В чем выражается селективность как критерий внимательности в психологии
Проблема внимания в психологии
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием — ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приеме детей в школу, при отборе для самой разной профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека. Однако в научной психологии проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят. Такое положение связано с двумя важными моментами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. Внимание, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет своего отдельного специфического продукта. Во-вторых, внимание является психическим инструментом активности субъекта, позволяющим ему не быть игрушкой внешних воздействий при взаимодействии с окружающим миром.
В некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений. Внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Например, в рамках гештальтпсихологии считалось, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия, т. е. организацией внешних стимулов. Поэтому отдельные исследования внимания считались ненужными и создающими «псевдопроблемы».
Однако тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психическими процессами или деятельностью субъекта, нельзя считать доказательством его «несуществования». Вниманием можно управлять, используя внешние или внутренние инструменты. Причем это управление не сводится к управлению деятельностью. Существуют специфические нарушения внимания, которые приводят к изменению поведения, к невозможности выполнять определенную деятельность, но которые отичаются от нарушений восприятия, памяти, мышления. Такие сведения, в основном из области прикладной психологии, не позволяют считать внимание лишь побочным или сопутствующим процессом.
На новом этапе развития представлений о внимании приверженцы когнитивной психологии в большинстве случаев описывают его как отдельную инстанцию и рассматривают либо как блок селекции информации, либо как резервуар ресурсов, либо как пульт управления процессами, либо как специфическую предвосхищающую активность (Величковский Б. М., 1982; Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995).
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди всего многообразия стимулов отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, с его ожиданиями и отношениями, с его целями и задачами. Громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не просто из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. Однако и среди различных потребностей и интересов, среди различных задач делается выбор, внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач. Поэтому место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.
Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Но пока основным методом исследования оставалась интроспекция, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь «подставкой», инструментом для их ментальных опытов. Используя объективный экспериментальный метод, В. Вундт обнаружил, что простые реакции на зрительный и слуховой стимулы зависят не только от характеристик внешних стимулов, но и от отношения испытуемого к восприятию этого стимула. Простое вхождение какого-либо содержания в сознание он назвал перцепцией (восприятием), а фокусировку ясного сознания на отдельных содержаниях — вниманием, или апперцепцией. Для таких последователей Вундта, как Э. Титченер и Т. Рибо, внимание стало краеугольным камнем их психологических систем (Дормышев Ю. Б., Романов В. Я., 1995).
· Внимание — осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.
В начале века эта ситуация резко изменилась. Гештальтпсихологи полагали, что объективная структура поля, а не интенции субъекта определяют восприятие предметов и событий. Бихевиористы отвергали внимание и сознание как главные понятия психологии сознания. Они попытались совершенно отказаться от этих слов, так как ошибочно надеялись, что смогут разработать несколько более точных понятий, которые позволили бы, используя строгие количественные характеристики, объективно описывать соответствующие психологические процессы. Однако спустя сорок лет понятия «сознание» и «внимание» вернулись в психологию (Величковский Б. М., 1982).
На основании чего мы можем утверждать, что имеем дело с механизмами внимания? Какие феномены психической жизни описывает это понятие? В психологии принято выделять следующие критерии внимания:
1. Внешние реакции — моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.
2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.
3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным».
4. Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.
5. Ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделялось на фокальную область и периферию. Единицы фокальной области сознания представляются устойчивыми, яркими, а содержания периферии сознания ясно неразличимы и сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии объектов, но и при воспоминаниях и размышлениях.
Исторически внимание принято определять как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. Это определение носит на себе явный отпечаток той эпохи, когда психология была «наукой о сознании». Сегодня определять внимание через сознание не совсем корректно, поскольку само сознание является еще более неясным психическим феноменом, который трактуется психологами совершенно по-разному.
Не все феномены внимания связаны с сознанием. Замечательный русский психолог Н. Н. Ланге разделил объективную и субъективную стороны внимания. Он полагал, что в нашем сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психические явления темнеют или бледнеют, все менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же это значит быть сосредоточенным на этом впечатлении (Ланге Н. Н.,1976).
В качестве основных свойств внимания выделяют направленность внимания на те или иные объекты и явления (в частности, внешнюю и внутреннюю), степень и объем внимания.
ответы по курсу. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся
Выберите несколько правильных ответов. По Б.Г.Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите несколько правильных ответов. По С.Л. Рубинштейну наблюдение может быть:
Выберите один или несколько ответов:
a. Внутренним.
b. Внешним .
Определите каким направлением в качестве предмета психологии выделен непосредственный опыт человека.
Выберите один ответ:
a. Научной психологией В.Вундта .
d. Гуманистической психологией.
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду –
Выберите один ответ:
b. Медицинская психология.
c. Возрастная психология.
d. Экологическая психология.
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека –
Выберите один ответ:
a. Медицинская психология.
b. Экологическая психология.
d. Юридическая психология.
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением, психологических особенностей трудовой деятельности человека, закономерностей развития трудовых навыков.
Выберите один ответ:
a. Возрастная психология.
b. Инженерная психология.
c. Медицинская психология.
d. Психология труда.
Психический факт – это:
Выберите один или несколько ответов:
a. Отражение действительности.
b. Реальная действительность.
c. Событие, явление в психике личности, группы людей.
d. Субъективное переживание.
Психология – это наука о:
Выберите один ответ:
a. Индивидуально-типологических характеристиках личности.
b. Закономерностях изучения психического развития человека.
c. Психических свойствах и состояниях личности.
d. Закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности .
Тема 2. Психика, ее развитие фило- и онтогенезеЭлектронная книга
Бытийное сознание включает:
Выберите один ответ:
a. Чувственные образы.
b. Значение и смысл.
В структуре психических процессов можно выделить следующие группы:
Выберите один или несколько ответов:
a. Двигательные реакции.
b. Познавательные процессы .
c. Эмоциональные процессы .
d. Волевые процессы .
К главным особенностям психики относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. Способность к чувствительности.
b. Способность реаги¬ровать на изменение внешней среды .
c. Способность отражать объективный мир .
d. Свойство только живой материи .
К познавательным процессам относятся:
Выберите один или несколько ответов:
c. Любой сознательный акт психической деятельности.
d. Память и мышление.
Выберите один ответ:
a. Проявление вынужденной ак¬тивности живого организма.
b. Сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды .
c. Высший уровень психического отражения и регуляции.
d. Поступки человека.
Выберите один ответ:
a. Способность человека осмыслять происходящие психические факты.
b. Активная познавательная деятельность.
c. Способ отражения реальной действительности.
d. Сложное свойство высокоорганизованной живой ма терии. Психология 1.2
Выберите один ответ:
a. Активная познавательная деятельность.
b. Сложное свойство высокоорганизованной живой материи.
c. Высший уровень психического отражения и регуляции .
d. Осознанное и самостоятельное поведение человека.
Выберите один ответ:
a. Отражение предметной действительности .
b. Система представлений о реальной действительности.
c. Осмысление собственной деятельности.
Эпицентром сознания является:
Выберите один ответ:
a. Чувственные образы.
b. Сознание собственного Я .
c. Субъективное понимание и отношение к ситуации.
d. Совокупность бессознательных психических процессов.
Психология 1.2
Тема 3. Психология поведения и деятельностиЭлектронная книга
Благодаря какому психическому процессу у человека появляется возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели?
Выберите один ответ:
Выберите несколько правильных ответов.
Определите характеристику понятия потребность.
Выберите один или несколько ответов:
a. Основное условие существования человеческого общества.
b. Источник активности живых существ .
c. Особая форма проявления активности, при помощи которой люди познают окружающий мир.
d. Состояние неудовлетворенности , которое испытывает живое существо в связи с нехваткой веществ .
Выберите характеристику понятия деятельности.
Выберите один ответ:
a. Основное условие существования человеческого общества.
b. Форма проявления активности людей, направленная по отношению друг к другу в процессе деятельности.
c. Особая форма проявления активности, при помощи которой люди познают окружающий мир .
Выберите один или несколько ответов:
a. Приобретенный навык.
b. Врожденные навык.
c. Основной элемент деятельности .
d. Система движений , направленных на достижение простой цели или задачи .
Психология 1.3
Вопрос 5
Выберите один или несколько ответов:
c. Потребность в игре.
d. Потребность в отдыхе.
Что помогает психике человека эффективно справляться с контролем и регуляцией деятельности и поведения?
Выберите один или несколько ответов:
a. Деятельность как особая форма активности.
b. Управление практическими действиями .
c. Правильное отражение объектов .
Что является ведущим компонентом в деятельности?
Выберите один ответ:
a. Знания, умения, навыки.
b. Приобретенные навыки.
c. Цель деятельности.
d. Высшие познавательные процессы .
Что является источником мотивов и целей?
Выберите один ответ:
d. Форма активности.
Психология 1.3
Тема 4. Ощущение и восприятиеЭлектронная книга
Выберите один ответ:
a. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
b. активное целостное отражение мира
c. отражение отдельных свойств предметов
Выберите несколько правильных ответов. Основными свойствами ощущений являются:
Выберите один или несколько ответов:
a. продолжительность и пространственная локализация
b. скорость и контролируемость
c. абсолютный и относи тельный пороги ощущений
d. качество и интенсивность
За счет чего мы видим мир трехмерным?
Выберите один ответ:
c. За счет того, что на сетчатке глаза мы имеем трехмерное изображение
К интероцептивным ощущениям относятся:
Выберите один ответ:
a. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи
b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях
c. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов
К проприоцептивным ощущениям относятся:
Выберите один ответ:
a. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов
b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи
c. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях
Выберите один ответ:
a. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов
b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях
c. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи
Выберите один ответ:
a. отражение отдельных свойств предметов
b. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
c. активное целостное отражение мира
Под константностью понимают:
Выберите один ответ:
a. относительную независимость образа от условия восприятия
b. связь восприятия с мышлением
c. способность выделять в потоке связанных сигналов отдельные элементы
Психология 1.4
Тема 5. Память и вниманиеЭлектронная книга
В чем выражается селективность как критерий внимательности?
Выберите один ответ:
a. повышение эффективности «внимательного» действия
b. высокая организация деятельности
c. возможность воспринимать информацию выборочно
Выберите один или несколько ответов:
a. направленность
b. переключаемость
Кратковременная память представляет собой:
Выберите один ответ:
a. процесс хранения информации
b. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени
c. удержание на некоторое время данных
Оперативная память представляет собой:
Выберите один ответ:
a. процессы запоминания , сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени
b. процесс хранения информации
c. удержание на некоторое время данных
Выберите один ответ:
a. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
b. активное целостное отражение мира
c. психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта
d. отражение отдельных свойств предметов
Произвольное внимание – это:
Выберите один ответ:
a. когда объект вызывает внимание сам по себе
b. когда человеку нужно специально заострить свое внимание на объекте за счет усилия воли
c. когда внимание заостряется на объекте по его ассоциации
Что относится к структуре направленности внимания во внешнем поле? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. отношение к потребностям
b. отношение к определенной деятельности
c. интенсивность раздражителей
d. новизна раздражителей
Эйдетическая память – это:
Выберите один ответ:
a. память на чувства
b. запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений
c. память на картины природы , представления, звуки и запахи
Психология 1.5
Тема 6. Воображение и мышлениеЭлектронная книга
Вопрос 1
Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов – это:
Выберите один ответ:
a. наглядно-образное мышление
b. словесно-логическое (или понятийное) мышление
c. наглядно-действенное мышление
Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах – это:
Выберите один ответ:
a. словесно-логическое (или понятийное) мышление
b. наглядно-действенное мышление
c. наглядно-образное мышление
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями – это:
Выберите один ответ:
a. наглядно-образное мышление
b. наглядно-действенное мышление
c. словесно-логическое мышление
Выберите один ответ:
a. психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий
b. свойство психики отражающее объективную реальность
c. психический процесс сознательного восприятия объективной реальности
Мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений:
Выберите один ответ:
a. классификация
b. анализ
Выберите один ответ:
a. психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта
b. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
c. обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях
Виды внимания: что такое избирательное или селективное внимание?
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое избирательное или селективное внимание, как его можно проверить с помощью нейропсихологических тестов, а также о том, какую роль оно играет в нашей повседневной жизни. Кроме того, вы узнаете, какие отделы мозга отвечают за этот когнитивный процесс.
Что такое внимание?
Внимание — это когнитивный процесс, состоящий из сложной системы находящихся в постоянном и непрерывном взаимодействии компонентов, который позволяет фильтровать релевантную информацию в зависимости от целей, намерений и мотивации, а также управлять мысленными представлениями и формировать ответы на стимулы.
Цель внимания — это поддержание необходимого уровня бдительности, а также обнаружение незначительных изменений в стимулах, отбор релевантной информации и отсев нерелевантной, сохранение данной информации во время выполнения действия, оценка уровня бдительности в каждый момент времени, в том числе оценка ресурсов, которые необходимо активировать, задействовать и оптимально распределить между активированными мысленными представлениями и операциями.
В связи с тем, что внимание — это сложный комплексный процесс, на протяжении многих лет были предложены различные модели для объяснения субкомпонентов внимания. Наиболее известна Иерархическая модель Солберга и Матеера, подразделяющая внимание на: Возбуждение, Фокусированное внимание, Поддерживаемое внимание, Селективное или избирательное внимание, Чередующееся или альтернирующее внимание и Распределённое внимание. В этой статье мы сконцентрируемся на избирательном внимании и его важности для нашей повседневной жизни.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.
Что такое избирательное внимание?
Давайте представим. Что происходит, когда мы читаем книгу и вдруг слышим звук сирены скорой помощи? Или когда хотим найти брюки в нашем шкафу. В обеих ситуациях наш мозг задействует механизм, посредством которого он сможет выделить целевой стимул, игнорируя все остальные окружающие стимулы. Этот механизм, являющийся частью когнитивной способности, это и есть то, что называется селективное или избирательное внимание.
Избирательное внимание — это способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы. Для этого наш мозг реализует процесс привыкания, благодаря которому мы не обращаем внимание на уже известные стимулы, фокусируясь на одной единственной задаче.
Области мозга, задействованные при избирательном внимании
За селективное внимание в нашем мозге отвечает так называемая Задняя (пространственно-зрительная) система внимания. К ней относятся области передней поясной коры, префронтальная дорсолатеральная область и хвостатое ядро. Эти области мозга сообщаются между собой с помощью нейротрансмиттера норадреналина. С помощью данного механизма мы можем фильтровать стимулы и расставлять приоритеты, классифицируя их по степени важности как мета-цели либо внешние стимулы (релевантные и отвлекающие). Всё это возможно благодаря ингибиции ненужных стимулов.
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему, если, например, вы мечтаете купить автомобиль определённой марки, вы замечаете на улице только эти модели авто? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как действует наш мозг в подобных ситуациях. Мозг реализует упорядоченную схему, где в приоритете находится то, что нужно человеку в данный момент. В нашем примере — это определённая модель автомобиля. В результате вы обращаете внимание на стимулы, соответствующие вашей схеме, в которую не включена ненужная вам информация, в данном случае — машины других моделей, которые находятся на улице. Мозг выборочно обрабатывает целевой стимул, ингибируя все появляющиеся отвлекающие стимулы, в результате чего у нас появляется ощущение, что всё, что окружает нас так или иначе связано с тем стимулом, о котором мы думаем. Все процессы ингибиторного контроля в ответ на стимулы происходят автоматически посредством процесса привыкания.
Объяснительные модели селективного внимания
В психологии существует несколько моделей, объясняющих как работает избирательное внимание. Эти модели являются замечательным практическим инструментом применения теории для интерпретации имеющейся информации. Все модели, объясняющие функционирование селективного внимания называются моделями фильтра. Одна из наиболее известных — это модель фильтра Бродбента. Согласно Бродбенту, информация от всех представленных стимулов входит в сенсорный буфер (который также известен как кратковременное хранилище). Из всей доступной информации выбирается стимул, соответствующий искомым характеристикам, а остальная информация отфильтровывается в целях предотвращения перегрузок системы обработки информации.
Самый известный тест, разработанный Бродбентом для оценки способности к селективному вниманию, — это Метод (задача) дихотического прослушивания. Метод заключается в том, что Бродбент одновременно отправлял различные цифровые сообщения (трёхзначные номера) в правое и левое ухо человека. Затем участникам было предложено повторить то, что они услышали в правом и левом ухе. По результатам данного исследования был сделан вывод о том, что мы способны единовременно воспринимать только один канал информации. Вся отсеиваемая информация зависит от характеристик стимула. Кроме того, Бродбент предположил, что отбор информации, на которую мы обращаем внимание, происходит до её семантического анализа, другими словами, до анализа содержания сообщения.
Как работает избирательное внимание
Важно определить механизмы, которые использует наш мозг для контроля интерференций и развития селективного внимания.
Отвлекающие стимулы могут иметь различные характеристики, согласно которым легко определить, нужно ли проигнорировать данный стимул или нет:
Нарушение селективного внимания может привести к снижению академической успеваемости
Оценка селективного внимания с помощью нейропсихологических тестов
Очень часто селективное внимание нарушается при различных расстройствах. Поэтому крайне важно провести тестирование внимания и других когнитивных способностей с целью обнаружить проблему и начать вмешательство. В клинической нейропсихологии используются различные задания на оценку и реабилитацию избирательного внимания. Самое известное — это тест Струпа. Этот тест часто включается в онлайн программы когнитивной стимуляции, поэтому он известен пользователям.
Тест или задача Струпа основан на способности мозга ингибировать автоматический ответ на стимулы. Тест представляет собой названия цветов (чёрный, зелёный, красный и т.д.), которые написаны буквами другого цвета, не совпадающими с названием. Например, слово «красный» написано синими буквами. Тестируемому предлагается назвать цвет, которым написано слово. Для успешного прохождения этого задания нам нужно селективное внимание, чтобы выделить нужный стимул среди отвлекающих стимулов, в данном случае, семантического типа. То есть, с учётом указанного выше примера, нужно назвать слово «синий». Это не так просто, потому что, как правило, первым приходит на ум именно прочитанное слово.
Аналогом теста Струпа, используемым для дальтоников или людей, которые не умеют читать, является Тест 5 чисел, в котором вместо слов и цветов используются цифры или числа.
Ещё один тест, вошедший во множество батарей нейропсихологических и скрининговых тестов — это задачи «go-no-go» («выполняй или тормози»). Это задание заключается в выполнении определённого порядка действий в ответ на конкретный стимул. При этом необходимо избегать отвлекающие стимулы. Например, нужно ударять по столу каждый раз, когда в показанном вам списке слов будет присутствовать буква А. Кроме избирательного внимания, этот тест также оценивает время реакции или отклика тестируемого.
Также широко используется Краткий тест на внимание (Brief Test of Attention). При прохождении этого теста тестируемый читает списки букв и цифр различной длины, и затем ему нужно определить количество цифр в списке, игнорируя при этом буквы. После прочтения 10 строк правила меняются и тестируемому предлагается посчитать буквы, игнорируя числа.
Ещё одна вербальная задача на оценку ингибирования автоматических ответов — это тест Хейлинга. Тест состоит из двух частей: в первой части тестируемому нужно закончить предложение подходящим по смыслу словом; а во второй части — наоборот, словом, не имеющим отношения к данной фразе. Этот тест позволяет оценить способность контролировать очевидные по смыслу автоматические ответы, которые возникают в голове у тестируемого, и способность заменить слово другим, не имеющим отношения к контексту.
Все перечисленные тесты могут быть адаптированы для различных слоёв населения. Также они могут быть модифицированы для использования в качестве превентивной меры для применения в группах по тренировке памяти.
При поражении орбитофронтальной зоны префронтальной коры человек становится импульсивным, неспособным к ингибиции. Импульсивность таких людей не позволяет им должным образом выполнять задачи, требующие селективного внимания.
В психотерапии, особенно при лечении депрессии или обучении самопомощи, используются стратегии для управления селективным вниманием, основанные на контроле мыслей с помощью самонаблюдения и саморегистрации и нацеленные на выборе нужного и ингибиции вредных стимулов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть важность избирательного внимания в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам повысить свою когнитивную продуктивность и снизить усталость. Кроме того, для нашего жизненного опыта также очень полезно фильтровать ненужную и негативную информацию. Представьте, что произойдёт, если за рулём или на улице мы начнём отвлекаться на всё подряд, не уделяя должное внимание самому главному!
Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, буду признательна за вопросы и комментарии.
Перевела с испанского Анна Иноземцева