В чем видит пушкин назначение поэта

Пушкин о природе и назначении поэзии

Лучшие свои стихи о назначении поэта и сущности и природе поэзии Пушкин написал уже в лицейские годы. С этой темы, собственно, и начинается Пушкин как поэт. От первого, опубликованного в 1814 году, стихотворения «К другу стихотворцу» пролегает трудная, полная невосполнимых утрат и счастливых приобретений, дорога к знаменитому «Памятнику» 1836 года.
За это время поэт создает такие великолепные программные стихотворения, как «К Овидию» (1821 г.), «Чиновник и поэт» (1821 г.), «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.), «Пророк» (1826 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа» (1828 г.), «Поэту» (1830 г.) и некоторые другие.
Всякий поэт, рано или поздно приходит к потребности высказаться о назначении поэтического творчества, правда, не все делают это так рано как Пушкин. Осознав как следует своё поэтическое предназначение, яснее поняв для чего он это делает, поэт лучше творит в дальнейшем.
Пушкин понимал поэзию как главный стимул духовного совершенствования человека. Сам поэт, по мнению Пушкина, несет всю полноту ответственности за духовное состояние общества, за людей и их поступки.
В своём поэтическом даре Пушкин видит весь смысл своей жизни, свое предназначение. Поэзия же должна заниматься только своим поэтическим делом и ничем иным. Но это вовсе не пропаганда теории чистого искусства, не пропаганда поэзии – ради самой поэзии. Просто поэтическим творчеством, как считает Пушкин, нужно заниматься серьезно, отдавая этому делу всего себя, без остатка. Как, впрочем, и в любом другом деле. Только в этом случае, конечно, при наличии поэтического дара, начинающего стихотворца ожидает удача.
Пушкин вовсе не запугивает начинающих поэтов трудностями поэтического творчества, а, как уже было сказано выше, уравнивает его со всяким другим человеческим трудом. Если и проскальзывает в его стихах мысль об особенной сложности поэтического труда, так только в связи с тем, что человеку, родившемуся поэтом, нужно неотступно следовать своему призванию, забыв обо всем остальном, полагаясь только на собственное усердие.
Однако, в первом своем опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» пятнадцатилетний Пушкин обращается к юноше, условно названному Аристом, решившему примкнуть к «толпе служителей Парнаса» и стать поэтом, наставляя его, чтобы тот не спешил «оседлать упрямого Пегаса», не гнался за лаврами «опасною стезёй», воспевая «ручьи, леса, унылые могилы». Пушкин дает понять, что Арист, не будучи твердо уверен в наличии у себя поэтического таланта, рискует лишь пополнить когорту серых бесславных пиитов.
«Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – целый свет забудет», –
с горечью говорит Пушкин, предостерегал Ариста. Но даже в случае, если Арист – действительно настоящий поэт и справедливо займёт своё место на Парнасе, Пушкин предупреждает его, что писательский труд не приносит поэту большого богатства. «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. » Вот и вся перспектива «счастливого» стихотворца, обреченного на вечные поиски средств к существованию.
Самому Пушкину, несмотря на столь юный возраст, уже известно, что путь поэта усеян не розами, а шипами. Но здесь просматривается явное противоречие. Ведь поэт, уговаривая Ариста не писать стихов, сам пишет их, о чем свидетельствует хотя бы данное послание. Причем стихотворение это является одним из первых, сочиненных юным поэтом. Но Пушкин тут же объясняет это несоответствие на клерикальном примере. Поп, проповедующий в церкви воздержание от спиртного, после службы может позволить себе выпить. Однако, своей пастве он внушает, чтобы они не обращали на это внимания и поступали согласно его церковным проповедям. Точно так и поэт, меряя людей в своей поэзии самой высокой меркой, как человек оставляет за собой право не сверять с этой поэтической идиллией образ своей повседневной жизни. В противном случае, его человеческое поведение было бы сковано и превратилось бы в сущую муку, если он не прирожденный монах или аскет, отрешившийся от всех жизненных благ и удовольствий. Все остальные люди также, преклоняясь перед гением поэта, далеко не всегда поступают соответственно духу его поэтического творчества. Иначе грешники давно бы превратились в святых, а земля стала бы раем.
Поэтому и вырывается из уст юного Пушкина такое признание:

«Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!»

В этом стихотворении, по-моему, сказались собственные сомнения и опасения Пушкина, впервые столкнувшегося с мыслью о своей дальнейшей поэтической судьбе. И пылкое послание к воображаемому коллеге Аристу, скорее всего, обращено к самому себе.
Дух сомнения постоянно сопровождает Пушкина на протяжении всего его творческого пути. В стихотворении «К Овидию», написанном в период южной ссылки, поэт ощущает себя изгнанником, принявшим «Овидиев венец». Ему кажется, что творчество его, да и он сам будут неизвестны для «новых поколений». Утешается он только тем, что, может быть, какой-нибудь его поздний потомок, как и он сейчас, придет в эти места, где он был в изгнании, и вспомнит о нем, как Пушкин вспоминает сейчас об Овидии. Он как бы принял от римского опального поэта своеобразную эстафету и верит, что после него придет в эти пустынные места такой же изгнанник. Примечательно здесь такое Пушкинское высказывание об Овидии: «Не славой – участью я равен был тебе». Молодой Пушкин вполне отдает себе отчет в оценке своих собственных, пока еще скромных поэтических успехов и не помышляет тягаться с Овидием, исключая всякие кривотолки в будущем о своей нескромности.
Между тем, Пушкин твердо знал о том, что требует от него поэзия, когда в четырнадцать лет написал стихотворение «К другу стихотворцу». Точно также знал и – создавая «Евгения Онегина». Пушкин желает только одного – оставаться всегда верным своему искусству. Ему достаточно быть только поэтом, делать свое поэтическое дело, как положено поэту, всё остальное приложится само собой. Пушкин не искал себя как поэта, не мучился размышлениями над тем, по какому пути идти. Его беспокоила только одна мысль: правильно ли он обращается со своим поэтическим даром.
После стихотворения «К другу стихотворцу», в том же 1814 году, в печати появляется первое послание «К Батюшкову». Если начинающего поэта Ариста Пушкин отговаривает от занятия поэзией, то Батюшкова, наоборот, уговаривает продолжать поэтическую деятельность, укоряет его за пренебрежение к своему дарованию. Здесь Пушкин проявляет истинную заботу о состоянии отечественной литературы. В стихотворении много афористических высказываний. Главное из них: «Поэт! в твоей предметы воле. »
Из сказанного ясно видно, что Пушкин признает за поэтом исключительное право строить свой особый поэтический мир. Творить его заново, как Бог сотворил землю и небо. Причем, мир этот может не соответствовать окружающей поэта реальности. Пушкин считал, что высшей целью поэта является изображение мира таким, каким он предстает только перед его собственным поэтическим видением. Вот как Пушкин говорит о судьбе поэта в вышеупомянутом стихотворении «К Батюшкову»:

«. Мирские забывай печали,
Играй; тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон».

В представлении юного Пушкина, однажды вступив на поэтическую стезю по призванию, поэт должен следовать по ней до конца. Таков его удел и никуда от него не денешься.
Но, в связи с тем, что «Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы. », в Пушкинском понимании о высоком предназначений поэзии появляется некий низкий мотив – деньги. Ведь поэту нужно на что-то жить, а одним поэтическим вдохновением, питающим душу, но никак не бренное тело, увы, сыт не будешь. В связи с этим, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» излагается спор о назначении поэзии, об ее месте в духовной жизни общества. В споре, как и следовало ожидать, побеждает не поэт, а книгопродавец. Когда поэт, уже прижатый к стене доводами книгопродавца, говорит, что суть его творчества в свободе творить, тот возражает на это:

«. Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать».

«Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы. «

Быть одному, исполняя свое призвание, значит идти на подвиг, отдавать себя в жертву высшим идеалам. Но подвиг этот непонятен простому народу, привыкшему подходить ко всему с точки зрения голого рационализма и отрицающему всё, что не приносит материальной выгоды. Потому так горько звучат в устах Пушкина строки из стихотворения «Поэт и толпа», осуждающие «чернь тупую»:

