В чем видит сотников причину предательства рыбака

Тема душевной стой­кости и предательства в повести В. Быкова «Сотников»

Просмотров: 782 | Добавил: Ален_Делон (25.02.2019) (Изменено: 25.02.2019)

Всего ответов: 2
Обсуждение вопроса:

В чем видит сотников причину предательства рыбака. i3. В чем видит сотников причину предательства рыбака фото. В чем видит сотников причину предательства рыбака-i3. картинка В чем видит сотников причину предательства рыбака. картинка i3.

В чем видит сотников причину предательства рыбака. 89362519. В чем видит сотников причину предательства рыбака фото. В чем видит сотников причину предательства рыбака-89362519. картинка В чем видит сотников причину предательства рыбака. картинка 89362519.
В чем видит сотников причину предательства рыбака. 12. В чем видит сотников причину предательства рыбака фото. В чем видит сотников причину предательства рыбака-12. картинка В чем видит сотников причину предательства рыбака. картинка 12.

Военное прошлое не отпускало известного белорусского писателя Василя Быкова еще долгое время. Быков неоднократно возвращался в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны, создавая впечатляющие произведения, в которых не просто показывал истинное лицо войны, но и пытался решать множество философских вопросов, поднимая важные и глубокие проблемы нравственного выбора в условиях чрезвычайных ситуаций.

Самым значительным в идейном плане произведением Быкова стала небольшая повесть «Сотников», написанная в 1969 г.

В этой повести автор заострил проблемы истинного и ложного героизма, верности и предательства, которые стали основой для сюжета.

В повести оказываются вовлечены в общее дело два человека – Сотников и Рыбак. В военное время они смогли каждый по-своему показать свое истинное лицо, которое при обычной жизни, возможно так и не представился бы случай продемонстрировать. Война открывает души людей заставляя их вставать именно на тот путь, какой они выбирают самостоятельно. Сотников показал себя честным человеком, который с достоинством прошел через нечеловеческие испытания и даже перед лицом неминуемой смерти не отрекся от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь. Рыбак же, который вначале был показан знающим, опытным и сильным человеком, оказался слаб душой и предал Родину, боясь смерти. Он спасает свою жизнь ценой предательства и этим обесценил ее полностью. Он стал врагом, ушел в иную плоскость бытия, где ради собственной жизни можно встать на путь убийств и предательства. Быков изучает старую истину, гласящую, что на пороге смерти человек показывает себя таким, какой он есть в реальности, без лживых и удобных масок, которые он носил в обычной жизни. Только в ситуации тяжелого морального выбора можно увидеть, что есть у человека за душой, насколько крепки его убеждения и гражданская позиция.

Можно ли простить предательство? Есть в мире вещи, которые прощать нельзя. Предательство Родины, своего народа, самого себя – это не просто тяжелый моральный выбор и вечный крест, это замаранная навсегда душа, исковерканная жизнь, в которой больше нет ничего от того человека, которым был предатель ранее. Понять можно, простить – нельзя.

Источник

В чем видит сотников причину предательства рыбака

В чем видит сотников причину предательства рыбака. kak rybak stanovitsya predatelem. В чем видит сотников причину предательства рыбака фото. В чем видит сотников причину предательства рыбака-kak rybak stanovitsya predatelem. картинка В чем видит сотников причину предательства рыбака. картинка kak rybak stanovitsya predatelem.

Возможно, Рыбак вернулся бы из деревни с едой, если бы с ним не отправился Сотников, который чувствовал сильнейшее недомогание. Из-за этого мужчины медленнее передвигались, часто останавливались, вступили в перестрелку с полицаями, а потом были вынуждены скрываться в чужой избе.

К сожалению, на этом неудачи партизан не закончились. Когда в дом, где они прятались, вошли полицаи с обыском, Сотникова стал душить сильнейший кашель. Он то и стал для них полным разоблачителем, благодаря чему оба товарища вместе с хозяйкой дома, попали в плен к фашистам.

Та ночь в подвале для мужчин была самой тяжелой. Каждый думал, оставят ли их в живых и до последнего надеялись на спасение. Когда все же последняя надежда на спасение растворилась, каждый из мужчин придумал свой план дальнейших действий. И если для Сотникова совершенно очевидным стало то, что лучше взять вину на себя, чтобы других освободили, то Рыбак явно не собирался умирать.

Мужчина, как и в детстве, чувствовал страх. Но тогда по его вине пострадала девочка, лошадь и повозка, теперь же мог пострадать он сам. От его дальнейших действий завесила его единственная жизнь.

Поэтому, Рыбак, не медля, принимает решение перейти на сторону фашистов, утром, до того, как огласят приговор. Только бы успеть поговорить с начальником, только бы выжить! Потом он обязательно сбежит к своим, и будет все как прежде!

Рыбак делает свой последний «стратегический ход» и его помиловали. Только он не ожидал того, что будет сам вести Сотникова к месту «ликвидации». Сам будет придерживать бревно, чтоб тот вскарабкался и не упал раньше времени. Рыбак, не считал еще себя предателем. Он не делал ничего противозаконного, он не убивал и не вешал. Сотников сам выбил у себя пенек из-под ног…

На самом деле, у мужчины уже пошел процесс разрушения личности. Находясь практически на свободе, он даже не постарался пойти в «ва-банк» и устроить диверсию. Так или иначе, никто живым отсюда не уйдет. Пострадают все поголовно. Но тогда Рыбак еще был уверен, что после казни сбежит от полицаев.

Казнь состоялась. Рыбак почувствовал, что в нутрии его что-то надломилось. Возможно, это было угрызение совести, а может просто жалость к остальным бывшим сокамерникам. И тогда он вдруг ощутил безысходность положения. Он понял, что бессмысленно остался жить, и то, что теперь его навсегда будут терзать совесть.

И только тогда «партизан» перестает спорить с судьбою и становится настоящим «предателем», соглашаясь с безысходностью.

Источник

Как Рыбак становится настоящим предателем? По повести В. Быкова «Сотников» (*Общие критические статьи)

Ещё с начала их похода между Сотниковым и Рыбаком возникла «пропасть»: Рыбаку никак не удавалось понять, почему же его товарищ согласился идти на задание, когда он был простужен. На что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» (двое их однополчан не согласились идти за провизией). Но всё-таки почему Рыбак тал предателем? Как это вышло?

Когда главные герои оказались в плену, различие партизан стало ещё яснее. Во время допроса Сотников не говорит даже свою настоящую фамилию, когда Рыбак выдаёт некоторую информацию следователю.

Рыбак всё время пытается выкрутиться из сложившейся ситуации: он осознанно путает следователя и наводит на ложный след, но всё же говорит Портнову то, что не должен. Наконец Рыбак решает спасать «свою шкуру», и в итоге он становится предателем. Бывший партизан постоянно надеется на возможность побега и возвращение к своим, но он оказывается «запертым» в ловушке, из которой нет выхода.

А что касается Сотникова, так он до самого конца не мог поверить в предательство бывшего товарища, не понимал его поступок: «Безусловно, от страха или из ненависти люди способны на любое предательство. «, но Рыбак не был похож ни на предателя, ни на труса. Он всегда был достойным, «. видно, здесь. дело в корыстном расчёте ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова «Сотников»

Проблема предательства и героизма в повести Василя Быкова «Сотников»

Цели:

1. Образовательная – выявить позицию героев повести в ситуации нравственного выбора, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сотникова и Рыбака.

2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к такому понятию как война.

3. Развивающая – формирование навыков публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Метапредметные учебно-информационные умения:

— умение извлекать информацию из разных источников;

— умение отбирать материал по заданной теме;

— умение составлять письменные тезисы;

— умение подбирать цитаты.

А видел и пережил Быков многое. На обелиске одной из братских могил и его фамилия. Спас его счастливый случай: тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжили прорвавшиеся фашистские танки. В полку его и посчитали погибшим.

После окончания войны Быков ещё 10 лет служил в армии. Затем стал журналистом, и в ту пору и напечатал свои первые рассказы. Это были рассказы о деревенской жизни, о сельской молодёжи. Не сразу он стал писать о войне. Одной из причин, подтолкнувших автора рассказать о войне, было появление в русской литературе фронтовых книг его ровесников, Юрия Бондарева и Григория Бакланова. В 1956-1957 годах он создаёт первые военные рассказы и остаётся верным военной теме в следующих произведениях: « Обелиск», « Дожить до рассвета», « Сотников», «Мертвым не больно» и другие.

Повесть «Сотников» в своё время (70-е годы) вызвала большие дискуссии. Смысл споров вокруг произведения сводился к тому, что какой же Сотников герой, если не успел сделать ни одного выстрела, и какой же Рыбак предатель, если честно тащил на себе товарища, и нашёл выход спасти свою жизнь, чтобы потом перейти к своим и отмстить.

Для того чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, нужно было внимательно вчитаться в текст.

Каковы ваши впечатления о героях повести?

(Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью.)

Зачем автор подчёркивает немощь Сотникова, противопоставляя ей ловкость и физическую силу Рыбака? ( В экстремальной ситуации больной Сотников останется верен своим товарищам, Родине, а физически крепкий Рыбак станет предателем)

На эти вопросы нам и предстоит сегодня ответить.

До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку? (Из двух героев сначала нам больше нравится Рыбак).

Какие качества характера располагают к нему? (Энергия, он не злой, проявляет внимание к Сотникову, дает ему своё полотенце вместо шарфа, делится едой, 3 года был старшиной).

Был ли Рыбак трусом? Что говорится в повести об его участии в боевых действиях?

Учитель: Автор ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно то глазами Сотникова, то глазами Рыбака. Такое построение произведения даёт возможность сопоставлять и сравнивать не только поведение героев, но и мотивы, которыми они руководствовались, поступая так или иначе.

– Как вы думаете, почему во время перестрелки Рыбак не оставил Сотникова? Какие чувства им владели? ( В перестрелке с полицаями Рыбак решил уходить один- « Сотникова уже не спасти», а когда перестрелка затихла, он с облегчением подумал о том, что там, по- видимому, всё уже кончено, и только спустя некоторое время понял, что уходить нельзя- что скажут в лесу, в отряде? Не о спасении Сотникова он думал в эту минуту, когда возвращался за ним, а только о себе. )

– А почему до последнего отстреливался Сотников? («Спасти Рыбака»)

– Что тревожит Рыбака?

А Сотникова? (Подвёл, лучше бы отозвался, отвел бы немцев на себя).

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса? (Пётр : «Звери». Рыбак : «Что это же самое будет с ним?»)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают)

Учитель: Мы с вами до этого момента говорили больше о Рыбаке. Но ведь повесть называется «Сотников».

– Почему?

Учитель: Мы видим, как уже разошлись пути Сотникова и Рыбака.

– Что чувствует Сотников, когда понимает неотвратимость смерти?

Домашнее задание: Ответить на вопросы:

Источник

Проблема нравственного выбора в повести Быков «Сотников»

Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.

Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.

Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.

А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.

Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.

Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.

Анализ повести Быкова “Сотников” (сочинение)

Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения.

Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев.

В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.

В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности.

Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.

Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу.

В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.

Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу».

Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».

Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен… Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников…

тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому. ». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны.

В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно.

Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и… не мог согласиться на её сочувствие и помощь».

Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.

Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «… пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой».

И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил…

к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».

Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.

Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.

Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.

Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения.

Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *