В чем выражается биологическая надежность
БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ
Организм, взаимодействуя с окружающей средой, имеет механизмы, которые обеспечивают его жизнеспособность. В процессе филогенеза (историческое развитие того или иного вида) был создан своеобразный резерв у организма, который составляет так называемую биологическую надежность организма.
Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).
Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Например, в вентиляции легких участвует лишь 15 % легочной ткани, а при интенсивной физической работе — 25-30 %. В коре больших полушарий активны 4 % нервных клеток, что свидетельствует об огромных резервных возможностях нервной системы.
Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или. снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности температурной адаптации, а недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности организма.
За счет биологической надежности достигается экономизация функций организма. Организм в условиях покоя использует только часть своих функциональных возможностей для адаптации к различным воздействиям, сохраняя резерв для ответной реакции в экстремальных ситуациях. Например, максимальная частота сердечных сокращений у человека составляет примерно 170-180 циклов в 1 мин. В раннем возрасте частота сердечных сокращений у детей, даже в 1 покое, равна 120-130 уд./мин, тогда как у взрослых нетренированных людей — 80 уд./мин, а у тренированных спортсменов — 60 уд./мин. Благодаря уменьшению частоты сердечных сокращений увеличивается резерв функциональных возможностей сердца.
1.6. АДАПТИВНОСТЬ
Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Различают адаптацию физиологическую и социальную. Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).
В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремальных факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов.
Любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контролем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, которые включают корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринные железы. При формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) особое значение имеет гипофиз и надпочечники, они синтезируют адаптивные гормоны.
Социальная адаптация заключается в том, что человек должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. д.
Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем взрослого человека, поэтому учителям и родителям следует оберегать детей от резких изменений условий жизни, воздействия непривычных для них раздражающих факторов. Затрудняет адаптацию неблагополучный анамнез* ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возможности организма детей в критические периоды развития.
Поступление детей в школу в корне меняет характер их жизни. Им приходится адаптироваться к школьной нагрузке — физической, умственной и эмоциональной. Проведение нескольких часов в день за партой в школе, дома за столом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Незрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а также недостаточное развитие координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Из-за недостаточной силы нервных процессов, преобладания процессов возбуждения над процессами торможения возможны неустойчивое внимание, ухудшение памяти и быстрое утомление. Многие школьники испытывают гиподинамию (уменьшение двигательной активности), которая ведет к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки.
* Анамнез — сведения о наследственности, перенесенных болезнях и условиях жизни больного как материал для диагноза.
Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.
1. Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. У 40 % детей наблюдается повышенная двигательная активность. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
2. Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь шкоды, учителя, плохих отметок и т. д.). Установлено, что около 15 % детей не справляются со школьной нагрузкой, из-за чего возникают различные заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания. В таком случае следует перевести. ребенка на индивидуальное обучение либо повременить с его обучением..
Поскольку адаптация младших школьников протекает на разных уровнях (нервно-психическом, двигательно-поведенческом, вегетативном, биохимическом и т. д.), то для оценки адаптации используют различные тесты и методики.
Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Понятие о надежности биологических систем. Возбуждение. Сигнальные системы действительности. Возрастные особенности системы крови. Определение частоты дыхательных движений.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Понятие о надежности биологических систем
Живой организм представляет собой, с одной стороны, сложнейшую многоэлементную систему, и совокупность иерархически связанных систем, с другой. Под системой вообще понимают комплекс взаимозависимых, но в то же время относительно самостоятельных элементов или процессов, объединяемых выполнением определенной функции. Так, организм в целом во всем многообразии его взаимосвязей с внешней средой и выполняемых функций как самостоятельное образование является живой системой. В то же время организм представляет собой сложную иерархию (т.е. взаимосвязь и взаимоподчиненность) систем, составляющих уровни его организации: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный, системный и организменный. Например, ядро клетки, сама клетка или такой орган как печень могут быть названы живыми или биологическими системами.
Надежностью биологической системы называют ее способность сохранять целостность и выполнять свойственные ей функции (это деятельность, направленная на сохранение целостности и свойств системы) в течение определенного времени, составляющего, как правило, продолжительность жизни. Свойство надежности обеспечивается рядом принципов:
1) принцип избыточности — обусловлен наличием большего, чем требуется для реализации функции числа элементов, например, множества нервных клеток и связей между ними (структурная избыточность), множества каналов передачи информации, излишнего ее объема (информационная избыточность) и т.п.;
2) принцип резервирования функции — обеспечивается наличием в системе элементов, способных переходить из состояния покоя к деятельности. Это происходит, например, при необходимости повысить интенсивность функционирования, для чего вовлекаются резервные элементы. Так, при спокойном дыхании функционируют (вентилируются) не все альвеолы легких, а при усилении дыхания включаются резервные. Приведенный вариант реализации принципа резервирования ведет к увеличению числа функционирующих в системе элементов. Особое значение приобретает наличие резервных элементов при повреждении или отказе части действующих структур. При этом вовлечение резервных элементов обеспечивает сохранение функции;
Нервные волокна различаются толщиной, наличием или отсутствием миелиновой оболочки, скоростью проведения возбуждения, длительностью потенциала действия, продолжительностью следовых потенциалов.
русло при повышении температуры тела, мышечной работе, подъеме на высоту, при кровопотере. [4, с. 115]
Плотность (удельный вес) крови.> У новорожденных плотность крови несколько выше (1.060—1.080), чем у детей более старших возрастов. Установившаяся с первых месяцев жизни плотность крови (1.052—1.063) сохраняется до конца жизни с небольшими колебаниями у взрослых и составляет в среднем 1.055—1.062 для мужчин и 1.050—1.056 для женщин.
Относительная вязкость крови велика в первые дни постнаталь-ного периода в основном из-за увеличения числа эритроцитов. К концу первого месяца жизни вязкость снижается и остается затем на более или менее постоянном уровне. У новорожденных первых 3—5 дней жизни вязкость крови почти в 2 раза больше, чем у взрослых, а именно 10.0—14.8. Постепенно снижаясь, она достигает к концу первого месяца обычных цифр— в среднем 4.6 усл. ед.
Величина вязкости не зависит от пола: у девочек средняя величина относительной вязкости крови составляет 4.58, у мальчиков—4.6 усл. ед. Изменение величин относительной вязкости крови у лиц пожилого и старческого возраста не выходит за пределы нормы — в среднем 4.5 при колебаниях между 3.5 и 5.4.
Относительная вязкость сыворотки крови у детей всех возрастов составляет в среднем 1.88 усл. ед.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
Определение частоты дыхательных движений
Для работы необходимы: часы с секундной стрелкой, обследуемые.
Процедура: для определения частоты дыхательных движений кладут руку на подложечную область обследуемого и подсчитывают число движений за 1 мин. Так как дыхание легко изменяется произвольно или под влиянием эмоций, то при определении отвлечем внимание обследуемого. С этой целью делаем вид, что считаем пульс. [3, с. 400]
Результаты исследований
В одном из выбранных нами классов оказалось, что частота дыхательных движений 25-30 раз в минуту. Это объясняется тем, что мы проводили исследование сразу после урока физической культуры. Известно, что при мышечной работе дыхание учащается в 2-3 раза. У нескольких человек (число придумайте сами) частота дыхания была 15-18 раз в минуту, эти учащиеся не посещали урок физкультуры. У одной школьницы, хоть она и не была на уроке физкультуры, насчиталось дыхательных движений до 26 раз в минуту. Как оказалось, у нее была высокая температура из-за вируса гриппа.
Доступ к материалу ограничен
Оформите покупку для приобретения полноценной работы
БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ
Организм, взаимодействуя с окружающей средой, имеет механизмы, которые обеспечивают его жизнеспособность. В процессе филогенеза (историческое развитие того или иного вида) был создан своеобразный резерв у организма, который составляет так называемую биологическую надежность организма.
Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).
Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Например, в вентиляции легких участвует лишь 15 % легочной ткани, а при интенсивной физической работе — 25-30 %. В коре больших полушарий активны 4 % нервных клеток, что свидетельствует об огромных резервных возможностях нервной системы.
Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или. снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности температурной адаптации, а недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности организма.
За счет биологической надежности достигается экономизация функций организма. Организм в условиях покоя использует только часть своих функциональных возможностей для адаптации к различным воздействиям, сохраняя резерв для ответной реакции в экстремальных ситуациях. Например, максимальная частота сердечных сокращений у человека составляет примерно 170-180 циклов в 1 мин. В раннем возрасте частота сердечных сокращений у детей, даже в 1 покое, равна 120-130 уд./мин, тогда как у взрослых нетренированных людей — 80 уд./мин, а у тренированных спортсменов — 60 уд./мин. Благодаря уменьшению частоты сердечных сокращений увеличивается резерв функциональных возможностей сердца.
1.6. АДАПТИВНОСТЬ
Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Различают адаптацию физиологическую и социальную. Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).
В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремальных факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов.
Любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контролем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, которые включают корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринные железы. При формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) особое значение имеет гипофиз и надпочечники, они синтезируют адаптивные гормоны.
Социальная адаптация заключается в том, что человек должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. д.
Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем взрослого человека, поэтому учителям и родителям следует оберегать детей от резких изменений условий жизни, воздействия непривычных для них раздражающих факторов. Затрудняет адаптацию неблагополучный анамнез* ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возможности организма детей в критические периоды развития.
Поступление детей в школу в корне меняет характер их жизни. Им приходится адаптироваться к школьной нагрузке — физической, умственной и эмоциональной. Проведение нескольких часов в день за партой в школе, дома за столом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Незрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а также недостаточное развитие координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Из-за недостаточной силы нервных процессов, преобладания процессов возбуждения над процессами торможения возможны неустойчивое внимание, ухудшение памяти и быстрое утомление. Многие школьники испытывают гиподинамию (уменьшение двигательной активности), которая ведет к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки.
* Анамнез — сведения о наследственности, перенесенных болезнях и условиях жизни больного как материал для диагноза.
Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.
1. Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. У 40 % детей наблюдается повышенная двигательная активность. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
2. Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь шкоды, учителя, плохих отметок и т. д.). Установлено, что около 15 % детей не справляются со школьной нагрузкой, из-за чего возникают различные заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания. В таком случае следует перевести. ребенка на индивидуальное обучение либо повременить с его обучением..
Поскольку адаптация младших школьников протекает на разных уровнях (нервно-психическом, двигательно-поведенческом, вегетативном, биохимическом и т. д.), то для оценки адаптации используют различные тесты и методики.
Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.
Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 5643 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Деятельность организма в целом: нервно гуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз, биологическая надежность.
Организм представляет собой единое целое, в котором строение и функции всех тканей, органов
и систем органов взаимосвязаны. Изменение строения и функций
любого органа и системы органов вызывает изменения строения
и функций других органов.
Воздействие внешней среды на организм и ответная реакция
организма на условия жизни, как упоминалось, происходит
посредством нервной системы. Внешняя среда оказывает влияние на
регуляцию обхмена веществ, а следовательно, на рост и развитие
всего организма и отдельных органов и тканей.
Решающее значение для роста и развития организма детей
имеют социальные и экономические условия жизни: жилище,
питание, бытовые и гигиенические условия, трудовая деятельность,
физические упражнения, перенесенные заболевания и др. На рост
и развитие детей влияют также время года, климат и
географические условия; наиболее благоприятен умеренный климат. При
одинаковых материальных условиях жизни дети интенсивнее
растут, развиваются, прибавляют в весе летом (в июле и августе)
и осенью; в первой половине года вес тела не изменяется или
даже уменьшается (в мае и июне). Все это факторы экзогенные.
Однако экзогенные факторы, например, солнечная радиация,
повышение и понижение средней температуры внешней среды и
другие, не являются основными, определяющими рост и развитие
детей. Оказалось, что в годы повышенной солнечной радиации и
температуры внешней среды рост и развитие детей снижались, а
половое развитие задерживалось вследствие ухудшения
материальных условий жизни. От одной трети до половины детей,
поступивших в некоторые школы-интернаты, отличались низким
физическим развитием или развитием ниже среднего. При разных
условиях внешней среды через 6 лет обучения и воспитания в этих
школах у подавляющего большинства детей физическое развитие
стало средним и выше среднего. Существенное влияние на
физическое развитие детей оказывают труд, физические упражнения
и подвижные и спортивные игры, особенно на свежем воздухе.
Внешние факторы могут оказывать свое действие в
зависимости от внутренних, или эндогенных, факторов, активно
противодействующих экзогенным. К эндогенным факторам относятся
наследственность, состояние нервной системы и деятельность желез
внутренней секреции, особенно гипофиза, надпочечников, половых
желез, щитовидной, околощитовидиых и вилочковой желез.
Некоторые наследственные факторы, например рост родителей,
также не имеют решающего влияния, так как улучшение
материальных условий жизни увеличивает средний рост детей,
родившихся от менее высоких родителей.
Внутриутробные факторы также отражаются на росте и
развитии детей уже после рождения.
Условия жизни особенно быстро изменяют рост, вес и
окружность грудной клетки. Рост и ширина плеч и таза медленнее
изменяются в зависимости от условий жизни и являются более
устойчивыми показателями физического развития, особенно
ширина таза, которая мало изменяется при неблагоприятных
условиях. Решающее влияние социальных и экономических условий
жизни доказано резким отставанием роста и развития детей
неимущих классов по сравнению с имущими в царской России и
в капиталистических странах.
Гуморальная регуляция — один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, слюну) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями. У высокоразвитых животных, включая человека, гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции. Продукты обмена веществ действуют не только непосредственно на эффекторные органы, но и на окончания чувствительных нервов (хеморецепторы) и нервные центры, вызывая гуморальным или рефлекторным путём те или иные реакции. Так, если в результате усиленной физической работы в крови увеличивается содержание CO2, то это вызывает возбуждение дыхательного центра, что ведёт к усилению дыхания и выведению из организма излишков CO2. Гуморальная передача нервных импульсов химическими веществами, т. е. медиаторами, осуществляется в центральной и периферической нервной системе. Наряду с гормонами важную роль в гуморальной регуляции играют продукты промежуточного обмена.
Основным свойством живых систем является способность к саморегуляции, к созданию оптимальных условий для взаимодействия всех элементов организма и обеспечения его целостности.
Основные принципы саморегуляции.
1. Принцип неравновесности или градиента – это свойство живых систем поддерживать динамическое неравновесное состояние, асимметрию относительно окружающей среды. Например, температура тела теплокровных животных может быть выше или ниже температуры окружающей среды.
2. Принцип замкнутости контура регулирования. Каждый организм не просто отвечает на раздражение, а еще и оценивает соответствие ответной реакции действующему раздражителю. Чем сильнее раздражитель, тем больше ответная реакция. Принцип осуществляется за счет положительной и отрицательной обратной связи в нервной и гуморальной регуляции, т.е. контур регуляции замкнут в кольцо. Например, нейрон обратной афферентации в двигательных рефлекторных дугах.
3. Принцип прогнозирования. Биологические системы способны прогнозировать результат ответной реакции на основе прошлого опыта. Например, избегание уже знакомых болевых раздражителей.
4. Принцип целостности. Для нормального функционирования организма необходима его целостность.
Учение об относительном постоянстве внутренней среды организма было создано в 1878 году Клодом Бернаром. В 1929 году Кеннон показал, что способностью поддержанию гомеостаза организма является следствием работы его систем регулирования и предложил термин – гомеостаз.
Гомеостаз – постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости). Это устойчивость физиологических функций организма. Это основное свойство, отличающее живые организмы от неживого. Чем выше организация живого существа, тем более оно независимо от внешней среды. Внешняя среда – это комплекс факторов, определяющий экологический и социальный микроклимат, действующий на человека.
Гомеокинез – комплекс физиологических процессов, обеспечивающий поддержание гомеостаза. Он осуществляется всеми тканями, органами и системами организма, включая функциональные системы. Параметры гомеостаза являются динамическими и в нормальных пределах изменяются под влиянием факторов внешней среды. Пример: колебание содержания глюкозы в крови.
Живые системы не просто уравновешивают внешние воздействия, а активно противодействуют им. Нарушение гомеостаза приводит к гибели организма.
Биологическая надежность
Естественно, что организм, непрерывно взаимодействуя с окружающей средой, должен иметь механизмы, обеспечивающие его жизнеспособность в пределах широких колебаний окружающих условий. Поэтому в процессе филогенеза происходило широкое накопление жизненных возможностей, создание своеобразного резерва, который составляет так называемую биологическую надежность организма. Примером, подтверждающим высказанное положение, может служить развитие системы свертывания крови. Известно, что количество тромбина (фермента, вызывающего свертывание крови), содержащегося в 10 мл крови, достаточно для свертывания всей крови человека; в среднем в организме около 5 литров крови; следовательно, тромбина одного человека вполне достаточно для превращения в сгусток крови 500 человек. Принимая во внимание, что при свертывании используется лишь часть этого фактора, нетрудно представить колоссальные резервные возможности всей системы.
Принцип надежности присущ как всему организму в целом, так и его системам (центральной нервной системе, дыхательной, пищеварительной и т. д.). Накопление биологической надежности в отдельных органах и системах идет гетерохронно. В первую очередь максимальное увеличение надежности происходит в системах, приобретающих на данном этапе развития решающее значение. Так, например, концентрация факторов, участвующих в свертывании крови, у новорожденного уже близка к уровню взрослого человека. В течение первых двух лет жизни их количество повышается в 2–3 раза. Это увеличение совпадает с периодом овладения ребенком навыками ходьбы и, несомненно, повышает биологическую надежность организма, подвергающегося на данном этапе развития возросшей угрозе травм и повреждений.
Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других – взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).
Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Так, в вентиляции легких участвует лишь 15% легочной ткани, а при интенсивной физической работе – 25–30%. В коре больших полушарий активны лишь 4% нервных клеток, что свидетельствует об огромных резервных возможностях нервной деятельности. Следовательно, увеличение количества функционирующих элементов различных систем организма – один из важных стратегических подходов к повышению его резервных возможностей.
Надежность биологической системы наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности температурной адаптации. Недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности центральной нервной системы, что выражается в ухудшении показателей обучаемости и поведения.
Характеристика эмбрионального развития организма
Действие тератогенных факторов во время эмбрионального (с 3 до 8 нед) периода может привести к врожденным уродствам. Чем раньше возникает повреждение, тем грубее бывают пороки развития. При действии тератогенных факторов в фетальном периоде возникают малые морфологические изменения, задержка роста и дифференцировки, недостаточность питания плода и другие функциональные нарушения.
Нарушения зародышевого периода:
— развитие эмбриона в маточных трубах
— внематочная беременность (внутреннее кровотечение)
— единичная клеточная масса развивается и дает начало монозиготным близнецам.
— тератогенное действие — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторых физических, химических (в том числе лекарственных препаратов) и биологических агентов (например, вирусов) с возникновением морфологических аномалий и пороков развития (лекарственные средства и химические вещества, ионизирующее излучение, инфекции, метаболические нарушения и вредные привычки у беременной).
Эмбриональный период, именуемый эмбриогенезом, берёт начало с соединения ядер женской и мужской половых клеток и представляет собой процесс оплодотворения. Так, у тех организмов, которым свойственно внутриутробное развитие, эмбриогенез заканчивается рождением, у организмов с личиночного типа развитием – выходом из зародышевых оболочек.
Эмбриональный период развития имеет несколько стадий:
1.Зигота. При оплодотворении мужская половая клетка, достигая яйцеклетки, провоцирует её развитие. В ней начинают происходить химические и физические процессы, которые способствуют образованию симметрии яйцеклетки, ликвидации мембран ядер, в результате чего, ядра двух клеток соединяются, и образуется ДНК.
2. Дробление (первый этап развития зиготы) – начинается деление зиготы. В яйцеклетке, которая продвигается по фаллопиевой трубе, образуются борозды, благодаря чему происходит деление клеток. Образовавшиеся таким путём клетки называются морулы. Эту стадию проходят все многоклеточные организмы, которые размножаются половым путём, различным является только процесс деления клеток (радиальное, билатеральное, спиральное).
Особенностью деления клеток является то, что они не растут. Этот процесс предполагает образование из одной крупной клетки (яйцеклетки) большого количества клеток мелких, с меньшим количеством цитоплазмы возле ядер.
Эмбриональный период на этом не заканчивается, рассмотрим следующие стадии развития эмбриона.
3. Бластула (образование многоклеточной структуры в форме пузырька) – состоит из слоя клеток, которые именуются эмбриональными. Размер бластулы приближается к размерам яйцеклетки, поэтому при делении клеток, возрастает число ядер и ДНК.
4. Гаструляция – стадия движения клеток эмбриональных, в результате чего образуются три слоя зародышевых листов. Эта стадия характеризуется возрастанием синтеза белков и рибосом, в этот период происходит выпячивание полюса (вегетативного) внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость, которая получила название бластопор или первичный рот.
Таким образом, гаструляция является необходимым моментом развития эмбриона, посколькуэмбриональный период на этой стадии даёт возможность формированию его органов и тканей, а также систем организма.
Следует отметить, формирование тканей и органов эмбриона в разные периоды имеют разную чувствительность к повреждающим воздействиям среды, например, к инфекциям, радиации или химическим агентам. Эти периоды повышенной чувствительности называют критическими, здесь повышается вероятность развития отклонений.
Так, эмбриональный период имеет несколько критических моментов. Рассмотрим их более детально:
1. Период бластулы (первые две недели после зачатия) – эмбрион либо погибает, либо продолжает развиваться без отклонений. В это время погибает большое количество эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток.
2. С двадцатого по семидесятый день после оплодотворения – период наибольшей ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы.
3. Плодный период характеризуется быстрым ростом плода. Здесь довольно часто могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили своего формирования.
Таким образом, эмбриональный период онтогенеза характеризуется формированием и развитием эмбриона путём делением клеток, образования у него тканей, органов и систем. У различных живых организмов этот период разнится по времени, но в любом случае, начинается он с момента зачатия и заканчивается рождением новой жизни.
Изменение с возрастом показателей физического развития (массы тела, окружности грудной клетки, длины тела, пропорций тела). Акселерация.
В 5—6 лет «ангельский» вид постепенно исчезает, ребенок вытягивается, его «пухлость» как бы «подсыхает», становятся видимыми контуры мышц и костные ориентиры, малыш очень быстро вырастает из своих одежек.
В конце начальной школы, примерно с 8—10 лет, наступает период препубертатного округления, когда темпы роста несколько замедляются по сравнению с темпами накопления подкожного жира. Как правило, начиная с этого возраста резко усиливается аппетит и вопрос «чем накормить ребенка?» сменяется заботой «как его накормить». Как уже было сказано выше, в этот период девочки обгоняют мальчиков и в росте, и в массе, и в отношении полового развития. Через 2—3 года все становится на свои места, мальчики вновь оказываются впереди девочек во всех отношениях.
Рост различных частей тела в течение жизни ребенка также происходит неравномерно. Так, от момента рождения до взрослого состояния высота головы увеличивается вдвое, длина туловища — в три раза, длина рук — в четыре раза, ног — в пять раз. То есть рост человека происходит в большей степени за счет удлинения ног. Из-за неравномерности роста скелета в длину на протяжении всего детства изменяются и пропорции тела. Мы бы очень сильно огорчились, если бы во взрослом состоянии сохранили пропорции периода новорожденности! У новорожденного относительно большая голова — на нее приходится четвертая часть всего его роста, короткие ручки и ножки. У взрослого высота головы составляет лишь десятую часть от длины туловища. Срединная точка у новорожденного соответствует пупку, а у взрослого она находится в проекции лобка. Замечено, что большая активизация роста, как и все в живой природе, происходит в весенне-летний период, осенью и зимой ребенок растет не столь интенсивно. В холодном климате и в условиях высокогорья рост людей, как правило, более низкий. Темпы роста систем органов и тканей ребенка различны. Рост всех основных внутренних органов, костей и мышц имеют довольно равномерный восходящий характер, соответствующий периодам ускоренного роста. Мозг ускоренно растет только на первых годах жизни и к пяти годам почти достигает размеров взрослого. Рост иммунной лимфоидной ткани, ее относительная масса достигает 200 % в возрасте от 3 до 6-7 лет. Это нормальная возрастная физиологическая реакция гипертрофии лимфоидной ткани, когда у ребенка можно прощупать увеличенные лимфоузлы, выявить разросшиеся аденоиды, увидеть огромные нёбные миндалины. Если они не воспалены и «не мешают жить», трогать их не надо, а следует терпеливо подождать, когда они сами начнут уменьшаться. Такой процесс обратного развития начинается с появлением признаков полового созревания.развития органов половой системы: до поры до времени эта система находится в «дремлющем» состоянии, ас 11—12 лет у девочек, и с 12—13 лет у мальчиков начинает «просыпаться», при этом у мальчиков увеличиваются мошонка и яички, растут половой член, предстательная железа, а у девочек начинают развиваться молочные железы, матка, трубы, яичники, наружные половые органы.
Родителям очень важно знать и учитывать такуюасинхронию роста различных органов и систем ребенка. Это может оградить семью от излишних волнений и принятия непродуманных решений, особенно связанных с вопросом удаления аденоидов и миндалин.
Таблица 1. Центильная таблица для мальчиков
Таблица 2. Центильная таблица для девочек
· большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
· более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
· более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целомокостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
· более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
· увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
· половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.
Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации.
Причины развития акселерации до конца не выяснены. Среди них называют: солнечную и космическую радиации, электромагнитное излучение, большую концентрацию углекислого газа, а также изменившиеся условия жизни – огромные потоки информации, урбанистическую цивилизацию, социальные и биологические факторы, в том числе и генетические – смешение наций, биологические циклы и т.п. Вероятно, здесь можно говорить о целом комплексе причин.
Также на проявление акселерационных процессов могут влиять социально-экономические предпосылки, особенности питания. Но ни в коем случае не климат или расовая принадлежность.
Вместе с тем, ускоренному физическому развитию детей не всегда соответствует умственное, психо-эмциональное развитие, чаще всего эти два процесса протекают неравномерно. Этот дисбаланс называют дисгармонической акселерацией. Получается так, что биологический возраст опережает психологический, в следствие чего появляется юношеский инфантилизм.
Вопрос 8.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1120 ; Мы поможем в написании вашей работы!