В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию
Приспособленность цветковых растений
В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию, к перекрестному опылению, к перекрестному опылению рассмотрим ниже.
Приспособленность цветковых растений
Покрытосеменные растения в ходе эволюции «изобрели» для успешного размножения такой орган как плод. А с ним уже повсеместно распространяются и семена. Основные способы распространения семян и плодов:
Приспособленность цветковых растений к распространению семян ветром
Растения, которые распространяются ветром, имеют специальные приспособления: пушистые волоски (одуванчик, тополя), крыловидные выросты (клен). Благодаря этому они долго могут парить в воздухе и охватывать большие территории распространения. Если растение произрастает в сухой местности, то ветер может обломать его у корня и засохшее растение перекатываются по земле, рассыпая свои плоды и семена.
В чем проявляется приспособленность цветковых растений к жизни в воде?
Водные и околоводные растения формируют легкие плоды со специальной оболочкой (кокос, ольха, водяная лилия, кувшинка). Благодаря этому их семена не тонут в воде, а уносятся течением. Когда они прибиваются к берегу, болотистой местности или любой другой благоприятной среде, то произрастают в новое растение.
Приспособленность цветковых растений к опылению животными
Плоды с семенами некоторых цветковых могут цепляться за шерсть животного или одежду человека (репейник, череда) при помощи маленьких зубчиков или шипов. Так семена оказываются вдали от родительского растения и, попав в землю, прорастают.
Опыляться покрытосеменные растения могут при помощи насекомых. Приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми сформировалась под воздействием эволюционных сил природы. С появлением первых цветов, стал появляться и пчелиные.
Такое опыление, то есть перенос пыльцы с одного растения на цветок другого представителя того же вида, способствовало выживанию и процветанию покрытосеменных. В процессе эволюции выработался ряд приспособлений, который обеспечивает перекрестное опыление.
Приспособленность цветковых растений к перекрестному опылению выражена пространственным разобщением пестиков и тычинок: мужских и женских генеративных органов. На одних растениях развиваются мужские цветки с тычинками, а вот на других только женские с пестиками, либо у однодомных цветковых могут развиваться цветки и женского, и мужского пола. И пчела, которую привлекает запах цветка, опускается, чтобы собрать нектар. Таким образом, она собирает пыльцу с одного органа размножения на свои лапки и переносит ее на другой растение, тем самым опыляя его.
В общем выделяют еще такие приспособления как:
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие признаки приспособленности цветковых растений.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Размножение цветковых растений»
1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?
1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме
2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.
1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).
3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?
4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.
5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.
1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата
7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.
1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм
8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.
1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений
9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.
1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику
10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.
1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия
12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?
1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Размножение цветковых растений»
1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?
1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме
2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.
1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).
3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?
4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.
5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.
1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата
7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.
1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм
8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.
1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений
9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.
1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику
10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.
1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия
12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?
1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость
Приспособленность растений к совместной жизни. Помогите пожалуйста.
Приспособленность растений к совместной жизни в природе:
1. Ярусное строение природного сообщества. В сложившемся за много лет природном сообществе виды приспособились к совместной жизни и к условиям среды обитания. В разных ярусах наблюдаются неодинаковые условия местообитания. Так, например, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и дуют сильные ветры. Поэтому верхний ярус занимает светолюбивые виды растений, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян.
В ярусах ближе к почве значительно меньше света, так как кроны деревьев поглощают его, но в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса могут нормально развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения, с насекомоопыляемыми цветками и с плодами или семенами, которые распространяются животными (птицами, зверями).
2. Неодновременное развитие во времени. Приспособленность растений к совместному существованию проявляется не только в размещении растений по ярусам и в требованиях к факторам среды, но и в неодинаковых темпах и сроках их развития. Во внешнем облике биогеоценоза это проявляется в виде чередования массового цветения то одних, то других видов растений. Так же «слоями», один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают «свою долю» ограниченных условий среды обитания.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Приспособления организмов к условиям обитания»
1. Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?
Нет, нельзя. Почва имеет определенную структуру и в состав почвы обязательно входят живые организмы.
2. В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее четырех признаков.
1) короткий вегетационный период обеспечивает быстрое цветение и плодоношение до наступления низких температур;
2) поверхностное расположение корней объясняется подтаиванием только поверхностного слоя (из-за вечной мерзлоты), из которого растения всасывают воду;
3) опушение и восковой налёт на листьях уменьшают испарение воды;
4) низкорослость предохраняет от воздействия ветров и низких температур
3. Луга, произрастающие в лесной зоне и предоставленные сами себе быстро зарастают лесом. Однако в местах постоянного ведения сельского хозяйства этого не происходит. Почему?
В местах ведения сельского хозяйства подрост деревьев уничтожается пасущимися животными.
4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зимующие стадии растений и беспозвоночных животных имеют много сходных физиологических особенностей. (2) У них повышается интенсивность обмена веществ. (3) Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов. (4) Обычно увеличивается содержание воды в тканях, особенно в семенах и зимних почках растений. (5) Покоящиеся стадии могут длительно переживать условия зимовки. (6) Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. (7) В мире животных в анабиоз не впадают простейшие, для них характерна циста.
2 – у растений и животных понижается интенсивность обмена веществ
4 – обычно уменьшается содержание воды в тканях
7 – анабиоз характерен для простейших, он наблюдается на стадии цисты
5. Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.
1) появление воздухоносных полостей в органах растений обеспечивает их плавучесть (накопление кислорода);
2) механические ткани развиты слабо в силу высокой плотности воды (ослабленной гравитации);
3) слабое развитие корней в силу поглощения воды и минеральных веществ поверхностью растения;
4) расположение устьиц на верхней стороне плавающих листьев способствует испарению воды;
5) плавучесть плодов обеспечивает распространение семян водой;
6) подводные листья лентовидные (или сильно рассечёные), что предотвращает повреждение листьев при быстром течении
6. Почему на верховых болотах, расположенных в северных широтах, обитают засухоустойчивые (например, багульник болотный) и насекомоядные (например, росянка круглолистная) растения? Ответ обоснуйте, исходя из экологических особенностей (абиотических факторов) верховых болот.
1) в верховых болотах низкая температура воды;
2) в верховых болотах повышенная кислотность воды;
3) низкая температура и повышенная кислотность воды замедляют её поступление в корни растений, поэтому растения засухоустойчивые;
4) недостаток кислорода в воде;
5) бактерицидные вещества (сфагнол);
6) недостаток кислорода и бактерицидные вещества замедляют гниение органических веществ;
7) медленное гниение приводит к недостатку минеральных (азотистых) веществ;
8) насекомоядные растения пополняют недостаток азота за счёт питания насекомыми