, а создает очень глубо­кий, эмоционально и художественно убедительный образ мира, в котором живут его герои и где развернутся события.

Ремарка к первому действию воссоздает тот природный фон, на котором происходит действие пьесы: «Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамей­ки и несколько кустов». Первыми на сцене появляются Кулигин, «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле», как сказано в афише, и Кудряш – «молодой человек, конторщик Дикого». В словах Кулигина пейзаж, скупо обозначенный в ре­марке, укрупняется и обретает величественность и значимость. Оглядывая открывающееся взору пространство, Кулигин говорит, обращаясь к Кудряшу: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необык­новенный! Красота! Душа радуется».

И сразу возникает мотив взаимного непонимания между людьми: «Нешто!» – не понимая причин восторга Кулигина, отве­чает Кудряш. «Восторг! А ты: «нешто!», – с горечью произносит Кулигин. – Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита». После недолгой паузы, как бы подготавли­вающей читателя к восприятию следующего мотива, в пьесе появ­ляется Дикой – самый неприглядный герой пьесы. Так возникает один из самых трагических мотивов «Грозы» – мотив несоответс­твия красоты окружающего мира и людей, его населяющих. Этот мотив является одним из излюбленных в русской литературе, и мы встретимся с ним в пьесах Чехова («Вишневый сад», «Дядя Ваня») и во многих других произведениях.

В пьесе возникает столкновение двух миров, двух сторон жизни небольшого города Калинова: прекрасная природа, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии, мир патриархальной гармонии в рассказах Катерины о своем детстве и другой мир – мрачный мир жестокости, скуки, повсед­невности, душевной глухоты, мир, в котором нарушены все представления о добре, красоте и справедливости.

«Затерянность», косность проявляется в моти­ве совершенной замкнутости калиновского мира. Жители Калинова не хотят принимать ничего нового, не хотят знать о жизни дру­гих народов и стран. О своем прошлом они сохранили весьма смутные воспоминания, которые утратили всякую связь и смысл. Они питаются суевериями и легендами. Прошлое забыто, «руки есть, а работать нечего», а новости из большого мира калинов­цы слушают в интерпретации Феклуши, которая рассказывает о странах, где люди с песьими головами «за неверность», и о же­лезной дороге, где для скорости «огненного змея стали запря­гать», и о времени, которое «стало в умаление приходить». Ри­суя образ города Калинова, Островский во многом следует тра­дициям предшественников – Пушкина и Гоголя, изображавших го­род как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное прост­ранство, образ которого мифологизируется и одновременно явля­ется воплощением всей России.

В «городишке» сделали бульвар, по которому никто не гу­ляет. «Гуляют только по праздникам, – сетует Кулигин, – и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показы­вать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира до­мой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать све­жим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо Богу молят­ся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пь­янства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не зна­ет, видит только один Бог!»

В этом мире правят ложь, показуха, ханжество: «Ты, го­ворит, смотри в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одно­му весело, а остальные – волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, за­колотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет. «

Не случайно в самом начале пьесы на сцене появляются Кулигин и Кудряш – два антипода, каждый по-своему противосто­ящие миру диких и кабаних. Кудряш «берет» грубостью, то есть платит Дикому его же монетой: «Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабс­твовать не стану». На что Кулигин говорит: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». Таким образом, Кулигина, в отличие от Кудряша, можно назвать «нравственным антагонис­том», который не желает жить по принципу «с волками жить – по-волчьи выть». Внешне противостоя миру диких, Кудряш является его частью, как и Варвара, про­тивостоящая Кабанихе. И, убегая от Дикого и Кабанихи, они не убегут от самих себя, неся в себе частицу этого мира.

Именно Кулигина наделяет Островский правом озвучить ав­торскую позицию, выразить неприятие той стороны жизни, что мешает людям проявить все свои способности, жить счастливой и полной жизнью: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жес­токие! – говорит Кулигин Борису. – В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закаба­лить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пь­яных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то чело­веческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

На фоне этих слов Кулигина контрастом звучат льстивые речи появившейся на сцене Феклуши, видящей полную гармонию между красотой окружающего мира и людьми, в нем жи­вущими: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щед­ростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Но одна фраза Кулигина о Кабанихе разрушает благостную картину: «Хан­жа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Так в самом начале пьесы читатель и зритель погружается в гнетущую атмосферу маленького провинциального городка, где за высокими заборами разыгрываются истинные трагедии.

Действующие лица пьесы существуют в состоянии кризиса, близящейся катастрофы, симптомы которой разлиты и в природе. Эта предгрозовая обстановка является показателем надвигающихся огромных перемен, о чем свидетельствует расстановка персонажей по принципу противос­тояния: миру Дикого и Кабанихи противостоят Катерина и Тихон, Варвара и Кудряш.

Кабаниха искренне полагает, что охраняет и сохранят за­коны «древнего благочестия». «Что будет, как старики перем­рут, как будет свет стоять, уж и не знаю. «, – сокрушается она. На деле же Марфа Игнатьевна не только не следует правилам истинной морали и нравственности, но извлекает из «Домостроя» только то, что поддерживает ее притязания на неограниченную власть, на деспотизм по отношению к родным и близким. В соз­нании Кабанихи абсолютно смещены все представления о добре и зле, о порядке и законе. Она желает счастья своему сыну, за­ботится о благосостоянии семьи, но ее заботы оборачиваются унижениями, бедами и для Варвары, и для Тихона, и для Кате­рины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *