В чем видит шолохов трагедию гражданской войны по рассказам сборника донские рассказы

Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова (На примере рассказа «Чужая кровь»)

Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщее горе, сплачивающее народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Войны эти называли отечественными, когда люди боролись за свою независимость, и мировыми, когда в них вступало множество стран.

К сожалению, Россия прошла еще и войну гражданскую, войну между людьми одного государства. И это, наверное, самая большая беда. Если есть один общий враг у всего народа, то и правда для всех одна. В гражданскую войну столкнулись две позиции — старая и новая. И обе стороны были правы. Эта война сделала врагами даже родных людей. Революция взорвала Россию. Никто не остался в стороне.

Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в 1905 году. Он стал свидетелем ключевых моментов истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства: гражданскую войну, коллективизацию и Великую Отечественную войну.

Вообще, в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталкиваемся с трагедией, которую принесла людям война. Но она пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. О классовом и общечеловеческом повествует один из лучших рассказов цикла — «Чужая кровь».

Обычная старая казачья семья теряет в войну единственного сына. Тоска по нему постоянно терзала стариков, Гаврилу и его жену. Верили они, что вернется Петро и пойдет прежняя спокойная жизнь. Даже хозяйство без него не велось: «Пропал сын — некому стало наживать». Но вскоре приходит точная весть — погиб Петр. Тут становится ясно, что родителям нужна надежда на возвращение сына. «А ежели я не хочу этому верить?!» — багровея, захрипел Гаврила. Необходимо было старикам кому-то дарить свою любовь. И это чувство сделало чудо. Во-первых, исчезла классовая ненависть к продотрядникам: «И глядя на них, уже не ощутил Гаврила в дрогнувшем от ужаса сердце той злобы, что гнездилась там с утра». Во-вторых, старики вернули к жизни полумертвого молодого красноармейца, который пришел отбирать у них хлеб. «Четвертые сутки лежал он в горнице шафранно-бледный, похожий на покойника… На четвертый день с утра на щеках белокурого зарозовел румянец…».

Постепенно так полюбили Гаврила с женой этого красноармейца-рабочего, что даже называть его стали не настоящим именем — Николай, а Петр, как сына.

Так простые человеческие ценности: любовь, милосердие и доброта — победили классовую ненависть к людям другого мира, нарушившим вековые казачьи устои, к людям, пришедшим к ним с бедой. И лишь ужасы войны заставляют заново посмотреть на эти вещи, оценить их. В эти страшные годы проявление заботы и милосердия к своему классовому врагу считалось ненормальным, более противоестественным, чем, например, убийство отца сыном по идеологическим соображениям.

Но не остался Николай в казачьей станице. Чужой была для него жизнь среди казаков. Звал и манил его родной завод, вырастивший и воспитавший Николая человеком «чужой крови». По-человечески он понимал, что благодарен Гавриле и его жене за то, что они вернули его к жизни, полюбили его, как родного сына. Но классовое сознание было сильнее человеческих чувств, и Николай уезжает на родной завод, чтобы продолжать служить идеалам революции.

«Донские рассказы» — это быль казачьих станиц периода гражданской войны. Жизнь станицы, ее интересы разделяются на две половины: одна — за большевиков, за новь; другая — за «казачью честь», за устои самодержавного строя. Рассказы Шолохова композиционно отчетливы, резки, в них не чувствуется растянутости. В большинстве своем они посвящены гражданской войне, сталкивающей, как врагов, отца с сыном, брата с братом, вызывающей в ее участниках, наряду с дикой жестокостью, и готовность пожертвовать собой для блага общего дела, и живое сочувствие к более слабым, ломаемым железной поступью войны.

Именно общечеловеческие ценности Шолохов ставит на первое место в рассказе «Чужая кровь». Автор отвергает чудовищную братоубийственную войну. Несомненной заслугой Шолохова является отсутствие личных симпатий в описываемых ситуациях. Нет у него и таких понятий, как «хорошие» красные и «плохие» белые. Или наоборот. Автор беспристрастен, и рассказы получаются правдивые, искренние, отчего только выигрывает читатель. Да, с одной стороны, Шолохов воевал на стороне большевиков. Но ведь, с другой — он родился и вырос на Дону, и казачья жизнь, старинные традиции казаков для него — неотъемлемая часть его самого. Возможно, именно поэтому Шолохов в первую очередь призывает к всеобщему примирению и согласию.

Источник

Трагедия Гражданской войны по произведению Донские рассказы (Шолохов М. А.)

«Донские рассказы» — ранние произведения Михаила Шолохова, описывающие классовую борьбу народа.

Трагедия Гражданской войны заключается в том, что это братоубийственная война. По мнению Шолохова, освободительную войну оправдывает общий враг и священная цель — освободить Родину от неприятеля. Каждый сражается за свои семьи, близких, друзей и родные места.

Гражданская же война страшна тем, что помимо обычных сопутствующих потерь, таких как смерти, мучения раненых, разрушения, нация к тому же истребляет сама себя.

Члены одной семьи, друзья, соседи и односельчане убивают друг друга, так как оказались по разные стороны и придерживались разных политических взглядов.

Молодое поколение, как правило, склонно отдавать предпочтение красным из-за их громких и справедливых лозунгов. Старшие жители хотят сохранить привычный уклад жизни. В белой армии воевали за ту Россию, к которой привыкли и которую любили. В красной армии воевали за то светлое будущее, которое рисовали в своем воображении. Но ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни.

Автор считает, что Гражданскую войну надо показывать правдиво, со всеми ужасами, без прикрас. Такой она и выглядит на страницах «Донских рассказов». Этому способствуют особенно откровенные и отталкивающие эпизоды, такие как описание изрубленного тела Фомы Коршунова в рассказе «Нахаленок».

В чем видит шолохов трагедию гражданской войны по рассказам сборника донские рассказы. 116680 1 0. В чем видит шолохов трагедию гражданской войны по рассказам сборника донские рассказы фото. В чем видит шолохов трагедию гражданской войны по рассказам сборника донские рассказы-116680 1 0. картинка В чем видит шолохов трагедию гражданской войны по рассказам сборника донские рассказы. картинка 116680 1 0.

И всё же Шолохов видит в людях справедливость и милосердие. Особенно это проявляется в рассказе «Чужая кровь», где в качестве основной тематики Шолохов рассматривает проявление гуманизма и заботы о ближних. Раненого бойца вражеского стана выходила пожилая чета, потерявшая собственного сына на войне. Со временем дед Гаврила с женой стали относиться к нему как к родному. И их горестная печаль была глубока, когда юноша принял решения вернуться в родные края.

Писатель прекрасно передает чувства людей, которые остаются отзывчивыми и способными на бескорыстную любовь, несмотря на обстоятельства и классовую ненависть.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

Разделы: Литература

Цели урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Слайд 1

Звучит песня Игоря Талькова «Есаул».

Наш урок начался с песни. О чем она?

После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. Эта одна из самых трудных тем русской литературы XX века, потому что подходы писателей к показу событий гражданской войны были разные, зачастую противоположные.

Вспомним, какие произведения вы прочитали?

— Какие произведения считались эталоном в освещении гражданской войны? Почему?

— Целый ряд произведений был изъят из литературного процесса. Почему?

Сегодня мы обратимся к «Донским рассказам» М. Шолохова. Тема нашего урока: «Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова». (Запись в тетрадях) Слайд 2

Чем сегодня нам могут быть интересны рассказы М.Шолохова?

III.Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Официальные рамки гражданской войны 1918-1920 гг.

Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.

Донское казачество, изображенное в рассказах М.Шолохова, всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти. Кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против советской власти в «Донских рассказах».

Индивидуальное сообщение История создания рассказов.

Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром, гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года. А лет ему было всего лишь семнадцать.

«Приходилось бывать в разных переплетах»,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу «Молодая гвардия», которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в «Журнале крестьянской молодежи» и на страницах газеты «Молодой ленинец». Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

Индивидуальное сообщение Особенности творческой манеры Шолохова. Язык, стиль рассказов.

Дебют был удачным. Автору нет и двадцати. Рассказы короткие, написаны простым, образным, сочным языком. Шолохов использует в рассказах просторечия и диалектные слова, что делает их очень жизненными.

— Чем привлекают «Донские рассказы»? (Стремительно, динамично развивающееся действие. Живая жизнь, стремление увидеть живых, реальных людей).

IV. Беседа.

— Где происходит действие рассказов? (На Дону) Слайд 4

Рассказ «Родинка» состоит из 6 частей. Почти каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.

Читая рассказы, мы видим Дон, станицы, хутора, казаков. «Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном». («Родинка») Слайд 5

В другом рассказе мы видим, как «Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью». («Пастух»)

Из степи, бурой, выжженной солнцем, дует горячий ветер. Все это донская земля Слайд 6

Здесь, на берегу Дона, в казачьих станицах, произойдут трагические события.

Анализ рассказа «Родинка» (1924г) Слайд № 7

Прочитать начало рассказа

Все смешалось, предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону.

— Что узнаем о Николке из анкеты?

— Почему в анкете не указывает отчество? О чем это говорит? (Вырос без отца. Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына)

— Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем свидетельствует портрет героя. («: плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая». В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Перед нами герой предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.)

— Каким видим после четырех лет войны? Его моральное состояние? (Все надоело, устал от жестокости, насилия, «уморился так жить», учиться хочется).

— О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве?

— Итак, Шолохов показывает, что изначально в Николке «зверино-волчье», что надламывает душу, не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

— Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? (Стал сиротой. «: до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля»)

— Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к «красным»).

— Его примета? (Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет).

— Такова история отца Николки.

— Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. «Новая жизнь» встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.).

— И сам волк появляется в 6 главе. (прочитать) Здесь волк даже человечнее, чем люди, «взвывающие по-звериному». Он потянул в лог «не спеша». В этом «не спеша» чувствуется сила, покой и правота своей жизни.

— Какую роль в раскрытии душевного состояния атамана играет пейзаж? ( Пейзаж подчеркивает очерствение души, тоску по утраченной жизни. «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной»,- пишет Шолохов об атамане).

— Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды. «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы». Душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну. Зачерствела, т.е. не осталось ничего человеческого.

— У атамана «душа зачерствела», у Николки «лицо злобой перекошено». Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?

— Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?

— Путь насилия: Николка сумел «ликвидировать две банды», а атаман говорит Лукичу: «Мы, дед, коммунистов ликвидируем».

— И на чьей же стороне дед Лукич? («Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал»).

— Лукич никого не предпочитает. Кто же любит грабителей и насильников! Он представитель народа. Народу война не нужна.

— Как заканчивается рассказ? (Отец и сын встретились во время боя. В ходе боя отец убивает Николая).

Выразительное чтение отрывка из 6 главы.

-Какие слова использует автор, чтобы передать душевное состояние атамана? («Завыл», «почернел» и т.д.)

— Почему застрелился атаман?

Выводы по рассказу Слайд 8

V. Самостоятельная работа. Рассказ «Чужая кровь». (1926)

Ответьте на проблемный вопрос: «Почему «Донские рассказы» заканчиваются рассказом «Чужая кровь»? Какую надежду читателю дает М.Шолохов?

VI. Подведение итогов урока. Слайд 9

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «В чем трагизм гражданской войны?»(По произведениям писателей XX века).

Источник

В чем видит М. А. Шолохов трагедию гражданской войны? (по рассказам сборника “Донские рассказы”)

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. А. Волошин
Гражданская война – трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного

Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа “Нахаленок”, детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа “Смертный враг”, подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа “Лазоревая степь” и т. д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные “недостатки”.
Если советские писатели (А. Серафимович “Железный поток”, Д. А. Фурманов “Чапаев”, А. Г. Малышкин “Падение Дайра” и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ “Родинка”); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землей (рассказ “Пастух”); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца – первого кулака в станице (рассказ “Продкомиссар”); красный пулеметчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ ” Шибалково семя”); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ “Бахчевник”) и т. д.
Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта “отцов” и “детей”), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. “Дети” обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им “до крайности справедливыми” (рассказ “Семейный человек”): землю – крестьянам, которые ее обрабатывают; власть в стране – выборным от народа депутатам, власть на местах – выборным комитетам бедноты. А “отцы” хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная.

В рассказе “Алешкино сердце” бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырехлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.
Гражданская война не дает никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа “Семейный человек”. Мики-шара – вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги.

Кулаки и белогвардейцы в “Донских рассказах” жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа “Алешкино сердце”, которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке – сестре Алешки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он “за харчи” нанял четырнадцатилетнего Алешку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил “за каждую пустяковину”. Безымянный белогвардейский офицер из рассказа “Жеребенок” убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребенка из водоворота.
Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алешка Попов из рассказа “Алешкино сердце”, Ефим Озеров из рассказа “Смертный враг”), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа “Шибалково семя”, Трофим из рассказа “Жеребенок”), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа “Продкомиссар”, Фома Коршунов из рассказа “Нахаленок”), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа “Пастух”, Николай Кошевой из рассказа “Родинка”). В этих героях автор подчеркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее свое и своих детей, которое они связывают с новой властью.
Однако уже в ранних “Донских рассказах” появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, еще больше раздувает гражданскую войну. В рассказе “Продкомиссар” отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила”. Дед Гаврила из рассказа “Чужая кровь” думает о большевиках: “Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман”.

В рассказе “О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына”, который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразверстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника – продкомиссара Голь-дина: “Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов”.

Как в сказке про богатырей…”; в рассказе “Пастух” после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идет в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту – учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т. д.
Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями.

Вероятно, поэтому следующим после “Донских рассказов” произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне “Тихий Дон”.

Источник

Концепция гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова

Концепция гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова

В 1925 году в издательстве «Новая Москва» вышли «Донские рассказы» Шолохова.

В литературу пришёл новый писатель. Кто же он, как складывался его жизненный путь, у кого он научился живому, яркому языку?

Путь к «Донским рассказам»

Шолохов родился 14 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа. Детские годы прошли в хуторе Кружилинском. Учился в Каргине, Москве, Богучаре и Вешенской. Окончил четыре класса гимназии.

В момент свершения Великой Октябрьской социалистической революции он учился в мужской гимназии в одном из уездных городов Воронежской губернии. В 1918 году, когда оккупационные войска подходили к этому городу, он прервал занятия и уехал домой.

Будущий писатель не только жадно вслушивался в рассказы бывалых казаков; он ходил смотреть возвращающихся с фронта, видел исхудалые обескровленные лица раненых бойцов, читал газеты, листовки. Память фиксировала лица, имена, факты, выражение человеческих глаз, отражение на лицах радости, горя, страха, надежды, смертной муки.

Весь 1920 год остатки махновского войска металась в поисках выхода, жестоко расправляясь с местными органами советов.

В начале осени 1920 года в станице Каргинской махновцы захватили отряд чоновцев. Среди пленных оказался и пятнадцатилетний школьный учитель Михаил Шолохов. По дороге к Васильевке пленных начали расстреливать по одному, а потом оставшихся решили разом прикончить в неглубоком овражке. Тут подлетела тачанка Махно. Он отпустил Шолохова.

Кто знает, какой след оставило страшное происшествие в душе впечатлительного юноши, какие картины рисовало его могучая фантазия.

Зимой 1922 года Шолохов переехал в станицу Букановскую, где работал продинспектором. Обязанности инспектора заставляли ездить по станицам и хуторам, выступать на собраниях, агитировать казаков помочь голодным городам.

Напряжённая работа, часто без сна и отдыха, постоянные тревоги и почти фронтовая обстановка, общение с коммунистами формировали характер стойкий и волевой, обогащали разнообразными впечатлениями.

Весной 1925 года Шолохов вернулся на Дон. Молодой писатель испытывал потребность видеть те места, где происходило действие его рассказов, общаться с теми, кому они были посвящены.Один за другим на страницах газеты «Молодой ленинец», в журналах «Огонёк», «Прожектор», «Смена» появляются рассказы молодого Шолохова: «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок».

«Рассказы о братоубийстве» или «Наука ненависти»

Первый рассказ Шолохова появился 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец». Это была «Родинка». Им открывается большой цикл донских рассказов, который создан писателем за год. Всего в сборник вошло около 25 произведений.

На первый взгляд может показаться, что в основе рассказа «Родинка лежит социально-классовый конфликт между красноармейцами, устанавливающими советскую власть на Дону, и бандой, отнимающей хлеб у мирных казаков. Причём драматизм изображённой ситуации усугубляется тем, что классовая борьба размежевала не только Дон, но и казачьи семьи: отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Однако в душевном состоянии непримиримых врагов много общего. Жизнь эскадронного командира Николки Кошевого, как и жизнь атамана банды, выбилась из привычной нормы. Об этом свидетельствуют портреты и авторские характеристики героев. В портрете Николки Шолохов подчёркивает противоречие между его юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война: «Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая» (герою 18 лет).

Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе» Шолохов М. А. Донские рассказы.- Судьба человека. М. «Дет. Лит.».1967 с.12. Глубоко символичным оказывается в этом плане название произведения.

Кроме того, слово «родинка» своим корнем связано со словами род, родной, родня, родство, родина, народ, обозначающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

В этом рассказе для автора важны не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный общечеловеческий смыл трагедии.

Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Символично его начало, определяющее движение времени по православному и церковному календарю.

Провожая сына на войну с красными, справил его дед Гаврила на славу, наказал служить так, как в старину его деды-прадеды служили царю.

Глубоким психологизмом наполнены шолоховские ремарки, сопровождающие диалог Прохора с дедом Гаврилой. С удивительной точностью и лаконизмом они фиксируют мучительные переживания старика, постепенное нарастание боли и злобы в его душе: «криво улыбнулся», «спросил резко и прямо», «нагибаясь, низким шёпотом спросил», «грозно рявкнул», «раздельно сказал», «багровея захрипел». Особенно выразительны финальная портретная зарисовка: «Глаза его налились кровью и слезами. Разодрав у ворота рубаху, он голой волосатой грудью шёл на оробевшего Прохора, стонал, запрокидывал потную голову…» Шолохов М. А. Донские рассказы М. «Московский рабочий». 1973 с 119. Здесь и нечеловеческое страдание, и нежелание верить в реальность случившегося, и лютая ненависть к той силе, которая отняла у героя самое дорогое, что было у него в жизни.

донской рассказ шолохов война

В быстром наступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны.

В «Донских рассказах» писатель откликается на самые животрепещущие вопросы времени, улавливает едва приметные проявления нового. Шолохов с большой правдивостью передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Его рассказы, отражая крайнюю поляризацию социально-классовых сил как примету эпохи, отличались резкой контрастностью.

Жестковатая контрастность изображения почти не допускает нюансировки и полутонов. Линия размежевания действующих лиц связана с единственным вопросом, который решал народ и который определял расстановку сил в каждом хуторе, в каждой семье: за революцию или против революции, за Советскую власть или против Советской власти?

Открытие донского цикла М. Шолохова состояло в том, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого Дона», так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Р. Кумов, С.Арефин, П. Краснов только подступали к этой теме, а развил у углубил её М. Шолохов. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного попутчика.

Белые и красные по-разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы. М. Шолохов ни в одном из рассказов не воспел гражданскую войну, она для него преступление.

М. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой нет и не может быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня.

1. Шолохов М. А. Донские рассказы М. «Московский рабочий», 1973.

2. Шолохов М. А. Донские рассказы.- Судьба человека. М. «Дет. Лит.», 2007. Рец. : Фортунатов Н Искусство правды и человечности.- Дон, 1972, № 5,с. 173-179.

3. Хватов А. И. «Художественный мир Шолохова» М. «Современник» 1978.

4. Литвинов В. Шолоховские уроки: Над страницами «Донских рассказов». «Новый мир», 1984, №5, с.222-238.

6. Три дня из жизни Шолохова: (Ст)/ публ., предисл. И примеч. В. Васильева// Молодая гвардия.- 1994.- №12.- с.225-237.

7. Журнал «Жизнь и творчество Михаила Шолохова», М. «Детская литература» 2008.

8. Сурков А. А. Краткая литературная энциклопедия М. «Советская литература»1975.

9. Славкин В. В. Большая школьная энциклопедия Литература. «Слово» 1999.

Подобные документы

курсовая работа [38,2 K], добавлен 24.04.2009

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм «Тихого Дона». Отражение гражданской войны в романе.

реферат [15,0 K], добавлен 31.08.2007

«Тихий Дон» М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

реферат [24,1 K], добавлен 26.10.2009

Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в «Тихом Доне». В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

сочинение [21,9 K], добавлен 20.01.2003

Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею «Тихий Дон». Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

реферат [82,7 K], добавлен 28.11.2008

Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

курсовая работа [26,4 K], добавлен 27.10.2013

Анализ творчества В. Быкова, В. Астафьева, А. Твардовского, М.А. Шолохова. Раскрытие нравственной, гражданской и духовной сущности героев произведений, проблем героизма и подвига человека во время Великой Отечественной войны, ее антигуманной сущности.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 28.11.2012

Попытка создания панорамы войны в романе «Они сражались за Родину». Мироощущение человека на войне в романе «Они сражались за Родину». Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

дипломная работа [86,7 K], добавлен 25.09.2009

Детские годы Михаила Александровича Шолохова. Русский писатель, крупнейший прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса. «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

презентация [671,1 K], добавлен 01.03.2012

Отражение событий революции и Гражданской войны в русской литературе, военное творчество поэтов и прозаиков. Изучение жизни и творчества И.Э. Бабеля, анализ сборника новелл «Конармия». Тема коллективизации в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

реферат [26,5 K], добавлен 23.06.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *