В чем вы видите смысл личностно ориентированного подхода в образовании

Технология личностно-ориентированного обучения

В чем вы видите смысл личностно ориентированного подхода в образовании. 41cfd8b23f1436a1b197cd4629589441. В чем вы видите смысл личностно ориентированного подхода в образовании фото. В чем вы видите смысл личностно ориентированного подхода в образовании-41cfd8b23f1436a1b197cd4629589441. картинка В чем вы видите смысл личностно ориентированного подхода в образовании. картинка 41cfd8b23f1436a1b197cd4629589441. Наталья Гусева
Технология личностно-ориентированного обучения

О личностно – ориентированных технологиях обучения.

Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в едагогической практике нашего времени довольно часто. И любому едагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

Развитие ученика, как личности (его социализация, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Учение как субъектная деятельность ученика, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного обучения, т. е.образования:

В личностно-ориентированномобразовании предполагается следующие позиции педагога:

развития личностного потенциала ребенка и умение максимально

стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по

собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)

каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования:

— помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении

собственной личностной позиции в жизни:

— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной

— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение

способов их решения,

— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

Личностно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы,методы и приемы ЛОП-а:Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

К основным понятиям личностноориентированного подхода можно отнести следующие:

— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).

2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.

— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.

— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.

— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностно ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как:

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.

— если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит);

— если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания,соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Различают четыре основные группы технологий:

2. личностно-ориентированные

— разноуровневого обучения,

— коллективного взаимообучения,

— модульного обучения);

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.

— опыт, включающий знания, умения, привычки.

2. Коллективное взаимообучения

Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.

При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.

3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.

Методологические основы организации

личностно-ориентированного урока (занятия)

Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству,иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Основные различия между традиционным и

личностно-ориентированным уроком (занятием).

Традиционный урок Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение

8.Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)

С личностно-ориентированной направленностью

— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.

— Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).

— Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

— Использование проблемных творческих заданий.

— Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

— Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

— Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

— Отметка, выставляемая ученику в конце урока,должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

— При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель) распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С.Якиманской являются:

использование субъектного опыта ребенка;

предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата, а важного средства реализации детского творчества;

обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Список использованной литературы:

Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с.

Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения Уважаемые коллеги! Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся ситуацией как говорится в поговорке «Все новое.

Мастер-класс для педагогов «Технология развивающего обучения» Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году Мастер-класс «Технология развивающего.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене» Учитель МОБУ Усть-Ярульская Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии Мастер- класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии.

Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании» В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений.

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Часть 1. Технология проблемного обучения: теоретические основы Знания только.

Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду» Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду» Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного.

Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения на уроках истории Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения Изменения в обществе, экономике, политике и культуре.

Технология коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка» Мною было разработано универсальное дидактическое пособие «Умная сумка». Оно представляет собой разновидность лэпбука (собирательный образ.

Технология проблемного обучения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ручеек» г. Ртищево Саратовской области» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Доклад: « Актуальность применения личностно – ориентированного подхода при развитии интеллектуального потенциала обучающихся»

Учитель: Музалёва Марина Александровна

1. Личностно-ориентированный подход в обучении

1.1 Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении

1.2 Особенности личностно-ориентированных технологий в обучении

2. Личностно-ориентированный подход в воспитании

1. Личностно-ориентированный подход в обучении

1.1 Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении

Личностно ориентированное обучение – это обучение, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Это признание ученика главной фигурой всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.

Функции личностно-ориентированного образования:

гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

— оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

— отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

1.2 Особенности личностно-ориентированных технологий в обучении

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие
возможности максимального развития каждого ученика, создание
социокультурной ситуации развития исходя из признания
уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая
его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Для того чтобы личностно ориентированный подход был востребован педагогами и вошел в массовую практику школ необходимо технологичное описание этого процесса. Якиманская И. С. определяет технологию личностно-ориентированного обучения как принципы разработки самого образовательного процесса и выделяет несколько требований к текстам, дидакти ческим материалам, методическим рекомендациям, типам учебного диалога, формам контроля личностного развития ученика, т. е. к разработке всего дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения. Эти требования такие:

— учебный материал должен выявлять содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта ученика;

— в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

— активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечить ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

— конструирование и организация учебного материала, предоставляющего ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

— выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

— при введении метазнаний, т. е. знаний о приемах выполнения учебных действий, необходимо выделять общелогические и специфические (предметные) способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;

— образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторство).

особенность ориентация личность подход обучение

2. Личностно-ориентированный подход в воспитании

Воспитание, сложившееся в нашей школе, тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое воспитание называют еще директивным (руководящим), потому, что решения принимает и направляет весь процесс воспитатель, а воспитанник обязан только выполнять требования. Таким он и вырастает — пассивным исполнителем, равнодушным к тому, что и как делает. Педагогика указаний рассматривает воспитательное влияние по схеме «требование—восприятие—действие».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.

К числу наиболее значимых подходов относятся следующие положения.

1.В центр каждой концепции поставлен человек, как уникальное социально-биологическое существо, обладающее неповторимой системой индивидуальных психологических особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров. Это объясняется тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая кроме социальных качеств наделена различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д.

2.Исследователи педагогических проблем личностно ориентированного воспитания одним из главных условий его реализации видят изменение структуры воспитания – его перевод из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных. В результате, воспитание рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность воспитуемого, а своеобразное «педагогическое взаимодействие» с ней.

3.В содержании воспитания авторы предлагают перейти от формирования личности с заданными обществом качествами к созданию условий для ее самоактуализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических возможностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и др.).

4.Ведущим видом личностно ориентированного воспитания признается самовоспитание. Считается, что именно оно является наиболее эффективным в формируемой новой воспитательной среде. В этом случае воспитание реализует потребность общества в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет представить личностно-ориентированное воспитание как деятельность по формированию воспитательной системы (воспитательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал воспитуемого с целью достижения им ценностных (жизненных) ориентиров в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности. Такой подход придает воспитанию определенное своеобразие – предполагает субъект-субъектные отношения воспитателей и воспитуемых, а также признает приоритетность личностных ценностей последних в воспитательной деятельности педагога.

Следует отметить, что личностный подход выступает базовой ценностной ориентацией современного педагога. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании он означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив же должен выступать гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. А это во многом зависит от точного определения воспитателем своего места и педагогических функций.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».

Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Образовательная среда ориентированна на природосообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс».

Уважение самооценки личности ученика.

Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера.

Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности.

Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает в себя несколько этапов:

1 этап. Приступая к индивидуальной работе, классный руководитель изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребенка.

На 2 этапе воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показывает, что, изучая детей, педагоги используют как традиционную методику, так и альтернативную. Например, методы психолого-педагогической диагностики помогают изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психологические состояния ребенка), а также эффективность воспитательного процесса.

На 3 этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося, классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентацией, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных программ воспитания ребенка.

На 4 этапе происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя использование методов относительно каждого ученика должны быть индивидуализированы. Заключительным, 5 этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных и преодоление негативных качеств. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результативности.

Можно считать, что цель личностно ориентированного воспитания состоит в том, чтобы в ребенке заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания для становления самобытной личности, для продуктивного взаимодействия с окружающим миром.

Отсюда можно определить основные человекообразующие функции личностно-ориентированного воспитания:

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного авторитарного стиля отношений учителя и учеников.

В личностно-ориентированном воспитании предполагается иная роль и позиция учителя:

— оптимистический подход, авансирование доверием (эффект Пигмалиона), умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития.

— отношение к ребенку как к субъекту собственной ученической деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению к развитию.

Содержание личностно-ориентированного воспитания должно включать в себя следующие компоненты:

Исследователи выделяют несколько групп этих условий:

— психологическая атмосфера в образовательном учреждении в воспитывающей деятельности;

— межличностные отношения ученика с партнерами по учебно-воспитательному процессу, с людьми, с которыми он общается в образовательном учреждении (уровень авторитетности учителей, степень взаимопонимания и поддержки в классе и группах детей, уровень сплоченности);

— направленность и особенность организации воспитывающей;

— степень профессиональной компетентности воспитателей, профессиональные качества, творческий потенциал, стремление к профессиональному росту;

— материально-технические условия организации воспитывающей среды;

Личностно-ориентированная развивающая модель основной школы и призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное воспитание учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

Особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

Социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредовано, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

Воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

В школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.

Личностно-ориентированное воспитание предполагает:

1. Формирование интеллектуальной культуры:

— развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности;
— формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, к вооружению ценностями мировой цивилизации.

2. Нравственно-прававое воспитание:

— формирование у школьников осознания нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к человеку, Отчизне, Вселенной;
— формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

3. Экологическое образование и воспитание. Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах их деятельности.

4. Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни:

— формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха;

— укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию учащихся;

— формирование стремления к здоровому образу жизни.

5. Эстетическое воспитание:

— воспитание в детях способностей к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, искусства литературы;

— бережного отношения к памятникам культуры и искусства, народного творчества;

— формирование у школьников стремления к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда;

— обогащение и развитие эстетических умений и навыков.

Все эти качества начинают формироваться в сознании ребенка еще в дошкольный период, но наиболее продуктивным является младший школьный возраст. Поэтому так важно именно в это время заложить основы развития тех или иных качеств.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в воспитании
предполагает: создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося; интегрирование основного общего и дополнительного образования.

Изменилось время, меняются и требования к человеку, его образованности. Жизнь выдвинуло общественный запрос на воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, предлагать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения. Поэтому ориентиром содержания образования является развитие личности.

В условиях сегодняшнего дня школа остается единственным социальным институтом, который может взять на себя защиту прав каждого ребенка, которые бы обеспечивали ей полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных ресурсов.

Сегодня в педагогической науке ярко заявляет о себе личностно ориентированный подход, обеспечивающий создание новых механизмов воспитания и основывается на принципах глубокого уважения к личности, самостоятельности лица, учет индивидуальности.

Учитель в школе, прежде всего, имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я» и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.

Когда ребёнок приходит в школу, то классный коллектив становится реальным миром, и отношения в нём носят не только «учебный» характер. «Фон» положительного воспитания в классе оказывает сильное влияние и на процесс обучения.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.

Содержание личностно-ориентированного воспитания призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Личностно-ориентированное воспитание – это воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение к знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной школы.

Итак, современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *