В чем видит пушкин предназначение поэта
В чем видит пушкин предназначение поэта
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».
Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении «Пророк». Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который «духовной жаждою томим», является посланник Бога «шестикрылый серафим». Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его «шестикрылый серафим», прикасаясь к нему «перстами легкими, как сон». Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Значит, новое приобретенное поэтом качество мудрость дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта «угль, пылающий огнем». Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении «Арион», воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.
. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я беспечной веры полн
Пловцам я пел.
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. «Я гимны прежние пою», заявляет он в стихотворении.
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении «Памятник», написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим «памятник нерукотворный», потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Предназначение поэта в поэзии, анализ стихотворения «Поэт» (Пушкин А. С.)
А.С.Пушкин гениальный русский писатель. Вся русская поэзия основана на творчестве Пушкина, именно от того времени начал формироваться литературный стиль. Поэт послужил примером многим русским писателям, его идеалы, воспеваемые в стихах стали источником для всей последующей русской литературы.
Пушкин много писал о поэте, о его предназначении, читая такие стихи, как «Поэт», «Пророк», сразу чувствуешь, что эта тема волнует писателя, автор размышляет над вопросами о том, кто же поэт, и откуда такой дар дан ему? Поэт конечно человек, но человек не простой, человек способный видеть не глазами, а душой.
Поэт как музыкант, у которого обнажена кожа на пальцах, каждое касание струн или клавиш приносит боль, но рождается музыка. Когда Пушкин пишет о поэте, он говорит, что несправедливость в мире для поэта приносит страдание, выступая категорически против ограничений свободы слова для писателей, А.С. Пушкин при этом нравственное лицо общества, нельзя воспевать порок. В своих стихах о поэтах писатель гордится тем, что никогда не был неискренен, никогда не льстил сильным мира «кадилом лести не кадил», «неподкупный голос». Свобода для Пушкина, это возможность говорить правду, возможность следовать своему чувству.
В 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Поэт». Небольшое, но исполненное глубоким смыслом, размышлениями стихотворение показывает отношение автора к собратьям по перу.
В стихотворении «Поэт» Пушкин проводит параллель между состоянием поэта до того, как его посетило вдохновение и после. Поэт вначале серый и неинтересный, он словно спит, но после того как его лира запела, поэт ожил, зазвучали слова, он проснулся, ему уже не по нраву забавы мира.
Поэт рождается заново вместе со своей поэзией, он по-другому видит мир, он по-другому чувствует, он пересматривает все приоритеты.
«К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы»
В стихотворении Пушкин использует сравнения, метафоры. Этим усиливается смысл, сказанного. Стихотворение мелодично. Если в первой строфе звучит грусть, слышится скука, то в последней, поэт передает волнение героя, его желание убежать от суеты, позволить петь его сердцу.
К сожалению, такая поэзия в настоящее время не пользуется успехом у населения, те стихи, что окружают нас скорее рифмованные (а чаще даже не рифмованные) стишки ни о чем. Это и современные песни, и рэп, и слоганы. Красота слова, фразы не интересна большинству молодых людей. Так называемые современные поэты не мучаются над одной строчкой, не стремятся ее превратить в алмаз. Поэтому так важно, чтобы мы знали настоящую поэзию, чтобы мы ее понимали.
Именно тогда мы будем понимать, почему наш великий А.С.Пушкин считал, что поэт не может быть равнодушным, замкнутым, он любит жизнь, любит людей, красоту. Поэт должен служить людям, жить для людей, творить для людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Знакомясь с лирикой великого поэта, мы задумываемся над многими проблемами пушкинского времени, и один из вопросов таков: «В чём проявляется избранничество поэта, как видел и понимал предназначение поэзии А.С.Пушкин?»
Тема поэта и поэзии в его лирике освещается всесторонне, так как это серьёзный и важный для творческой личности вопрос.
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, Пушкин говорит о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям Божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души.
«Вещим» поэт становится при условии, если избавится от празднословия и лукавства, а «грешный язык» будет заменён на «жало мудрыя змеи». Это значит, что в творениях своих поэт должен отражать гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы исполнять свою миссию. А для этого и «трепетное» сердце будет заменено на «угль, пылающий огнём». В таком случае поэт способен «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела. Это и является великой миссией пророка.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. Подчиниться он может разве что «воле божией» – «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной». Эта особенность творчества Пушкина отражена в стихотворениях «Поэту», «Поэт», «Поэт и толпа».
Что же имел в виду лирический герой стихотворения «Поэту», призывая «не дорожить любовию народной»?
В данном случае это означает «не искать признания, лестных оценок и похвал». Автор прав, так как добиться искренности в оценке творчества от современников трудно, а угождать «толпе» вовсе негоже человеку с чувством собственного достоинства. Действительно, разве можно сохранить своё право на свободу выражения мысли в соответствии со своими убеждениями, если прислушиваться к тому, что скажут по этому поводу критики или представители власти? Тем более, если поэт является образованным человеком, творческой личностью, он не сможет «писать по заказу», угождая определённым лицам. При наличии таких качеств, как самокритичность и взыскательность, он сам себе судья. Поэтому бранью толпы поэту следует пренебрегать, если в душе его горит «волшебный дар», который позволяет дарить плоды своего труда истинным ценителям поэзии.
Образ поэта в лирике Пушкина многогранен: это и пророк, и гражданин, и увлечённый человек, подчиняющийся вдохновению, и величественная фигура, как монумент, который «вознёсся выше. главою непокорной Александрийского столпа». Муза поэта соответствует его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним, как в стихотворении «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
«Вещим» поэт становится потому, что он о чём-либо «вещает», сообщает миру. Но «вещим» его называют и за дар предвидения (от слова «вещун», предсказатель), поскольку является он пророком и должен направлять свою мудрость на благо человечеству. Если же поэт отступит от главных заповедей, то среди «детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Душа поэта, как и его лира, не имеет права на лень или равнодушие. Поэтому, едва
. божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся.
Сам процесс творчества для настоящего мастера как священный ритуал, наслаждение и призвание:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
Для творческой личности необходимо, чтобы мысли в голове «волновались в отваге», тогда написание стихов будет плодотворным:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Творчество – это корабль, отправляющийся в плаванье. Такой образ-символ Пушкин создал в «Осени», где писал о любимом времени года, наилучшем для творческого процесса (в его понимании). И когда паруса поэзии наполняются ветром, то «. громада двинулась и рассекает волны».
Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Если стихи находят отклик в душах читателей, значит, они заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Можно с уверенностью сказать, что в образе поэта, нарисованном во многих стихах Пушкина, легко узнаётся сам Александр Сергеевич.