В чем выражается понятие информационная грамотность
Понятие информационной грамотности
Источники информации и информационные потребности
Адекватное использование информации, полученной из медиа источников и от других поставщиковинформации, зависит от способности людей анализировать свои информационные потребности, атакже искать информацию и оценивать качество информации, к которой они могут получить доступ.
Различные поставщики информации стимулируют доступ к ней, а в некоторых случаях позволяютлюдям хранить их собственную информацию. Помимо средств массовой информации, существуюти другие источники информации (например, медицинские обзоры, правительственные отчеты иустные сообщения). Информация может быть передана при помощи технологий (например, предвыборные дебаты по телевидению) или при личном общении (например, во время собраний городского совета), ее можно распространять, используя в качестве посредников медиа или людей.
Существует поразительное изобилие разнообразных информационных материалов, контента и ресурсов — в частности, в Интернете, — и все они различаются по степени точности, надежности иценности. Информация существует в разнообразных формах (текст, изображение илистатистические данные, электронный или бумажный формат), которые могут быть представлены вонлайновых хранилищах и порталах, виртуальных и реальных библиотеках, в коллекциях документов, базах данных, архивах, музеях и т.д. Однако качество предоставляемой такими источникамиинформации может варьироваться от «очень хороших» до «очень плохих».
Приступая к поиску информации, следует осмыслить, какая именно информация вам нужна. Информационные потребности — это потребность конкретного пользователя (или группы пользователй) в информации на определенную тему. Прежде чем оценивать источники информации, важноопределить для себя цель получения информации. Этот процесс поможет выявить надежные информационные источники. Можно попробовать найти ответ на следующие вопросы:
— Какой источник будет наиболее надежным для получения информации в данном конкретном случае?
— Какиеисточники с наибольшей вероятностью окажутся справедливыми, объективными, лишеннымискрытых мотивов и прошедшими контроль качества?
Источники информации источники можно разделить на три категории. Опытный пользователь выбирает несколько различных типов источников и использует их в соответствии со своими запросами.
1.Первичные источники — это оригинальные источники, не предполагающие интерпретацииинформации. Это исследовательские отчеты, прайс-листы, тексты речей, электронные послания,оригинальные произведения искусства, рукописи, фотографии, дневники, личные письма, устныеистории/интервью или дипломатические документы. Во многих сферах и контекстах всегда рекомендуется использовать по возможности первичные источники.
2. Вторичные источники предоставляют поставщики информации; в этом случае информация подвергается интерпретации, анализу или обобщению (например, научные книги, журналы, критический анализ или интерпретация данных). Несмотря на то, что рекомендуется использовать первичные источники, не обязательно в них содержится более авторитетная или объективная информация,чем во вторичных источниках. Субъективную оценку и другие формы предвзятого изложения информации можно скорректировать, используя рецензированные вторичные источники. Определениевторичного источника может варьироваться, в зависимости от дисциплины или контекста.
3. Третичные источники — это компиляции, указатели и другие организованные источники (например, рефераты, библиографии, пособия, энциклопедии, указатели, хронологические таблицы,базы данных и т.п.), которые содержат дистиллированную информацию из первичных и вторичныхисточников.
Сравнение этих трех категорий представлено по материалам библиотеки Университета Мэриленда (табл.1).
Таблица 1. Примеры источников информации
Дисциплина | Первичные | Вторичные | Третичные |
Искусство и архитектура | Живопись Мане | Критическая статья о произведении искусства | База данных ArtStor |
Химия / Естественные науки | Дневник Эйнштейна | Монография о жизни Эйнштейна | Словаь по теории относительности |
Инженерное дело / Физика | Патент | База данных NTIS | Инструкция по использованию изобретений |
Гуманитарные науки | Письмо Мартина Лютера Кинга | Веб-сайт о сочинениях Кинга | Энциклопедия по движению за гражданские права |
Общественные науки | Заметки клинического психолога | Статья из журнала по психологии | Учебник по клинической психологии |
Театр и кино | Фильм, снятый в 1942 г | Биография режиссера | Указатель к фильму |
Информационная грамотность
Информационная грамотность — это набор компетенцийс этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
Информационная грамотность включает следующие навыки:
— Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему япытаюсь решить?
— Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
— Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию?К кому обратиться за помощью?
— Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
— Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
— Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
— Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации.Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установитьмомент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, последостижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множестводругих источников.
Люди, обладающие навыками информационной грамотности, могут:
— понимать влияние медиа и формы представления информации в них;
— принимать информированные и независимые решения;
— получать новую информацию об окружающем мире;
— формировать чувство общности;
— поддерживать публичный дискурс;
— продолжать обучение на протяжении всей жизни;
— использовать медиа для самовыражения и творчества;
— использовать медиа с соблюдением соображений безопасности и ответственности;
— участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети.
Формы и способы выражения информации постоянно развиваются, следовательно, навыки информационной грамотности также должны непрерывно совершенствоваться. Отдельный человек едва ли в состоянии приобрести все существующие навыки информационнойграмотности, но каждый в ответе за непрерывное обновление своих навыков. Чем активнее мыприменяем наши навыки в области информационной грамотности, тем глубже становится наше понимание информации.
Процесс обучения информационной грамотности сегодня обычно имеет спонтанный,неформальный и несистематический характер. Как правило, медийная и информационная грамотность формируется без формального образовательного посредника. Это означает, что обучениеосуществляется без специального учебного плана, практическим, индуктивным способом, без посторонней помощи, на собственных ошибках, на основе советов ровесников или подражания ихповедению. Крайне редко эту информацию получают из учебников или пособий.
Важность включения информационной грамотности в образовательную программуна систематической основе является несомненной.Есть несколько способов решения этой задачи. Исследования показали, что наиболее типичнымиявляются три следующих модели или их комбинации.
1) ВУЗ включает в программу конкретные предметы, связанные с информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и дисциплины.
2) ВУЗ выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи ИКТ должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причем учить этому надо как студентов, так и преподавателей.
3) ВУЗ принимает решение об интеграции медиа образования практическим, неформальнымпутем в дополнение к конкретным предметам или вместо них или их перекрестное использование.
В основе всех трех моделей лежит мысль о том, что информационная грамотность является базовым навыком, который является основой для всех остальных и, следовательно, ее ненадо выделять в отдельный предмет, ни как навык, ни как коллективную практику. Правильнее рассматривать ее как систематическую интеграцию всего перечисленного и включать в нее системуценностей, способность критического восприятия и использования творческого подхода. Она вооружает информированную независимую личность средствами для активного участия в постоянноразвивающейся общественной сфере.
Преподавание информационной грамотности можно осуществлять на трех уровнях:
1. Элементарный уровень:
— В аудитории используются преимущественно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги);
— У студентов нет компьютеров;
— Преподаватель устно излагает материал и использует составление историй как инструмент работыв аудитории;
— Периодически используются простые презентации;
— Опыт работы с медиа инструментами самый элементарный: учащиеся способны включать ивыключать компьютеры, запускать программы, но им пока не разрешают работать с ними;
— Доступ студентов к библиотечным услугам ограничен.
2. Базовый уровень:
— В аудитории используются электронные и печатные материалы;
— У студентов есть возможность часто работать с компьютерами;
— Преподаватель поощряет студентов к активным действиям с информацией: писать и слушать тексты,создавать иллюстрации, записывать звук, фотографировать и т.д.;
— Студенты имеют доступ к библиотечным услугам;
— Основной упор делается на преимущества и ответственное применение информации.
3. Продвинутый уровень:
— В аудитории доступны и используются разнообразные источники информации;
— Студенты могут использовать компьютеры ежедневно;
— Студенты регулярно использует различные информационные технологии;
— В аудиториях используются сложные презентации;
— Библиотечные услуги доступны студентам каждый день.
Вопросы для самоконтроля:
1. Заполните свою таблицу примеров информационных источников, выбрав 6 любых дисциплин.
2. Какие информационные технологии (программные средства) вы изучали в школе? Как вы считаете, пригодятся (пригодились) ли полученные знания 1) при дальнейшем обучении 2) в профессиональной деятельности?
3. Использовались ли в вашей школе при обучении различные информационные технологии (презентации, электронные учебники, видео-курсы и т.п.)? Помогло ли это улучшить процесс обучения?
4. Какими программными средствами, по вашему мнению, необходимо владеть специалисту по направлению вашего образования и почему?
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 5338 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Сущность понятия информационная грамотность
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
. Сущность понятия информационная грамотность
Среди множества качеств выпускника начальной школы я бы выделила одно из важнейших: умение действовать в новой ситуации, информационную грамотность, в т. ч. коммуникативную. А это значит, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если она будет стимулировать самостоятельную деятельность ученика, ориентироваться на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.
Школа всегда выполняет социальный заказ и её деятельность осуществляется не в изоляции, а корректируется обществом. Поэтому от того, как школа выучит и воспитает, подготовит к жизни детей, зависит, каким будет общество через два, три десятилетия. События, происходящие в последние годы в России, поставили перед школой ряд сложных вопросов. Бурный рост национального и регионального самосознания, различные подходы к решению экономического развития регионов и многое другое поставило учителей школы перед необходимостью во многом по-новому взглянуть и оценить окружающую их действительность.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
грамотно работать с информацией;
самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
В процессе обучения учащимся начальных классов часто требуется выполнять задания, которые требуют от них умений ориентироваться в большом объёме информации, найти и выбрать тот материал, который подходит к теме. Это задания типа: написание сообщения, доклада, подбор литературы по заданной теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь маленькому ребёнку ориентироваться в большом объёме информации? На данный момент нет никакой методики обучения детей информационной грамотности, и эта проблема остаётся не разрешённой. В образовании недостаточно разработаны аспекты данной проблемы, поэтому в настоящий период, период “информационного взрыва” в современном обществе она является актуальной, востребованной.
Формирование информационной грамотности обеспечивает доступ к сокровищам национальной и мировой культуры. Для того, чтобы пользоваться этими сокровищами, необходимо формировать уже в раннем возрасте уважительное отношение к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей. Следовательно, второй важной задачей обучения является формирование экономической грамотности школьников, которая является составным элементом экономического воспитания подрастающего поколения. Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся. В рамках общей экономической грамотности в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. В деятельности классного руководителя это осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы.
Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат.
Экономическая грамотность в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобретать элементарные навыки поведения в условиях рынка, формирует сознательное, творческое отношение к труду, эффективное использование рабочего времени. Формирование экономической грамотности в начальной школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Конечно с основными понятиями экономики, учащиеся знакомятся в старших классах, чаще на уроках географии. Но элементарные простейшие знания должны закладываться уже в начальной школе. В процессе формирования экономической грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: формирование информационной и экономической грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе. Необходимость повышения грамотности в области информатики и экономики продиктована современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов.
К сожалению, единого пути для решения этих проблем в практике образования ещё не найдено. Вариативность учебных курсов и программ начальной школы даёт возможность учителю выбрать свой путь, направленный на достижение заданного качества образования.
Реализация поставленных задач (формирование информационной и экономической грамотности) может идти путем:
в рамках отдельных курсов информатики и экономики.
интеграции информатики с экономикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).
интеграция информатики и экономики с основными предметами, где информационные и экономические знания будут формироваться на основе выполнения практических заданий.
Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, овладение им элементарной культурой деятельности, в том числе и информационной и экономической. Учитывая требования современного времени, учитель должен находить пути достижения поставленных перед начальным образованием задач.
Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.
Немаловажное является также экономическое и информационное воспитание в семье. Оно призвано решать следующие задачи:
В области информатики:
Формировать у детей потребность в чтении.
Обучать детей поиску информации, в том числе с использованием компьютера.
Учить грамотно, оформлять результаты поиска.
Учителю необходимо расширять и углублять пропаганду экономических и информационных знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического и информационного образования.
Формирование информационной и экономической грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Под термином » информационная грамотность » будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Иногда вместо термина » информационная грамотность » используют термин «основы информационной деятельности».
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Media & Information Literacy For Teachers
Языки
МОДУЛЬ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ И БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
БЛОК 1. ПОНЯТИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 часа
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
После изучения данного блока педагоги должны уметь:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Термины XXI века «информация», «информационная грамотность», «ИКТ» и «ключевые ком- петенции» часто используются в различных дискуссиях, посвященных обществу, основан- ному на информации и знаниях. Гражданам необходимы новые компетенции (знания, на- выки и взгляды), чтобы участвовать в жизни этого общества и вносить в него определенный вклад. Эти термины должны быть понятны до начала обучения, и начать нужно с концепции информации.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Обсудите приведенные ниже определения информации:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сравните следующие определения термина «информационная грамотность»:
ОБЩЕСТВО, ОСНОВАННОЕ НА ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЯХ В
способах функционирования общества произошли значительные изменения. Под воздей- ствием быстрого развития технологий информация и знания стали движущей силой эконо- мической, общественной, политической и культурной жизни. Следствием этого стало то, что мы называем «информационным обществом» или «обществом знаний».
Статья на тему «Информационная грамотность учащихся»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информационная грамотность
Согласно пособию (стр.11-12) информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками :
умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,
способность к независимому обучению и созданию информации,
готовность быть информированным гражданином и профессионалом,
участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.
Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
Информационная грамотность включает следующие навыки:
• Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
• Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
• Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
• Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
• Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
• Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
• Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
Медийная грамотность
Медийная грамотность включает следующие составляющие:
Эстетические и креативные навыки: способность видеть, слышать, создавать и интерпретировать медиа контент. Учащиеся могут развивать эти навыки, самостоятельно создавая медиа контент.
Интерактивные навыки: способность общаться при помощи медиа и примерять на себя различные медиа роли. Эти навыки могут быть развиты в рамках коллаборативного обучения и практики. Интерактивные навыки указывают на готовность выражать свои мнения и установки.
Навыки критического анализа. Это умение интерпретировать и понимать значение различных медиа контентов. Учащийся может интерпретировать и оценивать медиа формы и контент, используя различные аналитические инструменты. Эти навыки лучше развиваются через изучение многообразных медиа контентов и жанров.
Навыки безопасности. Это умение находить выход из затруднительных ситуаций и избегать их.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. К началу XXI века создалась совершенно новая информационная образовательная среда. Но мы, педагоги, не являемся создателями этой среды, мы, скорее, её операторы. Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний. Заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Теперь необходимо правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать ИКТ для успешной учёбы и самообразования. [3]
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.
«Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений;
использовать информацию для принятия решений;
при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий:» [1]
Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.» [1]
Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
Тему недели определяет учитель, но делает это он таким образом, чтобы дети ощутили потребность в организации тематической недели как необходимой составляющей учебно-воспитательного процесса. Здесь должно проявиться мастерство педагога как организатора, его профессиональная выдумка, способность увлекать новыми идеями и проектами. При умелом вовлечении учащихся в этот процесс, они должны ощутить потребность в поиске новой информации, желание поделиться этой информацией с другими. Здесь педагог работает на повышение самооценки детей, реализацию творческого потенциала каждого ребёнка, утверждение его в коллективе и как отдельной и неповторимой личности. А у ребёнка формируется умение оценивать потребность в дополнительной информации.
Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.
Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.
Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.
Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ.
Вот несколько примеров организации и проведения тематических недель во втором классе.
Перед поездкой в Палеонтологический музей прошла неделя динозавров. Не надо говорить, насколько интересна эта тема для младших школьников. Ознакомившись со всеми сообщениями о видах динозавров, об их образе жизни, о причинах вымирания (это были доклады, презентации), дети поехали на экскурсию в музей. Слушая экскурсовода, ребятам приятно было узнавать сведения, с которыми они познакомились в классе во время недели динозавров. В музее не только получили много новой информации, но и закрепили уже известный материал.
Примеры тематических недель с указанием конечного продукта или мероприятия:
Скажем более того, тематические недели дают хорошую основу для работы с мотивированными учащимися, ощущающими потребность в поиске дополнительной информации по изучаемым темам. Некоторые дети стали проявлять инициативу и самостоятельно готовить сообщения для уроков окружающего мира, литературного чтения, русского языка, для внеклассных мероприятий. Сообщения, оформленные в виде компьютерных презентаций или текстовых докладов, содержат дополнительный материал к теме урока, теме классного часа, часто связанный с личным опытом, с личными впечатлениями.
В заключении отметим, что задача по формированию информационной грамотности учащихся может быть успешно решена педагогами, использующими компетентностный подход в обучении и воспитании, постоянно повышающими свою информационную грамотность, мастерски владеющими современными информационно-коммуникационными технологиями.
Желаем творческих успехов!
Тема моего выступления : Информационная грамотность в начальной школе.
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.
Актуальность данной темы заключается также и в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»
-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Что такое «информационная грамотность» школьника?
Под термином » информационная грамотность » будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
умение создавать свои источники информации;
умение использовать современные технологии при работе с информацией;
умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Информационная культура рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?
Во-первых, для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией»
ИКТ-ресурсы в предметах( интерактивная доска, магнитофон, фотоаппарат, микроскоп, диагностические датчики, аудио оборудование, др.)
С помощью таких электронных образовательных ресурсов как: Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» », которое содержит все области знаний, снабжено видео и аудиофрагментами, анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, пишут сочинения.
Проведение игр на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры;
Еще меня заинтересовала одна технология. Она называется «Квант»; направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС по формированию УУД на основе текстовой информации.
Технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление, преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.
Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1.Работа с источниками информации.
Знание о том, какие источники информации существуют.
Умение использовать различные источники информации
Умение использовать компьютерные технологии.
Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации
2. Обработка и представление результатов
Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
Умение описать и представить результаты своей работы.
3. Использование компьютерных технологий.
Умение вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета
Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!