Кое-кто, возможно, пожелает усмотреть в этом показательном стихотворении не конкретного поэта и не конкретную толпу, а всего лишь абстракцию, вещи отвлеченные. Увы, по-моему, именно в этом стихотворении Пушкин, пропустив всё через себя, на основе собственного опыта, подошел к ясному пониманию глубинной сущности народа и, вообще, устройства человеческого общества. Тема эта, тема поэта и толпы, героя и толпы, пророка, – на протяжении многих веков будоражит умы многих писателей и поэтов. И начинается она едва ли не с распятого в древней Иудее Иисуса Христа, не понятого и не принятого современниками. Толпа, она обладает удивительной способностью забрасывать камнями своих поэтов и пророков и превозносить до небес тиранов. Кто из великих творцов древности и современности не вступал в конфликт с толпой, наткнувшись на острие ее непонимания? И не в одной черни здесь дело. Чернь, это, скорее всего, обобщение. Чернь, это серая масса посредственностей, отвергающая всё исключительное и неординарное. Не отсюда ли целая плеяда, так называемых «лишних» людей, начиная с Пушкинского Онегина и продолжая Печориным, Обломовым, Базаровым, Раскольниковым и так далее.
Потому и отстаивает Пушкин независимость поэта от толпы и призывает его вершить над своим творчеством только свой собственный суд. Поэт – избранник Бога и его устами говорит сам создатель. Поэту, как и Богу, нет равных, а посему, удел богов царей (земных богов) и поэтов – одиночество. Обо всем этом достаточно ярко говорится в сонете «Поэту»:

«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник».

Этот же мотив смирения, равнодушия к хуле глупцов и невежд повторяется в заключительных строках известного пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » Но основная мысль стихотворения, которая является определяющей и для всего Пушкинского творчества, изложена в предпоследней строфе. Поэт здесь говорит:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

В этом четверостишии – ключ для понимания назначения поэта и поэзии. Пушкин видел назначение поэзии в этом и следовал ему всю свою жизнь, завещав подобное понимание будущим поколениям поэтов.

Источник

В чем видит пушкин назначение поэта

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».

Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении «Пророк». Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою томим», является посланник Бога — «шестикрылый серафим». Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его «шестикрылый серафим», прикасаясь к нему «перстами легкими, как сон». Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем». Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.

Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении «Арион», воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.

. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн —
Пловцам я пел.

Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гимны прежние пою», — заявляет он в стихотворении.

В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

Источник

«Назначение поэзии и образ поэта в лирике Пушкина»

Семья поэта

В семье Пушкиных было большое количество талантливых людей. Василий Львович, приходившийся поэту дядей, прекрасно слагал стихи, благодаря чему приобрел известность в широких кругах. Отец, Сергей Львович, превосходно владел французским языком.

В доме всегда было много гостей, и во время долгих вечеров отец Пушкина читал публике собственные стихи на французском. Однако к воспитанию детей родители Александра подходили с меньшим энтузиазмом. Маленький Пушкин большую часть детства провел под опекой воспитателей, крепостного дядьки Никиты Козлова, а также любимой няни — Арины Родионовны. Образы людей, с которыми поэт жил столько времени, впоследствии стали прототипами множества героев его произведений. Арина Родионовна оказала большое влияние на формирование личности Александра Сергеевича, поспособствовала поэтичности восприятия окружающего мира. Из ее уст маленький Пушкин услышал большое количество интереснейших фольклорных образцов. В дальнейшем они легли в основу некоторых его произведений.

Сказки Пушкина носят отпечаток рассказов, услышанных в детстве от Арины Родионовны. Впоследствии они приобрели большую популярность как у детей, так и у взрослых. Сказки Пушкина переведены на другие языки и изданы в разных странах мира.

Студенческий период

Информация о Пушкине включает в себя важный раздел о жизни поэта в лицее. Осенью 1811 года Александр Сергеевич начал обучение в Царскосельском лицее. Творческая атмосфера помогала поэту развивать свой талант. Уже в 1814 году «Вестник Европы» публикует сатирическое стихотворение «К другу стихотворцу», автором которого стал юный Пушкин. Через несколько месяцев читатели знакомятся со вторым произведением Александра Сергеевича, обеспечившим громкий триумф, – «Воспоминания в Царском селе».

Среди друзей поэт славился начитанностью, поразительной осведомленностью в различных аспектах русской и французской литературы. В стихотворениях, написанных в лицейские годы, прослеживается влияние литературных наставников. Произведения Александра Сергеевича наполнены радостью, негой и любовью. Но романтическая мечтательность вскоре сменяется унылыми элегистическими нотами. Начинают появляться первые жалобы, разочарования и обиды на жизнь.

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…
А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина.

Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества.

Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.

Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:

Лачужка под землей, высоки чердаки —

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое по­прище. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».

В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г.

«Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представи­тель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литера­туру, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии.

С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пла­менный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»

Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.

«Какое дело свету. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:

Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.

И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, что­бы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, кото­рую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранниче­ство достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.

В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно вы­полнять свою миссию.

Характерно, что если в других стихотворениях Пуш­кин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврей­ский Бог, Серафим.

Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрач­ной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Послан­ник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слы­шит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул».

Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще вы­сокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит.

Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей сво­им поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света Он малодушно погружен…

Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого кос­нется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы…

Поэт внутренне независим.

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.

В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор про­возглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», по­нимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не озна­чает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в со­стоянии понять его высоких устремлений:

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплотна —

Какая польза нам от ней.

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздра­жение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:

Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!

В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистическо­го искусства, связанного с запросами общественной жизни.

В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушки­на гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет пред­метом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», по­тому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.

Рецензия

Сочинение об образе поэта и теме творчества в жизни общества и людей последовательно и верно раскрывает взгляд А. С.

Пушкина на роль поэта и поэзии, видевшего свое предназначение в том, что выражено им в стро­ках: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Части сочине­ния соразмерны.

Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамот­ным, уместным цитированием.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соот­ветствии с требованиями к особенностям жанра.

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Творчество после окончания лицея

По окончании лицея в 1817 году Александра Сергеевича ожидала служба в Коллегии иностранных дел. Поселившись в Петербурге, Пушкин окунается в мир светских развлечений. В то же время он активно участвует в общественно-литературной жизни города.

В этот период прослеживается вольная нотка в произведениях поэта. В своих стихах он руководствуется музой высокой гражданской лирики. Творения Пушкина в этот период пропитаны революционной чувствительностью. Послание «К Чаадаеву» является ярким тому доказательством.

Стихи Александра Сергеевича положили начало поэтической поэзии декабристов. За революционный настрой Пушкин даже чуть не поплатился свободой. Благодаря ходатайству друзей наказание решили смягчить, но судьба распорядилась иначе. Поэт серьезно заболел и был отправлен близкими на курорты Кавказа и Крыма. Здесь зарождается величайшее произведение Александра Сергеевича – «Евгений Онегин». Во время южной ссылки на Александра Сергеевича повлияли природа Кавказа и солнечное Крымское побережье. Безусловно, это сказалась на написанных им стихотворениях. Пример тому — творение «Погасло дневное светило…», которое было создано в пути из Феодосии.

Период ссылки сыграл не последнюю роль в творческом становлении поэта. В это время происходило его бурное интеллектуальное развитие посредством упорной работы, чтения и глубоких раздумий.

Стихотворения, неугодные власти, и новая ссылка

Между тем слава поэта росла с каждым изданным произведением. Имя Пушкина вызывает у читателей восторг и благоговение. Новые творения получают мощные отклики в сердцах поклонников его таланта. Вольные стихи Пушкина находились под запретом, тем не менее, с ними успело ознакомиться бесчисленное количество людей. Это стало поводом для перехвата одного из частных писем поэта. Император Александр I нашел в строках этого послания неприемлемую тематику, в связи с чем Александр Сергеевич был отправлен в ссылку «далекого северного уезда».

В период новой ссылки происходит открытие важного этапа художественного становления Пушкина. В своем послании другу он писал, что развитие духовных сил достигло своего апогея: «Я могу творить». Именно в это время происходит работа над произведением «Борис Годунов».

«Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников»

Обращались к пушкинской тематике И. Репин в содружестве с И. К. Айвазовским, И. Н. Крамской. Однако их создания не вносили существенной лепты в отображение и в разработку образа поэта. Картины на отдельные сюжеты биографии Пушкина знакомили зрителя с эпизодами жизни поэта, но мало прибавляли к пониманию его характера. Удачной, по отзывам того времени, признавалась лишь фигура поэта на картине Репина и Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» (1887 года). «Задавшись целью воссоздать Пушкина полным увлечения и надежды юношей, г. Репин, нужно ему отдать справедливость, блистательно исполнил эту нелегкую задачу,— о (1887, № 263).— Он (Репин.-—Е. В.) дает нам Пушкина не с теми чертами лица, которые запечатлелись в памяти каждого из нас по циркулирующим в публике портретам, а таким, каким действительно можно и должно представить себе Пушкина юношей». В еще более восторженных тонах оценил созданный Репиным портрет поэта критик «Всемирной иллюстрации»: «.Пушкин Репина — чудо живописи. Видно, что с любовью и, может быть, благоговением писал Репин.фигуру поэта. Светлые глаза Пушкина обращены к морю, и художник сумел показать нам в них огонь мысли в тот момент, когда в мозгу поэта отпечатлевается образ моря и ои стоит перед волнующеюся стихией, охваченный сладостной тоской, стоит «звучных дум полн», как выразился о нем другой современный нам поэт».

В год столетнего юбилея появилось немало новых изобразительных интерпретаций образа поэта. Большинство из них копировали и составляли вариации на темы портрета О. Кипренского и гравюрного варианта портрета работы Н. Уткина. Весьма удачным признан офорт В. В. Матэ. Сравнивая новую интерпретацию пушкинского облика с гравюрой Уткина, между которыми разрыв в семьдесят два года, Е. В. Павлова отмечает знаменательные различия в манере художников, в технике, а также в отношении к поэту. У Матэ Пушкин выглядит его современником, дистанция времени не ощущается, не подчеркивается, хотя «.приблизив Пушкина к своему времени, Матэ утерял что-то очень важное, быть может, самую суть портрета Кипренского»1, в котором акцентировалось возвышенное, поэтическое в облике поэта.

К 1899 году относится создание первого богато иллюстрированного собрания сочинений поэта в трех томах. Оно открывалось акварелью В. А. Серова «Пушкин в парке». Этот портрет явился этапным, определив возможности нового подхода к пушкинской иконографии, к толкованию образа поэта и к воссозданию его в живописи. Поэт в осеннем парке сидит на скамье. Весь рисунок, однако, преисполнен движения. Прочитывая его, искусствовед Е. В. Павлова проницательно замечает, как неровны, стремительны, направлены под острыми углами друг к другу штрихи, мазки, удары кисти. Скамейка, на которой сидит поэт, стоит по диагонали к плоскости листа, Пушкин расположен по диагонали к скамейке, с наклоном влево, а стволы деревьев разделяют лист наклоном вправо. Таким образом, фигура поэта располагается в центре пересечения разнонаправленных линий, что усиливает динамический эффект. «Ничего застывшего, все в движении в этом рисунке: несущиеся облака, листья, клонящиеся ветви деревьев, развевающиеся волосы и галстук поэта, даже стремительно приподнятая голова и взгляд, обращенный в сторону. Художник воссоздал облик Пушкина с таким артистизмом и легкостью, как будто писал его с натуры»1. Рисунок, согретый индивидуальным авторским отношением, передает целую гамму переживаний самого поэта, которому неуютно, одиноко в мире, а также в нетрадиционно решенном образе отчетливо выражается сопереживание, сочувствие Пушкину.

Подготовка к юбилейным празднествам 1899 года вызвала энтузиазм стихотворцев, посвятивших поэту немало поэтических произведений. Однако популярность получили в основном те из них, в которых культивировалась официозная трактовка его облика и творчества. Превалировали утверждения, что поэт был верноподданным, защитником монархии, истым верующим. Таким поэта стремились представить прежде всего молодому поколению. В стихах «Пушкин для русских детей» второразрядный поэт П. Потехин, к примеру, писал:

Согласно официально признанной легенде, поэт не только жил благодаря заботам о нем государя-императора, но и творил лишь благодаря божественному благоволению, тому вдохновению, что даровалось за непротивление и набожность. В стихотворении Трефолева, так и озаглавленном «Пушкин в духовно-нравственном отношении», утверждалось:

.влекомый вдохновеньем, Молитвы он перелагал, И сам усердно, с умиленьем Он Слово Божие читал. Поэты этого направления усердно возглашали, что Пушкин и только он их предтеча.

* Не для житейского волненья, * Не для корысти, не для битв, * Ты был рожден для вдохновенья, * Для звуков чистых и молитв.

Майский номер журнала «Мир искусства» за 1899 год был целиком посвящен Пушкину. В нем выступили символисты с доказательствами своих прав на монопольное обладание пушкинским наследием. Они утверждали, что «Праздник. пушкинской поэзии со всей искренностью и радостью будет отпразднован лишь в одном из литературных переулков, именно в том, где обитают поклонники символизма и эстетики». Именно они, символисты, могут считаться единственными наследниками Пушкина, который, по словам Н. Минского, провозглашал «красоту», постигаемую иррациональным путем, равнодушную к злу и добру.

От каких посягательств защищали пушкинскую музу символисты? Прежде всего их пугала «нахлынувшая волна демократического варварства», то есть распространение грамотности в массах крестьянства и рабочих. Д. Мережковский, уверявший, что Пушкин явился духовным предтечей декаданса конца XIX века, пропагандировал образ Пушкина-аристократа, который провозгласил: «Не для житейского волненья.»

«Но жаль,— добавляет Мережковский,— что эти слова не слышит чернь. Ее звериные уши не созданы для откровенности гениев. Не должно об этом говорить на площадях; надо уйти в святое место. И поэт ушел».

Утилитаристы и педагоги привязываются к его стихам: «чувства добрые я лирой пробуждал», между тем как исповедующие «искусство для искусства» декламируют обращение Пушкина к толпе:

* Подите прочь — какое дело * Поэту мирному до вас!»

Тенденции к дроблению образа поэта на множественность его ипостасей и обличий, различных по идеологической и мировоззренческой направленности трактовок облика и творчества Пушкина усилились в первые годы нового века.

Цензура и пристальный контроль

В 1826 году следствие установило, что Пушкин непричастен к делу декабристов, поэтому Николай I вызывает его из ссылки. Между тем император заявляет, что будет личным цензором поэта. С этого момента жизнь и произведения Александра Сергеевича находятся под тайным надзором полиции. Позже он признает, что «свобода», дарованная Николаем I, ничем не лучше «неволи» Александра I. Затевать какие-либо споры по поводу цензуры с императором было бессмысленно.

Пушкин был крайне удручен сложившейся в стране атмосферой. Период реформ, возникновение общественных проблем диктовали поэту необходимость новых средств литературного выражения, в связи с этим требовалось время на их создание. Информация о Пушкине сообщает лишь об одном законченном произведении в тот период — это поэма «Полтава».

Лирика Пушкина

Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной…

Каждый «взыскательный художник» в своей жизни пытается достигнуть того, чтобы его помнили, не забыли. И великий русский писатель А.С. Пушкин, как истинный творец, делает что-то значимое, большое, важное для всего человечества, хочет, чтобы окружающие его люди осознали значение, миссию поэта в мире, поняли его творчество, надеется, что «в лете не потонет строфа, слагаемая» им, ведь творец живёт лишь тогда, когда живёт его поэзия.

И «строфа» такого писателя «в Лете не потонет», главное для которого – духовность, потому истинный поэт всю жизнь свою «духовной жаждою томим». Истинно этим «божественный посланник» отличается от других людей, всего народа, толпы, для которых важнейшими ценностями, определяющими всё существование человечества, являются материальные блага, «злато»:

Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Поэтому «чернь тупая» старается извлечь из всего выгоду для себя, пользу:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато, как ветер, и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

А пророк это человек бескорыстный, не требующий «за чувства воздаянье», ведь «блажен, кто молча был поэт». А бескорыстие делает человека независимым от благ материальных, страстей, «злата», то есть свободным.

Итак, лишь поэзия бескорыстного, независимого художника, который является человеком высшей духовности, «в Лете не потонет». И такой творец способен своими произведениями. Пробуждать «чувства добрые» в людях: сострадание, милосердие «молодые сыновья» которых «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов», к юным девам, цветущими «для прихоти бесчувственной злодея», к друзьям, проводящим свои дни в заточении, «во глубине сибирских руд», «в мрачных пропастях земли». И поэт, сострадая сосланным декабристам, многие из которых были его лицейскими друзьями, старается помочь им советом, добрым словом (Бог помочь вам, друзья мои…), призывает хранить «гордое терпенье», надежду, верить, что «придёт желанная пора».

Итак, поэзия юного творца будет жить вечно, который пробуждает в людях чувства добрые»: н только надежду, веру, сострадание, милосердие к ближнему, сочувствие всем, кому тяжело, трудно в жизни, но любовь к Родине, будущим поколениям, «к отеческим гробам», друзьям, женщине. Получается, что А.С. Пушкин философски рассуждает даже и от чувства любви. Ведь для поэта это доброе, искреннее, теплое чувство, это дар для каждого любящего человека, творец верит в то, что когда-нибудь его посетит истинная любовь:

И, может быть, — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

И поэт уверен, что в тот период своей жизни он испытает истинное блаженство. Но и в обыденное время творец наслаждается тем, что он существует в этом мире, «небес избранник» хочет жить, «чтоб мыслить и страдать». Ведь для пророка вовсе не важны сиюминутные радости, поэтому смысл жизни «взыскательного художника» заключается в том, чтобы мучаться, ведь страдания воспитывают душу, волю человека, делают его способным сочувствовать другим.

Итак, люди не забудут, будут чтить такого поэта, который пытается найти истину, ответить на вопрос о смысле жизни людей, говорит о высших ценностях человечества.

Но уважать такого творца будут лишь следующие поколения, потомки «небес избранника», ведь он является пророком, так как сам Бог исполнил его «волею» своей, одарил сердцем, которое, как «угль, пылающий огнем», «вещими зеницами», способностью «глаголом жечь сердца людей». Поэтому творчество поэта пророческое, и современникам порой очень трудно понять, поэзию «небес избранника». Но были люди, которые чтили, любили, понимали и уважали поэта А.С. Пушкина и во время его недолгой жизни. Это были декабристы, многие из которых являлись лицейскими друзьями творца. Они делились с ним своим мировоззрением, наслаждались его обществом, глубоко верили его словам, которые пробуждали в декабристах веру, надежду в то, что «придет желанная пора», «оковы тяжкие падут», «Россия вспрянет ото сна». Ведь эти слова «небес избранника», сказанные от всего сердца и души, были добрыми и искренними. Так, со всей нежностью и любовью поэт желает своим товарищам счастья, удачи:

Бог помочь вам, друзья мои…

Итак, истинного творца будут чтить не только будущие поколения, но и его современники, пусть даже немногие.

Но почему же сам поэт А.С. Пушкин глубоко верит в то, что творчество его «в Лете не потонет»? Да ведь « взыскательный художник» писал не ради сиюминутной славы, «злата», материальных благ, а «из вдохновенья». Поэт верил в то, что устами его говорит Бог («и бога глас ко мне воззвал…»), «небес избранник» осознавал свою великую миссию, порученную ему всевышним создателем мира:

Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, поэт, который пишет «из вдохновенья, не из платы», не ждет «за чувство воздаянья», осознает свою миссию, порученную Богом, будет жить вечно в душах и сердцах людей, будущие поколения и даже некоторые современники поймут его творчество.

Но «чернь тупая» во все времена будет «плевать» на поэзию «божественного посланника», бранить его. Но истинный художник всегда остается «тверд, спокоен», уверен в себе.

Итак, А.С. Пушкин, как истинный творец, «небес избранник», будет жить вечно, поэзия его почитаема до сегодняшних дней, люди любят, уважают и ценят, она никогда «в Лете не потонет». Ведь стихотворения великого писателя А.С. Пушкина в каждом, кто их воспринимает душою, сердцем, пробуждают прекрасное возвышенное желание: делать добро, оставить после себя хоть маленький след, но красивый, приятный и добрый.

Информация о работе «Лирика Пушкина»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5494 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта

… ряду всех других определений Пушкин избрал слово «неподкупный»: «неподкупный голос». Таким и остался навеки Пушкин в нашей памяти. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что же было предметом его поэзии? Всё стало её предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…»[24] …

Любовная лирика Пушкина

… ощущение жизненной полноты. Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека. …

Личное и историческое в лирике Пушкина

… недо­умевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда же это рабство кончится. Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченной самодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Его огорчило то, что царь не последовал его советам. Он разочаровался в силе поэзии. Через четыре года Пушкина направляют под …

Основные мотивы лирики Пушкина

… году: …А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою”. Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов. Рассматривая эту тему в …

Пушкин и Гончарова

Несмотря на свои частые увлечения разными девушками, встретив Наталью Гончарову, поэт остепенился. Наталья была знаменитой красавицей, имела много поклонников, в связи с чем на ухаживания Александра Сергеевича первое время отвечала уклончиво. Лишь спустя два года после знакомства Пушкин сумел добиться расположения Гончаровой, и она стала его женой.

Самой «урожайной» на произведения явилась осень 1830 года. Наконец было положено окончание «Евгению Онегину», которому поэт посвятил восемь лет. Происходит издание «Повестей Белкина», «Маленьких трагедий», повести «Домик в Коломне».

«Медный всадник»

Образ Пушкина неразрывно связан с грандиозной поэмой «Медный всадник». Это произведение представляет собой повествование о прошлом, настоящем и будущем государства Российского. Оно преисполнено философского смысла и исторического значения. Описание противоречивого образа столицы повлияло на творчество многих поэтов XIX-XX веков.

Своими талантливыми произведениями, преисполненными глубокого смысла, Александр Сергеевич Пушкин открыл новую эпоху в русской литературе. Его стихотворения оказали воздействие на других поэтов-последователей.

Огромную роль в воспитании личности играют произведения Александра Сергеевича. Не зря в школьных классах размещают фото Пушкина, ведь он был настоящим мастером художественного слова и создателем современного литературного языка.

Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина — Сочинение

Образ поэта в лирике А. С. Пушкина

И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Так А.С. Пушкин писал в стихотворении «Осень» в 1833 году. Наверное, нет в русской литературе поэта, который бы столь тре­петно относился к творчеству, к божественным минутам вдохновенья. Тема поэта и поэзии была очень значимой в творчестве А.С.

Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеа­лы свободы, творчества, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания, назначения поэта в общественной жизни. Хотя сам образ поэта претерпел у А.С. Пушкина опреде­ленную эволюцию.

В ранней лирике А.С. Пушкина поэт — грустный певец люб­ви и печали, у него «тихий глас», взор его «потухших глаз» испол­нен тоски, звук свирели его прост и уныл. Этот образ поэта, со­зданный в духе сентиментализма, можно назвать в определен­ной степени условным (стихотворение «Певец»),

Далее мы видим образ поэта-гражданина, трибуна, призван­ного бороться с общественными пороками (послание «Лици­нию», ода «Вольность», стихотворение «Деревня»).

Затем для А.С. Пушкина характерна романтическая трактов­ка данной темы: поэт — гордый и независимый человек, кото­рый тоскует «в забавах мира». Он чуждается людской молвы и не поклоняется «народному кумиру», стремясь уединиться на «бе­регах пустынных волн» (стихотворение «Поэт»), Причастность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоятельствах жизни (стихотворение «Арион»),

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Пророк». В основу данного стихотворения положен рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. «Про­рок» — программное произведение в творчестве Пушкина.

«Сти­хотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь автора выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне.

Несмотря на архаи­ческий образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.

Пророк, по представлениям древних, — истолкователь воли божества. Он беспристрастно судит о настоящем и предсказыва­ет будущее. Пророк всегда выступает защитником угнетенных.

Кроме того, он должен обладать неотъемлемыми друг от друга свойствами — всеведением, всезнанием, то есть высшим знани­ем законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком, горячим сердцем, небывалой силой страст­ной убежденности в правоте своего дела.

В момент творческого вдохновения все суетное, мелкое, приземленное должно исчез­нуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превра­щения простого смертного в грозного глашатая истины запечат­лен в стихотворении.

Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческо­го познания, радость всевидящей мудрости.

Человек готов к под­вигу, готов нести людям свет правды: вместо «грешного» языка в уста его вложено «жало мудрыя змеи». Здесь дано острое ощуще­ние физической боли («В уста замершие мои Вложил десницею кровавой»).

И наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучение, через страдание человек становится пророком»:

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Особую торжественность речи придают архаизмы и славяниз­мы («перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли»), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом «и».

Продолжая традицию романтиков, Пушкин утверждает внут­реннюю свободу поэта, его независимость от мнений толпы. «Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполло­ну. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ непосвящен­ный» не понимает и не достоин понять ее смысла»:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так Пушкин писал в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Сходные мотивы звучат и в стихотворении «Поэту» (1830). В этом стихотворении автор утверждает мысль об избранности поэта, о праве его жить в соответствии со своими собственными пред­ставлениями об идеале. Пушкин сравнивает художника с царем:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

В данных стихотворениях очень важен мотив внутреннего сто­ицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, которого «бра­нит» толпа. Поэт и его душа — это алтарь, посвященный Богу, и именно осознание этого поддерживает художника. Сам же про­цесс творчества — это «благородный подвиг», совершаемый во имя любви.

В 30-е годы тема творчества рассматривается в реалистичес­ком плане — Пушкин называет поэзию «трудом» (стихотворе­ние «Труд»), видит высокое и поэтическое в повседневности. Предметом творчества, по мнению поэта, должна стать обычная жизнь людей, скромная русская природа.

Пушкин отстаивает свое право на реализм в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый». Очень важным в данной теме являет­ся мотив памятника, творческого наследия личности. Этот же мотив звучит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг неру­котворный» (1836).

Это произведение стало поэтическим завещанием поэта. «Это стихотворение восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворе­ния составляет судьба поэта, осмысленная на фоне историчес­кого движения.

Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, о счастье свободы. Вместе с тем, оно полно горького пред­чувствия скорой гибели, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом.

Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творче­ством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», пото­му что он — голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пуш­кин вводит народную тему — «К нему не зарастет народная тро­па»». Поэзия станет достоянием всей страны:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык.

Поэт гордится тем, что его поэзия взывала к свободе и доб­рым чувствам:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

«Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушки­на, для которого хвала, обида и клевета — временное и суетное. Он писал не ради «венца»». Строго следуя истине, муза поэта преданно служила свободе, красоте, добру и справедливости.

Таким образом, творчество Пушкина — это бескорыстное, беззаветное служение музам. Пушкин призван был быть не не­укротимым исследователем действительности, а живым откро­вением тайны поэзии на Руси. И избранный поэтом путь оправ­дывался его натурой и призванием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *