В чем вы видите смысл заглавия романа тургенева отцы и дети
Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)
Заглавие романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» отражает содержание произведения, в котором автор раскрывает проблему разрыва между поколениями. Тургенев реалистично показал новую эпоху русской жизни, начавшейся в шестидесятые годы позапрошлого века, во время которой определились враждующие силы общества. Среди героев произведения есть и консерваторы, защищающие старые порядки; и либералы, выступающие за постепенные изменения в жизни; и демократы, настроенные на немедленное разрушение старых устоев.
В романе описывается взаимоотношение между «отцами» и детьми», связь «старшего» поколения и «нового». Как выглядит молодежь XIX века? Тургенев представил новое поколение в лице Евгения Базарова, главного героя произведения, и Аркадия Кирсанова. Они – нигилисты, отрицающие всех и все, революционеры-демократы и люди, пытающиеся изменить Россию, которая тонет в старых порядках и устоях.
«Старшее» поколение – это Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы – братья с либеральными идеями, родители Базарова – пожилые люди с консервативным взглядом на мир и другие герои романа, которые не придерживаются так называемой моды на «свободомыслие».
И Тургенев сталкивает этих людей, не имеющих ничего общего, заставляя каждого персонажа раскрываться во время этой беспощадной схватки. С первых эпизодов читатель замечает конфликт, который возникает между Базаровым и Павлом Петровичем, демократом и аристократом до мозга костей, нигилистом и консерватором. Понять, что эти люди из разных социальных слоев общества можно по детали описания внешности каждого персонажа: если у Евгения Васильевича рука обнаженная и красная, то у старшего брата Николая Петровича, наоборот, красивая рука «с длинными розовыми ногтями».
Павел Петрович ненавидит Базарова, волосатого «господина нигилиста», который оскорбляет русский народ и не признает принципов. Евгений Васильевич, в свое очередь, считает старшего Кирсанова бесполезным для общества, который только и может сидеть «сложа руки». Их взгляды расходятся во всем: если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Не принимает нигилист и природу, считая ее не храмом, а мастерской, тем самым вызывая лишь отвращение у представителя старшего поколения.
Такая антипатия закончилась дуэлью между Павлом Петровичем и Базаровым, в ходе которой Евгений ранил старшего Кирсанова в бедро.
Разрыв поколений «отцов» и «детей» можно увидеть во взаимоотношениях Николая Петровича и его сына, Аркадия. Стоит отметить, что младший Кирсанов, хотя и называл себя нигилистом, не являлся полностью таковым: он мечтал иметь семью, спокойствие и домашний уют. Его кратковременный демократический взгляд на мир отразился на взаимоотношениях со своим отцом: «с ласковым сожалением на лице» он отбирал у Николая Петровича произведение Пушкина и клал перед ним «другую, немецкую» книгу, которую посоветовал ему Базаров. Но пути Евгения и Аркадия разошлись, как в море корабли: младший Кирсанов понял, что отрицать все – глупо и невозможно. Конечно, это поймет и Базаров. Но слишком поздно.
Для полного раскрытия темы «отцов и детей» важны и взаимоотношения между Базаровым и его родителями. Отец и мать Евгения – люди старой закалки, воспитанные в строгих правилах. Они верят в Бога, придерживаются консервативных взглядов и до безумия любят своего единственного сына, чего нельзя сказать о самом Базарове. На первый взгляд, отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно. Но это далеко не так. Важно помнить, что Евгений Васильевич – нигилист, который отрицает все, и даже любовь. Базаров не проявляет открыто свои чувства не из-за того, что не умеет, он просто не считает нужным это делать. Такова натура главного героя романа Тургенева «Отцы и дети».
«Дети» в романе Тургенева – это бескомпромиссные люди с отсутствием преклонения перед авторитетами и старыми истинами, которые имеют приоритет полезного над прекрасным. Но такая молодежь не устраивает «отцов». Абсурд? Думаю, всего лишь старая добрая правда жизни.
Пример сочинения 1
Роман “Отцы и дети” занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.
Во-первых, основной конфликт произведения – это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что “Отцы” Кирсановы и “Дети” (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.
В ссорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды Базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.
Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.
Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.
Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.
Пример сочинения 2
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма – модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.
Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.
Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.
По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».
Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой — спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.
Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает».
Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».
Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!». Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.
Позиция Базарова в этом разговоре — не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.
И как противовес дворянским «отвлеченностям» — убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.
Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.
Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.
Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.
Пример сочинения 3
Иван Сергеевич Тургенев – один из лучших писателей 19-го века, произведения которого составили внушительную часть золотого фонда русской классики. Пожалуй, лучший роман, который он написал, это “Отцы и дети”. В него он вложил все свое видение современной ему эпохи, раскрыв основные социально значимые проблемы, существующие между былым и будущим поколением.
Главный герой его бессмертного произведения Евгений Васильевич Базаров – молодой студент-медик, причисляющий себя к людям новаторских взглядов. По характеру и форме поведения его можно причислить к “лишним” людям, так как он не находил для себя единомышленников среди окружающих. Теория, которую он проповедовал, называлась “нигилизмом”, то есть полным отрицанием существования бога, любви, привязанностей и всего того, что веками складывалось в человеческом обществе.
Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением. Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом. Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов – истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение.
Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.
Он старается быть выше любви и не испытывать никаких привязанностей к женщинам. Даже та игра, которую он мимолетно затеял вокруг Фенечки, вызвана лишь желанием задеть Павла Петровича, самоутвердиться, доказать что-то себе и окружающим. Кирсанов-старший, не выдержав вызова в свой адрес, вызывает “нигилиста” на тайную дуэль.
Ему кажется, что честь Фенечки под угрозой. На самом деле, Евгению глубоко безразлична эта девушка, как и любая другая.
Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен. На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера.
Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.
Даже к своим родителям, которые искренне любили его несмотря на все недостатки, он относился довольно жестоко. Он не разрешал им открыто проявлять своей любви по отношению к нему, а сам обходился с ними сухо. Только перед смертью Базаров осознал всю бесполезность своего “нигилизма”.
Он во всем признался в письме к Одинцовой и просил не оставлять его стариков, которых теперь называл лучшими людьми на свете.
Смысл заглавия романа “Отцы и дети”
Смысл заглавия романа «Отцы и дети», написанного И. С. Тургеневым, заключается в том, что через отношения Базарова и Кирсанова раскрываются конфликты двух уровней: конфликт поколений и конфликт мировоззрений.
Конфликт между представителями поколений
Основная сюжетная линия связана с конфликтом между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Эти два героя-антипода являются представителями «детей» и «отцов».
Однако чтобы написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети»», нужно рассматривать не только внешний спор Кирсанова и Базарова, но и более глубокие причины конфликта.
Конфликт поколений
Через конфликт конкретных личностей И. С. Тургенев передает конфликт целых поколений.
«Дети» стремятся к открытию нового, к постоянному развитию и совершенствованию. «Отцы» же наслаждаются тем, что было построено ими. Они не хотят отпускать то, к чему привыкли, и впускать в свою жизнь что-то новое.
Демонстрируя борьбу поколений, И. С. Тургенев обратил внимание на проблему смены поколений. Этот процесс изображен сложным и неоднозначным.
Конфликт мировоззрений
Старшее и младшее поколение противоборствуют друг с другом, потому что имеют разные взгляды на жизнь. Павел Петрович Кирсанов и другие представители «отцов» живут по традициям прошлого, по законам своего поколения и правилам своих отцов. Они искренне верят в любовь, ценят искусство и природу.
Базаров же, представляющий новое поколение, демонстрирует совершенно другие взгляды: он отрицает любовь, искусство и ценность природы.
Разными являются и взгляды «отцов» и «детей» относительно общественных отношений. Павел Петрович является типичным представителем аристократии, которую отрицает Базаров.
Именно отрицание, как показывает И. С. Тургенев, за основу жизни взяло новое поколение.
Конфликт поколений отличается от конфликта мировоззрений тем, что не все представители младшего поколения являются «детьми». Так, Аркадий Кирсанов одного возраста с Евгением Базаровым, однако живет по традициям «отцов».
То есть заглавие романа И. С. Тургенева посвящено не столько конфликту поколений, сколько конфликту мировоззрений и взглядов на то, по какому пути должна пойти Россия. В произведении противопоставляются либеральные дворяне и демократы-разночинцы.
Смысл названия романа Отцы и Дети Тургенева
Роман под названием «Отцы и дети» поднимает животрепещущие темы, которые касаются каждого поколения. Люди рождаются в определенных столетиях, где существуют свои порядки, законы и нормы. С годами все меняется и приобретает другие формы. Родители, выросшие во времена твердых моральных принципов, не могут понять своих детей. Ведь дети выросли в другое время, когда стали зарождаться и процветать новые течения.
Родителям сложно понять своих детей, потому что они научены другим взглядам. Современная концепция повергает их в шок. Они даже воспринимать не хотят новые учения. Для них это несусветная глупость, как для молодого поколения старые принципы. Молодежи не понятно то, что было раньше. Они считают, что воззрения взрослых устарели и совершенно несовместимы с современной жизнью.
Общество отцов – это взрослые люди, имеющие прочный фундамент. Они прекрасно понимают, что такое причинно-следственная связь и пытаются объяснить это юношам. Однако, они не хотят прислушиваться ко взрослым. Мечтают только об одном: познать мир самостоятельно. Взрослые знают, что такое любовь, как можно построить крепкую семью. Они пытаются передать эти драгоценные знания своим детям, но не могут. Потому что те не способны слышать. У юношей есть свои идеалы и примеры для подражания.
Общество детей – юноши, молодые максималисты. Они думают, что отцы глупые и наивные. Даже не думают к ним прислушиваться, имеют свою правду и доказывают ее на каждом шагу. Критикуют любое действие взрослым, ставя все оплошности на вид. Чем очень раздражают старших, которые умудренные жизнью предупреждают об опасности подобного поведения.
Евгений Базаров носитель и основоположник нигилизма. Новое течение моментально захватило молодежь, которая стала активно продвигать идеи Базарова. Отцы пытались образумить детей, предупреждали, что разрушение моральных и культурных ценностей ведет к краху. К сожалению, никто не хотел к ним прислушиваться. В ответ были только упреки в непонимании и незнании устроения современного мира.
Проблема романа – конфликт поколений, который более чем актуален и на сей день. Родители и дети зачастую не могут найти компромисс. Все упорно стоят на своем и уверены в своей правоте. Мало кто задумывается о том, кому нужна эта правота. Ведь она разрушает отношения, из которых уходит теплота, доверие и любовь. На смену этим качествам приходят озлобленность, конфликтность и недовольство.
2 вариант
Произведение «Отцы и дети» затрагивает жизненные проблемы, которые имеют отношение к каждому поколению. Люди появляются в конкретное время, где есть собственные устои, заповеди и порядки. По прошествии лет все изменяется и появляются новые определения и понятия. Отец и мать, появившиеся в эпоху жестких нравственных взглядов, не способны понять собственных отпрысков. Поскольку детвора выросла в иной период времени, когда начали возникать и расцветать незнакомые для родителей процессы.
Старое поколение не может понять собственных отпрысков, так как они обучены новым порядкам. Новые представления вводят их в ступор. Они даже слышать не желают этого. Для них это невообразимая чушь, как для молодежи прошлые убеждения. Молодому поколению не ясно то, что было прежде. Они полагают, что взгляды старших отжили свое и абсолютно не подходят к нынешней действительности.
Евгений Базаров распространитель и родоначальник скептического отношения. Свежее направление мгновенно охватило молодых людей, которые стали энергично внедрять концепции Базарова. Родители хотели заставить образумиться отпрысков, предостерегали, что уничтожение нравственных и культурных традиций приведет к концу. К несчастью, ни одна живая душа не слушала их. На это были лишь обвинения в отсутствии понимания и в неведении как устроена сегодняшняя действительность.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл названия романа Отцы и Дети
Популярные сегодня темы
Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова «Палата №6». Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии
Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь
Даже в 21 веке все продолжают говорить о Великой Отечественной войне, продолжают праздновать победу, рассказывать новым поколениям о том, как важно помнить о героях той войны
Каждый человек желает иметь крепкое здоровье и прекрасную фигуру. Для некоторых людей эти аспекты являются решающими на всем жизненном пути.
По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.
Смысл названия «Отцы и дети» кратко
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в самом названии заложена основная тема произведения – неизменный конфликт старшего и молодого поколений. Данная проблема была весьма злободневной во время написания романа, не утрачивает она своей актуальности и по сей день.
В своем произведении автор показал противостояние отцов и детей на примере двух семей, однако своей задачей Тургенев видел раскрытие этой проблемы в более широком смысле. Консерватизм, жизненный опыт, некоторая заскорузлость старшего поколения служат тем барьером, который не дает возможности принимать свежие, новые взгляды на жизнь, предлагаемые молодежью.
«Отцы» стремятся навязать «детям» свое видение мира, однако зачастую их мнение совершенно не интересует последних. Одни консервативны, другие – прогрессивны сверх всякой меры. Неудивительно, что найти разумный компромисс меж столь отдаленными друг от друга полюсами крайне сложно, и политические, социальные и личные разногласия между двумя поколениями перерастают в неразрешимые споры.
Непростые взаимоотношения отцов и детей остаются неизменными на протяжении многих поколений. Автор призывает читателей задуматься над этой проблемой, научиться слушать и слышать друг друга, уважать иное мнение.