В чем видел задачу своего творчества островского
Мировоззрение А.Н. Островского. Этические принципы и эстетические установки драматурга. Пьесы 40-50 гг. Тематика, проблематика.
38. Мировоззрение А.Н. Островского. Этические принципы и эстетические установки драматурга. Пьесы 40-50 гг. Тематика, проблематика. Общий анализ.
В своих пьесах Островский изображал общественные явления, имеющие глубокие корпи, — конфликты, истоки и причины которых нередко восходят к отдаленным историческим эпохам. Он видел и показывал плодотворные устремления, возникающие в обществе, и новое зло, подымающееся в нем. Носители новых устремлений и идей в его пьесах вынуждены вести тяжелую борьбу со старыми, освященными традицией консервативными обычаями и взглядами, а новое зло сталкивается в них с веками складывавшимся этическим идеалом народа, с прочными традициями сопротивления социальной несправедливости и нравственной неправде.
Каждый персонаж в пьесах Островского органически связан со своей средой, своей эпохой, историей своего народа. Вместе с тем рядовой человек, в понятиях, привычках и самой речи которого запечатлено его родство с социальным и национальным миром, является средоточием интереса в пьесах Островского. Индивидуальная судьба личности, счастье и несчастье отдельного, рядового человека, его потребности, его борьба за свое личное благополучие волнуют зрителя драм и комедий этого драматурга. Положение человека служит в них мерилом состояния общества.
Мало того, типичность личности, энергия, с которой в индивидуальных особенностях человека «сказывается» жизнь народа, в драматургии Островского имеет важное этическое и эстетическое значение. Характерность — прекрасна. Подобно тому как в драматургии Шекспира трагический герой, будь он прекрасен или ужасен в плане этической оценки, принадлежит сфере прекрасного, в пьесах Островского характерный герой в меру своей типичности является воплощением эстетики, а в целом ряде случаев и духовного богатства, исторической жизни и культуры народа. Эта особенность драматургии Островского предопределила его внимание к игре каждого актера, к способности исполнителя представить на сцене тип, ярко и увлекательно воссоздать индивидуальный, самобытный социальный характер. Эту способность Островский особенно ценил в лучших артистах своего времени, поощряя и помогая развивать ее. Обращаясь к А. Е. Мартынову, он говорил: «…из нескольких черт, набросанных неопытной рукой, вы создавали окончательные типы, полные художественной правды. Вот чем вы и дороги авторам» (12, 8).
Свое рассуждение о народности театра, о том, что драмы и комедии пишутся для всего народа, Островский заканчивал словами: «…драматические писатели должны всегда это помнить, они должны быть ясны и сильны» (12, 123).
Ясность и сила творчества автора, помимо созданных в его пьесах типов, находит свое выражение в конфликтах его произведений, построенных на простых жизненных происшествиях, отражающих, однако, основные коллизии современного общественного бытия.
В ранней своей статье, положительно оценивая повесть А. Ф. Писемского «Тюфяк», Островский писал: «Интрига повести проста и поучительна, как жизнь. Из-за оригинальных характеров, из-за естественного и в высшей степени драматического хода событий сквозит благородная и добытая житейским опытом мысль. Эта повесть истинно художественное произведение» (13, 151). Естественный драматический ход событий, оригинальные характеры, изображение жизни рядовых людей — перечисляя эти приметы истинной художественности в повести Писемского, молодой Островский несомненно шел от своих размышлений над задачами драматургии как искусства. Характерно, что Островский придает важное значение поучительности литературного произведения. Поучительность искусства дает ему основание сопоставить и сблизить искусство с жизнью. Островский считал, что театр, собирая в своих стенах многочисленную и разнородную публику, соединяя ее чувством эстетического наслаждения, должен воспитывать общество (см. 12, 322), помогать простым, неподготовленным зрителям «впервые разбираться в жизни» (12, 158), а образованным давать «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься» (там же).
При этом Островскому была чужда отвлеченная дидактика. «Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами дано только избранным» (12, 158), — напоминал он, иронизируя над писателями, подменяющими серьезную художественную проблематику назидательными тирадами и голой тенденцией. Познание жизни, ее правдивое реалистическое изображение, размышление над наиболее актуальными для общества и сложными вопросами — вот что должен преподносить публике театр, вот что делает сцену школой жизни. Художник учит зрителя мыслить и чувствовать, но не дает ему готовых решений. Дидактическая же драматургия, не раскрывающая мудрости и поучительности жизни, а подменяющая ее декларативно выраженными прописными истинами, нечестна, так как не художественна, между тем как именно ради эстетических впечатлений люди приходят в театр.
Эти идеи Островского нашли своеобразное преломление в его отношении к исторической драматургии. Драматург утверждал, что «исторические драмы и хроники развивают народное самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству» (12, 122). Вместе с тем он подчеркивал, что не искажение прошлого в угоду той или иной тенденциозной идее, не рассчитанные на внешний сценический эффект мелодрамы на исторические сюжеты и не переложение в диалогическую форму ученых монографий, а подлинно художественное воссоздание живой реальности ушедших веков на сцене может явиться основой патриотического спектакля. Подобный спектакль помогает обществу познать себя, побуждает к размышлениям, придающим сознательный характер непосредственному чувству любви к родине. Островский понимал, что пьесы, которые он ежегодно создает, составляют основу современного театрального репертуара. Определяя типы драматических произведений, без которых не может существовать образцовый репертуар, он, помимо драм и комедий, рисующих современную русскую жизнь, и исторических хроник, называл феерии, пьесы-сказки для праздничных спектаклей, сопровождающиеся музыкой и танцами, оформленные как красочное народное зрелище. Драматург создал в этом роде шедевр — весеннюю сказку «Снегурочка», в которой поэтическая фантастика и живописная обстановка сочетаются с глубоким лирико-философским содержанием.
В 1855 году, через 18 лет после смерти поэта, была сделана еще одна попытка напомнить о долге русского общества перед Пушкиным. На этот раз инициаторами выступили чиновники Иностранной коллегии Министерства иностранных дел, в которой когда-то служил Пушкин. В записке, которую подписали 83 человека, были такие слова: «Пушкину не поставлено памятника! В сих словах слышится упрек народу русскому».
Авторы хотели, чтобы с их предложением ознакомился император, и рассчитывали на помощь князя А.М.Горчакова, вскоре ставшего министром иностранных дел. Трудно сказать, по какой причине, но дело с памятником и на этот раз не сдвинулось с места.
Тогда же в газетах и журналах была объявлена всероссийская подписка для сбора средств на памятник. Эта первая подписка велась чрезвычайно вяло, удалось собрать только шестую часть требуемой суммы, и через несколько лет она сама собой прекратилась.
Я.К.Грот, к тому времени уже академик, знакомил собравшихся с собственными статьями о Пушкине и лицее, материалами из собранного им лицейского архива.
Комитет возобновил подписку по сбору средств на памятник. Вся связанная с этим работа велась теперь более четко и организованно. В газетах и журналах печатались имена людей, сделавших пожертвования, независимо от размера дара. Здесь были люди самого разного общественного положения и материального достатка: представители императорской фамилии, губернаторы, члены различных обществ и комитетов, литераторы, преподаватели, чиновники, солдаты и люди «низкого звания». Окончательная сумма, собранная по подписке, составила 106 575 рублей 40 коп.
Первый день праздника намечался на 26 мая 1880 года. Это был день 81-ой годовщины со дня рождения поэта. Но в связи с кончиной императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня.
Была составлена программа проведения Пушкинских дней (6-8 июня), включавшая, помимо открытия памятника, публичные заседания Общества, литературно-музыкальные вечера, выступления известных деятелей культуры, прежде всего знаменитых писателей, торжественные обеды с речами и тостами.
Вся подготовка к открытию памятника велась таким образом, чтобы превратить это событие в подлинный праздник отечественной культуры. Список лиц, принявших в нем участие, выглядит весьма внушительно. Мы видим в нем знаменитые имена: писатели И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский, Г.И.Успенский, известный славянофил-публицист И.С.Аксаков, литературный критик либеральных взглядов П.В.Анненков, писатель и критик славянофильского направления Н.Н.Страхов, журналист и издатель А.С.Суворин, журналист, издатель, редактор А.А.Краевский, публицист, издатель, редактор М.Н.Катков, историк В.О.Ключевский, композитор Н.Г.Рубинштейн и многие другие.
И все же некоторых славных имен нет в этом списке. И.А.Гончаров по болезни не смог приехать, но прислал свое письмо о Пушкине. Не было на празднике и А.А.Фета, который откликнулся на это событие стихотворением «На 26 мая 1880 года. К памятнику А.С.Пушкину». В нем были такие строки: «. торжище, где гам и теснота, / Где здравый смысл примолк, как сирота». Эти слова не нуждаются в комментарии. Видно, не лежала душа поэта к многолюдным и многословным праздничным церемониям. Может быть, по той же причине отсутствовал знаменитый сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.
В перечне знаменитостей нет и Л.Н.Толстого. Устроители праздника надеялись, что Толстой примет приглашение Общества любителей российской словесности, тем более что список с его именем был опубликован в печати. Но Толстой ответил отказом.
Тогда И.С.Тургенев, один из самых активных участников комиссии по подготовке праздника, в начале мая 1880 года отправился в Ясную Поляну, надеясь, что сможет уговорить Льва Николаевича. Однако переубедить великого упрямца ему так и не удалось.
Через много лет после этих событий Толстой писал, что ему очень не хотелось огорчать отказом Тургенева, к которому он в то время испытывал самые добрые чувства, но он «не мог сделать иначе, потому что и тогда уже такого рода чествования. представлялись чем-то неестественным».
Заметим, что из всех зарубежных знаменитостей, приглашенных на праздник (приглашения были посланы Т.Карлейлю, В.Гюго, Г.Флоберу, А.Рембо и др.), только французский славист Луи Леже побывал в Москве и оставил свои воспоминания.
Среди российских литераторов, принимавших участие в пушкинских днях, были люди различных общественно-политических взглядов. Мы видим и либерально настроенных западников, последователей В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.В.Станкевича, Т.Н.Грановского и других знаменитых либералов 40-х годов, и не менее знаменитых славянофилов, развивавших взгляды А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, К.С.Аксакова.
Эти два направления литературной и общественной мысли сформировались в 40-х годах прошлого века.
«С утра вся Москва на ногах. Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа. Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей-женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна (где места были проданы заранее. ).
Когда процессия. появилась из монастырской церкви, четыре оркестра и несколько хоров и групп школьников, которыми всеми дирижировал Рубинштейн, начали исполнять гимн «Коль славен». Площадь и прилегающие улицы были украшены гирляндами цветов. Делегаты имели особые значки и несли венки. другие несли знамена с названиями знаменитых произведений Пушкина.
После короткого выступления Корнилова, зачитавшего акт о передаче памятника городу, в час дня, когда как раз сквозь хмурое небо пробилось солнце, зазвенели монастырские колокола, обнажились головы, и пресловутый «мешок» спал с опекушинской статуи. Через несколько секунд из толпы раздались ликующие выкрики, отозвавшиеся громким эхом по всей площади. Люди «обезумели от счастья», многие плакали, и даже самые черствые из газетчиков признавались потом, что украдкой вытирали слезы. Некоторые современники увидели в этом эмоциональном всплеске знак нового единения между простым людом и образованным слоем. Затем под звуки марша Мейербера «Пророк», восходящего к одноименному стихотворению Пушкина, делегации приблизились к памятнику и возложили к его подножию цветы».
Так в обстановке эмоционального подъема, восторженного чествования первого поэта России и полного единодушия собравшихся был открыт памятник А.С.Пушкину. Не обошлось, конечно, и без казуса. После завершения церемонии «толпа. кинулась на венки и за несколько секунд растащила их на сувениры».
Обратим внимание на то, что ни одно из праздничных мероприятий не вызвало такого единодушного отклика, как открытие памятника.
В тот же день состоялось торжественное заседание в Московском университете. Вечером в зале Дворянского собрания Московская дума устроила праздничный обед, о котором много писали в газетах и журналах. При подготовке к этому литературному обеду настроение в писательской среде было очень неспокойным. Писатели разных взглядов, и либералы-западники, и славянофилы, с волнением и даже тревогой ожидали выступления на обеде М.Н.Каткова, редактора газеты «Московские ведомости», опасаясь, чтобы многолетний конфликт между ним и интеллигенцией не выплеснулся наружу и не испортил праздника.
Либерально настроенные писатели во главе с И.С.Тургеневым сделали попытку исключить Каткова из числа участников пушкинских дней. Но из этого ничего не вышло. Катков был слишком заметной фигурой в литературном мире, к тому же он был близок к правительственным кругам, где пользовался авторитетом. Тогда сторонники Тургенева решили, что если Катков что-нибудь себе позволит, они в знак протеста встанут и выйдут из зала.
Против всех ожиданий, краткая речь Каткова была выдержана в спокойном и миролюбивом тоне. Он назвал пушкинские дни «праздником мира» и призвал своих оппонентов «к замирению, по крайней мере, к смягчению вражды между враждующими».
Газеты подробнейшим образом описали инцидент, случившийся сразу после его выступления. Закончив речь, Катков протянул бокал Тургеневу, который отвел свою руку и не чокнулся. Сохранилось свидетельство, что, когда Майков посоветовал Тургеневу «забыть и простить», писатель ответил: «Ну, нет. Я старый воробей, меня на шампанском не обманешь!»
Центральным событием следующего дня (7 июня) стала речь Тургенева, произнесенная на первом публичном заседании Общества любителей российской словесности.
В 1879-80 годах И.С.Тургенев несколько раз приезжал в Россию. И каждый раз его приезд становился событием, а сам он оказывался в центре общественного внимания. В его честь устраивались банкеты, литературные собрания, заседания Общества любителей российской словесности, членом которого он состоял. Его называли любимым писателем российской молодежи, признавали его заслуги в борьбе с крепостным правом, видели в нем сторонника радикальных политических реформ, лидера либеральной интеллигенции.
6 июня 1880 года на собрании в Московском университете ректор объявил, что И.С.Тургенев избран почетным членом университета. Это сообщение вызвало восторженное одобрение и овацию присутствующих. Недавно назначенный министр народного просвещения А.А.Сабуров, поздравляя писателя, по-русски трижды поцеловал его.
7 июня в конце заседания Общества любителей российской словесности Тургенев произнес свою речь о Пушкине. Она должна была стать заключительным аккордом первого публичного заседания Общества, и собравшиеся ожидали это выступление с нетерпением и волнением.
Интересное наблюдение сделал писатель Н.Н.Страхов. Он отметил, что «большинство выбрало именно Тургенева тем пунктом, на который можно устремлять и изливать весь накопляющийся энтузиазм. И так как Тургенев был на празднике самым видным представителем западничества, то можно было думать, что этому литературному направлению достанется главная роль и победа в предстоящем умственном турнире».
Мы представляем себе И.С.Тургенева в последние годы жизни таким, каким изобразил его художник В.Г.Перов на своем знаменитом портрете: русский европеец, почти 20 лет проживший за границей; благородная осанка; красивая голова с побелевшими волосами и небольшой бородкой; во всем облике мягкость, сдержанность и достоинство. Наверное, именно так выглядел Тургенев на трибуне. Он говорил спокойно и убедительно. Его оценка заслуг Пушкина перед русской литературой и русским обществом была в русле критической мысли В.Г.Белинского. И он посчитал своим долгом упомянуть имя знаменитого критика, тем более что 26 мая исполнилось 32 года со дня его смерти.
Тургенев напомнил оценку французского писателя П.Мериме, считавшего Пушкина величайшим поэтом. Мериме восхищался способностью Пушкина самобытно говорить общеизвестное и тем, что у него «поэзия чудным образом расцветает как бы сама собой из самой трезвой прозы». Он даже сравнивал Пушкина с древними греками «по равномерности формы и содержания образа. по отсутствию всяких толкований и моральных выводов».
Самым интересным моментом речи был вопрос о народности творчества Пушкина. Тургенев убедительно говорил о том, что Пушкин как художник близко стоял к самому средоточию русской жизни, что «все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа» и что в его творчестве гармонически слились «русское творчество и русская восприимчивость». Обратим внимание на это последнее замечание: Пушкин обладал способностью «самобытного присвоения чужих форм», способностью, которую и иностранцы признают за русским человеком.
Казалось бы, все ясно относительно народности творчества Пушкина. И все же нигде в своей речи Тургенев не назвал Пушкина народным поэтом. Что-то в этом статусе не нравилось Тургеневу, что-то неприятно задевало его эстетическое чувство. Ведь и других мировых гениев (Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера) он называет не народными, а национальными поэтами.
И вот вопрос, который ставит Тургенев: «Но можем ли мы по праву назвать Пушкина национальным поэтом в смысле всемирного (эти два выражения часто совпадают), как мы называем Шекспира, Гете, Гомера?» Иначе: можем ли мы поставить Пушкина рядом с признанными мировыми гениями?
На этот вопрос Тургенев не дает прямого ответа. Он говорит о том, что Пушкину «пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу». К тому же ему и 37 лет не было, когда он ушел из жизни. Тургенев понимал, что только время может дать самый точный ответ на этот вопрос.
Речь писателя была выслушана с большим вниманием и имела шумный успех. Особое сочувствие публики вызвала мысль о том, что закончился период временного охлаждения читающей части общества к Пушкину, когда «перестали нуждаться в нем, воспитываться на нем», и в последнее время заметно, что происходит возвращение к его поэзии.
Но высказывались и другие мнения. Не всем понравился спокойный, несколько академичный тон речи Тургенева и повторение уже привычных оценок творчества поэта. А то, что Тургенев не решился поставить Пушкина в один ряд с первыми именами мировой литературы, задело «патриотические» чувства некоторых писателей. Вот что писал Н.Н.Страхов: «Его речь была встречена и провожена громкими, восторженными рукоплесканиями. Но между литераторами поднялись оживленные толки о мыслях, высказанных в этой речи, обнаружилось даже прямое желание как-нибудь возразить на нее и дополнить ее».
Это желание осуществил Ф.М.Достоевский. На следующий день, 8 июня, он произнес свою речь о Пушкине на втором публичном заседании Общества любителей российской словесности.
По своему эмоциональному накалу, а главное, по своему содержанию речь Достоевского произвела впечатление разительного контраста по сравнению со спокойной, взвешенной речью Тургенева. Каждый тезис речи Достоевского был полемически заостренным ответом Тургеневу. Это противоборство, словесная дуэль двух знаменитых писателей была отражением острых идейных разногласий в литературе и обществе.
Это была ступенька, взобравшись на которую Достоевский мог донести до интеллигенции свою мысль: «Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордыню. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве. «
И Тургенев, и Достоевский говорили о том, что Пушкин был очень близок к народной жизни; он сумел выразить самую суть народной души и создал незабываемые народные типы. Мы уже обращали внимание на слова Тургенева о том, что оригинальность и самобытность дарования Пушкина сочетались с чуткостью и восприимчивостью к влиянию классиков мировой литературы. Эта особенность позволила ему создать монолог «Скупого рыцаря», под которым, по мысли Тургенева, с гордостью подписался бы Шекспир.
Тургенев обратил внимание на то, что восприимчивость к чужому влиянию является особенностью русского характера, он так и писал: «русское творчество и русская восприимчивость». Достоевский развил эту мысль и сделал ее основным тезисом своей речи.
Мы знаем, что речь Достоевского имела небывалый, оглушительный успех. Если главным лицом первых двух дней праздника был Тургенев, теперь безусловное первенство было у Достоевского. В тот же вечер Федор Михайлович писал жене о необыкновенном успехе своей речи:
Может быть, в этой буре восторга самым удивительным было то, что и Тургенев, и литературный критик Анненков бросились обнимать Достоевского со слезами на глазах и повторяли : «Вы гений, вы более чем гений». Достоевскому преподнесли лавровый венок, который он в тот же вечер возложил к постаменту памятника Пушкину.
Через некоторое время, когда страсти поутихли, в печати появились первые отклики на эту удивительную речь. Оказалось, что у Достоевского немало оппонентов. Сама речь была напечатана 13 июня в газете «Московские ведомости», которую редактировал М.Н.Катков. В газете «Голос» с Достоевским полемизировал профессор Петербургского университета А.Д.Градовский, выдающийся юрист и публицист. В знаменитых «Отечественных записках» критиковал речь Достоевского писатель Глеб Успенский. В журнале «Вестник Европы» была опубликована статья «С Пушкинского праздника». В нее вошли отрывки из письма И.С.Тургенева редактору этого журнала с резко негативной оценкой речи. Теперь борьба идей развернулась на страницах газет и журналов, и полемика вокруг речи не стихала довольно долго.
«Значение творчества Островского для идейного и эстетического развития литературы»
Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди — сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.
Биография
Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.
Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.
Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.
В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.
По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).
Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.
В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.
Творчество
Уже в «Банкруте» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые — в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, Александр Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин» (редактор Михаил Петрович Погодин, сотрудники Аполлон Александрович Григорьев, Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление — сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов), а патриархального купечества.
В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852-1855) Александр Николаевич попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошелся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.
Для «москвитянских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим — провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.
В 1855 году Александр Островский, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Николай Алексеевич Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.
С 1856 года Островский — постоянный сотрудник журнала «Современник» — сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова — воплощение темной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово «самодур», закрепившееся за целой галереей типов Островского.
Комедия «Доходное место» (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса «Воспитанница» (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества Островского увенчивала драма «Гроза» (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857 годах.
В «Грозе» Островский — сатирик и «бытовик» — рисует затхлую атмосферу провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и «старших». Островский — драматический поэт — дает почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги, красоты и трагической поэзии, обаянием которого овеян образ Катерины. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
«Темное царство» страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных — таких как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у Островского две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и чистая душа Катерины, которая — пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры — этому миру враждебна. В статье «Луч света в темном царстве» (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини «Грозы» как знак глубокого протеста, зреющего в стране.
В 1860-х годах Островский, верный открытой им теме, продолжал писать бытовые комедии и драмы («Тяжелые дни», 1863, «Шутники», 1864, «Пучина», 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866).
Период творческого подъема Островского переживает с конца 1860-х годов, когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматические сочинения Островского 1870-х и начала 1880-х годов печатались в журнале «Отечественные записки». В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов и «европеизированных» купцов.
Приемы психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о «мудрецах», Милонов и Бодаев в «Лесе»). Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша («Горячее сердце»), Аксюша, актер Несчастливцев («Лес»). Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и — в форме поэтической утопии — в сказке «Снегурочка» (1873).
В последние годы творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878, «Последняя жертва», 1878, «Таланты и поклонники», 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы Антона Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии».
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского
Тема урока:
Очерк жизни и творчества А.Н. Островского.Социально-культурная новизна драматургии писателя.
Тип урока:
Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011.
учебник, портрет А. Н. Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, игравших в пьесах Островского.
Содержание этапов урока
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
І. Организационный момент
II. Начальный этап урока, сообщение темы, постановка целей урока
— Открываем тетради, пишем число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока «Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии писателя». Ребята, какова цель нашего урока? Подумайте хорошо, какую цель вы хотите реализовать на уроке, мы вернемся к ним в конце урока.
1.
Вступительное слово учителя
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. Н. ОСТРОВСКОГО
Александр Николаевич Островский (1823–1886)
– талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
1). ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО
1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.
Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».
Отзыв В. Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии
: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
1852–1854 гг. – москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями, сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».
1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев, Глумов… Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное разложение коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой («Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями. Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
Островский пишет и о дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».
2). А. Н. ОСТРОВСКИЙ В 70–80-е ГОДЫ
Александр Николаевич не был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В «славянофильских» пьесах он нарисовал запоминающиеся фигуры купцов, крутых нравом, но совестливых.
Проходит немного времени, появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос драматурга в защиту свободы человека.
Жизнь драматурга на склоне лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину: «Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения».
Безвыходность положения вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Высокую оценку драматургической деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
1. Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
2. Сколько этапов выделяется в творчестве Островского?
1. Прочитать пьесу «Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета пьесы «Гроза» (по учебнику).
4. Распределить роли, подготовиться к чтению по ролям.
Театр Островского
С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала ее смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нем участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.»
— «Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.
Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.
И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в оснозание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.
Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Он действительно оказэлся создателем русского национального театра. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра.
Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в этом театре.
На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».
За полтора десятилетия до создания первой пьесы Островского В. Г. Белинский писал в «Литературных мечтаниях»: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!
…В самом деле — вкдеть на сцене всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса её могучей жизни!»
Могучий талант Островского осуществил эту мечту Белинского о национальном, «народном, русском театре». Островский сам сознавал свою близость к народному творчеству В письме к умирающему Некрасову он писал:
«Как вам умирать, с кем лее мне тогда идти в литературе? Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его, умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды без шаблонного западничества и без детского славянофильства».
Л. Толстой, касаясь проекта выпуска произведений Островского издательством «Посредник», писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и поэтому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, — несомненно, общенародным в самом широком смысле писателем».
Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ.
Мы знакомимся по его пьесам с тяжёлым, мрачным бытом «тёмного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнёт, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.
Добролюбов ещё в ранних пьесах Островского увидел черты народности. Глубина изображения Островским быта и психологии русского народа действительно даёт ему все права на имя великого народного русского драматурга.
«Только те произведения, — писал Островский, — пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света».
Эти слова великого русского писателя полностью приложи мы к драме «Гроза», одному из шедевров не только русской, но и мировой драматургии.
Народные мифы и национальная история в драматургии Островского
В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:
Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.
Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я…в этом произведении выхожу на новую дорогу…», о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна»». И. С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».
Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».
Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».
Начало творческого пути А.Н. Островского. «Свои люди — сочтемся!» (1849)
С конца 40-х гг. Островский полностью посвящает себя драматургии. Можно сказать, что какой- то отдельной, частной биографии у него не было. Для театра работал, жил театром, его интересами, болями, радостями. Всю жизнь писал пьесы, писал постоянно, круглый год — без отпусков, без отдыха, с тяготившими его мыслями о деньгах, о средствах к существованию все увеличивающейся семьи. Однажды ему предложили написать мемуары, воспоминания о его жизни. Островский ответил: «С лишком 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уже не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и отделываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т. е. без хлеба, с огромной семьей,— так до воспоминаний ли тут!»
В конце 40-х гг. Островский напряженно работает над первым своим большим драматическим произведением, которое получило название «Свои люди — сочтемся!». По жанру это комедия. Речь в ней идет о купеческом доме Большовых, где все построено на обмане. Свое мошенничество Большов совершает вовсе не из-за крайней нужды: для него это своеобразный способ самоутверждения. Жажда наживы, страсть к накоплению искажают нормальные жизненные отношения, взрывают изнутри тот патриархальный уклад, в незыблемость которого наивно верует Большов. Отсюда и заглавие пьесы, передающее его убежденность в твердости и устойчивости каких-то — пусть искаженных — нравственных норм, которые уж своими-то близкими, тем более родными обязательно должны соблюдаться: «Свои люди — сочтемся!» Однако Большое, которому, несмотря на всю его грубость и самодурство, свойственны были все же некоторые иллюзии, вынужден пережить горький для него момент «прозрения». И комедия, высмеивающая ничтожество жизненных целей, крайнее убожество внутреннего мира и самого главы купеческого дома, и его приказчика Подхалюзина, и стоящего на самой низкой ступени той же социальной лестницы мальчика-слуги Тишки, превращается к концу в трагедию человека, отца, цинично обманутого, преданного родной дочерью и зятем. Уже у современников драматурга возникли в данном случае ассоциации с трагедией Шекспира «Король Лир».
Первая пьеса Островского была восторженно встречена читателями (постановка ее на сцене была запрещена). Продолжая традиции своих великих предшественников, молодой драматург создал социально-бытовую комедию, построенную не на внешней интриге, не на победе добродетели над пороком, а на глубоком и вдумчивом анализе искаженных человеческих отношений в мире, где деньги, барыш, нажива становятся важнее долга, совести и любви. Материал с сайта //iEssay.ru
Середина 50-х гг. XIX в. была ознаменована важными переменами в политической и духовной жизни русского общества. Во второй половине 50-х гг. драматург расширяет тематический диапазон своих произведений. Он обращается к миру чиновничества («Доходное место», 1857), к миру дворянства («Воспитанница», 1859), стремясь охватить основные силы дореформенной России.
Оживление общественного движения, предгрозовая атмосфера, которая явственно ощущалась в русской жизни накануне 1861 г., накопленный творческий опыт — все это привело Островского к созданию «Грозы».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
Личная жизнь
Известно, что писатель был увлечен красавицей актрисой Л. Косицкой, но девушка категорически отвергала чувства драматурга. Также Островский был в гражданских отношениях с девушкой из простой семьи — Агафьей Ивановной. Несмотря на то, что эта женщина не была образована, она всегда могла выслушать писателя и разделить его переживания и чувства. Им суждено было прожить совместно 20 лет. Позднее Островский женился на актрисе Марии Бахметьевой. Он смогла родить драматургу четырёх сыновей и двух дочерей.